Кто первый русь крестил: Крещение Руси в 988 году

Крещение Руси Урок «Киевская Русь на рубеже X-XI веков» – Учительская газета

Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпится…
“Настала, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!”

Цели урока: 1) Показать роль Великого князя Владимира в истории нашей Родины. 2) Познакомить учащихся с обороной Руси от печенегов. 3) Способствовать формированию умений извлекать знания из исторических источников и развивать аналитическое мышление.
План изложения: 1. Феодальная реформа князя Владимира; оборона Руси от печенегов; язычники в Киеве. 2. Выбор веры. 3. Крещение Руси.
Новые термины: пантеон, двоеверие, православие, католицизм.
Оборудование урока: Карта “Киевская Русь в IX – начале XII в.”; стенд с иллюстрациями к библейским притчам; выставка дополнительной литературы по истории Отечества.

Беседа по вопросам: Что означает слово “полюдье”? В каком году князь Олег выступил в поход на Киев? С чьим именем связывал Нестор основание государства? С кем воевал киевский князь Аскольд? В чем причина убийства древлянами киевского князя Игоря? Какие государства подчинил себе Святослав? Какую проблему не решил Святослав? В каком году погиб князь Святослав? Почему после смерти князя Олега союз славянских племен распался?
Вывод. Государство Киевская Русь в годы правления Святослава расширяло свои границы, но эти завоевания были непрочны, так как Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси и пренебрегал обороной ее от кочевников.
Объяснение нового материала. Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие времена, необходимо вспомнить основные события тех лет. Междоусобная борьба братьев после смерти Святослава привела в 980 году к власти его сына Владимира.

Историческая справка
В живописном Любече, охранявшем подступы к киевской земле с севера, жил в середине X века некий Малко Любечанин. Его дочь Малуша была ключницей княгини Ольги, а о сыне Добрыне осталась такая память, что он при княжеском дворе был конюхом, но потом стал уже не слугой, а придворным – он “стольничал и чашничал девять лет”.
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир, которого долго потом корили его происхождением, называя “робичичем”, “холопищем”. Если бы не особая удача, то сын ключницы мог бы затеряться в толпе “отроков” и слуг при княжеском дворе. Но его дядя Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя Ярополк и Олег отказались ехать в далекую северную факторию Руси – Новгород, и предложил послать туда своего племянника. Так юный робичич Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень.
Когда между его братьями после трагической гибели Святослава вспыхнула усобица, разжигаемая варягом Свенельдом, и Олег Древлянский был убит, Добрыня и Владимир двинулись походом на Киев. Ярополк был убит во дворце двумя варягами из войска Владимира, и сын рабыни стал Великим князем киевским, а Добрыня – воеводой, вершившим дела Руси.
Дела Владимира
Первым государственным делом Владимира стало изгнание из Киева варягов-наемников. Каково было наследство, доставшееся Владимиру от его предшественников? Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения военной силы. Чтобы укрепить это объединение, молодой князь принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управление своей державой на многие месяцы (как во время военных походов). Во-вторых, он постарался идейно “связать” славянские племена с помощью общей для всех религии. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства: в современных Владимиру королевствах монархи в основном управляли своими странами из столиц. Обосновавшись в Киеве, Владимир приступил к строительству оборонительных сооружений на востоке от него, подтверждая тем самым, что собирается пребывать в столице постоянно и защищать ее от кочевников.

Историческая справка
Борьба с печенегами стала в X веке насущей потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям и открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на “месяц конного пути” – от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества.
По данным летописей, печенеги впервые появились в южнорусских степях в 915 году. Этот ключевой народ, обитавший между Волгой и Уралом, пробился через землю хазар и устремился против мадьяр, живших тогда у Волги.
Следом за снявшимися с места мадьярами печенеги прошли на Дунай, оттеснив их в среднее его течение. Печенежская орда состояла из восьми колен, представители одной половины которых между Дунаем и Днепром, а другой – между Днепром и Доном.
Со времени княжения Игоря Киев и печенеги, стоявшие на великом пути в Русское (Черное) море, вели войны, заключали договоры и союзы. В XI в. другой кочевой народ – половцы подчинили себе печенегов, и те, постепенно переходя к оседлости, стали тяготеть к Киеву, наниматься к нему на службу. Основные их поселения находились на берегах реки Роси. Во второй половине XI века они превратились в вассалов Руси, обязываясь охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей. Оседлых печенегов на Руси называли не только тюрками, но и берендеями или черными клобуками (черными шапками).

