Кто сражается на куликовом поле: КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — Древо

Правда и мифы Куликова поля

Казалось бы, о битве на Куликовом поле мы знаем почти все. Со школы помним и про поединок Пересвета с Челубеем, и про благословение, полученное будущим Дмитрием Донским у Сергия Радонежского. Однако чем больше проходит времени, тем больше неточностей и откровенных мифов обнаруживается в классической версии этого события…

Куликово поле… Кто только не сплясал на костях его героев! Тут и «фоменковцы», перемещающие поле в пространстве, а битву — во времени. И создатели известного мультфильма «Лебеди Непрядвы», показавшие детям, как «монах» Александр Пересвет сражается в одной скуфейке с «бронированным» ордынцем…

Кто-то скажет: «Правда о тех событиях давно известна из «Сказания о Мамаевом побоище». Свободу Руси добыли благословение Сергия Радонежского, воинская доблесть великого князя Дмитрия Ивановича, да подвиг монахов Пересвета и Осляби».

Что тут возразишь? Только одно: «Сказание», созданное намного позже описываемых в нем событий, вряд ли превосходит в плане достоверности фоменковские изыскания вкупе с детским мультиком.

Отлученный от церкви

Мог ли дать благословение князю Дмитрию Ивановичу Сергий Радонежский? А если и мог, то почему князь отправился за ним в глухие леса, а не к высшим иерархам церкви, что подобало бы его статусу?

В. А. Челышев. “Благославение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому”.

Вот единый, «шокирующий» ответ на два вопроса сразу: будучи отлученным от церкви и преданным анафеме митрополитом Киприаном, князь Дмитрий не мог получить такого благословения у подчиненного Киприану Сергия. И не получил — что бы там ни писали в школьных учебниках.

Дело в том, что еще летом 1378 года князь Дмитрий, желавший видеть на посту митрополита свою креатуру, а не Киприана, повелел слугам выгнать ставленника Константинополя прочь за городские ворота. Что и было сделано. С соответствующими для Дмитрия Ивановича последствиями.

Вчитываемся в первоисточник — письмо отлучения, разосланное Киприаном:

«Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от Пресвятой и Живоначальной Троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен к моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословены мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».

Далее в письме говорится, что, буде кто из слуг Божьих осмелится не присоединиться к отлучению Дмитрия, сам же и подвергнется анафеме. Сергий Радонежский пошел наперекор митрополиту?

Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой.

Ищем ответ. Заглядываем в ранние жития святого. Читаем, как же именно напутствовал он Дмитрия насчет татар: «Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, видем твое смирение, господь Бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». Это — благословение на битву?

К слову, нет о нем упоминания не только в житиях Сергия Радонежского. Не упоминается оное и в летописях Куликовской битвы, в статьях Рогожского летописца и Симеоновской летописи, в Новгородской первой летописи. То, о чем не ведали современные событиям летописцы, станет «досконально известным» лишь в конце XV — начале XVI века.

Настоящие герои

Теперь по теме «Пересвет -Челубей». «Всем известно», что они прикончили враг врага — не так ли? Почитаем теперь избранное из самой ранней, Кирилло-Белозерской редакции «Задонщины».

Согласно оной, Пересвет «ркучи таково слово: «Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным«. Самое же примечательное, что слова о том, что лучше броситься на меч, нежели сдаться, наш смиренный монах произносит — цитируем, — когда «иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу». То есть битва в разгаре, а герой, якобы убитый до ее начала Челубеем, вполне жив и, рубя поганых, не безмолвствует.

Что касается монашества Пересвета и Осляби — первый, согласно «Задонщине», не был облачен во время битвы ни в рясу, ни в схиму, ни в скуфейку, а «злаченым доспехом посвечивал», что более пристало витязю, нежели смиренному монаху. Но вот самое главное: в поминальном перечне Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским, монахами которого якобы и были Александр Пересвет и Родион Ослябя, оба эти имени отсутствуют.

А.В. Городничев – “Александр Пересвет”. Легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением богатыря Челубея, погибнув при этом сам.

