Содержание
Культура Новгородской республики
Содержание статьи
1. Культура
2. Архитектура
3. Литература
Культура и искусство новгородской Руси или Новгородской феодальной республики занимают особое место, как на общероссийском культурном ландшафте, так и европейском. Считается, что корни великорусского искусства были заложены именно на Новгородской земле в эпоху Торговой республики.
Культура
Новгородская земля в силу природных и политических особенностей, была в некоторой степени, отделена от центров Русского государства – Киева, Владимира, Москвы. Такая отдаленность позволила сохранить свою уникальную идентичность. Новгородское государство не знало монгольского разорения.
В то время, когда, после набегов и разорения кочевников, приходилось перестраивать целые города, в Новгородской земле культурные памятники сохранялись и дошли до нашего времени в первозданном виде. Когда в южной и Центральной Руси погибла и исчезали целые виды ремесел, то в Великом Новгороде они продолжали жить. Такие особенности позволили развить особенный вид – великорусский тип искусства, который по своему уровню находился в одном ряду с европейскими центрами.
В настоящее время археологи, историки, фольклористы продолжают находит и изучать памятники материальной культуры средневекового Новгорода.
Архитектура
Новгородские строители были всегда открыты для новых способов и форм строительства. Плотники из Великого Новгорода считались самыми искусными мастерами деревянного зодчества на территории России. Одними из первых новгородцы освоили строительство из камня:
- ≈ 950 год – возведен деревянный мост через Волхов;
- в 1044 году возведены каменные стены Детинца – основной крепости Новгорода;
- в 1045 – 1050 годах построен главный собор Новгорода, главный архитектурный памятник той эпохи – каменный храм Святой Софии Новгородской.
Возводя Софийский Собор, новгородцы стремились показать остальной Руси свою значимость и независимость от центрального правительства, свою способность самостоятельно принимать решения.
Этот храм стал толчком для развития новгородской архитектурной школы. В городе выработались особые правила застройки.
Архитектурной доминантой города были София и Детинец. Зодчие города стремились уравновесить монументальность этих сооружений, не нарушая их превосходства, поэтому все остальные здания и сооружения в городе строились с учетом архитектурной композиции и гармонии. Вновь возводимые здания стремились вписывать и размещать с учетом сложившихся архитектурных ансамблей и городской инфраструктуры.
Замечание 1
Собственный взгляд, изучение европейского и византийского опыта позволили Новгородцам создавать шедевры, не имеющие аналогов ни на Западе, ни на Востоке.
Литература
Письменное наследие Господина Великого Новгорода под стать его названию. Новгородские литературные источники имеют очень важную историческое значение:
- литературные произведения – важный источник о повседневной жизни горожан. Берестяные грамоты сохранили каждодневные хлопоты и заботы горожан, школьные задания учеников. Летописи подробно описывают происходившее в жизни города.
- новгородские письменные источники важное связующее звено между византийской и русской литературами. Уже нет греческих оригиналов произведений, переводы которых находятся в Новгороде.
В средневековом Новгороде особенное внимание уделили следующим видам литературных произведений:
- церковная литература – представлена как переводами на русский язык греческих церковных книг, так и самостоятельными произведениями. Самая древняя датированная (1057 г.) рукопись – «Остромирово Евангелие» — найдена в как раз в Новгороде;
- летописи – еще один вид литературных произведений, которыми богата Новгородская земля. Стиль северных хроник таков, что в них описаны не только события общегородского и общегосударственного значения, но и бытовые проблемы обычных горожан. Такой подход к жизнеописанию существенно отличает летописи Новгорода от летописей, созданных на юге страны;
- «хождения» – особый жанр литературы на просторах Новгородской Руси. В силу предпринимательской деятельности, новгородцы очень много путешествовали по миру. После возвращения домой путешественники готовили подробный отчет об увиденном. Современные исследователи отмечают одну особенность произведений этого жанра – авторы подробно описывали увиденные достопримечательности и особенности быта посещенных стран;
- хозяйственные документы – наиболее распространённый вид литературных источников. Включает в себя большой спектр документов различного происхождения, но объединенных одним фактором – в них описывают повседневные дела горожан. Самый древний частный также из Новгорода – документ о вкладе датированный концом XII века. Широкую известность получили «тетрадки» новгородского школьника с рисунками на полях.
Рисунок 1. «Тетрадь» новгородского школьника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исследователи литературы отмечают, что Новгородская литература написана простым, деловым языком, лишенным различных словесных украшений. Содержанию литературных произведений средневекового Новгорода присущи здравость понятий и трезвый практический ум.
В Великом Новгороде была осуществлена попытка формирования собрания литературных произведений:
- Геннадиевский библейский свод – первое на территории России полное собрание библейских книг, переведенных на славянский язык;
- Макарьевские Великие Четьи Минеи – свод агиографической, повествовательной литературы.
По мнению академика Д.С. Лихачева именно в Новгороде, после крещения Руси и прихода церковно-славянских книг, удалось сохранить первозданный славянский язык, послуживший основой для формирования великорусского языка.
Сформированная в условиях самостоятельного развития, противостояния сперва Киеву, а потом Москве, Новгородская культура отличалась как от Запада, так и от Востока. Многие сходятся во мнение, что именно Новгород сберегал Русскую культура от растворения в культурах пришедших с разных сторон света.
Проект «Культурное разнообразие» Тема: Культура Новгородской земли.
Проект «Культурное разнообразие»
Тема: Культура Новгородской земли.
Ученицы 3 «В» класса Гимназии № 49
Пироговой Ульяны
1.История господина Великого Новгорода.
Чуден град Великий Новгород!
Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.
Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
Значительную часть земель Новгородской республики составляли бескрайние просторы русского Севера. «Новгородцам были знакомы и морские берега западной Сибири. Археологи обнаружили тут следы пребывания русских поселенцев, осевших здесь задолго до завоевания Сибири. Заселение обширных и пустынных пространств на севере Восточной Европы является несомненной заслугой новгородцев».
Школу жизни в суровых природных условиях Севера постоянно проходило немало новгородцев. Здесь происходила закалка их национального характера. «Преобладавшее на Севере промысловое хозяйство формировало у людей и особую систему ценностей, для которой были характерны такие черты, как самостоятельность, предприимчивость, независимость. Вместе с тем промысловое хозяйство требовало значительной кооперации и, как правило, носило артельный характер. Своеволие здесь никогда не относили к числу добродетелей. Организаторами смелых предприятий выступали как местные, так и новгородские боярские кланы, скованные железной дисциплиной родовой иерархии».
Карамзин писал, что отличительной чертой новгородского национального характера было великодушие. Так, отразив нападение на Новгород дружин князя Андрея Боголюбского, а позднее полков князя Михаила Тверского, новгородцы не отомстили этим князьям, хотя и имели возможность их наказать.
