Содержание
Альтернативная история России. Москва — Альтернативная История
Главная » Альтернативная История » Альтернативная история России. Москва
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Любители альтернативной истории России знают, что Москва была не совсем такой как нам ее показывают в официальной истории. Попытки найти картинки города в 16-18 веках — занятие почти бесполезное. Уничтожены реальные документы, а на их место возложены груды подделок и фальшивок.
Вначале обратимся к официальному источнику — сайту города Москвы.
Наиболее авторитетным источником по вопросу «отцовства» будущей столицы считается Ипатьевская (Киевская) летопись — она содержит первое достоверное упоминание о Москве:
«В лето 6655. Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу приела Юрьи повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислал Гюрги и рече: “Приди ко мне, брате, в Московъ”. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володямера Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на похвалу святой Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устрояти обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю…».
6655 год по древней традиции отсчитывался от сотворения мира; в современном летоисчислении это 1147-й. Князь Юрий (Георгий) Долгорукий, сын Владимира Мономаха, всего лишь приглашает другого князя, Святослава Ольговича, на пир. Никак не обозначены ни статус поселения, ни отношение князя к его происхождению.
Эти моменты открывает другой источник — Тверская летопись: «Того же лета (1156) князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Яузы». То есть князь построил крепость; судя по археологическим раскопкам, она занимала юго-западный угол современного Кремля.
Загвоздка в том, что историки доверяют этому источнику гораздо меньше: самый ранний сохранившийся список Ипатьевской летописи датируется XV веком, а Тверской — XVI веком. Есть сведения, что в 1156 году Юрий Долгорукий был в Киеве и вряд ли мог заниматься строительством на московских землях. Это даёт основание полагать, что на самом деле крепость заложил сын Юрия, Андрей Боголюбский.
То есть, об основании Москвы как бы известно из источников, сочиненных на пять веков позже. При этом, подлинность источников вызывает сомнения. Существуют и сказочные версии. Например:
Князь Даниил Иванович ищет место, где основать престольный град. В лесах он встречает пятнистого зверя с тремя головами. Советник князя, грек Василий, трактует эту встречу как знак: царство будет треугольным, населят его самые разные люди. На территории будущего града выделены две точки: остров, где живёт пустынник (отшельник) Букал, становится местом царского двора (крепости), а холм, где обитает некий римлянин Подон, — площадкой для Крутицкого монастыря. Град закладывается в 6720 (1212) году.
Общий посыл всех многочисленных версий основания Москвы состоит в том, что город заложил какой нибудь князь. И естественно город изначально был примитивным деревянным. Ведь древнее не может не быть примитивным. Потому что:
Самые ранние находки — каменные и костяные топоры, ножи, рыболовные крючки и наконечники стрел — следы так называемой льяловской культуры — специалисты относят к эпохе неолита (позднейшего периода каменного века). Например, на территории села Дьяково (сейчас музей-заповедник «Коломенское») обнаружена первобытная стоянка IV тысячелетия до нашей эры, а в Орехово-Зуевском районе — почти на тысячу лет старше.
Нет, ребята, нельзя смотреть на прошлое как на эпоху неолита. Ведь есть племена, которые живут в этой эпохе и в наше время. Целые страны могут легко оказаться в первобытном строе если перекрыть границы. Проблема в неравномерности развития человечества и чем дальше в глубь времени, тем эта проблема проявляется сильнее. Стоит подпирая небеса крупный город с современной инфраструктурой, а за стенами города, люди в шкурах ходят и с костяными ножами. Затем происходит катастрофа, и спустя многие годы археологи датируют город эпохой неолита. При этом не понятно кто построил город.
Зачем первобытным неграмотным людям вообще понадобилось строить? Возникают совершенно дикие версии, когда крестьяне вдруг начинают таскать мегалиты и обрабатывают камень с таким качеством, что современнику подумать страшно. А кто кормит этих работников пока они строят? Кто в поле с сохой пашет за десятерых? Царь? Так не бывает. Здесь без трактора обойтись невозможно.
Даже в 19 веке Москву строить не могли. Не было сил для строительства.
Средств не имелось даже на косметический ремонт. Везде грязь, дороги грунтовые, здания покрыты зарослями. Разруха не только в головах.
Уровень строителей Москвы начала 19 века демонстрируют деревянные ларьки справа. Кстати в начале 20 века Москва выглядела не намного лучше и только в 50-е года город начали строить по настоящему. Но вначале построили автомобильные и тракторные заводы. Только так, а иначе никак. Без техники строить не реально.
Без техники не получится даже мусор убрать. Дело в том, что под слоем грязи на улице, имеется твердое покрытие и чтобы до него добраться всего лишь нужно снять 20-30 сантиметров земли. Нанесенный грунт смогли убрать только к концу 19 века.
А ели копнуть глубже, в 18 век? Замаемся копать. Приемлемых картинок Москвы в 18 веке нет. Но я все же кое что нашел. Обратите внимание на правую часть рисунка и низ.
Просматривается абсолютно античный стиль города. Разруха и запустение в Москве конца 18 века как в Риме 16 века. Здания обильно поросли растительностью. Можно рассмотреть античную статую женщины вдали (картинка кликабельна), а за ней непонятное конусообразное строение которого нет ни на одном плане. Вдали возвышается холм, а на холме явно московский кремль (к настоящему времени холм просел).
Также обратите внимание на ландшафт внизу. Запечатлена типичная просадка грунта. Твердое каменистое основание резко возвышается над просевшими суглинками.
