Кто в куликовской битве возглавлял ордынское войско: В Куликовской битве ордынское войско возглавлял …

Trojden | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского: Сахаров А. Н. — 10 класс

Глава 5

Накануне Куликовской битвы. Сокрушив Тверь, Дмитрий Иванович возобновил борьбу с Ордой, которую начал в 1360-е гг. В 1374 г. он разорвал все отношения с Мамаем, который к этому времени стал фактическим правителем Золотой Орды, и прекратил уплату дани.

Князь Дмитрий Донской. Икона. XX в.

Борьба русских земель, возглавляемых Москвой, против Мамая принимала всё более открытую форму. В Нижнем Новгороде был перебит полуторатысячный отряд ордынцев. Некоторое время спустя войско во главе с князем Дмитрием Боброком-Волынцем овладело городом Булгар и установило контроль Руси над торговым путём по Волге.

Московский князь на этом не остановился, послал отряд на Казань и заставил этого вассала Золотой Орды в течение некоторого времени платить Москве дань. По берегам Оки московские воеводы устроили сильную оборонительную линию с завалами на лесных дорогах, сторожевыми постами, с дежурившими на бродах отрядами.

Властный и сильный правитель, талантливый полководец, Мамай принял вызов Москвы. Он сурово покарал Нижний Новгород за гибель своего отряда. Большая Мамаева рать прошла огнём и мечом по русским землям, союзным с Москвой. Нижегородское княжество было разорено.

В 1377 г. Мамай подготовил новый поход на Русь. Навстречу ордынскому войску вышли полки нижегородско-суздальских князей и Московского княжества. Однако воеводы не обнаружили ордынцев и успокоились, а степняки, проведённые по лесным тропам враждебными Руси мордовскими старейшинами, внезапно прорвались к русскому лагерю на реке Пьяне, притоке Оки. В это время воины во главе с воеводами бражничали; как сказано в летописи, они вели себя на Пиане, аки пиании. Разгром рати был полным. Преследуя её остатки, ордынцы ворвались в Нижний Новгород и сожгли его.

Это был горький урок для Руси. Стало ясно, что Орда — ещё сильный и коварный враг, совладать с которым будет непросто.

Вскоре Дмитрий Иванович показал, что урок, преподанный Руси ордынцами, он хорошо усвоил. Когда в 1378 г. в Москву пришли сведения о движении войска во главе с полководцем Мамая Бегичем на Русь, воеводы встретили его в полной готовности. Навстречу ордынцам вышла сильная московская рать. Сам князь возглавлял её.

11 августа 1378 г. на берегу реки Вожи, правого притока Оки, Дмитрий Иванович дал бой ордынскому войску. Русские выдержали напор монгольской конницы и нанесли по противнику мощные фланговые удары, смяв его ряды. Разгром был полным. Пятеро ордынских князей были убиты, погиб и Бегич. Получив известие о поражении на Боже, Мамай пришёл в ярость.

Куликовская битва. Мамай желал, чтобы в нём видели продолжателя дела великих монгольских ханов. Он провозгласил, что Орда сейчас так же могуча, как и во времена Батыя, когда перед Монгольской державой трепетал весь мир.

Два года Мамай готовился к походу на Русь, договорился о союзе с великим литовским князем Ягайло, заручился поддержкой рязанского князя Олега, запуганного ордынскими карательными набегами. Однако Олег, ненавидя ордынцев и остерегаясь Москвы, тайно оповещал Дмитрия Ивановича о планах Мамая.

Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов

В поход на Русь Мамай вёл своих вассалов с Северного Кавказа (черкесов, осетин) и наёмников — закованную в броню генуэзскую пехоту. Общая численность его войска достигала 60—65 тыс. человек. От Ягайло Мамай получил заверения, что тот придёт к нему на помощь со своим войском.

Дмитрий Иванович также готовился к противоборству. Он превратил борьбу с Мамаем в общерусское дело. Около 30 городов прислали своих воинов в войско Дмитрия Ивановича — Владимир, Суздаль, Ростов, Кострома, Ярославль, Серпухов, Звенигород, Коломна, Белоозеро, Муром, Углич и др. Поддержали Москву братья Ягайло — полоцкий князь Андрей Ольгердович и брянский князь Дмитрий Ольгердович, оставшиеся верными антиордынской политике.

