Кто призвал варягов на русь: Недопустимое название — Циклопедия

Была ли Русь до прихода Рюрика? Часть 2 | Культура

Единственным государством, граничившим с зародившейся Русью, мы видим Болгарию, которая под предводительством хана Аспаруха в V и VI вв. дошла до Дуная и основала Болгарское царство. Борис, болгарский царь (862−888), принял христианство и распространил его в стране. Болгарский царь Симеон (888−927) вел войны с Византией. После Симеона царство было ослаблено набегом киевского князя Святослава и затем в 1018 году покорено Византией.

В дополнение к этому существует какая-то ранняя мифология, описывающая ранние периоды становления польской государственности, когда, по одной из версий, основателем польского государства был пастух Лех. По другой легенде, он внук Пяста, сын князя Земовита. Мечислав I, князь польский (960−992), женившись на чешской княжне Дубравке, принял христианство, а затем призвал латинских священников.

По всем имеющимся архивным сведениям официальная история Руси начинается с IX века. С тех пор, когда Рюрик, являющийся, по мнению некоторых, князем балтийских славян (варягов — Русь), стал владеть и править русскими землями. А затем, как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика князь Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом.

Что же происходило на самом деле? Почему власть князя в Новгороде оказалась вторичной, в то время когда варягов призвали «править и владеть»?
Стены и башни Кремля Великого Новгорода
Фото: Depositphotos

Детально исследуя историю Древнего Новгорода, мы видим, что эта история значительно искажена, политизирована и не поддается логическому объяснению, как с историей веча, так и мнимой свободой Новгорода. Вечевая система власти которого в период господства марксистской идеологии была искусственно выделена как пример проявления ранней демократии.

Новгород был свободен и до прихода Рюрика, и некоторое время после него. В это время город управлялся выборным органом — советом, который состоял из представителей всех находящихся там торговых домов. Этот совет и был назван впоследствии «вече», которое пригласило для охраны своей торговли варягов. К числу древних городов Новгородской земли, существовавших до прихода Рюрика, относят Старую Ладогу и Старую Руссу.

Также искажено фактами исторического миража взятие князем Олегом Киева. Не вдаваясь в историю княжеской семьи братьев Кия, Хорива, Щека и их сестры, оставивших после себя память в виде названий города Киева, горы Щековицы, горы Хоривицы и реки Лыбеди, протекающей через Киев, скажем только, что Киев к моменту прихода варягов платил дань хазарам.

О том, что Киев был одним из центров культуры, говорит то, что в Киеве на «горе» стоял Перун, а на подоле — Велес. В сходной языческой религиозной культуре почитались Сварог, Белобог, Чернобог, Даждьбог, Стрибог. А Перун — вооруженный бог грозы и грома, имеет много общих черт с культом Перкунаса у балтов, так же как Ярило (русский), Ярыло (белорусский), Яровит (у балтов).

Н.К. Рерих, «Славяне на Днепре»
Фото: общественное достояние, источник

Согласно летописи, торговый путь «Из варяг в греки» шел из Балтийского моря через Финский залив по Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень и реки Ловати. Отсюда, через Новгород, Смоленск и Любеч, проходил через систему волоков и выходил на город Киев, откуда уже по Днепру спускался в Черное море. И далее, уже по Черному морю, торговый путь шел в столицу Византийской империи Константинополь.

Для раскрытия этого вопроса с помощью логики возьмем и наложим друг на друга несколько срезов разных исторических периодов. Обратимся к территориальной конструкции древней Руси, состоящей из описанных в арабских источниках X века трех центров: Славия, Арсания и Куявия. Историками эти центры ассоциируются с Новгородом (Славия), Киевом (Куявия). Где была Арсания? Можно предположить по созвучию, что это современный Херсон.

С высоты сегодняшнего дня мы можем видеть такую картину, когда варяжский князь Рюрик, придя в Новгород, взял под свой контроль не только город, но и торговый путь «Из варяг в греки». Как говорят военные, Рюрик «оседлал» дорогу, по которой шли торговые караваны. Летописи подтверждают, что для охраны торгового пути было отправлено войско под командой воевод Аскольда и Дира.

Возможно, эти войска одновременно сопровождали торговый караван, шедший из Новгорода в Киев, и, обойдя стороной Смоленск, там остались, зайдя по пути в город Полоцк, стоящий на короткой дороге из Балтики в Смоленск. И логика говорит о том, что в этом случае торговый путь имел две опорные базы, из которых торговые караваны шли в обе стороны в сопровождении военных отрядов.

Продолжение следует…

Теги:

Русь,
Русское государство,
история Руси,
Древняя Русь,
летопись,
Рюрик

Варяги на Руси. Кто такие варяги

Главная

Статьи

История

Варяги на Руси

история, интересное

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, — варяги, русы, чудь, весь, меря. Антропологические исследования показывают, что участвовали в этом процессе и какие-то иранские народы, имена которых нам вроде бы неизвестны.

Этническая принадлежность племен чудь, весь и меря не является тайной — это были финно-угры. А вот этническое происхождение варягов и руси загадочно. И эта загадка приобретает серьезный масштаб при учете того факта, что именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству.



Еще в XVIII веке немецкие ученые, жившие тогда в России — Г.З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер — впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М.В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике.

Вот и продолжаются более трех веков дискуссии о том — кто такие варяги и русы? Но лишь недавно в работах А.Г. Кузьмина появилась теория, объясняющая большинство противоречий, вокруг которых и ведутся более чем трехвековые споры. А.Г. Кузьмин показал, что сами научные споры вокруг происхождения варягов и руси во многом связаны с противоречивыми сообщениями древних русских летописей. В самой «Повести временных лет», как подчеркивает А.Г. Кузьмин, приводится три версии происхождения варягов и две версии происхождения русов. Все эти версии были в разное время внесены в летописный текст, иногда дополняя повествование, иногда противореча ему. Основываясь на глубоком знании источников, А.Г. Кузьмин доказал, что сами вопросы о варягах и о руси надо рассматривать раздельно, ибо и те, и другие принадлежали к разным этносам.

Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание — о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов — южная Ютландия, полуостров который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» — вопрос более сложный. Ясно, что этот ориентир связан с библейским сюжетом о разделении земель после Всемирного потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар. Поэтому «предел Симов» в данном случае — Волжская Булгария.

Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается все население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо — в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.

Чуть ниже летопись уточняет состав племен побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка дает нам более подробный список племен, живущих у Варяжского (т.е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам — варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.

Другая позднейшая вставка, внесенная в летопись в конце XI в., также перечисляет племена, жившие в Прибалтике: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так». Здесь под «варягами» подразумеваются уже разные племена. Значит, это сообщение летописи подразумевает варягов в более широком смысле и предполагает включение в число «варяжских» народов также и скандинавов. Но летописец при этом старается подчеркнуть, что имеется в виду именно «русь», а не другие народы, отчетливо противопоставляя «русь» — шведам, готам, норманнам-норвежцам и англам (собственно датчанам). Из этого сообщения следует, что в данном случае за обозначением «варяги» могут скрываться разные племена, в том числе и скандинавы.

