Куликовская битва подготовка: Подготовка и ход сражения | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

4..Подготовка к битве

Вечером
7 сентября русские войска были выстроены
в боевые порядки. Большой полк и весь
двор московского князя встали в центре.
Ими командовал московский окольничий
Тимофей Вельяминов. На флангах встали
полк правой руки под командованием
литовского князя Андрея Ольгердовича
и полк левой руки князей Василия
Ярославского и Феодора Моложского.
Впереди перед большим полком стал
сторожевой полк князей Симеона Оболенского
и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по
Дону был поставлен засадный полк во
главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием
Михайловичем Боброком-Волынским.
Считается, что засадный полк стоял в
дубраве рядом с полком левой руки,
однако, в «Задонщине» говорится об ударе
засадного полка с правой руки. О делении
на полки по родам войск неизвестно.

Вечером
и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович
объезжал войска, делая смотр. Тогда же,
вечером, татарские передовые части,
тесня русских разведчиков Семёна Мелика,
увидели русские построившиеся войска.
В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком
выезжали на разведку и издали осматривали
татарские и свои позиции.3

Перед
началом битвы Дмитрий Донской стал в
рядах ратных людей, поменявшись одеждой
со своим любимцем Михаилом Бреноком
(или Бряноком). Эта хитрость, вероятно,
обратила на Бренока внимание татар,
которые всячески старались его уничтожить,
в то время как сам князь получил больше
свободы и возможности для ведения битвы.
После генерального сражения Бренока
нашли убитым, а близ него лежало множество
русских князей и бояр, защищавших
«князя».

Битва
на Куликовом поле в 1380 году — одно из
самых важных событий в истории
средневековой Руси, которое во многом
предопределило последующее развитие
Российского государства. Куликовская
битва стала отправной точкой освобождения
Северо-Восточной Руси от татаро-монгольского
ига. Усиливающее могущество Московского
княжения, закрепление его главенства
среди русских княжений, уклонение от
долгового соглашения об уплате дани
послужили основанием для подготовки к
большому походу Золотой Орды Мамая на
Русь.  
К
осени 1380 года основная часть войск Мамая
переправляется через Волгу и не спеша
двигается на север навстречу сторонникам
у реки Оки. Русское войско располагалось
в Коломне. За всю историю Руси XII — XIV
столетий под знамена великого князя
московского впервые собралось такое
огромное войско. Дмитрий Иванович со
своей ратью переправляется через Оку
и поспешно выдвигается к Куликову полю.
Русская рать, по Старой Данковской
дороге, 6 сентября добирается до реки
Дон. На совещании военные принимают
решение встретиться с врагом за Доном.
В ночь с 7 на 8 сентября войска переправляются
через Дон. Утром 8 сентября, в праздник
Рождества Пресвятой Богородицы, русская
рать организовывается в боевое построение
на юго-восток, к черте, откуда двигалось
войско Мамая.
Сражение
началось с нескольких малых конфликтов
передовых отрядов, после произошел
знаменитый поединок татарского богатыря
Челубея с русским богатырем иноком
Александром Пересветом. Богатыри пали
мёртвыми, но победа была за Пересветом,
его конь довез до русской рати, а вот
Челубея Александр сумел выбить из седла.
После произошел бой дозорного полка с
татарским ертаульным полком, которым
управлял военачальник Теляк. Дмитрий
Донской находился в дозорном полку, но
потом присоединился к большому полку,
предварительно обменявшись конем и
одеждой с московским боярином Михаилом
Андреевичем Бренком, который впоследствии
сражался и погиб под стягом великого
князя.
Затем
начались жестокие атаки конницы ордынцев
по всей линии месторасположения русских
войск. Русская рать выстояла, тогда
Мамай, бросает свой резервный полк на
русский — Левой руки. Ордынцам удается
прорвать русское построение, вопреки
его упорному сопротивлению. Неся большие
потери полк Левой руки начал отступление.
Конница Золотой Орды около выдвинулась
в тыл русских войск. Обстоятельства
приводят к реальной угрозе уничтожения
и взятия русских сил в кольцо. Настал
апогей битвы. В это время в спину ханского
войска ударил Засадный полк. Неожиданное
и стремительное введение в сражение
свежих русских сил кардинально изменило
ситуацию, это служило толчком к общему
наступлению русского войска. Войска
Мамая смешались и принялись бежать.
Русская конница гнала их вплоть до
темноты. Золотоордынское войско было
полностью уничтожено и разгромлено в
битве на Куликовом поле. Победа была
безоговорочной. Но, к сожалению, русская
рать также понесла невосполнимые потери.
Семь дней собирали и хоронили погибших
воинов в братских могилах. 
Битва
на Куликовом поле является крупнейшим
сражением средневековой эпохи. На поле
сошлось более 100 тысяч воинов, который
нанесли сокрушительный удар золотоордынскому
игу. И все же окончательно освободиться
от ига не удалось, Мамая вскоре убили,
управлять ордой стал хан Тохтамыш. В
1382 году с огромным полчищем он выдвинулся
на русские земли. Князья не смогли
сберечь недавнее единство. Тохтамыш
сговорился с нижегородскими князьями
и обманом взял и сжег Москву. Дмитрия
Донского вынудили вновь выплачивать
дань.
И
все же, значение Куликовской битвы
велико. Она дала уверенность в неминуемом
освобождении. Развенчан миф о неодолимости
Орды. Увеличилась численность союзников
объединения Руси. Возросло влиятельное
положение Москвы, как объединительного
центра, и Дмитрия Донского. Победа в
Куликовском сражение укрепила воевавших
феодалов центральной, одной из самых
малоимущих и неразвитых, области Руси.
Битва на Куликовом поле стала переломным
моментом в противоборстве Руси
татаро-монгольскому игу, оказала значимое
воздействие на централизацию русского
государства

