Содержание
Грот Л.П. «Князь Рюрик не был викингом (свободный исторический выбор народа в свете древнерусской словесности и позднейшей духовной борьбы с мифотворчеством Запада)»
Грот Лидия Павловна, к. ист. н., директор консалтингово-образовательного предприятия «НОРРКОН АБ» (Швеция). |
«Князь Рюрик не был викингом (свободный исторический выбор народа в свете древнерусской словесности и позднейшей духовной борьбы с мифотворчеством Запада)»
Доклад в рамках секции
«Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы
В 862 г., согласно Повести Временных лет, произошло призвание к ильменским словенам князя Рюрика и его братьев. До XVIII в. в понимании этого события русская историческая мысль придерживалась вековой летописной традиции, согласно которой Рюрик и его братья приглашались как князья в княженье Словен в силу своих наследных прав, по причине отсутствия там прямых наследников мужского пола.
Согласно ПВЛ Лаврентьевской редакции, события в княженье Словен во времена, предшествовавшие призванию варяжских братьев, разворачивались так: «Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, [и] быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». Никоновская летопись дополняет эту картину: «И по сем събравъшеся ръша к себъ: ”поищем межь себе, да кто бы в нас князь был и владъл нами, поищем и уставим такового или от нас, или от казар, или от полян, или от дунайчев, или от варяг”. И бысть о сем молва велиа; овъм сего, овъм другаго хотящем, таже совъщавшася послаша в варяги». Почему выбор пал на кандидата из варягов, разъясняет Воскресенская летопись, где читаем: «И в то время в Новегороде некой бе старейшина, именем Гостомысль, скончиваеть житие, и созва владалца сущая с ним Новаграда и рече: ”Совет даю вам, да послете в Прускую землю мудрые мужи и призовёте князя от тамо сущих родов”».
Каким образом «тамо сущие роды» были связаны с княженьем Словен, мы узнаём из Иоакимовской летописи, в которой рассказывается о том, что «Гостомысл бе муж елико храбр, … Гостомысл имел четыре сына и три дочере. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы быша суседним князем в жены…». Вещуны предсказали, что «имать наследовати от своих ему… Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий… Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: ”Oт сынов ея имать наследити ему…». ПВЛ опускает детали обсуждения, приводя только его конечный результат: «…идаша за море к варягам к руси… реша русь, чудь [и] словени и кривичи вся земля наша велика и обильна, а наряда в неи нет, да поидете княжитъ и володети нами».
Если освободить эту фразу от утвердившегося смыслового искажения (отождествления «наряд» со словом «порядок» вместо «власть»), привнесённого А.Л. Шлёцером, то она логически завершает всю картину: представители княженья Словен отправляются в страну, где находятся намеченные кандидаты на их княжеский престол, и обращаются к ним с приглашением занять этот престол в силу отсутствия у них власти — наряда (или представителя власти – «нарядника») в соответствии с правом и местом в ряду княжеского родословия. Кроме летописей, известен целый ряд других русских источников, посвящённых родословию правителей Руси и характеризуемых в науке как легендарно–политические сказания русской литературы XIV – XVII вв., в которых также сообщается о княжеской родословной Рюрика и его братьев.
Вышеприведённые сведения русских источников подкрепляются и дополняются данными из произведений многих западных авторов XV–XVIII вв. (С. Мюнстер, С. Герберштейн, М. Стрыйковский, К. Дюре, А. Майерберг и др. )[1]. Из них мы, в частности, узнаём не только то, почему и кого призывали, но и откуда призывали: из южнобалтийской Вагрии (части современного Шлезвиг — Гольштейна).
XVI в. – период крупных и знаменательных событий в европейской истории. Это было время общеевропейских потрясений, религиозных войн, смены культурно — этнических ориентаций, переоценки мировоззренческих принципов, складывания национальной государственности и пр. В такой обстановке естественно обострялся интерес к прошлому и стремление зафиксировать, сохранить старинные сведения, уносимые в небытие потоком новых пристрастий и взглядов.
Понятен в этой связи и интерес к генеалогическим материалам, которым отмечена общественная мысль XVI – XVII вв., что хорошо иллюстрируется деятельностью составителей немецких генеалогий, в частности, генеалогий Мекленбургского герцогского дома, прямыми предками которых были правящие роды Вагрии и Ободритского княжества, с отдалённых времён связанные междинастийными узами со многими европейскими домами, в том числе, и на севере Восточной Европы. Среди наиболее известных исследователей генеалогий следует назвать Б. Латома и его Genealochronicon Megapolitanum (1610), генеалогические изыскания Б.Латома были продолжены его соотечественниками.Согласно их сведениям, Рюрик был сыном вагрского и ободритского князя Годлиба. Мекленбургские генеалогии и княжеское вагрско-ободритское родословие Рюрика были объектами исследования вплоть до середины XVIII в., а затем исчезли из науки под влиянием новых теоретических веяний.
Кроме западноевропейских источников сведения о княжеской власти в летописных княжениях подкрепляются сочинениями средневековых арабских и персидских географов и историков о Восточной Европе. Трудами востоковедов (А.Я. Гаркави, В.В. Бартольда, Б.Н. Заходера, А.П. Новосельцева и др.) была переведена и проанализирована потестарная терминология, на основе чего было установлено, что термины, которыми арабские и персидские авторы определяли правителей славян (райис, малик, падишах), означали коронованных, наследственных государей.
Начиная с середины XVIII в. взгляд на призвание Рюрика стал радикально меняться под влиянием целого ряда западноевропейских утопий. Прежде всего стал отрицаться княжеский титул Рюрика, в силу чего летописный Рюрик сделался безродным наёмником. Вместе с княжеским достоинством Рюрика бесследно исчезли и все летописные княженья вместе с князьями, которые согласно ПВЛ «княжаше в роде своем». Вместо этого стали насаждаться взгляды о «демократическом» правлении у новгородцев до призвания Рюрика (Г. Миллер, Л. Шлёцер).
Эти взгляды были рождены в лоне такого течения западноевропейской мысли как готицизм, согласно которому основоположниками государственности и монархической власти в Западной Европе являлись германские племена – наследники Римской империи. Славянским же народам был якобы присущ хаос народоправства, от которого их избавляли носители германских языков как монопольные обладатели монархического начала и порядка (Х. Харткнох, Г.Добнер). Идеи готицизма, наполнившие просвещённые умы Европы образами «германских» завоеваний, несущих другим народам порядок и государственность, привели к тому, что варяжский князь Рюрик и его братья были стараниями Миллера и Шлёцера объявлены безродными бродягами-наёмниками, неизвестно как ставшие князьями в Словенском княженье.
И эта путаница потянулась через столетия, разлагая российскую историческую мысль и превращая её в легкую добычу для новых западноевропейских политических мифов, продолжавших рождаться в том числе и на почве фальсификатов русской истории. Сейчас основными из них являются мифы о норманнах и викингах, которые якобы на Руси называли себя варягами, что источниками не подтверждается.
Викинг как общескандинавский образ проявился только в XIX в. Его разработка была вызвана не научными, а политическими интересами, причем общими политическими интересами всех скандинавских стран. Эти интересы были связаны с поисками общескандинавской идентичности и оформились в общественно-политическое движение, известное как скандинавизм. Скандинавизм зародился ещё в конце XVIII в. как движение в области скандинавской культуры, позднее слившееся с идеями общеевропейского романтизма. Идеи романтизированного патриотизма вдохновили скандинавских писателей, поэтов и других деятелей культуры на выступления с патриотической поэзией, в рамках которой и стал формироваться тот образ «общескандинавских» викингов, который знаком нам сейчас. Из поэзии этот образ постепенно проник в исторические произведения, хотя изначально являлся феноменом художественным.
Важным источником, содержащим материалы о викингах, которыми воспользовались скандинавские деятели культуры и политики, явились многие произведения исландской литературы. Например, в известной «Книге о занятии земли» (Landnámabók), повествующей о колонизации Исландии выходцами из Норвегии, упоминается целый ряд первопоселенцев, носивших прозвание викинга – víkingr mikill/великий викинг. Удивительного мало, поскольку первопоселенцами Исландии часто становились люди, оказавшиеся вне закона или как сейчас бы сказали, люди с криминальным прошлым. В качестве примера можно упомянуть такого «великого викинга» как Эльвир по прозвищу «барнакарл» (Ǫlvir barnakarl), т.е. «чадолюбивый». Согласно шведскому филологу Свену Экбу, это прозвище Эльвир заслужил потому, что не насаживал младенцев на острие копья, в отличие от других викингов, тешивших себя подбной забавой.
Викинги упоминаются в исландских сагах (родовых и королевских сагах, в сагах о древних временах, в псевдоисторических сагах и др. ), причем в различных контекстах. Шведский исследователь викингской тематики Ф.Аскеберг, разбирая тексты саг, указывал, что в сагах слово викинг ясно имело значение пират, морской разбойник, грабитель.
Но в королевских сагах ни один правящий конунг викингом не назывался. Другое дело, что конунги могли организовывать викингские, т.е. пиратские набеги, так сказать, в «государственных интересах» и даже участвовать в них. В качестве примеров можно вспомнить Харальда Серую шкуру (960/961 – 970), жизнь которого проходила в грабительских, т.е. в викингских походах, но саги не называли его викингом или пиратом. То же самое можно сказать об Олаве Трюггвасоне (963/968 – 1000). Он большую часть жизни провел в скитаниях и где только ни сражался: на Балтике, в Англии, в Шотландии, в Ирландии, в Уэльсе и пр., но и его саги не называют. Напротив, правящим конунгам часто приходилось защищаться от викингов/пиратов. Такие проблемы, например, были у Хокана Доброго (933-961) и у Олава Святого (1015-1028).
Пиратствовал на определенном этапе своей жизни известный Роллон или Рольф Пешеход, прославившийся тем, что завершил свою карьеру в качестве первого правителя Нормандского герцогства. Согласно сагам, он был изгнанан конунгом Харальдом Прекрасноволосым за пределы его владений и занялся пиратством. Занялся, явно, успешно, поскольку в сагах его называли великим викингом – vikingr mikill, из чего следует, что данного исторического персонажа на определенном этапе жизни можно было называть викингом, но не на протяжении всей его жизни.
О викингах упоминается в скальдической поэзии и тоже – в значении «морской разбойник». Поэтому слово «викинг» в скандинавских источниках было проникнуто негативным смыслом. Например, в жизнеописании Александра Великого (Alexanderssaga), переведенного с латыни, одного из отрицательных героев – предателя обозвали викингом. Даже в юридических текстах (Gulatingslagen) слово «викинг» выступало синонимом грабителя или преступника.
Реальные викинги-пираты никакого существенного вклада в историческое развитие европейских стран не внесли. Но когда в XIX в. поиски общескандинавской идентичности натолкнули скандинавских общественных и политических деятелей на мысль использовать в этих целях образ «викинга»,уже романтизированного в поэзии и искусстве, то работа по созданию викингского мифа закипела. А с первой половины XX в. этот миф, продолжавший традиции создания вымышленного древнего величия германских народов, заложенные готицизмом XVI – XVIII вв., стал востребован и общеевропейской политикой. Политические мифы о викингах оказались востребованными идеологами нацистского рейха. Подтверждением тому является создание во время войны дивизии СС «Викинг», в состав которой рекрутировались добровольцы из скандинавских стран, а также – из Нидерландов, Бельгии и др. Дивизия использовалась в боях против СССР, а затем на Восточном фронте (Польша, Венгрия, Австрия).Эсессовские «викинги» были выброшены за пределы нашей страны хотя выступали они, как известно, не сами по себе, а в той или иной форме – в союзе с представителями всей Западной Европы. Но викинг как историко-политическая фантазия получил в новую прописку как в российской, так и в западноевропейской истории.За последнее время эта тема сильно пошла в рост и трансформировалась в крупные международные проекты, финансируемые из фондов Евросоюза и других фондов. Грязные средневековые пираты-викинги представляются сегодня под вывесками типа «Viking world», «Viking Age» или «The Viking Phenomenon». И это крайне негативная тенденция, прежде всего для российской истории, поскольку на антироссийскую политику работает сегодня раскрученный когда-то скандинавскими деятелями образ викинга как общеевропейского завоевателя и преобразователя. Миф о пришельцах-викингах, якобы основавших древнерусское государство, ненавязчиво подается как историческая «аргументация» в поддержку закономерности идеи внешнего управления для России.
Поэтому так важно восстанавливать особо важные исторические события, сохраненные источниками. К таким событиям относится и призвание князя Рюрика. Он никакого отношения к балтийским пиратам не имел, а был призван на княженье как законный наследник и в результате свободного выбора облеченных полномочиями представителей Словенского княженья. Не менее злостным фальсификатом является причисление к викингам-пиратам равноапостольного князя Владимира. Но под влиянием западноевропейских историко-политических утопий в русской исторической науке сложилось неправомерное отождествление летописных варягов и викингов из исландских саг. И с этой путаницей необходимо начать разбираться, поскольку варяги – это народ, а викинги – это профессия (пираты). Русская история от её истоков составляет мировоззренческую и идеологическую основу формирования национального сознания российского населения. Пришло время освобождать её от западноевропейских исторических мифов.
[1] Герберштейн С. Записки о Московитских делах. СПб., 1908. С. 4; Duret C. Thrésor de l’Histoire des langues de cest Univers. Uverdon, 1619. P.846; Зерцало историческое государей Российских // Древняя Российская Вифлиотика. СПб., 1891. С. 29; Münster S. Cosmographia. Basel, 1628. Faksimile–Druck nach dem Original von 1628. Lindau, 1978. S. 1420; Татищев В. Н., Там же. Т.VII-VIII, с.79; Фомин В.В. Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии // Варяго-русский вопрос в историографии / Серия «Изгнание норманнов из русской истории. Вып. 2. М., 2010. C. 378-379; Marmier X. Letters sur le Nord par X. Marmier. Paris, 1841. Р. 30-31.
А был ли Рюрик? Где находилась «Руськая земля» во времена Древней Руси — DSnews.ua
10:05
Время прочтения
«ДС» продолжает серию публикаций «Исторический фронт с Кириллом Галушко». Мы уже писали о том, где искать древних укров, и была ли «Трипольская Аратта», кто такие настоящие руськие, кто придумал советский новый год и сколько лет украинской столице.
Привет, боец исторического фронта! Раньше мы уже выяснили, что первого «руського», весьма вероятно, звали не Илья и не Тарас, а Карл. Или Руальд. И был он — современным языком — швед. Возможно, это противоречит или российским, или украинским популярным видениям своей древней истории. Это, конечно, печально. Ибо спорить историку с (гипер)патриотами — только себе вредить. История опирается только на факты, а не на иллюзии или фантазии.
Украинское видение своей национальной истории хотело бы, чтобы название речки в Киевской области Рось или пребывание на наших землях сарматского племени роксолан в начале новой эры позволило считать «Русь» исключительно местным изобретением. Не какими-то шведами, а отечественной производной Среднего Поднепровья. Желательно — славянами. То есть украинцами. В России, понятное дело, хотят видеть их «русскими». И публику обычно мало беспокоит, что «народ русь» потом ассимилируется и станет славянами («Словенский язык и руський один есть»), а с 11 века «руський язык» (как бы мы его не интерпретировали) перестанет быть скандинавским и станет славянским. Всех интересует Начало.
«Бой славян со скифами», Виктор Васнецов, 1881. Этот бой не мог состояться, так как между скифами и достоверными славянами был промежуток во времени как минимум в 500 лет. Но после скифов были сарматы и роксоланы… Их можно тут представить на картине в роли «скифов», хотя выглядели они, понятное дело, иначе
Вопрос Начала беспокоил еще Михайла Ломоносова, который возводил Русь к роксоланам. Где-то так, «по-местному» действительно считали в 18 веке: бытовали, например, «сарматская теория» происхождения шляхты Речи Посполитой и «хазарская теория» о происхождении наших казаков. Но то ж был 18 век. Тогда еще не знали, что хазары с определенного момента стали иудаистами.
Можно, конечно, как мне иногда пишут, начать мерять историю Украины по представлениям Богдана Хмельницкого. Однако, тут у меня есть возражения. Батька Хмель, конечно, был во всех смыслах выдающийся человек, но он же ж даже Грушевского не читал. И вообще занят был другими, более важными делами. А теперь коллеги и потомки даже из Михаила Сергеевича Грушевского не всёсчитают аксиомой. Что ж поделать: демократия, прогресс науки. Нет историкам Указу. Нет на них ЦК КПУ и вежливого товарища Щербицкого или злого дяди Маланчука, зава по идеологии. Нынешний Президент Порошенко, конечно, сходил в прошлом октябре на истфак университета Шевченко и огласил правильную речь, но почему-то не указал, как надо писать «правильно» историю Украины.
До 1991 года мнение украинский патриотов «на счет речки Рось» совпадало с мнением русских патриотов, в том числе историков и археологов, которые мыслили масштабами СССР. Киев — он же столица Украинской ССР, которая произошла из «древнерусской народности», «общей колыбели». Про «самостийную Украину» они были не в курсе и единая государственность с центром в Москве избавляла их от полутонов. Все было вроде как «свое».
Реклама на dsnews.ua
Борис Рыбаков (1908-2001), выдающийся советский археолог. Директор Института археологии АН СССР (1956-1987). Был категорическим противником «норманизма» (скандинавскости изначальной «руси»), считал себя «полянским националистом» — от летописного племени «полян», которые жили около Киева
Но вот после 1991 года мнения (гипер)патриотов соседних стран, что неудивительно, разошлись. Как так: Киев в Украине — «мать городов русских»? Долой Киев! Не позволим Хунте тянуть историческое одеяло на себя!А, сори, Хунта появилась не сразу. Но вот независимая Украина — да.
Но даже до киевской Хунты 2014 года возникли у наших восточных соседей теории о «Северной Руси», Старой Ладоге и Рюриковом Городище. Мол, там она, — «исконная Русь». Там оно ВСЕ было. А потом уж между делом «русские» и в Киев заглянули. И завели там себе столицу, которую неплохо бы как-то вернуть под триколор.
Николай Рерих, «Заморские гости», 1901
Вспомним об источниках. Согласно «Повести временных лет», написанной в начале 12 века, в 862 году состоялось призвание варягов-руси. Тогда пришел из-за моря (видимо — Балтийского) князь Рюрик, братья его Синеус и Трувор. Приходят они «сюда» и обосновываются. Источник (в переводе Д.Лихачева): «В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
Учитываем, что «Повесть» писалась через 200 с лишним лет после описываемых ею событий 9 века. «Заказчиком» ее, как сегодня считают историки, выступал ставший киевским князем в 1113 году Владимир Мономах, Рюрикович. «Повесть» обосновывала власть Рюриковичей на Руси. Вполне возможно, что в то время эту власть особенно и не нужно было обосновывать, поскольку никакой альтернативы Рюриковичам просто не существовало. Рюриковичи давным-давно устранили любые альтернативы. Но это было традиционное и для соседних государств обоснование легенды о начале правления местной династии и ее легитимности.
Памятник тысячелетию России, 1862, Новгород. Поставлен императором Александром ІІ. 862 год стал знаковым для истории России. Для истории Украины он не так заметен
Среди выдающихся мэтров исторической науки версий и интерпретаций «призвания / непризвания варягов» было выдвинуто множество, поэтому я даже стесняюсь вступать в споры по этому поводу. Укажу лишь некие общие моменты.
Весьма вероятно, что и не «призвали» варягов. Викинги были люди простые: приходили без всякого «призвания» и брали «свое». Ходили они на восточный берег Балтийского моря давненько, еще с века 8. В тогдашней северной части современной России славян еще не было. Жили себе там спокойно возле Финского залива всякие суоми (сумь), вепсы (весь) и ижора (ижорцы) — финские народы. Славянские племена постепенно двигались на север через современную Беларусь к Волхову, но и до сих пор мы не знаем, из какой части славянского мира происходят, например, новгородцы, — летописные «словене ильменские». Уж очень их язык, в последние годы ставший хорошо известным по берестяным грамотам, напоминает западнославянский. Не «поляки» ли?
Рюрик. Памятник тысячелетию России, 1862, Новгород.
По поводу братьев Рюрика Синеуса и Трувора в «Повести» опять же нет единства мнений: не есть ли это выражение буквально со шведского «сине хус трувор», — что означает «с домом и дружиной». Многие считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках именно как имена.
«Труворов крест» в Изборске. Брат Рюрика Трувор, даже если и существовал, явно был язычником и крест после себя оставить никак не мог
Где они обосновались, три брата? Город Новгород возникает в 10 веке. Позже призвания варягов. «Рюриково городище», одно из предтеч и окраин будущего Новгорода, названо «Рюриковым» уже краеведами 19 века. Был ли там Рюрик — неизвестно. Белоозеро как городище возникает тоже в 10 веке. Позже призвания варягов. Изборское «Труворово» городище, к западу от Пскова, тоже несет на себе след «краеведов», — например Екатерины ІІ, которая отчеканила медаль в честь Трувора, в существование котрого верила. Но понять, где в данном городище заканчиваются находки «прибалтийско-финской керамики» и начинаются славяне-кривичи, и сколько там реального скандинавского — вопрос к археологам.Темный вопрос. К сожалению, не было у трех культурных братьев привычки царапать на стенах хулиганское «Здесь был Рюрик».
Назывались ли места их тогдашнего пребывания «Русью» или «Руськой землей», мы не знаем. Нет ничего в источниках. Историчность самого Рюрика до сих пор под вопросом. Вероятнее всего, он существовал «где-то около того», но попытки связать его с каким-то известным по другим источникам (кроме нашей «Повести») персонажем пока неудачны. С кем только не пытались его отождествить, — даже с данским конунгом Хрёриком Метателем Колец, дедушкой небезызвестного принца Гамлета. Но тот Хрёрик жил в 7 веке (а так бы оказался Гамлет Рюриковичем!).
Уточним, что и самого автора «Повести временных лет», известного широкой общественности Нестора-летописца, сейчас считают в основном персонажем легендарным, а Начальную летопись писал вроде как игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Впрочем, кто бы это ни был, проблемы у него возникали и по поводу знакомства с византийскими источниками. Призвание Рюрика, потомки которого все буквально на Руси сделали и основали, он относил к 862 году, но вот незадача: в 860 году, 18 июня жители Константинополя, согласно местным историческим заметкам, ощутили нападение на себя «народа рос». (Почему «рос», а не «рус» — мы еще расскажем.) Написал источник немного, но в хронике «Продолжателя Амартола» есть такое: «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены. «
Последующие (итальянские) хронисты лет через сто несколько иначе оценят результаты набега: «В это время народ норманнов на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси».
Константинополь времен Византии (Восточной Римской империи). На него в июне 860 года напал «народ рос»
«Норманны», «северные люди», согласно тогдашним представлениям, — банальные викинги-варяги. Но, надо откровенно признать, что византийцы довольно смутно представляли, кто ж таки конкретно напал на них. Константинопольский патриарх Фотий называл напавших «народом с севера», «народом от краев земли». Короче, «росы», видимо, успешно прошлись по околицам Константинополя. Тогдашние источники говорят, что только ритуальное применение священниками облачения Богоматери, что вызвало шторм на море, отогнало флот «росов» от христианской столицы.
В общем, кроме точной даты их «выхода на историческую арену», мы так и не знаем, что в действительности отогнало «росов» от Константинополя. Вполне возможно, что им хватило добычи для того, чтобы спокойно засобираться домой, не особо заботясь о том, как это опишут местные историки.
Итак, росы. Судя по источникам: варяги-норманны. Автор «Повести временных лет» датировал этот поход не 860, а другим — 866 годом, чтобы это было позже призвания Рюрика в 862 году. Последующие историки эту робкую манипуляцию давно разоблачили.
Но остается интрига: так какой все же «росский» князь напал на Царьград в 860 году? Ясно, что не Рюрик, ведь даже лояльный Рюриковичам автор этого не пишет.
Возможно, вождями росов были упомянутые летописцем «воеводы Рюрика» или же самостоятельные князья «Аскольд и / или Дир» (коварно убитые потом Олегом), но имена варварских вождей у византийцев не указаны. Арабские источники, упоминающие некоего «ад-Дира», уж очень экзотичны и расплывчаты по именам и датировке. Вероятно, что единственным очевидным местом «исхода» «росов» на Константинополь должен был быть Днепр. Если по нему (Днепру) подняться повыше — обнаружим Киев, который как раз в это время обрел детинец — некое укрепление с валом и рвом. То есть, начался как город. Возможно, нападавшим на Константинополь был какой-то киевский князь/конунг.
Князь Олег показывает малолетнего Игоря Рюриковича Аскольду. Радзивилловская летопись, 15 век
Увы: темная эпоха. Нет достоверно доказуемых имен и персонажей. Но через сто лет, в 950-е годы, когда юный Святослав Игоревич взрослел и точил свой меч, византийцы уже точно знали, что есть город «Киоава» (Киев). Там именно «росы» каждый раз собирались для набегов / торговли с этим самым Константинополем. Может, так было и за сто лет до того? Не знаем.
Где был все же «дом’росов? Поначалу отметим, что у византийцев-греков, все время писалось «росы» и потом «Росия», а не «русы» и «Русия», как в латыни. Почему именно так — вопрос к филологам, однако несомненно, что тогдашние «росы» и «русы» — одно и то же. То, что с 1721 года наш восточный сосед станет называть себя греческим (совсем не славянским) словом «Россия», в те давние времена еще никому не было известно. Для греков «Росия» тогда была «Русью». То есть Киевом.
И еще один упрямый факт. Со времен наличия достоверного древнерусского летописания и всяческой документации — 12 век — «Руськая земля» имела в источниках очень четкую локализацию. В используемых и достоверных документах говорится: «Поехал князь в Русь». Где ж она была? Ясное дело, по источникам, где. Киев, Чернигов и Переяславль (теперь — Переяслав-Хмельницкий Киевской обл.) — то есть, Среднее Поднепровье.
«Руськая земля в узком значении» по трудам классиков — историков Древней Руси. Автор карты — Дмитрий Вортман.
В 19 веке считалось, что Киеву ровно столько лет, сколько по летописи от прихода Олега — от 882 года. Простые были времена… В Киев приехал князь Олег в 882 году. Он сказал, то что мы знаем на счет «Киева — матери городов руських». Олег точно существовал, о чем свидетельствует договор Руси с греками 911 года. Потом 300 лет Киев обладал символическим «старейшинством», а его «земля» в Средней Надднепрянщине считалась «Руськой землей». И на этой земле любой князь — хоть из Залесья (будущей Московщины) — хотел иметь хоть пару сел. Символически. Для статусного порядка: что он -тоже «руський» и «сопричастный».
В исторической науке есть два термина: «Руськая земля в широком смысле» и «Руськая земля в узком смысле». Давно есть. В «широком смысле» — все владения Рюриковичей или же Киевской митрополии. Это то, что мы со школы привыкли считать «Русью». В «узком» же смысле мы покажем на карте: Центральная Украина. И никто из историков — хоть в Украине, хоть в России — не поспорит. Теперь было бы уместно обсудить, как сюда «инсталлируется» название «Украина». Но это уже — тема отдельной истории.
Теги:
#Киевская Русь
Статья о Рюрике из «Свободного словаря»
Рюрик | Статья о Рюрике из The Free Dictionary
https://encyclopedia2.thefreedictionary.com/Rurik
Также найдено в: Словарь, Википедия.
Рюрик
Рюрик (ro͞oˈrĭk), ум. 879 г., полулегендарный воин-варяг, считающийся основателем княжеской династии Киевской Руси. Рюрик и два его брата во главе вооруженного отряда, по-видимому, захватили Новгород и близлежащие уезды (ок. 862 г.). Согласно недостоверным ранним сведениям, их пригласили местные славяне. Преемники Рюрика основали могущественное Киевское государство, просуществовавшее до 13 в. Дом Рюриковичей также перешел к управлению великим княжеством Московским, а затем и всей Русью, вплоть до смерти Федора I в 159 г. 8.
Электронная энциклопедия Колумбии™ Copyright © 2022, Columbia University Press. Лицензия издательства Колумбийского университета. Все права защищены.
Рюрик
, Рюрик
умер 879. Варяжский (скандинавский викинг) вождь, основавший российскую монархию. Он получил контроль над Новгородом (?862) и его династия, Рюриковичей , правила до 1598 года
Энциклопедия открытий Коллинза, 1-е издание © HarperCollins Publishers 2005
Упоминается в
?
- Igor
- Kievan Rus
- Novgorod
- Odoevskii
- Old Russian Tales
- Oleg
- Oleg, Veshchii
- Riurik, Sineus, and Truvor
- Romanov
- Russia
- Russian and Soviet Rulers since 1462
- Российская Федерация
- Варяги
- Вещий Олег
- Варяги
Ссылки в архиве периодических изданий
?
(12. ) Danne T, Lion S, Madaczy L, Veeze H, Raposo F, Rurik I, Aschemeier B, Kordonouri O; СЛАДКАЯ группа.
Временные тенденции, региональная изменчивость и сезонность в отношении заболеваемости сахарным диабетом 1 типа у румынских детей в возрасте 0-14 лет, между 1996 и 2015 годами Кари Арнасон, Ари Фрейр Скуласон, Биркир Мар Саэварссон, Сверрир Инги Ингасон, Хордур Магнуссон, Холмар Орн Эйолфссон, Рагнар Сигурдссон, Иоганн Берг Гудмундссон, Биркир Бьярнасон, Арнор Ингви Траустасон, Эмиль Халлфредссон, Гильфи Сигурдссон, Олафур Инги Скуласон, Рюрик Гисласон, Самуэль Фриджонссон, Арон Гуннарссон, Альфред Финнбогасон, Бьорн Бергманн Сигурдарсон, Йон Дади Бодварссон и Альберт Гудмундссон.
Знай всех предварительных составов чемпионата мира
Дубль исландской звезды Рюрика Гисласона и голы Мисо Бреко, Тобиаса Вернера и Улиссеса Гарсии Лопеса привели к тому, что «Нюрнберг» выбил победителя из легкого выигрыша в матче, в котором участвовал левый защитник «Манчестер Юнайтед» Деметри Митчелл дебютирует в Hearts.
ВИРДЖИЛ РАЗБИЛ МНЕ СЕРДЦЕ; HEARTS DERBY DAZE (Теперь я прослежу, чтобы Hibs не делали то же самое) ГОВОРИТ КОУЛ СТОКТОН
Немецкая команда второго эшелона одержала победу в товарищеском матче с испанцами, исландский ас Рюрик Гисласон сделал дубль.
МИТЧИ ТРИГГЕРНЫЙ ПАЛЕЦ; СЕРДЦА 0 НЮРНБЕРГ 5; Джамбо расстреливают на куски, но новый парень Деметрий по-прежнему имеет дебютный успех невменяемости в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками и сексуальными расстройствами.
Судьи рассматривают апелляцию Гонконга на двойное убийство бывшего британского банкира , 2017.
Заключенный в тюрьму британский банкир обжалует приговор в Гонконге династии Рюриковичей в конце XVI века и последовавшей Смуты в начале XVII века привели к власти новую династию Романовых, которая первоначально должна была учитывать интересы боярско-дворянской верхушки и «Земщина» — местные городские и сельские общины.
Трансформация русского «Левиафана» на протяжении веков
Присяжные из девяти человек вынесли единогласный вердикт Рюрику Юттингу после двухнедельного судебного разбирательства в Высоком суде.
Банкир приговорен к пожизненному заключению после ужасного убийства секс-работников объявление на странице с извинениями за отзыв Galaxy Note7
Неудивительно, что британский банкир Рюрик Джаттинг сделал Ван Чая, где все идет, а женщины — не более чем объекты, его постоянным прибежищем.
Накачанные наркотиками британские эмигранты обращаются с девушками как с сексуальными игрушками; ГОНКОНГСКИЙ РАЙОН КРАСНЫХ ФОНАРОВ, ГДЕ ДВОЙНОЙ УБИЙЦА БАНКИР СДЕЛАЛ СВОЙ ДОМ; ЭКСКЛЮЗИВ
Браузер энциклопедии
?
- ▲
- Процесс Rüping
- Rupp, Adolph
- Rupp, Adolph Frederick
- Rupp, George Erik
- Ruppia
- RupRekht, Frants
- Ruppia
- RupRekht, Frants
- 9003.0035
- rupture disk
- rupture disk device
- rupture member
- rupture modulus
- rupture strength
- rupture zone
- Rur
- Rural Construction
- rural dean
- Rural Electrification Administration
- rural Internet
- rural radio service
- Сельское поселение
- Сельская социология
- Сельская телефонная связь
- сельско-городской континуум
- Рюрик
- Ruritania
- Rus
- Rusa oil
- Rusafi, Maruf ibn Abd al-Ghani al-
- Rusakov, Ivan
- Rusakov, Ivan Vasilevich
- Rusakov, Konstantin
- Rusakov, Konstantin Viktorovich
- Rusakov, Mikhail
- Русаков Михаил Петрович
- Русалий
- Русалка
- Русанов Николай
- Русанов Николай Сергеевич
- Русанов Виктор
- Русанов Виктор Владимирович
- Rusanov, Vladimir
- Rusanov, Vladimir Aleksandrovich
- Rusas
- Rusayris, Al-
- Rus-Byzantium Treaties
- Ruscha, Ed
- Ruscus
- ruscus aculeatus
- Ruse
- ▼
Полный браузер
?
- ▲
- сельская жизнь
- сельская жизнь
- сельская жизнь
- сельская жизнь
- сельский
- в сельской местности
- в сельской местности
- в сельской местности
- в сельской местности
- в сельской местности
- Сельская местность
- Сельская местность
- Сельская местность
- Сельская местность
- Сельская местность
- Сельская местность
- Женское общество Рурама
- Рурамонде
- Городской
- Городской
- сельские местности
- Сельская финансовая корпорация
- Rurbanc Data Services Inc.
- РУБ.
- Рури
- Рюриколог
- Руридеканал
- Руригенный
- Рюрик
- Рюрик Новгородский
- Рюрик Новгородский
- Рюрики
- Рюрики
- Руритания
- Руритания
- Руританский
- Руританский
- руританский
- руританцы
- руританцы
- рубURL
- РУРОС
- Руруни Кеншин
- RURQN
- РВТ
- Руртал-Экспресс
- РУРТИ
- Руру
- Руру
- Руру
- Рус
- Рус
- Рус
- Рус
- Рус
- ▼
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
Сайт:
Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Индивидуальный обзор—Рюрик: Заря Киева
30. 09.2019 0 комментариев
Полное раскрытие информации: я получил обзорную копию Рюрик: Рассвет Киева от Piecekeeper Games. Рюрик: Рассвет Киева – это игра, в которой вам предстоит управлять территорией Киевской Руси, которой вы и ваши товарищи стремитесь управлять. Ваша цель — зарабатывать очки в игре и укреплять свои права на трон, чего вы можете достичь, контролируя несколько областей со своими солдатами, строя в разных регионах и собирая большое количество товаров. Сердцем Рюрик: Заря Киева , без сомнения, является его механика «аукционного программирования». В этой игре действия выполняются в определенном порядке, и игроки могут выполнять более или менее мощные версии одного и того же действия. Это потому, что игроки делают ставки, размещая своих советников на аукционе/доске действий. Советники помечены цифрами от 1 до 5, и вам понадобятся помощники как с высокой, так и с низкой ценностью, чтобы продвигать свое дело в Киевской Руси. Советник 5-го уровня, скорее всего, будет находиться в верхней части шкалы ходов, вытесняя других игроков и позволяя вам совершать наиболее эффективные действия в игре. Тем не менее, советники с более низким значением начинают действовать первыми, а это означает, что вы можете прокрасться и опередить кого-то другого, плюс вы можете использовать монеты в качестве взяток, чтобы дать даже самому низкому советнику значительное влияние. Борьба с другими игроками для выполнения определенных действий на доске — один из самых захватывающих и разочаровывающих аспектов игры 9.0378 Рюрик: Заря Киевская . Как играть соло? Настоящая мысль перешла в соло режим Рюрик: Киевская заря . В одиночной игре вы играете против Святополка, который возглавляет восстание в этом районе и сделает все возможное, чтобы дать вам возможность заработать деньги. Есть четыре уровня сложности, что означает, что вы можете перейти на более высокий уровень сложности. В игре также есть колода с искусственным интеллектом, которая позволяет вам расставлять советников Святополка в соответствии с его меняющимися приоритетами, которые меняются от раунда к раунду в зависимости от того, как он играет против вас. Многое можно сказать о присутствии Рюрика за столом! Общие мысли Рюрик: киевская заря в целом отличная игра. Программный аспект аукциона уникален и добавляет драматизма происходящему, особенно в мультиплеере. Я ценю, что одиночный режим игры хорошо имитирует удивление, разочарование и напряжение, возникающие при размещении советников на дорожке действий, и что, хотя ИИ не может действовать так же преднамеренно, как человек, большая часть того, что Святополк делает в одиночной игре по крайней мере, имеет смысл в соответствии с его приоритетами на данный момент. Впрочем, я тоже не уверен, что Рюрик: Киевская заря — это хранитель, особенно для соло. Это солидная игра, но она не произвела на меня особого впечатления — если не считать программирования аукциона, игра кажется довольно общей, а потрясающая тема (в сочетании с потрясающим искусством) не проявляется в игровом процессе. И хотя большая часть одиночной игры работает хорошо, атаки и движения повстанцев немного неуклюжи. Движение, в частности, является странным, поскольку ваш ИИ-оппонент на самом деле перемещает войска изменяет в соответствии со своим приоритетом. Я обнаружил, что проверяю свод правил чаще, чем хотелось бы. Рекомендую ли я это? В конце концов, хотя Рюрик: Заря Киева — достойная игра, я бы не стал покупать ее специально для одиночной игры. Есть более хитрые и менее громоздкие противники ИИ. Тем не менее, это солидный опыт, поэтому, если вы очень любите тему или особенно любите игры с контролем территории, вам может понравится. Общая оценка: 3 звезды 5 звезд — я в восторге! 0 комментариев | АвторМеня зовут Лиз Дэвидсон, и я играю в настольные игры в одиночку. Лот одиночных настольных игр… YouTube: Архивы август 2021 г. |