Куликовская битва между кем была: Куликовская битва | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

16 сентября 1380 года – победа русских войск в Куликовской битве

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Как-то у преподобного Варсонофия Оптинского я прочитал рассказ об одном человеке, о котором много слышал и раньше, но финала его жизни не знал. Речь о светлейшем князе Александре Даниловиче Меньшикове, вышедшем из простых людей и ставшем, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, «полудержавным властелином». А потом отбывшем в ссылку в далёкую глухую деревню. И вы знаете, преподобный Варсонофий приводит интересный факт: оказывается, Александр Данилович достиг высокой духовной жизни и был почитаем как святой в той местности, в которой подвизался, не будучи монахом, – просто он жил благочестиво. И когда его спрашивали: «А как Вам здесь – после Петербурга, посла славы, после власти?», то, крестясь, этот бывший вор, обласканный великим Императором, достигший в своей жизни высоты едва-едва отдалённой от царского престола, с радостью говорил: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи!».

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить… И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Но они забрасывают – и оказываются не в состоянии поднять сеть от количества пойманной рыбы. И тогда Пётр, обращаясь к Богу, говорит о своём недостоинстве. И вот этот очень важный момент сегодняшнего чтения нужно для себя в сердце положить. Ведь никто из нас не достоин Его милости, но, независимо от этого, Он безмерно, абсолютно одинаково – о, чудо! – каждого из нас любит. Но степень Его любви испытать может только тот, кто пытается быть к Нему ближе. Тогда он и сам входит в это состояние, и с другими может им поделиться, отражая Божественную любовь. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Я только старая ржавая консервная банка, на которую падает свет, и я отражаю это солнце даже в своей худости. И в этой малости отражая его, оказывается, кого-то могу согреть – не своим светом, а Божиим». Накормить не своей рыбой, а Божией. Отдать не своё, а Божие, осознавая, что не ты даёшь, а Бог, но через тебя. Накормить, утешить, посетить, поделиться…

К этому искусству призван каждый человек. И чем серьёзнее испытание, посылаемое нам в жизни, тем ближе Бог. Чем страшнее последствия от него, тем острее чувствуется присутствие Христа. Чем опаснее и тревожнее звучат призывы, тем Бог всё больше и больше приближается к человеку, по степени обращения к Нему с нашей стороны, которого Он ожидает, потому что Им победа уже одержана, и каждому из нас уже уготовано место в Небесном Царстве. Но занять его сможет только сумасшедший, готовый идти дальше к безумию. И вот этот посыл, который прозвучал совсем недавно здесь же, в храме, когда мы читали слова из Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), он и сегодня из этой лодки звучит в наше настоящее. Так интересно, потому что всякий день приближает нас к вечности и даёт ощущение, что Бог близко и что домой скоро.

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Хорошее, удивительное евангельское слово только что мы с вами слышали. Мы живём в потрясающе благодатное время. Какое счастье! Это время невероятных возможностей и глубокой радости от того, что мы можем ощутить себя в значительной степени зависимыми от Того Небесного Отца, про Которого часто забываем, не осознавая своего недостоинства даже в Его присутствии. Помните, как у классика: «Перед кем стоишь?!». Но Бог-то не этого желает, а того, чтобы ты осознал, кто ты при Его величии. Он-то спустился с Неба, чтобы, опустившись перед тобою на колени, умыть тебе ног, но ты-то сам где? Ты Ему чем-то подобным отвечаешь? Ты Ему доверяешь? Или только тогда, когда чувствуешь, что тебе очень хорошо в своей скорлупе? Так всё хорошо стало – есть, что терять. Так удобно, так комфортно, что всё другое кажется странным, страшным… Но Он же манной небесной питал в пустыне Свой народ – это же было. Или это закончилось? Нет. Оно всегда есть, просто ты слишком далеко отошёл от этой манны, сам себя пытаешься кормить, но на Его харчи всё равно взираешь.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев

победу кого над кем празднуем?

История давно превратилась в политику

Наслаждаться настоящим можно, когда есть предсказуемое будущее. Но будущее невозможно, если не помнить и не чтить прошлое. Из поколения в поколение должна передаваться гордость за дедов и прадедов, и праздники должны быть объединяющие — как День победы, День народного единства, а не разделяющие, как день Куликовской битвы.

Печально, что такое спорное событие в истории стало основанием для учреждения праздничной даты. 21 сентября (День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год) – так звучит его название в федеральном законе) входит в перечень Дней воинской славы наряду с такими значимыми событиями, как Битва под Москвой, Сталинградская битва или День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На мой взгляд, это неправильно.

Реставрированный план Куликовской битвы. Источник: wikipedia.org



Мы должны воспитывать детей с пониманием, что российский народ един, неделим и что именно эти патриотические чувства делают нашу нацию непобедимой. Тогда как празднование на государственном уровне победы в Куликовской битве искусственно делит наш народ. Если изучить историю вопроса чуть глубже и беспристрастно, сразу возникнет вопрос: победу кого над кем празднуем? Так ли хорошо мы сами, наши дети и внуки знаем историю? Или просто получаем в готовом виде удобную версию событий? Ведь история, к сожалению, не математика и давно уже превратилась в политику.

