Содержание
12 фактов о Куликовской битве
8 сентября 1380 года князь Дмитрий Донской разбил монголов ордынского генерала Мамая на Куликовом поле. К сожалению, часто приходиться слышать, что праздновать годовщину сражения надо тоже 8 сентября — так об этом сказано в Википедии. Проблема в том, что многие забывают: 8 сентября — это по старому стилю.
Проверить очень просто. Известно, что Куликовская битва состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года. Но с тех пор у нас уже сменился календарь, и церковный праздник отмечается сейчас 21 сентября. Так что и праздновать очередную годовщину победы на Куликовом поле правильнее именно в этот день.
И это лишь один из фактов про Куликовскую битву, который мы хотели рассказать. Впереди еще целая дюжина!
1) Ложь во спасение
Раньше считалось, что в первую очередь сражаться на Куликовом поле пошло народное ополчение. Во время Великой Отечественной войны об этом много и часто говорилось для поднятия нашего боевого духа.
Сейчас же археологи считают, что сражаться с Мамаем пошли именно профессиональные воины. Основой войска Дмитрия Ивановича были дружины и городовые полки Москвы и десятка союзных ей княжеств. А ополчение – в небольшом количестве — подтянулось следом.
2) Война десять на десять
По мнению тех же археологов, количество участников битвы сильно преувеличено, и в ней сражалось не больше 20 тысяч воинов с обеих сторон.
3) Минус Италия
Ведущий специалист по Куликовской битве Олег Двуреченский считает: Мамай набрал войско на подвластной ему территории. И никаких генуэзцев (итальянских наемников) у него попросту не было.
4) Тыловой минимум
Когда Дмитрий повел войско на Дон, в Москве остался небольшой гарнизон под руководством боярина Федора Андреевича. Но поскольку «все ушли на фронт», его отряда явно не хватило бы для сдерживания осады многочисленного противника.
5) Остаться должен один
Оба полководца – и Мамай и Дмитрий Иванович имели статус полевых командиров Золотой Орды. Мамай – потому что монгол, но не из рода Чингиз-хана, то есть, не царской крови. А Дмитрий – потому что платил хану дань и возглавлял дружину.
Понятно, что когда Мамай потребовал от московского князя огромную по тем временам дань, Дмитрию это не понравилось…
6) Не тронул по рассчету
Путь Дмитрия на Куликово поле пролегал мимо Рязани, с князем которой он враждовал. В тот момент Олег Рязанский мог бы переписать историю, напав на войска Дмитрия, но он не стал этого делать. То был расчет, а не благородство. Скорее всего, Олег решил не ссориться с двумя десятками князей сразу.
Впрочем, это не помешало ему ограбить победителей, когда они возвращались с Куликова поля в Москву. Видимо, передумал ссориться…
7) В облике монаха
Битва началась с поединка между лучшим бойцом Мамая Челубеем и русским монахом Пересветом.
Как и почему открыть битву доверили монаху?
Ответ – в Никоновской летописи: «Сергиев чернец Пересвет, ему же имя Александр, бывший прежде боярин Брянский, был же этот удалец и богатырь славен зело, и смышлен к Воиньскому делу и наряду».
То есть, в лице Пересвета на Куликово поле прибыл известный и опытный вояка.
Такому смело можно было доверить сражение с Челубеем.
8) Цвет – да не тот
Специально для тех, кто бьет себя в грудь ногой и кричит, что русские полки сражались под черным знаменем. Читаем внимательно «Сказание о Мамаевом побоище». Там сказано, что знамя, с изображением золотого образа Иисуса Христа, было чёрмным (то есть, красным).
9) Маскировка
Перед началом сражения Дмитрий Донской поменялся одеждой и доспехами с Михаилом Бренко, своим верным боярином. Это позволило князю спокойно перемещаться по полю битвы и командовать ее ходом. К сожалению, Бренко был убит.
10) Избиение врага
После того, как монголы дрогнули и побежали, русское войско преследовало их добрых 50 верст. И по доброй традиции злого Средневековья, основная масса потерь в войске Мамая должна была прийтись на эти версты.
