Содержание
чем закончился спор из-за диссертации министра культуры — РБК
Большинство членов президиума ВАК проголосовали за то, чтобы не лишать министра культуры Владимира Мединского степени доктора исторических наук. Из 24 ученых за лишение министра степени проголосовали шестеро, четверо воздержались
Владимир Мединский
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Остался в истории
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) сохранил за министром культуры Владимиром Мединским докторскую степень по истории за его работу «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV–XVII веков». Такое решение президиум принял по итогам двухчасового заседания в пятницу, 20 октября, рассказал РБК оппонент Мединского, эксперт вольного сетевого сообщества «Диссернет» филолог Иван Бабицкий. Эту информацию РБК подтвердил источник, близкий к Мединскому. Министр получил 14 голосов «за» сохранение степени, шесть — «против», четверо воздержались.
Окончательное решение на основе рекомендации президиума должно вынести Минобрнауки, оформив его ведомственным приказом. В пресс-службе ведомства РБК пояснили, что соответствующий приказ будет подготовлен «в ближайшее время». Президиум не прислушался к экспертному совету ВАК по истории, который 2 октября рекомендовал лишить министра ученой степени доктора наук.
adv.rbc.ru
Процедура лишения ученой степени
По установленному правительством порядку решение о сохранении или лишении ученой степени принимается в трех инстанциях — диссертационном совете какого-либо российского вуза, экспертном совете ВАК и президиуме ВАК. После этого его должно утвердить Министерство образования и науки, но, как правило, ведомство соглашается с президиумом ВАК, и этот пункт превращается в формальность.
adv.rbc.ru
Мединский лично присутствовал на заседании по своему делу — впервые за полтора года дискуссии вокруг его диссертации.
Министра поддерживали научный сотрудник Института российской истории РАН Константин Аверьянов, заместитель председателя диссертационного совета Российского государственного социального университета (РГСУ), где защищался Мединский, Николай Старостенков, доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук Сергей Черняховский и научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Заявление в ВАК о лишении Мединского ученой степени по истории в апреле 2016 года подали Иван Бабицкий и два доктора исторических наук — Вячеслав Козляков и Константин Ерусалимский. В сентябре 2016 года Бабицкий сообщил, что работа министра «абсурдна», содержит грубые ошибки и не может считаться научным исследованием.
В заявлении ученые приводили несколько примеров низкой квалификации Мединского как историка. Так, утверждают заявители, министр указывает, что во времена Ивана Грозного церковные книги в России были написаны на русском языке, поэтому понять их было просто, в отличие от Библии католиков, изложенной на латыни. «В одном предложении он сумел показать, что ему ничего не известно ни о таком феномене, как церковнославянский язык, ни о переводе Священного писания на немецкий язык Лютером», — сообщили заявители.
Мединский полагает, что русские первые среди европейцев столкнулись с нападением нехристиан. Однако за два с половиной века до крещения Руси (988 год н. э.), в 732 году, в битве при Пуатье французы остановили нашествие арабов, напоминают ученые. Энеа Сильвио Пикколомини, итальянского гуманиста XV века, Мединский считает немцем, а версию происхождения Рюрика из Дании оспаривает, приводя аргумент, что в летописях сказано: князь был варягом и прибыл из Скандинавии (Дания относится к Скандинавии).
Аплодисменты министру и удар по науке
После решения президиума к прессе вышли сторонники Мединского: Мягков, Черняховский, Аверьянов и Старостенков. «Можно сделать выводы, что сериал «Санта-Барбара», который продолжался больше года, кончился», — заявил Мягков, представлявший интересы Мединского. Принятие президиумом ВАК другого решения «открыло бы ящик Пандоры», уверен Мягков. «Мы бы получили ситуацию, когда любой студент мог бы написать кляузу на своего нелюбимого преподавателя. Но сегодняшнее обсуждение было о науке», — пояснил Мягков. Сергей Черняховский рассказал, что выступление Мединского на президиуме ВАК вызвало аплодисменты.
Против сохранения за Мединским степени доктора проголосовали оба историка в президиуме ВАК — научный руководитель Государственного архива Сергей Мироненко и руководитель Центра истории частной жизни и повседневности Института Всеобщей истории Российской академии наук (РАН) Игорь Данилевский, декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан, завотделом языков народов России Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко, замдиректора Института философии РАН Мария Федорова и доцент НИУ ВШЭ Александр Муравьев.