Эти три упоминания о происхождении варягов дополняются двумя свидетельствами летописи о взаимоотношениях северо-западного славянского и финно-угорского населения с варягами. Под 859 годом летопись сообщает, что варяги «из заморья» брали дань с племен чуди, мери, а также с ильменских словен и кривичей. Под 862 годом в летописи следует сначала рассказ об изгнании варягов «за море», а затем о том, что союз ильменских словен, кривичей, веси, чуди и мери вновь призвал варягов-русь, которые пришли к ним под главенством Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Рюрик, Синеус и Трувор стали у славян и финно-угров княжеским родом и основали города — Новгород, Ладогу, Белоозеро. Интересно, что историки установили: «Сказание о призвании варягов» — это тоже позднейшая вставка, появившаяся в летописи в конце XI в.

Кто такие варяги?


Подводя краткий итог, суммируем все сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги — это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги — это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги — это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов. Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII—XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники!

И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого — археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе.

«Повесть временных лет» дает прямое указание на то, где жили варяги, — по Южному берегу Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Четко обозначены западные пределы расселения варягов: «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами западные славяне именовали итальянцев. На востоке варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии.

Но кем были «варяги» в этническом отношении? Сопоставление летописных сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально «варяги» русской летописи — это известные еще римским авторам «варины» («вэрины», «вагры», «вары»).

«Варины», или «вэринги», еще в IV в. в числе других племен участвовали во вторжении в Британию. Они входили в группу «ингевонов», племен, которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов «вэрингами» и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы — «вэринами», балтийские славяне — «варангами», «ваграми». В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами». Само этническое название «варяги» совершенно ясное, индоевропейское: «поморяне», «люди, живущие у моря» (от индоевропейского «вар» — вода, море). Варины, как соседнее с собственно франкскими владениями племя, и дали название Балтийскому морю, которое еще и в ХVI веке называлось Варяжским, но только в России и у балтийских славян.

Византийский историк Прокопий Кесарийский приводит интересный рассказ о народе, который он уже в VI в. знал под именем «варны»: «В это время между племенем варнов и теми воинами, которые живут на острове, называемом Бриттия (т.е. Британия. — С.П.), произошла война и битва по следующей причине. Варны осели на севере от реки Истра и заняли земли, простирающиеся до Северного океана и до реки Рейна, отделяющего их от франков и других племен, которые здесь обосновались. Все те племена, которые жили по ту и другую сторону реки Рейна, имели каждое свое собственное название, а все их племя вместе называлось германцами, получив одно общее наименование. ..

…Некий муж, по имени Гермегискл, правил варнами. Стараясь всячески укрепить свою королевскую власть, он взял себе в законные жены сестру франкского короля Теодеберта, так как недавно у него умерла его прежняя жена, бывшая матерью одного только сына, которого она и оставила отцу. Имя ему было Радигис. Отец сосватал за него девушку из рода бриттиев, брат которой был тогда королем племен ангилов; в приданое за нее дал большую сумму денег. Этот Гермегискл, проезжая верхом по какой-то местности со знатнейшими из варнов, увидел на дереве птицу, громко каркавшую. Понял ли он, что говорила птица, или он почувствовал это как-то иначе, как бы там ни было, он, сделав вид, что чудесным образом понял предсказание птицы, сказал присутствующим, что через сорок дней он умрет и что это ему предсказала птица. «И вот я, — сказал он, — заботясь уже вперед, чтобы мы могли жить совершенно спокойно в полной безопасности, заключил родство с франками, взяв оттуда теперешнюю мою жену, а сыну своему нашел невесту в стране бриттиев. Теперь же, так как я предполагаю, что очень скоро умру, не имея от этой жены потомства ни мужского, ни женского пола, да и сын мой еще не достиг брачного возраста и еще не женат, слушайте, я сообщу вам мое мнение, и, если оно покажется вам небесполезным, как только наступит конец моей жизни, держитесь его и исполните в добрый час.

Так вот я думаю, что варнам будет более полезным близкий союз и родство с франками, чем с островитянами. Вступить в столкновение с вами бриттии могут только с большим промедлением и трудом, а варнов от франков отделяют только воды реки Рейна. Поэтому, являясь для вас самыми близкими соседями и обладая очень большой силой, они очень легко могут приносить вам и пользу и вред, когда только захотят. И конечно, будут вредить, если им в этом не помешает родство с вами. Так уж ведется в жизни человеческой, что могущество, превосходящее силу соседей, становится тяжким и наиболее склонным к насилию, так как могущественному соседу легко найти причины для войны с живущими рядом с ним, даже ни в чем не виноватым. При таком положении дел пусть невеста-островитянка моего сына, вызванная для этого сюда, уедет от вас, взяв с собой все деньги, которые она получила от нас, унося их с собой в качестве платы за обиду, как этого требует общий для всех людей закон. А мой сын Радигис пусть в дальнейшем станет мужем своей мачехи, как это разрешает закон наших отцов (описанный здесь обычай не имеет аналогий в обычном праве германских племен. — С.П.)».

Так он сказал. На сороковой день после этого предсказания он захворал и в назначенный срок окончил дни своей жизни. Сын Гермегискла получил у варнов королевскую власть, и согласно с мнением знатнейших лиц из числа этих варваров он выполнил совет покойного и, отказавшись от брака с невестой, женился на мачехе. Когда об этом узнала невеста Радигиса, то, не вынеся такого оскорбления, она возгорела желанием отомстить ему.

Насколько местные варвары ценят нравственность, можно заключить из того, что если у них только зашел разговор о браке, хотя бы самый акт и не совершился, то они считают, что женщина уже потеряла свою честь. Прежде всего, отправив к нему с посольсвтом своих близких, она старалась узнать, чего ради он так оскорбил ее, хотя она не совершила прелюбодеяния и не сделала ничего плохого по отношению к нему. Так как этим путем она не могла ничего добиться, то душа ее обрела мужскую силу и смелость, и она приступила к военным действиям. Тотчас собрав 400 кораблей и посадив на них бойцов не менее ста тысяч (это, конечно, преувеличение, обычное в сказаниях эпохи военной демократии. — С.П.), она сама стала во главе этого войска против варнов. С ней шел и один из ее братьев, с тем чтобы устраивать ее дела, не тот, который был королем, но тот, который жил на положении частного человека. Эти островитяне являются самыми сильными из всех нам известных варваров и на бой идут пешими. Они не только никогда не занимались верховой ездой, но и не имели даже понятия, что такое за животное лошадь, так как на этом острове никогда не видели даже изображения лошади. По-видимому, такого животного никогда не бывало на острове Бриттия (конечно, лошадь здесь знали, и достаточно рано. У славян-вендов она была культовым животным, но сражались северные народы в пешем строю. — С.П.). Если же кому-нибудь из них приходится бывать с посольством или по другой какой-либо причине у римлян, или у франков, или у других народов, имеющих коней, и им там по необходимости приходилось ездить на лошадях, то они не могли даже сесть на них, и другие люди, подняв, сажают их на лошадей, а когда они хотят сойти с лошади, вновь, подняв их, ставят на землю. Равно и варны не являются всадниками, и они все тоже пехотинцы… У этих островитян не было и парусов, они всегда плавали на веслах.