Показан фрагмент плана Москвы поручика Марченко 1789 года. Марченко разместил карту на фоне гравюры и каким то чудом фон проскочил мимо многочисленных казенных цензоров. Недоработали собаки. Скажем им спасибо, и попробуем определить показанное на гравюре место. Для этого возьмем приблизительный план Москвы 1610 года, приписываемый Сигизмунду-3. Ракурс изображен красной линией снизу вверх.
Пустырь на гравюре Марченко соответствует Москве-реке на карте Сигизмунда. Река высохла. Крепостных стен больше нет. Остались стоять крайние к стене здания Китай-города и именно они запечатлены на гравюре.
То есть, за почти 200 лет Москва сильно разрушилась. Упали все крепостные стены за исключением кремлевских. При этом, не трудно понять почему.
Кремль находится на плотном холме, а всё, что вокруг просело вместе с суглинками. Вопрос почему просело уже рассматривался. Здесь с одной стороны, работает физическая версия о том, что Москва вплоть до 18 века располагалась над вечной мерзлотой. По мере оттайки мерзлоты, здания в низинах уходили в грунт, а крепостные стены падали. Естественно, что ушла в оттаявший грунт и река.
С другой стороны, физическую версию (которую не подделаешь) подтверждает историческая гравюра, которую можно считать подлинной, поскольку она соответствует физике явления. Круг замыкается.
А вот карта Сигизмунда частично поддельная. Она приведена в соответствие с христианской моралью. С неё вычищено всё, что не соответствует мировоззрению фанатеющего христианина. Мало того, именно от этой карты берут начало все более поздние планы Москвы. Стен в Москве в 17 веке уже не было, но их изображали на планах вплоть до 19 века. Такое впечатление, что планы рисовались в С-Петербурге для удовлетворения собственного величия и с прицелом на будущие свершения.
Из вступления легко понять, что Москва в 15-18 веках не строилась, а разрушалась. Город разрушала стихия, а люди просто пользовались тем, что еще оставалось. Конечно же город в разное время пытались подмять под себя разные короли, цари и князья. Но чем дальше, тем меньше было желающих претендовать на ширящиеся трущобы. Ведь какой ты царь, если не можешь привести в порядок свою столицу. Царствовать в клоповнике и рассаднике чумы ни одному нормальному правителю не хотелось, и в 18 веке цари подались в более молодой и лучше сохранившийся С-Петербург. А мы возвращаемся в ту пору, когда в основание Москвы был положен первый камень.
Реальная история Москвы.
Москва основана около 40 тысячелетия до нашей эры по мере расширения от Рима античной цивилизации первой человеческой расы. Для неподготовленного читателя фраза покажется бредовой из репертуара галлюцинаций про древних укров, но я рассчитываю, что читатель знаком с теорией периодических планетарных катаклизмов.
В 40 тысячелетии Восточная Европа выглядела так:
Показана карта-планисфера Урбано Монте. Это единственная подлинная карта допотопного мира, поскольку картограф разместил нулевой меридиан так, как не придет в голову самому лучшему ученому нашего времени. Наши ученые элементарно не знают, что Северный магнитный полюс планеты ходит по прямой линии через Северный географический полюс. Эта линия у развитых цивилизаций и считается нулевым меридианом.
Но наша цивилизация недоразвитая. О явлении знают только немногие люди, благодаря скромной просветительской деятельности сайта Планетарный хронометр. Остальные человеки рады блуждать в грезах и сильно нервничают, когда им предлагают спуститься на землю.
Москва обведена на карте синим кружком. Основал Москву человек по имени Москов. По современной классификации Москов был полубогом — сыном одного из богов и обычной женщины. Ну может не совсем обычной, если с ней решил иметь отношения бог.
Под богами имеются ввиду творцы человечества, постепенно превратившие в человека некое животное. Первый «эдем» (центр селекции) располагался в Риме и именно от Рима, начиная с 53 тысячелетия до нашей эры, разрасталась белая раса. Других рас тогда еще не было.
Приблизительно к 40-му тысячелетию цивилизация антонов расширилась до Москвы и восточнее не пошла. Остановку возможно связать с единственной причиной: раса начала стагнировать, а затем и затухать вплоть до 32 тысячелетия, когда случилось первое в истории человечества литосферное смещение. Сомнительно, что Москва строилась на этапе деградации цивилизации, поэтому временем строительства города будем считать пик развития белой расы.
Естественно Москву строили при помощи машин. В то время цивилизация использовала электричество и по крайней мере паровые двигатели. Возможно использовались и ДВС, но не факт. Там где были нужны особые усилия, боги помогали своей техникой, в первую очередь летающей.
На первом этапе Москва состояла из единственной Кремлевской крепости и мало чем отличалась от Кремля в начале 18 века. Представьте, что эта картинка из 40-го тысячелетия.
Конечно стены были раза в два выше, но в целом облик города мало отличался. Даже двуглавые орлы на шпилях были такими же и символизировали принадлежность Москвы к античной цивилизации. Единственный вопрос может возникнуть по поводу обилия церквей. Ведь в ту пору христианством и не пахло.
Всё, что теперь связывается с религией, тогда выполняло техническую роль. За последние пару столетий священники оприходовали под богоугодные заведения всё, что имело купола и не принадлежало царям (князьям). В расход пошли даже металлургические заводы с кирпичными куполами над домнами или мартенами.
У «православного» купола с острым верхом, идеальная форма для формирования на кончике высокого электростатического потенциала. Если на купол установить металлический штырь или решетку, предмет будет электризоваться и дополнительно стягивать атмосферные заряды. Возникает эффект тлеющего разряда.