«Денежное» сражение

Куликовская битва не была войной за веру или против Мамая, это была гражданская война, «денежное» сражение. И сама дата, и место событий обросли мифами. Есть мнение, что битва могла происходить на трех полях и была не такой массовой, как мы привыкли думать. Проведенные раскопки и небольшое количество найденного оружия, хотя и подтверждают факт битвы, но не делают ее поворотным событием в истории.

Исследователи отмечают, что Куликовская битва не имела значимого эффекта, ведь и после нее Русь все еще оставалась в составе Золотой Орды. Есть исторические данные, что в сражении и с той, и с другой стороны были как ордынцы, так и славяне, и русские князья. Никаких сведений о религиозном характере похода в первоисточниках нет. Отсюда становится ясно, что это было столкновение между князьями, а не между этническими группами.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М.И.Авилов. Источник: wikipedia.org



Вопрос, почему эта битва обрела статус важного исторического события, остается дискуссионным. Почему таковыми не стали, например, тринадцатилетнее противостояние ордынцам Булгара, или так называемая «баранья битва» 1223 года в Жигулевских горах, в которой войска монгол под предводительством Субэдэй-багатура потерпели сокрушительное поражение. Тогда были взяты в плен и позорно обменены на баранов отборные воины Чингисхана.

В истории достаточно примеров и взаимной поддержки. Например, Ледовое побоище, в котором Александр Невский вместе с ордынскими войсками отразил крестовый поход против Руси. Но мало кто поднимает эту тему и показывает, как Александр Невский, собрав знать после приезда из Каракорума, рассказал о величайших человеческих и военных ресурсах Азии и научных открытиях, которые нужно применять. Он сообщил также, что православие полностью поддерживается Ордой и никакие сепаратные договоры с католиками невозможны.

Кому угодить?

Приведу один пример того, как история пишется с опорой на мифы. Речь об Иване Грозном, личность которого была безосновательно демонизирована. Каждый житель Российской Федерации должен знать, что Грозный – это прозвище его деда Ивана III. В народе оно обозначало справедливого царя. Уже при Иване IV в переводе на иностранные языки оно полностью потеряло свою связь с этой трактовкой и приобрело смысл «страшный», «ужасный». Но если бы Иван Грозный был таким, как его описывают западники, он не добился бы больших успехов.

А как мы знаем, именно при нем в Европе начали воспринимать Русь как серьезного игрока. И когда говорят, что Иван Грозный завоевал Казань, нужно относиться к этому очень осторожно. Казанское ханство пало вследствие внутренних противоречий – движущей силой так называемого завоевания были татары. Падение было бы невозможно, если бы не было внутреннего противостояния между Сибирским, Казанским, Ногайским, Касимовским, Крымским и Астраханским ханствами.

В правлении Ивана Грозного историки отмечают важные достижения: он отказал папе римскому в принятии Русью католичества, в 17 лет противостоял трем ханствам, выиграл междоусобную борьбу, объединил княжества. Когда говорят, что он был кровожадный, можно вспомнить события Варфоломеевской ночи практически тех же времен (1572 год), когда были убиты десятки тысяч человек. Или, например, уничтожение англосаксами десятков миллионов индейцев, китайцев, африканцев. Стоит ли нам в таком случае ориентироваться на них или писать свою историю, угождая кому-то?

Объединить многонациональный народ

На сегодняшний день у нас достаточно официальных дат и праздников, на которых можно сосредоточиться в объединении всех народов Российской Федерации. И если эта странная дата, связанная с Куликовской битвой, сподвигнет кого-то из наших читателей познакомиться с историей своего народа и страны, это будет ее единственный положительный момент.

Искать то, что нас объединяет – вот цель, на которую нужно ориентироваться. И тогда даже сложные, спорные вехи нашей истории будут увидены совсем иначе. Мало кто без слез может слушать песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, но лишь единицы знают, что в оригинале в строке «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» вместо солдат были джигиты. И только по личной просьбе Марка Бернеса поэт согласился заменить слова.

Эта песня могла бы стать гимном джигитов, тех, кому памятны события в дагестанском селе Гуниб, ставшем последним оплотом имама Шамиля в его двадцатилетней борьбе за независимость, но в годы Великой Отечественной войны более 3480 гунибцев защищали Родину на фронтах, и многие были отмечены наградами, 1340 человек не вернулись с полей сражений, более 1000 были ранены. В память о павших в Гунибе построен мемориальный комплекс «Белые журавли», а песня «Журавли» стала гимном единого многонационального народа.

Фарит Фарисов
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Россия модернизирует хранилище ядерного оружия в Калининграде — Федерация американских ученых

Ханс Кристенсен • 18 июня 2018 г.

Заглубленный бункер для хранения ядерного оружия в Калининградской области находится на капитальном ремонте с середины 2016 года. Нажмите на изображение, чтобы увидеть в полном размере.

Ханс М. Кристенсен

За последние два года российские военные провели капитальный ремонт того, что, по-видимому, является действующим хранилищем ядерного оружия в Калининградской области, примерно в 50 километрах от польской границы.