Ради справедливости стоит отметить, что Ослябя, уцелевший в битве, действительно постригся в монахи, но лишь под старость, и служил впоследствии у митрополита Киприана. Что до Пересвета, то доподлинно о его дальнейшей судьбе неизвестно. Зато ведомо о нем иное.

Пересвет и Ослябя именуются во всех летописях «боярами брянскими» и «любочанами». Во времена Дмитрия Донского город Любутск на Оке (отсюда и «любочане») относился к землям Великого княжества Литовского и Русского. Первый удар ордынцев приняли на Куликовом поле войска перешедших на службу к Дмитрию Ивановичу литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

И уже из этих двух фактов, запечатленных не в сказаниях, но в летописях, можно сделать один вывод: «любочане» Пересвет и Ослябя (или, говоря современным языком, «русские соотечественники из Литвы») бились в составе «сторожевого полка», состоявшего из литвинов, подданных литовских же князей, перешедших под русские знамена.

Между прочим, рубились литвины отчаянно. А вот жители стольного града, согласно летописям, да и «Задонщине», таковой ратной удали, увы, не проявили. Вчитываемся: «Москвичи же мнози небывальци, видевшее множество рати татарской, устрашишася и живота отчаявшася, а иным на бегы обратишася».

Дмитрий Михайлович Боброк Волынский — безудельный князь, боярин и воевода великого князя Дмитрия Ивановича Донского.

Как знать, чем бы закончилась Куликовская битва, если бы не полководческий гений прославленного воеводы Дмитрия Боброка — тоже литвина по национальности, уроженца Волыни, входившей в те времена, как и родной Пересвету и Осляби Любутск, в земли Великого княжества Литовского и Русского.

Как становятся врагами

Вкратце подытожим: первый удар окаянных басурман приняли на Куликовом поле литвины, в рядах которых бились витязи, «бояре брянские» Ослябя и Пересвет, перешедшие под знамена преданного анафеме Дмитрия Донского вслед за своим сюзереном Дмитрием Ольгердовичем, князем Брянским.

Возмутительное утверждение, не правда ли? Ведь в конце XV века, в годы «раскрутки» упомянутого нами «Сказания о Мамаевом побоище», появляются сведения о походе на Куликово поле литвинского злодея Ягайло. Да и в «Сказаниях» однозначно указывается, что Литву ведет на поле биться с русскими литовский же князь Ольгерд.

Наконец, и в летописях Москвы XV века прямо говорится, что Ягайло совершил поход против Дмитрия Ивановича «с силой литовские и лятские»…

Только вот ведь незадача: князь Ольгерд, якобы сражавшийся против Руси на стороне басурман, почил в бозе за несколько лет до начала Куликовской битвы. А в «походе Ягайло» при всем желании не могли быть задействованы силы польские (лятские). Ведь Литва объединилась с Польшей только через пять лет после Куликовской битвы — в 1385 году.

Ягайло — князь витебский, великий князь литовский в 1377—1381 и 1382—1392 годах, король польский с 1386 года под именем Владислав II Ягелло. Внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда.

Впрочем, и сам поход Ягайло на Русь столь же исторически «достоверен», как и мертвый князь Ольгерд, якобы возглавивший литовскую рать, якобы сражавшуюся на Куликовом поле супротив рати русской.

А теперь зададимся двумя вопросами. Почему, спустя век после Куликовской битвы, истинная роль литвинов, сражавшихся на русской стороне против басурман, подверглась не то что замалчиванию — переосмыслению до неузнаваемости? Почему пропагандистам XV века пришлось «превращать» витязей Пересвета и Ослябю в монахов, а слова Сергия Радонежского, обращенные к «окаянному» Дмитрию Ивановичу, преподносить не иначе как благословение?

На второй вопрос ответим кратко: к сожалению, в годы монголо-татарского ига представители церкви крайне редко проявляли чудеса храбрости — к примеру, тот же митрополит Киприан бежал из Москвы, едва к ней, уже после Куликова поля, подошел хан Тохтамыш с войсками. Церкви требовались именно воцерковленные герои.