11) Неблагодарный хан
Куликовская битва собрала воедино не только русские земли.
Но и Золотую Орду, в которой полным ходом шли разброд и шатания. Теперь Ордой единолично правил хан Тохтамыш, свысока наблюдавший за дракой Дмитрия Донского и Мамая.
Вместо «спасибо» он через два года разорил все Московское княжество, а его столицу сжег.
12) Сто лет спустя
В ходе Куликовской битвы была разбита не Монгольская империя, ни ее часть — Золотая Орда, а лишь один из монгольских генералов. Но победа вселила уверенность в русских князей.
Орда была разбита ровно через сто лет, в октябре 1480 года.
После трехдневного стояния войск на берегах реки Угра в нынешней Калужской области, хан Ахмат бежал
К этому моменту Русь уже семь лет не платила дань захватчикам.
Источники:
- А.Н. Кирпичников. «Куликовская битва»
- А. А. Горский К вопросу о составе русского войска на Куликовом поле
- «В поисках Куликова поля» (интервью с руководителями Верхне-Донской археологической экспедиции Государственного исторического музея Олегом Двуреченским и Михаилом Гоняным), журнал «Нескучный сад» №4 (15)’2005
- «Великое сражение Руси» (автор — Андрей Наумов, заместитель директора Историко-культурного и природного заповедника «Куликово поле»), сайт журнала «Родина»
Фото Ольги Немковой и из архива ВИК «Легенда» (Самара)
- Раньше считалось, что в первую очередь сражаться на Куликовом поле пошло народное ополчение. Во время Великой Отечественной войны об этом много и часто говорилось для поднятия нашего боевого духа.Сейчас же археологи считают, что сражаться с Мамаем пошли именно профессиональные воины. Основой войска Дмитрия Ивановича были дружины и городовые полки Москвы и десятка союзных ей княжеств. А ополчение – в небольшом количестве — подтянулось следом.Война десять на десятьСкорее всего, количество участников битвы сильно преувеличено, и в ней сражалось не больше 20 тысяч воинов.Минус ИталияПо мнению ведущего специалиста по Куликовской битве Олега Двуреченского, Мамай набрал войско на подвластной ему территории. И никаких никаких генуэзцев (итальянских наемников) у него попросту не было.Тыловой минимумВ Москве остался небольшой гарнизон под руководством боярина Федора Андреевича, который вряд ли представлял собой крупную боевую единицу, способную выдержать осаду многочисленного противника. Остаться должен одинОба полководца – и Мамай и Дмитрий имели статус полевых командиров Золотой Орды. Мамай – потому что монгол, но не из рода Чингиз-хана, то есть, не царской крови. А Дмитрий – потому что платил хану дань и возглавлял дружину.
Понятное, что когда Мамай выставил счет равному себе Дмитрию, причем счет немалый, Дмитрий захотел съездить ему по лицу. Но в итоге, съездил на Куликово поле.
Не тронул по рассчету
Путь Дмитрия на Куликово поле пролегал мимо Рязани, с князем которой он враждовал. В тот момент Олег Рязанский мог бы переписать историю, напав на войска Дмитрия, но он не стал этого делать. Это был расчет, а не благородство. Скорее всего, Олег решил не ссориться с двумя десятками князей сразу.
Впрочем, это не помешало ему ограбить победителей, когда они возвращались с Куликова поля в Москву.
В облике монаха
Битва началась с поединка между лучшим бойцом Мамая Челубеем и русским монахом Пересветом.
Как и почему открыть битву доверили монаху? Ответ – в Никоновской летописи:
«Сергиев чернец Пересвет, ему же имя Александр, бывший прежде боярин Брянский, был же этот удалец и богатырь славен зело, и смышлен к Воиньскому делу и наряду».
То есть, в лице Пересвета на Куликово поле прибыл известный и опытный вояка. Такому можно было смело доверить сражение с Челубеем.Цвет – да не тот
Специально для тех, кто бьет себя в грудь ногой и кричит, что русские полки сражались под черным знаменем. Читаем внимательно «Сказание о Мамаевом побоище». Там сказано, что знамя с изображением золотого образа Иисуса Христа было чёрмным (то есть, красным).