Мироненко после заседания президиума ВАК назвал решение президиума ВАК «ударом по науке».
Один из членов президиума ВАК, присутствовавший на заседании, рассказал РБК, что Мединский не смог ответить на вопрос о методологии работы, отделавшись общими словами, а его ответ про церковнославянский язык был неудовлетворительным. Собеседник РБК отметил, что на заседании президиума не дали полноценно выступить Павлу Уварову, председателю экспертного совета по истории, который рекомендовал лишить Мединского ученой степени. На момент написания материала Уваров был недоступен для комментариев.
Дошли до прокуратуры
Спор о том, насколько диссертация Мединского научна, шел полтора года. Сначала ВАК направила работу министра в диссертационный совет Уральского федерального университета, но там ее рассмотреть не успели. В феврале 2017 года диссертационный совет МГУ якобы отказался рассматривать работу, пояснив, что в ней нет плагиата. Давний оппонент министра Сергей Мироненко, который после критики в его адрес со стороны Мединского был уволен с поста директора Госархива, рассказывал РБК, что диссертация не была рассмотрена, потому что совету ее не предоставили. 7 июля 2017 года диссертационный совет Белгородского университета все-таки рассмотрел работу и решил, что она соответствует критериям научности, а заявление о лишении Мединского степени написано «нецензурно». 2 октября экспертный совет ВАК не согласился с белгородскими коллегами и рекомендовал лишить министра ученой степени по истории. На протяжении следующих двух недель члены экспертного совета и представители Мединского Мягков и Аверьянов обменивались взаимными обвинениями в некомпетентности.
Новый поворот в истории с диссертацией Мединского случился 16 октября. Тогда «Новая газета» сообщила, что оппоненты, указанные им в автореферате научной работы, рассказали, что не участвовали в защите диссертации. Министерство культуры отреагировало на обвинение через день, 17 октября. Оно опровергло информацию издания, предоставив РБК копию страниц автореферата с «настоящими» оппонентами. Автор «Новой» и сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин предоставил РБК и выложил у себя на странице несколько копий авторефератов Мединского из разных библиотек России, в которых фигурировали оппоненты, опрошенные «Новой».
18 октября в Российской государственной библиотеке (РГБ), где хранится автореферат диссертации Мединского, прошла эвакуация, которую объяснили звонком о заложенной бомбе. Сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин рассказал РБК, что эвакуация в РГБ проводилась «под видимостью пожара» в тот момент, когда была произведена попытка получить доступ к автореферату Мединского.
В итоге Николай Старостенков признал, что все дело в ошибке секретаря диссертационного совета РГСУ, который случайно разослал в ВАК и другие ведомства черновую версию документа. Он отметил, что, хотя процедура защиты и была нарушена, это не вина Мединского, а потому лишать его степени по формальным признакам нельзя.
Вместе с тем у министра появилась еще одна проблема. Несколько членов экспертного совета ВАК 2011 года заявили, что не участвовали в рассмотрении его работы. «Я диссертацию никогда не видел, а должна ли была она к нам прийти, это вопрос не ко мне», — заявил РБК председатель экспертного совета 2007–2013 годов Юрий Пивоваров. В декабре 2011 года шла речь об обсуждении диссертации, а в феврале уже все утвердили, рассказал РБК член экспертного совета Вадим Рогинский: «В экспертном совете 30 человек — вот кто-то и подписал. На экспертном совете диссертация Мединского не обсуждалась, хотя его должны были вызвать, ведь он не работал в научном учреждении. Но не вызвали. Когда он прошел [стал доктором], мы удивились, но нам сказали, что поезд ушел».
17 октября партия «Яблоко» попросила Генеральную прокуратуру проверить действия Министерства образования и науки при утверждении степени доктора исторических наук для министра культуры Владимира Мединского.
Накануне заседания Сергею Мироненко отказали в выдаче аттестационного дела Мединского. По словам Мироненко, председатель ВАК Владимир Филиппов заявил, что право смотреть аттестационное дело имеет только диссертант. На момент написания материала комментарий от Филиппова получить не удалось.
Эффект Мединского
Противники Мединского отнеслись к решению президиума ВАК спокойно. Основная цель, которую преследовали заявители, — доказать, что диссертация Мединского ненаучна, рассказал РБК Бабицкий. «Эта цель достигнута. Однозначно высказалось историческое сообщество, экспертный совет ВАК. Оба историка в президиуме проголосовали против. Цели любой ценой лишить Мединского бумажки у нас не было, поэтому решение президиума для нас ничего не значит», — объяснил он РБК.
