Куприн годы жизни и смерти: Краткая биография Куприна Александра Ивановича, интересные факты для детей

Содержание

Куприн А.И. краткая биография, произведения, жизнь и творчество писателя, хронологическая таблица, интересные факты, личная жизнь, музей

Литература

12.11.21

9 мин.

Краткая биография известного русского писателя Александра Ивановича Куприна должна быть известна каждому со школы. Жизнь и творчество этого человека интересны для молодого поколения.

Оглавление:

  • Куприн Александр Иванович — русский писатель и переводчик
  • Кратко о биографии А. И. Куприна
  • Интересные факты из биографии Куприна
  • Самые известные произведения Александра Куприна


Посмотрим, какова биография писателя, жившего на переломе XIX-XX веков, как становилось его творчество и что влияло на это. Рассмотрим самые известные произведения и познакомимся с интересными фактами из жизни. Увидим портрет Александра Ивановича глазами окружавших его людей.

Куприн Александр Иванович — русский писатель и переводчик

Годы жизни и смерти — 1870. 09.07 — 1938.08.25. Писатель прожил 67 лет.

Из многочисленных источников известно, что русский писатель Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в местечке Наровчат, а умер в СССР, в Ленинграде.

Кратко о биографии А. И. Куприна

Попытаемся разобраться в биографии писателя. Все факты представлены хронологической последовательности.

Отец и мать

Про отца известно мало. Звали его Иван Иванович, являлся потомственным дворянином, умер от холеры, когда мальчику было меньше года.

Жена Ивана Ивановича, Кулунчакова Любовь Алексеевна, мать будущего писателя, воспитывала троих детей одна. Она была татарского происхождения, а ее родители были помещиками дворянского рода.

До рождения будущего писателя в семье уже были дети: две дочки и два сына, правда, последние умерли в младенческом возрасте. Поэтому семья Куприных с нетерпением ждала появления на свет Александра.

Для писателя мать была самым умным и сильным человеком, что и повлияло на его дальнейшую судьбу.

Детские годы

Как уже было сказано, отец Куприна умер через несколько месяцев после рождения наследника.

После этого маленький Александр вместе с матерью переехал в Москву, где и прошли его детские годы.

В 6 лет Любовь Алексеевна отдает сына в Московский Александровский сиротский институт для детей (в народе называемый «Разумовский»), где он и получает все необходимые в жизни навыки.

Образование

После пансиона, в 1880 году, Александр Иванович поступает в Московскую военную гимназию. А после продолжает обучение военному ремеслу в Александровском военном училище.

Начало творчества

Первые свои произведения он начинает писать в юности: проба пера происходит в совершенно разных направлениях: от поэзии до прозы на различную тематику). Именно в этот период он пишет цикл произведений на военную тематику.

Расцвет

Пик творчества этого писателя приходит на военные времена первой четверти 20 века. Самые известные очерки, рассказы и стихи были написаны именно в эти годы. Особое влияние на стиль оказала эмиграция за рубеж после 1919 года.

Личная жизнь

Известно, что у писателя было официально зарегистрировано два брака:

  1. Первая супруга, Давыдова Мария Карловна, родила писателю дочь Лидию, которой суждено было иметь два несчастливых брака и умереть через девять месяцев после рождения единственного сына Алексея. Мальчик воспитывался у своего отца. Став взрослым, участвовал в войне 1941 — 1945 гг., был контужен, умер впоследствии от заболевания сердца, явившегося следствием контузии.
  2. Вторая жена, Гейнрих Елизавета Морицовна, родила Александру Ивановичу двух девочек. Старшая, Ксения, работала моделью и актрисой. После себя оставила воспоминания «Куприн — мой отец». Детей не имела. Младшая — Зинаида, умерла в возрасте трех лет от воспаления легких. Во время Первой мировой войны Елизавета Морицовна работала сестрой милосердия, во время блокады Ленинграда умерла от голода.

Как видно, прямых потомков после себя Куприн не оставил.

Эмиграция

Со своей семьей писатель вынужден был уехать в Гатчину, где продолжал печататься в нескольких газетах.

Произведения отражают всю боль народа, страдающего от переворотов и революций.

Здесь он начинает писать повесть «Гранатовый браслет».

Помимо этого писатель пробует себя в различных трудовых профессиях.

Возвращение на родину

Общим голосованием был одобрен въезд Александра Ивановича в страну в 1936 году. Сталин, да и вся система, были не против этого. Сам же писатель рассказывал о причине возвращения на родину в своих очерках: главное, чем он руководствовался – тоска по отечеству и материальные трудности.

Последние годы жизни писателя

Последние два года жизни были сложными, поскольку Куприн страдал от тяжелой болезни, отчего собственно и умер в августе 1938 года. Рядом с кладбищем, где похоронен писатель, находится музей, построенный в его честь.