В маскировкеПеред началом сражения Дмитрий Донской поменялся одеждой и доспехами с Михаилом Бренком, своим верным боярином. Это позволило князю спокойно перемещаться по полю битвы и командовать ее ходом. К сожалению, Бренк был убит.
Неблагодарный хан
Куликовская битва собрала воедино не только русские земли.
Но и Золотую Орду, в которой полным ходом шли разброд и шатания. Теперь Ордой единолично правил хан Тохтамыш, свысока наблюдавший за дракой Дмитрия Донского и Мамая.Вместо «спасибо» он через два года разорил все Московское княжество, а его столицу сжег.
В ходе Куликовской битвы была разбита не Золотая Орда, а лишь один из монгольских генералов.
Но победа вселила уверенность в русских князей.
Орда была разбита ровно через сто лет, в октябре 1480 года. После трехдневного стояния войск на берегах реки Угра в нынешней Калужской области, хан Ахмат бежалК этому моменту Русь уже семь лет не платила дань захватчикам.
Источники:
Поделиться статьей в соцсетях
Метки: Дмитрий Донской, дружина князя, князь Олег Рязанский, Куликовская битва, Мамай, Михаил Бренко, Москва, Пересвет, Русь, сражения, хан Тохтамыш, Челубей
Пять ключевых значений победы русских воинов в Куликовской битве
Комсомольская правда
Пять ключевых значений победы русских воинов в Куликовской битве
12 октября 1350 года родился Великий князь Дмитрий Иванович Донской. Его имя, прежде всего, связано с одной из самых важных побед в истории Руси — победой над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году. Мы решили вспомнить, какими важнейшими значениями для развития Руси ознаменована эта победа.
1. Разгром Мамаевой орды не привел к немедленному и полному свержению монголо-татарского гнета. В тот период у Руси для этого не хватало сил. Орда была еще сильнее Москвы. Пройдет еще столетие, прежде чем навсегда будет свергнуто ненавистное чужеземное господство. Однако одно из первейших значений победы в Куликовской битве — ознаменование грядущего освобождения страны. В военном отношении победа над Мамаем показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы. Вместе с Куликовской победой пришли национальная гордость и достоинство. Она всколыхнула национальное сознание народа, его национальную память.
2. Эта победа имела политическое значение. Битва показала, что результата можно добиться только объединенными силами всей русской земли. Узнав о надвигающейся угрозе, Дмитрий Иванович послал гонцов по всей раздробленной Руси с просьбой немедленно прислать к нему войска. Почти все области поддержали московского князя и одним из факторов положительного ответа на призыв стала первая убедительная победа русских войск над монголо-татарами в 1379 году на реке Воже. Не поддержали Дмитрия Ивановича только Новгород, Суздаль, Тверь и Рязань. Однако к моменту решающего сражения русское войско насчитывало порядка 120-ти тысяч человек. По мнению большинства исследователей, силы с обеих сторон были примерно равны.
3. Битва окончательно закрепила значение Москвы как русской национальной столицы, а московского князя как национального вождя, организатора борьбы за национальное освобождение и единство. С Куликовской битвы берет начало образование Русского единого государства. Победа на Дону, несмотря на все последующие неудачи и отступления, резко укрепила авторитет Москвы как общерусского военного и политического лидера. Москва, опираясь на общерусскую поддержку, продолжает оказывать давление на еще не присоединенные к ней русские княжества. Ореол победы в Куликовской битве во многом помогал этим усилиям и Дмитрия Донского, и его преемников.
4. Хотя после победы на Куликовом поле ордынское иго продолжалось еще сто лет, однако характер взаимоотношений Руси и Орды существенно изменился. Хану Тохтамышу удалось с помощью предателей в 1382 году взять Москву и восстановить выплату Русью дани, но реально в прежней форме подчинения уже не было. В 1389 году Дмитрий Иванович, прозванным Донским, впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без ярлыка. Таким образом, владимирское великое княжение становится наследственным владением московских князей помимо воли ордынских ханов, вынужденных признать политическое главенство Москвы в русских землях.
