Кто первый крестил русь: Крещение Руси в 988 году

МБОУ СОШ № 144 г. Нижнего Новгорода




Меню сайта

Учимся и учим

Информация

Госуслуги


просмотр презентации

     Наше Отечество, Россия, стало христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками (м-ф 01. Поклонение идолам). Главными идолами были солнце (Даждьбог — м-ф 02) и гром с молниею (Перун – м-ф 03). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам.

     По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный (м-ф 04. ) был, с проповедью Евангелия в Скифии, т. е. в стране, из которой впоследствии образовалась Русь. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера (м-ф 05/видео. Андрей Первозванный: 1 мин 23 с).

          По территории Древней Руси проходил торговый путь, который летописец Сильвестр в своём труде назвал «из варяг в греки» (м-ф 06/карта. Путь «из варяг в греки»)  Это древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией.

  • Что вы можете рассказать о Византии? (Византия или Восточная Римская империя, преемница Древнего Рима. Столица Византии Константинополь, город, основанный императором Константином. В 313 году Константин издаёт Эдикт, согласно которому впервые в мире христианство признаётся государственной религией.)

     В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

     Именно из Византии на Русь стало проникать христианство (м-ф 07/видео. Проникновение христианства на Русь: 51 с) .

     Первое массовое крещение русичей произошло во второй половине IX века при киевских князьях Аскольде и Дире (м-ф 08/видео. Аскольд и Дир: 2 мин 59 с).

     После смерти Аскольда и Дира язычество на Руси опять взяло верх. Однако многие из русских служили на службе у византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое Отечество.

     В половине Х века (955 год) киевская княгиня Ольга приняла в Константинополе св. Крещение (м-ф 09/видео. Крещение Ольги: 3 мин 06 с).

  • Как вы думаете, каким образом Ольга несла на Русь свет Христовой веры? (После ответов детей м-ф 10/видео. Ольга, Святослав, Владимир: 1 мин 24 с.
  • Во время просмотра следующего медиафайла (м-ф 11/видео. Время правления Святослава: 1 мин 50 с) найдите ответ на вопрос: «Какое значение для Руси имело время правления Святослава?» (Во время правления сына княгини Ольги Святослава Русь заявила о себе как об одном из самых сильных государств Европы).

     После Святослава осталось три малолетних сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк сел на княжение в Киеве, Олег — в земле Древлянской и Владимир — в Новгороде.
Владимир, Ярополк и Олег были еще малы и не могли сами управлять русской землей, а потому все дела за них решали воеводы. Вскоре воеводы не поладили между собой. Началось кровавое междоусобие, и случилось так, что Ярополк стал повинен в смерти Олега (м-ф 12/видео. Смерть Олега и Ярополка. Владимир – князь всея Руси: 3 мин 34 с.      Это ужасное известие поразило юного князя Владимира и, собрав рать, он выступил на брата. Вскоре Ярополк, преданный своим воеводой Блудом, был заколот двумя варягами, а князь Владимир стал единственным правителем земли русской.)

     В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. (м-ф 13/видео. Владимир-язычник: 1 мин 17 с. «И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год).

     Военные походы Владимира ещё более укрепили границы Руси (м-ф 14/видео.  Владимир укрепляет Русь: 1 мин 02 с)

     Итак, в 983 году доблестная рать князя Владимира отправилась походом на ятвягов. В этом походе чуть сам князь и вся его дружина  не сложили голову. Русская дружина попала в засаду и, окруженная ятвягами,  отчаянно билась с целыми отрядами ятвягов. Однако те давили числом, и княжеская дружина неуклонно таяла. «Неужто, конец?» — мелькнуло в мыслях у князя. И вдруг перед мысленным взором Владимира на миг мелькнул огромный деревянный Перун (м-ф 15. Перун) с серебряной головой и позлащенными усами.