Когда они переплыли на материк, то девушка, которая стояла во главе их, устроив крепкий лагерь у самого устья Рейна, осталась там с небольшим отрядом, а своему брату со всем остальным войском велела идти на врагов. И варны стали тогда лагерем недалеко от берега океана и устья Рейна. Когда ангилы прибыли сюда со всей поспешностью, то и те и другие вступили друг с другом в рукопашный бой, и варны были жестоко разбиты. Из них многие были убиты в этом сражении, остальные же вместе с королем обратились в бегство. Ангилы недолгое время преследовали их, как это бывает у пехотинцев, а затем возвратились в лагерь. Девушка сурово приняла вернувшихся к ней и горько упрекала брата, утверждая, что он с войском не сделал ничего порядочного, так как они не привели к ней живым Радигиса. Выбрав из них самых воинственных, она тотчас послала их, приказав им привести к себе живым этого человека, взяв его в плен каким угодно способом. Они, исполняя ее приказ, обошли все места этой страны, тщательно все обыскивая, пока не нашли скрывающимся в густом лесу Радигиса. Связав его, они доставили его девушке. И вот он предстал перед ее лицом, трепеща и полагая, что ему тотчас же предстоит умереть самой позорной смертью. Но она, сверх ожидания, не велела его убить и не сделала ему никакого зла, но, упрекая его за нанесенное ей оскорбление, спросила его, чего ради, презрев договор, он взял себе на ложе другую жену, хотя его невеста не совершила против него никакого нарушения верности. Он, оправдываясь в своей вине, привел ей в доказательство завещание отца и настояние своих подданных. Он обратил к ней умоляющие речи, присоединив к ним в свое оправдание многие просьбы, обвиняя во всем необходимость. Он обещал, что, если ей будет угодно, он станет ее мужем и то, что сделано им раньше несправедливого, он исправит своими дальнейшими поступками. Так как девушка согласилась на это, то она освободила Радигиса от оков и дружески отнеслась к нему и ко всем другим. Тогда он тотчас отпустил от себя сестру Теодеберта и женился на бриттийке…»

В конце VIII или начале IX в. варины еще не были ассимилированы славянами. Во всяком случае, на рубеже этих веков франкский император Карл Великий даровал варинам закон, единый с англами — «Правду англов и вэринов или тюрингов». Но активная экспансия франков и саксов побудила варинов искать новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется Варангевилл (Варяжский город), в Бургундии на реке Роне, в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Бухта варангов, Варяжский залив) на севере Скандинавии. Саксонская «Северная марка» в конце Х — начале XI века называлась также «Маркой Вэрингов». С VIII — IX вв. имена Варин, Вэрин и Варанг широко распространяются по всей Европе, свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде.

С середины IX в. варины постепенно ассимилируются пришедшими сюда славянами, и во второй половине IX века здесь возобладал славянский язык. Объединение варинов и славян произошло, очевидно, в рамках общего противостояния славян и других племен южного берега Балтики наступлению франков и саксов.

Основным направлением переселений варинов-варягов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам Балтийского моря (на о. Рюген, в Восточной Прибалтике и др.). Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев — варяги-русь: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь». При этом, «Повесть временных лет» специально оговаривает, что русь — это не шведы, не норвежцы и не датчане.

В Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Варяги-русь приходят сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к Среднему Поднепровью. По сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем из одного из варяжских (вэринских) племен. В некоторых средневековых генеалогиях Рюрика и его братьев (Сивара и Триара — на западноевропейский манер) считают сыновьями князя славянского племени ободритов Годлава (Готлиба), убитого в 808 году датчанами. В свою очередь генеалогию ободритов средневековые авторы привязывали к венедо-герульской, отражавшей процесс ассимиляции венедов и герулов славянами (смешанные славянские и неславянские имена княжеских родов).

В русской летописи имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, по всей вероятности, восходит к названию одного из племен кельтов — «руриков», «рауриков», а племенное название, видимо, связано с рекой Рур. Племя это еще на рубеже нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск Юлия Цезаря, и уйти оно могло только на восток. В позднейшее время выходцы с берегов реки Рур тоже получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика тоже находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорее всего, образовано от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор объясняется также из кельтского языка, в котором слово-имя Тревор означает «третий по рождению».

Названия основанных Рюриком в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Интересно, что главным богом у варягов-руси был Перун. В договоре Руси с Греками 911 г., который заключил Олег Вещий, говорится: «А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом». Поклонение Перуну было распространено среди разных народов именно Южного побережья Балтики, например, у литвы богом был Перкунас, с аналогичными Перуну функциями.

Представление о славянстве варягов и об их выходе с Южно-Балтийского побережья сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси. Оно широко бытовало в Западной Европе, о чем говорят многие памятники. Важное место среди них занимает заключение посла Священной Римской империи С. Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 годах. Он сказал, что родиной варягов могла быть только Южно-Балтийская Вагрия, заселенная славянами-вандалами, которые «были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию». «На основании всего этого, — писал Герберштейн, — мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Как дипломат, Герберштейн побывал во многих западноевропейских странах, в том числе и прибалтийских (в Дании, в Швеции), был знаком с их историей, что и позволило ему установить параллель между Вагрией и Россией, а не между Швецией и Россией.

Предания о Рюрике и его братьях на Южном берегу Балтики сохранялись очень долго — их записывали еще во второй половине XIХ века. Современный историк В.В. Фомин отмечает, что в «Зерцале историческом государей Российских», принадлежавшем руке датчанина Адама Селлия, с 1722 г. проживавшего в России, Рюрик с братьями также выводятся из Вагрии. То, что такого рода предания имели место быть и долгое время бытовали на бывших землях южно-балтийских славян, подтверждает француз Ксавье Мармье, «Северные письма» которого были изданы в 1840 г. в Париже. Побывав во время своего путешествия в Мекленбурге, расположенном на бывших землях славян-ободритов, Мармье записал местную легенду о том, что у короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. Таким образом, еще в первой половине ХIХ в. среди давно уже онемеченного населения Мекленбурга сохранялось предание балто-славянского происхождения о призвании трех братьев-славян на Русь, отстоящее от них ровно на целое тысячелетие.

О давнем и тесном взаимодействии жителей Южного берега Балтики с Северо-Западной Русью свидетельствуют и многочисленные археологические, антропологические, этнографические и лингвистические материалы. По исследованиям Г.П. Смирновой, в ранних археологических слоях Новгорода заметный компонент составляет керамика, имеющая аналогии на Южном побережье Балтики, в Мекленбурге, что указывает на две большие волны переселений по Волго-Балтийскому пути с Запада на Восток: в конце VIII и в середине IX века. Важные антропологические исследования, проведенные в 1977 г. среди населения Псковского обозерья, показали, что оно относится к западно-балтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики…» Нумизматический материал также показывает, что самые ранние торговые связи Руси на Балтийском море фиксируются не со Скандинавией, а с Южным побережьем Балтики. Д.К. Зеленин, И.И. Ляпушкин и многие другие археологи и лингвисты указывали на явные языковые и этнографические параллели Северной Руси и Балтийского Поморья. И не случайно в летописи утверждается, что новгородцы происходили «от рода варяжска» — в те времена еще хранились какие-то предания о связи населения Новгорода с южно-балтийскими племенами.

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в. Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют — сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, — это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Перевезенцев С. В.