Что касается литвинов, вдруг из защитников Русской земли ставших ее врагами вкупе с «силами лятскими», то тут все еще проще. Годы создания мифов, «развенчивающих» воинскую доблесть литвинов, сражавшихся на Куликовом поле за Русь, — это годы, на которые пришелся апогей противостояния Москвы с Польшей и Литвой.

У реальной истории действительно нет сослагательного наклонения, но ее, бывает, переписывают — в угоду политической сиюминутности.

Виктор СИНОБИН


Загадки истории. Рубрика «Военная тайна». Правда и мифы Куликова поля


Казалось бы, о битве на Куликовом поле мы знаем почти все. Со школы помним и про поединок Пересвета с Челубеем, и про благословение, полученное будущим Дмитрием Донским у Сергия Радонежского. Однако чем больше проходит времени, тем больше неточностей и откровенных мифов обнаруживается в классической версии этого события.

Куликово поле… Кто только не сплясал на костях его героев! Тут и «фоменковцы», перемещающие поле в пространстве, а битву — во времени. И создатели известного мультфильма «Лебеди Непрядвы», показавшие детям, как «монах» Александр Пересвет сражается в одной скуфейке с «бронированным» ордынцем. .. Кто-то скажет: «Правда о тех событиях давно известна из «Сказания о Мамаевом побоище». Свободу Руси добыли благословение Сергия Радонежского, воинская доблесть великого князя Дмитрия Ивановича, да подвиг монахов Пересвета и Осляби». Что тут возразишь? Только одно: «Сказание», созданное намного позже описываемых в нем событий, вряд ли превосходит в плане достоверности фоменковские изыскания вкупе с детским мультиком.

Отлученный от церкви

Мог ли дать благословение князю Дмитрию Ивановичу Сергий Радонежский? А если и мог, то почему князь отправился за ним в глухие леса, а не к высшим иерархам церкви, что подобало бы его статусу? Вот единый, «шокирующий» ответ на два вопроса сразу: будучи отлученным от церкви и преданным анафеме митрополитом Киприаном, князь Дмитрий не мог получить такого благословения у подчиненного Киприану Сергия. И не получил — что бы там ни писали в школьных учебниках.

Дело в том, что еще летом 1378 года князь Дмитрий, желавший видеть на посту митрополита свою креатуру, а не Киприана, повелел слугам выгнать ставленника Константинополя прочь за городские ворота. Что и было сделано. С соответствующими для Дмитрия Ивановича последствиями. Вчитываемся в первоисточник — письмо отлучения, разосланное Киприаном: «Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от Пресвятой и Живоначальной Троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен к моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословены мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов».

Далее в письме говорится, что, буде кто из слуг Божьих осмелится не присоединиться к отлучению Дмитрия, сам же и подвергнется анафеме. Сергий Радонежский пошел наперекор митрополиту? Ищем ответ. Заглядываем в ранние жития святого. Читаем, как же именно напутствовал он Дмитрия насчет татар: «Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, видем твое смирение, господь Бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». Это — благословение на битву? К слову, нет о нем упоминания не только в житиях Сергия Радонежского. Не упоминается оное и в летописях Куликовской битвы, в статьях Рогожского летописца и Симеоновской летописи, в Новгородской первой летописи. То, о чем не ведали современные событиям летописцы, станет «досконально известным» лишь в конце XV — начале XVI века.

Настоящие герои

Теперь по теме «Пересвет -Челубей». «Всем известно», что они прикончили враг врага — не так ли? Почитаем теперь избранное из самой ранней, Кирилло-Белозерской редакции «Задонщины». Согласно оной, Пересвет «ркучи таково слово: «Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным». Самое же примечательное, что слова о том, что лучше броситься на меч, нежели сдаться, наш смиренный монах произносит — цитируем, — когда «иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу». То есть битва в разгаре, а герой, якобы убитый до ее начала Челубеем, вполне жив и, рубя поганых, не безмолвствует.

Что касается монашества Пересвета и Осляби — первый, согласно «Задонщине», не был облачен во время битвы ни в рясу, ни в схиму, ни в скуфейку, а «злаченым доспехом посвечивал», что более пристало витязю, нежели смиренному монаху. Но вот самое главное: в поминальном перечне Троицкого монастыря, основанного Сергием Радонежским, монахами которого якобы и были Александр Пересвет и Родион Ослябя, оба эти имени отсутствуют.

