Кто принял первым христианство на руси: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Загадка христианского имени князя Аскольда

От кого принял крещение первый властитель Руси — от Константинополя или от Рима?

Лесь Качковский

11 февраля, 2000 — 00:00

Дело в том, что согласно с церковной традицией имя при крещении давалось в честь крестного отца. А крестным отцом князя Аскольда должно быть, вне сомнения, высокопоставленное духовное или царственное лицо: речь ведь шла о престиже государства. Так, в частности, поступил болгарский хан Борис во время своего крещения в 863 году. Он поставил условие, чтобы его крестным отцом считался византийский император Михаил III, правда, заочно, так как во время церемонии тот, конечно, не мог присутствовать. И именно в его честь болгарского хана нарекли Михаилом. Подобным образом князь Владимир Святославович выбрал крестным отцом византийского императора Василия II и, следовательно, получил его имя. Впоследствии Владимир построил церковь Святого Василия — также согласно с традицией.

А кто же мог быть крестным отцом князя Аскольда и в честь кого он получил имя Николай? Ведь ситуация политическая была эпохальной: впервые властитель Руси принимал христианство. Если допустить, что Аскольда крестили греки — во время одного из походов на Царьград, как это традиционно считается, то кого — с именем Николая I — киевский князь согласился признать своим крестным отцом? Анализ показывает, что в тот период в Византии не было ни императора, ни кого-нибудь из его наиболее значительных родственников, ни патриарха, носившего имя Николай.

Но ведь был папа — Николай I! Случайное стечение обстоятельств? Вряд ли. Известно, что именно этот римский первосвященник проводил активную политику в деле крещения славян, благословил миссионерскую деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия и их переводы Библии на славянский язык.

Здесь уместно привлечь внимание еще к одной загадке, связанной с крещением Аскольда. Традиционно считается, что крещение Руси состоялось во времена князя Владимира — десять лет назад Православная Церковь праздновала 1000- летие этого события. Но почему отсчет христианской эры на Руси не ведется от крещения князем Аскольдом? Казалось бы, для престижа русской церкви как раз выгодно подчеркнуть, что христианство у нас имеет значительно более старую историю — больше века. Конечно, о крещении Аскольда в истории упоминается, но почему-то бегло, а вся слава святителя Руси приписывается князю Владимиру.

Многие историки предполагают, что здесь скрывается какая-то тайна. Единственная напрашивающаяся гипотеза, это то, что Владимир принял крещение от Константинополя, а князь Аскольд — от Рима. Только крещение от Римской Церкви, что отнюдь не импонирует престижу Восточной Церкви, может объяснить причину такой предубежденности. По-видимому, не без влияния греческих наставников, упоминания о приоритете Рима в деле крещения Руси пытались оттенить рассказами о крещении Владимиром — но уже от Константинополя.

Впрочем, кое-кто может возразить, что Великий Раскол Церкви на Восточную и Западную состоялся позже — через 65 лет после крещения Владимиром. На самом деле — это был уже окончательный распад единой Церкви, а первый раскол Церкви состоялся как раз во времена князя Аскольда, когда в Риме первосвященником был Николай I, а константинопольскую кафедру возглавлял патриарх Фотий — едва ли не образованнейший из высших иерархов Восточной Церкви. Именно он впервые четко сформулировал догматические разногласия между Восточной и Римской Церквями. И именно с того времени между обеими Церквями существует глубокое противостояние и борьба за первенство. Кстати, соревновались Рим и Константинополь и за право первым крестить славян.

Без сомнения, в связи с этим противостоянием каждая из Церквей замалчивала успехи другой — особенно, если их интересы пересекались. Вполне вероятно, что подобное случилось и с крещением князя Аскольда, и вообще — с крещением Руси. Но где, когда и кто именно крестил первого властителя Руси? Кажется, одним из ключей к разгадке этой истории может служить само христианское имя Аскольд. А еще — интересное упоминание в одной из летописи: «Идет Аскольд на болгар, и был убит его сын». В другой летописи говорится еще и о Дире, и о том, что ходили не на болгар, а на греков. Противоречия здесь нет, ибо под греками наши летописцы имели в виду христианские народы, которые придерживались греческого обряда. То есть летопись сообщает о походе киевских князей на крещеных болгар. Возникает закономерный вопрос: а не был ли поход непосредственно связан с драматическими событиями, происходившими в Болгарии после введения христианства?