5. Победа на Куликовом поле показала всему миру мощь и величие Руси в плане военной подготовки. После Куликовской битвы такие ведущие державы в мире как Англия и Франция стали рассматривать Русь как серьезного соперника на мировой арене.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес Интернет-редакции KP.RU в Вологде: 160000, г. Вологда, ул. Гагарина, 1А. E-mail: [email protected] Контактный телефон: +7 (8172) 54-13-87
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Блог Мишлин | Искусство, музыка, книги, история и текущие события. будут отмечать то, что считается их днем рождения. В 1867 году провинция Канады, будущие Квебек и Онтарио, и две морские провинции, Новая Шотландия и Нью-Брансуик, объединились в конфедерацию
. В этом году день рождения Канады следует за принятием языковых законов в Квебеке. Билл 9Закон № 6 был принят 24 мая 2022 года и вступил в силу 1 июня года. Это вызвало споры, поэтому подробности не могут быть раскрыты точно. Англоговорящие жители Квебека потеряют «права».
В предыдущих постах я отмечал, что Канадская Конфедерация отменила обучение французскому языку в канадских провинциях за пределами Квебека. Часто можно прочитать, что Конфедерация закрыла католические государственные школы, но французы были католиками. Они были продуктом французского абсолютизма, формы централизации, требующей, чтобы французы говорили на одном языке, исповедовали одну религию и управлялись одним королем: Людовиком XIV. После падения Новой Франции французский язык и религиозность в провинции, которую позже назовут «населенной священниками», ослабли, но средства были под рукой.
Во-первых, Квебекский акт 1774 г. восстановил прежние сеньориев, , и католики должны были платить десятину (la dîme) духовенству, против чего протестовали «жителей» . Однако Закон Квебека позволил франкоязычным канадцам поступать на государственную службу и баллотироваться на должности, не отказываясь от своей веры. Во-вторых, Англия попросила епископство Квебека принять эмигрантов и священников. Пятьдесят один (51) священник отправился в бывшую Новую Францию (см. Французскую иммиграцию в Канаду, Канадскую энциклопедию). Я упомянул аббата Сигонь в предыдущем посте. Аббат Сигонь был девятым0015 эмигрант священник, работавший в Академии, нынешняя Новая Шотландия. Он был довольно резок по отношению к акадийцам, своей пастве, но очень предан Британии, стране, которая избавила его от гильотины. Он говорил по-английски и подружился с Томасом Чендлером Халибертоном. После Французской революции Нижняя Канада также приняла несколько эмигрантов из семей, а граф Жозеф-Женевьев де Пюизэ привлек сорок человек в Йорк, к северу от нынешнего Торонто, Верхняя Канада. (См. Французская иммиграция в Канаду, The Canadian Encyclopedia.) [1]
Прибытие невест (Files du roi) Вид женщин, приехавших в Квебек в 1667 году, чтобы выйти замуж за франко-канадских фермеров. Талон и Лаваль ждут прибытия женщин (Акварель Элеоноры Фортескью Брикдейл, 1871–1945 гг.) (Фото предоставлено Канадской энциклопедией) Семинар де Николе (Канадская энциклопедия)
Эмигранты священники возродили угасающий католицизм в Новая Франция и они основали колледжи (семинары) . Многие выпускники этих колледжей стали священниками. Другие обычно входили в профессию. Это были юристы, нотариусы, врачи и учителя. Большинство выпускников были консервативны, но высшее образование часто приводит к либерализму. (См. L’Institut Canadien, Britannica.) Либерально настроенные выпускники колледжей выступали против ультрамонтанизма, но ультрамонтанизм оставался доминирующей идеологией в провинции Квебек до конца 1940-х гг. Он закончился публикацией Refus global (1948 г.), манифест, написанный художниками, и забастовка асбеста (1949 г.). Refus global и асбестовая забастовка стали поворотным моментом.
