Содержание
Как Ленин относился к Богу и Церкви
В последнее время часто можно слышать разговоры о том, что Владимир Ленин в отличие, например, от Иосифа Сталина недооценивал роль Церкви и считал любую религию «труположеством». Знаменитая цитата из письма 1913 года Максиму Горькому «о синем и желтом черте» для многих закрыла тему отношения вождя мирового пролетариата к Церкви и религии. Между тем, в дореволюционных статьях Владимира Ульянова и в воспоминаниях о нем можно найти много интересных фактов, позволяющих объяснить политику советской власти по отношению к Церкви.
Начнем с того, что ленинские статьи о христианстве не содержат критики Евангелия или церковных догматов. В отличие от Карла Маркса, подробно разбиравшего мнимые противоречия в евангельском повествовании о родословной Христа, Ленин не разменивается на такие «мелочи». Для него не существовало проблемы исторического Иисуса, поскольку не существовало проблемы существования Бога или религиозных исканий.
Религия по Ленину — всего лишь способ обмануть трудящихся и возможность для богатых держать в покорности бедных. Не случайно на полях Гегеля Владимир Ульянов оставляет почти неприличные надписи, касающиеся Бога, которые Владлен Логинов, автор книги «Неизвестный Ленин» сравнивает с разочарованием болельщика от неверного действия игрока любимой команды:
«И когда Гегель еще и еще раз в этой опубликованной работе пишет, что размышления Эпикура — „жалкие мысли“, ибо нет в его картине мира места для бога, для „мудрости творца“, Ленин срывается, как срывается болельщик, когда его любимый нападающий с десяти шагов бьет мимо ворот. И на полях конспекта, после нескольких десятков реплик — „Замечательно верно и глубоко“, „Очень верно и важно“, „Очень хорошо и образно“, „Умно и остроумно“ появляется запись: „Бога жалко! Сволочь идеалистическая!“. Это никогда не предназначалось для печати и было лишь сугубо личным эмоциональным выражением досады на великого и почитаемого философа, позволившего себе столь мелкое высокомерие».
Как видим, Владимир Ульянов не слишком чтил авторитеты и мог позволить себе эмоциональные высказывания, связанные с проблемами соотношения идеализма и материализма. Правда, продолжая конспектировать Гегеля, Ленин оставляет и другое замечание, которое выдает в нем интерес к умным противникам: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». К чести основателя советского государства следует сказать, что он стремился переубедить оппонента словами, но уж в полемике не щадил никого.
Отметим, что самые «скучные» статьи о религии Владимир Ульянов пишет, размышляя о теории идеализма и материализма, об абстрактных понятиях. Напротив, как только речь заходит о конкретных представителях Православной Церкви, о деятельности духовенства в дореволюционной Думе, о социально-экономической роли религии в обществе, Ленин преображается, и из-под его пера выходят интересные наблюдения.
В статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» Ленин говорит о том, что Церковь страдает клерикализмом. Такой вывод он сделал, анализируя речь епископа Евлогия (Георгиевского), в которой были такие слова:
«Кто может поручиться за то, что бюджетная комиссия, выразившая в настоящем году пожелание подчинить их (церковные средства) государственному контролю, в следующем году не выскажет пожелания переложить их в общегосударственное казначейство, а затем и совсем передать заведование их из власти церковной к власти гражданской или государственной?.. Церковные правила говорят, что если вверены епископу души христианские, то тем более должны быть вверены церковные имущества… Ныне стоит перед вами (депутатами Думы) ваша духовная мать, святая православная церковь, не только как перед народными представителями, но и как перед своими духовными детьми».
Справедливое опасение православного иерарха о том, что государственный контроль над деятельностью Церкви может привести к ухудшению положения верующих (Ленин потом убедительно докажет правоту этого суждения, придя к власти) под пером Ульянова превращается в гимн крепостничества:
«Перед нами — чистый клерикализм. Церковь выше государства, как вечное и божественное выше временного, земного. Церковь не прощает государству секуляризации церковных имуществ. Церковь требует себе первенствующего и господствующего положения. Для нее депутаты Думы не только — вернее не столько — народные представители, сколько „духовные дети“.