Назад в раздел

здоровье
полезные советы
интересное
москва
история
туризм
путешествия
активный отдых
походы
кавказ
московская область
что посмотреть
туры
отдых
достопримечательности
крым
природа
интересные факты
владимир и область
горы

Имен скандинавов в Византийской Варяжской Гвардии и на Руси

Имен скандинавов в Византийской Варяжской Гвардии и на Руси

от Gunnvr silfrahrr (Кристи Л. Уорд)

2004 Кристи Л. Уорд;
все права защищены

Где-то после 850 г. н.э. скандинавы — в основном из Швеции и Дании —
начал разведку, войну и торговлю на восток, в Россию. Этот
движение на восток растянулось по крупным рекам, со скандинавами
в конце концов проделав весь путь на юг, в Византию. Здесь мы рассмотрим некоторые
имен, записанных для некоторых из этих мужчин.

  • Норвежский
    Имена из договоров между Византией и Русью
  • Норвежский
    Имена из рунических надписей для мужчин, отправившихся в Византию
  • Норвежский
    Имена из рунических надписей для мужчин, отправившихся на восток
  • Мужчины
    Упоминается в сагах о служивших в варяжской гвардии Византии.
  • Ресурсы
    для древнескандинавских имен и создания имен
  • Ресурсы
    для получения дополнительной информации о варягах

Обратите внимание, что имена, перечисленные в этой статье, представлены в их нормализованном виде.
Старые западно-скандинавские формы (OW.Norse, язык, используемый в Норвегии, Исландии и других странах).
части западной Скандинавии), что является стандартным научным способом представления
Древнескандинавские имена. Однако наибольшее количество скандинавов, путешествовавших
на восток в Россию или на восток и юг в сторону Византии зародилась в восточной
Скандинавия или ее колонии. Восточная Скандинавия, включая Швецию, Данию и
Скандинавские колонии в России и на Балтике использовали несколько иную
диалекте, чем у западных скандинавов. С самого начала викингов
Возраст, между древнескандинавским языком, на котором говорят на западе, было достаточно различий.
Скандинавии, чтобы отличить западный диалект от восточного.
Скандинавия. Различия в старо-западно-скандинавском и древне-восточно-скандинавском (OE. Norse,
язык, используемый в Швеции, Дании и других частях восточной Скандинавии)
заметно увеличился после 1000.

Оригинальные рунические надписи показывают некоторые из этих диалектических различий в
имена, представленные ниже. Это не означает, что восточные скандинавы были
единственные путешественники с востока — несколько знаменитых исландцев и даже знаменитые
Норвежский король Харальд харри служил в Варяжской гвардии в
Византии, но большинство людей скандинавского происхождения в России и
Византии были бы люди из Швеции, Дании, Киева и других восточных
Скандинавские поселения.

Благодарности

Спасибо Arval Benicoeur и Talan Gwynek за их полезные отзывы об этом
статья.


Норвежские имена из договоров между Византией и Русью

В Русской летописи ранние контакты между
Византия и Шведская Русь зафиксированы в виде торговых договоров, один
в 907 г., а другой в 911 г. Эти договоры сохраняют на русском языке имена
северные мужчины, явно скандинавского происхождения.

907 Договор 1
Нормализованная форма OW.Norse Русская форма
Фарульфр Фарлоф
Карл или Карли Карл
Хрлейфр Рулав
Стейнвир Стемид
Вермунд Велмуд
911 Договор 2
Нормализованная форма OW.Norse Русская форма
Farleifr Фарло
Фрлейфр Фрелав
Гий Гуди
Хральдр Роуд
Хральдр 3 Роял
Хррекр Рюрик
Хроллайф Рулав
Ингьялдр Инегельд
Кри Кари
Карл Карли
Вермр Веремуд
1 907 названий договоров
взято из: Эллис-Дэвидсон, Хильда Родерик. Дорога викингов в
Византия
. Лондон: Джордж Аллен и Анвин. 1976. с.
90

2 Названия 911 договоров
взято из: Sigfs Blndal. Варяги Византии . Лондон:
Кембридж. 1978. с. 36.

3 Это
тот же человек появляется в другом MS. как Храрр (Руар, )

Вернуться к
топ


Норвежские имена из рунических надписей для мужчин, отправившихся в Византию

Существует около 30 рунических надписей, в которых конкретно упоминается Греция (ON
Grikkland , GrikkaR , GrikkinaR «Греческая земля»), что означает
могущественная Византийская империя и великий город Византия. Следующее
таблица содержит имена шведских мужчин, названных в рунических надписях как (обычно)
умер в Греции, был на службе или был командиром подразделения в Греции, или имел
ездил в Грецию. Хотя, несомненно, некоторые из тех, кто отправился в Грецию, были
торговцы, некоторые из них отправились бы туда, чтобы стать членами
престижная Варяжская гвардия, специальное подразделение византийской армии, отвечающее за
обязанность защищать Императора.

Нормализованное OW.Norse Name Местоположение 4 Дата Сигнум 5 Руническая форма 6 Примечания
ки Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1020-1050 U1016$ аки (ном.)  
сбйрн Кольбейнс сонр 7 Встергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1040 Вг178 isbiurn (соотв.)  
смундр стергтланд, Швеция Эпоха викингов ок. 900-е г81 амутр (ном. )  
Бульфр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 С170 баульф (акк)  
Эйстейнн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1020-1050 У136 Остейн (генерал)  
Фолькбьерн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 У358 фулкбиарн (соотв.) Христианская надпись.
Фрейгейрр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 У518 фрикиР (акк) Христианская надпись.
Фрейстейнн Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 С82 fraitRn (соотв.)  
Гейр-… Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов S345$A кай(р)… Вторая половина имени не может быть прочитана из
надпись.
Герарр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, после ок. 1050 У73 киаар (ном.)  
Гуннарр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1020-1050 У431 кунор (акк) Христианская надпись.
Хальвдан стергтланд, Швеция Эпоха викингов ок. 900-е г81 халфтан (ном.)  
Хайнн Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 С165 hiin (соотв.) Христианская надпись.
Ингифастр Уппланд, Швеция Эпоха викингов ок. 1070-1100 U922$ ikifast (акк)  
Кри стергтланд, Швеция Эпоха викингов ок. 900-е г81 кари (ном.)  
лейфр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 С163 улаифр (ном.) Эта руническая надпись может вместо этого представлять имя
Гуллейф.
триггр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1060-1100 У1087+ утирик (акк)  
Оддлаугр стергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1040 г94$ у-аук (акк)  
Ормгейрр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 У518 урмиР (акк) Христианская надпись.
Ормика Готланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050-1100 Г216 ормига (ном.)  
Ормульфр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 У518 урмульф (акк) Христианская надпись.
Рагнвальдр Уппланд, Швеция Эпоха викингов ок. 1060-1100 У112Б rahnualtr (ном.) Почти наверняка это член Варяжской гвардии.
надпись гласит: «(он) был в Греции, был командиром
свита»
Свейн Смланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 См46+ суин (акк)  
Свейн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1070-1100 У104 суин (акк)  
Тки Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1040 У201 тука (акк) Христианская надпись.
Ульфхватр(?) Готланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050-1100 Г216 ульфуа-р (ном.) Это показание недостоверно. Вместо этого имя могло быть Ульфхватр.
или Ульфвальд
.
ррр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1070-1100 У104 или (соотв.)  
зурр стергтланд, Швеция Эпоха викингов ок. 900-е г81 асур (ном.)  
4 Указанное местоположение
место, где располагалась руническая надпись, обычно рядом с домом
человека, которого называют, или дом его выжившего
семья.