Спутниковый снимок Digital Globe, приобретенный через Getty Images, и несколько других спутниковых изображений, доступных для просмотра на TerraServer, показывают, что один из трех подземных бункеров возле Куликова раскопан в 2016 году, очевидно, отремонтирован и снова закрыт в 2018 году, предположительно, чтобы вскоре вернуться в рабочее состояние. .

Объект ранее был модернизирован между 2002 и 2010 годами, когда был очищен внешний периметр безопасности. Я описал это развитие событий в своем докладе о нестратегическом ядерном оружии США и России за 2012 год9.0003 В период с 2002 по 2010 год были расчищены и модернизированы периметры безопасности вокруг Куликовского хранилища ядерного оружия. Нажмите на изображение, чтобы просмотреть в полном размере.

Очевидно, что последнее обновление вызывает вопросы о рабочем состоянии сайта. Сохраняет ли он сейчас, имел ли он в прошлом или будет ли он в будущем хранить ядерные боеголовки для российских систем нестратегического оружия двойного назначения, развернутых в регионе? Если да, то свидетельствует ли это о новом развитии российской ядерной стратегии в Калининграде или это рутинная модернизация стареющего объекта для существующего потенциала? Спутниковые снимки не дают исчерпывающих ответов на эти вопросы. Российское правительство неоднократно заявляло, что все его нестратегические ядерные боеголовки хранятся в «центральном» хранилище, что, как обычно считается, подразумевает более крупные хранилища в глубине России. Таким образом, Куликовский полигон потенциально может функционировать как передовой склад, куда в случае кризиса будут поступать боезаряды из центральных хранилищ.

Судя по характеристикам объекта, он потенциально может обслуживать силы двойного назначения ВВС или ВМФ России. Но это также может быть совместный объект, потенциально обслуживающий ядерные боеголовки как для ВВС, ВМС, Сухопутных войск, так и для сил противовоздушной обороны и береговой обороны в регионе. Насколько мне известно, это единственное хранилище ядерного оружия в Калининградской области. Несмотря на заголовки в СМИ, присутствие ядерных сил в этом районе не ново; Россия разместила силы двойного назначения в Калининграде во время холодной войны и продолжает делать это после нее. Но почти все эти системы вооружения в последнее время прошли или находятся в процессе модернизации. Участок Куликовской стоянки расположен:

  • Примерно в 8 километрах (5 миль) миль от авиабазы ​​Чкаловск (54,7661°, 20,3985°), на которой с 2012 года проводится капитальный ремонт и где потенциально размещаются ударные самолеты двойного назначения.
  • Примерно в 27 километрах (16 миль) от пункта береговой обороны в районе Донского (54,9423°, 19,9722°), недавно перешедшего с SSC-1B «Чепал» на систему береговой обороны П-800 «Бастион». В системе «Бастион» используется ракета SS-N-26 (3М-55, «Яхонт»), которая, по оценкам разведки США, «может быть ядерной».
  • Примерно в 35 км (22 мили) от базы Балтийского морского флота в Балтийске (54,6400°, 19,9175°), в состав которой входят атомные подводные лодки, эсминцы, фрегаты и корветы.
  • Около 96 км (60 миль) от 152-й -й отдельной ракетной бригады в Черняковске (54,6380°, 21,8266°), которая недавно была модернизирована с SS-21 SRBM на SS-26 (Islander). Однако, в отличие от других баз СС-26, в Черняковске (пока) не было добавлено новое хранилище ракет.
  • Около полудюжины ЗРК С-300 и С-400 переброшены в регион. В NPR 2018 года говорится, что российские силы ПВО имеют двойное назначение. Эти объекты расположены на расстоянии от 20 км (13 миль) до 98 км (60 миль) от места хранения.

Так что потенциальных клиентов Куликовского хранилища ядерного оружия много. Аналогичные модернизации были проведены и на других российских объектах хранения ядерного оружия за базовое десятилетие, в том числе на базе атомных подводных лодок ВМФ на полуострове Камчатка. Продолжается также модернизация других объектов хранения оружия в Калининградской области, но они, похоже, не являются ядерными.

На изображении Google Street View от 2017 года виден военный знак «Стоп» на подходе к предполагаемому месту хранения ядерного оружия к северу от Калининграда. Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере.

Проблема российского нестратегического ядерного оружия недавно привлекла к себе повышенное внимание из-за подготовленного администрацией Трампа Обзора ядерной политики, в котором Россия обвиняется в увеличении количества и типов своего нестратегического ядерного оружия. В Обзоре говорится, что Россия имеет «до 2000» нестратегических ядерных вооружений, что косвенно подтверждает оценку ФАС.

НАТО уже несколько лет призывает Россию отвести ядерное оружие подальше от границ НАТО. С модернизацией Россией своих обычных вооружений должно быть еще меньше, а не больше оправданий для модернизации ядерных объектов в Калининграде.

Дополнительные ресурсы:

  • Ядерный блокнот ФАС: Ядерные силы России 2018
  • Состояние мировых ядерных сил

Эта публикация стала возможной благодаря щедрым грантам Фонда Джона Д.