Содержание
Правление Золотой Орды кратко
Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо-татарское иго) в течение нескольких веков.
В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой.
Начало эпохи Золотой Орды
В 1224 году монгольский хан Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, одну из частей получил его сын Джучи, тогда и началось образование независимого государства. После него во главе улусу Джучи стал его сын – хан Батый. Вплоть до 1266 года Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, как одно из ханств, а затем стала независимым государством, имея лишь номинальную зависимость от империи.
Во время своего правления хан Батый совершил несколько военных походов, в результате которых были завоеваны новые территории, а центром Орды стало нижнее Поволжье. Столицей стал город Сарай-Бату, находящийся недалеко от современной Астрахани.
В результате походов Батые и его войск, Золотая Орда завоевала новые территории и в период своего расцвета занимала земли:
- Большей части современной России, кроме Дальнего Востока, Сибири и Севера;
- Украины;
- Казахстана;
- Узбекистана и Туркмении.
Несмотря на существование монголо-татарского ига и власти монголов над Русью, ханы Золотой Орды не занимались непосредственно управлением на Руси, взимая лишь дань с русских князей и совершая периодические карательные походы, чтобы укрепить свой авторитет.
В результате нескольких веков правления Золотой Орды, Русь утратила независимость, экономика находилась в упадке, земли были разорены, а культура навсегда утратила некоторые виды ремесел и также находилась в стадии деградации. Именно благодаря долговременной власти Орды в будущем Русь всегда отставала в развитии от стран Западной Европы.
Государственное устройство и система управления Золотой Орды
Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.
Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.
Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.
Экономика и культура Золотой Орды
Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников. Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях. Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.
Орда была военным и торговым государством. Именно торговля, наряду со сбором дани и захватом территорий, была основой экономики. Ханы Золотой орды торговали мехами, ювелирными изделиями, кожей, лесом, зерном, рыбой и даже оливковым маслом. Через территории государства пролегали торговые пути в Европу, Индию и Китай.
Конец эпохи Золотой Орды
В 1357 году умирает хан Джанибек и начинается смута, вызванная борьбой за власть между ханами и высокопоставленными феодалами. За короткий период в государстве сменилось 25 ханов, пока к власти не пришел хан Мамай.
В этот же период Орда начала терять свое политическое влияние. В 1360 году отделился Хорезм, затем, в 1362 году отделилась Астрахань и земли на Днепре, а в 1380 году монголо-татары были разбиты русскими в Куликовской битве и потеряли свое влияние на Руси.
В 1380 – 1395 году смута утихла, и Золотая Орда начала возвращать остатки своего могущества, но ненадолго. Уже к концу 14 века государство провело ряд неудачных военных походов, власть хана ослабла, и Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, во главе которых стояла Большая Орда.
В 1480 году Орда потеряла Русь. В это же время мелкие ханства, входящие в состав Орды окончательно отделились. Большая Орда просуществовала до 16 века, а затем также распалась.
Последним ханом Золотой Орды был Кичи Мухаммед.
Конспекты уроков по истории
Конспектирование — удобная и эффективная, с точки зрения организации и проверки процесса освоения знаний, форма работы. Она позволяет существенно упростить и ускорить процесс систематизации и запоминания даже больших объемов информации. Именно на конспектировании, как основе, строится послешкольный образовательный процесс — в колледжах, ВУЗах и техникумах. Поэтому эта технология, освоенная еще в школьный период, позволит быстрее адаптироваться к особенностям преподавания, с которыми подросток столкнется впоследствии. Удобные и понятные конспекты уроков по всем предметам позволят в кратчайшие сроки повторить всю необходимую информацию перед проверочной, контрольной, коллоквиумом, экзаменом и пр. Если повторение по учебникам и практикумам заняло бы дни, недели, то законспектированный материал позволит сделать это за считанные часы. Но только в том случае, если оно выполнено грамотно и профессионально. Научиться составлять собственные материалы-конспекты возможно, а в качестве образца многие эксперты и педагоги рекомендуют готовые, представленные на платформе Еуроки.
Кому пригодятся конспекты уроков по различным предметам?
Актуальные и практичные в применении конспекты для классных записей, приведенные на указанной выше площадке, будут полезны:
- школьникам, активно интересующимся той или иной наукой. С их помощью они смогут ознакомиться с учебным материалом, изложенным в разных программах, УМК по выбранной ими дисциплине. Тем самым, расширится их кругозор, знания станут более полными и глубокими;
- подросткам, испытывающим те или иные трудности с освоением курса определенных школьных программ. Законспектированные понятия, законы, термины, их взаимосвязи помогут быстрее запомнить базовые, ключевые моменты из учебного материала школьных предметов. Спустя непродолжительное время учащиеся смогут заметить улучшение результатов — более высокие оценки, глубокие знания, интерес к познанию в целом;
- тем учащимся, которые часто по тем или иным причинам пропускают уроки в школе. Например, ездят на соревнования, спортивные сборы, творческие конкурсы, часто болеют или проходят долгую и сложную реабилитацию. С помощью законспектированных данных они смогут, не тратя много времени на подготовку, быть в курсе того, что в данный момент изучается в школе их одноклассниками.
Есть ли толк от готовых конспектов по различным предметам?
Полезные материалы площадки оценили многие, но не все. Например, некоторые родители и школьные педагоги с предубеждением относятся к различным платформам. Возможно, их точка зрения изменится, если они оценят все те преимущества, которыми располагает краткая запись параграфов учебника по школьным дисциплинам:
- наглядность. Вся информация представлена в сжатой форме, а значит можно, бегло изучив ее, быстро найти все необходимое для ответа, выполнения задания учителя;
- удобство применения. Заниматься по этому источнику можно в любое время и в любом месте, удобном пользователю. Можно составить свой собственный план работы, учитывающий все индивидуальные задачи и особенности обучения;
- быстрота запоминания.