Подготовка к Куликовской битве. — Мегаобучалка

Мамай пылал яркостью и нетерпением отомстить Дмитрию за разгром ханского войска на берегу Волги, но видя, что россияне уже не трепещут перед монголами и решились противоборствовать силе силою, он долго медлил, набирая войско из татар, половцев, хазарских турков, черкесов, ясов, бурутанов (кавказских жидов), армян и крымских генуэзцев. Мамай вступил в тесный союз с Ямайлом Литовским. К ним присоединился изменник Олег Рязанский. Думая, что грозное ополчение Мамая, усиленное литовскими полками, должно сокрушить Россию, страшась быть их жертвою и надеясь предательством спасти свое княжество, Олег вошел в переговоры с татарами и с Литвой.

Дмитрий, в конце лета узнав о походе Мамая, и сам Олег, желая скрыть свою измену, дал ему знать, что надо готовиться к войне. Великий князь разослал гонцов по всем Областям Великого княжества, чтобы собирать войско и вести его в Москву. Повеление его было исполнено с редким усердием. Дмитрий, подготовив полки к выступлению, пожелал с братом своим Владимиром Андреевичем принять благословение Сергия, игумена Троицкой обители. Игумен дал ему двух иноков: Александра Пересвета и Ослябю. В Коломне соединились с Дмитрием верные ему сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий с полоцкою и брянскою дружиной. Никогда еще Россия не имела столь большого войска – более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших. В то же время в Коломну приехал посол, требуя, чтобы Дмитрий заплатил татарам ту самую дань, какую брал с его предков царь Чанибег. Еще не доверяя своим силам и боясь погубить отечество, Дмитрий ответил, что он желает мира и не отказывается от умеренной дани, согласно с прежними условиями, заключенными с ним и Мамаем, но не хочет разорить землю свою тягостными налогами. Этот ответ показался Мамаю дерзким. С обеих сторон видели необходимость решить дело мечом. [7]

Подготовка к Куликовской битве.

Нескончаемым потоком шёл к Москве люд, готовый идти на битву с Мамаем. Сам же князь Дмитрий поехал в Троицкую обитель – монастырь в глухом лесу, где в уединении жил, проводя время в добрых делах и горячих молитвах, старец Сергий Радонежский. Этот замечательный человек обладал удивительным даром утешать людей в горе. Для каждого, кто к нему приходил за помощью и советом, он находил нужное слово, наставлял, приободрял, внушал надежду на лучшее.

Славился Сергий и чудесным умением предсказывать будущее.

И вот у него, известного всей Руси своей святостью, Дмитрий Иванович решил испросить благословения, прежде чем идти на битву с Мамаем.

Старец благословил князя и напутствовал так: « Господь Бог будет тебе помощником. Он победит недругов и прославит тебя».

 Однако Сергий предупредил, что ордынцы ещё сильны и одолеть их нелегко и много русской крови прольётся, прежде чем будет одержана победа.

Вместе с Дмитрием старец послал на правый бой двух монахов – Пересвета и Ослябю. Оба были настоящими богатырями, силой обладали необъятной.[4]

Куликовская битва.