Новгородцы гордились величием Господина Великого Новгорода, но в частной жизни старались быть скромными и умеренными. Даже подвиги не служили им поводом для превозношения. Несмотря на угрозы со стороны соседних государств, Великий Новгород всегда давал пристанище политическим изгнанникам. Новгородцы неукоснительно исполняли договоры, которые часто скрепляли одним лишь словом. У граждан Великого Новгорода существовало понятие «новгородская честь», которое для них значило весьма и весьма многое.
С раннего возраста своих детей новгородцы вкладывали в их души идеалы служения Святой Софии и Господину Великому Новгороду. Новгородцы постоянно прославляли своих героев и на их примерах воспитывали юношей. Слава героев снисходила на весь их род и вдохновляла потомков на еще более славные подвиги. Беззаветная любовь новгородцев к своей Отчизне постоянно проявлялась в их подвигах самопожертвования ради идеалов Господина Великого Новгорода. И это было лучшим свидетельством духовного и материального благополучия Новгородской республики.
Нация воспитывается законами. Новгородский национальный тип формировался Законом Божиим и Русской Правдой.
«Герберштейн в начале XVI века отличал новгородцев от московитян и, описывая последних в черном виде, заметил, что в Новгороде народ был честный и гуманный, но, по его замечанию, московская зараза внесла уже в край другие испорченные нравы, ибо Иоанн населил его другими людьми. Без сомнения, было что-то резко выдававшееся в нравах, если так поразило путешественника».
Образование.
Князь Ярослав Мудрый открыл в Великом Новгороде первое на Руси училище. Триста юношей приобретали в нем знания, необходимые для деятельности на различных церковных и гражданских должностях. Н. И. Костомаров писал, что жители Новгородской земли в Средние века были более образованными, чем население Восточной Руси. Школы, где детей учили грамоте и письму, существовали не только в городах Новгородской республики, но и в селах.
Наши предки всегда заимствовали лучшие достижения Запада и Востока. Если где-то можно было почерпнуть необходимые знания, они их получали. Еще задолго до Петра I русские молодые люди приобретали образование в лучших европейских университетах. Так, в XV веке новгородские юноши обычно учились в университете города Ростока, а университет в Болонье даже возглавлял ректор, русский по национальности.
Грамотность.
Очень ценный материал для историков содержат берестяные грамоты, которые, начиная с половины прошлого столетия, археологи в изобилии находят при раскопках в Новгороде. Самые ранние грамоты датируются XI веком, самые поздние — XV веком. «Большинство грамот — пишет А. В. Арциховский, — частные письма, самое существование которых в средневековой России было до раскопок неизвестно. Затрагиваются всевозможные бытовые и деловые вопросы. Многие грамоты были хозяйственными документами. Встречаются также жалобы, адресованные правительству. Имеются школьные записи, шуточные тексты и другое.
До раскопок многие ученые считали, что в средневековой России грамотные люди принадлежали преимущественно к духовенству. Раскопки это окончательно опровергли еще до открытия берестяных грамот. Многие найденные в Новгороде предметы (бочки, сосуды, рыболовные грузила, поплавки, стрелы, банные шайки и т. д.) помечены именами или инициалами владельцев. Это значит, что грамотны были не только эти владельцы, но и их соседи, для которых пометки предназначались.
Берестяные грамоты тоже говорят о широком распространении грамотности. Почти все их авторы и адресаты — люди светские, притом не только богатые, но и бедные, не только мужчины, но и женщины. Попов среди них совсем мало. И в ряде случаев можно доказать, что авторы писали свои грамоты собственноручно. Гипотеза о применении наемных писцов опровергается содержанием и выражениями многих грамот». Таким образом, можно смело утверждать, что новгородское общество было обществом всеобщей грамотности.
А как обстояло дело с грамотностью населения в Москве, завоевавшей Новгород? Там грамотными были только духовенство и высший слой общества. В Российской империи даже к началу XX столетия почти 70 % населения оставалось неграмотным. Но и эта цифра демонстрирует огромный успех образовательной политики послереформенной России. По данным за 1863 год, в Псковской губернии, наиболее близкой к Новгороду, среди мужского крестьянского населения грамотных было в это время лишь 1,3 %, а среди женского менее 0,2 %. 1 грамотный крестьянин приходился на 4 деревни, а одна грамотная женщина на 29 деревень. Немецким правителям Российской империи грамотный русский мужик был не нужен.
Язык.
Новгородский этнос не только являлся генетически более древним, чем великоросский, малоросский и белоросский, но также сохранял в относительной чистоте древнерусский язык. «Книжность Новгорода, — подчеркивал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности»
Совокупность достижений в области культуры, искусства, общественно-государственного устройства и духовной жизни дает возможность говорить о том, что новгородцы создали одну из самых высокоразвитых цивилизаций своего времени. С точки зрения общерусской цивилизации ее можно назвать новгородской подцивилизацией русской нации.
3.Что здесь носили?
Частица народной души
В народном костюме отразилась многовековая народная культура. С глубокой древности одежда являлась своеобразным оберёгом владельца.
Долог век ,а сарафану сносу нет. Традиционный новгородский костюм сформировался ещё во времена существования Новгородской вечевой республики. Вплоть до 1920-х годов в новгородском крае бытовал традиционный сарафанный комплекс женской одежды, состоявший из рубахи с сарафаном, и мужской – из домотканой рубахи-косоворотки и штанов; тот и другой дополнялись поясом. Обязательным элементом женского костюма являлся головной убор, форма которого зависела от возраста и социального статуса его обладательницы. Основная цветовая гамма женского наряда складывалась из сочетаний белого, красного и синего цветов. Тем не менее богатые крестьянки могли позволить себе сшить сарафаны и душегреи из дорогих материалов ярких и редких расцветок: лиловых, изумрудных и розовых. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.
Рубаху богатые новгородцы украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Головные уборы
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
- Памятники архитектуры.
Издревле новгородцы по всей Руси славились как самые искусные плотники. Новгородские мастера создали немало архитектурных шедевров из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили и строительство из камня. Так, в 1044 году новгородский князь Владимир Ярославич возвел каменные стены центральной крепости Новгорода — Детинца. В 1045 году он же заложил первый каменный храм — Святую Софию.
Во всех русских городах было множество храмов, «но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом» . По выражению знаменитого церковного историка митрополита Макария (Булгакова), Новгород «был переполнен монастырями». Тем не менее боголюбивые новгородцы не прекращали строить все новые и новые храмы и монашеские обители. Издалека Новгород был похож на огромный монастырь. Путешественник, глядя на город, невольно задавался вопросом: живут ли там, кроме монахов, мирские люди?
Сердцем Новгорода был Детинец, в котором находились собор Святой Софии, резиденция архиепископа и вечевая площадь. Стены этой крепости венчали башни и надвратные храмы. Весь облик Детинца воплощал собой единство Церкви и государства. Детинец олицетворял мощь новгородской православной теократии.