Далеко не всегда на куполах устанавливали как бы православные кресты. Конструкции «антенн» были разными, но приемники в форме креста вероятно изготавливались серийно специализированными на энергетике предприятиями и поставлялись в комплекте с преобразователями энергии.
На картинке случайно запечатлено время, когда те «антенны», что пониже и поменьше, уже заменены на культовые кресты, а до куполов побольше и повыше у фанатов Христа еще руки не дошли. Лентяи. Они даже не потрудились свой собственный символ придумать, а просто взяли и сплагиатили под свои потребности деталь античной электростанции.
Вы можете полностью покрыть потребности в электроэнергии, если поселитесь в колокольне и проделаете несложную работу по электрификации. Купол будет собирать атмосферное электричество. Останется только преобразовать. Но нужно понимать как, а у современного человека такого понимания нет. Хорошо пока не молимся на электрофорную машину, но может дойти и до этого.
Первоначально потребности Москвы обеспечивали до 50 больших и малых куполов, расположенных на территории Кремля. Сразу за стенами Кремля начиналась дикая земля по которой бродили разномастные дебилы. Собственно для них и предназначались неприступные стены.
С интеллектом в то время было плохо, хуже чем сейчас. Встречались люди умные, имеющие в родословных богов и полубогов, но селекция часто сбоила и если родился дурак, с ним долго не нянчились. Подрастят, обучат простой работе и за стену. Без разницы кто отец. Дурак в Кремле не нужен.
Законы в ту пору отличались жестокостью. Они нам неплохо известны по римскому праву. Женщин, детей и нерадивых юношей за людей не считали. Иначе дураки угробят род. Благотворительностью тогда никто не занимался, ресурсов на содержание лишних людей не имелось.
Если кто-то из мужчин не следовал закону, в его отношении применялось два вида наказания: смертная казнь или изгнание за стену. Женщин не судили никогда, поскольку они не считались субъектом права подобно домашним животным. Здесь нужно заметить, что интеллект женщины и коровы в ту пору не сильно отличался. Мужчина содержал женщину для размножения и прислуги. И не просто содержал, а обязан был содержать по закону. А еще лучше двух-трех.
Не стоит воображать себе бедную несчастную красавицу-рабыню. Вообразите приблизительно такую женщину-неандертальца:
Красавицы, в нашем понимании, появились в результате искусственного отбора спустя десятки тысячелетий. В только основанной Москве они были редки как золотые самородки, и если такая появлялась то на неё претендовали самые лучшие мужчины.
А самородки пускали на купола. Москва изначально была златоглавой и благодаря долговечности золота, осталась златоглавой до 18 века, когда священники начали таскать золото с куполов и заменять позолоченной медью. Но чаще просто красили чем придется. Купола ведь уже не выполняли функций электростанций.
Очень медленно Москва прирастала вменяемым народом (из десяти девять за стену). Только через века возникла необходимость в расширении. Около первой тысячи лет от основания Москвы, построили еще одну стену, которая до 17 века окружала Китай-город. Почему появилось такое название, рассмотрим позже.
Семь веков московской истории — ТАСС
20 января, 13:11
Партнерский материал
Москва — древний город, первое упоминание о нем встречается в летописях 12-го века. За почти девять столетий облик столицы сильно изменился: одни архитектурные стили сменяли другие, строились новые районы, улицы меняли направление. В статье ТАСС и discovermoscow.com предлагаем узнать об удивительных зданиях, построенных как много столетий назад, так и совсем недавно, но одинаково полюбившихся москвичам и гостям города.
15-й век
© ТАСС
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Где искать: м. «Площадь Ильича», Андроньевская площадь, д. 10
Многие эксперты сходятся во мнении, что ничего древнее этого здания в черте Москвы не сохранилось. Завершение строительства собора датируют началом второй четверти 15-го века, 1427 годом. В Москве в то время княжил прадед Ивана Грозного — Василий Тёмный.
Считается, что место выбрали потому, что здесь в 1238 году русское войско встретило хана Батыя и здесь же митрополит Киприан в 1380-м ждал войско Дмитрия Донского, когда тот возвращался с Куликовской битвы. За последние 200 лет собор несколько раз перестраивали и реставрировали, в частности, поставили новый барабан и пристроили приделы, но в основе своей это то самое оригинальное здание. В проемах окон еще можно различить фрески Андрея Рублева.
Грановитая палата
Где искать: Московский Кремль
Самое древнее гражданское здание Москвы, по своему функционалу это древнерусский аналог нынешнего Большого Кремлевского дворца. Здание было построено на территории Кремля в 1491 году итальянцем Пьетро Антонио Солари для правившего тогда Ивана Третьего, деда Ивана Грозного.
В Грановитой палате проводились самые важные церемонии: здесь заседала Боярская Дума и проходили пиры по случаю государственных событий, например взятия Казани. Когда к середине 19-го века рядом построили Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата стала частью нового комплекса и была соединена с Владимирским залом специальным переходом. Все Романовы вплоть до Николая Второго отмечали венчание на царство (сама церемония проходила в Успенском соборе Кремля) именно в Грановитой палате.
Палаты Старого Английского двора
Где искать: Варварка, д. 4А
Это самое древнее гражданское здание за пределами Кремля. Точное время постройки палат в начале Варварки неизвестно. Вероятнее всего, это первая половина 15-го века. Считается, что палаты построил себе один из ближних людей Ивана Грозного, постельничий Иван Бобрищев. После его смерти здание перешло государю, который его пожаловал с полным содержанием английским купцам, а затем и послам.
Англия в те времена покупала у Руси дерево и меха, а импортировала порох и сукно. Дружественные отношения продолжались вплоть до казни в Англии в 1649 году короля Карла Первого. После выдворения послов и купцов здание переходило из одних рук в другие и постоянно перестраивалось, изменившись до неузнаваемости.
