Содержание
Историк объяснил, почему вхождение Прибалтики в состав СССР нельзя назвать оккупацией
16 июня 2020, 21:57
МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов считает, что ввод советских войск в Эстонию и Латвию ровно 80 лет назад — 17 июня 1940 года — и последующие выборы парламентов, которые приняли декларации о вхождении в состав СССР, нельзя назвать оккупацией.
«Естественно, что сейчас политическая номенклатура прибалтийских стран будет называть эти события оккупацией, но с точки зрения истории у нас существует много факторов, которые позволяют нам говорить, что оккупацией это не было. Например, сам президент Латвии Карлис Улманис, который отличался крайне националистическими взглядами, сначала говорил, что СССР — враг, но когда был подписан договор о дружбе, то этот человек приветствовал ввод советских войск на территорию своей страны», — сказал он.
По словам Буранова, решение о вхождении в состав СССР принимали парламенты всех трех стран — Литвы, Латвии и Эстонии, — которые были избраны непосредственно населением. «Руководители двух из трех государств, кроме Литвы, остались при власти, парламенты, которые инициировали вхождение в состав Советского Союза, были избраны населением каждой из стран. На территории прибалтийских стран прибыло по одному советскому представителю, выборы состоялись, и результаты их известны. Я не думаю, что выборы были сфальсифицированы, — отметил историк. — Не стоит забывать, что авторитет Советского Союза был весьма высок, но, конечно, не так, как после окончания Второй мировой войны, именно с точки зрения народного социалистического государства».
Он подчеркнул, что простое население Прибалтики лояльно относилось к Советскому Союзу, что подтверждается архивными документами, в частности, докладами военного атташе при полпредстве СССР в Латвии Константина Васильева. «Полковник Константин Васильев, военный атташе в Латвии, говорил в своих докладах следующие вещи: верхушка, элиты прибалтийских государств, были настроены пронацистски и прогермански, создавались националистические движения. Но в то же время Васильев указывает, что рядовые граждане охотно приходят на демонстрации советского кино, выражают всякую поддержку Советскому Союзу и в принципе большая часть людей была настроена достаточно позитивно к тому, чтобы войти в состав Советского государства, стать союзными республиками, что открывало для не очень богатых жителей этих стран возможность развиваться в условиях огромной страны», — сказал Буранов.
Возвращенные территории
Историк отметил, что Прибалтика входила в состав Российской империи, однако была оторвана от нее без всяких юридических формальностей. «Отношения между прибалтийскими государствами и Советским Союзом изначально были очень сложными. Фактически эти страны были оторваны от Российской империи без договоров, международных комиссий и всего остального. По факту, они объявили независимость при поддержке западных государств, причем любопытно, что поддержку прибалтийским государствам оказывала как Германия, так и Великобритания, то есть страны, на тот момент воюющие между собой», — сказал Буранов.
Он отметил, что «прибалтийский вопрос» обсуждался и лидерами «большой тройки» — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. «Черчилль всегда считал, что Прибалтика должна быть от СССР отторгнута и в своих письмах министру иностранных дел Великобритании Энтони Идену писал, что якобы весь свободный мир будет смотреть на британцев как на нехороших людей, если они позволят СССР после окончания войны опять взять под контроль эти территории. Любопытно, что Рузвельт в переписке со Сталиным заявлял, что не видит никаких проблем в этом вопросе и выражает большую уверенность, что прибалтийские народы «так же дружно проголосуют за вхождение в состав Советского Союза», на что Сталин спросил, почему голосование должно проходить повторно, если оно уже было и народы уже «дружно проголосовали», — сказал собеседник агентства.
Буранов подчеркнул, что вхождение Прибалтики в состав Советского Союза позволило отодвинуть государственную границу от Ленинграда, что в ходе Великой Отечественной войны сыграло важную роль. «Вы помните, какое расстояние от Таллина до Ленинграда? По прямой это более 300 км. С точки зрения геополитики и военно-стратегических планов мы максимально отодвигали линию будущего фронта от Ленинграда, ведь никто не сомневался, что война с Германией рано или поздно будет. И в 1941 году нам это очень сильно помогло, потому что линия фронта была отодвинута, и немцам потребовалось гораздо больше времени, чтобы дойти до Ленинграда, и неизвестно, что было бы, если бы не было этих присоединений», — отметил он.
Защита исторической правды
Буранов напомнил, что Министерство иностранных дел России еще в 1990-х годах дало оценку тем событиям. «Событие это оценивается у нас официально, оно произошло по доброй воле трех государств и четвертого государства — Советского Союза. Согласно международному праву конца 30-х — начала 40-х годов, мы совершенно не видим никаких моментов, которые могли бы быть расценены как противозаконные, не было никаких препон тому, чтобы эти государства вошли на правах республик», — сказал он.