Это не чиновники в рясах, как выразился с.-д. Сурков, а крепостники в рясах. Защита феодальных привилегий церкви, открытое отстаивание средневековья — вот суть политики большинства третьедумского духовенства».
Здесь нужно сделать важную оговорку. По свидетельству того же владыки Евлогия и других представителей духовенства, входивших в государственную Думу, необходимость утверждения депутатами расходов на Церковь приводили к большим сложностям. Многие народные избранники попросту игнорировали церковные вопрос, не представляя реального положения дел в Российской Церкви. Сам архиепископ Евлогий убедился в этом на собственном примере, когда с большим трудом в течение нескольких созывов защищал православных на Холмщине и Волыни от реальной католической экспансии. С большим трудом удалось убедить депутатов в необходимости защищать граждан Российской империи, исповедовавших православие.
По мнению Ленина, вся эта борьба за единство страны — это клерикализм, между тем речь шла уже не о сохранении господствующего положения Церкви в империи, которое было отменено Манифестом от 17 октября 1905 года, а о возможности сохранения равенства всех религий. После объявления принципов веротерпимости православные оказались в худшем положении, поскольку не могли ничего изменить без согласия царя, а теперь и депутатов.
Однако вернемся к ленинским текстам. Обвиняя Церковь в клерикализме, Ленин считал сектантов одним из самых демократичных течений в России. В «Проекте резолюции об издании органа для сектантов», который был принят на II съезде РСДРП, лидер большевиков поддержал идею издавать «популярную газетку „Среди сектантов“».
Обозначив православных как политический оплот режима, Владимир Ульянов в своих статьях последовательно проводит мысль о Церкви как оплоте буржуазии и реакции. После революции 1917 года именно эта ленинская идея станет источником гонений на духовенство и верующих, которых начнут расстреливать и сажать в тюрьмы и лагеря по обвинению в «контрреволюции». Многие дореволюционные публикации будущего основателя советского государства не оставляют никаких сомнений в том, что в случае его прихода к власти православных может ждать лишь мученический венец.
Вот очень характерный отрывок из уже упоминавшейся нами работы «Классы и партии в их отношении к религии и церкви»:
«Представитель контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет укрепить влияние религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам „чиновниками в рясах“, которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых, слишком обветшавших, недостигающих цели,- более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную, обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся приходе,- вот чего требует капитал от самодержавия».
Отношение Ленина к представителям Церкви как к приспособленцам — сущность его представления о любой Церкви и религии. Лидера большевиков не интересовали сложные вопросы богословия или мистики, в отличие от Сталина он не пытался использовать религиозные аргументы для укрепления собственной власти, но, напротив, протестовал против возможного превращения себя в «безвредную икону». В этом смысле лидер большевиков всей своей жизнью подтвердил знаменитые строчки из письма к Горькому:
«Богооискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно),- а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем».
Письмо Горькому, содержащее эти известные строки, было ответом на конкретную внутрипартийную дискуссию, но отношение к религиозной вере как к чему-то пустяковому, а к Церкви как к реакционному осталось у Ленина на всю жизнь, и именно оно во многом определило жестокость гонений на православных христиан. Как ни странно, это не было проявлением глупости. Фанатично преданный революции, Владимир Ульянов нашел свою веру и своих богов, а потому все остальные проявления религиозных чувств казались ему лукавством.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Ленин Владимир Ильич: краткая биография, факты, видео
😉 Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Ленин Владимир Ильич: краткая биография, факты» — информация о жизни лидера большевиков, создателя первого в мире советского государства.
Недавно в ряде российских городов был организован опрос молодежи. На улицах молодым прохожим задавали лишь один вопрос: «Кто такой Владимир Ильич Ленин?» Правильный ответ дали 10% участников!