Хотя Мединский не принадлежит к ближайшему кругу премьер-министра, скандал вокруг министра культуры — это удар по репутации правительства Дмитрия Медведева, полагает политолог Евгений Минченко. «Думаю, большая часть атаки была направлена не столько на Мединского, сколько на его непосредственного руководителя», — указывает он. Мединский, уверен Минченко, нравится президенту Владимиру Путину. «Он работоспособный, активный и патриот. И министром он стал благодаря президенту, насколько я знаю», — пояснил Минченко. Но серьезного удара по репутации правительства скандал вокруг Мединского не нанес — эта история привлекла внимание преимущественно «представителей столичной тусовки», уверен эксперт.
«История с диссертацией оставила Мединского ощипанным и ослабленным. Сохранить позиции после выборов президента [в 2018 году] ему будет очень сложно», — считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин.
Уроки Рюрика Лонина — Интернет-журнал «Лицей»
При своей фантастической занятости Рюрик Петрович находил время на работу с подростками, они были его помощниками
Сегодня в национальных селах создаются этнокультурные центры, считают их новым направлением в национальной работе. А ведь первый такой центр был создан полвека назад – Рюриком Петровичем Лониным. Правда, называл он его просто – музей.
По традиции краеведческая конференция «Лонинские чтения» проходит в Шелтозере раз в два года, в 2016-м она состоялась, но в середине нынешнего октября, вне графика, прошла еще одна – внеочередная. Просто не могла не состояться: в этом году Шелтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина отмечает свое 50-летие.
Старинный дом Мелькиных в центре Шелтозера выглядит сказочно в любое время года
Один из экспозиционных музейных залов в старинном доме Мелькиных, в котором после реконструкции вновь был открыт музей, был переполнен: пришли не только шелтозерцы, жители окрестных вепсских деревень, приехали и гости из Петрозаводска – ученые, архивисты, выступавшие с научными сообщениями, чиновники, представители общественных организаций. Уже стало традицией активное участие в чтениях учителей вепсских школ, которые не только сами занимаются научной, собирательской работой, но и привлекают к ней учеников.
Лонинские чтения открыло выступление оркестра музыкальной школы Шелтозера
Одним словом, и на этот раз съезд был полным. Но и повод для большого сбора в маленьком сельском музее основательный: 50 лет – дата солидная. К тому же не только туристы, приезжающие в старинное вепсское село, но и профессионалы-музейщики считают, что именно здесь, в Шелтозере, один из лучших провинциальных музеев России (несмотря на сельскую прописку). Страницы книги посетителей заполнены записями на кириллице, латинице и есть даже записи, сделанные иероглифами. Как сегодня утверждают, это единственный в мире (!) музей древнего вепсского народа.
Почему именно в Шелтозере его открыли? Да просто повезло этому селу – из этих мест оказался родом Рюрик Петрович Лонин, имя которого сейчас носит музей. Сегодня о нем пишут как об этнографе, фольклористе, ученом-исследователе, писателе, создателе музея. Ничто не выдумано, не преувеличено, не приукрашено: это все о нем, газоэлектросварщике совхоза «Шелтозерский», большую часть жизни до пенсии отработавшего в механических мастерских хозяйства. За его плечами которого были… семилетка и ремесленное училище в Петрозаводске, где он получил специальность слесаря.
После войны Лонин уехал, как многие в те годы сельские мальчишки, в Петрозаводск. Выучившись, устроился там же на завод. После службы в армии вернулся в столицу республики. Впереди маячила возможность получить здесь квартиру, хорошую по тем временам зарплату, уважение — был он парнем серьезным, работящим. Но, как потом признавался, затосковал. Сначала лечился тем, что писал стихи на родном вепсском языке, в редакции республиканской газеты стихи взяли, но не опубликовали, а автора отправили в Институт языка литературы и истории, где посоветовали ему не самому сочинять, а заняться собиранием вепсского фольклора.