Ради справедливости стоит отметить, что Ослябя, уцелевший в битве, действительно постригся в монахи, но лишь под старость, и служил впоследствии у митрополита Киприана. Что до Пересвета, то доподлинно о его дальнейшей судьбе неизвестно. Зато ведомо о нем иное. Пересвет и Ослябя именуются во всех летописях «боярами брянскими» и «любочанами». Во времена Дмитрия Донского город Любутск на Оке (отсюда и «любочане») относился к землям Великого княжества Литовского и Русского. Первый удар ордынцев приняли на Куликовом поле войска перешедших на службу к Дмитрию Ивановичу литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. И уже из этих двух фактов, запечатленных не в сказаниях, но в летописях, можно сделать один вывод: «любочане» Пересвет и Ослябя (или, говоря современным языком, «русские соотечественники из Литвы») бились в составе «сторожевого полка», состоявшего из литвинов, подданных литовских же князей, перешедших под русские знамена. Между прочим, рубились литвины отчаянно. А вот жители стольного града, согласно летописям, да и «Задонщине», таковой ратной удали, увы, не проявили. Вчитываемся: «Москвичи же мнози небывальци, видевшее множество рати татарской, устрашишася и живота отчаявшася, а иным на бегы обратишася».

Как знать, чем бы закончилась Куликовская битва, если бы не полководческий гений прославленного воеводы Дмитрия Боброка — тоже литвина по национальности, уроженца Волыни, входившей в те времена, как и родной Пересвету и Осляби Любутск, в земли Великого княжества Литовского и Русского.

Как становятся врагами

Вкратце подытожим: первый удар окаянных басурман приняли на Куликовом поле литвины, в рядах которых бились витязи, «бояре брянские» Ослябя и Пересвет, перешедшие под знамена преданного анафеме Дмитрия Донского вслед за своим сюзереном Дмитрием Ольгердовичем, князем Брянским. Возмутительное утверждение, не правда ли? Ведь в конце XV века, в годы «раскрутки» упомянутого нами «Сказания о Мамаевом побоище», появляются сведения о походе на Куликово поле литвинского злодея Ягайло. Да и в «Сказаниях» однозначно указывается, что Литву ведет на поле биться с русскими литовский же князь Ольгерд. Наконец, и в летописях Москвы XV века прямо говорится, что Ягайло совершил поход против Дмитрия Ивановича «с силой литовские и лятские»…

Только вот ведь незадача: князь Ольгерд, якобы сражавшийся против Руси на стороне басурман, почил в бозе за несколько лет до начала Куликовской битвы. А в «походе Ягайло» при всем желании не могли быть задействованы силы польские (лятские). Ведь Литва объединилась с Польшей только через пять лет после Куликовской битвы — в 1385 году. Впрочем, и сам поход Ягайло на Русь столь же исторически «достоверен», как и мертвый князь Ольгерд, якобы возглавивший литовскую рать, якобы сражавшуюся на Куликовом поле супротив рати русской.

А теперь зададимся двумя вопросами. Почему, спустя век после Куликовской битвы, истинная роль литвинов, сражавшихся на русской стороне против басурман, подверглась не то что замалчиванию — переосмыслению до неузнаваемости? Почему пропагандистам XV века пришлось «превращать» витязей Пересвета и Ослябю в монахов, а слова Сергия Радонежского, обращенные к «окаянному» Дмитрию Ивановичу, преподносить не иначе как благословение?

На второй вопрос ответим кратко: к сожалению, в годы монголо-татарского ига представители церкви крайне редко проявляли чудеса храбрости — к примеру, тот же митрополит Киприан бежал из Москвы, едва к ней, уже после Куликова поля, подошел хан Тохтамыш с войсками. Церкви требовались именно воцерковленные герои. Что касается литвинов, вдруг из защитников Русской земли ставших ее врагами вкупе с «силами лятскими», то тут все еще проще. Годы создания мифов, «развенчивающих» воинскую доблесть литвинов, сражавшихся на Куликовом поле за Русь, — это годы, на которые пришелся апогей противостояния Москвы с Польшей и Литвой.