     «Помоги, Перуне, сохранить дружину! Принесу тебе богатые жертвы!» — мысленно взмолился Владимир. Но тщетна была его мольба. Не услышал князя золотоусый языческий болван. Сотнями гибли русичи. Повисали на них ятвяги, стаскивали с коней, били дубинами, копьями. Всё меньше оставалось дружины у Владимира.
     Святославич сам не знал, отчего вспомнил он вдруг строгий лик (м-ф 16. Спаситель) на потрескавшейся доске, которому молилась бабка его Ольга, одна из первых на Руси христианок.
«Помоги тогда Ты, Бог моей бабки, раз Перун не может! Яви чудо!» — крикнул горячо Владимир.
     И — произошло чудо. Внезапно без видимой причины отряды ятвягов дрогнули и, не выдержав натиска русичей, обратились в бегство, стремясь затеряться в густой дубраве. Дружина Владимира преследовала отступавшего врага, разя его мечами.
     Победа была полной. Разбив ятвягов, дружина вернулась в Киев с богатой добычей и множеством пленных.
     Князь Владимир был задумчив и, хотя продолжал вести прежнюю языческую жизнь, нередко вспоминал тот случай на бранном поле.
А тут еще произошло событие, оставившее в непробудившейся до конца душе князя глубокий след.
     Считая, что победой над ятвягами русичи обязаны Перуну, волхвы решили почтить своего истукана принесением ему человеческой жертвы (м-ф 17. Первые христианские мученики на Руси – Феодор и Иоанн: 2 мин 10 с.
»Кинем жребий на отрока и на девицу — на кого падет, того и заколем мы в жертву Перуну, а их кровью вымажем ему усы. Насытится Перун и будет давать нам новые победы», — говорили волхвы. Жребий был брошен и пал на юного отрока — варяга. Звали его Иоанн. Он был единственным сыном отца своего Феодора. Оба они — и Феодор, и Иоанн были христианами, что особенно раздражало волхвов. Именно потому волхвы и выбрали в жертву Иоанна, подстроив жребий. «Идите и приведите нам отрока! Так пожелал Перун!» — кричали волхвы.
     Посланцы волхвов отправились на двор к Феодору и заявили ему, что хотят взять его сына и заколоть перед истуканом с золотыми усами: «Гордись, отец, его выбрал сам Перун! Дух твоего сына будет прислуживать ему в загробном мире. Выдай нам сына и мы уйдем!»
»Не отдам вам Иоанна! Ваши боги — не боги, а деревяшки. Они не едят, не пьют и не говорят, на что им мой сын? Разве не знаете, что ваши истуканы вырублены топором из стволов и обтесаны? Не боги они, а бесы! Истинный же Бог один — это он сотворил все в мире и самого человека по образу и подобию своему».
     Разъярились волхвы, когда услышали такой ответ. Двое их посланцев, оттолкнув Феодора, хотели схватить Иоанна, но отважный варяг выхватил меч и стал оборонять сына. Посланцы, выкрикивая угрозы, отступили. Вскоре подосланная волхвами толпа ворвалась во двор.
Феодор с Иоанном укрылись на втором этаже хором.

     «Отдай сына, и сам уцелеешь!» — кричали волхвы. «Не отдам! Если ваш Перун всемогущ, то пускай явится за ним и сам возьмет моего сына! Зачем же мешаете ему?» — решительно отвечал христианин. «Не слушайте его, киевляне! Разве не видите, что он оскорбляет наших богов? Бросайте факелы! Жгите христиан!» — завопили в испуге волхвы. Полетели факелы. Деревянные хоромы вспыхнули, занявшись сразу с нескольких концов. Ворвавшись внутрь, разъяренная толпа растерзала Иоанна и Феодора.
Узнав о том, как погибли варяги, загрустил князь Владимир.)

      Обстоятельства  смерти отца и сына произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры (м-ф 18/видео. Первые камни веры в сердце Владимира: 24 с)