Мне было стыдно за молодых людей, не знающих истории страны, в которой они живут. Этот факт меня крайне удивил и послужил причиной написания этой статьи.
Когда-то Владимир Ильич был Богом для советских людей. В каждом городе страны главная улица – улица Ленина. В моей молодости, в домашнем книжном шкафу стояла его фотография в рамке! Ни фото родных или друзей, а именно фотография Ленина.
Спустя много лет, выяснилось, что это фото настоящего преступника и палача! Неужели это все было?!
Contents
- 1 Кто такой Ленин
- 2 Краткая биография Ленина
- 2.1 Путь к власти
- 2.2 Политическая карьера
- 2.3 Личная жизнь
- 2.4 Последние годы жизни
Кто такой Ленин
Если коротко: Ленин (Ульянов) – это лидер партии большевиков. Один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 г. Создатель первого в мире социалистического государства.
По его приказу в 1918 г. большевиками была расстреляна все семья последнего императора России Николая II. Были уничтожены почти все храмы и церкви. Большевики широко использовали насилие и «красный террор» против «классовых врагов»:
- дворян;
- помещиков;
- офицеров;
- священников;
- кулаков;
- казаков;
- ученых;
- промышленников.
Ленин — это преступник! Ленин – псевдоним, который появился в декабре 1901 г.
Краткая биография Ленина
Владимир родился в Симбирске 22 апреля 1870 г. Отец – инспектор народных училищ Самарской области. Мать обучалась на дому, но была довольно образована. У маленького Володи было еще пятеро братьев и сестер.
Когда Володе было 17 лет, казнили его старшего брата Александра по обвинению в покушении на императора Александра III. После чего он стал рьяным противником царского режима и поклонником революционеров.
Образование Владимир получил в Симбирской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Кстати, директором гимназии был отец Керенского (будущего главы Временного правительства 1917 г.).
Керенский был весьма не доволен выбором юриспруденции одаренным учеником. Он советовал продолжить обучение в историко-словесной сфере.
Юридическое образование Ульянов получил в Казанском университете, но был исключен из-за посещений студенческих сходок. В 1891 г. он поступил в университет Петербурга. В 1892 г. создал марксистское сообщество среди студентов.
Путь к власти
В 1895 г. за границей В. Ульянов познакомился с Георгием Плехановым, руководителем «Освобождения труда». А когда вернулся в Москву, организовал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». За что он был приговорен к ссылке в Сибирь.
В 1900 г. Ульянов отправляется за границу и создает газету «Искра», которая пропагандирует марксизм. Газета распространяла свои идеи и на территории России, где вскоре появилась сеть революционных организаций.
Писать политические труды Владимир Ильич начал еще в ссылке. Первый его труд вышел в 1895 г. под названием «Развитие капитализма в России». В 1902 г. публикуется статья «Что делать?», в которой изложена основная концепция деятельности революционеров.
После провала революции 1905 г. Ленин снова выезжает за пределы Российской империи для продолжения революционной деятельности. В 1912 г. он взял на себя руководство газетой «Правда». В Швейцарии выступает на политических конференциях. Он отстаивает свои идеи по необходимости социалистической революции в Российской империи.
Политическая карьера
В феврале 1917 г. революция все-таки свершилась. Власть перешла к Временному правительству. Ленин вернулся на родину с целью возглавить восстание. И в октябре того же года молодому вождю удалось убедить сторонников в необходимости вооруженного восстания, которым руководил лично в Петрограде.
С 1918 г. предводитель революционеров избирается на пост председателя Совнаркома и председателя Совета рабочей и крестьянской обороны. Политика Ленина была довольно агрессивной. Она заключалась в ликвидации любых политических оппозиций и уничтожении дворянства и духовенства, как социального врага.
Политика «красного террора» не привела к ожидаемым результатам. Ленин приступил к внедрению новых методов развития политики СССР. В 1922 г. по рекомендации уже пораженного болезнью Владимира Ильича было создано новое государство – СССР.