У реальной истории действительно нет сослагательного наклонения, но ее, бывает, переписывают — в угоду политической сиюминутности.

Виктор СИНОБИН

История жизни белопоясничного кулика, Все о птицах, Корнельская лаборатория орнитологии

Среда обитания

Белопоясничный кулик размножается во влажной и сырой тундре высокогорья, от отдаленной северо-восточной Аляски до Баффинова острова. Они используют участки с низкой растительностью, такие как травянистые или моховые луга, или низкие кустарниковые участки с арктическими ивами и куртинами осоки. Обычные растения включают чернику, водную осоку, арктический краснокорник, пушицу узколистную и мхи, такие как болотный, коричневый, скрученный, блестящий и серый мох. Большинство белопоясничных куликов гнездятся возле пресноводных прудов, озер или ручьев, но некоторые гнездятся и в более высокой и сухой тундре. Грудные кулики используют схожие места обитания почти в том же географическом ареале. Во время миграции в Северной Америке белопоясничные кулики часто встречаются в удивительно разнообразных пресноводных средах обитания, включая влажные сельскохозяйственные поля, дерновые фермы, пресноводные водохранилища и болота с илистыми краями. Они также используют солоноватые среды обитания, включая верхние части приливных илистых отмелей, лагун и устьев рек. В Южной Америке мигранты занимают аналогичные места обитания, а также пляжи, берега рек и озера на большей высоте (не менее 1500 футов).

Вернуться к началу

Еда

Белопоясничные кулики питаются в основном беспозвоночными, которых они ловят, прощупывая грязь, иногда глубоко, с вставленным клювом целиком. Реже они подбирают добычу с поверхности. Как и многие мелкие кулики, они прощупывают несколько раз, затем проходят небольшое расстояние и снова прощупывают. Белопоясничные кулики, как правило, кормятся на открытых участках, а не в болотистой растительности. Они также едят некоторые растительные вещества, в основном семена, в том числе спорыш и различные осоки. Добычей являются мошки, мухи, журавли, жуки, кузнечики, пиявки, мотыль, морские черви, улитки-бараны и крошечные ракообразные (амфиподы).

Наверх

Гнездование

Размещение гнезд

Самки выбирают места для гнезд на территории самцов, на кочках или других небольших возвышенностях во влажной тундре, обычно с достаточным количеством окружающей растительности, чтобы скрыть гнезда.

Гнездо Описание

Самки строят чашу из мхов, трав, осоки и других растений, выстланных листьями ивы, мхами и лишайниками.

Факты о гнездовании

Описание яйца:

Охристый или бледно-зеленый, пятнистый или с красновато-коричневыми пятнами.

Состояние при вылуплении:

Активный, покрыт пухом.

Вернуться к началу

Поведение

Как только они возвращаются в места гнездования в начале июня, самцы белопоясничных куликов завоевывают территории и начинают демонстрацию, даже когда в тундре есть обширные участки снега и льда. Они летают почти в 100 футах над землей и начинают парить над территорией, где вытягивают шею, раздувают горло и издают свою необычную песню, которая включает в себя низкое кваканье и проволочное жужжание (ее сравнивают со звуком свиного хрюканья, перемежающегося возвратом каретки пишущей машинки). Затем они падают на землю на поднятых вверх крыльях и приземляются с поднятыми крыльями. Они также демонстрируют горизонтальный полет вокруг территории, используя стиль полета «бабочка» с глубокими преувеличенными взмахами крыльев во время пения. Если присутствует самка, самец поднимает к ней одно крыло, стоя на земле, или выполняет более сложную демонстрацию, в которой он раскрывает крыло в положении чашечки, поднимает хвост и демонстрирует белые кроющие надхвостья, бегая вокруг нее. , топая ногами, а иногда и волоча законцовками крыльев по земле. (Первые орнитологи, описавшие эту наземную демонстрацию, сравнили ее с танцем острохвостого тетерева.) Самцы прогоняют других самцов белогорлого кулика со своей территории, противостоя им на земле с опущенными головами и поднятым оперением или преследуя их. полет. Территория может составлять 7–15 акров, а самцы охраняют кочки или другие возвышенности на территории, опасаясь злоумышленников.

