Содержание
Куликовская битва — Начальные классы — Презентации
Проект по опк «Куликовская битва»
ВЫПОЛНИЛА
УЧЕНИЦА 4 класса»А»
Степина Алиса
Русь и Орда
Как Русь Орде покорялась
Поздней осенью 1237 года хан Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. Не было у рязанцев сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Обратился рязанский князь Юрий Игоревич за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью заняли монголо-татары Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Разрушили и сожгли завоеватели прекрасные русские города. аленький город Козельск враги штурмовали семь недель.
4 тысячи вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Достались врагам одни развалины — и те хан Батый приказал стереть с лица земли, чтобы и памяти не сохранилось о «злом городе». Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому, что не было мира и согласия между русскими князьями: соперничали они друг с другом, каждому хотелось стать главным среди всех князей. Врага нужно было встречать кулаком, а Русь его встретила «растопыренными пальцами».И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности — не шла его военная сила ни в какое сравнение с необъятной силой монголов . Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли .
Куликовская битва
В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое огромное войско, какое еще никогда не собиралось на Руси . На битву князя благословил Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов — Пересвета и Ослябю . Князь Дмитрий стремительно повел свою рать навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.
В те времена битвы часто начинали с поединка самых сильных воинов. Из монгольского войска выехал воин огромного роста и страшного вида по имени Челубей, а навстречу ему монах Пересвет. На всем скаку ударили они друг друга копьями, и оба погибли.
Дмитрий снял с себя княжеское одеяние , надел доспехи простоговоина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить»,- сказал он своим воинам. Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк – и монголы побежали. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать.
.
Восемь дней хоронили погибших на поле битвы. Самого князя нашли без сознания, в иссеченных саблями и залитых кровью доспехах, но он был жив и даже не ранен. В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским.
Как Русь рассчиталась с Ордой
Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие. И сама Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь самым главным среди все русских князей, великим князем. Летом 1480 года московский князь Иван Третий узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский князь Ахмат. Иван Третий повел войско навстречу Ахмату, в этом войске было 180 тысяч человек . Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (это места , где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмета перейти речку заканчивались неудачей . Началось знаменитое «Стояние на Угре». Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября . Дело шло к зиме, пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надежный тыл, запасы продовольствия и корма для коней. Князь Иван убедился, что монголы через Угру не пойдут и решил отвести свое войско на зимние квартиры.»Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, решив , что если берег отдает им Русь, то значит хочет с ними биться!» — записал летописец. Так ушли татары с русской земли . Этот день — 11 ноября 1480 года- принято считать Днем освобождения Руси от монголо-татарского ига.
Мне помогали :бабушка.
Информацию брала: «Я познаю мир»детская энциклопедия : история
Сост. Н . В.Чудакова , А.В.Громов,»Издательство АСТ»1999.-512 с.
конец
Библиотечный урок «Куликовская битва» (10-й класс)
- Лагода Виктория Алексеевна
Разделы:
История и обществознание
Класс:
10
Цели:
- рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
- продолжить формирование навыков и умений работы с историческими источниками и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.
- способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом; побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
Оборудование: карта-схема «Куликовская битва», выставка книг «О том, что дорого и свято», список литературы «Путешествие в страну исторических источников» (у каждого ученика), фонограмма оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже…», подсвечник со свечей, книги по данной тематике на партах у каждого ученика.
Сообщаю тему урока: «Куликовская битва», записываю на доске дату 8 сентября 1380 г.
Учитель. В этот день произошло незабываемое Событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточённой битве, каких немало было в истории, разбили более многочисленного врага.
Куликовской битве и посвящён наш сегодняшний урок.
Учитель. Какие вопросы, относящиеся к этому событию, вам кажутся наиболее важными? (предложения учителя).
Выделяю главное — Почему русский народ победил в Куликовской битве 1930 г.? (проблемное задание)
Ответить на этот вопрос нам помогут книги, которые находятся у вас на партах и ответы ваших товарищей (опережающие задание).
Итак, мы отправляемся в 14 век.
? Давайте обрисуем положение Москвы в 60-70 годах 14 века.
Учитель. В книге Митяева А.В. «Героические страницы Родины 9-18 вв.» мы находим следующее…(С. 81-83)
? Охарактеризуйте ситуацию в Орде в 60-70 годах 14 века.
Учитель. В книге Митяева А.В. «Героические страницы Родины 9-18 вв. мы находим следующую характеристику… (С. 84-85). О поездке Дмитрия в Орду мы находим сведения в книге Ишимовой А.О. «История России для детей» (С. 72).
? Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битве. Учитель. В книге Буганова В.И. «Куликовская Битва» так описывается это событие… (С. 19-37).
? Что вы можете рассказать о вооружении русской рати и монголо-татар.
Учитель. В справочных издания нашей библиотеки можно найти следующие сведения… (Наумов М. Оружие и битвы: Энциклопедия).