5 Знак
код, используемый учеными для идентификации каждой рунической
надпись.

6 Рунические формы
здесь показаны транслитерации. Фактическая надпись была бы
написано рунами, а не латинскими буквами. Для фактической формы
руны, см. Арильд Хауге «Развитие
Шведские руны.

7 На всей территории
эта статья, о-циркумфлекс
() используется для представления
символ o-ogonek
(  ), , который недоступен в виде ASCII.
персонаж. Это то же соглашение, что и в Samnordisk Runtext.
База данных
.

Имена из рунических данных, а также локации, нормализации и датировки приходят
от:

База данных Samnordisk Runtext
http://home6.swipnet.se/~w-61277/rundata/pc.htm.

Вернуться к
топ


Норвежские имена из рунических надписей для мужчин, отправившихся на восток

$

Нормализованное OW.Norse Name Местоположение 4 Дата Сигнум 5 Руническая форма 6 Примечания
«умер на востоке»
sbjrn Встергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 Вг184 Эсберн (соотв.)  
скелет Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1020 г. до ок. 1050 С126 Эскил (акк)  
сундр(?) Встергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 Вг135# носму (акк) Чтение имени в этой надписи не
определенный.
Эйвиндр стергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 г8$ Auint (акк)  
Эйвсл(?) стергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 г8$ айуисли (дата) Чтение имени в этой надписи не
определенный.
Гейрбьорн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050 или после У154 (к)айрбиарн (акк)  
Гуннарр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050 или после У153 кунар (акк)  
Хальвдан Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050 или после У153 хлфтан (согл.)  
Ингимунд Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1070-1100 У898 икимунт (акк)  
Ингварр стергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 г30 икуар (акк)  
9 июля0050

Встергтланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 Вг184 иула (акк)  
Стирбьерн Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов S34$ штурбиарн (ном.)  
Тфи Дания ок. 1000-1050 ДР108 туф (согл.)  
Оркелл Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов S34$ уркил (ном.)  
… сынр Гсмундар Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1050 или после У283# солнце кисмунтар (ген) «сын Гсмунда». Первая часть имени неразборчива
руническая надпись.
«были на востоке, ездили на
восток»
Ингифастр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1070-1100 С308 (в)кифаст (акк)  
Грммунд Встманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 VS FV1988;36 кри(м)ут  
«встретил свой конец на востоке в
Сборка»
Gulleifr Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 С33 кулайф (акк)  
«умер/путешествовал/и т.д. на востоке в
Гарир»
Арнфаст Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 У636 арфаст (акк)  
Фарульфр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов С148 фарульф (соотв. )  
Шлагв Встманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1040 Против 1 слакуа (акк)  
Орстейнн Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов С338 наше пятно (соотв.)  
Орстейнн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1060-1100 U209$ урцаин (ном.)  
«Он был на западе и на
восток»
сгаутр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 990-1010 У504 аскут (акк) Христианская надпись.
«умер на юге в Серкланде 8 »
Харальд брур Ингваррс Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1010-1050 С179 харальт (акк) «Харальд, брат Ингварра»
«путешествовал на восток с Ингварром 9 ;
погиб в Серкланде»
Скари Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 С131 скара (акк)  
«направили корабль с Ингварром на восток к
исталанд(?)/Серкланд[i](?)».

Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 У439# [саби] (соотв.)  
«умер на востоке с Ингварром»
Хргейрр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 S173$ ч(у)кайР (акк)  
Гуннлейфр Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 U644$ кунлайф (акк)  
Орстейнн Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 У ФВ1992;157 urst… (соотв.)  
число Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 У661 онутар (ген) Христианская надпись.
«Он был на востоке с
Ингварр»
Бьерштейнн сын Лфейяр Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 С320 б/рст(а)в (соотв.)  
Ормр Встманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 Вс19 горм (акк)  
скин Сдерманланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 S335$ у:сникин (акк)  
Банки или Багги Уппланд, Швеция Эпоха викингов, ок. 1042 У778 бака (ген) Христианская надпись. Это имя может представлять Банки или
Baggi — имя не может быть точно определено по
надпись.
4 Указанное местоположение
место, где располагалась руническая надпись, обычно рядом с домом
человека, которого называют, или дом его выжившего
семья.

5 Знак
код, используемый учеными для идентификации каждой рунической
надпись.

6 Рунические формы
здесь показаны транслитерации. Фактическая надпись была бы
написано рунами, а не латинскими буквами. Для фактической формы
руны, см. Арильд Хауге «Развитие
Шведские руны.

8 Во время
В эпоху викингов «Серкланд» обычно был южным районом за Каспийским морем.
море, но позже использовалась для территории, занятой мусульманами к востоку от Гарара.
в России (Эллис-Дэвидсон, стр. 167).

9 Рунные камни, относящиеся к Ингварру
экспедиции в основном из района вокруг озера Млар в Швеции, с
немного из северного Уппланда, Встманланда и северо-восточного Стергтланда.
Ингварр и его люди, вероятно, умерли в 1042 году.
тот самый шведский принц, который является героем исландской Сага об Ингваре
Viforla
, отчет, написанный в начале 13 века и основанный на
ныне утерянный латинский Vita Yngvari , который, должно быть, был составлен ок.
1180 г., вскоре после обреченной экспедиции. (Эллис-Дэвидсон, стр. 167.
Герман Плссон и Пол Эдвардс, ред. Викинги в России: Ингвар
Сага и Сага об Эймунде
. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. 1989.
п. 2.)

Имена из рунических данных, а также местоположения, нормализации и датировки приходят
от:

База данных Samnordisk Runtext
http://home6.swipnet.se/~w-61277/rundata/pc.htm.

Вернуться к
топ


Мужчин, упомянутых в сагах, служивших в Варяжской гвардии
Византия

Варяжская гвардия существовала примерно с 911 года, когда Скандинавская Русь подписала
договор с Византией, устанавливающий отношения для торговли и военной службы.
Мужчины из Скандинавии продолжали служить в варяжской гвардии до 1204 г., когда
подразделение практически исчезло после того, как крестоносцы разграбили город Византию.

Исландцы, ответственные за сохранение большей части уцелевшего Старого
скандинавской литературы чрезвычайно гордились традицией, в которой определенные
Исландцы проделали долгий путь, чтобы поступить на службу к византийцам.
императора, и рассказы о таких людях оказали большое влияние на литературу саг
двенадцатом и тринадцатом веках. Подавляющее большинство варягов, конечно,
были из России, Киева или восточной Скандинавии. Это была редкость исландцев
кто там служил, что сделало их достойными упоминания в сагах. Несколько саг
запишите имена мужчин, служивших в знаменитой Варяжской гвардии:

г.