Интересные факты из биографии Куприна

Ещё несколько любопытных фактов:

  1. Фамилия писателя произошла от названия реки Купры, а имя от татарского Алле (allez).
  2. За свою жизнь Куприн перепробовал все возможные профессии. Авантюризм — черта характера, которая и бросала его на различные необъяснимые поступки. А вот писательством он никогда не хотел заниматься, популярность свою он называл «случайным событием».
  3. Особую роль в его жизни сыграла татарская кровь. Хоть с женщинами он и был застенчив, а вот с представителями своего пола он мог обращаться как великий татарский хан. Многие давали ему оценку: «волк в овечьей шкуре».
  4. У него было хорошо развито обоняние. Поэтому некоторый период времени он зарабатывал на жизнь своим умением различать тонкие нюансы аромата.
  5. Кроме того, у писателя были различные хобби. Правда, интерес к новому делу быстро загорался и быстро затухал.
  6. На родине писателя, в с. Наровчат, Пензенской области, открыт дом-музей, являющийся единственным в мире. Также там установлен первый в Российской Федерации памятник, в открытии которого принимала участие дочь писателя Ксения.

Самые известные произведения Александра Куприна

Популярными произведениями являются следующие творения, представленные в таблице.

Первыми работами писателя были стихи, которые так и остались неопубликованными. Первый рассказ «Последний дебют» вышел в свет 1889 году, когда Александру Ивановичу было 19 лет.

Кроме того известны различные рассказы и стихотворения этого писателя. В общей сложности он за свою недолгую жизнь написал более 200 различных произведений разных тематик, оставаясь при этом романтиком. Многие произведения этого автора являются классикой, которую необходимо знать каждому!

биография, личная жизнь, жена и дети

Куприн Александр Иванович – классик русской литературы. Его произведения нашли отклик не только в сердцах современников. Творческим наследием писателя зачитываются новые поколения. В биографии Куприна трагические и радостные события шли рука об руку.

Писатель с энтузиазмом воспринял приход новой власти, но быстро разочаровался в большевиках. Он на несколько лет покинул Россию, но за год до смерти все-таки вернулся на родину.

Содержание

  • Происхождение, детство и юность
  • Зрелые годы
  • Книги
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты
  • Интересное видео

Происхождение, детство и юность

Александр Куприн появился на свет 7 сентября 1870 г. в городе Наровчате. В многодетной семье Ивана Ивановича и Любови Алексеевны Куприных он стал самым младшим ребенком. В девичестве мать Александра носила фамилию Кулунчакова, принадлежала к бедному татарскому роду, но княжеского титула не имела.

Трое из шести детей четы умерли, не дожив до 2 лет. Через год после Сашиного рождения отец писателя скончался от чумы. После кончины супруга Любовь Алексеевна с тремя детьми на руках не имела средств к существованию. Куприна решила перебраться в Москву.

Там она устроила дочерей в женскую школу, а сама с Александром поселилась во вдовьем доме. В 6 лет мать выбила для Куприна место в сиротском интернате. Спустя 4 года Александр стал кадетом Второго Московского корпуса. После продолжил получать образование в Александровском военном училище.

По окончании училища Куприн носил звание подпоручика, служил в Днепровском полку

Зрелые годы

В 24 года Куприн вышел в отставку. После этого начинается его «путешествие» по стране. Александр Иванович не задерживался надолго ни в одном городе, перепробовал много профессий. Он переехал сначала в Киев, затем в Севастополь, Одессу.

Найти постоянное место работы Куприну помог Иван Бунин. Он посоветовал Александру перебраться в Санкт-Петербург, где для писателя нашлось место секретаря в редакции издания «Журнал для всех». В 1911 г. Куприн переехал в Гатчину, где во время Первой мировой войны на свои деньги открыл военный госпиталь.

Когда Николай II отказался от престола, Александр Иванович воспринял, как должное. Он проникся симпатией к большевистской власти, неоднократно обращался к Владимиру Ленину с предложениями. Одним из которых было учреждение печатного издания для жителей села.

Прозрение пришло слишком быстро, литератор оказался разочарован диктатурой нового правительства. В 1917-1922 гг. Куприн ушел воевать за белых. Когда антисоветская армия потерпела поражение, литератор перебрался в Финляндию, через год переехал во Францию.

В 30-х годах Александр Иванович находился в бедственном положении. У него не было возможности обеспечивать семью, имел большие денежные задолженности. Куприн начал искать утешение в алкоголе. Помыкавшись по белому свету, писатель решил вернуться домой.

В 1937 г. Куприн обратился к Сталину, попросив разрешения вернуться в Советский Союз, на что «вождь всех народов» дал добро

Книги

Первые творения Куприн написал еще о времена обучения в Московском корпусе. Начинал литератор со стихов, но они не были изданы. Рассказ «Последний дебют» первым увидел свет. После него была опубликована повесть «Впотьмах», несколько других литературных творений.

Практически все ранние произведения автора повествуют о войне и армии. Этой тематикой пронизана повесть «На переломе», которая изначально носила название «Кадеты».

В рассказе «Гамбринус» Куприн рассказал о своей поездке в Одессу. Позже на суд читателей была представлена повесть «Поединок». Вскоре свет увидели рассказы о животных, фантастическое произведение «Жидкое солнце», рассказ «Гранатовый браслет».

В начале нового века была издана детский рассказ «Белый пудель», признанный классикой

За время пребывания литератора в эмиграции, творческое наследие Куприна значительно увеличилось. Все произведения, написанные Александром Ивановичем, нашли своего читателя. За время жизни во Франции писатель создал шедевры:

  • «Жанета»;
  • «Колесо времени»;
  • «Юнкера»;
  • «Купол святого Исаакия Далматского».

Среди многочисленных произведений того периода выделяется притча «Синяя звезда».