Ход битвы по карте-схеме
(звучит лейтмотивный отрывок из оперы Римского-Корсакова).
Учитель. В книге издательства «Авата+» «Историческая энциклопедия» мы находим следующее описание-рассказ с использованием карты- схемы «Куликовская Битва» ( С.258-263).
Учитель. А вот как изобразили сцены битвы русские художники (Показываются репродукции картин из альбома «Куликовская битва»).
Учитель. Победа- это счастье, радость, но и слёзы по погибшим.
Учитель. Рассказывая об эпохе Куликовской битвы обратимся к книге Преображенского «История раскрывает тайны» С.72-82. Автор «Задонщины» приводит следующие цифры (зачитывает).
В знак признательности и уважения, восхищения мужеством наших пращуров давайте по христианскому обычаю зажжём, эту свечу и почтим их память. Учитель. Зажигает свечу. Я хочу, чтобы мы сегодня вспомнили поимённо некоторых из них… (Книга «Самые знаменитые герои России»). С.75-93
2-3 минуты на опрос учеников.
Учитель. Итак, мы с вами сделали правильные выводы. И теперь предстоит ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Почему русский народ победил в Куликовской битве 1380г.»?
Эталон ответа.
- Рост населения, развитие хозяйства — поэтому оказалось возможным собрать большое вооружённое войско.
- Хотя Русь пережила период феодальной раздробленности, но значительная часть русских земель уже была объединена вокруг Москвы, что позволило русскому народу объединить свои силы (хотя далеко не полностью) для защиты Родины под руководством Московского князя.
- Военное искусство Дмитрия Донского и его воевод, боевые навыки войска.
- Горячий патриотизм русских людей, осознание страшной опасности, нависшей над Родиной, готовность пожертвовать собой.
Рефлексия.
Учитель. Какие чувства у вас вызвал этот урок? Каким образом ход военных отразился на вашем душевном состоянии?
Отвечают на вопросы.
Выставление оценок за подготовку опережающих заданий к работе на уроке.
Домашнее задание:
Учитель. Ребята, кроме книг, которые были представлены на уроке, библиотекари подготовили для вас книжную выставку « О том, что дорого и свято». В этой литературе авторы дают свою трактовку событиям, связанным с борьбой русского народа против монголо-татарского ига. Список используемой литературы лежит у каждого на парте.
А теперь, внимание! Ваше домашнее задание:
По одной из указанных в списке книг, изучить события 1380 года, связанные с подготовкой и проведением Куликовской битвы. Сравнить позиции автора книги с текстом параграфа (выделить общее и различное). Параметры для сравнения написаны (написаны на доске):
- Роль Москвы в объединении сил,
- Роль князя Дмитрия Донского в битве на Куликовом поле,
- Значение Куликовской битвы в борьбе за свержение монголо-татарского ига.
ПУТЕШЕВСТВИЕ В СТРАНУ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.
/Список литературы/.
- Буганов В. И. Куликовская битва. – М: Педагогика, 1980. – 122 с. : ил. – (Библиотека детской энциклопедии «Учёные-школьнику»).
- Сурмина И.О. Самые знаменательные герои России.- М.: Вече, 2002.-С. 75-93.
- Ишимова А.О. История России для детей.- М.: Монолог, 1995. С.71-77.
- Энциклопедия для детей. Т.5: История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древнейших славян до Петра Великого. / Гл. редактор С.Т. Измайлова.- М. Аванта + 1995.- С. 258-264.
- Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.-М,: Вече,2001.-464 с.- ( Самые знаменитые).
- Куликова битва: альбом. М.: Дубль В, 1995.
- Митяев А.В. Книга будущих командиров. 2-е издание,доп.- М.: Молодая гвардия, 1974.-С.83-90.
- Митяев А.В. Героические страницы истории Родины: Кн. Для чтения уч-ся 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1991,-С.80-102.
- Преображенский А.А. История раскрывает тайны: Рассказы. — М.: Дет. лит., 1991- С.72-82.
- Бахревский В.А. И светом чудным озарены: Рассказы о святых в земле Российской просиявших.- М.: Малыш, 1994.- С.53-59.- ( Страницы истории нашей Родины).
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главных деятелей. Кн.1./ Гл. ред. В.И. Синюков.- М.: Книга, 1990.-С.205-233.
- Наумов М., Шпаковский В., Кудишин И. Оружие и битвы: Энциклопедия.- М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.- С.23.- ( Всемирная детская энциклопедия).
- Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя: хроника правлений и событий 862-1917 гг.-2-е изд.- М.: центрком, 1997.- С.!25-132.
- Грушко Е.А., Медведев, Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: Изд-во Диадема – Пресс, 2001. – С. 256-258.
- Тихомиров О.Н. На поле Куликовом.- М.:, 1978.-32 с. (Страницы истории нашей Родины).