Энергии Куликова поля
Поэт Андрей Шацков говорит по-русски и по-старославянски. Простившись с XX веком, пребывая в XXI-м, он остается, как и прежде, в любимом им XIV веке и стоит на Куликовом поле, овеваемый ветрами, и слышит крики сражающихся и стоны поверженных воинов…
Во вступительном эссе к книге «Сказы Куликова поля»1 он, удивляясь, вопрошает: «Осмелился ли когда-нибудь и я взяться за поэтический цикл о событии, о котором сам великий Блок сказал однажды?»
Но именно эта погруженность в то время, прекрасное знание эпоса Куликовской битвы и в целом истории России, высокий талант, блестящее мастерство и знание старославянского языка дало ему полное право записать в поэтической форме то, что увидел он во снах, в которых являлась ему Богородица и где «на огромном гнедом коне» он «врывался в черные, ощетиненные сталью шеренги врагов»; то есть то, что прожито им наяву в архетипическом сознании; то, что увидел он сквозь коридор времени и сквозь призму настоящего. И, на счастье читателей, поклонников творчества большого поэта, это воплотилось в книге «Сказы Куликова поля», где собрано самое главное для автора:
Рать на поле идет Куликовое —
Вековечное поле Руси!
«Не поддаются осознанию энергии, передаваемые нам предками», — продолжает поэт в эссе. Но здесь он немного лукавит, потому что именно ему своим надмирным зрением удается стяжать энергии Куликова поля, как христиане стяжают Божественное.
Рожденным в России опять
Средь поля стоять Куликова!
Все в поэтической судьбе Андрея Шацкова не случайно: встречи, события, явления. «С местами, через которые протекают энергии Куликова поля, мне вообще везло», — рассказывает поэт. Это — юность, прожитая напротив мастерской художника Юрия Ракши, который завершил известный триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние») в 1980 году к 600-летию Куликовской битвы, поставив последний мазок кистью перед своей безвременной кончиной. Это и рождение в этом же году сына поэта, к прискорбию, очень рано ушедшего на горе отцу, названного Дмитрием в честь Донского. Это и проживание Андрея Шацкова в «опорном крае Московии» — Рузе, откуда шли ружане на Куликово поле в составе Засадного полка под стягом легендарного Боброка-Волынского.
Эти энергии и знаки судьбы, умение их чувствовать и прочитывать, чуткое поэтическое наитие дали ему возможность видеть сквозь время и пространство. А может, эти энергии даны Андрею Шацкову от рождения? По одной из астрологических теорий человек, рожденный в период с 30 ноября по 17 декабря, причислен к 13-му, особенно одаренному и мощному зодиакальному знаку, называемому Змееносец. Поэт родился 1 декабря. И, хотя астрологические теории не считаются научными и рациональными, но кто осмелится утверждать, что у поэта рациональное мышление?.. Интуитивное, провидческое, пронзающее и охватывающее время и пространство — иррациональное.
В книге пульсируют энергии Куликова поля: напряжение, предшествовавшее великой битве; любви жены, провожающей мужа в сражение; самого автора, который запечатлел свою глубокую любовь к сыну Дмитрию.
Эти мощные энергии Куликовской битвы описаны в трех частях «Сказов Куликова поля». Названия частей, как и все в книге, символичны.
Часть 1. «На Поле Куликовом» — это предшествующие обстоятельства и сама Куликовская битва и слава воинам.
Рожденным в России опять
Средь поля стоять Куликова!
И падать от стрел и от смут
За ПРАВДУ, средь бранного дыма…
А павшие утром придут,
Ведь мертвые сраму не имут!
Часть 2. «Чтобы память попирала смерть!» — память о погибших за Русь и ее свободу воинах. Поэт причисляет к погибшим русским воинам во имя победы и своего сына Дмитрия, безвременно ушедшего. И скорбит так же, как скорбели отцы, потерявшие сыновей в Куликовском сражении.
В книге «Сказы Куликова поля» накрепко и навечно слились образы незабвенного сына Дмитрия с образом великого полководца и воина Дмитрия Донского, в честь которого он был наречен.