Перед сражением князь Дмитрий поменялся доспехами со своим дружинником и во время битвы ничем не отличаться от других воинов. Д ля чего он так поступил?

По одному объяснению, чтобы каждый участник жестокой схватки знал, что великий князь бьётся бок обок с ним. Если бы Дмитрию суждено было пасть на поле брани, никто того не заметил, и не охватило бы русскую рать уныние, что она лишилась полководца.

Там, где тихий Дон принимает в себя воды реки Непрядвы, на большом Куликовом поле, сошлись рано поутру 8 сентября 1380 года пятитысячная русская рать и шестидесятитысячное ордынское войско. Перед началом сражения, по обычаю тех времён, выехал вперёд на огромном коне великан – монгол и, играя копьём, похваляясь силой, стал вызывать на поединок русских. Его вызов принял могучий Пересвет – тот самый монах – витязь, которого старец Сергий отправил вместе с князем Дмитрием послужить святому делу, постоять за Русь. Противники отъехали на некоторое расстояние друг от друга и остановились, чтобы в следующую минуту пустить коней и сшибиться на полном скаку. Стычка оказалась гибельной для обоих: противники пронзили друг друга копьями и, бездыханные, рухнули на землю. Тогда русская рать и монгольские полчища пошли друг на друга, и завязалась великая битва.

Сверкали на солнце прямые русские мечи, мелькали кривые монгольские сабли. Звон боевого оружия сливались с яростными криками воинов, стонами раненых, с глухим стуком наносимых ударов и ржанием лошадей. Всё огромное Куликово поле было заполнено сражающимися воинами. Бились в страшной тесноте – порой нельзя было не только взмахнуть оружием, но и свободно дух перевести.[4]

На Куликовом поле, по преданию, против татар сражались и русские женщины. В Ростовском полку были одетые в мужские доспехи две всадницы: Дарья – дочь князя Андрея Фёдоровича и княжна Феодора – дочь Литовского князя, Ивана Ивановича Пужбольского-Верши. Обе девушки пошли на смертный бой вместе со своими женихами. Дальнейшая судьба Дарии неизвестна, а раненую Феодору после битвы доставили в родное село Пелеево под Ростовом. В бою эти женщины не только не уступали в смелости и ловкости мужчинам, но нередко превосходили их сноровкой, хитростью, выносливостью, умением предпринимать неожиданные действия и сбивать противника с толку. [4]

Уже два часа кипел бой, много воинов полегло на Куликовом поле и с русской, и с монгольской стороны, но ордынцев было больше, и постепенно они стали брать верх. Плохо пришлось бы русской рати, если бы князь Дмитрий, следуя примеру Александра Невского, заранее не спрятал в зелёной дубраве отборное войско. И этот засадный полк нанёс сокрушительный удар ордынца как раз в тот момент, когда они уже уверовали в свою победу.

Внезапное появление свежих русских сил сразу же изменило картину боя.

Хвалёные ордынские воины ударились в панику и были похожи на испуганное стадо. [4]

Мамай, видя с высокого холма, как в смятении мечутся его воины, как постыдно бегут, побросав оружие, сам счёл за лучшее быстрее унести ноги. Это был полный разгром монголов.

Великий князь Московский Дмитрий Иванович сражался постоянно в самой гуще боя. Немало ордынских воинов полегли от его разящего меча. Но ему пришлось нелегко. Простые доспехи князя были иссечены и помяты, однако всё же выдержали удары вражьих сабель и спасли ему жизнь.

Сражение кончилось. Русские одержали победу, но среди торжествующих победителей не оказалось князя Дмитрия. Нашлись люди, которые видели, как он храбро сражался, как вышибли его из седла, и он пересел на другого коня, однако его нигде не было видно.

Наконец Дмитрия Ивановича нашли лежащим в забытьи под деревом. От удара по голове он потерял сознание, но ни ран, ни царапин у него на теле не было.

Все обрадовались тому, что князь цел и невредим, стали приводить его в чувство, и, когда он очнулся, ему сообщили радостную весть об одержанной победе. Потому и в русскую историю Куликовская битва вошла как Мамаево побоище, а доблестный московский князь за славную победу на берегах Дона получил в народе почётное прозвание Дмитрий Донской.

В память о тех, кто сложил головы на поле Куликовом. Дмитрий Донской построил в Москве церковь «Всех Святых» на Кулишах (рядом со станцией метро «Китай – город).

