Кто такой николай гастелло: Краткий курс истории. Николай Гастелло

26 июня 1941 года «огненный таран» совершил экипаж Николая Францевича Гастелло > Региональный центр патриотического воспитания

Главное меню » Методические материалы » 26 июня 1941 года «огненный таран» совершил экипаж Николая Францевича Гастелло

26 Июнь, 2022

Редактор сайта ГАУ СО РЦПВ

26 июня 1941 года в 4 утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка под командованием капитана Н.Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи.

Сбросив груз, экипаж Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своей базы. И капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника.

Так был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашисткой техники.

Экипаж, в который входили лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин, погиб. Они не захотели покинуть самолет на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром.

В наградном листе о представлении капитана Н.Ф. Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа…».

Как вспоминал командир авиакорпуса Н.С. Скрипко («По целям ближним и дальним»): «Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А.К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!».

О мужестве Н.Ф. Гастелло говорит еще один факт:

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 г., когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск.

Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам.

Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле.

6 июля 1941 года в сообщении Советского информбюро, переданном по радио, вся страна узнала об огненном таране летчика. Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

 Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец – Франц Павлович Гастелло, выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 г. из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках в литейных мастерских на железной дороге. Мать – Анастасия Семёновна Кутузова была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор – в 1913 г. (погиб в сентябре 1942 г.).

В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву, в своё училище, где проучился до 1921 г. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г., став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец.

В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

В мае 1932 Н.Ф. Гастелло был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса.

Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах – Р-1 и И-5. В декабре 1933 г. состоялся выпуск Школы военных пилотов. Николай мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования, выпускник попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта – тяжёлая авиация, большие корабли», – говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Н. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (тбап). В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи.

В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных. Это был тяжелый труд, по 12-16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Н.Ф. Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР.

Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма.

Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

По подсчетам военных исследователей, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился гибнущий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов». Поэтому помня о подвиге экипажа Гастелло, не следует забывать, что ещё сотни летчиков достойны нашей памяти, уважения и благодарности.

 В то же время, члены экипажа Н.Ф. Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. Один из них – Анатолий Акимович Бурденюк – с 1931 по 1938 года жил в Свердловске.

А.А. Бурденюк родился в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Украинец. Отец – Бурденюк Аким Иосифович, украинец-переселенец; мать – Полина Феофановна.

В 1931 году семья Бурденюк переезжает в Свердловск. В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил фабрично-заводскую школу №11.

В 1938 году поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году по окончании обучения, получил звание «лейтенант» и был направлен в 164-й авиационный полк 1-й резервной авиационной бригады Орловского военного округа (июль 1940 – октябрь 1940). В это время Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф.

С октября 1940 года – штурман 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.

С 24 июня 1941- штурман 2-й эскадрильи 207-го авиаполка (экипаж Н.Ф. Гастелло).

 В 1958 году, благодаря усилиям родственников и однополчан, орденами Отечественной войны I степени был отмечен подвиг членов героического экипажа – штурмана А.А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А.А. Калинина, люкового стрелка Г.Н. Скоробогатого.

 Источники:

https://topwar.ru/115060-ognennyy-taran-nikolaya-gastello.html

https://histrf.ru/read/articles/podvigh-gastiello-event

http://www.people.su/18601

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами:

Не только Гастелло — Контингент

80 лет назад, 26 июня 1941 года, лётчик Николай Гастелло совершил свой знаменитый подвиг – направил горящий самолёт в скопление вражеской техники и погиб.

Об огненном таране Гастелло знал, без преувеличения, каждый советский человек. Его имя вошло в список самых прославленных (если не сказать – канонизированных) героев войны наряду с красноармейцем Александром Матросовым, закрывшим немецкий дзот своей грудью под Локней Псковской области (стал первым советским воином, зачисленным навечно в списки части), и бойцом разведывательно-диверсионной бригады Зоей Космодемьянской, казнённой фашистами (о ней писали поэмы Маргарита Алигер и Агния Барто, снимали фильмы).

Николай Гастелло. Иллюстрация Анастасии Антоновой.

Однако факт заключается в том, что огненный таран Гастелло не был ни единственным, ни первым…

Николай Францевич Гастелло (фамилия его отца, выходца из белорусской деревни, первоначально произносилась как «Гастыло») родился в Москве, работал учеником столяра, позже – слесарем в Муроме. В 1932 году призван в армию, стал пилотом бомбардировочной авиации. Воевал на Халхин-Голе, в Финляндии, участвовал в операции по присоединению к СССР Бессарабии и Северной Буковины. К началу Великой Отечественной 34-летний капитан Гастелло освоил самолёт ДБ-3Ф (с 1942 года эта двухмоторная машина конструкции Сергея Ильюшина именовалась иначе — Ил-4), служил командиром эскадрильи. На третий день войны сбил из пулемёта, укреплённого на турели стоявшего на аэродроме самолёта, двухмоторный многоцелевой «Юнкерс-88». На пятый день войны отправился в свой последний боевой вылет.