Болгарский хан Борис давно стремился крестить свое государство, но этому сопротивлялась многочисленная оппозиция — из тех ста чистых болгарских родов, приведенных в 679 году на Балканы ханом Аспарухом и которые боялись раствориться среди местных славян вследствие принятия общей веры. Но под давлением обстоятельств — поражения в войне с греками и франками, голода от страшной засухи и 40-дневного землетрясения — Болгария наконец в 863 году принимает крещение от Константинополя. Но уже в следующем году оппозиция подняла восстание. Хоть опытному и решительному хану Борису-Михаилу удалось его быстро и беспощадно придушить: 52 старых болгарских рода были полностью истреблены, — это не сломило язычников. И бунты вспыхивают практически постоянно.

Вне сомнения, антихристианская оппозиция обращалась за помощью к другим языческим государствам, в том числе и к Руси, которая за несколько лет до того, в 860 году, завоевала себе на международной арене громкую славу успешным и дерзким походом на Константинополь. По-видимому, именно об ответе русских князей на предложение войны против христиан и сообщает наша летопись: «Идет Аскольд и Дир на болгар…» Летописец указывает и дату похода: в лето 867-е.

Но несмотря на помощь союзников болгарские язычники опять потерпели поражение. Более того, в этой войне погиб сын князя Аскольда. Хотя вряд ли росская дружина была разгромлена вдребезги; скорее, болгарский князь Борис заключил мир с россами. И вполне вероятно, одним из условий мирного договора было требование, чтобы русский князь и, возможно его дружина, приняли новую веру, которую уже исповедовала Болгария. Таким образом устранялась бы угроза, что в будущем россы опять поддержат болгарских непокорных язычников.

Следовательно, крещение Аскольда могло состояться в Болгарии во время неудачного похода 867 года. Теперь напрашивается еще одна интересная гипотеза, к которой подталкивает выбор христианского имени для русского князя. Если принять во внимание тогдашнюю традицию, то логично предположить, что крестным отцом мог быть папа римский Николай I. И в первую очередь потому, что в 867 году в Болгарии князя Аскольда мог крестить только римский священник.

Оказывается, что в 866 г., недовольный тем, что константинопольский патриарх Фотий не соглашался рукоположить для Болгарии независимого архиепископа, хан Борис прогнал греческих священников и обратился за помощью к Риму. Осенью того же года папа Николай I прислал в Болгарию миссию во главе с епископом Формозой Портуенским, который еще раз крестил болгар.

Если такая гипотеза о крещении первого правителя Руси справедлива, то, вероятнее всего, именно епископ Формоза и выполнил необходимый обряд. При этом, конечно, Аскольд мог пожелать, чтобы его крестным отцом считался папа римский — Николай I; гордый князь не согласился бы, чтобы статус его крестного отца был ниже, чем у болгарского правителя.

После возвращения в Киев князь Аскольд попробовал внедрить христианство на Руси. Но особого успеха не добился. Более того, недовольные язычники призвали из Новгорода князя Олега и в 822 году осуществили кровавый государственный переворот, убив обеих князей: Аскольда и Дира.

Напоследок следует отметить, что крещение, кажется, принял только один из братьев: Дир так и остался язычником. В пользу этого предположения свидетельствует факт, что братья были похоронены в разных местах. Аскольда — как христианина — похоронили на месте построенной им церкви; таким был и позже обычай у русских князей. Дира же, который так и остался язычником, похоронили по старым русским обычаям, вероятнее всего — сожгли, а потом урну с прахом закопали. Летописец Нестор сообщает, что могила Дира — за святой Ориной, т.е. где-то за церковью святой Ирины.

Возможно, дальнейшие исторические исследования прольют значительно больше света на события тех лет и на взаимоотношения киевских князей с Болгарским государством и с Римской Церковью.