И сын поднимает глаза
И смотрит внимательным взглядом.
Стихотворение из Части 2 «Чтобы память попирала смерть!», подписанное «Во славу русского оружия и памяти старшего сына Дмитрия», волей поэта помещает сына на Куликово поле накануне битвы.
Ну вот и наша сотня. Поутру
Мы встанем с нею около Непрядвы.
И заполощут стяги на ветру
Взыскующих единой русской правды!
Поэт и отец понимает, что:
Все уйдет… Но воздвижется новая крепь.
Без тебя, без меня, без желанного внука.
Выйдут вои заслоном в полынную степь,
Если ворог с бедою нагрянет, без стука.
И память попирает смерть.
И каждый, кто погиб — «ЗА ДРУГИ
СЛОЖИЛИ ГОЛОВЫ СВОЯ».
Часть 3. «Веют хоругви шелковые…» — победа. Причем не только победа воинская, но и победа православного христианства.
В книге «Сказы Куликова поля» несколько раз упоминается омофор. Здесь речь идет об омофоре Пресвятой Богородицы, которым Она накрыла город Константинополь, защищая его от варваров, и совершала и другие чудеса с помощью этого плата. Таким образом, поэт показывает, что Россия всегда пребывает под покровительством Божией Матери.
А над Русью в стае облаков
Вспыхнет омофора позолота.
Телескопическое видение истории своей страны дало поэту энергию расСКАЗать о Поле Куликовом в XXI веке. А талант позволил погрузить читателя XXI века в век XIV, поместив его в пыль, поднятую на поле Куликовом, и прожить мгновения, которые прожили воины с обеих сторон — с русской и степной.
Андрей Шацков является потомков двух родословных линий — русской по материнской линии и татарской — по отцовской.
И достались мне в двадцатом веке
Отголоском позадавних дней
Башня легендарной Сююмбеки
Да Коран прабабушки моей…
Так пишет об этом в стихотворении «Казанский эскиз» поэт. Память предков живет в потомке московитов и ханов. И эта память дает возможность побывать в своих видениях и с той, и с другой стороны. И описать (емко, реалистично, образно!), если можно так сказать, свои впечатления.
Во первых семь дней сентября
Мне ночью неладное снится:
Тревожные трубы трубят,
И кличут вставать и рубиться.
«Поэт в России больше, чем поэт!», — воскликнул Евгений Евтушенко. Да, поэт — это пророк. К слову сказать, другой замечательный поэт-шестидесятник, Владимир Фирсов, дал путевку в поэтическую жизнь уже состоявшемуся поэту Андрею Шацкову, назвав последнего «осколком Серебряного века». Вероятно, такое определение связано с тем, что, он, как и поэты, жившие и творившие на стыке XIX и XX веков, по-особенному чувствует время. Он живет не только на стыке веков, но и на стыке тысячелетий, временами «убегая» в свой сакральный XIV век.
«Сказы Куликова поля» — это не только образец великолепной классической, хрестоматийной, но при этом очень самобытной поэзии, но и учебник, читая который можно начать вхождение в русскую историю, вдыхая запахи ковылей на Куликовом поле, и пристально всматриваться в лица воинов, надевающих «смертные» белые рубахи.
Как знать, может, школьник, юный воин, участник реконструкции на Куликовом поле, прочитав книгу, посмотрев на замечательное оформление, воспроизведенное по живописным образцам древних рукописных фолиантов, захочет познакомиться с описанием Куликовской битвы в «Задонщине», прочитать «Летописную повесть о Куликовской битве» и «Сказание о Мамаевом побоище»?..
Например, как читателю понять четверостишие?
И пахла росстань брагою хмельной,
И старый клен ветрами укачало.
И бьет копытом в землю вороной,
И трензелем позвякивает чалый…
Для этого нужно посмотреть перевод некоторых слов со старославянского на современный русский язык, исторические статьи и другие материалы.
300 экземпляров книги переданы автором Государственному музею-заповеднику «Куликово поле», где периодически проходит реконструкция Куликовской битвы, и возможно, 21 сентября 2022 года они будут отданы в дар участникам мемориального действа.