На протяжении 19 го века, по мере развития промышленности, церковь Квебека рекомендовала рабочим подчиняться. Так, фабричные рабочие, в том числе и ирландцы, жили на маленькую зарплату и не продвигались по службе. В глазах духовенства жизнь в нищете могла гарантировать спасение. Янсенизм оказал значительное влияние в Квебеке. Чем больше человек страдал, тем лучше. [2] Однако во время забастовки в Асбесте архиепископ Монреаля Жозеф Шарбонно встал на сторону забастовщиков, некоторые из которых были жестоко избиты. Такого раньше не было. Монсеньор Шарбонно был «сослан» в Викторию (Британская Колумбия) премьер-министром Квебека Морисом Дюплесси. Монсеньор Шарбонно умер за год до начала Тихой революции в Квебеке, la Révolution trustle .
Сэр Уилфрид Лорье (Фото предоставлено Википедией)
Согласно Рэймонду Танге [3] , премьер-министр Канады (1896-1911) сэр Уилфрид Лорье пытался внести предложение в пользу определенной терпимости в отношении обучения французскому языку. Предложение сэра Уилфрида Лорье было отклонено, и сэр Чарльз Таппер призвал к выборам. Священники сказали квебекцам не голосовать за кандидатов от либералов (партию). Если бы они это сделали, то совершили бы «смертный грех». Рим вынес решение в пользу разделения католицизма и политики.
Канада была очень британской. Его национальный флаг, канадский красный флаг, представлял Канаду как нацию, пока в 19 году его не заменили изображением кленового листа.65. (См. Канадский красный флаг, Википедия. )
Канадский красный флаг, национальный флаг Канады с 1957 по 1965 год. (См. Канадский красный флаг в Реестре оружия, флагов и значков)
Конфедерация
Давайте возвращение в Конфедерацию (1867 г.). В значительной степени языковые законы Квебека проистекают из категорического отказа Джона А. Макдональда разрешить создание «отдельных» школ, то есть преподавание французского языка за пределами Квебека. Однако Квебек не вошел в Конфедерацию безоговорочно. Ей была выделена провинция, где франкоговорящие канадцы могли сохранить свой язык и свою веру, о чем помнят квебекцы. Более того, союз с Великобританией мог предотвратить аннексию Соединенными Штатами. Жизнь в Британской империи сулила безопасность и перспективу избрания в Ассамблею. Конфедерация растянет Канаду от моря до моря, прекрасное видение. Строились железные дороги.
Однако в 1867 году, когда Британская Северная Америка стала Доминионом Канады, некоторые англоязычные жители, многие из которых были бывшими гражданами Тринадцати колоний, все еще поддерживали такие понятия, как права англичан.
Права англичан – предполагаемая группа прав, уходящая своими корнями в основные права, предоставленные Великой хартией вольностей. Идея достигла своего пика во время британского заселения Северной Америки. К этому времени колониальные англичане почувствовали, что имеют право на определенные дополнительные права и свободы.
(См. Права англичан, Википедия.)
В конце 18 века и большую часть 19 века Британская империя находилась в зените своего развития, что укрепило превосходство британцев. Права англичан были концепцией, которая могла оправдать стремление к независимости от Британии, родины. Американская война за независимость (1775-1783) создала независимые Соединенные Штаты Америки, республику. Однако та же мотивация, Права англичан , может привести к тому, что жители бывших Тринадцати колоний переедут в британскую колонию, где они ожидают, что с ними будут обращаться как с англичанами. Лоялисты Объединенной Империи покинули Соединенные Штаты, чтобы поселиться в Британской Северной Америке, где им были предоставлены большие участки:
Корона предоставила им землю в размере одного участка. Один участок состоял из 200 акров (81 га) на человека, чтобы поощрить их переселение, поскольку правительство хотело развивать границу Верхней Канады. Это переселение добавило к канадскому населению много носителей английского языка. Это было началом новых волн иммиграции, в результате которых в будущей Канаде образовалось преимущественно англоязычное население как к западу, так и к востоку от современной границы Квебека.
(См. United Empire Loyalists, Википедия.)