     Зорким своим сердцем почувствовал он, что боги языческого пантеона не больше, чем позолоченные истуканы.  Об этом скоро узнали соседние народы. В Киеве, как в любом торговом городе, сходились купцы со всех сторон. Они разносили молву в своих землях, обо всем, что видели и слышали. Каждый из соседних народов поспешил обратить Владимира в свою веру, каждому из них хотелось сделать сильного князя своим единоверцем (м-ф 19/видео. Рассказ греческого философа. В.З.: 6 мин 06 с)
      ( Для справки: Вот что гласит об этом предание нашего летописца.
   В лето 986 года пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали:  “Ты князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету.
   — Какая же ваша вера? — спросил Владимир.
   — Веруем мы в единого Бога, — отвечали болгары, — а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить. — Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магомета, будут вечно наслаждаться.
        Рассказ о будущей жизни Владимиру пришелся по душе, но запрет есть свинину, и особенно пить вино, совсем не понравился.
   — Руси есть веселье пить, не можем быть без того, — сказал он.)
   Затем пришли к Владимиру немцы, послы от папы — римского патриарха.  Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.
   — Отцы наши, — сказал он, — не принимали вашего закона.
   Пришли евреи из земли хазарской.
    — Слышали мы, — сказали они, — что приходили к тебе послы от магометан и христиан и проповедовали каждый свою веру. Христиане верят в того, кого мы распяли; мы же верим в единого Бога — Бога Авраама, Исаака и Иакова.
  — В чем состоит закон ваш? — спросил Владимир.
 — Свинины не есть и субботу чтить, — сказали евреи.
 — Где же ваша земля? — спросил Владимир.
 — В Иерусалиме, — отвечали они.
  — Там ли? — переспросил Владимир.
   — Бог разгневался на отцов наших, — сознались евреи, — и рассеял нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан.
   — Как же вы других учите, — сказал Владимир, — когда сами отвергнуты Богом и расточены по разным странам за грехи ваши? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то не рассеял бы вас по чужим землям. Хотите, чтобы и с нами было то же?)

     Внимательно слушал Владимир чудный рассказ греческого проповедника, который рассказывал о рождении Христа, об учении Его, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо, объяснил, ради чего пострадал Христос, какую жизнь заповедал христианам (м-ф 20/видео. Новозаветное повествование греческого философа: 2 мин 24 с.)

— Настанет день, — сказал проповедник в заключение, — когда Бог, сошед с неба, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведным даст царство небесное, красоту неизреченную, радость без конца и жизнь вечную; грешникам — мучения бесконечные (м-ф 21/видео. Рассказ философа о страшном суде: 51 с. Рассказал грек о загробной жизни, рае и еще показал картину Страшного суда Господня. Указал праведников на правой стороне, которые с радостью шли в рай, и грешников на левой стороне, идущих в муку.
   Сильно подействовали на Владимира и рассказ проповедника и картина. Вздохнул Владимир и сказал:
   — Добро этим, что на правой стороне, и горе тем, что на левой.
   — Коли хочешь стоять с праведниками на правой стороне, — сказал проповедник, — то крестись.

     Подумал Владимир и сказал:
   — Подожду еще немного. — Он хотел разузнать хорошенько обо всех верах.
   Щедро одарил он красноречивого проповедника и с великим почетом отпустил его от себя).

     Созвал после Владимир бояр своих и городских старцев на совет и сказал им:
   — Приходили ко мне болгары, предлагали принять их веру; потом были немцы, и те хвалили свой закон; после них пришли евреи. Наконец, приходил ко мне посол от греков. Он порицает все законы, а свой хвалит. Много говорил он о начале мира. Чудны эти рассказы, всякому любо слушать их. Сказывал, что и другой свет есть: кто вступит в греческую веру, тот, говорит, если и умрет, то снова воскреснет и не умрет уже вовеки, а кто другую веру примет — гореть тому на том свете в вечном огне. Что вы мне посоветуете? Что скажете? (м-ф 22/видео. Совет бояр: 37 с. Сам знаешь, князь, — сказали бояре и старцы, — всякий свое хвалит, а не хулит. У тебя есть мужи; пошли их разведать, как служат Богу разные народы.)
     Совет этот по душе пришелся Владимиру. Выбрал он десять лучших и смышленых мужей и послал их к болгарам, немцам, грекам — разведать, как у них совершается церковная служба. Послы эти были у болгар и у немцев; не понравилось им богослужение этих народов.
     Наконец послы прибыли в Царьград. Узнал император, с какою целью явились они, принял их с большой честью и послал сказать патриарху, чтобы для русских послов он совершил богослужение как можно торжественнее: “Да видят славу Бога нашего” (м-ф 23/видео. Служба в храме Святой Софии: 43 с. Повели послов в церковь. Храм сиял огнями. Блистали на иконах золотые ризы и драгоценные камни. Шла торжественная архиерейская служба. Раздавалось прекрасное пение певчих. Благовониями курились кадильницы. Русские послы были поставлены на удобном месте, так что могли видеть всю службу. Они были поражены великолепием и торжественностью происходящего. На прощание богато одарили послов и с большой честью проводили их.)
   Когда вернулись они в Киев, созвал Владимир снова бояр своих и старцев и сказал: «Вот пришли посланные нами мужи; послушаем, что скажут они» (м-ф 24/видео. Рассказ русских послов: 1 мин 09 с. Ходили мы, — рассказывали послы, — к болгарам, смотрели, как молятся они в своих храмах — мечетях: стоят без пояса, поклонившись, сядут и глядят и туда и сюда. Нет красоты в служенье их, нехорош их закон. Ходили мы к немцам, были у них в храмах, красоты же никакой не нашли. Когда же пришли мы к грекам и ввели нас в храм, где они служат Богу своему, мы не знали, на небе мы были или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем, знаем только то, что там Бог пребывает с людьми и служба их лучше всех стран. Мы не можем забыть той красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет после вкушать горького, так и мы: не хотим здесь быть.
   — Если бы дурен был закон греческий, — сказали Владимиру бояре, созванные на совет, — то не приняла бы  его бабка твоя Ольга, а она была мудрее всех людей.)