Наряду с княжескими дружинниками в составе русского войска было много крестьян, ремесленников, купцов, представителей духовенства. Дух национального подъёма охватил все слои населения. Вся Русь снаряжала войско московского князя.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского. Роспись в Троице-Сергиевой лавре

Огромную роль в воодушевлении русского воинства и ободрении его на ратный подвиг сыграли деятели Русской Православной Церкви. Существует предание, что сам Сергий Радонежский (1321—1391), известный всей Руси основатель Троице-Сергиевой лавры, благословил Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он направил двух монахов — Пересвета и Ослябю, отличавшихся поистине богатырской силой.

Сбор русского войска был назначен в Коломне, куда прибыло 40—45 тыс. воинов.

Получив новые разведывательные данные — Мамай медлил с походом, ожидая отрядов Ягайло, — Дмитрий Иванович сам начал наступление. Он вызвал к себе полки, которые оставлял для обороны Москвы, и переправился всем войском через Оку.

Куликовская битва. Миниатюра

При подходе к Дону русские столкнулись со сторожевым отрядом Орды и разгромили его. Стало ясно, что ордынцы могут появиться в любой момент. В ночь с 7-го на 8 сентября 1380 г., в день Рождества Богородицы, по наведённым мостам и через броды русские полки переправились на противоположный берег Дона и выстроились на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Непрядвой. Сюда же подошло и войско Мамая.

Куликовская битва

В центре русских боевых порядков стоял большой полк, по флангам — полки правой и левой руки. Перед большим полком располагался передовой полк, а позади — запасной полк. Таким образом, русское войско имело три эшелона обороны, прорвать которые было невероятно трудно. Но главной тактической хитростью полководца явилось создание засадного конного полка, который укрылся в дубраве на левом фланге. Во главе его Дмитрий Иванович поставил своего двоюродного брата, талантливого полководца князя Владимира Андреевича Серпуховского и испытанного воеводу Дмитрия Боброка-Волынца.

По традиции битва началась поединком богатырей. Против ордынского гиганта Челубея вышел монах Пересеет. Всадники сшиблись, пронзили друг друга копьями и бездыханными упали наземь. И тут же ордынские тумены двинулись вперёд. С волнением смотрели на приближавшихся врагов русские воины, понимая, что для Руси наступил исторический час.

Поединок Пересвета с Челубеем. Миниатюра. XVI в.

В отличие от Мамая, Дмитрий Иванович надел доспехи рядового воина и вышел на поле боя вместе с передовым полком. Под княжеское знамя в княжеских доспехах встал боярин Михаил Брёнок. Первый же яростный удар ордынцев по центру заставил передовой полк отступить. Всю тяжесть боя принял на себя большой полк.

С болью смотрели воины засадного полка из дубравы, как с воем и гиканьем ордынские всадники проносились мимо них, заходя в тыл русским и отрезая их от переправ через Непрядву и Дон. Владимир Серпуховской рвался в бой, но опытный Боброк-Волынец сдерживал его — ждал, когда неприятель подставит засадному полку свой фланг.

Наступили самые драматические минуты битвы. Боброк-Волынец воскликнул: «Час прииде, и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» Свежая русская конница вихрем вылетела из дубравы и ударила во фланг и тыл оторопевшему неприятелю. Воины большого и запасного полков воспрянули. Началось наступление всей русской рати.

Мамаево войско сражалось ещё около часа, затем началась паника. Одни вплавь пытались перебраться на другой берег Непрядвы и уйти в степь, другие мчались мимо шатра Мамая, не слыша отчаянных призывов своего предводителя. Мамай также бежал с поля боя в Крым. Там в городе Кафа (Феодосия) он был убит.

Много ордынцев пало на Куликовом поле, погибли и тысячи русских воинов. Лишь к вечеру отыскали раненого Дмитрия Ивановича. В окровавленных и помятых доспехах, но без тяжёлых ран он лежал среди груды убитых ордынцев и русских. Донской — такое имя обрёл московский князь после Куликовской битвы.

Восемь дней русские полки оплакивали и хоронили погибших. Литовское войско Ягайло так и не пришло к Куликову полю, остановившись от него в дне пути.