Центрами церковной жизни новгородских улиц и концов были приходские храмы. Новгородцы, желавшие проводить подвижнический образ жизни, уходили в кончанские монастыри. Эти обители были средоточием духовной жизни населения соответствующих городских концов.
Памятник стоит в центре Новгородского кремля, словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Другого такого памятника в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии и посвящен не одному человеку, а всему народу. Он рассказывает об истории громадной страны, но изображает ее такой, какой она виделась современникам. Памятник представляет собой значительное произведение русской монументальной скульптуры II половины ХIХ века. Памятник сооружен по проекту художника О.М. Микешина.
Общий вид монумента по форме напоминает колокол, символ славных событий первого тысячелетия Русского государства. В верхней части монумента находится огромный шар — символ царской власти, называемый державой. Держава увенчана крестом и фигурой ангела, перед которыми преклонила колени женщина, олицетворяющая Россию. На державе славянская надпись: «Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».
Ниже размещены шесть скульптурных групп, символизирующих историю России до первой четверти XVIII века. Здесь представлены Рюрик, Владимир, Дмитрий Донской, Иван III, Михаил Федорович и Петр I — как воплощение государственной власти в самые ответственные моменты истории России. По преданию, вследствие ходатайств новгородцев, на памятнике не изображен Иван Грозный, принесший Новгороду много бед и горя.
В многофигурном фризе, в нижней части монумента, размещены 109 горельефных изображений наиболее выдающихся деятелей России, начиная от киевских князей X-XI вв. до прославленных поэтов и художников середины XIX века. Они объединены в четыре группы; «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники», «Просветители народа». Всего на памятнике 129 скульптурных изображений. Бронзовые фигуры отливались на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков царского двора, и окончательно отделывались в мастерской завода в Петербурге. Высота монумента — 15 м., вес бронзового литья — около 100 тонн.
Ещё один замечательный памятник архитектуры находится в г.Боровичи Новгородской области,- это Первый арочный мост в России. Мост соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построенный в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского. Двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е. О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 г.). Арку Белелюбского применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани, в Австралии.
5.Традиции и обычаи.
Моя родина – великоновгородская земля, где русские обычаи и традиции складывались веками. В условиях современной техногенной цивилизации они не исчезли, несмотря на то, что в 20 веке случились революционные изменения. Немногие из них сохранились и получили дальнейшее развитие в трансформированном виде, как главные элементы традиционной народной культуры, составляющие этническую особенность населения.
Хочу вам рассказать о нескольких традициях новгородской земли.
На многих приморских галечных пляжах можно наблюдать странную картину. Десятки людей медленно бредут вдоль полосы прибоя, пристально глядя себе под ноги. Периодически, то один, то другой наклоняется, поднимает, казалось бы, обычные камешки и, осматривая их со всех сторон, издает порой радостные возгласы. Подобная картина наблюдается и на западном побережье легендарного Ильмень-озера в Новгородской области. Так ищут «куриного бога» — камень со сквозной дырой. В народе он считается талисманом, приносящим удачу. Надо всего лишь посмотреть сквозь эту дырочку на солнце и попросить “куриного бога” выполнить ваше желание. Согласно поверью, оно, непременно, должно было сбыться.
Куриный бог (иногда собачий бог, «собачье счастье», Боглаз) — небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. По поверьям, приносит нашедшему удачу и здоровье. Если камень дарился кому-либо, то одариваемый должен был поцеловать того, кто дарил, чтобы перенять удачу, здоровье и т.д.
Ещё одна замечательная традиция, это – Масленица. Масленица — это недельный праздник, обряд с хороводами, песнями, плясками, играми,блинами. В Старой Руссе Новгородской области Масленица – это соломенная баба, выполненная с творческим подходом. Процесс сжигания наряженной соломенной куклы сопровождается улюлюканием, песнями и танцами.
Многим известен такой обычай, как плетение венков.
Венок (греч. стефанос, лат. corona) — это обруч для головы, свитый из листьев и цветов, похожий на корону. Венки не всегда носили в качестве украшения головы, они служили также подношениями, дарами со значением круга (долговечность, прочность) при оказании почестей. В античные времена символ кольца соединялся в венке с символом жизненной силы растений. Венки возлагали на головы победителей состязаний, триумфаторов. Венки из цветов служат символами земных радостей и утопающего в роскоши образа жизни. А венок из листьев плюща, по старинному народному поверью, якобы предохраняет от пьянства.
Символом завершения уборки злаков был жатвенный венок (у болгар и у русских в этой функции выступал последний сноп). Его плели из последних колосьев прямо в поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице или несли в руках в свой двор и сохраняли в амбаре до засева (зерно из этого венка добавляли в семена при новом севе). Считалось, что жатвенный венок сохраняет продуцирующую силу зерна и передает ее будущему урожаю.
Плетение и надевание венков не исключение и в Яблочный Спас, когда широко празднуется начало сбора урожая. К празднику (он же — Преображение Господне, 19 августа) поспевают многие плоды и овощи, заканчивается жатва. В этот день в церквях освящали яблоки и другие плоды земли. После освящения часть фруктов раздавали неимущим: «На Спаса и нищий яблоком побалуется». До Преображения строго запрещалось есть яблоки (и вообще никаких плодов кроме огурцов). Особенно ревностно соблюдали этот обычай матери умерших младенцев: считалось, если мать до Спаса съест яблочко, то на том свете Господь лишит её ребёнка удовольствия «яблочком поиграть».
Поскольку новгородские земли издревле славились богатым урожаем льна, неудивительно, что в Яблочный Спас девушки плели венки из льна. В Парфинском районе Новгородской области вошедший в традицию праздник демонстрирует трансформацию данного обряда с учетом аграрных изменений. Поскольку в настоящее время льнопроизводство практически сошло на нет, венки плетут из сочных и ярких цветов, характерных для летнего месяца августа.
- История русской кухни.
Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
Справедливо считают, что, засеяв поле, вырастив и собрав хлеб, человек впервые приобрел Родину. На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, ржаные… Каша была и остается нашим национальным блюдом.
Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица.
Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Само слово «пирог», вероятнее всего, имеет своей основой слово «пир». Пироги были обязательным атрибутом свадебного, новогоднего, именинного и любого другого праздничного стола.
В старину Новгородцы готовили сбитень. Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминавших самовар (кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню). С самого начала сбитень готовили на меду с душистыми травами. В сбитень и позже добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец.Напиток этот не только вкусен, но и полезен, так как входящие в его состав травы обладают целебными свойствами.
В Новгородской области особое место занимают «крошевные» щи. Самый главный ингредиент – крошево. Крошево — это рубленые квашеные верхние зеленые листья капусты.
Наш Семейный рецепт «крошевных щей» :
Крошево 300 гр.,Свинина 500гр.,картошка 5 шт.,лук 1 шт. |
7.Известные люди.
Уроженец не Новгорода, но много времени прожив в Новгородской области, писатель-природовед Виталий Валентинович Бианки прославил в своих рассказах красоты валдайской природы, а потому имеет честь быть представлен в «Альтернативном краеведении новгородской области». Его связь с новгородским краем – хорошая манка в мекку новгородских кущ и гущ.