В 1960-е годы, когда в Зарядье строили гостиницу «Россия», здание должны были снести. Его спас архитектор Петр Барановский, который за поздними наслоениями обнаружил белокаменные палаты и смог примерно восстановить их изначальный вид.
16-й век
© ТАСС
Церковь Вознесения в Коломенском
Где искать: проспект Андропова, д. 39
Первый в России шатровый храм — ровесник Ивана Грозного. Церковь на высоком берегу Москвы-реки, в отдалении от тогдашнего города, поставил отец будущего государя Василий Третий в 1532 году.
Церковь выстроил выписанный из Италии архитектор Пьетро Анибале, или Петрок Малой (он же возвел вокруг Москвы стену Китай-города). Считается, что для постройки такого монументального сооружения (62 м в высоту), тем более с шатром, установить который гораздо сложнее, чем купол, объединились сразу несколько архитектурных школ. Кроме итальянцев, свой вклад внесли мастера из Новгорода и Пскова, у которых был соответствующий опыт. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре
Где искать: Петровка, 28, стр. 10
Еще одна церковь времен Василия Третьего. Храм в честь митрополита Киевского и всея Руси Петра (его же именем назван и сам монастырь) построил в 1514 году итальянец Алевиз Новый, автор Архангельского собора в Кремле.
Если смотреть сверху, то видно, что храм представляет собой не традиционный квадрат или прямоугольник, а наложение друг на друга нескольких кругов. Это первый образец того, что назовут центрическим многолепестковым стилем.
Церковь Зачатия Анны, что в углу
Где искать: Москворецкая наб., д. 3
Одна из старейших в Москве, церковь является единственным сохранившимся уголком старого Зарядья к югу от Варварки. «В углу» она потому, что здесь находился юго-восточный угол исторического Китай-города — территории городского Посада, обнесенного Китайгородской стеной.
Эту каменную церковь поставили в начале княжения Ивана Грозного. Названа она в честь праведной Анны — бабушки Иисуса Христа, матери Богородицы. На ее колокольне (разобранной в 50-е годы 20-го века) висел колокол в 30 пудов (около 500 кг), который «переехал» в собор Василия Блаженного.
Сама церковь чудом уцелела в 1930-е годы, когда Зарядье сносили под строительство одной из сталинских высоток — здания Наркомтяжпрома, и позже, в 60-е, когда на этом месте решили ставить гостиницу «Россия». В советское время в здании церкви располагались туристические конторы, сейчас это действующий храм.
17-й век
© ТАСС
Палаты Аверкия Кириллова
Где искать: Берсеневская наб., д. 18-20-22 стр. 2
Небольшое нарядное здание на острове Балчуг соседствует с серой громадой Дома на набережной. В середине 17-го века, когда палаты были построены, они были самым большим сооружением в этой оконечности острова. Аверкий Кириллов, именем которого они сейчас называются, был, современным языком, министром финансов при Федоре Третьем, его убили во время Стрелецкого бунта в 1682 году.
Будучи главой Казенного приказа, Кириллов мог позволить себе выстроить щегольского вида особняк с полуколоннами и пилястрами практически напротив Кремля и поставить рядом домовую церковь. В 18-м веке палаты окончательно обрели европейский вид в результате доделок новых владельцев. С конца 19-го века в здании находятся исторические учреждения. Сейчас это Российский институт культурологии.
Братские кельи Высоко-Петровского монастыря
Где искать: Улица Петровка, д. 28, стр. 6
Монастырь на улице Петровка был одним из важнейших в царской России. Каменные здания и стены были построены представителями рода Нарышкиных, родственников Петра Первого по материнской линии. Их усадьба располагалась здесь же.
К 1690 году кельи были поставлены по улице Петровка на месте прежних палат. Еще 200 лет спустя к двухэтажному корпусу келий было пристроено новое трехэтажное здание в том же стиле нарышкинское барокко, и теперь Братские кельи образуют единый ансамбль.
Музыканты называют акустику келий Высоко-Петровского монастыря идеальной для исполнения старинной музыки за счет каменных сводчатых потолков.
Палаты Нарышкиных долго считались самым длинным зданием в Москве, его длина — около 105 м.
Палаты гостей Сверчковых
Где искать: Сверчков пер., д. 8, стр. 3
Несмотря на название, в палатах жили не гости купцов Сверчковых, их выстроил для себя сам Иван Сверчков, основатель династии. Именно он поставил рядом знаменитую Успенскую церковь, которая сохранилась только на фотографиях: ее снесли в 30-е годы 20-го века. А «гостями» называли самых богатых купцов, которые занимались оптом и экспортом.
Один из «гостей», Иван Сверчков, построил себе палаты, от которых сохранился фундамент под нынешним зданием, носящим его имя. Сейчас Палаты Сверчковых имеют вид, который приобрели в 18-м веке после перестройки. Особенно изумляет фасадная часть, оформленная секторами в четырех разных стилях, хотя и единым ансамблем в красно-белой гамме.
18-й век
© ТАСС
Петровский путевой дворец
Где искать: Ленинградский проспект, д. 40
Огромный дворец носит имя того же митрополита Петра, что и Высоко-Петровский монастырь. Здание построено на пустошах, принадлежавших монастырю.
Построить дворец для отдыха знатных особ, подъезжавших к Москве из Санкт-Петербурга, распорядилась Екатерина Великая по случаю успешного окончания войны с турками. Архитектор Матвей Казаков, никогда не бывавший за границей, применил в оформлении несколько европейских стилей, получивших название «русская неоготика».