Историческое значение Куликовской битвы. После Куликовской битвы Русь стала другой страной. Победа всколыхнула национальную память народа. Не случайно конец XIV в. и первые десятилетия XV в. были отмечены впечатляющим взлётом русской хозяйственной жизни, культуры и искусства. Дух свободы раскрепостил людей. Они поняли, что есть в их жизни более высокая цель, чем личное благополучие. Это свобода всего народа, свобода страны. Победу русских на Куликовом поле историки сравнивали с победой европейцев над полчищами гуннов во главе с Аттилой.

После Куликовской битвы историческая инициатива в отношениях с Ордой перешла к Руси: Русь наступала, а Орда и отпадающие от неё улусы оборонялись. Куликовская битва показала, что Москва стала выразителем общерусских национальных интересов и подлинным лидером в объединении русских земель.

Поход Тохтамыша на Москву. С триумфом возвращалось обескровленное и поредевшее войско в Москву. Дмитрий Донской стал после этой победы вождём всех русских земель. Но, помимо своей воли, Дмитрий Иванович помог укрепиться в Орде сопернику Мамая — хану Тохтамыилу. Под его властью единство Золотой Орды было восстановлено. Честолюбивый хан решил вернуть в свои владения русский улус.

Для похода на Москву Тохтамыш собрал новую огромную армию. Летом 1382 г. Тохтамыш специально задержал в Орде всех находившихся там русских купцов, чтобы через них в Москву не дошла весть о готовящемся походе. Появление в 1382 г. близ Оки золотоордынских войск стало для Дмитрия Донского полной неожиданностью. Он выехал из Москвы на север для сбора рати.

Тохтамыш беспрепятственно подошёл к самому Кремлю. Однако москвичи отбили все штурмы врага. Тогда Тохтамыш пошёл на хитрость: он потребовал от осаждённых совсем небольшой дани и попросил разрешения войти внутрь Кремля, якобы для того чтобы с его стен осмотреть город. Хан поклялся, что после этого сразу же уйдёт прочь. Поразмыслив, москвичи согласились и тут же понесли суровое наказание за излишнюю доверчивость. Едва тяжёлые, кованные железом кремлёвские ворота распахнулись, как ордынцы ворвались внутрь Кремля, порубили его защитников и принялись грабить княжеский дворец, дома бояр и храмы. Однако едва сведения о приближении к Москве войска Дмитрия Донского и отряда Владимира Серпуховского достигли Тохтамыша, он быстро отошёл прочь.

Оборона Москвы от войск Тохтамыша. Миниатюра. XVI в.

В результате похода Тохтамыша Русь возобновила уплату дани Орде, но в завещании Дмитрий Донской передал титул на великое княжение своему сыну Василию, не спрашивая на то разрешения Сарая. Владимирскую землю он назвал в завещании своей отчиной.

Это было знаменательно. Орда клонилась к упадку. Русь, напротив, набирала силы и медленно, но верно шла к единству под руководством Москвы, преодолевая происки внешних врагов — Литвы и Орды.

Дмитрий Донской умер в 1389 г. Сыну Василию он оставлял княжество, которое вскоре стало ядром складывающегося единого Русского государства.

Княжение Василия I. Вступивший на престол 19-летний Василий Дмитриевич (1389—1425) к этому времени прошёл суровую школу жизни. Когда ему было 13 лет, отец отправил его в Орду к хану Тохтамышу за ярлыком на великое княжение. Тохтамыш выдал ярлык для Дмитрия Ивановича, но оставил княжича в Орде заложником. В случае неподчинения Московского княжества Орде или невыплаты дани ему грозила смерть.

Два с лишним года провёл наследник московского престола в неволе. Улучив момент, он бежал из Орды, но, опасаясь ехать через приволжские степи, направился в Литву и только за год до смерти отца вернулся в Москву.

К этому времени в Литве произошли важные события. Поворот Ягайло в сторону католической Польши, с которой долгие десятилетия Литва враждовала, закончился в 1385 г. так называемой Кревской унией. Ягайло женился на королеве Польши Ядвиге, стал польским королём, обратившись в католичество и приняв имя Владислава. Вскоре в языческой Литве было введено католичество. Это сразу же поставило в подчинённое положение православных русских, составлявших большинство населения Литвы.