Оборона Руси от печенегов
Теперь же, после создания оборонительных линий, печенегам приходилось преодолевать четыре барьера. Первым был барьер на реке Суле, которая в течение 200 лет была границей между Русью и кочевниками. Если печенеги преодолевали этот рубеж, они встречались с новым заслоном по Трубежу, на котором стоял город Переяславль. После этого рубежа перед кочевниками открывались пути на Чернигов и Киев. На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витигеве, а сигнал из него увидят в самом Киеве. Гонцам пришлось бы скакать до столицы 2 дня, а при помощи таких огней киевский князь через несколько минут уже знал, что враг у границ Руси.

Язычники в Киеве
Вторую проблему – объединения союзных племен – Владимир поначалу пытался решить путем “уравнения в правах” всех основных языческих богов.
Историческая справка о язычниках
Любой приехавший издалека мог видеть, что в столице почитаются не только свои киевские боги, но и боги его племени. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов во главе с главным богом Перуном. Рядом с ним стоят еще пять идолов: Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симарга и Мокошь. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. В этом случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер. Эти меры Владимира укрепляли древнерусское государство.
Но вскоре выяснилось, что дорога, по которой он столь успешно продвигался вперед, вела в тупик. Тому были две серьезные причины. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала традиционный образ жизни. Она была уместна для патриархального строя и серьезно тормозила развитие феодальных отношений. Нужны были новые обычаи, право, хозяйственные отношения. Вторая причина заключалась в том, что Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не заимствовав у них ремесел, науки и культуры. Все это можно было взять в Византии.
Вывод. Натиск печенегов был остановлен с помощью оборонительной линии. Великий князь Владимир сделал попытку объединить славянские племена. Язычество тормозило развитие социально-экономических отношений.

Выборы веры
Почему Византия? Решая, какую из стран взять за образец, Владимир мог ориентироваться и на мусульманский Восток, и на католический Запад. Предпочтение было отдано православной Византии. В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же мере – государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения. Родственная Руси Болгария уже была обращена в христианство за 100 лет до Руси. Этому способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. На решение Владимира принять христианство из Византии повлияло и то, что в православии проповедь могла звучать на родном языке. Таким образом, византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и одновременно решал задачу объединения племен.
Историческая справка о христианстве
Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. как одна из многочисленных религиозных сект. Своим распространением оно обязано еврейской общине, расселенной по всей Римской империи. Именно поэтому христианство, в отличие от других религиозных систем, приобрело большое количество приверженцев. Этому также способствовала ориентация христианства на личность человека, его душевные потребности. Первые приверженцы христианства жестоко преследовались официальными властями.
Однако постепенно из религии униженных и угнетенных оно превратилось в государственную религию Римской империи. В конце IV века было запрещено почитание древних языческих богов. Постепенно христианство стало распространяться и за пределы Римской империи. Римский епископ стал главой всех христиан и получил титул папы. Так христианство обрело не только статус государственной религии, но и начало укреплять свои позиции созданием мощной организации, массовым обучением священнослужителей.
Само христианство представляет собой сложный комплекс представлений, обрядов, символов. Так, образ троицы заключает в себе триединство Бога. Иисус Христос имеет двойную природу – божественную и человеческую одновременно и предстает в окружении многочисленных ангелов и святых. Все они являются творениями Бога и исполнителями его воли.

Крещение
Византия поддерживала предстоящее крещение Руси. Поскольку православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь, естественно, становилась вассалом Византии. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры вовсе не должны были лишить Русь самостоятельности. По мысли князя, Русь должна была превратиться в дружественное Византии, но суверенное государство, которое оказывало бы ей при необходимости военную поддержку. Судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира.
В 987 г. к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся военачальник Фока и объявил себя императором. В безвыходном положении Василий II просит Владимира о помощи. Тот согласился, но выдвинул жесткие условия: крещение Руси происходит по “киевскому” варианту; Владимир получает в жены сестру императора и тем самым роднится с ним и встает в один ряд с верховными правителями Европы.
Владимир одержал важную дипломатическую победу. 6-тысячное киевское войско помогло разбить Фоку, и Василий II остался на престоле.
Император нарушил свое слово: приезд сестры в Киев задерживался. Владимир начал действовать решительно: осадил Корсунь, важный опорный пункт Византии на Черном море. Князь грозился перенести военные действия на территорию Византии. Василий II вынужден был капитулировать, и в 988 г. Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем стал распространять православие и в других русских городах.