Дворец напоминает замок со стенами, башенками, дворцом и плацем. Несколько дней в сентябре 1812 года здесь провел отступающий Наполеон, наблюдая за горящей Москвой. В советское время дворец занимала академия имени Жуковского, которую закончил Юрий Гагарин. Сейчас здесь Дом приемов мэрии, гостиница и музей.
Меншикова башня
Где искать: Архангельский пер., 15А, стр. 9
Храм в честь архангела Гавриила (так официально называется эта церковь) был поставлен ближайшим сподвижником Петра Первого Александром Меншиковым в 1707 году. Размах был таков, что колокольня, которую в народе и прозвали Меншиковой башней, оказалась 84-метровой, на три метра выше, чем самое на то время высокое здание Москвы — Иван Великий в Кремле.
После отъезда хозяина губернаторствовать Петербургом колокольня не была достроена, а потом сильно пострадала при пожаре, утратив 30-метровый шпиль. Восстановлена она была только спустя 70 лет масонами и ими же больше полувека использовалась для своих собраний, фактически став масонским храмом.
Появившиеся в оформлении масонские символы были уничтожены только в 1862 году. После Великой Отечественной войны храм стал одной из немногих церквей, в которых были разрешены официальные богослужения.
Ансамбль усадьбы Кусково
Где искать: улица Юности, д. 2, стр. 1
Расположенный на востоке нынешней Москвы парк был основан одной из родовитейших фамилий России — графами Шереметевыми. Ансамбль, состоящий из усадьбы, нескольких павильонов поменьше, церкви, зоопарка, пруда, канала и двух парков в разных стилях, был придуман и оформлен крепостными архитекторами Федором Аргуновым и Алексеем Мироновым. И сохранился до наших дней практически в первозданном виде.
В Великую Отечественную войну в здесь квартировали курсантки женской снайперской школы. Позже в музее-усадьбе снимались фрагменты фильмов «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов» и многих других.
В ходе реставрации знаменитого павильона «Грот» в 2017 году было решено идентифицировать и заново добыть несколько десятков видов раковин моллюсков, которыми были отделаны стены и детали интерьера. В усадьбе сейчас находится один из крупнейших в стране музеев фарфора, стекла и керамики. Парк часто используется для свадебных фотосессий.
19-й век
© ТАСС
ГУМ (Верхние торговые ряды)
Где искать: Красная площадь, д. 3
Изначально Главный универсальный магазин назывался Верхними торговыми рядами. Нынешнее здание, выходящее фасадом на Красную площадь, представляет собой торговый квартал, накрытый крышей и выросший на три этажа. ГУМ занимает лишь малую часть территории, на которой в Москве несколько веков велась торговля — фактически от Москвы-реки, где сейчас парк Зарядье, и до Охотного Ряда, где Госдума.
Часть торговых рядов, выходящих на Кремль, еще Екатерина Великая пыталась оформить в систематизированную торговую площадку. Однако реализовать это удалось только спустя 100 с лишним лет, к концу 19-го века.
Нынешнее здание в русском стиле было построено к 1893 году по проекту архитектора Померанцева (он же автор комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги) и представляет собой три пассажа с мостами-переходами и тремя поперечными проходами между ними.
Световая крыша из арочных стропил с лучевыми стяжками запатентована Петербургским Металлическим заводом. Фонтан в центре ГУМа — одно из самых популярных мест для встреч в Москве.
Государственный Исторический музей
Где искать: Красная пл., д. 1
С самого начала планировалось, что в Историческом музее будут представлены предметы, посвященные русской истории и культуре. Расходились только во мнении относительно того, должны ли это быть реальные артефакты или же стилизованные под старину предметы искусства.
Само здание исполняло определенную декоративную функцию: оно привносило «русскости» в несколько римское оформление Красной площади (даже главный его вход называется «Парадными сенями») и гармонировало с собором Василия Блаженного. Сейчас оно входит в состав ансамбля площади, внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Исторический музей размещается в этом здании на всем протяжении его истории. Однако с ростом коллекции музей обрастает многочисленными филиалами. После долгой реставрации сейчас работают все 40 залов, в которых представлены экспонаты с древнейших времен до начала 20-го века.
Провиантские склады
Где искать: Зубовский б-р, д. 2
Комплекс из трех корпусов, который теперь занимает Музей Москвы, успел побывать гаражом, но еще дольше — именно складами, где хранился провиант для армии. Три стройных белых корпуса в стиле ампир построил Федор Шестаков по проекту Василия Стасова.
Работы были закончены в 1835 году. Корпуса вмещали 35 тысяч мешков продовольствия, предназначенного для ближайших воинских частей — Лефортовских, Спасских и Хамовнических. В октябре 1918 года Провиантские склады стали одним из мест боев между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и частями Красной Армии. Спустя 100 лет после постройки склады занял гараж Генштаба. Здания принадлежали военным вплоть до нулевых годов, пока сюда не переехал Музей Москвы. Только в 2007-м москвичи смогли впервые увидеть этот объект изнутри.
Сейчас в Провиантских складах выставлены предметы московской старины — от древних артефактов московского быта до городских автомобилей и современного искусства. Здесь же проводятся городские фестивали и блошиные рынки.
20-й век
© ТАСС
ГЭС-2
Где искать: Болотная набережная, д. 15
Здание, которое в 2021 году стало одним из самых модных общественных пространств Москвы, изначально было источником энергии для городских трамваев. Вторая государственная электростанция заработала на Болотном острове в 1907 году. ГЭС-2 питала трамвайную сеть, которой уже не хватало электричества от ГЭС-1, расположенной через реку напротив Зарядья (она, к слову, действует до сих пор).