На стенде, посвященном Лонину, в Шелтозерском музее представлена справка, выданная в Институте языка, литературы и истории, которая удостоверяет, что Р.П. Лонин является собирателем народного творчества. Переписанные начисто записи он сдавал в институт, а черновые тетради хранил у себя. Литературная работа привела его к самому известному в то время вепсу – Василию Ивановичу Кононову. Тот встретил молодого человека приветливо, усадил за чай. Утверждал, что ничего не помнит – ни сказки вепсской, ни песни, и оживился только после того, как Лонин сам рассказал ему былину. Тогда вспомнил кое-что и сам. А когда гость, уже почти прощаясь, показал Василию Ивановичу свои тетради и скромно поинтересовался, надо ли все это делать, может быть, это никому не нужно, Кононов ответил вопросом: «А тебе самому, парень, это надо?». Лонин заверил, что очень надо, и снова услышал вопрос: «Тогда зачем спрашиваешь?».
Тогда, уже не сомневаясь, он написал домой отцу с просьбой узнать, где можно в родных местах найти работу. Оказалось, в новом тогда совхозе требуются специалисты его профиля. Десятки тысяч молодых людей стремились и в те годы, – да и сейчас происходит то же, – уехать из деревни в город, возвращались единицы. К тому же Лонин вернулся в Шелтозерье не в научную экспедицию, не на время, чтобы вылечить городскую тоску по родным местам, он вернулся, чтобы осесть здесь навсегда. Заметьте – не в город из деревни сбежал, а из города в деревню. По сути, в обнищавшее, только встававшее на ноги после большой войны село.
Работа его ждала, а вот невесту присмотрел сам. Как сказала, выступая на конференции его правнучка, самую красивую девушку в округе, родом из Вехручья. Купили молодые половину дома. А когда устроились, как полагается, и завели свой уклад, достал Рюрик Петрович заветные тетради, которые не забыл в Петрозаводске. И в свободное время стал обходить теперь уже местных старожилов, отправлялся в соседние почти обезлюдевшие после войны деревни.
Кстати, первый экспонат, с которого, можно сказать, начался его путь к созданию музея, Лонин нашел в подвале теперь собственного дома: это была старинная наковальня. Она и натолкнула на мысль, что не только песни, былины, сказки, но и старинные предметы – это история. И отправляясь в очередной поход по окрестным деревням, он уже присматривался в каждом доме к старинным вещам. Хозяева отдавали без особых сожалений.
Многие, особенно те, кто помоложе, ровесники Лонина, удивлялись: кому нужен этот старый хлам? Что в нем? Над ним не подсмеивались, как над чудиками Шукшина или Белова, его просто не понимали: основательный, крепкий мужик, работящий, уже семейный, обеими ногами прочно стоящий на земле, и такое несерьезное увлечение. Но прошло время, и уже Рюрика Петровича многие шелтозерцы старшего поколения стали останавливать на улице с просьбами зайти и посмотреть старинные предметы: мол, умрем мы, и молодежь быстро выбросит их на свалку. А ведь это память о прадедах, о семье.
На юбилейных Лонинских чтениях заведующая филиалом Национального музея РК «Шелтозерский вепсский этнографический музей» Наталья Анхимова вручила десятки благодарственных писем дарителям. Сегодня люди передают в музей не только старинные вещи, но и семейные архивы. И число их не уменьшается. За 50 лет это породило даже проблему, более характерную для столичных или крупных региональных музеев: необходимость создания фондохранилища. Может быть, к 100-летию музея оно и появится? Как и новое здание музея – с кабинетами для работы, просторным конференц-залом, помещениями для временных выставок.
…Вот только для семьи увлечение Рюрика Петровича стало настоящим стихийным бедствием – вещи заполонили дом, хозяйственные постройки во дворе. А многочисленные походы Лонина к представителям местной, и не только, власти с предложением открыть в селе музей кончались ничем. В лучшем случае его вежливо отфутболивали: мы подумаем, приходите через… месяц, два… И он шел – и через месяц, и через два – с такой хорошей основательной крестьянской упертостью, основанной на убеждении: то, что он делает, нужно людям. И ему тоже.
Как-то рассказывал он автору этих строк, что возвращался после очередного неудачного похода в сельсовет и его остановила соседка: попросила подождать и вынесла старинный рукомойник, доставшийся ей от свекра. «Взял подарок, иду и думаю – и куда я его дену? Подошел к дому и в сердцах бросил подарок у порога». Посидел дома, выпил чаю, успокоился, вышел и… унес умывальник в дом. Объяснил коротко: стыдно стало.