Победа на Куликовом поле не избавила Русь от ордынского ига. [4]

Однако всем на Руси было ясно, что не далеко тот день, когда господству монголов придёт конец. Вековой страх перед ордынцами был преодолен. Надежда на освобождение от чужеземного владычества не покидала русских людей. Жестокие поражения, которые потерпели русские дружины от полчищ Батыя и других ханов, надолго подорвали веру в свои силы. Но славный князь Дмитрий Донской, его доблестные воины, показали на Куликовом поле, что русским по плечу победа над монголами – надо только, забыв про рознь и распри, действовать  дружно, сообща, совместными усилиями.

Никто не сомневался, что объединить страну, поставить всех князей и их рати под общие знамена и избавить народ от злой неволи, может только Москва. Неслучайно именно в московском князе стали видеть освободителя,  способного объединить воинства разных земель, собрать Русь и поднять её на борьбу с ордынцами. [4]

  Документ из летописной повести о Куликовской битве.

Той осенью пришёл ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всей силой татарской и половецкой, да ещё кроме того отряды нанял…Мамай сказал: «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую , как и при Батые было , христианство уничтожим , и церкви Божие спалим , и кровь их прольём , и законы их погубим». Это из –за того ,что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев , князей убитых на реке Вожже… И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою . пошёл он (Дмитрий) против них скоро из Москвы , намериваясь оборонять свою отчину , и пришёл в Коломну , собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных… Да ещё к тому подоспели в ту пору военную издалека… князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами…

Князь перешёл за Дон в чисто поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки поле на десять вёрст от множества воинов , и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный , сотрясение весьма великое : от начала мира сечи такой небывало у великих князей русских…  Много русских побито было татарами и Русью татар … и падало тело татарское на тело христианское … И вознёс Бог нашего князя на победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его; братья … бегите непроторёнными дорогами». И сам, обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде … Видя это и прочие … от мала до велика бросились в Бегство…[]

 

Заключение

Дмитрий Донской был и остается одной из самых выдающихся личностей нашего государства. Летописцы изображают добрые дела Дмитрия Донского и, славят его как первого победителя татар. Правление Дмитрия Донского имело огромное значение для России.

Прежде всего, он был талантливым полководцем. Именно при Дмитрии Донском в армии появилась артиллерия. О великом полководческом таланте Дмитрия Донского свидетельствуют и его великие победы. Одна из наиболее известных — победа на Куликовом поле. Это сражение стало поворотным пунктом в освободительной войне России от монголо-татарского ига.

Победа в Куликовском сражении повлекла за собой также объединение русских земель вокруг Москвы. К 500-летнему юбилею, в 1865-1894г. в с. Монастырщина, на легендарном месте захоронения воинов, павших во время сражения, возводится каменный храм во имя Рождества Богородицы

( церковный праздник, совпадающий с днем сражения), одновременно рядом была возведена приходская школа.

Дмитрий Донской причислен к лику святых в 1988 г. на поместном соборе. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы. В 2002г. учрежден Орден за «Служение Отечеству». Именем Дмитрия Донского названы улицы в Москве, Новосибирске.

Мы убедились, что Дмитрий Иванович был несомненно талантливым человеком, он имел выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, которые он триумфально реализовал.

Проделав данную работу, мы задумались. Как же нам реализовать свои способности? Сможем ли мы стать талантами, или гениями? Можно ли ими стать?

Существуют разные мнения:

Гениями рождаются… все!

Говорят, гениями не рождаются, а становятся.

Другой вариант: гением надо родиться.

Третий: гениями рождаются все; негениями становятся очень многие.

Какой же вариант верный? Наверное, все три сразу! Один человек упорством и трудом добивается выдающихся результатов на избранном поприще. Другой, с детства демонстрирует необычайную одаренность. А многие по тем, или другим причинам так и не могут реализовать свой незаурядный творческий потенциал.

Дмитрий Иванович с детства стремился к высшим целям, на то время почти недостижимым.

Каждому из нас по рождению многое дано. Не следует с малых лет ограничивать себя в поисках любимых занятий. Ребенку необходимо гармоничное интеллектуальное развитие и свобода выбора любимых занятий.

Великий Гете сказал: «Первое и последнее, что требуется от гения, — это любовь к правде».

Н.В. Гоголь: «Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы человека, и стоит без движения и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы».

Чувства единения с другими, ощущение своей необходимости придает человеку сильнейший импульс. Чувство единства с предками, народом, великими мыслителями еще больше усиливает вдохновение.