Вытянутое по Болотной набережной здание машинного зала выполнено в неорусском стиле, а пристроенное рядом здание котельной напоминает базилику. После нескольких модернизаций ГЭС-2 снабжала центр Москвы электричеством вплоть до середины 2000-х годов.
После закрытия станции здания были выкуплены, отреставрированы, и в декабре 2021 года здесь открылся Дом культуры «ГЭС-2». Центр выстроен по принципам энергоэффективности, имеет современные выставочно-лекционные залы, а чистый воздух попадает внутрь через 70-метровые голубые трубы.
Дом культуры «ГЭС-2»
© Пресс-служба Мостуризма
Особняк Рябушинского
Где искать: Малая Никитская, д. 6/2c5
Банкир, коллекционер и меценат, сооснователь первого русского автозавода АМО, будущего ЗиЛ, Степан Рябушинский построил себе особняк на Малой Никитской в 1903 году. По желанию заказчика архитектор Федор Шехтель вывел на улицу только парадное крыльцо, «утопив» основную часть здания в саду. Здесь же находилась одна из известнейших реставрационных мастерских, созданная по инициативе Рябушинского, и тайная молельня.
Здание называют одним из примеров русского модерна — чего только стоят знаменитая парадная лестница-волна внутри, витражи и мозаики, а также особого рода лепнина. После революции в здании некоторое время работали советские психоаналитики, а затем дом перешел вернувшемуся из-за границы Максиму Горькому и его семье. Тот говорил, что здесь ему не нравится: «Нелепый дом, но работать можно».
В этом особняке в 1932 году на встрече Сталина с писателями родился термин «соцреализм». Здесь Горький провел последние годы жизни, а в 60-е в особняке устроили его музей, который работает здесь до сих пор.
ВДНХ
Где искать: метро ВДНХ
Временные выставки достижений народного хозяйства проводились в Москве еще при царях на Ходынском поле. Однако к 20-летию Советской власти Сталин поручил организовать постоянную экспозицию, место для нее искали в разных точках города (например в Лужниках и за парком Сокольники), но в итоге выбрали малонаселенный район рядом с Ярославским шоссе.
Открыть основные павильоны и фонтаны с аллеями к 1937 году не успели. Пространство заработало в 1939 году под названием ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. К этому моменту уже были готовы входная арка, монумент «Рабочий и колхозница», главный и другие основные павильоны, фонтаны.
За время войны выставочный городок серьезно пострадал, и его пришлось фактически отстраивать заново. Павильоны благодаря применению так называемого сталинского ампира стали походить на дворцы и представляли собой настоящие произведения архитектурного искусства.
С 1958 года выставка работает под названием ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), за исключением периода с 1992 по 2014 годы, когда она носила название ВВЦ («Всероссийский выставочный центр»).
В период ВВЦ историческая часть территории заметно пришла в упадок и превратилась в большой рынок. В 2014 году на территории началась комплексная реставрация, сделавшая ВДНХ одним из крупнейших выставочно-прогулочных пространств страны.
Сейчас здесь более 100 павильонов и других объектов, где располагаются выставочные, общественные и образовательные пространства и зоны отдыха.
21-й век
© ТАСС
Современные станции БКЛ
Идея построить вторую — Большую — кольцевую линию метро возникла еще в 40-е годы 20-го века. Она должна была связать между собой районы, отдаленные от центра. Однако реализовывать идею начали только в 2011 году.
Первый участок линии, получившей название Большая кольцевая, был открыт в 2018 году на западе города — от станции «Петровский парк» до «Делового центра». К 2022 году БКЛ построена уже наполовину, действуют 18 станций из запланированной 31.
Станции не строились по типовым проектам, каждая имеет свое «лицо», индивидуальный облик. Так, самая глубокая из них, «Савеловская» БКЛ, залегает на глубине 65 метров, ее вестибюль сделан трехсводчатым и поддерживается пилонами. Большая часть других станций находится на глубине от 14 до 28 метров, они трехпролетные и держатся на двух, реже — одном ряде колонн. А станции «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково» имеют так называемые «береговые» платформы, когда оба пути проходят между платформами, расположенными по бокам.
Станция БКЛ «ЦСКА»
© Пресс-служба Мостуризма
К художественному оформлению станций также подошли внимательно: «Новаторская» оформлена китайскими иероглифами, «ЦСКА» придется по душе поклонникам одноименного футбольного клуба, «Лефортово» отделана стилизованными гравюрами, а «Народное ополчение» отсылает к мотивам народного единства в трудные для страны 1612, 1812 и 1941 годы.
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа
Где искать: Селезневская улица, д. 9
Здание суда, который разбирает дела предпринимателей и экономические процессы, построено в 2007 году на пересечении Селезневской и Сущевской улиц по проекту Владимира Плоткина. Оно моментально привлекает внимание, поскольку затейливая архитектура объединяет сразу несколько архитектурных стилей 20-го века — конструктивизм и модернизм.
Трехэтажный общественный блок полукругом выходит на улицу и внутри имеет сглаженные, изогнутые детали интерьера. Плавные очертания этого корпуса призваны подчеркнуть открытость и общественный характер здания.
Семиэтажный административный корпус имеет традиционную прямоугольную форму и отделан изнутри с архитектурной строгостью в соответствии со своим официальным характером. Оба корпуса забраны окнами в потолок, что делает их открытыми и прозрачными. Один из двух переходов между корпусами имеет зимний сад.