И ведь выходил он свой музей. Помогли и обстоятельства. Это был год 50-летия Октябрьской революции, и где-то там, наверху, в партийных кабинетах, сообразили, что создание сельского музея, рассказывающего о жизни маленького древнего народа, отлично впишется в праздничные мероприятия, тем более, что создатель музея ничего и не требовал – ни денег, ни помощи. В мае 1967 года ему позвонили из сельсовета прямо на работу в мастерские: «Нашли для тебя две комнаты в библиотеке, создавай свой музей!».
Острая радость быстро сменилось озабоченностью: «Надо искать пиломатериалы, стенды, полки делать». Присутствовавший при разговоре заведующий мастерскими посмотрел с подозрением: «Ты чего, Рюрик, какие доски! Ты же слесарь».
— Говорю ему, вы же сами слышали – музей делать, — вспоминал Рюрик Лонин. — Тогда он разрешил мне оставаться после работы в мастерских, чтобы сделать хоть какое-то оборудование для музея, ведь ничего у меня не было.
Его даже стали поторапливать сверху, и 28 октября 1967 года народный музей в Шелтозере открылся. Это было одним из главных событий праздничных мероприятий в Прионежье.
Рюрик Лонин. 1970 год
Я помню свою первую командировку в Шелтозеро и знакомство с Лониным. Коллеги перед поездкой наставляли: в музей к Лонину обязательно сходи, найди время. Время нашла, а музей встретил меня большим амбарным замком на дверях. Прохожие тут же объяснили, что Лонин в музее работает только вечерами и в выходные дни, а днем в мастерских, да к тому же сейчас сенокос, когда освободится, кто его знает. Там, в мастерских, я Рюрика Петровича и отловила, договорились, что подойду в музей вечером, часов в шесть. Он немного опоздал, но пришел в рабочей одежде, значит, даже домой не заходил, а в руках нес связку каких-то железяк. И при этом был очень доволен: «У нас в мастерских скобы эти лежали давно, в дело не шли, я просил, чтобы мне отдали для музея, да говорят, как начальство посмотрит. А сегодня приехал в мастерские директор совхоза, я к нему, он подумал и говорит: «Забирай!». Я и задержался, отбирая скобы, вы уж извините…»
Наверное, специалисты-музейщики, увидев ту, первую, экспозицию, сделанную Лониным, пришли бы сегодня если не в ужас, то в большое недоумение. Когда музей стал государственным учреждением, именно они занимались его оформлением, создавали постоянную экспозицию. Но ту, лонинскую, я запомнила хорошо, как и экскурсию, которую он тогда провел для меня. Такого я больше не слышала нигде. Для него каждый предмет служил поводом, чтобы рассказать… о человеке, о семье, которым этот, теперь музейный предмет принадлежал. Такое было впечатление, что он знал историю каждого семейного рода, каждого дома, не говоря уже о деревнях, даже если их уже и не было в «живых». Он был настоящим историографом вепсского Шелтозерья.
Так получилось, что я несколько лет не была тех краях, а когда приехала вновь туда по редакционным делам, нашла большие перемены: музей уже находился в доме Мелькиных (а до этого побывал и в старом здании школы-интерната), стал государственным учреждением, у него появился директор. Нет, им стал не Лонин (посчитали, что образования не хватает и партийности), дали ставки сотрудников. Всё «как у людей» теперь было, всё солидно.
Не менялся только Рюрик Петрович. Я встретила его на улице. И опять он спешил, конечно, в музей, где попросили поработать временно, летом, и опять нес в руках какие-то железные штуки – в доме Мелькиных шла реставрация, но на первом этаже работали две выставки, посвященные народным промыслам и 50-летию Вепсского народного хора. И опять он был моим экскурсоводом. Кстати, с женой Анной Петровной они многие годы сами пели в этом хоре.
А потом мы сидели втроем на хорошо знакомом по фотографиям деревянном крыльце старого дома – Рюрик Петрович Лонин, тогдашний директор музея Александр Павлович Максимов и я. И говорили мы… о вепсском языке, который, как пишут сегодня, умирает. Когда в местных школах стали преподавать вепсский язык и поначалу не хватало педагогов, пригласили Лонина, и он стал заниматься с учениками начальник классов. Но тогда уже мои собеседники были озабочены, что исчезает язык: старое поколение умирает, молодежь уезжает из родного края в места, где вепсский язык для них как старая доставшаяся от родителей вещь: не выбросишь, жалко — память, а использовать тоже не приходится. Лонин с Максимовым даже дискуссию вели тогда на страницах районной газеты.