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в Бийске (Алтай), а умер в 1959 году в Ленинграде. Автор более трехсот произведений о жизни мира животных, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. По праву считается одним из лучших русских писателей анималистов. Несколько поколений советских (а возможно и нынешних) детей воспитано на его добрых, гуманных историях.
В 1923 г. был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем и книжка «Чей нос лучше?». Его «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928) — своеобразная энциклопедия жизни леса и его обитателей. Язык книг Бианки, легкий и красочный, обращен непосредственно к воображению ребенка.
Страна Див — именно так Виталий Бианки называл новгородское местечко, заповедный уголок русской природы близ озера Боровно. Территориально оно относится к Окуловскому району, но в окаймляющих озеро сосновых и еловых лесах легко разглядеть воткнутые в землю таблички «Валдайский национальный парк». Итак, это территория на востоке Новгородской области, расположенная на отрогах Валдайской возвышенности. Места богаты грибами и ягодами (здесь даже можно найти морошку), дичью и зверем. Озеро Боровно имеет дугообразную форму, выпуклая часть которой обращена на юго-восток, шесть крупных островов, значительную глубину. Береговая линия сильно изрезана глубоко вдающимися полуостровами. Он был страстным охотником, много времени проводил в окуловских лесах. Так продолжалось вплоть до 1950 года. Писатель приезжал на это «прекрасное охотничье и рыболовное место», к «милому сердцу Северу» ранней весной, чтобы «встретить всех перелетных, походить на тока, постоять на тяге». В близ Боровна писатель написал такие рассказы, как : «Оранжевое горлышко», «Егоркины заботы», «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «В разлив с лодки».
Сейчас в местечке Погост Боровно стоит большой валун с табличкой, на которой высечены слова Виталия Бианки: «Утверждаю в трезвом уме и памяти: здесь СТРАНА ДИВ. Большим подъемом сил я больше обязан Боровну, чем Кавказу».
В Новгородской области, Боровичского уезда, в селе Рождественское (5 июля 1846)— родился Николай Николаевич Миклухо-Маклай — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (считается, что именно Николай Николаевич впервые описал такого зверька, живущего на Новой Гвинее, как кускуса). Кстати, этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая). Н.Н.Миклухо-Маклай автор 160 научных трудов. Он был защитником колониальных народов, выступал против расизма и колониализма. День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.
Памятник Н. Н. Миклухо-Маклаю в Окуловке, Новгородская область, Россия (5 июля 1846 – 2 апреля 1888).
8.Новгодоские былины и легенды.
Исследователи, начиная с XVIII века и кончая сегодняшним днем, собирают и записывают древние русские былины в Олонецкой, Поморской, Печорской и Урало-Сибирских областях бывшей Новгородской республики. Здесь, а не в центре Новгородской земли, исторический русский эпос сохранился в наиболее целостном виде. В самом Новгороде из-за предпринятых Московским правительством мер коренных новгородцев почти совсем не осталось уже в конце XVI века. Поэтому сохранению исторической памяти русской нации Великий Новгород послужил еще раз уже своими отдаленными областями, где имперскому правительству окончательно выкорчевать древнюю русскую культуру так и не удалось.
Садко — герой былин новгородского цикла.
Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев. Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого»:
Не я, видно, купец богат новгородский —
Побогаче меня славный Новгород![1]
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил
Само это словосочетание — «валдайские колокольчики» поражает слух скрытой в нём музыкальностью, мелодикой звучания. У каждого русского человека, услышавшего эти слова, вспыхивает в мозгу яркий пленительный образ зимнего поля и мчащейся по искристому санному пути тройки с лихим подвыпившим ямщиком на облучке, а сзади, в санях — жених, бережно кутающий в шубу немного испуганную быстрой ездой и румяную от мороза и счастья невесту. И над всем этим — задорный, веселящий душу перезвон поддужных колокольчиков…
Поддужные колокольчики / «дуга» — часть конской упряжи/ вошли в употребление в России во второй половине XVIII века. Центр их производства возник на крупнейшем тракте, на середине пути между Москвой и Петербургом — в Валдае.
О том, когда на Валдае появился первый колокольчик, говорят по-разному. Иногда даже сообщают конкретную дату появления первого валдайского колокольчика — 1478 год. В том году по приказу царя Ивана III, — говорит легенда, — вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой животворящей силы бесчисленные мелкие осколки превратились в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…
Так ли было на самом деле, иначе ли — про то нам неведомо. Другой, более прозаический вариант легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Но общепризнанно, что именно Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Новгородская культура как прецедентный текст для новгородской публицистики
Аннотация
В статье представлены представления о проблемах медиаобразования, получившие серьезное теоретическое осмысление, раскрывающие их многообразие, о чем свидетельствует многообразие научных исследований в этой области. Сегодня это процесс, связанный с медиатизацией всех сфер общественной жизни, и прежде всего сферы образования: от дошкольного до образования взрослых. Современные информационные технологии, определяющие правила игры во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, а также медиацентризм общества делают необходимым формирование его цифровой культуры. Основная роль отводится педагогическому сообществу; однако нельзя исключать традиционное семейное влияние, закладывающее основы коммуникативного поведения детей. Медиаобразование особенно актуально при подготовке специальностей «Журналистика», проявляясь, в том числе, в профессиональных компетенциях, связанных с созданием медиаконтента. Показано, что образовательные технологии, используемые в дисциплине «Культура Великого Новгорода: история и современность», способствуют более глубокому развитию данной компетенции, а также включению студенческих текстов в культурологический дискурс новгородской публицистики. При этом новгородская культура предстает прецедентным текстом региональной публицистики, а цифровые технологии помогают расширить границы ее присутствия в медиапространстве. Высшая степень предшествования преимущественно в текстах историко-культурной тематики, учитывая значимую историю Великого Новгорода. Однако значительную часть содержания новгородского медиаполя составляют тексты современной культуры.
Ключевые слова: МедиадискурсмедиаобразованиеНовгородская культурапрецедентный текст
Введение
Сегодня термин «медиаобразование» можно считать устоявшимся, его появление в отечественной науке относится ко второй половине 20 века, несмотря на то, что обращение к средствам массовой информации в процессе обучения имеет давнюю историю. Исследователи предлагают различные трактовки этого понятия, но зачастую определение, которое было сформулировано в материалах конференции ЮНЕСКО «Образование для медиа и цифровой век» в 1919 г.За основу взят 99. В соответствии с ним «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными и другими формами), а также с различными технологиями. Это помогает людям понять, как средства массовой информации используются в их сообществах, чтобы овладеть умением использовать средства массовой информации при общении с другими людьми» (ЮНЕСКО, 2001 г., стр. 152).