По мнению историка, попыткам обвинить СССР в оккупации наша сторона может ответить только с точки зрения исторических документов. «На данном этапе, кроме документов и нашей открытости, мы не можем ничего противопоставить попыткам обвинить Советский Союз в оккупации. Сейчас эти государства втянуты в орбиту влияния НАТО, не хотят и не могут разговаривать с нами на равных. Недавно фонд «Историческая память» опубликовал интереснейшие документы о том, когда советское правительство приняло решение проводить какие-то действия по интеграции этих государств в состав СССР. Это происходило буквально за несколько месяцев, не было никаких подготовленных планов, как это было у Гитлера с прописанным будущим целых стран и народов. Это доказывает, что мы не готовились заранее к этим действиям, а это очень важно понимать», — отметил Буранов.
Он добавил, что без Советского Союза у народов Прибалтики «не было бы шанса сохранить свою независимость и саму жизнь, поскольку в случае победы Германии все они были бы уничтожены в соответствии с планами фюрера, и если нынешние политические элиты так жаждут исторической справедливости, то пусть для начала вернут Вильнюс Польше, а Клайпеду — Германии или России».
Теги:
ЭстонияЛатвияЛитваРоссияСталин, Иосиф ВиссарионовичЧерчилль, УинстонРузвельт, Франклин
Какими территориями владела Украина в 1922 году, когда вошла в состав СССР?
15 июня фейсбук-пользователь Michael Volik в группе Russian Canada-Русская Канада опубликовал карту, согласно которой, Украине были переданы территории Одессы, Харькова, Херсона, Донецка, Луганска, Крыма и Львова во время ее пребывания в составе Советского Союза, а в 1922 году, когда она вошла в состав СССР, она не владела этими территориями. Идентичная карта была опубликована в марте и мае 2022 года аккаунтами Leila Rasskazova, Janna Cassini, John Kopiski.
Распространенное в социальной сети утверждение является частично неверным. Украина получила независимость от Российской империи до создания Советского Союза, а Украинская Народная Республика охватывала территории, населенные этническими украинцами, в том числе Харьков, Херсон и Донбасс. После захвата Украины большевиками заново Украинская Народная Республика была распущена, а Украинская Советская Социалистическая Республика, находившаяся под влиянием России, в 1922 г. включала территории Киева, Одессы, Харькова, Херсона, Донецка и Луганска. На этот период в состав страны не входили только Крым и Львов.
После революции в России и падения Российской империи в Украине начался процесс самоопределения. За короткий промежуток времени на этой территории образовалось несколько объединений и формирований, которые имели кардинально отличающиеся друг от друга политические взгляды. Среди них были и такие объединения, которые несли за собой идею независимости. Украинская Народная Республика была одним из первых государственных объединений, которое было создано на территории Украины после распада Российской империи.
В ноябре 1917 года Центральная Рада Украины объявила о создании Украинской Народной Республики. В документе были обозначены границы Украинской Народной Республики, включая Киев, Подольск, Волынь, Чернигов, Полтаву, Харьков, Херсон, Таврию (за исключением Крыма), Екатеринослав (территория Донбасса). «Окончательная демаркация границ в связи с аннексией Курской, Холмской, Воронежской и окрестных провинций и областей, где большинство населения составляют украинцы, должна быть определена с согласия организованного волеизъявления народа», — говорилось в документе. Вся власть в стране принадлежала Центральному совету и Генеральному секретариату. В документе также отмечалось, что федеральные связи с Россией будут сохранены.
20 ноября 1917 года — Центральная Рада Украины приняла Третий Универсал, который провозгласил создание Украинской Народной Республики.
После того, как большевики вошли в Украину в январе 1918 года, Украинская Народная Республика провозгласила полную независимость. В границы Украины вошли территории бывшей Российской империи, где проживало украинское население (Киевская, Волынская, Подольская, Херсонская, Черниговская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская губернии и Северо-Таврические уезды). Что касается Львова, он вошел в состав Западно-Украинской Народной Республики в 1918 году, а после польско-украинской войны вошел в состав Польской Республики и находился в ее пределах до 1939 года.
Карта Украинской Народной Республики ფოტო
Также в 1919 году украинская делегация на Парижской мирной конференции представила карту, на которой в границы Украинской Народной Республики были включены Крым, Кубань, Донской казачий край и некоторые районы Слободской Украины. Однако из-за поражения сторонников независимости Украины в Гражданской войне эти планы больше не были реализованы.
Карта, представленная на Парижской мирной конференции
В начале 1919 года Украинская Народная Республика была объединена с Западно-Украинской Народной Республикой, что означало присоединение ряда территорий, которые входили в состав Австро-Венгрии до завершения Первой мировой войны. После этого напряжение в Украине снова обострилось и одновременно началась война с Республикой Польша, но в конце концов конфликт закончился перемирием и в 1921 году в рамках Рижского мирного договора часть Западной Украины была разделена между Польшей и Украинской Советской Социалистической Республикой.