Лесь КАЧКОВСКИЙ, специально для «Дня»

Газета: 

№24, (2000)

Рубрика: 

Украина Incognita

Головні новини

Помер перший президент України Леонід Кравчук

Антисемитские выпады лаврова в сторону президента Украины и евреев абсолютно неприемлемы, — МИД

Северодонецк может попасть в осаду по мариупольскому сценарию, – глава ОВА




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Проекты/Инициативы

Владимир Великий не был первым, кто принес христианство на украинские земли

Владимир Великий не был первым, кто принес христианство на украинские земли — ПЦУ



Укринформ


После Крещения Руси-Украины в 988 году была окончательно основана Киевская митрополия, Украинская православная церковь, однако ее корни и истоки восходят глубже — во времена святого апостола Андрея Первозванного.

Как передает Укринформ, об этом сообщает Православная церковь Украины, которую цитирует сайт RIZU.

«Святой Владимир Великий стал своего рода крестным отцом Руси-Украины, но не он был первым, кто принес христианство на украинские земли. За несколько десятилетий до него — а точнее в 955 году — крещение приняла его бабушка, святая равноапостольная княгиня Ольга. Задолго до Крещения Руси по ее распоряжению по всему тогда еще языческому Киевскому государству возводились храмы, а сама она, как ревностная христианка, распространяла слово Божие среди народа», — говорится в сообщении.

Читайте также: Альтернативная история: как Россия стремится аннексировать Киевскую Русь

Однако отмечается, что и Ольга не была первой верующей среди киевских правителей. Веком ранее христианскую веру принял святой благоверный князь Аскольд и за нее пострадал, став одним из первых киевских мучеников. В том же IX веке на Закарпатье проповедовали святые равноапостольные просветители Кирилл и Мефодий, и во время путешествия в Херсонес еще в 861 году святой Кирилл собственными глазами видел Псалтырь и Евангелие, написанные «русскими письменами».

«Поэтому на самом деле христианство было распространено в Киевском государстве задолго до 988 года, Крещение Руси-Украины стало итогом длительного процесса возвышения церкви среди наших предков и обозначило новый этап ее бытия и развития», — отметили в ПЦУ.

Читайте также: На Киевщине отпраздновали День Крещения Руси

Как сообщалось, 27 июля Православная церковь Украины проведет в Киеве мероприятия, посвященные празднованию 1033-летия Крещения Руси-Украины. ПЦУ в этом году ввиду коронавируса отказалась проводить Крестный ход.

Однако, в УПЦ МП такое шествие по случаю 1033-й годовщины Крещения Руси состоится.

Церковь
Крещение
Православная церковь Украины

Больше новостей

российские военные разграбили Херсонский художественный музей

В Харькове создали мурал, посвященный Григорию Сковороде

Рада внесла изменения в закон об Украинском культурном фонде

Институт книги запустил опрос среди издателей о работе во время войны

Кожевничество предлагают внести в нематериальное культурное наследие

Испания поможет отстроить объекты культурного и исторического наследия

История Русской Православной Церкви на Аляске

Русская православная
 

русских торговцев и землепроходцев начали
эмигрировали на Аляску из Сибири в первой половине 18 века.
Будучи православной веры, русские учили туземцев христианской
учение и истину своей Православной Церкви.

Они очень хорошо преуспели в своем
миссионерской работы, хотя она была для них новой. Купец Голиков крестил
группа алеутов на острове Умнак в 1763 г. и чуть позже, в 1774 г.,
еще один русский купец и организатор Торговой компании Аляски-Шелихофф.
крестил 40 алеутов на острове Кадьяк. Остальные участники компании
также были заинтересованы в обращении в христианство аборигенов Аляски.

Следы Православной Церкви в Америке
его происхождение связано с прибытием в Кадьяк, Аляска, восьми православных
миссионеры из Валаамского монастыря в северной Карелии
Россия в 1794 году. Большое влияние на местное население оказали миссионеры.
населения Аляски и были ответственны за доставку многих
Православная христианская вера.