Медиаобразование сегодня представляет собой многоаспектный процесс, связанный с медиатизацией практически всех сфер жизни, но прежде всего образовательной. В актуальной научной повестке появляется все больше исследований, посвященных вопросам школьного медиапотребления, которые, несмотря на свою актуальность, до сих пор «не являются предметом публичного обсуждения в профессиональном сообществе педагогов» (Фролова, Образцова, 2019). , п. 751) и, по мнению школьных учителей, «учащихся знакомят с традициями и обычаями, созданными в семье, а не в школе» (Там же, с. 752).
Переход общества от законов потребления к законам информатизации сделал эту тенденцию еще более актуальной, а усиление роли СМИ в обществе и переход ее от литературоцентрического к медиацентричному началу ускорили этот процесс.
Постановка проблемы
С развитием Рунета несколько изменились основные требования к медиаобразованию в нашей стране, связанные с трансформацией информационно-коммуникационной системы в целом. В связи с этим важной задачей сейчас является формирование цифровой культуры, в первую очередь, подрастающего поколения, относящегося к ней как к реальной среде. Широкая информатизация и стремительная цифровизация всех сфер жизни, особенно экономики, «требуют не только от трудоспособного населения, но и от каждого члена общества владения достаточно широким набором навыков нового поколения, основанных на компьютерной грамотности» (Баскакова, Соболева, 2019, п. 245). В этом аспекте можно говорить о значении более конкретного понятия — информационно-коммуникативной грамотности, определяемой «как умение использовать цифровые технологии, средства связи и сети для получения, оценки, распространения и создания информации» (Там же, с. 245-246).
Корягина и Кравченко (2019) считают, что современные «информационные технологии — это новая культура, в которой непрерывно конструируются не только новые смыслы, но и новые культурные ценности. В этих условиях целью развития информационных технологий является не защита граждан от нежелательной информации, а, наоборот, создание условий для развития личности в диалоге со СМИ. (стр. 765)
Более того, в реальной практике «перспективы эффективного воспитания творческой личности в современных условиях мировых культурно-экономических потрясений приобретают особую остроту и становятся идеологическими, управленческими и в широком смысле воспитательными задачами, требующими творческих решений» (Галажинский и Кабрин, 2019, стр. 207). Иными словами, новые условия требуют от студентов умения действовать творчески в условиях «обновляющегося транскультурного мировоззрения, в котором все более ощутимой становится синергия наук, искусств, технологий и культуры в целом» (Там же, с. 207).
В начале XXI века по образцу зарубежных коллег в российской системе образования был внедрен компетентностный подход к обучению, предполагающий формирование у учащихся необходимых в будущем компетенций – от универсальных до профессиональных, на основе внедрение профессиональных стандартов в области будущей практической деятельности. Внедряя медиаобразование с раннего детства, к моменту выбора выпускником школы направления дальнейшего обучения базовые навыки, связанные с использованием медиа в получении образования, уже будут сформированы на уровне, достаточном для первичных потребностей, что позволит перейти к более сложная модель медиаобразования, например, в вузе. Умение ориентироваться в медиасреде, искать, критически анализировать и отбирать в ней информацию – одна из универсальных компетенций будущего бакалавра любого направления подготовки.
В системе высшего образования принято расширять границы медиаобразования и выводить его на все более высокий уровень. Это становится еще более важным в случае подготовки специалистов по специальности «Журналистика», для которых вопросы медиаобразования становятся не только базовыми, но и закладывают фундамент будущего профессионализма. Переход на компетентностный подход в российском образовании пока не получил полноценной академической оценки результативности. Поэтому в педагогической практике приветствуется поиск новых подходов. Современные образовательные технологии, связанные с использованием интерактивных и экспериментальных форм в сочетании с традиционными, могут дать положительный эффект даже в долгосрочной перспективе. Такие технологии могут стать особенно продуктивными при обучении вспомогательным дисциплинам, позволяя расширить научный, культурологический, ценностный кругозор студентов.
Исследовательские вопросы
Какими методами овладевают медиакомпетенцией студенты факультета журналистики, для которых эти знания являются не только учебными, но и профессионально определяющими?
Каким образом студенческие тексты, посвященные проблемам культуры и написанные в качестве заданий по курсу «Культура Великого Новгорода: история и современность», включаются в содержание новгородского медиаполя?
Цель исследования
Выявить пути наполнения культурного дискурса новгородского медиаполя студенческими текстами, а также выделить прецедентные тексты новгородского культурного медиадискурса, созданные в рамках курса «Культура Великого Новгорода: история и современность».
Методы исследования
Используя методы наблюдения и анализа содержания новгородских медиа, мы рассмотрим способы формирования региональной медиаповестки посредством студенческих текстов, обращающихся к прецедентным явлениям новгородской культуры. Например, медиакомпетентность, связанная с освоением профессиональных знаний на основе общекультурных, формируемых в период школьного и начального высшего образования, активно развивается, на мой взгляд, в курсе «Культура Великого Новгорода: История и современность». Для новгородцев такой курс базируется на имеющихся знаниях по истории Новгорода, недавно появившихся в школьной программе, что позволяет закрепить новые базовые знания путем создания авторского контента по теме. Студенты из других регионов имеют базовые знания по теме из курса всеобщей истории России. Знакомясь с историей и культурой Новгородской земли, в том числе путем создания собственных текстов, студенты демонстрируют интерес к данной области знаний, стремление к пополнению регионального медиаконтента и готовность включать культурные темы в новгородский медиадискурс. . «Современное культурное пространство — это сосуществование многих дискурсов: философских, художественных, научных и т. д. При этом все эти дискурсы пересекаются, взаимодействуют друг с другом, так как являются воплощением единой системы ценностей» (Кокаревич, 2019)., п. 53). В данном исследовании становится важным включение студенческих текстов в культурный дискурс и их функционирование в рамках региональной системы культурно-исторических ценностей. Несмотря на непоследовательность в подобных публикациях, в силу особенностей традиционной культуры, редко дающих значимые информационные поводы, «в то же время СМИ являются одним из важнейших источников информации о культуре, что актуализирует изучение характер его репрезентации в публицистических текстах» (Жаровский, 2020, с. 175). Следует отметить, что «…региональная повестка формируется не изолированно, в ней отражаются культурные, социальные, политические и экономические факторы, в основном зависящие от особенностей региона и типа периодического издания» (Новак, 2018, с. 131). ). Культурная тема в данном случае уступает политической и экономической, но в регионах с богатым историко-культурным наследием, как в случае с Новгородской областью, она может составлять значительную часть содержания. Это, в частности, сказывается на создании символического капитала места, который, по мнению Базикяна (2017), становится «базовым ресурсом построения положительного образа той или иной территории» (с. 59).4).