Личная жизнь

Частная жизнь Куприна сложилась неплохо, его всегда окружали любящие люди. Первой женой писателя стала приемная дочь популярного в те времена виолончелиста Карла Давыдова – Мария. Пара прожила в счастливом браке 5 лет.

Жена подарила Александру Ивановичу дочь Лидию, но та прожила недолго. Девушка умерла в возрасте 21 года, через 10 месяцев после рождения сына, внука литератора. Со второй супругой Елизаветой Гейнрих Куприн несколько лет прожил в гражданском браке, лишь потом пара расписалась.

Жена родила Александру Ивановичу 2 дочерей. Зинаида скончалась в возрасте 3 лет от пневмонии, Ксения стала актрисой и моделью, умерла бездетной. Елизавета Куприна не смогла вынести голода и тягот блокадного Ленинграда. Женщина постоянно испытывала душевные мучения, ее пугали бомбежки, неисчезающее чувство голода привело к суицидным мыслям.

Жена Куприна покончила жизнь самоубийством в 1942 г.

Род Куприных прервался в 1946 г. Его прямой потомок – внук Алексей Егоров, скончался от заболевания сердца, полученного в результате контузии во время Второй мировой войны.

Смерть

Здоровье Куприна было подорвано пристрастием к выпивке. Кроме того, писатель начал замечать, что быстро теряет зрение. Александр Иванович надеялся, что по возвращении домой он сможет поправить бедственное положение, в котором оказался. Он собирался восстановить здоровье и вернуться к прежней жизни.

В 1938 г. после посещения парада на Красной площади литератор слег с пневмонией. К ней добавилась диагностированная врачами онкология пищевода. 25 августа Куприн Александр Иванович скончался. Писателя похоронили на Волковском кладбище, на Литераторских мостках. Тело писателя упокоилось рядом с прахом Ивана Тургенева.

Могила Александра Ивановича Куприна

Интересные факты

  • В 1906 г. писатель был кандидатом в депутаты Государственной думы от Санкт-петербургской губернии.
  • Презрительное название Советскому Союзу «Совдепия» придумал именно Александр Иванович Куприн. Позже оно прочно закрепилось в народном лексиконе.
  • Повесть о русских проститутках «Яма» хоть и признана натуральной и реалистичной, получила отрицательные оценки критиков. Первый тираж был полностью извлечен из печати, как порнографический.

Куприн Александр | Литературный портал. 1905 г.). Другие известные работы: «Молох» (1896 г.), «Олеся» (1898 г.), «Младший капитан Рыбников» (1906 г.), «Изумруд» (1907 г.) и «Гранатовый браслет» (1911 г.) (по которому в 1965 г. был снят фильм)

Куприн был сыном Ивана Ивановича Куприна, государственного чиновника. Его мать, Любовь Алексеевна Куприна, как и многие другие дворяне в России, потеряла большую часть своего состояния в течение 19-го века.век. Большинство его предков — этнические русские, но один из его далеких предков был поволжским татарином.

В 1871 году Иван Куприн, 37 лет, умер от холеры, а через три года Александр с матерью переехал в Дом вдов в Кудрино, Москва (период отражен в его повести «Белая ложь», 1914). В 1876 году он поступил в благотворительный пансион Разумовского, что вызвало у него много того, что он впоследствии назвал «детскими обидами», но также породило его буйный характер и сделало его популярным среди сверстников как прекрасного рассказчика.

В 1880 году, воодушевленный победой России в русско-турецкой войне, он поступил во Вторую Московскую военную гимназию, преобразованную в 1882 году в кадетский корпус. Эти воспоминания остались с ним навсегда; к ним он вернулся в автобиографических рассказах «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906), «Леночка» (1910). «Память о порке в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. Но именно там он заинтересовался литературой и впервые начал писать, в основном стихи. Большинство из его тридцати юношеских стихотворений датируются 1883–1887 годами, четырьмя годами, когда он служил в кадетском корпусе. В этот период Куприн также сделал несколько переводов иностранных стихов (среди них «Les Hirondelles» Беранже и «Lorelei» Гейне). 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года».

Осенью 1888 года Куприн оставил кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. Летом 1890 года он окончил Академию в чине подпоручика и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который он выбрал наугад), стоявший в Проскурове (ныне Хмельницкий). Здесь он провел следующие четыре года, всю свою армейскую службу.

В 1889 году Александр Куприн познакомился с Лиодором Пальминым, признанным поэтом, который организовал публикацию в «Русском Сатирическом Листке» своего дебютного рассказа «Последний дебют», основанного на реальном жизненном происшествии, самоубийстве путем отравления на сцене певца. Евлаля Кадмина в 1881 году, трагедия, которая также вдохновила Ивана Тургенева на повесть «Клара Милич». Между появлением «Последнего дебюта» и выходом в свет его второй повести «Психея» в декабре 189 г. прошло около трех лет.2. Как и в последовавшей за ним «В лунную ночь», в этом произведении показаны отклонения ненормального ума, исследующего тонкую грань между фантазией и реальностью.

За несколько лет военной службы Куприн опубликовал несколько повестей, в том числе «Впотьмах» (1893 г. ), являвшуюся, по сути, небольшим романом, и искусные исследования ненормальных состояний сознания («Славянская душа», «Безумие и «Забытый поцелуй», все 1894), в которых автор охарактеризовал себя как «собирателя редких и странных проявлений человеческой души». Только «Расследование» (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии. Помимо растущего недовольства армейской жизнью, предстоящая публикация «Дознания», вероятно, была главной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Дознание» положило начало серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Место для Сон» (1897 г.), «Ночная смена» (1899 г.), «Прапорщик» (1897 г.), «Миссия» (1901 г.), которые в конечном итоге вылились в его самое известное произведение «Дуэль».