     «Где же примем крещение?» — спросил Владимир.

«Где тебе любо», — отвечали бояре.
      Не хотелось русскому князю просить у греков крещения как милости (м-ф 25. Поход на Корсунь: 51 с). Он выступил с войском на Корсунь, богатый греческий город на Таврическом полуострове (м-ф 26/видео. Осада и взятие Корсуни: 1 мин 46 с.
   Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались. Владимир послал сказать им, что если они не сдадутся, то он будет хоть три года стоять под городом. Но корсунцы и не думали сдаваться.
   Долго бы пришлось Владимиру простоять под городом, да нашелся доброхот русским в Корсуне. Один корсунянин пустил в русский стан к Владимиру стрелу, на которой было написано: “За тобою, с восточной стороны, находятся колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее”.
   Владимир, узнав об этом, сказал: «Если это сбудется, я крещусь» — и велел в указанном месте перекопать водопровод. Корсунцы остались без воды, жажда заставила их сдаться. Владимир вошел с дружиною в город и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город. Слышал, что у вас есть сестра в девицах, если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем».)

  • Как вы думаете, какой ответ получил Владимир от императоров? (Предположения детей)

     Опечалились императоры и послали сказать, что нет обычая у христиан выдавать родственниц своих за язычников (м-ф 27/видео. Ответ императоров: 29 с. «Если крестишься, — прибавили они, — то и сестру нашу получишь, и вместе Царство Небесное, и с нами будешь единоверник».)

  • Как вы думаете, что на это ответил Владимир?

   Владимир отвечал на это посланцам:
   — Скажите властителям греческим, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера (м-ф 28/видео. Царевна Анна: 1 мин 23 с. Затем он послал сказать императорам: “Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня”.
   Немало труда стоило Василию и Константину уговорить сестру свою Анну выйти замуж за Владимира.
   — Иду точно в полон, — говорила она, — лучше бы мне здесь умереть.
   Братья убедили ее, что она будет содействовать обращению всей русской земли к истинному Богу, а греческую землю избавит от лютой рати.
   — Видишь, — прибавили они, — сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же.)

     Царевна Анна с большою печалью простилась со своей родней, села на корабль и поплыла в Корсунь, где была торжественно встречена (м-ф 29. Владимир встречает принцессу Анну). С нею было немало священников.
   В это время, говорит предание, у Владимира разболелись глаза; он не мог ничего видеть и сильно тужил (м-ф 30/видео. Болезнь и крещение Владимира: 1 мин 32 с. Царевна сказала ему:
   — Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее.
Епископ корсунский с теми священниками, что прибыли с царевною, крестил Владимира, и когда возложил на него руки, то он вдруг прозрел. Удивился Владимир такому чуду и сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога!»
Многие из его дружины, видя это, крестились.)

  • Как вы думаете, для кого Бог явил это чудо?