Личная жизнь
Владимир Ильич познакомился с Надеждой Константиновной Крупской (годы ее жизни 1869-1939). В 1894 г. они организовывали деятельность «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. Ленина отправили в сибирскую ссылку, и он зарегистрировал брак с Н. Крупской.
Молодой чете атеистов пришлось обвенчаться в храме. Без этого жене не позволялось следовать за супругом в ссылку. Детей в этом единственном браке не было.
Ленин, Крупская, Арманд
Известно, что у Ленина была любовница – Инесса Арманд, деятельница российского революционного движения (годы жизни: 1874-1920). Супруга знала об их отношениях, несколько раз собиралась уйти, однако всякий раз Ленин ее удерживал.
Последние годы жизни
В 1918 г. после митинга на Замоскворецком заводе эсерка Фанни Каплан пыталась застрелить Ленина. Покушение закончилось тяжелым ранением. Он выжил, благодаря операции, проведенной доктором Владимиром Минцем.
В этот же день был убит Моисей Урицкий, председатель петроградского ЧК. Именно эти события послужили введением в действие «красного террора».
В 1922 г. Ленин заболел и активная политическая деятельность сменилась пассивной. Болезнь была вызвана нервным перенапряжением, которое со временем только больше подтачивала силы вождя. 21 января 1924 г. отец революции скончался.
Официальной причиной смерти считается прогрессирующий атеросклероз сосудов. Это привело к постепенному угнетению деятельности головного мозга. Тело Ленина до сих пор хранится в Мавзолее, на Красной площади в Москве. Его рост — 1,65 м. Знак зодиака — Телец.
Ленин Владимир Ильич: краткая биография (видео)
youtube.com/embed/WCPZpnwJ8ew» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Поделитесь информацией «Ленин Владимир Ильич: краткая биография, факты» в соц. сетях. Ведь, многие не знают, кто такой Ленин.
Что такое большевистская революция?
На тему большевистской революции уже написаны тома, и еще много будет написано в ближайшие годы. Здесь мы можем только попытаться отметить его существенный характер.
Многие американцы заблуждаются, что русская революция была всего лишь революцией промышленных рабочих против небольшой, но могущественной группы капиталистов. Это недоразумение связано с тем, что большинство людей думают, что это произошло в соответствии с предсказаниями немецкого писателя-социалиста Карла Маркса.
В своих самых известных работах — Капитал и Коммунистический манифест — Маркс выразил уверенность в том, что коммунистическая революция произойдет в высокоиндустриальной стране, такой как Германия или, возможно, Великобритания.
Россия не соответствовала пророчеству Маркса
На самом деле ничто не могло бы соответствовать революционной формуле Карла Маркса меньше, чем Россия 1917 года. В то время, как уже было указано, Россия была отсталой земледельческой страной. Большая часть ее промышленности, тогда еще находившейся в зачаточном состоянии, финансировалась в основном за счет иностранного, а не местного капитала. В 1917 громадное большинство населения составляли крестьяне, а число промышленных рабочих, хотя и росло, все же составляло очень незначительное меньшинство.
Несмотря на усилия по введению законодательства о заработной плате, продолжительности и условиях труда, фабричные рабочие в то время жили в нищенских условиях. Эти экономические трудности заставили их сыграть гораздо большую роль в ноябрьской революции, чем можно было ожидать, исходя из их численности.
Однако действительно большую группу обездоленных людей в России составляли не промышленные рабочие, а крестьяне. Когда они были освобождены от крепостной зависимости в 1861 году, крестьяне получили немного земли и обещание еще больше. В 1914 действительно безземельных крестьян было мало. Большинство крестьянских семей владели землей либо индивидуально, либо в составе коллективной группы, называемой миром или общиной. Но их владения были так малы, что большинству из них приходилось работать арендаторами или батраками в имениях крупных землевладельцев, или в хозяйствах более богатых крестьян, известных как кулаков (кулаков), или на землях, принадлежавших государству. или церковь.