Украинская Народная Республика прекратила свое существование в 1920 году после вторжения Красной Армии.
С 23 марта 1920 г. по 16 октября 1922 г. в состав Украинской Советской Социалистической Республики входили Черниговская, Донецкая, Екатеринославская, Харьковская, Кременчугская, Киевская, Николаевская, Одесская, Подольская, Полтавская, Волынская и Запорожская области. Следует отметить, что Украинская Советская Социалистическая Республика была образована в 1919 году в результате вооруженной агрессии большевистской России и до полной советизации Украины подвергалась российскому влиянию.
Карта Украины в 1922 годуИсточник: gis.huri.harvard.eduИсторический атлас Украины и стран, граничащих с Украиной, 1922 г.Источник: Вортман Д., Гордієнко Я, Майоров М. TERRA UCRAINICA
Фактически на момент присоединения к СССР в состав Украинской Советской Республики входил не только весь Украинский Донбасс, но и часть современной Ростовской области Российской Федерации, включая Таганрог. Следует отметить, что первой столицей Украинской Народной Республики был Харьков, ставший столицей Украинской Советской Социалистической Республики в 1919 году. Следовательно, утверждение о том, что Харьков не входил в состав Украины в 1922 году, лишено оснований. Помимо Харькова, в 1922 году в состав Украины входили территории Одессы, Херсона, Донецка и Луганска. Примечательно, что город Донецк до 1924 года назывался Юзовка (Юзівка), а Луганск был основан в 1935 году и к 1922 году его территории входили в состав Донецкой области.
«Детектор мифов» связался по этой теме с научным сотрудником Института истории Украины Национальной академии наук Украины Виталием Скальски. Он отметил, что до окончательной советизации Украины указанные территории принадлежали Украинской Советской Республике, хотя большое влияние на них имела Российская Советская Республика.
Виталий Скальски: До окончательной советизации Украины в 1922 году в состав Украинской Советской Республики входили территории Киева, Одессы, Харькова, Херсона, Донецка и Луганска. Формально она существовала как республика, хотя и не была самостоятельной в процессе принятия решений. Документы подписывались Российской Советской Республикой или под ее контролем.
То, что Украина имела выход к морю, подтверждают выступления самих Ленина и Троцкого. 16 апреля 1919 года, выступая на конференции железнодорожников в Москве, Владимир Ленин заявил, что завоевание Украины сделает Россию все более и более могущественной, открывая ей доступ к источникам топлива и продовольствия из Донецкого бассейна:
Владимир Ленин: «Теперь, с завоеванием Украины и с укреплением Советской власти на Дону, наша сила крепнет. Мы говорим теперь, что источники хлеба и продовольствия, возможность получить топливо из Донецкого бассейна у нас есть. Мы уверены, что, хотя и подходят самые трудные месяцы, когда продовольственный кризис обострился, когда наш транспорт изношен и разрушен, мы, тем не менее, этот кризис переживем. На Украине имеются громадные запасы, излишки хлеба, их трудно взять сразу — там до сих пор партизанщина, там крестьяне запуганы зверским господством немцев и боятся брать помещичьи земли. Первые шаги строительства на Украине трудны, как это было и у нас в тот период, когда Советская власть была в Смольном. Мы должны не менее трех тысяч рабочих железнодорожников, частью крестьян из северной голодной России, двинуть на Украину».
Также основатель Красной Армии и председатель Революционного военного совета России Лев Троцкий говорил, что без украинского сырья и моря Россия не сможет существовать.
Лев Троцкий: «Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли, Черного моря Россия существовать не может, она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с вами».
После советизации Украины ее границы неоднократно менялись. В 1924 году в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были присоединены Таганрогская область и восточная часть Донбасса вместе с городом Каменск, который с 1920 года входил в состав Украины.
Статья подготовлена в рамках Программы проверки фактов Facebook, по материалам, в отношении которых Facebook может использовать различные ограничения на основе настоящей статьи. Соответствующую информацию смотрите по этой ссылке. Информация о нашей оценке, обжаловании или исправлении доступна по этой ссылке.
См. подробную инструкцию об исправлении материала.
См. Подробную инструкцию обжалования.
Конец Второй мировой войны и раздел Европы
Несмотря на их союз во время войны, напряженность между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией быстро усилилась, когда война подошла к концу, и лидеры обсуждали, что делать с Германией. Послевоенные переговоры проходили на двух конференциях в 1945 году, одна до официального окончания войны, а другая после. Эти конференции подготовили почву для начала холодной войны и разделения Европы.
Черчилль, Рузвельт и Сталин (слева направо) на Ялтинской конференции.