Затем был совершен брак Владимира с Анною (м-ф 31/видео. Брак с царевной Анной: 25 с)

     Чудо прозрения князя Владимира подобно чуду прозрения некогда ярого гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла, ставшего апостолом Господа уже после Его крестной смерти  (м-ф 32. Обращение апостола Павла: 2 мин 13 с)

     В 988 году князь Владимир возвращался на Русь совсем иным человеком (м-ф 33/ видео. Возвращение на Русь: 1 мин 08 с)

     По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе. Одновременно князь повелел везде сокрушать идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество. Со слезами и стонами провожали его те, кто еще не видел духовного света новой веры (м-ф 34/видео. Уничтожение идолов: 53 с).

     Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян еван­гельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Еванге­лия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Многие охотно принимали христианство, были колеблющиеся, некоторые упорствовали. Это побудило князя Вла­димира назна­чить день всеобщего крещения киевлян (по некоторым све­дениям, 1 августа 988 г. ). По городу был оглашен указ: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!» «Услышав это, — говорит летописец, — с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не приняли бы наш князь и бояре”». Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева.

     В назначенный день к месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие до груди, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже совершенные (то есть уже крещеные и учившие новопосвящаемых) бродили между ними. Начался небывалый, един­ственный в своем роде на Руси всеобщий чин крещения (м-ф 35. Василий Григорьевич Перов «Крещение Руси»). Священники во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали положенные молитвы и кре­стили в водах Днепра и Почайны бесчисленное мно­жество киевлян. «И была видна радость на Небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — заключает летопись (м-ф 36/видео. Крещение киевлян: 2 мин 02 с).

     Обращение в христианство в сильной степени повлияло и князя Владимира. Ушли в прошлое его безнравственная жизнь и жестокость. Он стал более терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам. Совсем отказался, было, от применения смертной казни даже к матерым разбойникам. Дошло до того, церковные иерархи вынуждены были напомнить ему о княжеских обязанностях судить и карать преступников (м-ф 37/видео. Владимир-христианин: 1 мин 06 с)

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. М-ф 38/видео. Распространение христианства на Руси: 1 мин 27 с. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает».)

     С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм в честь своего небесного покровителя – святого Василия Великого на холме, где ранее находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна (м-ф 39/видео. Построение храма Успения Богородицы (Десятинная церковь). Молитва Владимира: 1 мин 05 с.)

  • Кого вам напомнила молитва Владимира о язычниках при освящении храма? (М-ф 40. Молитва Соломона: 55 с)

     Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.         

     Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

     Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры.

     Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры (41/видео. Основа Святой Руси -духовность: 48 с)

     Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским (м-ф  42. Александр Невский) после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

     Но церковное почитание святого князя (м-ф 43 Князь Владимир) началось на Руси значительно ранее. Митрополит Илларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Умер святой князь15 июля 1015 года в своем подгородном селе Берестове.

 


КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Симонян И.В. 1


1

Савосько Н.В. 1


1

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Трудно переоценить значимость становления христианства на Руси. Принятие православия имело как свои предпосылки, так и свои последствия для формирования нашего государства.


Славяне в те времена были язычниками. Они возводили каменные и деревянные статуи в рощах, молились на них, приносили им жертвы и др. В момент совершения религиозных обрядов, они преподносили жертвы своим богам. Надо отметить, что эти жертвы далеко не всегда были безобидными, как например: грибы, ягоды и мед. В жертву приносились как животные, так и люди… У восточных славян было множество богов. Они почитали богов природы, например – бог солнца был Даждьбог, бог грома и молнии — Перун и пр. Еще они поклонялись Сварогу – богу огня, Семарглу, его имя связано с сакральностью числа 7 у восточных славян, Макоши – олицетворением женского начала.



В жизни древнерусского общества в X веке произошли большие изменения. Язычество не позволяло развиваться обществу, мешало великокняжеской власти, военным, дипломатическим и торговым отношениям. Многобожие было антиподом укрепления власти киевских князей и их авторитета. Язычество стало в прямом смысле помехой внешнеполитических отношений, так как у соседей на западе, севере и юге религия уже давно утвердилась. Первые попытки что-то изменить заключались в реформировании язычества. В 980 году князь Владимир предложил религиозную реформу, но в итоге она не имела никакого успеха. Суть заключалась в том, что князь учредил пантеон из 6 главных природных богов. Верховным богом был провозглашён бог Перун. Идолы вышеуказанных богов возводили по близости княжеского терема. В итоге реформа серьезных последствий не имела.



Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии. Первый правителем Руси, принявшим православие, была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году. Она не завоевывала чужих территорий, а направила свои силы на изменение внутренней политики, и поэтому до сих пор народ сохранил о княгине Ольге добрую память. Она провела административную и налоговую реформы, которые облегчили положение простого народа, и упорядочила жизнь в государстве.



На сегодняшний день достоверно считается первое августа 988 года, официальной датой, когда произошло Крещение всей Руси. Это время правления великого, киевского князя Владимира Святославовича. Несколько ранее до крещения Руси, князь Владимир Святославович первым окрестился и принял христианство. По приезду в Киев он сначала крестил своих детей, а потом и народ киевский.



Князь Киевской Руси был уверен, что появление и введение новой религии будет влиять на сплочение славянских племен. В достоверных источниках сказано, что Князь Владимир, желал взять в жены принцессу Анну, младшую сестру византийского императора. Но для этого император поставил условия – принятия Владимиром христианства.



Отвергнув иудаизм, ислам, западное христианство, сказано в летописях «Повести временных лет», великий и могучий князь Владимир предпочел византийский вариант христианства – «православию».



Сразу же после всеобщего принятия религии — христианства, начали отстраивать церкви в Киевской Руси. Князь на постройку самой большой церкви «Десятинная» выделил со своего владения десятую часть своего имущества. От чего она и получила название такое. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт.



Большое влияние на развитие государства оказало крещение Руси. Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли. В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри. Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе.



Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. В общем, христианство, проповедуя монотеизм, который является источником порядка, внесло довольно серьезный вклад в феодальные отношения Киевской Руси. Крещение Руси усилило внешние политические отношения с другими государствами. По этой причине из Византии были доставлены множество книг на славянском языке. Многие овладели славянской письменностью. Повысился культурный уровень населения. Люди стали более грамотными. Большой вклад в развитие Руси религия дала в направлении иконописи, живописи, системе образования.



Подводя итоги можно сказать, что православие стало одним из факторов, предупредившее особенности истории в социальной, религиозной, политической, культурной сфере в нашей стране до сегодняшнего дня.



Историческое значение Крещения Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя. Христианство – государственная религия Киевской Руси. Данная эпоха возникновения религии христианства послужила этапом развития культуры. Древнерусская культура обрела новые черты и особенности. Совместно с возникновением и обучением письменности, религия усилила прямое значение и создание единства народа и славянской особенности. Появились устойчивые модели этнического самосознания древнерусского народа.



Появлению литературы на Руси сопутствовало появлению письменности и грамотности. Хотя темпы развития были малы, но уже к XI веку возникает древнерусская литература.



Основным и важным последствием принятия религии христианства, явилось признание Руси, Византией, которая в это время считалась самым развитым и богатым государством. Доходы Византии были намного больше доходов всех европейских государств вместе взятых. Также родство с сестрой Византийского правителя более сблизила наши государства. Да и сама государственность у нас появилась с принятием христианства.



Не маловажным этапом стало крещение в области просвещения. Были произведены первые попытки организации школы. Учение было обязательным. Как правило, учениками становились дети князей и бояр. Жизнь страны, а в частности развитие технических возможностей, развивалась прогрессирующими темпами. Общение с греческими христианами позволило, повысить уровень сбора урожая. Русичи переняли у них новые предметы и технику для занятия сельских хозяйством.



Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок в строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью. Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки. Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народом Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий.



По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел. Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню. Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Эпоха расцвета повлияла на произведение лучших творений образцов византийского строительства. Художество и строительство тесно шагали в ногу. Также до наших дней сохранились в разных местах тогдашней территории Киевской Руси поразительные образцы архитектурного искусства.



Христианская религия внесла славянские государства в систему христианских стран Европы и ее культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии и стран ближнего Востока.



Согласно русской летописи «Повесть временных лет», князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:



 


«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»



Разные этапы становления были у нашего государства, но в суровые годы, когда опасность поражения и даже уничтожения нашей страны казались неоспоримым фактом, только обращение к Богу и возвращение к Православию спасало нас. И в настоящее время, когда мы повернулись лицом к нашей религии, России вернулась былая мощь, уважение и сила, которая спасает не только наше государство, но и многие другие.