Нормализованное OW.Norse Name Источник Дата службы в Варяжской гвардии Примечания
Eilfr orgls son sprakaleggs Сага о Jmsvkinga начало 11 в. Мужчина из Дании. Это имя «Эйльвр, сын Оргла».
sprakalegg»
.
Eindrii ungi Оркнейингасага до 1148 Мужчина из Норвегии. Прозвище ungi — это
младший».
Эйвиндр Бьярнар сын Сага о Хрфнкеле до 950 Исландец. Этот пример сомнительный. сага о Хрфнкеле это
вымысел.
Грсс Смингс сын Сага о Холлфри ок. 970-980 Исландец.
Халлдрр Снорра сын Сага о Харальде Харра ок. 1030-1040 с Норвежский.
Харальд Харри Сага о Харальде Харра 1034-1042 Норвежский. Вступил в Варяжскую гвардию под псевдонимом Нордбрикт.
Стал королем Норвегии после ухода варягов.
Кольскеггр Хмундар сын Сага о Нджлсе конец 900-х годов Исландец.
Г-н Хнрар сын Моркинскинна ок. 1035 Исландец.
Ульфр Спакс сын Сага о Харальде Харра ок. 1030-1040 с Норвежский.
Вга-Бари Гумундар сын Сага о Хейарве д. 1025 г. в Византии Исландец.
орбджрн нгулл рар сон Сага о Греттис после 1031 Исландец.
оргестр или гест рхалз сон   с. 1007 Исландец.
оркелл леппр джстарс сын Сага о Хрфнкеле до 950 Исландец. Этот пример сомнительный. сага о Хрфнкеле это
вымысел.
ормор сын Эйндрии или сын сгейра От обоих Morkinskinna и Ljsvetninga
сага
ок. 1061 Исландец.
орстейнн дрмундр смундар сын Сага о Греттис ок. 1030с Исландец. Дрмундр был своего рода большим кораблем, использовавшимся в
средиземноморский.
или Хельсингр Норвежская поэма Гейсли 12 в. Имя helsingr предполагает, что этот персонаж был из
Хельсингьяланд в Швеции.

Эти имена взяты из:

Эллис-Дэвидсон, Хильда Родерик. Дорога викингов в
Византия
. Лондон: Джордж Аллен и Анвин. 1976.

Вернуться к
топ


Ресурсы для древнескандинавских имен и создания имен

  • Средневековые имена
    Архивы: Скандинавские имена
    Архив средневековых имен
    раздел, посвященный скандинавским именам, включает в себя руководство по написанию древнескандинавских имен.
    вместе, а также несколько источников задокументированных имен эпохи викингов
    и средневековой Скандинавии.

Ресурсы для получения дополнительной информации о варягах

  • «Варяги».
    Википедия .
  • Gunnvr silfrahrr (Кристи Л. Уорд). Викинги на Руси и
    Византия.
    Взгляд на исследования Viking и расширение до
    на восток, в Русь и Византию, и знаменитая Варяжская гвардия.
  • Кто
    были варяги?
    Сборник статей по обсуждению
    Варяжская гвардия, ее происхождение. Многие из них взяты из прошлых выпусков
    Голос Варяга , информационный бюллетень Новой Варяжской Гвардии (НВГ), а
    группа исторической реконструкции, базирующаяся в Австралии, чья основная область и период
    Интерес Нововаряжской гвардии представляет Византийская империя, ее союзники и
    врагов, в период с 9 по 13 века нашей эры. На ряде веб-сайтов ночного видения есть
    превосходно проработанные статьи, охватывающие многие аспекты воссоздания
    Жизнь варяжского гвардейца.
  • Битсон, Питер. Реликвии
    из варягов. 2000.
    Предоставляет сводку артефактов
    представляющие немногие физические следы варяжской гвардии на византийских землях.
    и в других местах.
  • НВГ
    Миклагардский гарнизон. 1996.
    Содержит ссылки на статьи, посвященные
    Варяжская гвардия и Византийская империя во времена варяжской
    период.

Вернуться к
топ


Рогнвальд Брузасон в Киеве и Харальд Хардрааде в Константинополе

Выше я сделал реконструкцию двух варяжских гвардейцев, дежуривших в Южной галерее собора Святой Софии, где располагалась Императорская часовня. Эти униформы довольно хороши. Униформа и шлемы были очень блестящими, поэтому они сверкали на солнце, а у шлемов были длинные перья, которые парили в воздухе. Они были очень богато украшены и покрыты литыми металлическими украшениями, инкрустированными эмалью и стеклом. Кожаные ремни были украшены изображениями святых и надписями. Униформа содержалась в хорошем состоянии и хранилась, некоторым из них было по сто лет, а то и больше. Члены Варяжской гвардии носили великолепные цветные и тканые халаты и плащи.



Император Никифор Фока построил стену вокруг части дворца, в центре которого находился дворец Буоколеон, построенный в морских стенах, ряд церквей и дворцовых павильонов. Он прикажет варягам пройтись по ней, чтобы люди могли их видеть и знали, насколько он защищен. К сожалению, он был убит в своей спальне людьми, которые поднялись по лестнице для халатов, сброшенной с балкона Буоколеона на берег моря.

В этой части церкви стояла охрана, когда присутствовал Император. Мы знаем, где они стояли, потому что оставили граффити на стенах и мраморных перилах. На создание одного из них, должно быть, ушло несколько часов, поэтому мы знаем, что они находились в соборе Святой Софии в течение очень длительного периода времени. В церкви могло быть очень холодно и сыро, так что одевались они так тепло. Ниже вы можете увидеть иллюстрацию из византийской истории, на которой варяжская гвардия взбирается на крышу дворца с топорами, копьями и знаменами. Внизу можно увидеть двух евнухов, несущих мертвого императора.

Варяжская гвардия сопровождала императора верхом от дворца до его ворот, где встречала его по возвращении во дворец. Лошади были великолепны, а мундиры, оружие и многочисленные знамена — элегантны и красочны. В городе императора сопровождали члены семьи и придворные чиновники. В процессии несли много знамен. Люди могли подходить к императору, когда он выезжал процессией за пределы места, и подавать ему прошения. Играла музыка, чтобы объявить о прибытии императора, чтобы люди знали, что он идет к ним. Когда процессия прибывала в пункт назначения, на шестах водружались знамена. У каждого члена императорской семьи был свой символ или щит, даже драконы, которые помещались на его знамя. У каждого судебного чиновника был такой же. По-прежнему существовал сенат и люди, которые приветствовали его на многих старых церемониях в уменьшенном масштабе. Время от времени во дворце дворца и на улицах города еще раздавались звуки труб, барабанов, духовых и водяных органов. Когда император хотел покататься, ему предлагали семь великолепных лошадей, и он выбирал ту, на которой хотел ездить. Остальные лошади последовали за ним, когда он вышел из дворца, на случай, если ему понадобится сменить одну.

Охранники занимались торговлей. У них также была своя собственная система правосудия. Однажды во время похода Варяжской гвардии во Фракию пьяный солдат попытался изнасиловать замужнюю женщину. Она защищалась копьем мужа, как амазонка, и убила его. Затем охранник провел вещь,  зал суда, чтобы решить ее судьбу в соответствии с скандинавским законом викингов. По скандинавским законам изнасилование замужней женщины каралось смертью. Женщину не только оправдали, но и присудили наследство погибшего солдата, в которое входило много ценных вещей, в том числе и шелковые. Затем они выставили его тело без погребения, как будто он покончил жизнь самоубийством, акт трусости и высшее из оскорблений.