Особую роль здесь играет высокий прецедент новгородских культурных объектов, точнее, сама новгородская культура предстает прецедентным текстом региональной медиаповестки. В современных научных исследованиях прецедент рассматривается прежде всего «как диалог отправителя и адресата в определенных временных и социокультурных условиях» (Ремчукова и др., 2017, с. 95). Прецедентные имена рассматривались исследователями в различных аспектах, но «в большинстве исследований этот термин употребляется в широком смысле как «любая вторичная номинация», что иногда рассматривается как своего рода языковая игра, подчеркивающая творческий характер прецедентной номинации» (Там же).
Я выбираю за основу определение Караулова (2010), автора термина, который называет прецедентными те «тексты, значимые для конкретного человека в познавательно-эмоциональном отношении, имеющие надличностный характер, т.е. окружение этой личности, включающее как предшественников, так и современников, и, наконец, те, к которым неоднократно обращаются в дискурсе этой языковой личности» (с. 216). Учитываю также определение, предложенное Слышкиным (2000), который предлагает понимать прецедентные тексты как «всякую последовательность знаковых единиц, характеризующуюся целостностью и связностью, имеющую ценностное значение для определенной культурной группы» (с. 28). При этом вынужден отметить, что для группы, которую условно можно назвать «новгородцами», количество прецедентных текстов в региональных СМИ, в основном исторического характера, достаточно велико. Здесь видно, что оно имеет непосредственное отношение к текстам (в широком смысле), хранящим «живую память горожан, названия элементов городского пространства, легенды, предания, поговорки и шутки, передающиеся из поколения в поколение» (Шмелева , 2018, стр. 1). «Наряду с ними печатные тексты (документы, периодические издания, книги, в том числе научные описания) фиксируют официальную память, которая нередко расходится с живой памятью граждан в выборе значимых фактов и их оценок» (Там же).
Чилингир (2011) говорит о культуре, что «в целом это гипертекст, состоящий из текстов религии, произведений искусства, народного творчества, законов и т. д.» (стр. 15). Автор статьи считает прецедентными текстами «…спонтанно или преднамеренно отобранные тексты, которые считаются общеизвестными в той или иной культуре речи, а потому допускаются особые формы их употребления, они не нуждаются ни в каких специальных ссылках. Знание прецедентных текстов, базовый набор которых различен для каждой культуры (субкультуры) и изменяется во времени, считается элементом культурной собственности» (Там же, с. 16). Широкая интерпретация Карауловым прецедентных текстов позволяет включать в их число самые разные единицы – не только вербальные, но и невербальные: архитектурные объекты, произведения живописи, музыки и т. д.
Находки
Обращаясь к материалу новгородской культуры, следует отметить следующее.
Для Великого Новгорода и всего региона, история которого начинается по документальным свидетельствам с IX века, весь пласт прецедентных текстов, отраженных в современном медиадискурсе, не только объемен, но и понятен широкому кругу современных новгородцев. Трудно представить горожанина, который ничего не слышал ни о «Памятнике Тысячелетия России», ни о Новгородском Кремле. Широкий спектр прецедентных номинаций связан с именем Софийского собора, старейшего храма России, построенного в середине XI века. Шмелева (2018) в статье «Литература и культурная память города» пишет:
Новгород мыслился как Дом Софии, премудрости Божией (в то время как Псков был Домом Троицы), София была небесной покровительницей города <...> Софийский собор (в отличие от Торговой слободы) есть реально присутствует в современной городской среде, трудно представить себе новгородца, не бывавшего в ней. <...> Софийский собор постоянно дает повод писать и говорить о нем: пасхальные и рождественские крестные ходы, возвращение купольного креста из Испании и помещение его в алтарь, орнитологическая охрана куполов. (стр. 3)
Упоминая Софию среди имен, которые «являются «носителями» памяти о названных объектах, которая пополняется новыми сведениями или «стирается» временем, но остается частью культурной памяти города», Т. В. Шмелева делает вывод, что «имя городского предмета, независимо от того, дан ли он для увековечивания кого-либо/чего-либо или просто для отличия названного предмета от других, становится хранителем памяти как в масштабе городской культуры, так и в плане биографии для горожан» (Там же. ).
При знакомстве с историей и культурой Великого Новгорода студенты-журналисты знакомятся с прецедентными текстами новгородской культуры с новой точки зрения, развивают навык выявления прецедентных имен в региональном культурном медиадискурсе, тем самым продолжая традицию получения и передача культурных знаний между поколениями.
Существуют социальные связи между членами общества, как находящимися в одном времени и пространстве, так и удаленными друг от друга. Эти связи, определяющие соотношение членов общества, обеспечивают, в том числе, и тексты массовой письменной коммуникации, образующие особую текстовую систему существующих и возникающих здесь дискурсов [Сибирко, Богославцева, 2014, с. 236].
В первую очередь такие тексты публикуются в специальных рубриках академической газеты факультета журналистики «Антоновка» или в ее тематических выпусках. Несмотря на образовательный статус этого печатного издания и его незначительный тираж, оно, тем не менее, составляет сегмент регионального медиаполя, распространяясь среди студентов, сотрудников и абитуриентов. Иногда выходит за его рамки, например, в качестве спецвыпуска распространяется среди участников традиционной международной конференции «Новгородика» в сентябре 2009 г.. Так текст Софьи Швецовой (2018а) «О большой любви к малой родине» был опубликован в рубрике «Наше краеведение» в газете «Антоновка». В публикации рассказывается о встрече с новгородским этнографом А. А. Лукиным, по инициативе которого была восстановлена церковь Покрова Богородицы в селе Витька Новгородской области. «Насколько сильно наше место жительства влияет на восприятие ценнейших памятников культуры с вековой историей. Мы живем в Великом Новгороде и смотрим на Кремль и Софийский собор так же, как на рекламные щиты или торговые центры. Они нам уже приелись и не вызывают никаких чувств. Однако, справедливости ради, есть очень особенные люди. Их душа отзывается любовью к каждому дому, к каждому дереву в родном крае. С одним из таких людей нам довелось общаться, — пишет автор» (Там же). Описывая встречу с А.А. Лукина, С. Швецова отмечает его увлеченность историей и культурой малой родины, несмотря на совершенно не связанную с ним профессию героя — в прошлом он был офицером-ракетчиком. В заключении статьи автор отмечает: «Недостаточно просто знать историю своей малой родины – важно что-то делать для ее благополучия. Вот что значит активное краеведение» (Там же).
В этом же разделе опубликованы еще два студенческих текста на тему культуры — о музее деревянного зодчества «Витославлицы» и Десятинном монастыре. Оба текста написаны также как курсовые, но проникнуты эмоциональным откликом авторов на более глубокое знакомство с ранее известными местами Новгородской земли. Возврат к ранее полученным и, следовательно, уже не актуальным знаниям и переосмысление своего отношения к ним, попытка заново увидеть знакомые места, взглянуть на них с высоты вновь приобретенных знаний играет существенную роль как в приобретении важных общекультурных компетенций и в собственной культурной идентификации учащихся — авторов текстов.
В разделе «Великий Новгород глазами студента» опубликован цикл студенческих заметок, в которых авторы описывают экскурсии по памятным местам города и свои впечатления от них, упоминая памятные культурные номинации: Георгиевская Монастырь, Антоново, Витославлицы.