Все сходится воедино. И сейчас, в веке XXI-м, как и в веке XIV-м, когда победа в Куликовской битве стала переломным моментом и важным шагом на пути к восстановлению единства Руси, Россия вновь объединяется, вновь становится соборной, вновь противостоит Злу, и вышедшая книга оказывается очень своевременной и духоподъемной.
В книге Андрея Шацкова сошлись все возможные и значимые энергии: любовь к Руси-России, любовь к Богу, любовь человеческая, слава русского воинства, что выступает за добро, и великая миссия России.
Период написания и формирования этой книги, по свидетельству самого автора, составил 35 лет. «Наверное, это главное, что я написал в своей жизни», — делится Андрей Шацков на своей странице ВКонтакте.
«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение», — утверждал А.А. Блок.
Именно такое воспоминание о будущем и можно постигнуть, прочитав «Сказы Куликова поля». И в XXI веке Куликовская битва остается символом единения, соборности России.
Об этом и рек поэт Андрей Шацков в своей книге.
1 Андрей Шацков. Сказы Куликова поля. — Санкт-Петербург: Издательство «Любавич», 2022.
Ирина Викторовна Денисова, член Союза писателей России, Союза журналистов Москвы. Автор четырех поэтических сборников и многих публикаций в российских и зарубежных альманахах и журналах. Лауреат ряда российских и международных фестивалей. Обладатель медалей им. И.А. Бунина, им. Ф.М. Достоевского, им. А.А. Блока. Член попечительского совета альманаха «День поэзии – XXI век». Живет в Москве.
Битва, почти затерянная в мифах
История Куликовской битвы связана с завоеванием монголами разделенных княжеств и городов-государств Руси в 13 веке. Когда знаменитое «монгольское иго» ослабло, великий князь Дмитрий Московский увидел возможность восстать. 7 сентября 1380 года его 60-тысячное войско переправилось через Дон, чтобы сразиться со 125-тысячным войском Мамая.
В сегодняшней записи в блоге, Куликово 1380 автор, Марк Галеотти, пишет о том, как эта относительно неизвестная битва на западе была мифологизирована в России и использовалась в политических целях, рассказывая историю о том, как смелая русская сила победила военную сверхдержаву. дня.
Многие сражения становятся мифами, и часто мифотворчество начинается еще до того, как прозвучит последний выстрел или погребен последний раненый. Некоторые — от Азенкура и Геттисберга до Сталинграда и Фермопил — становятся особенно мощными символами нации, движения или эпохи. Куликовская битва, произошедшая в 1380 году между союзом русских княжеств под предводительством московского князя Дмитрия и войсками под командованием монголо-татарского царевича Мамая, возможно, не была особенно известна на Западе, но с годами приобрела все более важное значение. к легитимирующему мифу, начатому московскими князьями и с тех пор принятому Владимиром Путиным.
Зайдите в блестящий, высокотехнологичный павильон Россия – моя история («Россия – моя история») в ВДНХ в Москве, и вы увидите версию истории, которая рисует очень простую прямую линию. . Россия была разделена, и поэтому она была уязвима перед монгольским нашествием, охватившим ее в тринадцатом веке. На Куликово русские собрались вместе и смогли сломить могущество монгольской «Золотой Орды» и приступить к созданию сильного единого государства. Москва возглавила эти усилия, и, таким образом, Москва, как и всегда, является бьющимся сердцем и острым умом России.
Это убедительно, это понятно. Одна крошечная проблема: в лучшем случае это чрезмерное упрощение, в худшем — ложь.
Дмитрий Донской и поверженный воин Золотой Орды на памятнике Тысячелетию в Новгороде
Безусловно, тот факт, что Россия была архипелагом часто враждующих княжеств, когда пришли монголы, вряд ли помогал, когда города-государства обычно подчинялись или разрушались один за другим. Однако вряд ли даже единая Русь смогла бы противостоять монголам на пике их могущества. Скорее, больше городов постигло бы судьбу Киева, разграбленного и сожженного, его поля были усеяны костями его людей.