Школы Манитобы Вопрос
Начиная с Канадской Конфедерации (1867 г.) в Квебеке будут франкоязычные и католические школы, а также англоязычные протестантские школы. Но поскольку иммигранты селились в других провинциях, им приходилось посещать неконфессиональные англоязычные школы. За пределами Квебека большинство франкоязычных канадцев ассимилировались. Сэр Уилфрид Лорье, в то время премьер-министр Канады, курировал «дополнение» ( Канадская энциклопедия ) от Альберты и Саскачевана до Конфедерации. Единственным компромиссом, которого он смог достичь, был Компромисс Гринуэя-Лорье (Манитоба), чего было немного.
Компромисс Лорье-Гринуэя представлял собой постановление о школах, названных в честь премьер-министра Канады Уилфрида Лорье и премьер-министра Манитобы Томаса Гринуэя. Этот компромисс был достигнут после принятия в 1889 году пресловутого Закона об официальном языке , который сделал английский язык единственным языком государственных документов, протоколов и законов Манитобы. Затем последовали другие законы, отменяющие французский язык во всех законодательных и судебных сферах, что привело к исчезновению католических школ.
( The Greenway-Laurier Compromise , 1896.)
Компромисс описан следующим образом: «двуязычные школы», где на этом языке говорили 10 и более учащихся в сельской местности и 25 и более в городских центрах.
( Компромисс Гринуэя-Лорье , 1896. )
Томас Гринуэй станет премьер-министром Манитобы в 1888 году, через три года после казни Луи Риэля 16 ноября 1885 года. Томас Гринуэй был другом Сэр Джон Макдональд в первые годы своей карьеры. Он 9Однако номер 0003
запомнился отменой прав меньшинств на образование для католиков; ВОПРОС О ШКОЛАХ МАНИТОБЫ доминировал в провинциальной и федеральной политике в годы его пребывания на посту премьер-министра. Он оставался лидером провинциальных либералов до своего избрания депутатом от Лисгара в 1904 году. (1963-1969)
Закон об официальных языках 1969 года ВОПРОС О ШКОЛАХ МАНИТОБЫ перекочевал в другие провинции, кроме Манитобы, и в результате Канада стала преимущественно одноязычной. Фактически, «вопрос о школах» превратился в « la question du Québec », вопрос о Квебеке. Как я уже отмечал выше, иммигранты в Канаду, осевшие за пределами Квебека, получали образование в «однородных» школах, т. е. в школах с английским языком обучения. Поэтому за пределами Квебека большинство канадцев были англоязычными. Это вызвало недомогание в Квебеке, и это недомогание привело как к Тихой революции, так и к созданию премьер-министром Лестером Б. Пирсоном Королевской комиссии по двуязычию и бикультурализму (19июль 1963-1969 гг.).
Королевская комиссия по вопросам билингвизма и бикультурализма
На Королевскую комиссию была возложена задача:
изучить и сообщить о существующем состоянии двуязычия и бикультурализма в Канаде, а также дать рекомендации о том, какие шаги следует предпринять для развития Канадской Конфедерации. на основе равноправного партнерства между двумя расами-основателями, принимая во внимание вклад, внесенный другими этническими группами в культурное обогащение Канады, и меры, которые необходимо принять для сохранения этого вклада.
(См. Королевскую комиссию по двуязычию и бикультурализму, Википедия.)
Сопредседателями Комиссии были Андре Лорандо, издатель Le Devoir , и Дэвидсон Дантон, президент Карлтонского университета. Комиссия официально признала, что Канада является двуязычной и двукультурной страной. Нациями-основателями Канады, помимо первых наций или американских индейцев, были Франция и Великобритания. Работа Комиссии привела к принятию Закона об официальных языках 1969. Однако его выводы не могут служить оправданием для создания франкоязычных школ по всей Канаде. Они были созданы в акадских общинах и в определенных районах. За столетие, отделившее Конфедерацию (1867 г.) и Закон об официальных языках (1969 г.), Канада стала преимущественно англоязычной страной. Тем не менее, в 1970-х годах были созданы школы с французским погружением, а также программы летнего погружения. Англоговорящие канадцы также сформировали влиятельную ассоциацию: «Канадские родители за французский язык».