Средневековые прецедентные тексты дополняют культурный дискурс региона лишь в связи с некоторыми значимыми событиями, не так часто с ними связанными. Социально-политическая повестка мало связана с культурой. Частично восполнил этот пробел специализированный культурологический онлайн-журнал «Поле культуры», ранее функционировавший в Новгороде, но на данный момент не работающий как СМИ. Поэтому культурная ниша регионального медиадискурса заполняется текущими событиями. Знакомство с современной культурной составляющей города во всем многообразии его учреждений – еще одна цель курса. Однако уместить весь ее спектр в рамки учебных занятий невозможно, поэтому студенты в качестве самостоятельной работы посещают культурно-массовые мероприятия в течение семестра и публикуют тексты об этом в СМИ. Раньше возможность публиковать такие тексты студентам предоставлял вузовское издание «Новгородский университет», лишь недавно прекратившее свою работу, а также другие СМИ Великого Новгорода: интернет-издание «ВНовгород.ру», «Новости, 53»; портал «Газон Медиа».
Другие СМИ Великого Новгорода также размещали на своих страницах студенческие культурологические тексты. Например, в сети «ВНовгород.ру» был опубликован репортаж М. Николаева о встрече читателей с писателем А. Усачевым в магазине «Буквоед» в Новгороде под заголовком «Детский писатель Андрей Усачев: «Не доверяйте детей только школе». (Николаев, 2015) или статью Швецовой С. «Фестиваль карнавальных костюмов «Золотая пуговица 2018»: как это было» (Швецова, 2018б). Публикации А. Смирновой в сетевом издании «53 новости» под заголовком «Шекспировскую выставку Малого театра красиво закрыли в Музее изобразительных искусств» (Смирнова, 2019а) и «Как попасть в театр? Стать волонтером!» на портале «Газон Медиа» (Смирнова, 2019б).Студенты представляют опубликованные работы в качестве контрольных работ, часто увлекаясь культурологической тематикой и продолжая писать на интересующую их тему позже.В целом культурная тематика часто привлекает студентов , но в процессе близкого знакомства с учреждениями культуры города и области выбирают свою тематическую нишу, а иногда становятся постоянными авторами интернет-СМИ или пресс-центров. Например, чаще всего студентов привлекает деятельность Новгородский Малый театр для детей и юношества, который уже много лет активно сотрудничает с университетом и факультетом журналистики9.0005
Культуроведческие тексты, созданные студентами, дополняют культурный медиадискурс, который активно использует новгородские прецедентные тексты, тем самым повышая степень их прецедентности. Новгородский кремль, Софийский собор, Десятинный монастырь, Витославлицы, Памятник «Тысячелетию России» и др. – тексты с высокой степенью предшествования, активно используемые не только в региональном, но и в общероссийском медиадискурсе. Определенную роль в этом играют студенческие публикации, в том числе написанные в рамках курса «Культура Великого Новгорода: история и современность». Большинство из них до сих пор относятся к исторической составляющей культурного наследия нашего края. Однако современная культура постепенно входит в широкий дискурс, насыщая его прецедентными новгородскими текстами текущего момента. К ним относятся такие прецеденты, как Читай-Город, Новгородский Малый театр и связанный с ним фестиваль «Царская сказка», «выставочная волна» Новгородского центра современного искусства, новгородские библиотеки и музеи и др.
Заключение
Таким образом, объекты новгородской культуры, представленные многими историческими и современными учреждениями, довольно часто становятся объектами журналистского интереса. Богатое культурно-историческое наследие Новгорода способствует активному интересу к нему как со стороны журналистов, так и общественности, тем самым повышая узнаваемость новгородских прецедентов, создавая значимый региональный дискурс, легко идентифицируемый культурной группой «новгородцы». Курс «Культура Великого Новгорода: история и современность» как одно из направлений профессионального медиаобразования в Новгородском университете связывает медийные компетенции и знания о новгородской культуре в сознании будущих журналистов, убеждая в том, что это прецедентный текст новгородских СМИ. дискурс.
Ссылки
- Баскакова М.Е., Соболева И.В. (2019). Новые грани функциональной неграмотности в цифровой экономике. Образовательные исследования, 1, 244-263.
- Базикян С.А. (2017). Роль региональных брендов в накоплении символического капитала локации (на примере Великого Новгорода). Теоретические и практические вопросы журналистики, 6(4), 592-602.
- Чилингир Е.В. У. (2011). Гипертекст в литературе, журналистике и PR: социокультурный аспект. Вестник славянской культуры, 1, 15-22.
- Фролова Т.И., Образцова А.Ю. (2019). Медиаграмотность школьников в постпереходном обществе: результаты исследования. Теоретические и практические вопросы журналистики, 8(4), 747-762.
- Галажинский А.В., Кабрин В.И. (2019). Перспективы развития творческой личности транспрофессионала в условиях смены научно-образовательной парадигмы университета. Вестник Томского государственного университета, 447, 207-214.
- Караулов, У. Н. (2010). Русский язык и языковая личность. 7-й выпуск. Издательство ЛКИ.
- Кокаревич М. Н. (2019). Философский и архитектурный дискурсы в культуре. Вестник Томского государственного университета, 440, 53-57.
- Корягина С.А., Кравченко И.О. (2019). Анализ влияния СМИ на формирование мировоззрения молодежи в информационном пространстве. Теоретические и практические вопросы журналистики, 8(4), 763-773.
- Николаев, М. (2015, 17 ноября). Детский писатель Андрей Усачев: «Не доверяйте детей только школе». https://vnovgorode.ru/obshchestvo/2016-pisatel-andrej-usachjov-ne-doveryajte-detej-tolko-shkole.html
- Новак А.А. (2018). Особенности формирования региональной медиаповестки. Теоретические и практические вопросы журналистики, 7(1), 129-144.
- Ремчукова, Е. Н., Соколова, Т. П., и Замалетдинова, Л. Р. (2017). Прецедентные имена культуры в ономастическом пространстве современного города. Ценности и смыслы, 6(52), 94-108.
- Шмелева Т.В. (2018). Литература и культурная память города. Воспоминания, 4(16), 10.
- Швецова С.Р. (2018a). О большой любви к малой родине. Антоновка, 2(94), 1.
- Швецова С. (2018b, 05 февраля). Фестиваль карнавальных костюмов «Золотая пуговица 2018»: как это было. Получено с https://vnovgorode.ru/interesnye-materialy/15462-zolotaya-pugovitsa.html
- Сибирко, Н. С., и Богославцева, М. С. (2014). Влияние социокультурных процессов на развитие дискурса СМИ. Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. Серия: Гуманитарные науки, 5(3), 235-238.
- Слышкин Г.Г. (2000). От текста к символу: лингвокультурологические концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. Академия.