Более того, прежде чем Москва получит признание как поборник русского национализма, стоит задаться вопросом, как то, что до прихода монголов было незначительным городком, могло стать центром народов русов. Ответ заключается в том, что ее династия Рюриковичей, хитростью и эффективностью компенсировав недостаток власти и денег, стала во многих отношениях главными квислингами монголов, русскими, готовыми собирать налоги и охранять княжества от имени ханов. Монголы, в конце концов, считали себя завоевателями, а не администраторами, и пока князья платили им дань уважения, а серебро продолжало поступать в их столицу в Сарае, они были счастливы, что Рюрикиды процветали как их агенты.
Со временем Москва расширит свою власть среди русских княжеств, и монголо-татарская звезда начнет закатываться. Возможно, настоящее мастерство князя Дмитрия заключалось в том, что он заметил момент, когда завоеватели были разделены и пришли в упадок, и начал восстание, которое было призвано заново изобрести Москву: то, что было столицей сотрудничества, станет авангардом патриотического возрождения.
Князь Дмитрий был столь же способным политиком, как и стратегом. Он собрал армию союзников и клиентов и привел с собой летописцев, а также иностранных купцов, которые могли бы распространить весть о его победе. И после этой победы все, от других князей до Русской Церкви, стремились попасть в нее, представить ее как титаническое столкновение, цивилизационное столкновение, божественное торжество благочестия над язычеством.
Так и росла история. Что более полумиллиона солдат столкнулись на Куликово (это практически обезлюдило бы городскую Россию). Что мощь Золотой Орды была сломлена в тот день. Именно ангелы переломили ход битвы за русских. Что сам Дмитрий пал в изнеможении, окруженный телами убитых им монголо-татарских воинов.
Русский кавалерист, с 2015 года реконструкция боя на исходном месте
© Петр Шеломовский
Но где же закончились сказки и началась настоящая история? Что делало работу над этой книгой временами раздражающей, а временами особенно увлекательной, так это детективная работа, связанная с сортировкой многовековых (в основном русских) летописей и последовательных слоев мифов и недоразумений, которые они воплощали, и сопоставление их с другими свидетельствами, археологическими свидетельствами. , и прямо здравый смысл.
Была ли вообще битва? Есть место битвы, теперь отмеченное поразительным музеем, но время и человеческая деятельность почти не оставили леса, который имел такое решающее значение в определении хода битвы. Кислые почвы, мародерство поколений и экстенсивное земледелие с использованием агрессивных удобрений в советское время оставили лишь несколько археологических находок в качестве доказательства. Таким образом, были всевозможные теории, от правдоподобных до бессмысленных, от предположения, что битвы никогда не было, до остроумно причудливых предположений, которые помещают всю кампанию в пределах Москвы, а не в 300 километрах к югу.
Тем не менее, можно соотнести сведения о времени с географией, и южнее были обнаружены еще находки, где так много мамаевцев утонуло, пытаясь форсировать реку Мечу, когда они были разбиты. Не всегда так просто разобрать по кусочкам многовековые хроники, большинство из которых написано церковниками, не имевшими военных знаний и более заинтересованными в поиске улучшенных религиозных параллелей. В то же время, однако, нельзя игнорировать свидетельства, написанные спустя десятилетия, даже столетия, поскольку некоторые из них, вероятно, были основаны на утерянных свидетельствах современников или на устных рассказах людей, сражавшихся там.
Но получается история, которая во многом намного интереснее, чем упрощенная официальная линия. Войска Дмитрия состояли в основном из русских, хотя среди них были и союзные литовцы и даже обрусевшие татары. Однако несколько русских княжеств отказались присоединиться к нему, не веря ни в его мотивы, ни в его шансы. Против них Мамай собрал отряд монголо-татар, а также всевозможных союзников и данников, от армянских стрельцов до генуэзских наемников, нанятых из их торговых портов в Крыму. Он также ожидал войск из Литвы и из русского города-государства Рязани, ни один из которых не прибыл вовремя для битвы. Это не было прямой битвой русских против монголов.