В 1794 году царица исполнила Григория
Шелихова об учреждении православной миссии на Аляске и
первая официальная православная христианская миссия в Америку прибыла в сентябре
24, 1794, в Кадьяке. Эта миссия состояла из восьми монахов и двух
Послушники вместе с десятью уроженцами Аляски, вывезенными в Россию.
Шеликовым в 1786 г. Игумен Назарий несколько лет отбирал
надлежащий персонал для миссии на Аляске, берущий на себя большую ответственность
в предполагаемой миссионерской работе. Наконец он был в состоянии
назначьте людей для этой миссии следующим образом:

1. Глава миссии,
Архимандрит Иоасаф (1761-1799), сын священника, окончил
Ярадловской духовной семинарии, преподает четыре года в подготовительной
Ростовское духовное училище, посвященное в монашество в 1786 г.
был рукоположен во иеромонаха в Валаамском монастыре в 179 г.2.

2. Герман (1757-1837) монах
Валаамский монастырь.

3. Иоасаф (Косьма Евсеев), монах
Валаамского монастыря, друг преподобного Германа.

4. Иеромонах Макарий (1750-1799),
иеродиаконом (1783 г.) и в 1793 г. переведен в Конев монастырь близ
Валаам.

5. Иеромонах Ювеналий (1761-1796)
Говорухн, сын чернорабочего Нерчинского завода, Сибирь, бывш.
горный офицер, монах Валаамского монастыря в 1791 г., иеромонах в 1793 г.,
выдающийся в своей монашеской жизни.

6. Иеромонах Эанасий, 1758 г.р.
в Москве, сын крестьянского монаха Валаама в 1788 г.

7. Нектарий иеродиакон, сын
купец, монах Саровского монастыря 1787 г. и передан Александру
Невский монастырь в 1793 году в Санкт-Петербурге.

8. Иеродиакон Стефан (Говоронухин),
брат иеромонаха Явеналий, горный офицер, рукоположен в Иркутске
путь на Аляску.

Валаамская миссия была подготовлена ​​к
Аляски по прямому распоряжению императрицы Екатерины, в котором она упомянула
что глава миссии должен иметь на голове митру (золотую шапку),
знак отличия архимандрита высокого сана.

Митрополит Гавриил приготовил спец.
подробные инструкции ему о миссионерской работе среди язычников
Аляска, состоящая из 34 точек. архимандрит Иоасаф, глава
Миссия имела очень хорошее теологическое образование в семинарии и опыт
в преподавании богословских предметов в богословской подготовительной
школа с отмеченными административными способностями.

Средний возраст миссионеров был
около сорока лет с монахом Германом с самым большим опытом в
монашеской жизни, очень преданный Валаамскому монастырю и его настоятелю игумену
Назарий. Иеромонах Макарий был очень энергичным, бесстрашным лодочником.
которые исследовали побережье Кадьяка на маленькой местной лодке после прибытия.

Иеромонах Афанасий, сын крестьянина,
имел опыт работы в саду. Иеромонах Ювералий был очень скромным
и проницательный наблюдатель и здравомыслящий.

Валаамская миссия отошла от св.
25 декабря 1793 года прибыл в Петербург и прибыл в Кадьяк 24 сентября 1793 года.
1794. Там построили церковь во имя Воскресения
Господа нашего, и это был первый православный храм, построенный в Америке.

Эта миссия обнаружена на Кадьяке
остров сотни туземцев, обученных основам
православной веры и был крещен мирянами. Григорий Шеликов, один
основателей того, что впоследствии должно было стать Российско-американским
Компания, сам крестил около двухсот алеутов на острове Кадьяк.

Американская миссия немедленно началась
работа по основанию Церкви в Кадьяке и на островах, а затем
на материковой части Аляски. Несмотря на большие трудности, эта Миссия была
очень удачно, практически для всех оставшихся уроженцев Кадьяка
Острова крестили всего за три года. В этот период одним из
миссионеров, иеромонах Ювеналий, был замучен на озере Илиамна от
туземцы.

Рвение и способности первого
Русские миссионеры хорошо проявили себя на Аляске. Они принесли в
Церковь насчитывала более двенадцати тысяч новых членов и имела церкви и
часовни, построенные в каждом христианизированном поселении. Один из
миссионеров, отец Ювеналей принял мученическую смерть от рук
аборигенов, как и позднее алеутский Петр был замучен за православную веру
в Форт-Росс, Калифорния, испанскими инквизиторами-иезуитами.