После увольнения с военной службы в 189 г.4, не имея ни определенных планов на будущее, ни «никаких знаний, академических или практических» (согласно «Автобиографии»), Куприн предпринял пятилетнее путешествие по Юго-Западу страны, занимаясь многочисленными работы . .. Он пробовал много видов работы, в том числе уход за зубами, землеустройство, актерское мастерство, был артистом цирка, певцом псалмов, врачом, охотником, рыбаком и т. Д., Все это впоследствии отразилось в его художественной литературе. Все это время он занимался самообразованием и много читал, Глеб Успенский со своими этюдами стал его любимым автором.

Летом 1894 г. Куприн прибыл в Киев и к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а затем «Киевлянин» («Киевлянин»). В конце 1890-х работал управляющим на Волыни, затем на Полесье в Южной Белоруссии, где помогал выращивать махорку. Качествами, необходимыми хорошему журналисту, он считал «безумное мужество, дерзость, широту взгляда и поразительную память», дарами, которыми он сам обладал в полной мере. Во время частых поездок на юго-запад России он сотрудничал с газетами в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Царицыне, Таганроге и Одессе.

Наряду с фельетонами и хрониками Куприн писал небольшие зарисовки, исследуя отдельные среды или изображая людей определенных профессий или обстоятельств, собранных впоследствии в сборник. В марте 1896 г. были опубликованы восемь таких очерков в небольшом издании под названием «Киевские типы» — первая книга Куприна. В октябре 1897 года вышел его второй сборник «Миниатюры», один из самых известных его цирковых рассказов «Аллез!», Заслуживший высокую оценку Льва Толстого. В 1905 г. Куприн описал «Миниатюры» как свои «первые детские шаги по дороге литературы»; тем не менее, как и его «Киевские типы», они были частью его киевского опыта и, как указывает Лукер, ознаменовали дальнейший этап его становления как писателя. Несколько его «Промышленных зарисовок», сделанных в 189 г.6–1899 г. после посещения Донбасса сделал столько же.

В 1896 г. был опубликован (в журнале «Русское богатство») «Молох» — первая крупная работа Куприна, критика быстро растущего российского капитализма и отражение нараставших промышленных волнений в стране. С тех пор лишь дважды Куприн ненадолго возвращался к теме (в «Суматохе», 1897 г., и «В недрах земли», 1899 г.). «На этом основании можно заключить, что его забота о промышленном рабочем на Молохе была не более чем преходящей фазой», — полагает Люркер.

Несколько месяцев 1897 года Куприн провел на Волыни. «Там я вобрал в себя самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления… и познал русский язык и пейзаж», — вспоминал он в 1920 году. нашумевшее любовное произведение «Олеся» и «Оборотень», повесть ужасов, были опубликованы между 1898 и 1901 годами. Молох и Олеся много сделали для того, чтобы Куприн заработал свою литературную репутацию. В сентябре 1901 г. по приглашению Виктора Миролюбова, редактора популярного петербургского ежемесячника «Журнал для всех», он присоединился к своему штату и в декабре начал работать в столице.

В Петербурге Куприн оказался в центре культурной жизни России. Он подружился и регулярно переписывался с Антоном Чеховым вплоть до его смерти в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, пока оба были в эмиграции. Он сблизился с ученым и критиком Федором Батюшковым из Мира Божия. Они часто писали друг другу, и 150 сохранившихся писем являются лишь частью их переписки. Позже Куприн с большой благодарностью вспоминал руководство Виктора Миролюбова, который, как и Максим Горький, оказал сильное влияние на творчество Куприна. «Он не только искренне и внимательно относился ко мне и моему творчеству, но и — заставил меня задуматься о вещах, о которых я раньше не думал», — писал спустя годы Куприн.

В 1901 году Куприн вступил в Московское литературное общество «Среда», основанное в 1899 году Николаем Телешовым и состоявшее в основном из писателей-реалистов молодого поколения, среди которых были Горький, Бунин, Леонид Андреев.

В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 году Александра Давыдова стала редактором либерального петербургского ежемесячника «Мир Божий». Когда она умерла в 1902 Мария Карловна взяла на себя издание, а позже в том же году Куприн покинул «Журнал для всех», чтобы возглавить отдел художественной литературы в журнале своей жены.

В феврале 1903 года Горьковское издательство «Знание» опубликовало сборник из восьми сказок Куприна, в том числе «Дознание» и «Молох». «Под таким флагом приятно выйти на свет», — отмечал он в письме к Чехову. Толстой хвалил сборник за яркий язык, критики были почти единодушны в своем одобрении, указывая на близость Куприна по темам и технике к Чехову и Горькому. Ангел Богданович Мир Божий (который в 189 г.7 нелестно написал о Молохе) теперь хвалил сжатый стиль Куприна и его способность передать ощущение искрометной радости жизни. Сам Горький в письме к Телешову в марте 1903 г. ставил Куприна на третье место после Чехова и Андреева.