А то было ужасно тесное и кровопролитное сражение, один Дмитрий, наверное, проиграл бы, будь Мамай лучшим полководцем и менее хитрым полководцем. Спрятав часть своей лучшей тяжелой кавалерии в лесу на фланге поля боя, он смог в одиннадцатый час превратить неминуемую катастрофу в победу. Мамай смог бежать, но позже был убит генуэзцами, чтобы умилостивить своего преемника и отомстить за то, как он купил свой побег жизнями своих генуэзских телохранителей.
Тем не менее, это не был конец монгольского правления. Соперник и преемник Мамая, Тохтамыш, предпримет карательное вторжение в 1382 году, в результате которого Москва будет сожжена, а Дмитрий вынужден подтвердить свою лояльность. Русские должны были бы продолжать отдавать дань уважения еще одно столетие. Но миф о том, что русские объединились, сбросив «монгольское иго» вопреки всему, оказался непреодолимым, и Дмитрий, получивший эпитет Донской , «Донской», чтобы отпраздновать свою победу, и его преемники использовали его для в полной мере, не в последнюю очередь для того, чтобы стереть память об их предыдущем сотрудничестве.
На протяжении истории накапливались пласты мифологии. В Первую мировую войну царская Россия мобилизовала его, чтобы попытаться вдохновить уставший от войны народ на объединение и борьбу. Совсем недавно Куликово стало частью кампании Владимира Путина по утверждению исторических претензий России на статус великой державы. В официальном школьном учебнике, принятом в 2013 году, говорится, что именно тогда «забрезжил свет свободы», поскольку «победа на Куликовом поле пробудила национальное самосознание русского народа». причислен к лику святых, а в 2005 году патриарх Московский Алексий II объявил юбилейным годом празднования 625-летия Куликовской битвы, которую он назвал битвой, «спасшей народы Европы, защитив их от угрозы иноземного вторжения». С самой большой подводной лодкой в мире, находящейся на действительной службе, является атомный ракетный катер ТК-208 9.0003 Дмитрий Донской, с 51-м гвардейским воздушно-десантным полком 106-й десантно-штурмовой дивизии России, также названным в честь князя, и с элитным подразделением коммандос Национальной гвардии, названным в честь Пересвета, воина-монаха-чемпиона, который должен был возглавить его армии в битву, ясно, что даже если реальная история битвы, возможно, более захватывающая и интересная, официальная версия имеет большой контроль в России.
Чтобы узнать больше на эту увлекательную тему, оформите предзаказ на копию Куликово 1380, издание 21 февраля.
История русской литературы — XIV-XV вв., 1 пол.
Главная » XIV-XV вв., 1 пол. Ивана-Копилки Москва все активнее выдвигалась как центр, объединяющий княжества Северо-Восточной Руси. Борьба Москвы за господство с соперничающими княжествами сопровождалась постоянными столкновениями с внешним […]
В конце четырнадцатого и первой половине пятнадцатого века были составлены многочисленные хроники. Составители собирали, редактировали и редактировали местные хроники в зависимости от политических интересов, которым должна была служить компиляция. Большое идейное значение имела традиция включения в состав «Повести временных лет» или […]
Победа русских над монголами на Куликовом поле не только произвела большое впечатление на современников этого эпохального события русской истории , но и интересовала россиян еще долго потом. Это объясняется тем, что битва против Мамая была предметом […]
Летописный рассказ о Куликовской битве сохранился в двух вариантах: кратком и расширенном. Краткий летописный рассказ встречается в летописях, восходящих к кипрскому сборнику («Троицкая летопись»). Расширенная повесть в самой ранней форме находится в Новгородской Четвертой и Софийской Первой […]
«Повесть о Мамаевом побоище» — самое объемное произведение Куликовского цикла. Он содержит наиболее подробный отчет о событиях Куликовской битвы. В «Сказании» описаны приготовления к походу и уряжение или развертывание отрядов, боевой порядок […]
Сказка о походе Тохтамыша на Москву. После поражения Мамая на Куликовом поле власть в Орде захватил хан Тохтамыш. Понимая, что победа над Мамаем может означать коренной перелом в отношении русских князей к Орде, Тохтамыш в 1382 году предпринял поход на Москву. Из-за […]
В 1395 году войско Тимура вторглось в русские княжества.