В 1917 году в России были не только фабричные рабочие, стремившиеся свергнуть класс промышленных капиталистов, но и массы крестьян, не имевших достаточно земли, чтобы зарабатывать на жизнь. Они хотели больше земли и надеялись получить ее за счет таких крупных землевладельцев, как монархия, дворянство, церковь и, главное, государство. Однако настоящий переворот, приведший к власти Ленина, был совершен группой профессиональных революционеров при поддержке взбунтовавшегося петроградского гарнизона. Важно отметить, что в результате этого переворота было свергнуто правительство Керенского, стремившееся установить демократический режим после свержения царизма 19 марта.17.
Большевистские лидеры
Ноябрьскую революцию возглавила группа интеллигентов, большинство из которых никогда не видели рабочего верстака и не пользовались крестьянским плугом. Многие из них, особенно Ленин и Троцкий, жили в эмиграции за границей, потому что их взгляды привели их к конфликту с царским правительством. Руководителем революции был Ленин, выходец из интеллигенции, проведший свою жизнь не в физическом труде, а в писаниях и выступлениях.
Заводские рабочие сыграли важную роль в разгроме старой власти и в защите новой советской власти, шедшей по пути обобществления производства (прежде всего в промышленности и торговле, затем в сельском хозяйстве). Но, если судить по величине участвовавших в нем сил, революция 1917 было главным образом аграрным восстанием. Лозунгом большевистских лидеров в 1917 году было «Мир, земля и хлеб».
Хлеба хотели все, так как война нарушила транспорт и создала нехватку еды в городах. Мира тоже желали многие, особенно солдаты на фронте, которым не хватало боеприпасов. Но земли больше всего желали крестьяне, 50 лет страдавшие от острого «земельного голода».
В 1917 году многие крестьяне думали, что они вытеснят всех крупных землевладельцев и сами станут единоличниками. Этого в конечном счете не произошло, потому что советское правительство не собиралось превращать крестьян в индивидуальных собственников. Советский лидер опасался, что крестьянская собственность на землю восстановит капитализм в другой форме. Советская власть была полна решимости уничтожить все возможные корни капитализма в России. Их план состоял в том, чтобы создать такой же статус для рабочих на фабриках, которые не владеют заводом и просто получают заработную плату за эксплуатацию машин, и для рабочих на фермах, где крестьяне также стали бы наемными работниками. Земля, как и фабрики, банки и природные богатства страны, должна была стать собственностью не отдельных крестьян, а государства, которое должно было вознаграждать крестьян за их труд.
Правительство против крестьян
Планы советских руководителей встретили ожесточенное и упорное сопротивление со стороны крестьян. Они боролись с правительством изо всех сил много лет — иногда активно, чаще пассивно. Иногда они отказывались сеять или собирать урожай, а иногда портили запасы зерна и других продовольственных товаров. Правительство ответило различными мерами репрессий. Отправка правонарушителей в отдаленные районы страны, где их заставляли работать на дорогах, железных дорогах и выполнять другие работы, была излюбленным наказанием.
Сейчас практически вся земля в России является собственностью государства. Есть несколько крупных совхозов, которые работают как фабрики, рабочие получают регулярную заработную плату. Однако большая часть земли обрабатывается колхозами, члены которых получают долю чистой прибыли хозяйства. Самая острая борьба советских руководителей была не борьбой промышленных рабочих против банкиров, фабрикантов и помещиков. Это была борьба между большевиками и крестьянами. В той мере, в какой Советская власть претендовала на представительство фабричных рабочих, это была также борьба между рабочими и крестьянами, между городом и деревней.