Несмотря на литературный успех, первые годы жизни Куприна в Петербурге были напряженными. Его работа в журнале оставляла ему мало времени для собственного творчества, и когда его работа действительно появилась в «Мире Божием», ходили слухи, что своим успехом он обязан своим семейным связям. «Жизнь тяжела, — писал он другу в Киев, — скандалы, сплетни, зависть, ненависть… Мне очень одиноко и грустно».

Куприн писал в период с 1902 по 1905 год меньше, чем в провинции, но, по словам Лукера, «если количество его сочинений уменьшалось — всего около двадцати сказок, — то качество их было несравненно выше… вопиющих контрастов, господствовавших в русском обществе, он обратил внимание на бедственное положение «маленького человека», следуя, таким образом, лучшим традициям русской литературы». Среди наиболее заметных рассказов были «В цирке» (1902 г.), получившие высокую оценку как Чехова, так и Толстого, «Болото» (1902), тематически связанный с циклом «Полесье» и «Еврейкой» (1904), демонстрирующий глубокую симпатию Куприна к этому гонимому меньшинству в русском обществе в то время, когда погромы были обычным явлением в юго-западных областях Российской империи. Другими темами прозы Куприна этого периода являются лицемерие («Тихая жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904) и вырождение праздного сословия («Первосвященник», 1905). ).

В 1904 году Куприн начал усиленно работать над романом «Дуэль», посвященным «ужасу и скуке армейской жизни», задуманному на втором году службы в армии. был опубликован 3 мая 1905. Создание этого романа, тесно связанного с юношескими годами самого Куприна, было для него катарсическим опытом. «Я должен освободиться от тяжкого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман Дуэлью, потому что это будет мой поединок… с царской армией. Армия калечит душу, разрушает все лучшие порывы человека и унижает человеческое достоинство… Я должен написать обо всем, что я знал и видел. И своим романом я вызову царское войско на дуэль», — сообщал он жене в письме.

«Дуэль» стала литературной сенсацией года. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров, огромное количество для начала 1900-х годов. Роман вызвал полемику, которая продолжалась до 1917 года. Левые критики приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», в то время как их консервативные коллеги осудили ее как «вероломное нападение на правящий порядок». Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету. С другой стороны, летом 1905 года группа из двадцати офицеров написала автору письмо с благодарностью за роман. Дуэль, по словам Лукера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна … обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы».

На протяжении всей жизни Куприн был человеком неопределенных политических взглядов, но события 1905 года побудили его занять твердую критическую позицию по отношению к режиму. Куприн установил связи с матросами Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на броненосец «Потемкин», взбунтовавшийся в июне 1905 г. Считавшийся политически неблагонадежным, он был поставлен под негласный полицейский надзор. В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков», событие, свидетелем которого был Куприн в Балаклаве. Его роль в этом деле не ограничивалась ролью разгневанного журналиста. Его более поздняя повесть «Гусеница» (1918) рассказывает, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин, предположительно ответственный за трагедию, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил дело о клевете. В июне 1906 года Чухнин был убит, но два года спустя дело все же рассматривалось, и Куприн был приговорен к штрафу и десяти суткам домашнего ареста в Житомире в августе 1909 года.Периодом 00-х были «Мечты», «Тост», «Искусство» и «Убийца», последний из которых поднимал тему насилия, охватившего Россию в то время. «Младший капитан Рыбников» (1906), повествующий о японском шпионе, выдававшем себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. Много обсуждались «Оскорбление» (1906 г.) и «Гамбринус» (1907 г.), эмоциональное суммирование многих мотивов его произведений после 1905 г., перекликающееся с декламационным тоном «Событий в Севастополе», по словам Лукера.

С 1905 года Куприн снова стал активным во многих нелитературных областях. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 совершил полеты на воздушном шаре с известным спортсменом Сергеем Уточкиным, совершил водолаз в глубины Черного моря и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете.

В 1908 году Куприн уехал из Знанья. Его ухудшающимся отношениям с Горьким не способствовала публикация в 1908 году «Морской болезни», рассказа об изнасиловании героини социал-демократки и показавшего ее мужа-революционера в невыгодном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление СД. Партия. Откровенно аполитичными были «Изумрудные» (1907), самый известный из его рассказов о животных, ода «вечной любви» «Суламифь» (1908 г.), основанная на «Песне Песней», автобиографической «Леночке» (1910 г.) и «Гранатовом браслете» (1911 г.), его Самая известная история «обреченного романтизма», в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. «Лестригоны» (1907–1911), серия зарисовок о балаклавских рыбаках, стали лирическим гимном простой жизни и эпическим прославлением добродетелей ее простых людей. В октябре 1909 года Куприн вместе с Буниным был удостоен Пушкинской премии.

В 1908 году Куприн начал работу над «Ямой», своей самой амбициозной и противоречивой работой. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 г., вторая — в 1914 г., а третья — в 1915 г. Первая часть в том виде, в каком она вышла, вызвала широкую полемику, части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, по-видимому, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался их искусственно соединить. «Он более успешен в документальном ключе, поэтому первая часть с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», — утверждает Люкер. Роман критиковали некоторые русские критики и авторы (в том числе Лев Толстой) за излишний натурализм, но многие восхищались им, в том числе юная Нина Берберова.