Ялтинская конференция
В феврале 1945 года, когда они были уверены в победе союзников, президент США Франклин Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и Сталин встретились недалеко от Ялты в Крыму, чтобы обсудить реорганизацию послевоенной Европы. У лидера каждой страны был свой набор идей по восстановлению и восстановлению порядка на раздираемом войной континенте. Рузвельт хотел советского участия во вновь созданной Организации Объединенных Наций и немедленной поддержки со стороны Советов в ведении продолжающейся войны на Тихом океане против Японии. Черчилль выступал за свободные и честные выборы, ведущие к установлению демократических режимов в Центральной и Восточной Европе, особенно в Польше. Сталин, с другой стороны, хотел советской «сферы влияния» в Центральной и Восточной Европе, начиная с Польши, чтобы обеспечить Советскому Союзу геополитическую буферную зону между ним и западным капиталистическим миром. Ясно, что существовали некоторые ключевые конфликтующие интересы, которые необходимо было решить.
После долгих переговоров вышли следующие итоги Ялтинской конференции:
- Безоговорочная капитуляция нацистской Германии, разделение Германии и Берлина на четыре оккупационные зоны, контролируемые США, Великобританией, Францией и Советским Союзом.
- немцев, гражданских лиц и военнопленных, будут наказаны за войну (репарации) частично принудительным трудом для возмещения ущерба, который они причинили своей стране и другим.
- Польша была реорганизована под властью коммунистического Временного правительства Республики Польша, и Сталин пообещал разрешить там свободные выборы (но так и не довел это до конца).
- Советский Союз согласился участвовать в Организации Объединенных Наций с гарантированным положением постоянного члена Совета Безопасности.
- Сталин согласился вступить в Тихоокеанскую войну против Японии через три месяца после поражения Германии.
Потсдамская конференция
Вскоре после совещания стало ясно, что Сталин не намерен затягивать конец переговоров. В конце концов он разрешил провести выборы в Польше, но не раньше, чем отправил советские войска для устранения любой оппозиции коммунистической партии, контролирующей временное правительство. «Выборы» 1947 года укрепили коммунистическое правление в Польше и ее место в качестве одного из первых советских государств-сателлитов.
Эттли, Трумэн и Сталин (сидят слева направо) на Потсдамской конференции. Wikimedia Commons: Национальный архив США
Вторая конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме, Германия. Рузвельт умер в апреле, поэтому Соединенные Штаты представлял его преемник, президент Гарри Трумэн. Черчилль вернулся, чтобы представлять Великобританию, но его правительство потерпело поражение в середине конференции, и к власти пришел вновь избранный премьер-министр Клемент Эттли. Вернулся и Сталин. Действия Сталина в Польше и других частях Восточной Европы к тому времени были хорошо известны, и было ясно, что ему нельзя доверять выполнение своей части сделки. В свете этого новые представители США и Великобритании вели переговоры со Сталиным гораздо осторожнее. Трумэн, в частности, считал, что Рузвельт слишком доверял Сталину, и стал крайне подозрительно относиться к советским действиям и истинным намерениям Сталина. Окончательные соглашения в Потсдаме касались:
- Децентрализация, демилитаризация, денацификация и демократизация Германии
- Разделение Германии и Берлина, Австрии и Вены на четыре оккупационные зоны, обозначенные в Ялте
- Судебное преследование нацистских военных преступников
- Возвращение всех нацистских аннексий к их довоенным границам
- Смещение восточной границы Германии на запад для уменьшения ее размера и изгнание немецкого населения, проживающего за пределами этой новой границы в Чехословакии, Польше и Венгрии
- Преобразование довоенной тяжелой промышленности Германии (которая была чрезвычайно важна для наращивания нацистской военной мощи) в сочетание сельского хозяйства и легкой отечественной промышленности
- Признание контролируемого Советским Союзом польского правительства
- Оглашение Потсдамской декларации Трумэна, Черчилля и китайского лидера Чан Кайши с изложением условий капитуляции Японии: капитуляция или «немедленное и полное уничтожение»
Аннексия: Советские Социалистические Республики
Согласно Ялтинскому соглашению, Советский Союз должен был вторгнуться в Японию 15 августа. Хотя в Потсдамской декларации конкретно не упоминалась недавно разработанная атомная бомба, Трумэн упомянул Сталину новое мощное оружие во время конференции. Время взрывов 6 и 9 августа предполагает, что Трумэн предпочел не допустить участия Советского Союза в войне на Тихом океане и в послевоенных отношениях с Японией. Более того, эта демонстрация ядерной мощи со стороны Соединенных Штатов была также предупреждением для Советского Союза и фактически положила конец желанию любой из сторон продолжать совместную работу и ознаменовала начало гонки ядерных вооружений, которая подчеркнула геополитические соображения обеих сторон. США и СССР на протяжении холодной войны.