Мы рождаемся гениями, а негениями становимся. Потому что не каждому достает сердечной отзывчивости, смелости мысли, силы воли, упорства, верности идеалам.

Наша жизнь зависит от того, какие выбраны ориентиры.

От чего же зависит, станет человек знаменитым полководцем, писателем, художником или хлеборобом? Гениями не становятся вдруг, по прихоти судьбы, или наследственности. У человека всегда должен быть выбор. И этот выбор он должен осуществить правильно. Знакомясь с биографиями замечательных людей, убеждаешься. Именно детство и юность становятся теми рубежами, на которых окончательно формируется личность и проявляются те черты ума и характера, благодаря которым человек становится гением. [2].

Проделав данную работу, мы убедились, насколько важны для нас знания, получаемые нами в области истории.

История есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. [4]

 

 

Список литературы

1. Алексеев С.П. «Книга по истории нашей Родины». М. 2000г.

2. Баландин Р.К. «Великие русские люди». М. 1999г.

3. Ишимова А.И. «История России для детей». М. 1999г.

4. Карамзин Н.М. «Об истории государства Российского». М. 1990г.

5. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

6. Путилов Б.И. «Древняя Русь в лицах». Санкт-Петербург 20001г.

7. Соловьев С.М. «История России для детей и взрослых». М. 2002г.

8. «Википедия — свободная энциклопедия» (ru.wikipedia.org).

 

Это случилось 8 сентября в Истории

  • 8 сентября 0070 г. «Тит, полководец Рима, разграбляет Иерусалим. См. также: Разрушение Иерусалима».
  • 8 сентября 0876 года Людовик Немецкий умирает во Франкфурте 8 сентября в возрасте 72 лет, готовясь к войне с императором Священной Римской империи Карлом Лысым