«Яма» была последней крупной работой Куприна, и для многих она знаменовала закат его творчества. Большая часть работ Куприна между 1912 годом и началом Первой мировой войны считается второстепенной, за исключением «Черной молнии» и «Анафемы». Визит Куприна на юг Франции в период с апреля по июль 1912 г. породил «Лазурный берег» — двадцать этюдов, образующих цикл путевых впечатлений. В 1911 году он переехал с семьей в Гатчину, недалеко от Санкт-Петербурга.

Когда началась Первая мировая война, Куприн открыл военный госпиталь в своем доме в Гатчине, затем посетил города на западном фронте. К концу 1914 апреля он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отказался от идеи отметить 25-летие своей литературной карьеры. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 г. и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 г., когда был демобилизован по состоянию здоровья. По этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к чему он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди его немногочисленных рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), наносящие удары по циникам, наживавшим состояния на народных обидах.

Февральская революция застала Куприна в Хельсинки, куда он отправился по совету врача. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в ряде статей и в мае начал редактировать газету партии социалистов-революционеров «Свободная Россия», сотрудничая также с «Волностью» («Свобода») и «Петроградский листок» («Петроградский листок»). . Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел эксцессы, которые могут привести к дальнейшим потрясениям, и предостерегал от погружения России в оргию кровопролития.

Октябрьская революция мало прояснила политическую позицию Куприна. В статьях, в которых он участвовал в рассылке различных газет до середины 1918 года, в том числе «Петроградское Эхо», «Вечернее Слово» и «Заря», его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признавал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и смелым человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великое, чистое, бескорыстное учение, неизбежное для человечества». Тем не менее, недолго работая с Максимом Горьким в издательстве «Всемирная литература», он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма, утверждая, что большевики угрожают русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло ей страдания. люди. 19 июня18 августа Куприн был ненадолго арестован за критику режима в газете «Молва». Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхвалял героизм женщин-революционеров, другой («Призрак Гатчины») был антибольшевистским рассказом о тирании новых хозяев России.

В конце 1918 г. Куприн составил подробный план «Земли», газеты, предназначенной специально для крестьянства. Предложенная им программа предусматривала помощь правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в соответствии с принципами, не противоречащими принципам коммунизма. Поддержано Горьким и одобрено самим Лениным на встрече с Куприным 25 декабря 19 г.18, проект так и не был реализован.

16 октября 1919 года Гатчина была взята Белой армией генерала Николая Юденича. В течение двух недель Куприн редактировал газету «Приневский край» («Страна Невы»), издававшуюся штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступили на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург, где он присоединился к своей жене и дочери. Через Нарву семья добралась до Ревеля в Эстонии, а в декабре уехала в Финляндию. После полугода в Хельсинки они отплыли во Францию, прибыв в Париж в начале июля 1920.

Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму. Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. Бедность семьи усугубляла положение. «Я остался голый… и нищий, как бездомный старый пес», — писал Куприн своему старому другу Ивану Заикину. Все это в совокупности мешало ему писать. «Чем талантливее человек, тем тяжелее ему без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году.

Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его работы в эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих более ранних произведений и остановился на личных переживаниях, связывающих его с родиной, которую он потерял. Его визит на юго-запад Франции в 1925 вдохновил «Багровую кровь» (1926), красочный рассказ о корриде в Байонне, за которым в 1927 году последовал «Благословенный Юг», четыре зарисовки о Гаскони и Верхних Пиренеях. Затем последовали преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии в результате визита Куприна в Белград в 1928 году на конференцию русских писателей-эмигрантов. Тремя главными произведениями парижских лет Куприна были «Колесо времени» (13 очерков в стиле романа, 1929), автобиографические «Юнкерсы» (1932) и романтическая «Жаннетта» (1933), описывая привязанность пожилого профессора к маленькой девочке, жившей по соседству.

К 1930 году семья Куприна жила в бедности и долгах. Его литературные гонорары были скудны, его парижские годы преследовали пьянство, после 1932 года у него начало ухудшаться зрение, испортился почерк. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовой катастрофой. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна. В конце 1936 он, наконец, решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожаемые только дочерью, Купринш уехал с Северного вокзала в Москву. Когда 31 мая Куприны прибыли в Москву, их встретили представители писательских организаций и поселили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на принадлежащую Советскому Союзу писателей дачу в Голицыно под Москвой, где Куприн лечился и отдыхал до зимы. В середине декабря он с женой переехал на квартиру в Ленинграде.

Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его смущенным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России… физически очень крепкий и крепкий, — писал он позже, — а вернулся исхудавшим… слабым, безвольным больным. Это был уже не Куприн — этот человек выдающегося таланта — это было что-то. … слабый, грустный и явно умирающий». В конце концов он вернулся в Москву 31 мая 19 г.37, всего за год до его смерти, в разгар Великой чистки. Возвращение Куприна принесло публикацию его произведений в Советском Союзе, но после этого он практически ничего нового не написал. В июне 1937 года, к первой годовщине смерти Горького в июне, «Известия» опубликовали «Отрывки воспоминаний» Куприна. В октябре вышел этюд «Моя родная Москва». Общая реакция писателя на происходящее вокруг была далека от эйфории. В своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна дочь Лидия Норд нарисовала портрет разочарованного старика, который чувствовал себя чужим в родной стране.