В 1798 году архимандрит Иоасаф
вернулся в Иркутск в Сибири и был освящен 10 апреля,
1799 г., епископ Кадьякский, первый епископ Америки, но он и все
его сотрудников, в том числе иеромонаха Макария и иеродиакона Стефана
оригинальной миссии, погибшей в море 21 мая 1799 года, когда корабль на
на котором он плыл, «Феникс», потерпел крушение у острова Кадьяк.
Отец Герман, с самого начала отличившийся
с его смирением, состраданием к туземцам и его административным
навыков, стал исполняющим обязанности руководителя и в итоге из
оригинальная Миссия.

Хотя Американская Миссия сейчас
сокращенный до половины своего первоначального числа, он продолжал свою работу. Известный
была великая духовно-миссионерская деятельность преподобных Германа и
Иоасаф. Они не только обучали туземцев духовным и
религиозные вопросы, но они также учили их практическим, светским
предметы, такие как математика, столярное дело, сельское хозяйство, а также животные
хозяйство.

В 1799 году царь Павел I (1754-1801)
предоставил Российско-американской компании Шелехова монопольный контроль над
торговли и правительства, тем самым неразрывно переплетая Компанию и
Церковь. Компания финансировала церковь в ее миссионерской и
просветительская работа, а Церковь стала хранительницей не только
морали колонии — часто противоречащей практике Компании — но также
духовного и интеллектуального воспитания коренных жителей Аляски.

Хотя первоначальная конфронтация
Русские и жители Аляски иногда были кровавыми, с приходом
Отношения православных священников в целом стали более гармоничными и взаимно
выгодный.

Основная цель миссии на Аляске
было обращено коренное население в православие. Образование
и «умиротворение» туземцев, несмотря на их важность для
Дополнением к этой цели были Русско-американские компании. Преобразование было
поощряется царем, как главой церкви, и иерархией.
Церковные архивы содержат многочисленные статистические записи об обращениях и
описания исключительных случаев, как в случае с одним Стефаном.
годовые отчеты содержат бесценную генеалогическую информацию: даты
рождения, смерти и браки; Родные и христианские имена; места
происхождение и тому подобное.

После сложных отношений с и
преследованию со стороны Русско-американской торговой компании, которая контролировала
колония на Аляске, между 1808 и 1818 гг. о. Герман оставил Кадьяк и пошел
на Еловый остров, который он назвал Новым Валаамом. Он провел остаток своего
жизни на этом острове, где он заботился о сиротах, руководил школой и
продолжал свою миссионерскую деятельность. Он построил небольшую часовню, школу и гостевой
дома, а пищу для себя и сирот производил из собственного
экспериментальный сад. Его могила там теперь является святыней для Аляски и его
имя произносится алеутами с благоговением, как имя святого.

В 1824 году, с приходом
Миссионер иерей Иоанн Вениаминов в Уналашке, добавлен новый импульс
к уже проделанной миссионерской работе. Первые миссионеры были
заменены другими, так что ко времени приезда отца Иоанна,
только преподобный Герман, ныне удалившийся на Еловый
оригинальная американская миссия. Он умер 13 декабря 1837 г., а в августе
9 декабря 1970 года он был канонизирован как первый святитель Православной Церкви в
Америка.

Отец Вениаминов остался в Уналашке
в течение десяти лет и любил свою новую паству, алеутов. Он был для них
священник, учитель, врач, медсестра и механик. Он научил их не только тому, как
правильно верить, но и как правильно жить. Этот хороший священник был таким
заинтересованный в благополучии своих алеутов, что он проинструктировал их, как
мыться с мылом, как кормить детей и как пользоваться
еда. Он ознакомил дикарей с правилами гигиены и ввел
какая-то промышленность среди них, например, даже изготовление часов и т. д.
Всех алеутов островов и близлежащих мест он сделал христианами и
воспитал их. Он изобрел алеутский алфавит и составил
грамматика. Он перевел на алеутский язык Священное Писание и другие книги.
Отец Вениаминов был гением и великим миссионером.

В 1834 г. отец Вениаминов был
переведен в Ситку и с таким же рвением и
успех. Здесь стоит Михайловский собор, который и сейчас является
украшение для Аляски и которое было построено им, и часы на
колокольня, которая и сейчас показывает время, сделана его руками. В 1840 году отец
Вениаминов был хиротонисан во епископа Аляскинского и управлял
Миссия еще на 15 лет. Он открыл здесь семинарию, организовал
Церковной консистории и написал очень ценные правила и книги, которые
не утратили своего значения и по сей день, и особенно та
под названием «Путь в Царство Небесное». В 1855 году епископ Иннокентий
(так звали отца Вениаминова с тех пор, как он стал монахом)
переведен в Благовещенск, Сибирь, а оттуда в Москву, где
он служил митрополитом этого великого города до своей смерти в 1879 году..

Около 1840 г. отец Иоанн был избран в
епископство, приняв имя Иннокентий. Церковь продолжала расти
среди коренных жителей Аляски, но епископ Иннокентий также посетил Калифорнию
и православная община в Форт-Росс, к северу от Сан-Франциско. Он
в конце концов вернулся в Россию, где был назначен митрополитом
Москва. Среди его многочисленных достижений был перевод Писания
и богослужения на родные диалекты, для которых он также
разработал грамматику и алфавит.

В 1867 году Аляска была продана Россией
США, и с этой продажей произошло изменение статуса
духовенство Американской Православной Миссии. Они стали иностранцами для
новое правительство и некоторые из тех, кто принял гражданство Соединенных Штатов,
стали иностранцами на своей родине Российское правительство согласилось
продолжать пособие из своей казны на поддержку американской
Православная миссия и правительство Соединенных Штатов договорились покинуть
церковное имущество, находящееся во владении Миссии, пока
должны быть членами Православной Церкви, которые нуждались бы в них для
религиозные цели. Несмотря на радикальные изменения, произведенные
американцев, глубокое впечатление о России и русском православии осталось до сих пор.
этот день на Аляске.

 

Почему российская церковь поддерживает войну Путина? История церкви и государства дает подсказку

После вторжения России в Украину лидер Русской православной церкви защищает действия России и возлагает ответственность за конфликт на Запад.

Поддержка патриархом Кириллом вторжения в страну, где миллионы людей принадлежат к его собственной церкви, привела критиков к выводу, что православное руководство стало не более чем орудием государства — и именно такую ​​роль оно обычно играет.

Реальность намного сложнее. Отношения между русской церковью и государством претерпели глубокие исторические трансформации, не в последнюю очередь в прошлом столетии, что является предметом моей работы как исследователя восточного православия. Нынешняя поддержка Кремля церковью не является неизбежной или предопределенной, а является обдуманным решением, которое необходимо понять.

Советские смены

На протяжении веков лидеры Византии и России высоко ценили идею гармоничной совместной работы церкви и государства в «симфонии» — в отличие от их более конкурентных отношений в некоторых западных странах.

Однако в начале 1700-х годов царь Петр Великий провел реформы для усиления контроля над церковью — часть его попыток сделать Россию более похожей на протестантскую Европу.

Церковники стали возмущаться вмешательством государства. Они не защищали монархию в ее последний час во время Февральской революции 1917 года, надеясь, что она приведет к «свободной церкви в свободном государстве».

Большевики, захватившие власть, однако, приняли воинствующий атеизм, стремившийся полностью секуляризировать общество. Они считали церковь угрозой из-за ее связей со старым режимом. Нападения на церковь шли от правовых мер вроде конфискации имущества до казней священнослужителей, подозреваемых в поддержке контрреволюции.

Патриарх Тихон, глава Церкви во время революции, критиковал нападки большевиков на Церковь, но его преемник, митрополит епископ Сергий, в 1927 году сделал заявление о верности Советскому Союзу. Однако гонения на религию только усилились с репрессиями достигнув пика во время Большого террора 1937-1938 годов, когда десятки тысяч священнослужителей и простых верующих были просто расстреляны или отправлены в ГУЛАГ. К концу 1930-х годов Русская православная церковь была практически уничтожена.

Нацистское вторжение принесло драматические изменения. Иосифу Сталину нужна была народная поддержка, чтобы победить Германию и разрешить открытие церквей. Но его преемник Никита Хрущев активизировал антирелигиозную кампанию в конце 1950-х годов, и до конца советского периода церковь находилась под жестким контролем и маргинализацией.

Кампании Кирилла

Распад Советского Союза привел к еще одному полному повороту. Церковь внезапно обрела свободу, но столкнулась с огромными проблемами после десятилетий подавления. С крахом советской идеологии российское общество оказалось брошенным на произвол судьбы. Церковные лидеры стремились восстановить его, но столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны новых сил, особенно западной потребительской культуры и американских миссионеров-евангелистов.

Священник Русской православной церкви ведет службу в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках в Москве 15 февраля 2022 года.
AP Photo/Александр Земляниченко

Первый постсоветский глава церкви патриарх Алексий II держался в стороне от политиков. Первоначально они не очень реагировали на цели церкви, включая Владимира Путина в его первые два срока с 2000 по 2008 год. Однако в последние годы президент принял русское православие как краеугольный камень постсоветской и государственное руководство значительно изменились с тех пор, как Кирилл стал патриархом в 2009 году.. Ему быстро удалось добиться возврата церковной собственности от государства, религиозного обучения в государственных школах и военных капелланов в вооруженных силах.

Кирилл также продвигал влиятельную критику западного либерализма, потребительства и индивидуализма, противопоставленного российским «традиционным ценностям». Эта идея утверждает, что права человека не универсальны, а являются продуктом западной культуры, особенно когда они распространяются на ЛГБТК. Патриарх также помог разработать идею «русского мира»: идеологию мягкой силы, которая продвигает русскую цивилизацию, связи с русскоязычными по всему миру и усиление влияния России на Украину и Беларусь.

Хотя 70-75% россиян считают себя православными, лишь небольшой процент активно участвует в церковной жизни. Кирилл стремился «перевоцерковить» общество, утверждая, что русское православие занимает центральное место в российской идентичности, патриотизме и сплоченности, а также в сильном российском государстве. Он также создал высокоцентрализованную церковную бюрократию, отражающую путинскую и подавляющую голоса инакомыслящих.

Все ближе

Ключевой поворотный момент наступил в 2011-2012 годах, когда начались массовые протесты против фальсификаций на выборах и решение Путина баллотироваться на третий срок.

Кирилл сначала призывал правительство к диалогу с протестующими, но позже безоговорочно поддержал Путина и назвал стабильность и процветание во время его первых двух сроков «чудом божьим» в отличие от бурных 1990-х годов.

В 2012 году феминистская панк-группа Pussy Riot устроила акцию протеста в московском соборе с критикой поддержки Путина Кириллом, однако этот эпизод фактически сблизил церковь и государство. Путин изобразил Pussy Riot и оппозицию сторонниками декадентских западных ценностей, а себя защитником русской морали, включая православие. Закон 2013 года, запрещающий распространение гей-пропаганды среди несовершеннолетних, поддержанный церковью, был частью этой кампании по маргинализации инакомыслия.

Путин успешно переизбрался на второй срок, и с тех пор идеология Кирилла связана с путинской.

Участницы феминистской панк-группы Pussy Riot сидят в стеклянной клетке в зале суда в Москве в 2012 году. Женщин обвинили в хулиганстве, связанном с религиозной ненавистью.
AP Photo/Михаил Метцель

Аннексия Крыма Россией и начало конфликта на Донбассе в 2014 году также оказали огромное влияние на Русскую Православную Церковь.

Православные храмы Украины остались под властью Московского Патриархата после распада Советского Союза. Ведь около 30% приходов Русской православной церкви фактически находились в Украине.

Однако конфликт в Крыму и на востоке Украины усилил призывы украинцев к созданию независимой православной церкви. Патриарх Варфоломей, духовный глава православного христианства, даровал эту независимость в 2019 году. Москва не только отказалась признать новую церковь, но и разорвала отношения с Константинополем, угрожая более широким расколом.

Православные христиане в Украине разделились по поводу того, какой церкви следовать, что усугубило культурные опасения России по поводу «потери» Украины Западу.

Игра с высокими ставками

Тесный союз Кирилла с режимом Путина принес очевидные плоды. Православие стало одним из центральных столпов путинского образа национальной идентичности. Более того, дискурс «культурных войн» о «традиционных ценностях» привлек международных сторонников, в том числе консервативных евангелистов в Соединенных Штатах.

Но Кирилл представляет всю Русскую Православную Церковь не больше, чем Путин представляет всю Россию.