Действия Ягайло были восприняты в автономном Полоцком княжестве с возмущением. Тяготевшее к Литве Смоленское княжество стало больше склоняться в сторону Москвы. Недовольна была пропольским и прокатолическим курсом Ягайло и литовская знать, которая объединилась вокруг двоюродного брата Ягайло — Витовта.

В конце концов Ягайло и Витовт достигли соглашения. Литва вместе с входящими в её состав русскими землями становилась под управлением Витовта независимым государством. А в случае смерти Витовта переходила под управление Ягайло и его наследников.

Витовт нацелился на окончательное подчинение Полоцка, захват Смоленска, овладение Псковом, а при случае и Новгородом. На этом пути он не мог не столкнуться с московским князем Василием I. Однако Северо-Восточная Русь была уже не та, что во времена Ольгерда. Теперь Москва встала прочным заслоном на пути всех, кто покушался на русские земли, будь то Орда, Литва или Ливонский орден.

Ягайло

Отношения Литвы и Московского княжества осложнялись и тем, что во время своего пребывания в Литве Василий I подружился с Витовтом и женился на его дочери Софье. Софья Витовтовна стала великой московской княгиней.

Витовт

Продолжая политику Дмитрия Донского, Василий I присоединил к Москве Нижегородское княжество. Сделал он это просто — выкупил в Орде ярлык на княжение.

Василий I оказал давление и на Псков, который стал принимать в качестве князя лишь того, кого предлагал московский властелин. Прояснились отношения и с Рязанским княжеством, чей князь признал себя молодшим братом Василия I, т.е. стал вассалом Москвы. По договору с Василием I в верного союзника Москвы обратилась Тверь.

Василий I и Софья Витовтовна. Фрагмент церковного облачения

Медленно, но верно продолжал Василий I объединение русских земель.

Однако чем сильнее становилась Москва, тем более яростными оказывались нападки на неё Орды и других враждебных Руси сил.

В конце XIV в. новая опасность надвинулась на Русь из глубин Азии. Владетель Самарканда Тимур (Тамерлан) подчинил себе всю Среднюю Азию, часть Северного Кавказа и напал на Золотую Орду. Решительный и беспощадный, Тимур разгромил в 1395 г. военные силы Тохтамыша, разграбил и уничтожил многие золотоордынские города. Тохтамыш бежал в Литву, а Тимур направился на Русь.

Над русскими землями нависла опасность нового страшного вторжения. Москва приняла вызов. Василий Дмитриевич двинул навстречу железному хромцу, как называли Тимура, свои полки.

Войска Тимура, разоряя всё на своём пути, дошли до города Ельца и внезапно повернули обратно. Русь вздохнула с облегчением. Это неожиданное избавление от опасного врага русские люди приписали чудесному воздействию старинной и необычайно почитаемой на Руси Владимирской иконы Божьей Матери, которую специально привезли из Владимира и вынесли впереди русских полков.

Угрожая Руси, Тимур в то же время помог ей, значительно ослабив Золотую Орду и злейшего врага Руси — Тохтамыша. Зато Витовт приобрёл в лице Тохтамыша прочного союзника. Он обещал Тохтамышу помощь в овладении престолом в Орде. Взамен Тохтамыш обязался вместе с Литвой сокрушить Москву. Литва и Орда готовились разделить между собой Восточную Европу.

Напор Витовта и Тохтамыша на Москву был несколько ослаблен, после того как в 1399 г. они потерпели поражение от золотоордынского хана на реке Ворскле.

Тимур. Реконструкция М.М. Герасимова

1408 г. стал чёрным в истории Руси. На Русь двинулась рать нового властителя Золотой Орды — Едигея. В начале декабря ордынцы внезапно подошли к Москве. Летописцы сравнивали его нашествие с нашествием самого Батыя — таким свирепым оно было. Все главные города Московского княжества были захвачены, ограблены и сожжены. Каждый ордынский ратник вёл с собой по нескольку десятков пленных русских.

Едигей сжёг московские посады и подступил к Кремлю. Но каменная крепость устояла. Месяц держал Едигей своё войско под стенами Кремля, а потом ушёл на юг, т.к. до него дошла весть, что в Орде начались новые распри. При этом за отход он взял с Москвы огромный выкуп.