Догнать внешний мир
Эта борьба велась бок о бок с другой великой борьбой большевистской революции — попыткой превратить отсталую Россию в современное индустриальное государство, независимое от внешнего мира. Советские руководители не только хотели освободить Россию от зависимости от внешнего мира, который, по их мнению, грозил превратить Россию в колонию передовых индустриальных держав. Они также хотели обезопасить страну от нападения со стороны одного или нескольких «капиталистических» государств.
Сегодня государству принадлежат все ресурсы страны — фабрики, шахты, всевозможные сельскохозяйственные и минеральные продукты. Таким образом, Россия перескочила от стадии примитивного земледелия, едва начавшей индустриализацию, к крупномасштабной разработке всех ресурсов государством либо непосредственно, либо через государственные кооперативы. В основном он перескочил через период крупного индивидуального предпринимательства, финансируемого частным капиталом на частный риск ради личной выгоды, который характеризовал переход Европы и Нового Света от преимущественно сельскохозяйственной к преимущественно индустриальной экономике.
За 25 лет Россия пережила множество революций, которые в других странах растянулись на несколько столетий. За этот короткий период он стал свидетелем падения монархии и аристократии, распада крупных земельных владений, продвинутых стадий промышленной революции и повсеместного развития государственной собственности и управления. Этот захватывающий дух темп в стране, лидеры которой, справедливо или ошибочно, считали, что ей постоянно угрожает враждебное «капиталистическое окружение», объясняет многое из того, что в России казалось хаотичным.
Из EM 46: Наш русский союзник (1945)
Капиталистическая Монголия не так радужно прощается с большевиком Лениным шагая вперед на одну ногу, бронзовая статуя большевика-революционера Владимира Ленина в центре монгольской столицы Улан-Батор когда-то была мощным символом влияния Советского Союза.
Слайд-шоу ( 2 изображения )
Сегодня статуя заброшена и обесцвечена, ее постамент разрушается, а бродячий уличный торговец использует постамент для демонстрации подержанных учебников. Молодые монголы, проносящиеся мимо в дизайнерских джинсах и бейсболках, вряд ли пропустят его, когда он будет продан с аукциона и снят с продажи в конце этой недели.
Решение расстаться с четырехметровым реликтом советской пропаганды принял мэр Улан-Батора Бат-Уул Эрдэнэ, известный как один из «первоначальных 13 демократов», помогавших свергнуть коммунизм в ходе бескровной революции 1990 года.
«Я считаю коммунистов большими преступниками не только перед внешним миром, но и перед собственным народом. Поэтому я считаю, что мы должны снести эту статую Ленина, потому что она символизирует репрессии», — сказал Рейтер Бат-Уул, один из основателей Демократической партии Монголии.
Торги на статую, установленную 58 лет назад, начнутся с 400 000 тугриков (180 фунтов), и Бат-Уул сказал, что две компании уже проявили интерес, в том числе туристический лагерь «гер» (юрта) за пределами Улан-Батора, которому уже принадлежит памятник советскому диктатору Иосифу Сталину.
Бат-Уул сказал, что удивлен, что статуя сохранилась так долго, учитывая миллионы погибших от голода и массовых казней при советской власти.
«У нас в Монголии тоже был жестокий коммунистический режим», — отметил он. «Мы потеряли около 40 000 человек всего за два года во время 19-го века.30 с. Они были убиты хладнокровно. Это был геноцид».
Тысячи статуй Ленина были установлены на территории бывшего советского блока после его смерти в 1924 году, но большинство из них было снесено, переплавлено на металлолом или использовано в качестве ретро-советского декора в кафе и ночных клубах после распада Советского Союза в 1991 году.
Статуе Ленина в Улан-Баторе удалось уцелеть, в основном потому, что многие пожилые монголы до сих пор почитают российского лидера за поддержку Монголии в ее борьбе за независимость в 1921.
«Если бы России не было и Ленин нам не помог, то и Монголии не было бы», — сказал 55-летний водитель Эрдэнэбилег Давагдорж. «Русские спасли нас в 1921 году, а затем снова во время Второй мировой войны, когда японцы вторглись в нашу страну.