Советы аннексировали свои первые территории в восточной Польше 17 сентября 1939 года в соответствии с условиями пакта о ненападении, заключенного с нацистской Германией. Вскоре после этого Красная Армия вступила в войну с Финляндией, чтобы обеспечить буферную зону защиты Ленинграда (Санкт-Петербурга). Когда война закончилась, Финляндия уступила территории, требуемые Советами, плюс Карелию. Советский Союз впоследствии аннексировал страны Балтии, Эстонию, Латвию и Литву, а также Молдову в 1940 году. Несколько других территорий (современные Украина, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан и Армения) были был присоединен до 1939.
Помимо республик, несколько стран Восточной Европы действовали как государства-сателлиты СССР. Эти страны официально не входили в состав СССР, но их правительства были лояльными сталинистами и поэтому стремились к Советскому Союзу и присоединились к нему в политическом и военном отношении через Варшавский договор.
Разделенная Германия
После Потсдамской конференции Германия была разделена на четыре оккупированные зоны: Великобритания на северо-западе, Франция на юго-западе, США на юге и Советский Союз на востоке. Берлин, столица, расположенная на советской территории, также был разделен на четыре оккупированные зоны. Германия также потеряла территорию к востоку от рек Одер и Нейсе, которая попала под контроль Польши. Около 15 миллионов этнических немцев, проживавших на этой территории, были вынуждены уехать, пережив ужасные условия своего изгнания. Многие замерзли или умерли от голода в переполненных поездах, в то время как другие были отправлены в исправительно-трудовые лагеря при правительствах Польши и Чехословакии.
Западная Германия, или Федеративная Республика Германия, была официально создана в мае 1949 года. Восточная Германия, или Германская Демократическая Республика, была создана в октябре 1949 года. Под властью оккупационных правительств две Германии пошли совершенно разными путями. Западная Германия объединилась с США, Великобританией и Францией и стала западной капиталистической страной с рыночной экономикой. Напротив, Восточная Германия была союзником Советского Союза и попала под сильно централизованное коммунистическое правление. Более подробную информацию о социально-экономических путях двух Германий, а также стран Западной и Восточной Европы можно найти в следующих разделах.
Видео: Германия после Второй мировой войны
Кредиты: Эта страница была курирована CES.
ФСИ | SPICE – Региональные взгляды на права человека: СССР и Россия, часть первая
Составитель: Бертран М. Патноуд
Центр исследований России, Восточной Европы и Евразии, Стэнфордский университет
доступно в формате PDF (214,13 КБ)
В 1948 году, когда была принята Всеобщая декларация прав человека, СССР находился во власти высокого сталинизма, отличительными чертами которого были жестокие политические репрессии и террор. Это было также время серьезных экономических трудностей после разрушений и беспорядков, вызванных Второй мировой войной. Советский Союз был однопартийным государством. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) правила страной во имя государственной идеологии марксизма-ленинизма. Подлинные гражданские и политические права были строго ограничены, так как лагеря ГУЛАГа были заполнены политическими заключенными. Свобода вероисповедания была ограничена, а официальный атеизм навязан. Кремлевская пропаганда отстаивала гарантии советской системы экономических и социальных прав, которые она изображала как отличительный признак социалистического общества.
Тоталитарное правление при Сталине уступит место после смерти диктатора в 1953 году более мягким формам советского коммунистического правления при преемниках Сталина, Никите Хрущеве, а с 1964 года — Леониде Брежневе. Чередовались более жесткие и более мягкие фазы системы, хотя никогда не возвращались к самым жестким формам политического террора, как это практиковалось при Сталине. Проявления политической оппозиции были встречены арестами. Была введена политическая цензура, поскольку искусство, наука, литература и образование подвергались строгому идеологическому контролю во имя продвижения дела социализма по пути к окончательной победе коммунистического изобилия. 1
В Советском Союзе отстаивалась концепция прав человека, отличная от концепции прав, распространенной на Западе. Западная правовая теория делала акцент на так называемых «негативных» правах: то есть правах отдельных лиц против прав правительства. Советская система, с другой стороны, подчеркивала, что общество в целом, а не отдельные лица, были бенефициарами «позитивных» прав: то есть прав из правительства. В этом духе советская идеология уделяла первостепенное внимание экономическим и социальным правам, таким как доступ к здравоохранению, достаточное и доступное по цене основное питание, жилье и образование, а также гарантированная занятость. Действуя в соответствии с этими гарантиями в послевоенные десятилетия, советская система превратилась в гигантское государство всеобщего благосостояния. Кремль провозгласил достижение таких прав и выгоды, которые получали от них советские граждане, свидетельством превосходства советской коммунистической системы над системой капиталистического Запада, где подчеркивалась важность гражданских и политических прав, а понятие экономических и социальных «прав» рассматривался гораздо менее благосклонно. 2