Вывод. Древнерусское войско, разбив византийцев, заставило их согласиться на выгодные для Руси условия принятия христианства. Переход от язычества к православию следует считать прогрессивным процессом. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что давало ей важные дипломатические преимущества.
Естественен вопрос: как шло распространение христианства? Не встречал ли этот процесс сопротивления? Внешнего насильственного напора страна не испытывала. Население было знакомо с христианством: уже многие годы в древнерусских городах существовали христианские общины, появившиеся еще во времена княгини Ольги. Как и при всяком кардинальном преобразовании, новое наталкивалось на сопротивление старого, отжившего. Кто терял все при новой вере, так это языческие жрецы. В этих условиях жрецы прибегали к двум разным тактическим приемам: 1) “уход в подполье”, т.е. продолжали служение идолам; 2) открытое сопротивление реформам Владимира.
Реакция Владимира была различной. На “подпольных” языческих жрецов почти не обращали внимания, им не мешали, ведь они не представляли опасности для главного – феодальной реформы. В этом – один из корней так называемого двоеверия. Владимир считал, что в результате деятельности христианского духовенства язычество постепенно отомрет. Иной была реакция на сопротивление христианизации. Здесь Владимир проявлял твердость, безжалостность и при необходимости применял военную силу. Однако для нас важно, что “огнем и мечом” вводилась не просто новая религия, а создавалось централизованное государство. Процесс христианизации протекал постепенно и занял приблизительно 100 лет.
Историческое значение. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Это показывает, сколь своевременна была реформа. То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия.
Вывод. Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивалась каменная архитектура, живопись, фресковая роспись, были заимствованы многие ремесла. Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было возникновение славянской письменности. Государство Русь к рубежу X-XI вв. стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.
Вопросы для закрепления: 1) Какие реформы провел Владимир, чтобы укрепить княжескую власть? 2) Из скольких рубежей состояла оборонительная линия? 3) Что использовали славяне для быстрого сообщения о врагах?

Р.АЗИСОВ,
учитель истории

Крещение: дохристианская история

Крещение: дохристианская история

 

Крещение: дохристианская история 

 

КОГДА ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ пришел в пустыни Иудеи, «проповедуя
крещения покаяния для прощения грехов» он был встречен с большим
успех. В Евангелии от Матфея 3:5 говорится: «Выходили к Нему люди из Иерусалима и всей Иудеи.
и всю область Иордана. Исповедуя свои грехи, они крестились
его в реке Иордан». Лука добавляет, что толпы людей выходили креститься
от него. И: «Когда все люди крестились, Иисус тоже крестился».
(Луки 3:7, 21).

Еврейский народ, на который было направлено служение Иоанна, был
знаком с понятиями покаяния и прощения грехов (3 Цар.
8:33-34; Ис 55:6, 7), хотя полное прощение было невозможно без
от пролитой крови Христа (Евр. 9:15). Но как насчет крещения? Какие
знали ли евреи первого века о практике крещения?

Новый Завет ясно указывает, что крещение Иоанна было от Бога. Это
пришел с неба (Мф 21:25). Он был введен в духовных целях
возвещая покаяние и получая прощение грехов (Марка 1:4). Но акт
История самого крещения выходит за рамки Священного Писания.

Греческий мир
«Греческое слово «баптизо», употребленное в Марка 1:4 («И пришел Иоанн, крестя в
пустынный край. . .») был очень распространен среди грекоязычных людей;
использовался во все периоды греческой литературы и применялся к большому разнообразию
вопросы, в том числе наиболее знакомые акты повседневной жизни. носители греческого языка и
слушатели понимали это слово во время проповеди Иоанна; это не вызывало сомнений
смысл. Оно означало то, что мы выражаем латинским словом «погружаться» и родственными терминами;
никому не могло тогда прийти в голову приписать ему иное значение, например
«окропить» или «налить» (Boles, H. Leo Commentary on Matthew.
Паб. стр. 74).