Январь 1938 года принес ухудшение здоровья Куприна. К июлю его состояние было тяжелым; уже страдавший заболеванием почек и склерозом, теперь у него развился рак пищевода. Хирургия мало чем помогла. Александр Куприн скончался 25 августа 1938 года и через два дня был похоронен рядом с коллегами-писателями на Литературных мостках на Волковом кладбище в Ленинграде.

В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 г.Александра Давыдова стала редактором «Мира Божия». Когда она умерла в 1902 году, Мария Карловна взяла его на себя, и вскоре Куприн стал заведующим отделом художественной литературы в журнале своей жены. В 1903 году у них родилась дочь Лидия.

В 1907 году Куприн развелся с первой женой и женился на Елизавете Морицовне Гейнрих (1882–1943), сестре милосердия, гувернантке Лидии и хорошей подруге Александры. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. Мать Куприна умерла в 1910 году.

По словам Николая Лукера, место Куприна в истории русской литературы весьма значимо, если не уникально. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшим своего апогея в 1860-х годах. он обратился к рассказу как к жанру, соответствующему и его собственному беспокойному темпераменту, и разнообразным заботам его поколения… Со своими современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до беспрецедентного в русской литературе расцвета. То, что он уступал в сдержанности Чехову, убедительности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством темы. Эти последние качества в сочетании с его неизменным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня.

Прославившийся романом «Дуэль» (1905), Куприн получил высокую оценку коллег-писателей, включая Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева, лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина и Льва Толстого, которые провозгласили его истинным преемником Чехова. Хотя он жил в эпоху, когда писатели увлекались литературными экспериментами, Куприн не искал новшеств и писал только о том, что пережил сам, а его герои — следующее поколение после чеховских пессимистов. Владимир Набоков назвал его «русским Киплингом» за его рассказы о жалких искателях приключений, которые часто бывают «невротичными и уязвимыми». На протяжении всего ХХ века Александр Куприн оставался «одним из самых читаемых классиков русской литературы», по его произведениям снято множество фильмов, отчасти благодаря «его ярким рассказам о жизни простых людей и несчастной любви, описаниям военной и публичные дома, что делает его писателем на все времена и в любом месте».

Его именем названа малая планета 3618 Куприн, открытая советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1979 году.

Александр Куприн — 150 — Русский фестиваль

Александр Куприн русский писатель

Александр Иванович Куприн (7 сентября 1870 — 25 августа 1938) — русский писатель, наиболее известный своими романами «Дуэль» и «Яма», а также «Изумруд» и «Гранат». Браслет — по последнему снят фильм 1965 года.

Александр Куприн родился в Пензе в семье Ивана Ивановича Куприна, государственного служащего, и Любови Алексеевны Куприной. Его отец был русским, а мать принадлежала к знатному волжско-татарскому роду, лишившемуся большей части своего богатства в течение 19-го века.век.

У Александра было две сестры, София и Зинаида. В 1871 году Иван Куприн, в возрасте 37 лет, умер от холеры, а через три года Александр с матерью переехал в Дом вдов в Кудрино, Москва, период, отраженный в его повести «Белая ложь».

В 1876 г. он поступил в Разумовский пансион, что вызвало в нем много того, что он впоследствии назвал «детскими обидами», но также обусловило его буйный характер и сделало его популярным среди сверстников как прекрасный рассказчик. После победы России в русско-турецкой войне Куприн поступил во Вторую Московскую военную гимназию, преобразованную в 1882 г. в кадетский корпус. Несколько автобиографических рассказов Куприна, например «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906) и «Леночка» (1910) относятся к этому периоду.

«Память о казни в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. Тем не менее, именно там он проявил интерес к литературе и начал писать стихи.

Большинство из тридцати его юношеских стихотворений относятся к 1883–1887 гг., к четырем годам, когда он служил в кадетском корпусе. В этот период Куприн также сделал несколько переводов иностранных стихов. Осенью 1888 года Куприн оставил кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. Летом 189 г.0, он окончил Академию и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который он выбрал наугад), где и провел следующие четыре года.

За несколько лет военной службы Куприн опубликовал повесть «В темноте» (1893) и несколько рассказов, в основном искусных исследований ненормальных состояний души («Славянская душа», «Безумие» и «Забытый поцелуй»). », всего 1894 г.). Лишь «Следствие» (1894 г.), первое его издание, вызвавшее критические замечания, было посвящено армии, положив начало серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Место для сна» (1897), «Ночная смена» (1899 г.), «Прапорщик» (1897 г.), «Миссия» (1901 г.), что в итоге вылилось в его самое известное произведение «Дуэль».

Помимо растущего недовольства армейской жизнью, публикация «Спроса» была, вероятно, основной причиной отставки Куприна летом 1894 года. академического или практического» (по «Автобиографии»), Куприн предпринял пятилетнее путешествие по Юго-Западу страны.

Он перепробовал множество профессий, в том числе уход за зубами, землеустройство, актерское мастерство, артист цирка, певец псалмов, врач, охотник, рыбак и т. д. Все это впоследствии отразилось в его художественной литературе. Все это время он занимался самообразованием и много читал.

В 1901 году Куприн переехал в Петербург и поселился там. В Петербурге он оказался в центре русской культурной жизни. Он подружился с Антоном Чеховым, с которым регулярно переписывался вплоть до смерти последнего в 1904, часто обращаясь к нему за советом. Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, продолжаясь в эмиграции.