Всеобщая декларация прав человека
Комиссия по правам человека была создана Организацией Объединенных Наций в 1945 году с целью разработки договора, посвященного правам человека, который был бы одобрен всеми государствами-членами ООН. Комиссия решила, что декларация принципов, которая должна была стать начальным этапом процесса, должна содержать как гражданские, так и политические, а также экономические и социальные права. Общепринятое мнение во время холодной войны предполагало, что эти последние права, такие как право на труд, образование, здоровье и т. д., были включены в декларацию как уступка Советскому Союзу и его коммунистическим союзникам. На самом деле, однако, идея экономических и социальных прав горячо поддерживалась западными демократиями, не в последнюю очередь администрацией президента Франклина Делано Рузвельта, которая намеревалась расширить эти виды прав в Соединенных Штатах в послевоенные годы. Однако, несмотря на этот общий консенсус, достижение согласия относительно точного содержания этих статей оказалось чрезвычайно трудным, отчасти потому, что советские руководители были обеспокоены тем, что письменное заявление о политических прав были бы использованы Западом как оружие для вмешательства в дела СССР. Таким образом, Кремль был категорически против любых попыток включения в декларацию формулировок, которые можно было бы истолковать как отодвигание экономических и социальных прав на второй план. 3
10 декабря 1948 года пятьдесят шесть стран собрались в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Париже, чтобы подписать Всеобщую декларацию прав человека (ВДПЧ). Восемь государств-членов решили воздержаться: СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия, Польша, Югославия, Саудовская Аравия и ЮАР. (Украина и Белоруссия, хотя и были союзными республиками СССР, по просьбе Сталина получили отдельный статус государств-членов Организации Объединенных Наций.) В окончательном варианте Декларации убедительно доказывалось жизненно важное значение экономических и социальных прав. , но в конечном итоге это имело меньшее значение для Советского Союза и его союзников, чем опасения, что подписание Декларации и, таким образом, одобрение ее провозглашения гражданских и политических прав создаст клин для вмешательства западных держав во внутренние политические дела СССР. 4
Воздержавшиеся страны советского блока, однако, не помешали этим странам впоследствии попытаться использовать формулировку ВДПЧ в качестве оружия против Запада за предполагаемые неудачи последнего в сфере политических и гражданских прав . В частности, Советы начали ссылаться на ВДПЧ, чтобы набрать пропагандистские очки против Соединенных Штатов за их обращение со своими афроамериканскими гражданами, особенно за годы до того, как Закон о гражданских правах 1964 года положил конец правовой расовой сегрегации. Американские государственные деятели, в том числе такие правозащитники, как Элеонора Рузвельт, обвинили страны советского блока в лицемерии за то, что они не подписали ВДПЧ, а затем развернулись и попытались применить текст декларации против одного из подписавших ее государств. 5
Пакты
Всеобщая декларация задумывалась как первая фаза правозащитного процесса в ООН: идея заключалась в том, что Комиссия по правам человека будет опираться на общие принципы, изложенные в ВДПЧ для создания обязательного правового договора. Неудивительно, что переговоры по согласованию формулировок юридически обязывающего документа оказались гораздо более трудными, чем обсуждения, которые привели к формулированию декларации. Фундаментальное разногласие заключалось в уже знакомом разделении между Востоком и Западом: Советский Союз и его союзники предпочитали рассматривать Пакт как документ, в основе которого лежат экономические и социальные права, в то время как Соединенные Штаты и их союзники продолжали рассматривать политические и гражданские права как основные права человека.
К 1951 году тупиковая ситуация между Востоком и Западом внутри Комиссии по правам человека была настолько серьезной, что Генеральная Ассамблея ООН решила вмешаться, приняв решение «разделить» пакт на два документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Проекты каждого документа были представлены Генеральной Ассамблее для обсуждения в 1954 г. и в конечном итоге приняты в 1966 г. , то есть с задержкой почти в восемнадцать лет после подписания Всеобщей декларации. 6
Пробным камнем положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах является текст Всеобщей декларации. Государства, ратифицировавшие пакт, обязались соблюдать и осуществлять внушительный список прав. К ним относятся право на труд; право на безопасную и здоровую рабочую среду; право создавать профсоюзы; право на забастовку; право на социальное обеспечение и социальное страхование; право беременных женщин, недавних матерей и детей на особую защиту от экономической эксплуатации; и право на достаточное питание, одежду, жилище и медицинское обслуживание. Среди культурных прав, содержащихся в пакте, было право на самоопределение, предмет особой гордости советского правительства, которое хвасталось, что решило «национальную проблему» в СССР, создав федеративную административную систему, которая позволила десяткам этнонациональных групп страны жить вместе в согласии на социалистической благодатной земле.