Двуязычие имеет свои преимущества. Это может привести к хорошей должности на государственной службе, в армии, в Королевской канадской конной полиции и в других местах. Я преподавал французский язык государственным служащим. Поначалу некоторые выражали сдержанность. Френча «бросали им в глотку». Две недели спустя или во время перерыва на кофе эти студенты с удовольствием изучали французский язык.
Историю нельзя было повернуть вспять, но Закон об официальных языках 1969 года был благословением. Он признал, что странами-основателями Канады, помимо ее первых наций, были Франция и Великобритания. Однако франкоязычные канадцы были признаны раньше. Губернатор Джеймс Мюррей отказался ассимилировать новых подданных Британии, и, как отмечалось выше, сэр Гай Карлтон провел переговоры о Квебекском акте 1774 года, который восстановил сеньориальную систему. Жители будут работать на своего сеньора и отдавать десятину (la dîme) духовенству. Закон об испытаниях больше не требовался от претендента на поступление на государственную службу или баллотирование в качестве члена парламента. Прибытие лоялистов Объединенной империи в Британскую Северную Америку изменило положение. Так поступила Конфедерация. Франкоязычные канадцы составляли меньшинство, и большинство из них проживало в Квебеке.
Языковые законы Квебека
Через пять лет после принятия Закона об официальных языках от 19 г.69, Либеральное правительство премьер-министра Квебека Роберта Бурасса приняло законопроект 22. В 1974 году Квебек объявил себя одноязычной провинцией. В 1977 году Квебек принял Билль 101, Хартию французского языка. Законопроект 101 предписывал одноязычное размещение и зачисление иммигрантов во франкоязычные школы. Англоговорящие канадцы британского происхождения могли получать образование в англоязычных школах. Другие англоязычные канадцы не могли. (Образование — это провинциальное портфолио.) Законопроект 22 не понравился англоязычным жителям Монреаля, как и Билль 101. Многие англоязычные жители покинули Монреаль, и Торонто получил статус. Более того, языковые законы Квебека часто сказывались на жизни и карьере франкоязычных канадцев, проживающих за пределами Квебека. Эти люди должны были объяснить Квебек и компенсировать языковые законы. Учителя должны были создать франкоговорящих канадцев. Кроме того, где иммигрантам найти убежище? Большинство иммигрантов ищут спокойную обстановку. Во время Второй мировой войны в Квебеке жили несколько франкоговорящих европейских королевских особ.
Законопроект 22 и Билль 101 создали напряженность, как и два референдума о суверенитете в Квебеке: референдум 1980 г. (20 мая 1980 г., поражение с перевесом 59,56%) и референдум 1995 г. (30 октября 1995 г.; поражение с перевесом 50,58%). . Первый референдум состоялся через четыре года после избрания Квебекской партии Рене Левеска (1976 г.). Оба референдума предложили суверенитет (независимость), но формулировка референдума 1995 года включала ссылку на «партнерство» с Оттавой:
Согласны ли вы с тем, что Квебек должен стать суверенным после того, как он сделал Канаде официальное предложение о новом экономическом и политическое партнерство в рамках законопроекта о будущем Квебека и соглашения, подписанного 12 июня 1995?
(См. Quebec Referendum (1995), The Canadian Encyclopedia)
Заключение
Я бы хотел, чтобы сэр Джон А. Макдональд не создавал вопрос о «школах». Сэр Уилфрид Лорье мог бы поддержать повторное введение французского языка в качестве языка обучения, если бы французский язык не был неразрывно связан с верой. Но я сомневаюсь, что религия играла такую же важную роль, как язык обучения:
Несмотря на нежелание Макдональда, Манитоба вошла в состав Канады как провинция. Права на английский и французский языки были защищены в новом законодательном органе и судах. Протестантские и римско-католические права на образование были защищены, , но право на образование на английском или французском языке не было . (См. Манитоба и Конфедерация, Канадская энциклопедия).Как вы знаете, я провел сорок счастливых лет в англоязычных провинциях и решил никогда не возвращаться в Квебек из-за споров между англоязычными и франкоязычными. Я знал, что не смогу выжить в таком климате. По правде говоря, я не очень хорошо себя чувствую.