Этот вид полигинен в своей системе спаривания, что означает, что самцы спариваются более чем с одной самкой. Самцы энергично выставляют себя напоказ всего неделю или около того, ухаживая за приближающимися самками и пытаясь спариться со всеми, кто приближается. Некоторые даже приземляются на спины сопротивляющихся самок и пытаются спариться в полете. После того, как самки на его территории отложили кладки из 4 яиц, самцы обычно покидают этот район. Самки строят гнездо, насиживают яйца и ухаживают за птенцами. На некоторых территориях самки одного и того же партнера-самца могут гнездиться рядом друг с другом. Если их потревожить, самки могут притвориться, что у них повреждено крыло, пытаясь отвлечь хищника от гнезда. Мигрирующие белопоясничные кулики стадны, часто встречаются небольшими стаями, которые присоединяются к другим куликам. Иногда они прогоняют других мелких куликов во время кормления, а зимующие птицы защищают кормовые территории, по крайней мере, в некоторых частях ареала.

Вернуться к началу

Сохранение

Белопоясничные кулики относительно многочисленны, но очень мало известно о тенденциях их популяции в прошлом или настоящем. По оценкам Partners in Flight, глобальная размножающаяся популяция составляет 1,7 миллиона особей, а вид оценивается в 13 из 20 баллов по шкале континентальной озабоченности, что указывает на вид, не вызывающий особого беспокойства по сохранению. В некоторых районах водно-болотные угодья были осушены или застроены вдоль миграционных путей и в ключевых местах остановок, таких как Великие равнины, где истощение подземных водоносных горизонтов сокращает площадь местообитаний водно-болотных угодий на поверхности. Что касается многих видов птиц, гнездящихся в арктических местообитаниях, то изменение климата может оказать на этот вид значительные негативные последствия.

Наверх

Кредиты

Латмердинг, Дж. А. и А. С. Лав. (2020). Рекорды долголетия птиц Северной Америки. Версия 2020. Исследовательский центр дикой природы Патаксент, Лаборатория кольцевания птиц, 2020.

Пармели, Дэвид Ф. (1992). Белопоясничный песочник ( Calidris fuscicollis ), версия 2.0. В «Птицах Северной Америки» (П. Г. Родевальд, редактор). Корнеллская лаборатория орнитологии, Итака, Нью-Йорк, США.

Партнеры по полету (2017 г.). База данных оценки сохранения птиц. 2017.

Сибли, Д. А. (2014). Путеводитель Сибли по птицам, второе издание. Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США.

Вернуться к началу

Пятнистый песочник

Пятнистый песочник

Fr: Chevalier grivelé
Ang: Spotted Sandpiper
All: Drosseluferläufer
Esp: Andarríos Maculado
Ita: Piro piro macchiato
Nd: Amerikaanse Oeverloper
Sd: fläckdrillsnäppa

Photographers :

Roger Ahlman 
PBASE Galleries Peru and Ecuador

Tom Grey
Том Грей. СПРАВОЧНИК ПТИЦ МИРА, том 3, Хосеп дель Хойо-Эндрю Эллиотт-Джорди Саргатал,  – Lynx Edicions, ISBN: 8487334202

SHOREBIRDS , Питер Хейман, Джон Марчант и Тони Пратер, Кристофер Хелм, 1986 — ISBN: 0747014035

Справочник по идентификации птиц для Европы и Западной Палеарктической Марка Бимана, Стив Мэдж — С. Хельм — ISBN: 0713639601

Полевый гид к Бердам Северной Америки 7720 . Общество — ISBN: 0792274512

Гид DEMICOLES DE D. TAYLOR Delachaux et Niestlé — ISBN: 2603014080

Руководство по Birds and Northern Central America

Руководство по Birds and Northern Central America

Руководство по Birds and Northern Central America

Руководство по Birds and Northern America

Руководство по Birds and Northern America

. 0090 by  Steve N. G. Howell, Sophie Webb  —  Oxford University Press — ISBN: 0198540124