- Смирнова А. (2019a, 29 марта). Выставку Шекспира Малого театра красиво закрыли в Музее изобразительных искусств. https://53news.ru/novosti/46950-ukhodit-krasivo.html
- Смирнова А. (2019б, 14 мая). Как добраться до театра? Стань волонтером! https://gazon.media/sobytiya/kultura/kak-popast-v-teatr-stat-volonterom/
- ЮНЕСКО. (2001). Рекомендации, адресованные Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО. В К. Бухт и К. фон Фейлитцен (ред.) Взгляды на детей и СМИ (стр. 152). ЮНЕСКО и НОРДИКОМ.
- Жаровский Э. Р. (2020). Особенности освещения культуры в СМИ Крымского полуострова. Теоретические и практические вопросы журналистики, 9(1), 173-191. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(1).173-191
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.
Об этой статье
Гала-концерт по случаю 800-летия Нижнего Новгорода • Президент России
Президент России Владимир Путин : Здравствуйте, друзья, нижегородцы и гости этого великого города!
Искренне, от всей души поздравляю Вас с 800 годовщиной Нижнего Новгорода. Поздравляю всех, кто здесь родился и вырос, тех, чья жизнь, учеба, достижения, первая любовь и самые теплые семейные воспоминания связаны с этим прекрасным городом, тех, кто питает к нему особое уважение, восхищается его величием и красотой, и впечатляющие волжские пейзажи.
Нижний, как его горячо называют издавна, хранит ключ к пониманию щедрой души, веры и несгибаемой воли нашего народа, его стремления к созиданию и сотрудничеству. Здесь сконцентрированы культурный код, национальная идентичность, мощь и калибр русского народа.
Они представлены старинными храмами, святыми духовными местами, центрами современного искусства, никогда не сдавшимся врагу Кремлем, современными промышленными предприятиями, реками Окой и Волгой, древними торговыми путями и автомагистралями, соединяющими все Евразии. Как однажды удачно заметил Илья Репин, Нижний — город, «величественно возвышающийся над всем востоком России».
Здесь всегда жили люди огромной внутренней силы. Во все времена нижегородцы вставали на защиту нашего Отечества и чувствовали свою связь с нашей общей великой и славной судьбой.
Так было как в конце 14 века, когда нижегородские земли сыграли решающую роль в укреплении единого государства, в собирании исконно русских земель, так и в начале 17 века, когда Нижегородцы, действуя сообща, объединившись и руководимые Мининым и Пожарским, сделали все, что было в их силах, чтобы положить конец Смутному времени и восстановить суверенитет страны.
Я знаю, что жители города не просто гордятся подвигом предков. Это пример для всех вас, и мы это видим. Не случайно в нынешние непростые времена так много людей в Нижнем Новгороде и области активно участвуют в волонтерском движении, помогая нуждающимся. Они чувствуют ответственность за окружающих, за родную землю и за всю Россию.
Патриотизм, гражданская активность и отвага в крови горожан, трудолюбие, деловая смекалка, предприимчивость, инженерные и научные таланты.
Как известно, здесь родились механик Кулибин и математик Лобачевский; здесь кипела оживленная торговля на знаменитой ярмарке, одной из крупнейших торговых площадок Европы того времени, а сормовские заводы и пуск первой мартеновской печи стали символом масштабной индустриализации России XIX в.-й -й и 20-й -й вв.
Нижний Новгород был известен как Горький во время Великой Отечественной войны. Однако характер его жителей остался таким же, как и у их предков. Горожане проявляли героизм не только на передовой, но и в тылу, производя под вражескими снарядами все необходимое для армии и флота. Поэтому Нижний Новгород по праву получил звание «Город трудовой доблести».
В советское время здесь на предприятиях города, как исторических, так и построенных с нуля, и в научно-исследовательских институтах создавались наши экономические и оборонные возможности, уникальная технология мирного атома и ядерный щит нашей страны.
Друзья,
Нижний Новгород — это смесь старины и современности. На самом деле история всегда делается через развитие, через таланты, самоотверженность и смелость людей.
Сейчас, в 21 ст веке, Нижний является одним из ключевых промышленно-технологических центров страны, в котором сконцентрированы как традиционные, так и самые передовые отрасли промышленности, где зарождается международный ИТ-кластер, научно-образовательный центр мирового уровня, где разрабатываются новые материалы, квантовые и цифровые технологии, умные транспортные системы и ищутся решения для здравоохранения и защиты окружающей среды.
Жилая среда также должна соответствовать требованиям будущих задач. Он должен быть комфортным, современным, открывающим широкие возможности для инициатив в сфере технологий, бизнеса, искусства и гражданских инициатив.
У властей области – и я только что обсуждал это с губернатором – далеко идущие планы по развитию города. В их числе, в первую очередь, создание современного общественного пространства на Стрелке, строительство ледового дворца, превращение пустующих земель в центре города в квартал высоких технологий, где будет создано более 10 000 высокотехнологичных рабочих мест (а те 10 000 будет только начало, начало) и университетский кампус. Уверен, что все эти объекты будут возведены с использованием передовых материалов, архитектурных и цифровых решений.
Также напрямую
касается модернизации транспортной системы, которой ежегодно пользуются около
полмиллиарда пассажиров всей Нижегородской агломерации. Это включает в себя,
в том числе строительство транспортных узлов и станций метро, а также транспортных магистралей, идущих параллельно проспектам Гагарина и Ленина. Регион сделает
полное использование нашего нового механизма развития, инфраструктурных кредитов, для реализации
таких масштабных и социально значимых проектов. Решения уже приняты
по этим вопросам.
Подчеркну
что удобные и безопасные транспортные артерии дадут дополнительный импульс развитию
южной и восточной частей города, где около 12 млн кв.
метров современной жилой площади и социальных объектов — детских садов,
школы, поликлиники — будут построены в текущем десятилетии.
Мы обязательно должны
дорожим нашим великим прошлым, когда мы приступаем к стратегическим планам и приближаемся к будущему.
Только опираясь на свои корни, можно обеспечить мощный темп развития.
Ориентир
центр города, Кремлевская и Чкаловская лестницы были отремонтированы для
юбилей, и знаменитый городской парк, который мы только что посетили, был обновлен. Над
На это из всех источников было выделено 30 миллиардов рублей. Я уверен, что это
деньги стали вложением как в сохранение исторического наследия, так и в новое качество жизни нижегородцев и улучшение туристической
потенциал.
Кстати,
Я хотел бы воспользоваться случаем и посоветовать тем, кто до сих пор ставил
о поездке в Нижний, чтобы непременно приехать и посетить его. Город преобразился
в последние годы и продолжает развиваться. Он очаровывает и очаровывает своей красотой.
Друзья,
Я верю, что
Нижний Новгород продолжит свое преображение и уверенно пойдет вперед
новый век своей истории, сохраняя при этом свою самобытность и уникальность. Это
будет гордиться технологическими и научными достижениями, спортивными и культурными
достижения, успех деловых и общественных проектов.