Положения договора об экономических правах безошибочно отражают социалистическую ориентацию. Поддержка этого подхода усилилась внутри Организации Объединенных Наций в 1950-х и начале 1960-х годов, когда деколонизация породила новые государства, которые стали новыми членами Генеральной Ассамблеи, органа, игравшего все более важную роль в мировых делах по мере того, как Совет Безопасности становился все более влиятельным. зашли в тупик из-за применения права вето. 7 Эти новые штаты, как правило, сочувствовали цели экономического перераспределения с Севера на Юг. Кремль при Хрущеве, а затем при Брежневе стремился использовать это национально-освободительное чувство, чтобы заручиться поддержкой неприсоединившихся стран, стоящих за советским блоком в его конфронтации с Западом времен холодной войны. В результате Соединенные Штаты и другие западные демократии, хотя и подписали пакт об экономических, социальных и культурных правах, скептически отнеслись к его принципам и цели и отказались его ратифицировать (США до сих пор не сделали этого). так). Несмотря на это отсутствие поддержки, пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу (для государств, ратифицировавших его) 3 января 19 г.76, а 23 марта 1976 г. последовал пакт о гражданских и политических правах.
Диссидентское движение в СССР политически прогрессивная страна, находящаяся в авангарде продвижения экономических, социальных и культурных прав. Признаки проблемы становились очевидными внутри СССР, хотя симптомы всегда проявлялись с особой силой и травмой в странах советского блока Восточной Европы. Смерть Сталина в 1953, и последующее стремление Хрущева положить конец политическому террору и реформировать советскую систему, подчеркнутое драматизмом его так называемой секретной речи в Москве в феврале 1956 года, вызвали беспорядки в странах Восточного блока, которые в Венгрии спровоцировали восстание, которое разгромлен войсками Варшавского договора. В следующем десятилетии предварительная попытка провести ограниченные рыночные реформы в советской экономике привела к еще большей нестабильности в блоке, на этот раз в форме Пражской весны 19-го века. 68, который грозил положить конец монополии коммунистической партии в Чехословакии. Это отклонение от коммунистической нормы также было подавлено советскими танками.
Тем временем в СССР зародилось небольшое, но сильное диссидентское движение, которое пустило корни среди советской интеллигенции в начале 1960-х и расширилось в 1970-е, даже когда границы допустимого выражения сузились в последнее десятилетие правления Брежнева. администрации, когда политический истеблишмент становился все более склеротичным и репрессивным. (Брежнев умер 19 ноября82.)
Помимо публичных протестов и демонстраций, инакомыслие в СССР проявлялось самыми разными способами, включая открытые письма советским руководителям и изготовление и распространение копий рукописей (так называемый самиздат , или самоиздание ) запрещенных произведений литературы и политических и социальных комментариев. К началу 1970-х годов можно было различить три основных политических течения советского инакомыслия: демократический социализм , который все еще питал надежду на сотрудничество с реформаторами внутри советского правительства; политический либерализм , который продвигал решительную защиту свободы слова и других прав человека, наиболее широко сформулированных физиком Андреем Сахаровым; и консервативный элемент, олицетворенный Александром Солженицыным, писателем и автором Архипелага ГУЛАГ , отстаивавшим традиционные русские (в отличие от западных) ценности, включая русское православие. 8
Советское правозащитное движение занялось делом религиозных инакомыслящих, в основном советских евреев, которым было отказано в разрешении на эмиграцию, и эти так называемые «отказники» стали громоотводом в американо-советских отношениях в 1970-х годов и служил для освещения диссидентского движения в СССР в целом. Люди на Западе были склонны преувеличивать число и значение этих диссидентов — подлинные диссиденты никогда не насчитывали более нескольких тысяч человек, — но на самом деле, как выяснилось лишь позже, советские диссиденты оказывали моральное и даже политическое влияние, которое значительно компенсировало их скромные цифры. Они служили «совестью» советского общества. Более того, их идеи вызывали все большую симпатию внутри советского истеблишмента в последнее десятилетие существования СССР.
Советские власти ответили на это диссидентское движение репрессиями: они шли на все, чтобы дискредитировать диссидентов, конфисковывали их литературу, отстраняли от работы, преследовали их, заключали в тюрьму (в некоторых случаях в психиатрические лечебницы) и высылали в отдаленные районы, либо лишение их гражданства и высылка за границу. Самый известный случай ссылки за границу — Солженицын, депортированный из Советского Союза в 1974 году.
Хельсинкские соглашения
Хельсинкский Заключительный акт, также известный как Хельсинкские соглашения и Хельсинкская декларация, стал заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося летом в Хельсинки, Финляндия. 1975 г. В конференции приняли участие 35 государств. Заключительный акт, ставший символом эпохи разрядки, в целом рассматривался как попытка урегулировать дипломатические дела, оставшиеся после окончания Второй мировой войны, путем признания восточной и западной сфер влияния в Европе. Декларация принципов перечисляла десять пунктов, в том числе уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести и религии.