Во время Четвертого крестового похода, когда стены были разрушены и латинские крестоносцы собирались войти в город, гвардейцы отказались сражаться, если им не заплатили наличными заранее:

«Получив высшую должность по жребию, Ласкарис отказался царские знаки отличия, сопровождаемый патриархом в Милион, он непрестанно увещевал собравшийся народ, уговаривая его оказать сопротивление, прижимал тех, кто поднимает с плеча и размахивает смертоносным железным топором, посылая их на неизбежную борьбу, напоминая им, что они должны бояться разрушения не меньше, чем римляне, если Римская империя перейдет к другому народу: им больше не будут платить обильное жалованье наемников или получать широко известные почетные дары императорской гвардии, а их жалованье в будущем будут считаться на волосок. Так поступал Ласкарис, но ни один человек из населения не откликался на его уговоры. невольно используя высоту опасности для получения денежной выгоды, и когда появились латинские батальоны, одетые в полные доспехи, они обратились в бегство, чтобы спастись [раннее утро 13 апреля 1204 г. ]». — Никита Хониат

В поздневизантийские времена варяжская гвардия размещалась в большом дворе Влахернского дворца. Когда император был в отъезде, начальник стражи, называемый akolouthos , получал петиции и особые просьбы, которые доводились до него. Ему предстояло решить, будут ли послания переданы Императору.

Со временем, особенно после норманнского завоевания Англии, варяжская гвардия стала менее норвежско-датской и более англосаксонской, поскольку английские солдаты покинули страну в изгнании. Хотя это был долгий путь из Англии в Константинополь, было легко забронировать проезд туда, останавливаясь по пути в различных портах. На изображении ниже показаны двое имперских солдат, сражающихся — или устраивающих шоу на мечах — оно происходит из Большого дворца и было найдено возле казарм Варяжской гвардии. Вы можете видеть, что когда-то шлемы были чем-то инкрустированы.

Территория вокруг казарм и тюрьмы заросла бурьяном, колючими розами и деревьями. Если вы сбежали из тюрьмы, вам нужно было пройти через них, прежде чем вы были на свободе. Может поэтому лозы справа.

Вот моя связь с Варяжской гвардией. Рогнвальд Ярл с Оркнейских островов Брусасон был моим 32-м прадедом. Он был сыном Бруси Сигурдссона, графом Оркнейских островов вместе с Торфинном Сигурдссоном примерно с 1037 года. Его жизнь описана в «Саге об Оркнейингах». Он отправился в Киевскую Русь с Харальдом и женился на Елизавете, дочери великого князя Владимира. Харальд продолжил путь в Константинополь и стал его членом.

Ниже приводится выдержка из книги «Варяжская легенда: свидетельства из древнескандинавских источников» Сверрира Якобссона :

Такое же отношение к императору и его двору заметно в саге об Оркнейингах, рассказе начала XIII века о паломничество графа Рагнвальда в 1153–1155 гг. Человек по имени Эйндриди Молодой (унги), долгое время служивший наемником в Константинополе, призывает графа отправиться в Святую Землю, а не довольствоваться простым выслушиванием рассказы оттуда. Он утверждает, что граф будет «самым уважаемым, когда вы приедете туда в компании дворян». Таким образом, погоня за честью становится главной целью этого паломничества. После авантюрного путешествия Рагнвальд прибывает в Константинополь, чтобы получить признание от «императора и варягов». Император Мануил I Комнин (1143–1180) дает Рагнвальду и его спутникам «большую сумму денег и предлагает им плату наемников, если они пожелают остаться там. Они долго пробыли всю зиму в совершенно великолепном веселье». Однако Рагнвальд и его люди решают вернуться, и в конце отмечается, что после этого паломничества они считались гораздо более достойными людьми, чем раньше. Рассказ о приеме графа императором в саге об Оркнейингах намного короче, чем в саге о Моркинскине, Хеймскрингле и Книтлинге, а дары, данные императором, упоминаются в контексте наемной платы. Упоминается и Варяжская гвардия, возможно, как подходящий полк для службы каким-либо скандинавским наемникам.


СКАЧАТЬ или ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Вы можете скачать PDF-копию «Варяжская легенда: свидетельства из древнескандинавских источников », нажав здесь.

Вы можете прочитать полную сагу Orkneyinga онлайн здесь.

Здесь также можно скачать интересную статью в формате PDF — Русские, варяжские и франкские наемники на службе у византийских императоров (9-11 вв.): Численность, организация и боевая тактика на театрах военных действий Малой Азии и Балкан Георгиос Теотокис.


Рогнвальд родился в 1011 году и был убит министром Торфина Торкелем Форстерером на Оркнейских островах в декабре 1046 года, когда ему было всего 35 лет. Вы все еще можете увидеть, где произошла эта трагическая история. Би-би-си недавно посетила здание и рассказала трагическую историю Рогнвальда. Был женат на дочери великого князя Владимира Киевского Арлогии Оркнейской. Владимир был женат на княгине Анне Лакапине. сестра византийского императора Василия II Болгаробойца. У Владимира было много любовниц, от которых у него было несколько детей. Он не поверил, что у Анны были дети с Владимиром. Арлогия родилась после смерти Анны в 1015 году и в том же году смерти Владимира. Ее матерью была Алогия, принцесса Швеции и Богемии. Она носила титул графини Оркнейских. Благодаря этому княжескому браку Рёгнвальд повысил свой статус и приобрел королевские манеры. Это вызвало негодование на Оркнейских островах и стало одной из причин его убийства. Он большую часть времени отсутствовал на Оркнейских островах, потерял графство в битве и был вынужден бежать в Норвегию. Рёгнвальд был взят отцом в Норвегию, ко двору Олава Харальдссона, когда Бруси и Торфинн отправились туда, чтобы урегулировать наследство Эйнара Криворотого в третьей доле графства. Олаф оставил долю Эйнара себе, назначив Брузи управлять ею, а Рогнвальда оставил при своем дворе.

С одним кораблем и командой избранных людей Рогнвальд вернулся на Оркнейские острова, надеясь, что неожиданность позволит ему вернуть себе графство. Ему это удалось, но не полностью, поскольку Торфинн смог бежать в Кейтнесс. Однако вскоре после этого Рёгнвальд, в свою очередь, был удивлен, но был убит Торкелем Воспитателем при бегстве, выданный лаем его домашней собачки среди морских скал. собака выжила. Вероятно, это была дворняжка. Собаки были очень популярны у викингов, а в языческие времена считалось, что собаки сопровождают воина в его путешествии в Валгаллу после смерти. Домашние собачки особенно ценились у викингов в качестве стражей и дарились. Должно быть, он очень любил собаку, раз пытался сбежать с ней. Он сопровождал его во всех его путешествиях. Как трагично, что его собака стала причиной его смерти. г. Рогнвальд был похоронен на Папа Вестрей.

Сага об Оркнейингах говорит о Рогнвальде:

сильный, снискавший большую славу своей проницательностью и обходительностью… »

Рогнвальд был сторонником Олафа Харальдссона, впоследствии провозглашенного святым, разделив его ссылку в Киевской Руси и помогая своему брату Харальду Сигурдссону, более известному как Харальд Хардрааде, бегство после битвы при Стиклестаде в 1030 году. Пока Харальд отправился в Константинополь, Рогнвальд и другие изгнанники остались на Руси на службе у Ярослава Мудрого. Рогнвальд вернулся в Норвегию с сыном Олафа Магнусом Добрым в 1035 году. Ярослав был сводным братом его жены Арлогии.