Александр Куприн и Федор Шаляпин

Федор Шаляпин и Александр Куприн

Куприн написал в период с 1902 по 1905 год меньше, чем в провинции, но, по словам Лукера, «если количество его сочинений уменьшилось — всего около двадцати сказок — качество было несравненно выше… Более сознавая теперь вопиющие контрасты, господствовавшие в русском обществе, он обратил внимание на бедственное положение «маленького человека», следуя лучшим традициям русской литературы.

» Среди примечательных рассказов были воспетые Чеховым и Толстым «В цирке» (1902), «Болото» (1902), тематически связанное с полесским циклом, и «Еврейка» (1904), демонстрирующая глубокую симпатию Куприна к это преследуемое меньшинство в русском обществе. В 1904 году Куприн начал работу над «Дуэлем». Этот роман, задуманный на втором году службы в армии и рассказывающий об «ужасе и скуке армейской жизни», был опубликован 3 мая 1905 года.

Создание этого романа стало для Куприна катарсическим опытом. «Я должен освободиться от тяжелого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман «Дуэль», потому что это будет мой поединок… с царской армией.

Армия калечит душу, уничтожает все лучшие порывы человека, унижает человеческое достоинство… Я должен написать обо всем, что я знал и видел. А своим романом я вызову на дуэль царскую армию», — сообщал он жене в письме.

«Дуэль» стала литературной сенсацией года в России. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров, огромное количество для начала 1900-х годов. Споры, вызванные этим романом, продолжались до 1917 года. Левые критики приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», тогда как их консервативные коллеги осудили ее как «вероломное нападение на правящий порядок».

Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету, а группа из двадцати офицеров прислала Куприну в 1905 году письмо с выражением благодарности. Дуэль, по словам Лукера, ознаменовала собой «вершину творчества Куприна… обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы.

«С 1905 года Куприн снова занялся многочисленными нелитературными направлениями. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 годах он совершил полет на воздушном шаре с известным спортсменом Сергеем Уточкиным, затем отправился в глубины Черного моря в качестве водолаза и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете. В 1907 г. развелся с первой женой и женился на Елизавете Гейнрих (1882–1943), которая в 1908 г. родила им дочь Ксению.

Среди других произведений Куприна этого периода — «Изумруд» (1907), самая известная из его сказок о животных, «Суламифь» (1908), ода «вечной любви», автобиографическая «Леночка» (1910) и Гранатовый браслет (1911), его знаменитая новелла об обреченном романтизме, в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. В октябре 1909 года Куприн вместе с Буниным был удостоен Пушкинской премии.

В 1908 году Куприн начал работу над «Ямой», своей самой амбициозной и противоречивой работой. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 г., вторая — в 1914 г., а третья — в 1915 г. Первая часть в том виде, в каком она вышла, вызвала широкую полемику, части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, по-видимому, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался их искусственно соединить.

Александр Куприн с женой Елизаветой Куприной

Куприн с женой во время Первой мировой войны

«Котлован» — последняя крупная работа Куприна, которая для многих знаменовала закат его творчества. Его самые известные рассказы 1912–1914 годов — «Черная молния» и «Анафема», а его поездка на юг Франции в период с апреля по июль 1912 года породила «Лазурный берег», двадцать эскизов, образующих цикл путешествий. впечатления. В 1911 году он переехал с семьей в Гатчину, недалеко от Санкт-Петербурга.

Февральская революция застала Куприна в Хельсинки, куда он отправился по совету врача. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в ряде статей и в мае начал редактировать газету «Свободная Россия», сотрудничая также с «Волностью» и «Петроградским листком». Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел эксцессы, которые могут быть вызваны дальнейшими потрясениями, и предостерегал от погружения России в оргию кровопролития.

Куприн в 1910-х годах

Через полгода в Хельсинки его семья отплыла во Францию ​​и прибыла в Париж в начале июля 1920 года. Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму. Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. Бедность семьи усугубляла положение. «Я остался голый… и нищий, как бездомный старый пес», — писал Куприн своему старому другу Ивану Заикину. Все это в совокупности мешало ему писать.

«Чем талантливее человек, тем тяжелее ему жизнь без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году. [Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его работы в эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих более ранних произведений и остановился на личных переживаниях, связывающих его с родиной, которую он потерял.

Могила Александра Куприна

К 1930 году семья Куприна жила в бедности и долгах. Его литературные гонорары были скудными, его парижские годы преследовали пьянство, после 19 лет32 у него стало портиться зрение и испортился почерк. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовым крахом. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна.

В конце 1936 года он, наконец, решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожаемые только дочерью, Куприны уехали в Москву. 31 мая их встретили там представители писательских организаций и разместили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на подмосковную дачу, принадлежащую писателям Советского Союза, где Куприн лечился и отдыхал до зимы.

В середине декабря переехал с женой на квартиру в Ленинграде. Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его смущенным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России… физически очень крепкий и крепкий, — писал он позже, — но вернулся изможденным. …слабый, безвольный инвалид.

Это был уже не Куприн — этот человек выдающегося таланта — это было что-то… слабое, грустное и видимо умирающее. Позднее Бунин настаивал на том, что роль Куприна была чисто пассивной: «Он не поехал в Россию — его взяли туда, очень больного, уже во втором детстве», — писал он.

В январе 1938 г. здоровье Куприна ухудшилось. К июлю его состояние было тяжелым; уже страдавший заболеванием почек и склерозом, теперь у него развился рак.