Парк Зарядье
Где искать: улица Варварка, д. 6, стр. 1
Район в самом центре Москвы, в ста метрах от Кремля, между Варваркой и Москвой-рекой, за время своего существования претерпел несколько радикальных изменений. Когда-то здесь были торговые ряды и купеческий жилой квартал. Затем, после пожара 1812 года, — обычная каменная городская застройка. Его начали разбирать в 30-е годы под строительство одной из сталинских высоток — здания Наркомтяжпрома. Проект не довели до конца, и в 60-е годы на стилобате высотки поставили гостиницу «Россия». Ее демонтировали за ветхостью и невостребованностью в 2006 году, и долгое время не могли решить, что строить на пустыре.
Наконец в 2012 году было решено обустроить здесь общественное пространство — городской культурно-просветительский центр. В результате с 2017 года посетители Зарядья могут гулять по Флорариуму среди редких для Москвы видов растений, на территории построены уникальный концертный зал-трансформер с гигантским органом, филармония, медиацентр, обустроена ледяная пещера и одна из главных смотровых площадок Москвы — «парящий» над рекой мост.
Чем заняться в Зарядье и других парках Москвы — ищите на сайте discovermoscow.com.
Екатерина Зубович на Москва Монументаль
К
Екатерина Зубович
В 1947 году Сталин издал указ о строительстве восьми монументальных зданий в советской столице. Семь из этих неоклассических построек были завершены в 1950-х годах, и эти здания продолжают стоять в соответствии с первоначальным замыслом: элитные жилые комплексы, роскошные отели и штаб-квартиры ключевых учреждений, включая Московский государственный университет и Министерство иностранных дел. В Монументальная Москва: советские небоскребы и городская жизнь в сталинской столице , Катерина Зубович исследует историю монументальных сооружений, преобразивших советскую столицу после 1945 года и продолжающих определять городской пейзаж Москвы сегодня.
Что побудило вас написать эту книгу?
KZ: Сталинские «высотки» — небоскребы в центре Москва Монументаль — абсолютно знаковые сооружения Москвы. Они были построены в последние годы сталинской эпохи, но и сегодня эти башни выделяются на горизонте. Они обладают почти магнитным свойством, привлекая вас на свою орбиту, нравится вам это или нет. Мне захотелось узнать больше об истории этих зданий. Итак, я пошел в архив и обнаружил, что эти восемь небоскребов оставили после себя гору документов. Чтение файла за файлом документов было похоже на открытие двери в прошлое. Москва в годы после 1945 был городом с населением более 4 миллионов человек и столицей страны, только что оправившейся от разрушительной войны. Сталинские небоскребы Москвы должны были стоять как памятники советской победе в Великой Отечественной войне, но в свое время они также воспринимались как свидетельство становления СССР как мировой сверхдержавы. На проект монументализации Москвы было затрачено огромное количество энергии и ресурсов, и я быстро понял, что эти восемь небоскребов представляют собой редкую точку обзора, с которой можно внимательно изучить поворотные годы позднего сталинизма.
Вы исследуете историю этих восьми зданий, но вы также фокусируетесь на городской истории Москвы в более широком смысле. Что побудило вас расширить свое внимание таким образом?
KZ: Москва Монументаль — это история сталинского архитектурного монументализма и его последствий. Я смотрю на проектирование и строительство сталинских небоскребов, а также на непредвиденное влияние этих зданий на Москву в целом и на жителей города. Решение расширить круг моих интересов таким образом было продиктовано архивами. Что сразу стало очевидным в моем исследовании, так это то, насколько масштабным был проект московского небоскреба. Это были огромные строительные площадки, разбросанные по всему городу, и каждая из них требовала координации между десятками советских министерств и между архитекторами, бюрократами, руководителями строительства и заводами, производящими материалы, и это лишь некоторые из многих участников.
Другой важной группой, участвовавшей в этом процессе, были, конечно же, строители. В тот момент, когда Советский Союз столкнулся с острой нехваткой рабочей силы, чиновники решили направить в Москву тысячи рабочих, чтобы они помогали строить городские небоскребы. Среди этих вновь прибывших в столицу были рабочие ГУЛАГа, которые жили в охраняемых зонах, расположенных вблизи строительных площадок. В одном случае работников ГУЛАГа разместили на недостроенном двадцать третьем этаже МГУ. Там они жили, пока заканчивали строительство верхних этажей этого небоскреба.
Когда в 1947 году началось строительство сталинского общегородского небоскреба, он задумывался как план, который должен был навести порядок в неопрятной городской ткани Москвы. Сталинские архитекторы надеялись, что их сооружения превратят 800-летний городской пейзаж в современный единый иерархический ансамбль. Но вместо этого, как я показываю в своей книге, эти небоскребы оказывали дестабилизирующее воздействие на советскую столицу, добавляя нестабильности и хаоса в жизнь всех, от госчиновников и строителей до простых москвичей.
Можете привести пример того, как сталинские высотки в Москве повлияли на жизнь простых людей?
KZ: Жители Москвы в послевоенные годы сталинские высотки по-разному затронули. Группа, на которую я обращаю внимание в книге, — это десятки тысяч москвичей, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за строительства небоскребов. Этот аспект послевоенной вертикали Москвы можно сравнить с воздействием на американцев проектов обновления городов в те же послевоенные годы. Восемь мест, которые были выбраны для строительства небоскребов в Москве в 1947 были заняты ранее существовавшими жилыми домами и другими постройками, которые необходимо было расчистить, чтобы освободить место для новых образцовых городских башен.