Энциклопедия религии (McMillan. 1987. Pg. 59) продолжает, указывая на
что слово крещение означает погружать, погружать или омывать; это также
означает, начиная с гомеровского периода, любой обряд погружения в воду.
обряд крещения похож на многие другие омовения (омовение тела или
часть его как религиозный обряд) ритуалы, встречающиеся в ряде религий…»

Дохристианские религии
Практика крещения в языческих религиях, по-видимому, была основана на вере
в очищающих свойствах воды. В древнем Вавилоне, согласно
Таблетки Маклу, вода была важна как средство духовного очищения в культе.
Энке, владыка Эриду. В Египте «Книга выхода днем» содержит
трактат о крещении новорожденных детей, которое совершается для их очищения
дефектов, приобретенных в утробе матери. Вода, особенно холодная вода Нила,
который, как полагали, обладал регенеративными способностями, используется для крещения мертвых в
ритуал, основанный на мифе об Осирисе. Египетские культы также развили идею
регенерация через воду. Омовение перед посвящением в культ Исиды
кажется, это было нечто большее, чем простое ритуальное очищение; наверное это было
предназначен для символического представления смерти посвященного в жизнь этого
мир, вспоминая о том, как Осирис утонул в Ниле.

В культе Кибелы крещение кровью практиковалось в обряде
Тауроболий: где один был покрыт кровью быка. Сначала этот обряд
по-видимому, должно было дать посвященному большую физическую жизненную силу, но
позже оно приобрело более духовное значение. Всем известная надпись
свидетельствует, что тот, кто принял крещение кровью, получил новое рождение в
вечность. Однако тот факт, что это крещение периодически повторялось, показывает
что с ним не связана идея полного духовного возрождения.

Свойство бессмертия также было связано с крещением в древности
Греческий мир. Омовение в святилище Трофониона давало посвящаемому
благословенное бессмертие даже в этом мире. Таинственные религии этого
период часто включал обряды омовения либо погружением, либо омовением
тела с целью очищения или инициации. Говорят, что другие концепции
были связаны с этими формами культового крещения, включая преобразование
жизни, очищение от грехов, символическое изображение, достижение
большая физическая жизненная сила, новое начало, духовное возрождение. это
считал, что все древние религии признавали ту или иную форму духовного очищения,
обновление или посвящение, которое осуществлялось посредством омовения или погружения в
вода.

Иудаизм
Литургическое использование воды было обычным явлением в еврейском мире. Закон Моисея
обязательные омовения (омовения) со стороны священников после определенных
жертвоприношения и на некоторых лиц, которые были нечисты из-за заразного
болезни (Числ. 19:1-22; Лев. 14,15, 16:24-28). Естественный метод очищения
мытье тела и купание в воде всегда было принято в Израиле. Мытье
их одежда была важным средством освящения, наложенным на
Израильтянам еще до закона была дана гора Синай (Исх 19:10). Использование
вода для очищения символически использовалась и в таких отрывках, как Иез 36:25.
где Бог говорит: «Я окроплю тебя чистой водой, и ты будешь чист;
очистит тебя от всех твоих нечистот. . «Мы не верим, что
практика крещения для прощения грехов, как учит Новый Завет, была
каким-либо образом основанный на Ветхом Завете, однако ветхозаветные омовения с
или в воде, предназначенной для физического очищения, можно рассматривать как
тип или тень новозаветного крещения, которое предназначено для духовного
очищение (1 Петра 3:21).

К началу христианской эры евреи приняли (по обычаю
не связанный с Божественным руководством) обычай крестить прозелитов семь дней
после их обрезания. Серия конкретных допросов позволила
судить об истинных намерениях кандидата, желавшего принять еврейское
религия. После этих допросов он был обрезан, а затем
крестился при свидетелях. При крещении его нагим погрузили в купель с водой.
текущая вода; когда он вышел из купальни, он был истинным сыном Израиля. После
после крещения новообращенным разрешался доступ к жертвоприношениям в Храме.

Крещение Иоанна
Когда Иоанн Креститель появился на сцене еврейского мира первого века, его
учение включало необходимость крещения. Люди его времени были знакомы
с актом или практикой крещения, как только что обсуждалось. Однако крещение Иоанна
не было основано или санкционировано еврейским законом или языческими религиозными обычаями и
традиции. Иоанн был призван проповедовать Богом, вооруженный только Словом Божьим
(Луки 3:2). Иисус говорит нам, что крещение, которому учил Иоанн, было с небес,
не от человеков (Мф 21:25). Когда Иоанн проповедовал крещение для прощения
грехи, народ услышал и повиновался. Они подчинились крещению, которое было
уполномоченный Богом. Это был первый случай в истории человечества, когда человек
возможность креститься для отпущения своих грехов, языческих и иудейских
религиозные обычаи, несмотря ни на что.