Свой первый очерк о Рюрике Петровиче Лонине я назвала «Хранитель Вепсан ма» («Хранитель земли вепсов»). Тогда показалось, что заголовок звучит несколько пафосно, а это Лонину было совершенно не присуще. Но спустя много лет, найдя старую газетную публикацию и перечитывая ее, убедилась: Лонин был действительно хранителем земли вепсов, своей земли: ее культуры, ее истории, ее языка. Сегодня в национальных селах создаются этнокультурные центры, считают их новым направлением в национальной работе. А ведь первый такой центр был создан полвека назад – Рюриком Петровичем Лониным. Правда, называл он его просто – музей.
А еще он был великим тружеником (сейчас это понятие выходит из употребления, его заменяют более прозаическим «трудоголик»). И еще очень счастливым человеком, который сам выстроил свою жизнь: у него была замечательная семья, он вырастил троих сыновей, работа на родной земле давала ему возможность поднять детей на ноги, а еще он создал музей. И нельзя расставить эти стороны его жизни по степени важности, все для него было важно, без всего этого он не мог бы жить. Никогда не слышала от него, да и другие, кто был близок к нему, не помнили, чтобы он сетовал: мешают, не дают, ставят палки в колеса, и кому это нужно и тому подобное. Ему это было нужно. Слова Василия Ивановича Кононова он помнил, пожалуй, всю жизнь.
В этом году участником чтений был один из сыновей Лонина – Виктор Рюрикович
В отношении Рюрика Петровича судьба проявила высшую справедливость. Обычно мы вспоминаем о человеке, каким он был и что сделал, уже после ухода его из жизни. Лонин успел услышать это сам: о нем снимали фильмы, писали центральные газеты, делало о нем передачи телевидение, его награждали, приглашали на семинары и симпозиумы, издавали его книги. Он стал, как когда-то Василий Иванович Кононов, перед которым он буквально благоговел с молодых лет, самым известным вепсом не только у себя на родине. Рюрик Петрович принимал все это со спокойным достоинством, даже, можно сказать, философски. А через год после смерти Лонина музей в Шелтозере получил его имя. Ведь это музей, который «сделал Лонин».
Наталья Анхимова рассказывала мне как-то, что Рюрик Петрович, уже тяжело больной, едва позволяло здоровье, приходил в музей и буквально с порога спрашивал: «Работа для меня найдется?». Работа всегда находилась, он знал столько, что мог стать живой исторической энциклопедией истории своего края. Ему отводили свободный стол, и он работал часами – с увлечением уйдя в материал…
Участники чтений руководитель Вепсского народного хора Людмила Мелентьева и музыковед-этнограф Ирина СемаковаПостоянная участница Лонинских чтений доктор филологических наук, заведующая сектором языкознания Института языка литературы и истории КНЦ РАН Нина Зайцева
Многие годы возглавляет Общество вепсской культуры Зинаида Строгальщикова, кандидат исторических наук. Тема ее выступления на нынешних чтениях —
«Вепсская национальная волость. Попытка создания этнического самоуправления»С темой «Рюрик Петрович Лонин как хранитель семейного очага» выступила его правнучка юная Каролина Лонина
Фото автора и из коллекции Национального музея Карелии
Средневековье для детей: Киевская Русь
Средневековье для детей: Киевская Русь
История
биография
География
Наука
Игры
История >>
Средневековье для детей
Киевская Русь была могущественной империей в средние века, центром которой был город Киев. Он послужил основанием и началом как России, так и Украины. Сегодня Киев – столица Украины.
История
Народ Руси изначально был викингами из земли Швеции, переселившимися в Восточную Европу в 800-х годах. Они основали небольшое царство под властью царя Рюрика. Династия Рюриковичей будет править Русью следующие 9 лет.00 лет.
Карта Киевской Руси
от Panonian на Викискладе
Образование Киевского государства
В 880 году царь Олег перенес столицу Руси из Новгорода в Киев. Это было началом Киевской Руси. Царь Олег вел русов во многих завоеваниях, включая набеги на Византию и Константинополь. В конце концов Олег установил мир с Византийской империей, и Киевская Русь начала процветать.
Золотой век
Золотой век Киевской Руси начался с правления Владимира Великого в 980 году и продолжился во время правления Ярослава Мудрого. В это время королевство переживало процветание, экономический рост и мир.