          8 сентября 1331 года Стефан Дуан провозглашает себя королем Сербии 

  • 8 сентября 1380 г. «Куликовская битва — русские войска разбивают смешанное войско татар и монголов, останавливая их продвижение».
  • 8 сентября 1380 г. «Победа русских над татарами на Куликово, начало упадка татар»
  • 8 сентября 1449 г. Битва за крепость Туму – монголы захватывают китайского императора.
  • 8 сентября 1504 года во Флоренции состоялась презентация «Давида» Микеланджело.
  • 8 сентября 1514 г. «Битва под Оршей. В одном из крупнейших сражений века литовцы и поляки разгромили русскую армию».
  • 8 сентября 1522 г. «Испанский мореплаватель Хуан де Элькано возвращается в Испанию, совершает 1-е кругосветное плавание, начинается экспедиция под руководством Фердинанда Магеллана»
  • 8 сентября 1553 г. «основан город Личфилд, Англия»
  • 8 сентября 1565 г. «Педро Мендес де Авилс поселяется в Сент-Огастине, Флорида».
  • 8 сентября 1565 г. «Первое постоянное поселение в форме США (Сент-Огастин, Флорида)»
  • 8 сентября 1565 г. Мальтийские рыцари снимают турецкую осаду Мальты (Осада Мальты началась 18 мая).
  • 8 сентября 1565 г. Осада Мальты турками прорвана мальтийцами и рыцарями Святого Иоанна
  • 8 сентября 1636 г. Основан Гарвардский колледж.
  • 8 сентября 1664 г. Голландцы сдают Новый Амстердам (Нью-Йорк) 300 английским солдатам
  • 8 сентября 1664 года «Британцы получают Новый Амстердам от голландцев, а позже переименовывают его в Нью-Йорк».
  • 8 сентября 1727 г. «Пожар в сарае во время кукольного представления в деревне Беруэлл в Кембриджшире, Англия, унес жизни 78 человек, многие из которых дети».
  • 8 сентября 1771 г. Миссия Сан-Габриэль Архангел формируется в Калифорнии
  • 8 сентября 1796 г. Битва при Бассано — французы победили австрийцев
  • 8 сентября 1810 г. «Тонкин» отплывает из гавани Нью-Йорка с 33 работниками недавно созданной Тихоокеанской меховой компании Джона Джейкоба Астора на борту. После шестимесячного путешествия вокруг оконечности Южной Америки корабль прибыл в устье реки Колумбия, и люди Астора основали город Астория, штат Орегон, где торговали мехом».
  • 8 сентября 1831 года Вильгельм IV был коронован королем Великобритании.
  • 8 сентября 1863 г. «47 техасских добровольцев отражают силы федерального вторжения на перевале Сабин, штат Техас»
  • 8 сентября 1868 г. Основан Нью-Йоркский спортивный клуб
  • 8 сентября 1883 г. «Последний шип North Pacific RR, забитый в Индепенденс-Крик, Монт»
  • 8 сентября 1888 г. В Англии сыграны первые шесть матчей Футбольной лиги.
  • 8 сентября 1888 г. «В Лондоне найдено тело второй жертвы убийства Джека Потрошителя, Энни Чепмен».
  • 8 сентября 1900 г. «6000 человек погибли, когда ураган и приливная волна разрушили Галвестон, штат Техас, что стало самым смертоносным в истории США»
  • 8 сентября 1900 г. «Ураган обрушился на Галвестон, штат Техас, унес жизни 6000 человек».
  • 8 сентября 1900 г. «Галвестонский ураган 1900 г.: мощный ураган обрушился на Галвестон, штат Техас, в результате чего погибло около 8000 человек».
  • 8 сентября 1914 г. «SS Oceanic», лайнер компании «Уайт Стар», построенный в 1899 г. Он был первым кораблем, превысившим длину Great Eastern, общей длиной 704 фута. После реквизиции в начале Первой мировой войны в качестве вооруженного торгового крейсера он был приписан к 10-й эскадры крейсеров Королевского флота. 8 сентября в густом тумане он сел на мель на скалах на острове Фула, Шетландские острова, где полностью погиб и в конце концов разбился. На момент аварии на борту находилась команда из 400 человек, и все они были спасены траулером «Гленогил».
  • 8 сентября 1914 года Первая мировая война: рядовой Томас Хайгейт становится первым британским солдатом, казненным за дезертирство во время войны.
  • 8 сентября 1920 г. Начало авиапочтового сообщения между Нью-Йорком и Сан-Франциско.
  • 8 сентября 1921 г. 16-летняя Маргарет Горман выиграла трофей «Золотая русалка» в Атлантик-Сити; официальные лица конкурса позже назвали ее первой Мисс Америка.
  • 8 сентября 1921 г. Коронация первой Мисс Америки (Маргарет Горман из Вашингтона, округ Колумбия)
  • 8 сентября 1923 г. Катастрофа на Хонда-Пойнт: девять эсминцев ВМС США сели на мель у побережья Калифорнии. Семь потеряны.
  • 8 сентября 1924 г. Александра Коллонтай из России становится первой женщиной-послом
  • 8 сентября 1926 года Германия принята в Лигу Наций.
  • 8 сентября 1926 года Германия была принята в Лигу Наций.
  • 8 сентября 1930 г. В государственных школах Нью-Йорка начинают преподавать иврит

 

Житий всех святых, поминаемых 22 октября


День памяти святого Димитрия

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Дмитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке из могилы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб).


Святитель Аверкий Чудотворец, епископ Иеропольский, равноапостольный

Святой Аверкий, епископ и чудотворец Иеропольский, жил во II веке во Фригии. В городе Иерополисе проживало много язычников и очень мало христиан. Святитель молился Господу о спасении их душ и о причислении их к богоизбранному стаду. Явился ангел и повелел святому Аверкию разрушить идолов в языческом капище. Он исполнил повеление Божие с усердием. Услышав, что идолопоклонники хотят убить его, святой отправился к месту, где собрался народ, и открыто обличил пороки язычников. Язычники пытались схватить святого.

В этот момент в толпе закричали трое одержимых бесами юношей. Народ был ошарашен, так как святитель своими молитвами изгонял из них бесов. Увидев, что юноши пришли в норму, жители Иерополя попросили святого Аверкия наставить их в христианской вере, после чего приняли святое Крещение.

После этого святитель ходил по окрестным городам и селам, исцеляя больных и проповедуя Царствие Божие. Со своей проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, побывал в Риме и повсюду обращал ко Христу множество людей. Много лет он охранял Церковь от еретиков, утверждал в вере христиан, наставлял на путь праведности блудных, исцелял больных и возвещал славу Христову. За великие дела святого Аверкия называют «равноапостольным».

Святой Аверкий вернулся домой в Иерополь, где вскоре отдохнул от своих трудов. После его смерти у его могилы произошло много чудес. Он написал свою собственную эпитафию, и она была вырезана на его надгробии, которое сейчас находится в Латеранском музее.


7 Святых отроков «Семи Спящих» Ефесских

Семь отроков Эфесских: Максимилиан, Ямвлик, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан (Константин) и Антонин, жили в третьем веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, а остальные шесть отроков были сыновьями знатных ефесских граждан. Юноши дружили с детства, и все вместе служили в армии.