В экипаж Гастелло входили лейтенант Анатолий Бурденюк, лейтенант Григорий Скоробогатый и старший сержант Алексей Калинин. ДБ-3Ф в составе звена из двух дальних бомбардировщиков должен был нанести удар по немецкой механизированной колонне на дороге «Молодечно – Радошковичи». Огнём зенитки самолёт Гастелло был повреждён, на борту начался пожар. Командир самолёта направил машину прямо в колонну вражеской техники, в результате взрыва погибли все четверо членов экипажа. Если капитана Гастелло посмертно удостоили звания Героя Советского Союза, то его товарищи надолго остались как бы в тени командира; даже в пьесе Исидора Штока «Гастелло» (1947) заглавный герой летал на истребителе – одноместной машине — и подвиг, соответственно, совершал в одиночку. Только в 1958 году членов экипажа Гастелло посмертно наградили орденами Отечественной войны 1-й степени.

История Гастелло настолько хорошо известна и «раскручена», что обросла, как полагается, различными мифами, версиями и домыслами.

Подвиг Гастелло. Иллюстрация Анастасии Антоновой.

В то же время мало кто знает, что первый на Великой Отечественной таран наземной цели совершил лётчик-истребитель, командир звена Пётр Чиркин уже 22 июня 1941 года, в первый день войны, направив горящий И-153 («Чайка», биплан конструкции Николая Поликарпова) на скопление танков противника.

А самый первый в истории мировой авиации огненный таран наземной цели был совершён ещё двумя годами ранее.

…Летом 1939 года шла «необъявленная война» в районе монгольской реки Халхин-Гол («Номонханский инцидент» в японской историографии). Япония, которая ещё в 1931 году оккупировала Маньчжурию, а с 1937 года вела войну против Китая, напала на Монголию. Согласно договору о взаимопомощи в войну на стороне Монголии вступил советский 57-й Особый корпус, развёрнутый на территории МНР ещё в 1937 году. В начальный период конфликта корпусом руководил комдив Николай Фекленко, которого после ряда неудач заменили комдивом (с 31 июля 1939 года — комкором) Георгием Жуковым – в будущем маршалом и знаменитым военачальником, а тогда заместителем командующего Белорусского военного округа по кавалерии. Также в Монголию после неудачных для советской стороны воздушных боёв направили элиту военной авиации СССР, ветеранов Испании и Китая во главе с заместителем начальника ВВС РККА комкором Яковом Смушкевичем. Эти и другие меры позволили переломить ход конфликта и уже в августе наголову разбить японские соединения.

Одним из лётчиков, сражавшихся в Монголии, был Михаил Анисимович Ююкин родом из села Гнилуши, что под Воронежем. Он служил в 150-м бомбардировочном авиаполку, летал на самолёте СБ (двухмоторный скоростной фронтовой бомбардировщик конструкции Андрея Туполева, в другом обозначении — АНТ-40). 5 августа 1939 года в составе группы Ююкин бомбил тыловые позиции японцев в районе города Халун-Аршана. В левый двигатель его самолёта попал зенитный снаряд. Ююкин пытался сбить пламя скольжением, но почти сразу же понял, что теряющий высоту самолёт до линии фронта не долетит. Тогда он приказал штурману Александру Морковкину и стрелку-радисту Петру Разбойникову прыгать, а сам направил горящую машину в скопление вражеских войск. Морковкин благополучно выпрыгнул, избежал плена и через сутки вернулся в расположение части; Ююкин и Разбойников выпрыгнуть не успели и погибли. Батальонного комиссара Ююкина, не дожившего нескольких дней до 28-летия, посмертно наградили орденом Ленина, старшего лейтенанта Морковкина и старшину Разбойникова – орденами Красного Знамени (во втором случае — посмертно).

Михаил Ююкин. Иллюстрация Анастасии Антоновой.

Именно экипаж Михаила Ююкина, как уже сказано, совершил первый огненный таран наземной цели (что касается тарана морской цели, то здесь первенство – у китайского лётчика Шен Чангхая, 19 августа 1937 года направившего свой самолёт в японский корабль). Гастелло, безусловно, прекрасно знал о подвиге Ююкина, поскольку не просто тоже воевал на Халхин-Голе, но служил в том же самом 150-м полку, что и Ююкин и, вероятно, в своём последнем бою вдохновлялся именно его примером.