Утверждалось, что Харальд вырезал свое руническое имя на балюстраде Императорской галереи в соборе Святой Софии, которую я сам внимательно изучил. Это одна из самых известных рунических надписей в мире. Его можно найти в верхней галерее собора Святой Софии в месте, отведенном для византийской императорской семьи. Кажется, он датируется 9 веком и упоминает Халвдана. Следовательно, это не может быть он.

Вот кое-что о нем и его пребывании в Константинополе (спасибо Википедии и другим источникам):

Молодость и странствия по Востоку

Харальд был младшим из трех сводных братьев короля Олафа II, рожденных от Асты Гудбрандсдаттер. Его отцом был второй муж Асты Сигурд Сыр. Исландские источники, в частности Хеймскрингла, утверждают, что Сигурд, как и отец Олафа, был правнуком Харальда I Норвежца (Харальда Прекрасноволосого) по мужской линии.

Харальд принял участие на стороне Олафа в битве при Стиклестаде в 1030 году. Несмотря на ранение, ему удалось бежать, оставив Норвегию в изгнании. Он смог сформировать отряд воинов из людей, которые также были изгнаны в результате смерти Олафа.

В 1031 году Харальд и его люди достигли земли Киевской Руси, где служили войскам Ярослава I Мудрого, великого князя Руси, чья жена Ингигерд была дальней родственницей Харальда. Считается, что Харальд принимал участие в походе великого князя Ярослава против поляков и был назначен командующим силами обороны. Через некоторое время после этого Харальд и его свита из пятисот воинов двинулись в Константинополь, столицу Византийской империи, где по крайней мере с 1034 года находилась элитная королевская гвардия, состоявшая в основном из скандинавских русов, называемая Варяжской гвардией. Харальд служил в гвардии до 1042 года. В греческой книге «Стратегикон» Кекаумена, написанной в 1070-х годах, Харальд описывается как «сын царя Варангии» и, как говорят, так храбро проявил себя в византийских кампаниях на Сицилии и Болгарии, что император назначил его сначала манглабитом, или членом особой секции личной охраны императора, а затем и титулом спапатарокандидата. Похоже, что он, возможно, некоторое время находился в заключении по приказу императрицы Зои, предполагается, что по обвинению в незаконном присвоении средств, но был освобожден или избежал заключения после восхождения на престол нового императора Константина IX.

Где-то в 1042 году Харальд запросил у императора разрешения вернуться на родину, но ему было отказано. «Тем не менее», замечает Кекауменос, «он тайно сбежал и правил землей вместо своего брата [Олафа]». Вполне вероятно, что деньги, заработанные Хардрада во время службы в Константинополе, позволили ему финансировать свои претензии на корону Норвегии: некоторые более поздние скандинавские источники отмечают, что, помимо значительной военной добычи, которую он сохранил, Харальд трижды участвовал в полутасварфе, термин, который подразумевал либо разграбление дворцовой казны после смерти Императора, либо, возможно, выплату средств варягам новым Императором, чтобы обеспечить их лояльность. Харальд находился в Константинополе во время правления Романа III, Михаила IV и Михаила V и, таким образом, возможно, имел три возможности, помимо своих законных доходов, унести огромное богатство (с Ярославом Русским, выступавшим в роли хранителя его состояния. Несмотря на это, , Кекауменос хвалит «верность и любовь» Хардрада была для Империи.

В 1045 году на Руси, где он прожил два или три года до возвращения в Скандинавию, Харальд женился на Елизавете, дочери Ярослава и внучке шведского короля Улофа Скётконунга (упоминается в скандинавских источниках как Эллисиф). Источники утверждают, что они были помолвлены до его отъезда, но Ярослав отказался подтвердить брак, пока Харальд не отличился. Во время службы в Византийской империи Харальд написал любовную поэму, адресованную Елизавете, цитируя свои многочисленные героические подвиги и жалуясь, что «златокудрая дева из Гарда не любит меня».

Вы все еще можете видеть, где размещалась варяжская гвардия в Большом Константинопольском дворце — к востоку от Ипподрома. До Четвертого крестового похода в 1204 году здесь находилось несколько сотен викингов и английской гвардии. В этом районе также находились тюрьма и зоопарк с дикими животными.

Вот моя линия происхождения от Рогнвальда Ярла с Оркнейских островов Брусасона с сайта Ancestry. com:

Рогнвальда Ярла с Оркнейских островов Брусасона (1011 — 10046)

60006

мой 32-й прадедушка

 |

Роберт ЛеБрус (1030 — 1098)

сын Рогнвальда Ярла с Оркни Брусасон

 |

Роджер ДеПитрес (1035 — 1086)

сын Роберта ЛеБруса

 |

деПитре (1031 — 1083)

дочь Роджера ДеПитре

 |

Гийом ФитцНОРМАН Де Ла Мар (1048 — 1128)

сын де Питра

 |

Ричард Де Ла Мар (1098 — )

сын Гийома ФитцНОРМАН Де Ла Мар

 |

Роберт Де Ла Мар (1116 — 1193)

сын Ричарда Де Ла Мара

 |

Николас Де Ла Мар (1164 — )

сын Роберта Де Ла Мара

 |

Николас Де Ла Маре (1190 — 1229)

сын Николаса Де Ла Маре

 |

Элиас ДеЛаМар (1222 — 1271)

сын Николаса Де Ла Маре

 |

Николас Деламар (1242 — 1313)

сын Элиаса Деламара

 |

Джоан Де Ламар (1296 — 1348)

дочь Николаса Деламара

 |

Улькер Кромвель (1318 — 1351)

сын Джоан Де Ламар

 |

Ричард Кромвель (1338 — 1365)

сын Улкера Кромвеля

 |

Джон Кромвель (1364 — 1461)

сын Ричарда Кромвеля

 |

Роберт Кромвель (1390 — 1461)

сын Джона Кромвеля

 |

Маргарет Кромвель (1418 — 1443)

дочь Роберта Кромвеля

 |

Ричард Смит (1440 — 1472)

сын Маргарет Кромвель

 |

Джон Смайт (1490 — 1538)

сын Ричарда Смита

 |

Джон Смит (1521 — 1591)

сын Джона Смайта

 |

Сара Смит (1570–1607)

дочь Джона Смита

 |

Маргрет Джеймс (1596 — 1638)

дочь Сары Смит

 |

Урсула Бише (1621 — 1658)

дочь Маргрет Джеймс

 |

Элизабет Томпсон (1674 — 1732)

дочь Урсулы Бише

 |

Элизабет Пресли (1666 — 1741)

дочь Элизабет Томпсон

 |

Уильям Элдер (1688–1754)

сын Элизабет Пресли

 |

Энн Элдер (1726–1805)

дочь Уильяма Элдера

 

Джесси ДеЛозье (1789–1853)

сын Энн Элдер

 |

Малден ДеЛозье (1819–1871)

сын Джесси ДеЛозье

 |

Джеймс Александр ДеЛозье (1844–1925)

сын Малдена ДеЛозье

 |

Миссури Долли Делозье (1872–1939)

дочь Джеймса Александра Делозье

 |

Джесси Джеймс Джонс (1893–1974)

сын Миссури Долли Делозье

 |

Инес Ли Джонс (1916–1988)

дочь Джесси Джеймса Джонса

 |

Эльва Гейл Джонс (1935–1996)

дочь Инес Ли Джонс

 |

Роберт Дэвид Атчисон

Мой ДНК Ancestry.