Когда император Деций (249-251) прибыл в Эфес, он приказал всем гражданам приносить жертвы языческим богам. Тех, кто ослушается, ждали пытки и смерть. Осведомители разоблачили семерых молодых людей, и их вызвали для ответа на обвинения. Представ перед императором, юноши исповедали свою веру во Христа.

У них быстро отобрали военные ремни и знаки различия. Однако Деций позволил им уйти на свободу, надеясь, что они передумают, пока он будет в военной кампании. Юноши бежали из города и спрятались в пещере на горе Охлон, где проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине.

Младший из них, святой Ямвлик, переодевшись нищим, пошел в город за хлебом. Во время одной из своих экскурсий в город он услышал, что император вернулся и ищет их. Святой Максимилиан призвал своих сподвижников выйти из пещеры и предстать перед судом.

Узнав, где спрятаны юноши, император приказал завалить вход в пещеру камнями, чтобы святые погибли от голода и жажды. Двое из сановников у заблокированного входа в пещеру были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они поставили в пещере запечатанный сосуд с двумя металлическими пластинами. На них были начертаны имена семи юношей и подробности их страданий и смерти.

Господь погрузил юношей в чудесный сон, длившийся почти два века. Тем временем гонения на христиан прекратились. В царствование святого императора Феодосия Младшего (408-450) были еретики, отрицавшие, что будет всеобщее воскресение мертвых при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они разложатся?» Другие утверждали: «Только души будут иметь восстановление, так как телам было бы невозможно воскреснуть и жить через тысячу лет, когда не осталось бы и праха их». Поэтому Господь открыл тайну Воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семи святых.

Хозяин земли, на которой находилась гора Охлон, обнаружил каменное сооружение, а его рабочие открыли вход в пещеру. Господь сохранил юношам жизнь, и они пробудились ото сна, не зная, что прошло почти двести лет. Их тела и одежда были совершенно не разложившимися.

Готовясь принять пытки, юноши еще раз попросили святого Ямвлика купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша с изумлением увидел крест на воротах. Услышав вольно произнесенное имя Иисуса Христа, он начал сомневаться, что приближается к своему городу.

Расплачиваясь за хлеб, Ямблик дал купцу монеты с изображением императора Деция. Его задержали, как человека, который мог скрывать кучу старых денег. Святителя Иамвлика отвели к городскому правителю, который также оказался епископом Эфесским. Услышав недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и пошел с другими людьми в пещеру.

У входа в пещеру епископ нашел запечатанный контейнер и открыл его. Он прочитал на металлических табличках имена семи отроков и подробности запечатывания пещеры по приказу императора Деция. Войдя в пещеру и увидев святых живыми, все обрадовались и поняли, что Господь, пробудив их от долгого сна, являет Церкви тайну Воскресения мертвых.

Вскоре в Эфес прибыл сам император и поговорил с юношей в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и снова уснули, на этот раз до Всеобщего Воскресения.

Император хотел положить каждого из юношей в украшенный драгоценностями гроб, но они явились ему во сне и сказали, что их тела должны быть оставлены на земле в пещере. В двенадцатом веке русский паломник игумен Даниил увидел в пещере святые мощи семи отроков.

Второе поминовение семи отроков бывает 4 августа. По одному преданию, вошедшему в русский ПРОЛОГ (Житий святых), в этот день отроки уснули во второй раз. В греческой МИНЕЕ 1870 г. говорится, что они первый раз заснули 4 августа, а проснулись 22 октября. спать. Семь спящих упоминаются и в службе на церковный Новый год 1 сентября9.0009


Священномученику Александру, епископу Адрианопольскому, и мученикам Ираклию, Анне, Елизавете, Феодотии и Гликерии

Третий век века был временем, когда христианство испытало значительный рост среди тех, кто поклонялся идолам. Многие из них были убиты просто за то, что уверовали во Христа и отказались поклоняться идолам.

Святой Александр был епископом Адрианопольским, который с большим усердием проповедовал Евангелие толпам идолопоклонников, и его проповедь привлекла ко Христу многих язычников. Несмотря на гонения на христиан, епископ Александр бесстрашно обратил и крестил многих язычников в Божественную Веру. Это так взбесило правителя того места, что он приказал схватить святого и подверг его пыткам, чтобы заставить принести жертву идолам. Святой Александр переносил страшные муки с примерным терпением за то, что отказывался поклоняться безжизненным идолам, созданным людьми, предпочитая принести себя в жертву Христу, истинному Богу, Который сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Солдат по имени Гераклиос, увидев стойкость епископа Александра, уверовал во Христа. Его пытали, прежде чем обезглавить.