Всего на Великой Отечественной советские лётчики совершили не менее 237 огненных таранов наземных и надводных целей. Вспоминая Николая Гастелло, следует помнить и Михаила Ююкина, и всех остальных героев неба, которым по тем или иным причинам не досталось сопоставимой посмертной славы.

В Молодечно в марафоне примут участие

бегунов из 4 стран В Молодечно в марафоне примут участие

бегунов из 4 стран — Воложинский райисполком

  • Вы здесь:
  • Дом

  • Область, край

  • В марафоне Молодечно примут участие бегуны из 4 стран

05.05.2016

Вместе с белорусскими участниками открытого чемпионата Минской области по марафонскому и легкоатлетическому пробегу памяти экипажа Николая Гастелло, а также в честь 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, выступят бегуны из России, Украины и Эстония. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили организаторы предстоящих 7 мая мероприятий.

Старты пройдут в Молодечненском районе. Предварительные заявки в оргкомитет подали любители бега из России, Украины и Эстонии. Как и предполагалось, всего выступают в гонках от 200 до 300 участников.

Основная дисциплина соревнований – марафон (42 км 195 м). Эту дистанцию ​​определят лучшие спортсмены в шести возрастных группах как у мужчин, так и у женщин: 18-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, 60-69 лет, 70 лет и старше. Лимит времени марафона 5 часов 30 минут. Старт марафона запланирован на 11.00 у памятника экипажу Николая Гастелло (ГП Радошковичи). Перед тем, как спортсмены отправятся в путь, состоится торжественный митинг с выступлением ветеранов войны и возложением цветов.

с массовыми соревнованиями обещают быть на дистанции 12 км. Здесь юноши и девушки, мужчины и женщины суммарно разыграют 16 комплектов медалей в разных возрастных группах. Без учета времени проходят забеги ветеранов спорта на дистанции 1 км у мужчин от 75 лет и старше и у женщин от 70 лет. Помимо основной программы будут организованы соревнования по скандинавской ходьбе на 4 км. Они пройдут на стадионе поселка Чист. Планируется, что за победу будут бороться до 50 претендентов.

Согласно сообщениям, организаторы предоставили ряд денежных призов для победителей марафона и других видов программ.

Молодечненский марафон считается одним из самых интересных по рельефу марафонов, проводимых в Беларуси. Организуют соревнования Управление спорта и туризма Мингорисполкома, а также Управление образования, спорта и туризма Мододечненского горисполкома. Одной из основных целей станет сбор команды Минской области для участия в марафоне Чемпионата Беларуси.

вернуться к началу

Услуги и подразделения

Информационные ресурсы

  • Портал президента Беларуси
  • МИНСКА официальный интернет-сайт РУП «Белтелеком»
  • Национальный центр электронных услуг
  • Единый портал электронных услуг Государственной автоматизированной информационной системы
  • Символы Республики Беларусь
  • Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь
  • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
  • Национальный центр Юридическая информация

Адрес:

222357, г. Минск, площадь Свободы, 20064 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Разработка и сопровождение
ГРУППА КОМПАНИЙ «ЦВР «ОКТЯБРЬСКИЙ»

Посетите памятник Николаю Гастелло во время поездки в Муром или Россию

Используя этот сайт, вы даете согласие на использование нами файлов cookie

Спланируйте поездку в Муром

  • Индивидуальная поездка

    Полный маршрут дня за днем ​​на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Религиозный объект

Свято-Троицкий женский монастырь

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Петру и Февронии, муромским святым

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Спасо-Преображенский монастырь

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Мост

Мост вантовый

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Просмотреть все ›

©

Религиозный объект

Благовещенский монастырь

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Никольская церковь на набережной (Николо-Набережная)

4. 9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Историческое место

Деревня Карачарово

3.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Историческая прогулочная зона

Московская улица

3,7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Муроме

Памятник

Муромский бронепоезд

4.0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Космодемьянская церковь

5,0

Продолжительность: 30 минут

Специализированный музей

Хлебная горница

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Художественный музей

Муромский историко-художественный музей (выставочный центр)

4. 4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Боковые поездки из Мурома

©

Специализированный музей

Музей Хрусталя Имени Мальцовых

Гусь-Хрустальный

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей русского самовара

Касимов

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музей истории

Гороховецкий историко-архитектурный музей

Гороховец

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей песни 20 века/ Музей песни ХХ века

Вязники

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музеи Мурома

Художественный музей

Муромский историко-художественный музей

4.