Куликовская битва картина описание: Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения

Сочинение по картине Бубнова «Утро на Куликовом поле»

«Утро на Куликовом поле» — известная картина художника Александра Павловича Бубнова. Она была написана в 1945—1947 гг. Полотно находится в Третьяковской галерее в Москве. Оно создано на холсте маслом. Написание сочинения по картине «Утро на Куликовом поле» требует от учеников знания истории Руси XIV века. На полотне Бубнова изображено начало знаменитой битвы между русскими и ордынцами, состоявшейся в 1380 году.

История создания произведения

Бубнов написал картину, когда шла Вторая мировая война. Тогда люди по-новому ощутили связь времен. Исторические события, связанные с отстаиванием страной своей независимости, приобрели новое звучание. Советская живопись обогатилась рядом полотен, связанных с русской историей.

Князь не является центральной фигурой. Он находится несколько поодаль. Картина Бубнова «На поле Куликовом» изображает Дмитрия сидящим в полном боевом облачении на белом коне. Над ним развевается стяг с изображением Спаса Нерукотворного.

На полотно попало всего несколько метров фронта русского войска. Некоторые фигуры обрезаны рамой с обеих сторон. В центре внимания находятся три воина, вооруженных копьями, щитами и топорами. Люди одеты в кольчуги, под ними длинные светлые рубахи. На головах надеты кованые шлемы и кожаные шапки. За центральными фигурами стоит основная масса. Вверх устремляется целый лес стягов и копий.

Композиция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» подчеркивает сплоченность русской рати. Фигуры мощные, как будто выросшие из-под земли, они покрыты почти по пояс густой травой. Видно, что людей не отбросить назад. Они крепко стоят на своей земле, но эта огромная мощная лавина вот-вот двинется вперед. Неотвратимость движения войска, готовность к битве, устремленность видны в фигурах всех воинов.

Роль простых людей

Бубнов вывел на передний план обычных и никому не известных людей, подчеркивая, что главные герои битвы — не князь Дмитрий Донской, не бояре, а ратники, готовые защитить свою землю. Видно, что русский народ силен и жаждет победы. Каждый воин серьезно настроен на бой, к которому русские долго готовились и теперь дождались своего часа.

Ни шагу назад — об этом настрое говорит каждая деталь композиции. Молодые, взрослые и пожилые мужчины вооружились всем, что было в их распоряжении. Кто-то держит настоящее боевое оружие:

  • мечи,
  • копья,
  • луки.

У других есть только топоры и ножи. Эта деталь говорит, что на бой вышли все мужчины — княжеские дружинники и обычные люди (крестьяне, кузнецы, мастеровые).

Один из воинов держит икону, подняв ее над своей головой. Деталь говорит, что русские надеются не только на силу оружия, но и на чудо. Это православный народ, верящий в Божью помощь, но люди готовы приложить собственные силы и добиться победы.

Ни на одном лице нет и следа страха. Все давно устали от татаро-монгольского ига и готовы отстоять свою свободу даже ценой жизни. Люди верят в себя. Они с усмешкой и ненавистью приглядываются к татарской рати, которой не видно на картине, но ее присутствие остро ощущается по направлению взглядов, напряженности поз и указывающему движению Дмитрия Донского.

Пройдет несколько минут. Сойдутся в схватке Александр Пересвет с Челубеем. Затем, как известно из знаменитой «Задонщины», прозвучат трубы и наступит «сеча злая», в которой «кровь будет литься, как вода». Погибнет бесчисленное множество людей с обеих сторон. Но эти жертвы не окажутся напрасными. Куликовская битва станет поворотным этапом развития русской нации, сплотившим ее и избавившим от татаро-монгольского ига.

12 картин — Религия в Сергиевом Посаде.

 

Александр Бубнов. «Утро на Куликовом поле

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий[2]
Х[2] Сергий Радонежский


Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина…
Читать далее…, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

 

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу[3]
Х[3] Работа в городе и районе

Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.
Читать далее… будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

 

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

 

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

 

Михаил Авилов. Поединок Пересвета[1]
Х[1] Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село…
Читать далее… с Челубеем

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

 

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

 

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.