Две страны-основатели Канады были разделены на столетие в ущерб франкоязычным канадцам и единству Канады. Как франкоговорящие канадцы спасут свой язык? Квебек принял языковые законы, и это вызвало недовольство. Я слышал, как канадцы гордятся тем, что член их семьи получил образование в англоязычном университете Квебека, не выучив французского. Англофоны могут жить в Квебеке, не используя французский язык. Восточные городки — двуязычный регион Квебека, потому что он был заселен лоялистами Объединенной империи. Мой дедушка, родившийся и выросший в Тауншипах, ни слова не говорил по-французски. Однако языковые законы Квебека подрывают то, что англоязычные канадцы считают своими правами. Что касается квебекцев, то они следят за выживанием французского языка, считая это своим правом. Они принимают законы о резком языке. Квебек — одноязычная провинция внутри двуязычной Канады.
Возможно, в коллективной памяти квебекцев британского происхождения сохранилось такое понятие, как права англичан. Что же касается франкоязычных канадцев, то я бы не исключал негативных последствий «завоевания». Они могут считать себя побежденным народом.
У меня есть ксерокопия статьи Юбера Акина под названием L’Art de la défaite , опубликованной в Liberté , 1965. Аквин пишет, что восстание 1837-1838 годов является неопровержимым доказательством того, что французские канадцы способны на все, в том числе разжигание собственного поражения. [4]
Восстание 1837-1838 гг. является неопровержимой предпосылкой для канадских французов.Роберт Болдуин и Луи-Ипполит Лафонтен построили двуязычную и двукультурную Канаду. Англоговорящие и франкоговорящие канадцы совместимы и равны. Англоговорящим квебекцам не нужно учить французский. К счастью, многие англоязычные канадцы посещали и до сих пор посещают частную французскую школу или отправляются во французскую школу в Швейцарии. Зачисление в частную школу может быть дорогостоящим. Эти люди обладают «благодатью». Я знал многих и женился на одной.
Джон Ралстон Сол учился в школе Alliance Française. Он написал книгу о Великом служении Роберта Болдуина и Луи-Ипполита Лафонтена. (См. John Ralston Saul, Wikipedia.) Многие разделяют мнение, что Канада родилась до Канадской Конфедерации.
Он утверждает, что сложная национальная идентичность Канады состоит из «треугольной реальности» трех составляющих ее наций: первых народов, франкоязычных и англоязычных. Он подчеркивает готовность этих канадских стран идти на компромисс друг с другом, а не прибегать к открытой конфронтации. В том же духе он критикует как представителей сепаратистской Монреальской школы Квебека за то, что они подчеркивают конфликты в канадской истории, так и Орден апельсинов, а также Чистую хватку, традиционно ищущих четкие определения канадства и лояльности. (См. Джон Ралстон Сол, Википедия.)Можно ли изучать в школе французский или английский как второй язык? Это не такая уж старомодная идея. В конце концов, Квебек управлял пандемией как на французском, так и на английском языке.
Но я должен идти… Этот пост слишком длинный.
RELATED ARTICLES
- Canadiana 1 (page)←
- Canadiana 2 (page)←
- Alexis de Tocqueville & John Neilson: a Conversation, 27 August 1831 (13 May 2021)
- Alexis de Tocqueville & John Нильсон (13 мая 2021 г.)
- La Question des écoles / Школьный вопрос. 2 (28 апреля 2021 г.)
- La Question des écoles (24 апреля 2021 г.)
- Если бы Роберт Болдуин и сэр Ипполит Лафонтен… (22 октября 2020 г.)
- La Saint-Jean-Baptiste & Canada Day (6 июля 2015 г.) ⬅
________________________
[1] Мишлин Бурбо-Уокер, « Le Récit d’Acadie: Présence d’One Opsence », в édouard langill0015 Les Abeilles pillotent: mélange offerts à René LeBlanc , Revue de l’Université Ste-Anne, Pointe-de-l’Église, 1998, стр.