Владимир Великий
Владимир Великий правил Киевской Русью с 980 по 1015 год. Он продолжил экспансию Киевской Руси, объединив многие славянские государства под одной властью. Он также обратил русов в христианство. Это обращение укрепило его связи с Константинополем и главой Восточной Православной Церкви.
Ярослав Мудрый
После смерти Владимира Великого царем стал его сын Ярослав Мудрый. Киевская Русь достигла своего расцвета во время его правления. Ярослав женил многих своих дочерей и сыновей на окрестных народах, чтобы сохранить мир и наладить торговые отношения. Он также установил письменный свод законов, построил библиотеку в Киеве и способствовал образованию среди своего народа.
Ярослав Мудрый Неизвестный
Снижение
После смерти Ярослава Мудрого Киевская Русь начала приходить в упадок. В 13 веке монголы вторглись на землю и положили конец единой Киевской Руси.
Интересные факты о Киевской Руси
- Некоторые из основных статей экспорта Киевской Руси включали мед и меха.
- Владимир Великий принял несколько религий, прежде чем принять христианство. Он не думал, что люди примут ислам, потому что им нельзя пить вино.
- Свод законов Киевской Руси назывался Русской правдой, что означает «правосудие Руси». Он был основан на Кодексе Юстиниана, используемом Византией.
- Они были развиты в культурном отношении, многие люди умели читать и писать.
- В период своего расцвета Киевская Русь была крупнейшим европейским государством по площади суши.
- Вождь Киевской Руси именовался великим князем киевским или великим князем киевским.
Деятельность
- Ответьте на десять вопросов об этой странице.
- Прослушать запись чтения этой страницы:
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Еще предметы по Средневековью:
Обзор Хронология Феодальная система Гильдии Средневековые монастыри Глоссарий и термины Рыцари и замки | Культура Повседневная жизнь в средние века Средневековье Искусство и литература Католическая церковь и соборы Развлечения и музыка Королевский двор Основные события 4 Великая война Норманнское завоевание 1066 г. | Наций Anglo-Saxons Byzantine Empire The Franks Kievan Rus Vikings for kids People |
Процитированные работы
История >>
Средневековье для детей
О Ducksters Политика конфиденциальности
Этот сайт является продуктом TSI (Technological Solutions, Inc.), Copyright 2022, Все права защищены.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с
Условия эксплуатации.
Добро пожаловать в Киев!! – IWCK
Добро пожаловать в Киев!!
Киев, столица Украины , город-порт, расположенный на реке Днепр. Это город парков, крупный железнодорожный узел, древняя и гордая история.
Немного информации об истории и культуре Украины может помочь вам лучше понять страну и ее жителей. Изучение русского или украинского требует больше усилий, так как оба языка довольно сложные, украинский является национальным языком, но многие экспаты выбирают русский, так как он широко распространен в Украине и более удобен для путешествий по странам СНГ.
Украина была постоянно оккупирована как минимум с 5000 г. до н.э. Примерно с 4500 г. до н.э. до 3000 г. до н.э. процветала трипольская культура позднего неолита, на смену которой в раннем бронзовом веке пришла ямная «курганная» культура степей и катакомбная культура в 3-м тысячелетии до нашей эры. За которыми, в свою очередь, последовали даки, киммерийцы, скифы и сармарты в железном веке.
В 3 веке нашей эры пришли готы и оставались здесь до тех пор, пока гунны не захватили их примерно в 370 году нашей эры. В результате последующего вакуума власти, образовавшегося с окончанием гуннского и готского владычества, славянские племена в 5 -й 90-й 180-й век начал распространяться на большую часть того, что сейчас признано Украиной. Согласно легенде, Киев был основан в конце V века нашей эры славянской семьей из трех братьев и сестры. Братья Кий, Хорив и Щек вместе с сестрой Лыбидь решили назвать эту новую землю «Киевской» в честь своего старшего брата, Киев переводится как «принадлежащий Кию».
В конце -го -го века, во время правления династии Рюриковичей, варяжский князь Рюрик основал Киевскую Русь, федерацию восточнославянских и финно-угорских народов в Восточной и Северной Европе. Современные народы Беларуси, России и Украины считают Киевскую Русь своими культурными предками, а Беларусь и Россия получили от нее свои названия. Примерно в это же время впервые появилось название «Украина», означающее «пограничье». Киев был центром Киевской Руси.
Хотя христианство проникло на территорию Украины еще в III веке, только в 988 году киевский великий князь Владимир Великий (Владимир) провозгласил христианство официальной религией, массово крестя граждан в Днепр.