Этот набег показал, что Орда ещё очень сильна. И как только в Сарае утвердился очередной хан, Василий I с щедрыми дарами отправился в Орду. Там он обязался по-прежнему уплачивать дань. Московское княжество, несмотря на то что оно стало лидером объединения русских земель и самым крупным и сильным на Руси, продолжало оставаться полузависимым от Орды.

Грюнвальдская битва. Если Русь снова была сокрушена Ордой, то Литва, напротив, добилась успехов в борьбе с Тевтонским орденом.

Пока Витовт пытался подчинить себе Новгород, Псков и Северо-Восточную Русь, орден прибирал к рукам Прибалтику. Немецкие рыцари захватили даже земли литовского племени жмудь. Часть жмуди бежала под защиту Витовта, оставшихся немцы насильственно обратили в христианство, а в земле жмуди построили немало рыцарских замков. Наступление ордена теперь грозило самой Литве.

Витовт в Грюнвальдской битве. Фрагмент картины Я. Матейко

В борьбе с натиском немецких крестоносцев Польша и Литва объединились. 15 июля 1410 г. близ деревеньки Грюнвальд их объединённые полки встретились с силами Тевтонского ордена. По центру стояли русские полки из княжеств, попавших в состав Литвы, — смоленский, полоцкий, витебский, киевский и пинский. Вначале рыцари потеснили польско-литовские полки, находившиеся на флангах, но отчаянное мужество русских пеших полков, стоявших в центре, изменило ход сражения. Польско-литовская конница перешла в наступление и окружила рыцарское войско. Разгром Тевтонского ордена был полный. Тысячи рыцарей были убиты. Погиб в битве и магистр ордена. Поляки, литовцы и русские приостановили натиск немцев на восток.

Митрополит Алексий. Икона Дионисия. XV в.

Роль Церкви в объединении Руси. Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей — оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель.

В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники помогали людям. Не случайно появление многих выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и служения ближнему, пришлось на период национального подъёма Руси, пробуждённого началом единения Руси и борьбы с Ордой.

Митрополит Пётр и его преемники оказали большую поддержку Москве в её объединительных усилиях. Их деятельность была неразрывно связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей.

Митрополит Алексий встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон, и поддерживал Дмитрия во всех его патриотических начинаниях. Это был умный, образованный, обладающий твёрдым характером человек, очень благочестивый и скромный в личной жизни, настоящий духовный пастырь.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона. XVI в.

Большое влияние на всю русскую жизнь эпохи Куликовской победы оказал Сергий Радонежский. Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался высокой религиозностью, склонностью к уединению, чтению, к постоянному труду. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушёл в монастырь, где уже находился его старший брат. Он уговорил брата принять ещё более трудный и тяжёлый обет — уединиться, уйти жить в пустынь, т.е. в небольшой монастырь, который находится в глуши, среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя служению Богу.

Рака с мощами преподобного Сергия в Троицком соборе

В густом радонежском лесу братья расчистили небольшую полянку, соорудили хижину и поставили маленькую церковь в честь Пресвятой Троицы. Жизнь их стала скорбной и жестокой, как написано в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один.

Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провёл в уединении на поляне 12 лет. Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Слава о подвижничестве Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной, основе. Это означало, что, в отличие от прежних монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным имуществом и не имели права заниматься предпринимательством. Сергий предписал им жить в братстве, любви и служить друг другу.

Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и горемыка крестьянин. По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом.

Кирилл Белозерский. Икона. XVI в.

Отшельническим подвигом обозначена жизнь Кирилла, ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.

Появление таких духовных наставников, как митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души русских людей среди мрака тяжёлой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства собственного достоинства, духовной свободы и патриотизма.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему многие русские княжества привели свои рати под стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась в этом их поступке?

2. Составьте план-конспект по теме «Историческое значение Куликовской битвы». Подумайте, почему она не привела к свержению монголо-татарского ига.

3. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Гумилёва, заметившего, что на борьбу с Мамаем в 1380 г. пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.

4. Что означает утверждение В.О. Ключевского, что Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на поле Куликовом?

5. В какой международной обстановке осуществлялась деятельность Василия I? Почему чем сильнее становилась Москва, тем более яростным оказывалось сопротивление Орды и её союзников укреплению Московского княжества?

6. Почему Сергий Радонежский вошёл в русскую историю как собиратель русских душ? Как чтят его память Русская Православная Церковь и русский народ?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница