Кто такие кикиморы: КИКИМОРА | это… Что такое КИКИМОРА?

Кто такие кикиморы, русалки, домовые, водяные, полевики и полудницы: верования славян

В преддверии Хэллоуина вспоминаем о зловещих духах и мистических существах, в которых верили наши предки, — вместе с книгой «Славянские мифы» российской исследовательницы мифологии и фольклористки Александры Барковой. Вас ждут кикиморы, русалки, домовые, водяные, полевики и полудницы — стихийные, зловредные и с тяжёлым характером.

Новый очаг

Мотив сирены на очелье резного оконного наличника. Средневоложский край / Издательство «МИФ»

Вы знали, что домовому приписывали лицо хозяина дома, где тот обитал?

Содержание статьи

Домовой

Самый известный славянский дух — домовой. Его почитание не ушло в прошлое, и хотя о полноценном культе говорить, конечно, нельзя, фигурки домовых, сделанные из дерева или из льняных нитей, встречаются во множестве сувенирных киосков и во многих домах. Беспричинный стук в квартире горожане склонны объяснять так же, как крестьяне трактуют грохот за печкой: «домовой озорует».  

Домового представляли или на одно лицо с хозяином дома, или в виде старика с косматыми волосами и бородой. Из-за лохматости в число его атрибутов включен веник. Веник обозначает место обитания «соседушки», домовой может злиться на мокрый или грязный веник. При этом веник относится к символике богатства и достатка. Согласно современным поверьям, в квартире, где нет веника (а пол чистят пылесосом), домовой сердится так, что выходят из строя компьютеры. 

Поскольку образ домового не остался в прошлом, а дожил до наших дней и вошел в городскую культуру, он значительно гармонизировался. Домовой вобрал в себя свойства предков-покровителей, утратил деструктивные черты. 

Русалки

Русалки относятся к категории самой страшной нежити — неупокоенным мертвецам, то есть людям, не изжившим свой срок. Это не только и не столько девушки-утопленницы, сколько любые девушки (а иногда и юноши), умершие до брака. Погибшие дети также могли «уходить в русалки». Если девушка была просватана, но умирала до свадьбы, то ее непременно причисляли к русалкам.

Этим и определяется внешний вид русалки: девушка в белой (свадебной) рубахе, в венке, символизирующем ее девичество, и с распущенными волосами. В некоторых областях девушек именно так и хоронили. Однако свадебная рубаха обычно покрыта богатой вышивкой, а эти узоры являются защитными и опасны для нежити. Именно поэтому более широко распространена идея о том, что рубаха русалки — просто белая и, разумеется, не подпоясанная, поскольку пояс — символ границы, отделяющей человеческий мир от потустороннего.

Волосы у русалки непременно распущенные — это ее главный признак. В литературной традиции они зеленые, но в народной это не так: сам факт распущенных женских волос настолько античеловечен, что цвет уже неважен. Народная традиция крайне строга к женским волосам: это вместилище магической силы женщины, которая не имеет права выпускать эту силу никогда, разве что в момент катастрофы типа эпидемии. Правом на распущенные волосы обладали лишь маленькие девочки: такой ребенок считался еще «не ставшим человеком». Девушка носила косу, перед свадьбой ее расплетали на две, укладывали на голове венцом — и прятали под убором замужней женщины. 

Даже в конце ХХ века девушка не имела права пройтись по русской деревне с распущенными длинными волосами — это вызывало яростный гнев всех жителей, ее называли ведьмой, вкладывая в это слово не мифологический, а ругательный смысл.

В более редких случаях русалки представляются обычной женской нечистью: косматыми старухами, горбатыми и страшными, с каменными или железными грудями, — такая русалка могла убить своей «железной титькой».

Полевик и полудница

Полевик и полудница — духи, обитающие на хлебных нивах. Они являются персонификацией солнечного удара, который способен сразить человека во время полевых работ. Если остальная нечисть наиболее активна ночью, особенно в полночь, то время максимальной силы этих духов — полдень, когда людям следует уйти в тень и передохнуть. Те же, кто продолжает работать несмотря на запрет, становятся жертвами полевых духов.

Говорят, что межевик похож на старика с бородой из колосьев. Представления же о внешнем облике полевика сильно различаются в зависимости от того, обладает ли он благими чертами или лишь олицетворяет солнечный удар. Зловредный дух выглядит как маленький уродливый человечек; также он может явиться в виде быка, козла или другого животного. Благой полевик больше походит на домового. Несколько отличается от них полевик Русского Севера: он связан не столько с солнечным ударом, сколько с сильным ветром (а ветра там такие, что в июльскую жару могут понадобиться варежки, если налетит ледяной ветер сиверень). Именно подобные холодные ветра и высвистывает северный полевик.

Полудница также бегает по меже, но ее бег другого рода. Полудница принадлежит к тем женским духам, кто воплощает плодородие. Как и у лешачихи, у полудницы исполинские груди, и во время бега она закидывает их на спину, — это символ ее власти над силами жизни (лешачиха так властвует над жизнью леса). Бег полудницы по полям придает колосу силу. 

Если полевик бывает связан с конкретным наделом, то полудница — существо более стихийное, под ее опекой — поле в целом. Увидевшего бег полудницы ждет беда (собственно, солнечный удар и все его последствия). От полудницы исходила еще одна угроза: она могла похитить младенца, оставленного жницей на меже. Опасность полудницы для детей выходила за пределы хлебного поля: запрещая детям ходить в огород, старшие говорили, что там их заберет полудница.

Кикимора

Домашним духом, воплотившим деструктивные качества домового, была кикимора. В массовом сознании кикимора — непременно «болотная», однако это специфически белорусский персонаж, а на Русском Севере и в Сибири кикимора обитает в доме, ее представляют крохотной старухой в лохмотьях, с которой можно столкнуться в хлеву, овине или бане. Встреча с кикиморой предвещает беду или даже смерть одного из членов семьи. Если дворовой мучит скот, то кикимора — кур, она выдергивает у птиц перья и прочее.

Причиняет она и другой, более известный вред — портит по ночам неубранные женские рукоделия: путает пряжу, рвет нити, может поджечь кудель. Именно поэтому крестьянки непременно убирали рукоделие на ночь. Звук прядения, слышимый по ночам, — основной признак присутствия этого духа.

В редких случаях кикимора представлялась помощницей хозяйки, но гораздо чаще пакостила. О проделках кикиморы говорят, если падают предметы, бьется посуда. Самые развернутые былички о кикиморе поразительно совпадают кельтскими (шотландскими и валлийскими) рассказами о голосе в доме: если в шотландской легенде голос каждый вечер произносил: «Мес-с-сть прих-х-ходит», то вятская кикимора ежедневно, как только домочадцы садились ужинать, пищала: «Убирайтесь!» — и в итоге вынудила семью переселиться.

Водяной

Водяной был персонификацией Нижнего мира, стихии смерти. Это не та смерть, которую несут в себе предки-деды, они умерли в свой срок, похоронены и помогают живым, находясь в круговороте «смерть и возрождение». Смерть, воплощенная в водяном, — это утопленники, чья жизнь прервалась «до срока», у них нет могил, а если и есть, то их всё равно воспринимают как нечисть и их захоронения порой вскрывают. Водяной, его омут, его жертвы придерживаются принципа «смерть и смерть»: человек погибает, становится упырем и начинает губить других.

Жертвами водяному были черные петухи: им отрубали голову и кидали в омут и ее, и тело. В исключительных случаях жертвовали черную свинью. Жертву требовалось принести перед тем, как строить мельницу, а затем раз в год. Более скромные жертвы совершались чаще: мельник лил в воду водку, перед наступлением холодов обязательно кидал под колесо мельницы кусок сала. 

Сборники легенд полны историями о том, как мельник заманивает к себе случайных путников и толкает их в омут или под колесо мельницы, чтобы водяной получил самую дорогую жертву. Так мельник выкупает у водяного собственную жизнь. Реальность тоже была кровавой, хотя, конечно, не настолько: под порогом мельницы при ее строительстве живьем закапывали черного петуха. Черный цвет всех животных, которых держали на мельнице, — непременная черта быта. Этот цвет нравился водяному и, разумеется, не вызывал в жителях деревни симпатии к мельнику. Самые страшные истории о мельнике утверждают, что он не топит людей, а убивает их, мясо кидает водяному, кости же перемалывает в муку. 

Водяного представляли в виде высокого голого старика с длинной бородой (желательно зеленой) — больше из области художественного творчества; народные же былички говорят, что он может притвориться бревном, корягой и утянуть под воду человека, который к нему прикоснется; также водяной оборачивается животными — собакой, кошкой и другими, непременно черной масти. Наконец, водяной может вообще не иметь облика и проявлять себя лишь звуками: громким хохотом, хлопаньем в ладоши, визгом, плеском, кряканьем, блеяньем… Любая встреча с водяным, как бы он ни выглядел, не сулит ничего доброго, даже если он и не пытался уничтожить человека.

Материал подготовлен по материалам книги Александры Барковой «Славянские мифы», любезно предоставленной издательством «МИФ».

Вам интересно читать о традициях и верованиях прошлого?

вредная нечисть или плохая хозяйка?

Кикимора – один из самых известных персонажей славянского фольклора. Она появляется в сказках и преданиях, однако чаще всего выступает как негативный персонаж, лесная нечисть. Но далеко не всем известно, что наши предки верили в двух кикимор, причём одна и них была болотной, а другая – домашней. 

В народных поверьях рассказывалось, кто мог стать кикиморой, что от этих созданий следовало ожидать людям. Дошедшие до нас письменные упоминания о кикиморе датируются  началом XVII века, однако и сегодня люди вполне ярко могут представить это существо, хотя и относят его к сказочным. Что связывало кикимор и людей? Как выглядела кикимора?

Кикиморы могли жить как на болотах, так и в домах

Кикимора – какая она?

В старинных источниках рассказывается о самых разных встречах с кикиморами. Часто их описывали как “простоволосых и неподпоясанных”. Именно распущенные волосы у женщин, отсутствие пояса (который считался оберегом) являлись признаками нечистой силы.  

Я думаю, образ кикиморы появился в глубокой древности, ведь известно о “пакостной” качице, бесах и прочей нечисти. Свои же “имя” и облик привычная нам кикимора обрела не так давно – в XVII веке.

Как же выглядела кикимора? Её внешний вид зависел от региона, где слагалось предание. Например, в северных землях Руси это создание народ представлял сморщенной, скрюченной старушонкой, облачённой в грязные лохмотья. Интересно, что во время празднования Святок в старину существовал занятный обычай. Старушки наряжались в кикимор, после чего усаживались у печи и принимались прясть. Считалось, что такое “перевоплощение” отгоняет злые силы.

Существуют рассказы о кикиморах-детях. Их описывали как малышей или карликов с большой головой и тельцем тоненьким, словно соломинка. В Вологодской губернии народ поговаривал, что такие кикиморы живут под крышей дома, поскольку выйдут на улицу – и их ветром сдует. Маленькие существа старались не покидать своего убежища, хотя радости хозяевам это не приносило.

Кто становился кикиморой?

Несмотря на всю нелюбовь кикимор к людям, изначально они имели человеческое обличье. Славянские легенды рассказывают, что стать кикиморами могли умершие или погубленные некрещеные дети, мертворождённые младенцы, дети, проклятые собственными родителями. 

Считалось, что кикимор могли подсадить в дом плотники или печники (если возникал конфликт с хозяевами). Кикиморы могли стать проклятием колдунов, а жители Вятской губернии считали, что провезти это существо можно даже в бутылке.

Как я уже сказала, разновидностей кикимор было две. Одни жили на болотах, где встреча с человеком могла обернуться для него гибелью. Другие считались домашними, хотя не помогали, а напротив, делали пакости и всячески вредили хозяевам. 

В жилище кикимора стремилась испортить жизнь всем обитателям дома. Она постоянно прятала вещи, путала пряжу, стучала посудой по ночам. Меня позабавило, что наши предки даже оправдывали такое поведение: дескать, кикимора  тоже хочет быть хозяйкой в доме, но толком ничего делать не умеет, оттого и портит.

Облик кикиморы был жутковатым

Защита от кикимор

Болотная обитательница была более жестокой и коварной. Она дожидалась у своих земель путников, что шли через лес. С помощью различных звуков кикимора заманивала людей в чащу, где они могли погибнуть, не найдя выхода с болот. 

Чтобы защитить себя от проказ лесной нечисти, народ делал специальные обереги, что позволяли уберечься от Лешего и кикимор болотных. Чаще всего в качестве защитного талисмана выступал “куриный бог” – камень с дыркой, который носили с собой или вешали дома. 

Кстати, от домашней кикиморы избавиться было сложнее, чем от её лесной “родственницы”. Удачным для таких ритуалов считался день 16 февраля. Тогда, согласно поверью, кикиморы становились смирнее и тише, а опытные колдуны могли прогнать их из избы.

О том, как задобрить кикимору, в сказаниях почти ничего не сказано (вероятно, характер у существа был слишком скверный), но вариантов защиты наши предки придумали немало. 

Например, в доме следовало крестить рукой или острым ножом все окна и двери (чтобы кикиморы не забрались в жилище). Кикимору пугало упоминание Бога и, что парадоксально, грубые ругательства. 

Травницы советовали от нечисти ветки можжевельника и листву папоротника. Настоями из них омывали горшки, чтобы ночью кикимора не прикасалась к ним. Верным защитником от злых духов была кошка, которую боялись не только кикимор, но и другая “домашняя” нечисть.

Кикимора – зло или помощник?

Встреча с кикиморой в собственном доме почти всегда означала беду. Если человек видел это существо на печи, считалось, что вскоре кто-то из его близких умрёт. Несчастье сулил и плач кикиморы, её игры со звенящими предметами. Но, как ни странно, существовало и иное мнение о кикиморах. 

В отдельных регионах славяне приписывали этим созданиям полезные свойства. Например, кикимора могла ночью допрясть за хозяйкой, вымыть кринки, убаюкать детей. Во власти кикиморы были способности уберечь скот от болезней, а дом – от пожара. 

И в такой интерпретации кикимора мне невольно напоминает старого доброго Домового, который тоже мог вести себя по-разному, в зависимости от того, чем платили ему хозяева – добром или неблагодарностью.

Кикиморы любили сбивать с пути странников, морочить им голову

Знакомясь с поверьями наших предков, в воображении формируется яркий и даже реалистичный образ кикиморы. Славянские народы жили в волшебном мире, где было место самым невероятным вещам и существам. Эту веру они передали нам и, несмотря на перемену в мировоззрении и религии, фольклор не теряет своей популярности. Кикиморы и сегодня остаются неординарными сказочными персонажами, появляясь на детских утренниках и праздниках.

Ведьмак от Netflix: Стрига, Кикимора, Леший и все остальные монстры (пока что)

Ведьмак

Кикиморы, драконы и джинны, о боже!

Автор: Адам Бэнкхерст

Обновлено: 13 декабря 2021 г., 21:20

Опубликовано: 2 ноября 2021 г., 18:45

СПОЙЛЕРЫ 1 и 2 сезона сериала «Ведьмак» от Netflix!

В сериале «Ведьмак» от Netflix Генри Кавилл играет Геральта из Ривии, знаменитого охотника на монстров. На протяжении всего сериала многие монстры находят способ встать на пути Геральта или другого персонажа. И мы подумали, что вам может понадобиться какая-нибудь предыстория или объяснение того, кто и что представляют собой эти различные твари…

В то время как мы видели все ужасы, которые появились в первом сезоне шоу, краткие кадры, которые мы видели во втором сезоне, уже дразнили таких грозных врагов, как Леший и Брукса. Мы также мельком увидим Нивеллена Кристофера Хивью, проклятого человека, который, кажется, является важной частью истории этого нового сезона.

От драконов до джиннов и кикимор, мы собрали всех монстров, которые появляются в путешествии Геральта, которые, мы надеемся, также помогут дождаться премьеры следующего сезона «Ведьмака» на Netflix 17 декабря 2021 года!

Каждый монстр в сериале «Ведьмак» от Netflix (на данный момент)

Леший

Леший, или Лешень, как их еще называют, — это лесные монстры, которые очень умны и, как говорят, устойчивы к железу. Некоторые крестьяне в мире Ведьмака считают Лешего защитником леса, но на самом деле это опасное существо, которое охотится и удивляет тех, кто ходит по его дому. Леший также обладает способностью изменять форму и может принимать формы многих вещей, чтобы преследовать свою добычу. В то время как Геральт не сталкивался с ним в книгах и только слышал о его легенде, Геральт из The Witcher 3: Wild Hunt может найти их в Велене, поместье Рирдон, Даунваррене и других местах.

Брукса

Брукса — тип вампира, который может принимать форму как темноволосого человека, так и большой летучей мыши. Они невероятно быстры и часто выглядят как привлекательные женщины, чтобы заманить ничего не подозревающих мужчин на свою гибель, чтобы они могли выпить их кровь. Бруксы появляются как в дополнении The Witcher 2, так и в дополнении Blood and Wine к The Witcher 3. В истории «Последнее желание» Геральту приходится иметь дело с Бруксой Вариной в особняке Нивеллена, которая, как мы знаем, появится в этом сезоне. Было подтверждено, что ее сыграет Агнес Бьорн.

Нивеллен

Нивеллен — проклятый человек, который появляется в истории «Последнее желание», и его сыграет Кристофер Хивью из «Игры престолов» во втором сезоне сериала Netflix. Его молодые годы прошли в качестве члена банды в Редании, где его принудили изнасиловать молодую жрицу, в то время как его партнеры ограбили храм Гелибола. Женщина была частью Корам Аг Тера — также известного как Культ Львиноголового Паука — и она прокляла Нивеллена, чтобы тот стал «монстром в мужской шкуре». Вскоре после этого он внешне станет монстром, оставаясь при этом самим собой. Не слишком спойлеря, Геральт встречает этого проклятого человека, расследуя смерть торговца и спутницы возле его поместья.

Женщина огня

Стрегобор Ларса Миккельсена возвращается во втором сезоне и, кажется, вызывает женщину огня, которая может быть монстром, а может и не быть. Это существо вполне может быть огненным элементалем, поскольку запись в журнале «Ведьмак 2» о них гласит: «Колдуны, владеющие Искусством, могут создавать врата в измерения, управляемые четырьмя элементами, и заставлять обитающих там существ служить им».

Кикимора

Кикимора — это насекомоподобный монстр, обитающий в болотах. Мы знакомимся с Кикиморой в первые моменты сериала «Ведьмак» от Netflix, когда Геральт должен убить одну из них, стараясь не утонуть в ее многочисленных ногах.

Когда Геральт приносит кикимору обратно в Блавикен, чтобы получить награду, Марилка говорит, что ее отец просил могилу, и что кикимору лучше оставить в живых для «контроля над населением».

Дьявол из Посады (Torque the Sylvan)

Геральту поручено убить «дьявола», который крадет урожай фермера. Монстр, о котором идет речь, не дьявол, а Сильван, точнее Торк Сильван.

Гуманоидный монстр с козлиным лицом и рогами на голове, Торк работал с Филавандрелем, королем эльфов, после того, как эльфы были изгнаны из Дол Блатанна и спрятались. Он работал, чтобы достать/украсть у них еду и припасы, чтобы помочь им выжить.

Стрига

Стрига — женщина, проклятая и превращенная в монстра. У короля Темерии Фольтеста были кровосмесительные отношения со своей покойной сестрой Аддой, которая затем забеременела от него. Рыцарь Острит тоже влюбился в Адду и проклял Фольтеста за то, что он сделал. Однако проклятие перешло к ребенку. Когда Адда умерла во время беременности, их ребенок стал стригой.

Используя Острит как приманку, Геральт отправился в заброшенную часть замка, чтобы излечить стрыгу от ее проклятия, что означало запереться с ней до рассвета. Он выполнил свою миссию, но не раньше, чем Стрига разорвал ему шею. К счастью, Трисс Меригольд была рядом, чтобы спасти ему жизнь.

Волшебный монстр-питомец убийцы

Этот свирепый монстр служил убийце, преследовавшему Йеннифэр и Калис, когда последовала битва/погоня с использованием порталов и заколдованных ювелирных изделий слежения. Это существо имеет передние когти, похожие на лезвия, и довольно страшную максимальную скорость.

Дуни, Еж из Эрленвальда (Проклятый рыцарь)

Дуни, Еж из Эрленвальда, был проклятым рыцарем, который хотел жениться на Паветте, дочери королевы Калантэ из Цинтры. Он был проклят головой, напоминающей ежа, и должен был быть убит Королевой, но применил Закон Неожиданности.

Дани спас отца Паветты в прошлом, и его плата была законом, который гласит, что спаситель будет вознагражден чем-то неожиданным в будущем. Королеву это не очень заботило, и она все же приказала убить Дани, но Геральт помогал вмешаться, пока Паветта не раскрыла, что обладает способностями, что, в свою очередь, заставило Калантэ соблюдать Закон Внезапности.

Затем Дани излечился от проклятия, а затем продолжил предлагать Геральту Закон Внезапности взамен, который положил начало многим событиям Ведьмака, поскольку их будущая дочь Цири увидит, как этот долг будет уплачен.

Допплер

Допплер — двойник, который может принимать формы и воспоминания своих жертв. Этот конкретный Доплер принял форму Мышиного Мешка, чтобы выманить Цири из безопасного Брокилона.

Джинн

Иногда самые страшные монстры — это те, которых вы не можете видеть. Джинн похож на джинна тем, что исполняет три желания тем, кто его выпускает. Лютик находит именно этого джинна, а затем получает травму, и ему нужно, чтобы Геральт спас его, отведя его к Ринде.

Затем он пересекается с Йеннифэр, которая хочет джинна для себя из-за его силы, которая, как мы надеемся, позволит ей родить.

Затем выясняется, что Геральт на самом деле является хозяином джинна. Мы не узнаем, каким было его последнее желание, но джинн покидает тело Йеннифэр, спасая ее.

Хирикка

Хирикка в ведьмаке считается даже более редкой, чем дракон. Геральт знал об этом существе и велел своим спутникам сложить оружие, потому что оно просто выглядело голодным.

Эйк взял дело в свои руки и жестоко убил существо. Однако карма быстро настигла его.

Дракон

Борх Три галки вербуют Геральта в свой охотничий отряд, который должен принять участие в состязании, организованном королем Недамиром, чтобы убить дракона, найденного в горах.

Геральт путешествует с Борхом и его спутниками, стаей гномов, несколькими разбойниками и Йеннифэр. Добравшись до пещеры, они узнают, что Борх на самом деле является редким мифическим золотым драконом по имени Виллентретенмерт, и он привел Геральта не для того, чтобы убить дракона, а для того, чтобы защитить его.

Нежить

Геральт оказывается в битве с нежитью после встречи с торговцем по имени Юрга в лагере беженцев. Геральт побеждает ужасы нежити, но не раньше, чем один из них почти смертельно укусил его ногу.

Ушные черви, контролирующие разум

Эти ужасные маленькие черви, используемые нильфгаардцами, используются в последнем эпизоде, чтобы переломить ход битвы при Содден-Хилл. Они заползают в ничего не подозревающих жертв и настраивают их против своих союзников.

Загрузка

Чтобы узнать больше о «Ведьмаке» от Netflix, ознакомьтесь с последним трейлером второго сезона «Ведьмака», нашим объяснением концовки первого сезона, посмотрите, кто такой Весемир и как этот новый сезон начнется с адаптации Зерно истины.

Адам Бэнкхерст, обозреватель новостей IGN, не может ждать и так взволнован, что просто не может этого скрыть. Вы можете следить за ним в Twitter @AdamBankhurst и на Twitch .

В этой статье

Ведьмак

Netflix. com

Лядов: Баба-Яга, Зачарованное озеро, Кикимора

Анатолий Лядов учился в Санкт-Петербургской консерватории у Римского-Корсакова, но слыл учеником ленивым, никогда не успевавшим вовремя и вообще безответственным. В конце концов Римский-Корсаков выгнал его из класса.

В конце концов Лядову удалось стать профессором консерватории, и он оставался там большую часть своей жизни. Прокофьев, один из его учеников, отмечал: «Лень была его самой замечательной чертой». Это промедление стоило ему возможности написать Жар-птица  для Дягилева, заказ, полученный Стравинским, который вышел на мировую сцену со своей версией балета.

Когда Лядов мог впрячься в сочинение, его произведения были гениальны и часто фантастичны. Три из его самых известных программных тональных стихотворений: Баба-Яга , Кикимора и Зачарованное озеро .

Баба-Яга

Баба-Яга и две ее старшие сестры проникли в восточноевропейский фольклор, особенно русский фольклор с 1755 года, когда она впервые появилась в «Русской грамматике» Михаила Ломоносова. Она ужасна — старушка с огромным аппетитом и железными зубами, но она почему-то остается очень худой, почти как скелет. Она живет глубоко в лесу, в устрашающей избушке, которая крутится на куриных ножках, а наверху у нее забор из человеческих костей с черепами. В русской версии она едет в ступе с пестиком в качестве руля или березовой метлой, и куда бы она ни шла, ее «возвещает» буйный ветер, тревожащий деревья, которые стонут от ее злого присутствия. Парящие бестелесные руки кружат вокруг нее, выполняя ее приказы. Иногда она делает хорошие вещи, но в основном она ужас: ее любимый обед — маленькие дети.

Баба-Яга рассказывает историю в ужасающей обстановке, когда она путешествует по лесу. Версия Мусоргского « Баба-Яга » предшествовала версии Лядова, которая была выпущена в 1905 году как Опус 56. Музыка начинается с нескольких воплей, а затем погружается в неровную постановку старухи, быстро летящей по лесу. Обратите внимание на изображение сильных ветров, которые прекрасно оркестрованы. Стремительные ритмы отмечают ее проход в глубоких партиях оркестра. В конце она исчезает так же быстро, как и появилась.

Зачарованное озеро

Опус 62, сочиненный в 1908-09, называется Зачарованное озеро (Басня-картина по Лядову). Здесь композитор создает одно из самых красивых атмосферных изображений озера (предположительно населенного феями и лесными духами) в лунном свете. Его вдохновением было озеро Льмень к югу от Петербурга, о котором Лядов писал: «Как оно чисто живописно — с обильными звездами над тайнами в глубине. Но самое главное — необитаемый, без уговоров и жалоб: только природа — холодная, злобная, но фантастическая, как сказка. Нужно чувствовать смену красок, светотень, беспрестанно переменчивую тишину и кажущуюся неподвижность». Настроение неизменно нежное. На полпути деликатная мелодия духовых обеспечивает лирический сегмент, но во все времена царит абсолютная безмятежность в сочных, импрессионистских гармониях и медленном темпе. Случайные птичьи крики добавляют спокойствия и красоты сцене. Композитор дирижировал первым спектаклем 21 февраля 19 года.09 в Санкт-Петербурге.

Кикимора

Опус 63, Кикимора  выпущена в том же году, что и Зачарованное озеро , 1909. Ее родство с Бабой-Ягой близко. Злобная (хотя иногда и милая) старая домашняя ведьма, которая по ночам мучает детей (щекоткой), издает мышиные писклявые звуки, живет за печкой или в подвале, а по ночам бьет посуду и прядет. Однако если вы увидите ее за этим заданием, вы умрете. Она пересекает дом, проскальзывая через замочные скважины в дверях. После того, как она приживется, выгнать ее из дома практически невозможно. В некоторых сказках она упоминается как «богиня дома», которая вознаграждает хороших домработниц и терроризирует тех, кто не поддерживает чистоту в доме.

Лядов писал: «Она выросла в горах с фокусником. От рассвета до заката кот волшебника угощает Кикимору фантастическими сказками о давних временах и далеких краях, пока Кикимора качается в хрустальной колыбели.