После падения Киевской Руси в 12 ом веке Украина была захвачена монголами. Позже в 15 веке он стал частью Польши. В середине 16 -го века известный гетман Богдан Хмельницкий образовал казацкое (казацкое) государство с трехсторонней армией, которая контролировала турок-османов на юге, Речи Посполитой и Литвы на западе и Россию на юге. Восток. С 18 9С 0179-го по 19 -й -й век полунезависимость Украины постепенно сменилась прямым правлением царской Российской империи. К началу 20 го века в Киеве полностью преобладало русскоязычное население.
После захвата Советским Союзом украинский язык был запрещен. Миллионы людей погибли от голода, устроенного Иосифом Сталиным. Во время Второй мировой войны Киев был полностью разрушен и погибло около 1 миллиона украинских евреев. После сильного повреждения во время Великой Отечественной войны он был восстановлен в середине 1950-е годы. В 1986 году, когда взорвалась Чернобыльская АЭС, Советский Союз отказался от международной помощи. Наконец, после распада Советского Союза Украина стала независимой в 1991 году, а Киев превратился в крупную европейскую столицу.
В Украине умеренно-континентальный климат с холодной снежной зимой и теплым летом. Весна и осень очень короткие, зима начинается уже в ноябре и продолжается до марта/апреля (хотя обычно Киев замерзает только с декабря по февраль). Зимой дневная температура опускается примерно до -10°C, хотя экстремальных дней обычно немного.
В настоящее время население Украины составляет 41,3 миллиона человек (оценка на июль 2021 г.), что меньше, чем 50 миллионов человек в 1990 году. Украинцы составляют 82,2% населения, русские составляют (13,1%), евреи (0,7%), белорусы (0,6%). ), поляки (0,3%), армяне (0,2%), азербайджанцы (0,1%), татары (0,1%), грузины (0,1%), молдаване (0,1%). Общая площадь 90 005 земель 90 006 составляет 579 320 км2 (223 677 кв. миль). 69,4 % населения городское (30 334 632 чел. в 2020 г.).
Современный Киев представляет собой смесь старой (в Киеве сохранилось около 70 процентов из более чем 1000 зданий, построенных в 1907–1914 годах) и новой застройки. Киев известен как зеленый город с двумя ботаническими садами и множеством больших и малых парков. Здесь много достопримечательностей, таких как музеи, соборы, церкви, острова и ночные клубы. Летом по выходным улица Крещатик превращается в большое место для вечеринок под открытым небом, где вы можете насладиться живыми выступлениями и отдохнуть в близлежащих ресторанах, клубах и кафе под открытым небом. Андреевский спуск является главной туристической достопримечательностью.
В Киеве также есть много фермерских рынков, где можно купить различные фермерские продукты. Почти на каждой улице есть маленький/большой супермаркет, аптеки и небольшие детские площадки. Вы также можете найти небольшой / большой фитнес-центр почти в каждом районе города.
Киев довольно безопасный город, но вы должны принять те же меры предосторожности, что и в любом большом городе. Остерегайтесь карманников в людных местах, всегда следите за своими сумками и не оставляйте ничего ценного в машине. Всегда держите при себе контактные номера экстренных служб на случай возникновения необходимости (включая номер экстренной медицинской помощи, контактную информацию полиции и номер службы экстренной помощи вашего посольства). Гуляя ночью, держитесь хорошо освещенных улиц. . Мужчинам, пьющим в ночных клубах, следует опасаться выпивки с незнакомыми женщинами, так как были сообщения о злоупотреблении алкоголем и последующем грабеже.
Если вы новичок в Киеве и хотите больше узнать и понять о Киеве, у нас есть подробный путеводитель, доступный для наших членов. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы присоединиться к нам. Мы Международный Женский Клуб Киева (IWCK). Тем не менее, мы приветствуем людей любого пола, чтобы присоединиться к нам.
IWCK был основан в 1992 году группой женщин-экспатриантов, проживающих в Киеве, с целью объединения женщин всех национальностей для участия в благотворительной, культурной и общественной деятельности. За последние 20 лет клуб вырос в размерах, опыте и репутации. Сегодня клуб считается уважаемой движущей силой в обществе. IWCK является зарегистрированной благотворительной организацией, которая в настоящее время собирает более миллиона гривен в год для помощи киевским украинским благотворительным организациям.