Милостью Божией преподобный Александр исцелился от ран, полученных от пыток. Когда стало известно об этом чуде, четыре женщины, Феодота, Гликерия, Анна и Елизавета, также исповедовали свою веру во Христа перед архонтом, опровергая заблуждение идолопоклонства. Поэтому их привели к месту казни, где предали смерти мечом.

После того, как другие мученики были убиты, святой Александр был усечен мечом, получив от Христа неувядаемый венец.


День памяти Казанской иконы Божией Матери и избавления от поляков

Память избавления Москвы от поляков Казанской иконой установлена ​​в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI и начало XVII вв. Русская история как «Смутное время». Страна подверглась натиску польских войск, которые издевались над православной верой, грабя и сжигая храмы, города и села. Обманом им удалось взять Москву. В ответ на призыв Святейшего Патриарха Гермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родной земли. Из Казани чудотворная икона Божией Матери была отправлена ​​в войско во главе с князем Димитрием Пожарским.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в своем Слове в День явления иконы Божией Матери в Казанской (память 8 июля) сказал:

«Богородица избавила от бед и бед не только праведники, но и грешники, но какие грешники? те, которые обращаются к Небесному Отцу, как блудный сын, они плачут, бьют себя в грудь, как мытарь, они плачут у ног Христа, как грешница, омывающая Его ноги своими слезами, и они приносят исповедание Ему , как разбойник на кресте. Таких грешников внемлет Пречистой Богородице и спешит на помощь, избавляя их от великих бед и бед».

Зная, что за свои грехи они потерпели такие беды, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост. С молитвой они обращались к Господу и Его Пречистой Матери за помощью. Молитва была услышана. Преподобному Арсению (впоследствии епископу Суздальскому) явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что если Москва спасется, то люди должны молиться Пресвятой Богородице. Ободренные известием, русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву от польских узурпаторов. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году.. И в наши дни эта икона особо почитается русским православным народом.

Память Казанской иконы также празднуется 8 июля.


Икона Божией Матери Андроникова

Андроникова икона Божией Матери — семейная икона византийского императора Андроника III. В 1347 году он передал икону монастырю Монемвасия в Морее на Пелопоннесе. Отсюда образ был отправлен в Россию в 1839 году. В 1877 году святая икона была поставлена ​​в храме Казанского женского монастыря близ Вышнего Волочка. Другие праздники этой иконы — 1 мая и 8 июля.


Святые Павел и Феодор Ростовские

Святые Павел и Феодор Ростовские основали монастырь на реке Усть, недалеко от Ростова, в честь святых мучеников Бориса и Глеба (память 2 мая). Святитель Феодор (память 28 ноября) впервые прибыл на место будущего монастыря из Новгородской области. Святитель Павел явился через три года для подвигов.

Преподобный Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля) прибыл в свой родной край Ростов в 1363 году. Узнав об этом, святые Феодор и Павел отправились к великому подвижнику за духовным советом. Преподобный Сергий посетил их пустынный монастырь и благословил построить там храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Уже при строительстве этой первой церкви вокруг подвижников стали собираться монахи. Игумен святой Феодор с радостью принимал всех пришедших. Вскоре был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Приведя в порядок Борисоглебский монастырь, преподобный Феодор поручил управление им святому Павлу. Потом сам взял нескольких учеников и удалился в Вологодский лес. Здесь, на Белом озере, близ впадения в него реки Кужи, он основал монастырь и несколько лет подвизался. Он построил церковь во имя святителя Николая, устроил монастырь и поставил для него игумена.

Получив откровение о скорой кончине, вернулся в Борисоглебский монастырь, где и скончался 22 октября 1409 г.. Святой Павел некоторое время руководил обоими монастырями, затем и скончался в Борисоглебском монастыре.


Почтенный Жребий Египта

Святой Лот был мудрым подвижником пустыни, скончавшимся с миром в начале пятого века. Некоторые из его изречений можно найти в «Рае отцов», где описывается житие отшельников, затворников, монахов, иноверцев и отцов-подвижников пустынь Египетских, составленное святителем Афанасием Александрийским, святителем Палладием, епископом Еленополь, Святой Иероним и другие.