A GUIDE TO THE BIRDS OF COLOMBIA  by Steven L. Hilty and William L. Brown — Princeton University Press – ISBN 069108372X

Avibase (Денис Лепаж)

Birdlife International

HBW Alive

Audubon

All About Birds (Cornell Lab of Ornithology)

9 00005

The Birds of North America online

Animal Diversity Web (University of Michigan Museum of Zoology)

Bird Web (Seattle Audubon Society)

Neotropical Birds – Cornell Lab of Ornithology

What Bird — The Ultimate Bird Guide (Mitchell Waite)

Информация о птицах

Полиандрия у пятнистого кулика

 

Домашняя страница

Страница семейства Scolopacidae

Сводные карточки

 

Spotted Sandpiper
Actitis Macularius

charadriformes order-Scolopacidae Family

ВВЕДЕНИЕ :
СПОНЦЕРСИЯ. белый низ в брачном наряде. Его любопытный порывистый полет похож на полет его близкого родственника 9.0087 Обыкновенный кулик
.
Но пестрый песочник отличается еще и своей необычной системой разведения. Полиандрические самки прибывают первыми на места размножения, и как только появляются самцы, самки выставляются, соревнуются за самцов, дерутся и защищают территории. Самцы насиживают яйца и выращивают детенышей в одиночку, а самки спариваются с другими самцами. Эта репродуктивная стратегия обычно очень успешна.
Пятнистый песочник гнездится в Северной Америке и зимует на юге через Центральную Америку, Вест-Индию и большую часть Южной Америки.
Этот вид широко распространен по всему ареалу, и в настоящее время его популяция не находится под глобальной угрозой, несмотря на медленное сокращение.

Описание Птицы:
Биометрика :
Длина: 18-20 см
Крыльев: 37-40 см
Вес: 64 г

. У пнетухнологий взрослой. с уникальным рисунком в виде темных пятен, особенно на груди и животе. Эти пятна различны, и, как правило, у самок пятна крупнее и темнее. Рисунок подкрыльев подобен таковому у 9.0087 Обыкновенный кулик с равномерно белыми подмышечными впадинами.
Верх тела оливково-коричневый с отчетливой темной полосой. На верхней части крыла есть заметная белая полоса, которая в основном видна в полете. Крыло проходит через внешние вторичные и внутренние первичные элементы. Мы можем видеть белую заднюю кромку на внутренних вторичных компонентах. На хвосте внешние прямоугольники имеют беловатые внешние края.

На голове, лбу, темени, затылке и затылке оливково-коричневые. Белая надбровная дуга контрастирует с темно-коричневой полосой на глазу. Подбородок и горло белые с темными пятнами.
Короткий прямой клюв темно-коричневого цвета с оранжевым или розоватым основанием и черным кончиком. Глаза темно-коричневые, окружены узкими белыми кольцами. Ноги и ступни тусклого розовато-коричневого цвета.

Самка похожа, но с более крупными и темными пятнами на брачном оперении. Она немного крупнее самца.

Неразмножающаяся взрослая особь имеет менее заметные полосы на стержне и полосу на верхней части тела. На белом низе по бокам груди имеются серо-коричневые пятна. В свежем оперении кроющие крыла имеют узкие бледно-желтоватые кончики.
Клюв более тусклый, с матовым зеленоватым или коричневатым основанием. Ноги и ступни варьируются от серовато-оливкового до тускло-желтого.

Молодь похожа на не размножающуюся взрослую особь, но верхняя часть тела сероватая с узкой желтовато-коричневой каймой, а кроющие крыла на концах имеют коричневую полосу с сильными перемычками.

ДИАПАЗОН :
Пятнистый песочник гнездится в Северной Америке, от Аляски через Канаду до Ньюфаундленда, от Юга до Южной Калифорнии, Восточной Аризоны и западной Нью-Мексико, а затем от Е до Северной Каролины.
Зимует от юга США через Центральную Америку и Вест-Индию до Южной Америки, от юга до севера Аргентины и С Чили. Иногда достигает Галапагосских островов .