Список литературы



  1. Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций // Историческое обозрение. — М.: ИПО, 2004. —Вып. 5. — С. 20 – 33.


  2. Беляев С. А. О названии церкви, в которой был крещен князь Владимир // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 2(4). С. 50-68.


  3. Введение христианства на Руси / Сухов А. Д. (ред.). — М.: Мысль, 1987. — С. 302.


  4. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. В 2 т. — М.: Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1880. — Т. 1: Период первый, Киевский или Домонгольский. Первая пол.. — С.793.


  5. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. 2-е изд.-Минск, Б.Э. 2014.- С.3- 26.


  6. Нестор Летописец Повесть временных лет. 3-е изд. / Пер. со ст. славян. Лихачев Д. – Л., Наука, 2007. – С. 672.


  7. Татищев В.Н. История российская. 1Т. – М., АСТ, 2014.- С. 576.


  8. Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 книгах.Серия: Mediaevalia: Средневековые литературные памятники и источники. 2-е изд., исправл. / Пер. с лат. И.Дьяконова / М. Русская панорама 2009г. – С.


265.



7


Просмотров работы: 8127

викингов: от язычников к христианам; Как это произошло?

Идет загрузка. ..

Викинги: из язычников в христиане

В то время как Карл Великий «обращал» язычников в христианство с помощью меча, обращение викингов в христианство происходило по большей части без насилия. В раннюю эпоху викингов торговцы-викинги отмечали, что они терпели убытки в торговых контрактах и ​​сделках, потому что другая сторона была христианином. Торговцы-христиане, как правило, давали больше сделок и выгоднее другим христианам, дискриминируя язычников и мусульман. Торговец-викинг мог затем носить крест, когда он был среди христиан, только чтобы сменить его обратно на свой обычный молот Тора по возвращении домой. Пока торговец-викинг не был крещен, он мог исповедовать обе религии, что было обычной практикой в ​​Скандинавии в течение следующих нескольких столетий.

Сначала скандинавские викинги не приняли христианство. Они любили своих богов и были довольны ими. Английские и франкские христианские священники и монахи начали миссионерские туры в земли викингов с 700-х по 800-е годы. Однако обращение викингов происходило на протяжении столетий. Даже когда датский или шведский король стал христианином и провозгласил свой народ христианским, многие все еще практиковали свои языческие обычаи и придерживались старых богов. Однако к концу эпохи викингов большинство викингов стали полностью христианами, были крещены и похоронены в этой вере.

«Общие факторы, из-за которых умирают общества: от Гренландии викингов до современного Сомали»

Чтобы посмотреть полный подкаст «History Unplugged», нажмите здесь ! Викинги: от язычников к христианам – Дания Дания. Харальд Блютуз поднял Еллингский камень, провозгласив, что он сделал всех датчан христианами, хотя новая вера жила бок о бок со старой в течение следующих нескольких сотен лет. Датские викинги принимали христианство медленно. К 1110 году в старейшем датском городе Рибе был начат первый каменный собор. Он был закончен в 1134 году. К тому времени большинство датчан стали христианами.

Викинги: от язычников к христианам – Норвегия

Хотя несколько более ранних королей приняли христианство, только в 995 году, когда Олаф Трюггвасон возглавил успешное восстание против языческого короля Хаккона Ярла, христианство пришло в Норвегию. Олаф Трюггвасон стал королем Олафом I и начал силой обращать норвежцев в христианство. Он сжигал языческие храмы и убивал викингов, которые не обращались. Благодаря этим насильственным методам каждая часть Норвегии стала христианской, по крайней мере, на словах. Различные саги о королях приписывают христианизацию Исландии и других западных островов усилиям Олафа.

Идет загрузка…

Швеция

Во время более поздней эпохи викингов христианство начало проникать в Швецию, и в 11 веке были созданы епископальные кафедры. Конфликты и насилие также сопровождали постепенное обращение Швеции в христианство, но в целом старая и новая вера сосуществовали в течение многих лет. Большинство шведских викингов того времени выступали за постепенный переход к новой религии, продолжая при этом некоторые ритуалы старой религии.