Положения Хельсинкских соглашений о правах человека были очень похожи по формулировкам на те, что провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, поэтому Советы не видели ничего плохого в их одобрении. Они предполагали, что смогут продолжать на словах поддерживать такие права без каких-либо политических недостатков. Тем не менее, эти гарантии прав человека оказались главным источником трений между Востоком и Западом после подписания соглашений в 1975 году. возник в других городах советского блока. Советские репрессии против внутреннего инакомыслия в конце 1970-е и начало 1980-х побудили западные страны обвинить Советы в недобросовестном одобрении положений Хельсинкских соглашений о правах человека. Тем временем Советы настаивали на том, что их отношение к этим «так называемым диссидентам» было чисто внутренним делом, и что попытки западных держав ссылаться на Хельсинки в поддержку диссидентов представляли собой вмешательство во внутренние дела СССР, что было запрещено международным соглашением. закон. Конечно, это была стандартная советская точка зрения с 1948 года, но хельсинкский «процесс», как его называли, теперь сделал эту защиту все труднее аргументировать, особенно по мере того, как западные правительства становились все более агрессивными и изощренными в развертывании дела прав человека. как инструмент пропаганды. В Соединенных Штатах президенты Джимми Картер, а затем Рональд Рейган стали поборниками прав человека, что привело их администрации к столкновению с СССР. 9
К началу 1980-х годов сеть подпольных групп, созданных после Хельсинкских соглашений 1975 года для наблюдения за соблюдением Советским Союзом положений этого соглашения о правах человека, была разрушена запугиваниями, арестами и изгнанием ее лидеров. цифры. Андрей Сахаров был лишен привилегий академика и в 1980 году сослан в ссылку в город Горький. Между тем СССР продолжал изображать из себя непревзойденного лидера в продвижении прав детей, женщин и национальных меньшинств. Официальное советское издание 1981 процитировал генерального секретаря Леонида Брежнева, хвастающегося достигнутыми в СССР свободами: «В отличие от представлений о демократии и правах человека, извращенных и банализированных буржуазной и ревизионистской пропагандой, мы предлагаем гражданам социалистического общества наиболее полный и реалистичный набор прав и обязанности. Мы ставим на весы истории поистине эпохальные достижения рабочих, достигнутые силой рабочего класса под руководством Коммунистической партии». 10
Горбачев, реформа и крах
К тому времени, когда в марте 1985 года Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем КПСС, кремлевское руководство стало осознавать, что система страдает от серьезных структурных проблем. Реформы Горбачева — гласность и перестройка — были попытками спасти коммунистическую систему, реформировав ее политически и экономически. Перестроечные реформы в конечном итоге выявили пределы готовности партии к отходу от плановой экономики к рыночной и обнажили глубину упадка советской экономики, которая под влиянием реформ в последние годы вошла в свободное падение. СССР. 11
Гласность, тем временем, выявила уровень недовольства советских людей их уровнем жизни и политическими ограничениями, в которых они жили, не в последнюю очередь их невозможностью выезжать за границу. В конечном счете, Горбачев не смог контролировать силы, которые он высвободил, поскольку возникло множество независимых группировок — казалось, зарождающееся «гражданское общество», — отстаивавших множество правовых причин, следствием которых было оспаривание монополии КПСС на власть. . К удивлению даже многих специалистов по Советскому Союзу, новая открытость обнажила глубину недовольства национальностей СССР автономией, суверенитетом и, в конечном счете, независимостью от центра, настроения, которые быстро нарастали и через несколько лет разорвали советскую систему. 12
Распад сначала Восточного блока в 1989 г., а затем СССР в 1991 г. окончательно и бесспорно показал, что советская система на самом деле добилась гораздо меньшего, чем она хвасталась, в сфере экономического и социального права.
___________________
1 Две стандартные истории: Мартин Малиа, Советская трагедия: история социализма, 1917-1991 (Free Press, 1995) и Джеффри Хоскинг, история A Первое социалистическое общество Советского Союза изнутри (2-е расширенное издание, издательство Гарвардского университета, 1992 г. ).
2 Тони Веселовски, «Распад СССР: историк объясняет феномен «советской ностальгии»» (часть 3), Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 14 декабря 2001 г. Доступно на: http://www.rferl.org /content/article/1098267.html.
3 Мэри Энн Глендон и Эллиот Абрамс, «Размышления о Всеобщей декларации прав человека», First Things (апрель 1998 г.). Доступно по адресу: http://www.firstthings.com/article/2008/11/002-reflections-on-the-udhr-14.
4 Роджер Норманд и Сара Заиди, Права человека в ООН: политическая история всеобщего правосудия (издательство Индианского университета, 2008 г.), стр. 177–198.
5 Там же, с. 165.
6 Там же, стр. 197-242.
7 См. Stanley Meisler, United Nations: The First Fifty Years (Atlantic Monthly Press, 1995), p. 74 и далее.
8 См. Джеймс фон Гелдерн, «Движение диссидентов» на веб-сайте Семнадцать моментов советской истории : http://www.