Этот вид считается монотипным. Однако западные птицы «A.m. rava» более серые и менее блестящие сверху и с более тяжелыми и черными пятнами снизу. Но в настоящее время этот подвид не признан.

СРЕДА ОБИТАНИЯ :
Пятнистый песочник гнездится на краю пресных водоемов, таких как озера, пруды, реки и ручьи, как в открытой, так и в лесистой местности. Во время миграции и зимой он часто посещает морские берега, его можно увидеть вдоль побережья на илистых отмелях и пляжах, в лагунах и мангровых зарослях.
Этот вид размножается от уровня моря до высоты 4700 метров над уровнем моря. Зимой в перуанских Андах было зарегистрировано до 4100 метров.

ЗВОНКИ И ПЕСНИ : ЗВУКИ XENO-CANTO
Пятнистый песочник в полете издает серию слегка повышающихся звуков. Он также производит плоский, двойной «тет-тет» или более сильный «туит-уит». Сигнал тревоги, подаваемый в полете или с земли, представляет собой «пи-пи-пи» и «пи-пи-пи», переходящие в расширенную серию, когда птица покраснела «чи-пи-пи-пи…»

ПОВЕДЕНИЕ В ДИКИХ УСЛОВИЯХ
Пятнистый песочник питается как водными, так и наземными насекомыми и другими беспозвоночными, ракообразными, крабами, раками, дождевыми червями, мелкой рыбой и моллюсками, а иногда и падалью.
Он добывает пищу несколькими способами: подбирает пищу с поверхности воды или земли, ловит летающих насекомых или собирает мелкие предметы с мелководья.
Иногда он может низко приседать на открытых равнинах, медленно подкрадываться, а затем бросаться вперед, чтобы поймать добычу. На земле он постоянно кивает и качается.

У этого вида половые роли поменялись местами, самка крупнее и социально доминирует. Она агрессивна и решительно защищает территорию размножения как в полете, так и на земле.
На период размножения влияет численность насекомых, и он часто резко прекращается в начале июля, до сокращения популяций насекомых.
По прибытии на нерестилище самки выставляются напоказ и соревнуются за самцов. Во время выступления в воздухе самка преследует самца, часто низко над водой и с большой скоростью, перемежающейся скольжением на изогнутых крыльях. Самки иногда могут драться, включая физический контакт.

Они часто спариваются с несколькими самцами в течение сезона и могут производить до пяти кладок по 4 яйца в каждой. Но обычно они делают 2-3 кладки за короткий период размножения в 6-7 недель.
Самец высиживает яйца и ухаживает за детенышами в одиночку, а самка защищает территорию и спаривается с другими самцами. Эта репродуктивная система обычно очень успешна.

Пятнистый песочник мигрирует. Первыми уходят самки, затем самцы, а за ними молодые. Они часто мигрируют поодиночке, но этот вид перемещается широким фронтом по Северной Америке. Возвратная миграция из Южной Америки, вероятно, следует по внутреннему маршруту через США. Бродяги зарегистрированы в Европе (Великобритания, Финляндия, Болгария и Турция), а также в Северной Африке и странах Африки к югу от Сахары (Кения, Камерун и Сенегал), а также в Восточной Азии, на Гавайях и на некоторых островах Тихого океана.
Пятнистый песочник летает жесткими, быстрыми, трепещущими взмахами крыльев. Порывистый полет прямой, низко над водой.

РАЗМНОЖЕНИЕ ЭТОГО ВИДА :
Откладка происходит с середины мая по июнь. Гнездится пятнистый кулик на земле в скудной растительности, в неглубокой ложбинке, сделанной взрослыми особями и выстланной травой, мхом, а иногда и перьями. Каждая «пара» производит один выводок за сезон.

Самка откладывает 4 желтовато-коричневых яйца с коричневыми отметинами. Самец насиживает в одиночку в течение 20-24 дней, а самка спаривается с другими самцами. Она может хранить сперму в течение месяца, что не гарантирует законного отцовства другим партнерам.