Советские граждане не могли свободно создавать общественные группы или ассоциации жителей, чтобы противостоять или предотвращать перепланировку городов, как это делали американцы в послевоенные годы. Но советские граждане могли писать письма с жалобами чиновникам, которые приветствовали такую практику. Опираясь на письма жителей, которые сегодня можно найти в российских архивах, я анализирую опасения и возражения простых людей, жизнь которых была вырвана с корнем проектом московского небоскреба. Многие из этих людей возражали, в частности, против переезда из их прежних домов в центре Москвы в новые места на окраинах города.
Конечно, от строительства небоскребов в их городе выиграли и другие москвичи. Сотни представителей позднесталинской элиты переехали со своими семьями в квартиры в трех новых городских башнях. Таким образом, московские небоскребы сделали видимыми на горизонте социальные иерархии позднего сталинизма — самые близкие к власти буквально вознеслись в новые многоэтажки.
Сталинские небоскребы Москвы были построены в первые годы холодной войны. Как эти структуры были связаны с зарождающимся геополитическим соперничеством между США и СССР?
KZ: По иронии судьбы именно американо-советское сотрудничество сделало возможными сталинские небоскребы в Москве. Но когда здания только строились, американскую связь категорически отрицали.
Первые главы моей книги рассказывают об истории Дворца Советов — башни, которая, если бы она была построена в 1930-е годы, была бы в свое время самым высоким зданием в мире. Для строительства Дворца Советов советские архитекторы и инженеры XIX в.30-х годах отправился в Соединенные Штаты, чтобы изучить методы строительства высотных зданий. Дворец Советов так и не был достроен. Но организация, созданная в 1930-х годах для строительства Дворца, в 1947 году была переведена на строительство двух московских послевоенных небоскребов. Опыт, который проектировщики Дворца Советов привнесли в послевоенный проект, был неотъемлемой частью реализации сталинских послевоенных небоскребов.
Эта история американо-советского сотрудничества не обсуждалась открыто в конце XIX века.40-х и 1950-х годов. Конкуренция времен холодной войны требовала, чтобы советские чиновники и архитекторы, работавшие над послевоенными московскими башнями, даже не называли свои здания «небоскребами» (« небоскребы » по-русски). В советском официальном языке новые московские башни назывались «высокими» или «многоэтажными зданиями». Точно так же американские и западноевропейские наблюдатели были рады классифицировать советский небоскреб как нечто «другое». Но сейчас, когда холодная война прочно позади, одной из моих целей в книге является раскрытие транснациональных связей, которые способствовали послевоенной реконструкции Москвы, и воссоединение сталинских небоскребов этого города с их международной историей.
Кэтрин Зубович — доцент кафедры истории в Университете Буффало, Государственный университет Нью-Йорка. Twitter @kzubovich
Исследование Московского метрополитена
Московский метрополитен обслуживает больше людей в день, чем метро Нью-Йорка и Лондона вместе взятые, с почти 6,6 миллионами пассажиров в день.
Джеймс Эндрюс, профессор истории, исследует историю 206 станций, составляющих основную систему метро, которая продолжает расширяться. Его документы показывают, как Москва, где проживает более 13 миллионов человек, справлялась с транспортировкой своего большого и растущего населения.
Прошлой весной Джеймс Эндрюс представил «Визуальную культуру, подземное архитектурное пространство и Московское метро» в Иорданском центре перспективных исследований России в Нью-Йорке.
(Прислано фото.)
«Организация Объединенных Наций классифицировала около 25 глобальных городов с населением более десяти миллионов человек как «мегаполисы», чтобы помочь найти способы эффективного использования энергии и максимизировать инфраструктуру», — сказал Эндрюс. «Понимание того, как социалистическая экономика создала эффективные формы общественного транспорта, такие как метро, которые сегодня расширяются, может помочь нам сформировать глобальные стратегии воздействия, чтобы воспроизвести эти транспортные сети в других частях мира».
Станция Комсомольская (комсомольская), построенная после Великой Отечественной войны. Архитектура, более барочная по характеру, типична для архитектуры того времени и содержит образы, прославляющие русскую историю еще до революции 1917 года.
(Фото любезно предоставлено Джеймсом Эндрюсом. )
Документация метрополитена Эндрюса показывает эволюцию его искусства и архитектуры на протяжении десятилетий, в течение которых оно было построено. Большая часть метро была построена в 1930-х и 40-х годах и украшена произведениями искусства, пропагандирующими коммунизм.
«На каждой станции была история, либо символизирующая революцию, либо представляющая поэта, который поддерживал большевиков, — сказал Эндрюс.
Метро продолжало расширяться на протяжении десятилетий, станции менялись вместе с культурой нации. Сегодня старые станции служат рекордсменом по стилю архитектуры, популярному при их строительстве. Поскольку надземные здания того же периода заменяются, станция метро может стать единственной оставшейся архитектурой того периода времени, когда она была построена.
«Понимание того, как социалистическая экономика создала эффективные формы общественного транспорта, такие как метро, которые сегодня расширяются, может помочь нам сформировать глобальные стратегии воздействия для воспроизведения этих транспортных сетей в других частях мира».
Эволюция искусства также демонстрирует различные способы украшения общественного пространства.
«По моему мнению, искусство может создавать пространства, в которых люди чувствуют себя комфортно, — сказал Эндрюс. — Иногда на Западе мы мыслим только утилитарными нормами в отношении некоторых степень. Я могу вспомнить метро в США, такое как метро Great Society в округе Колумбия, построенное при администрации Джонсона, безвкусное, дезинфицированное и лишенное искусства».
Художественная ценность станций вызывает проблемы с обслуживанием из-за высокой стоимости ремонта здания, которое имеет не только чисто функциональную ценность, что является фактором, влияющим на устойчивость транспортной системы.
«Меня очень интересует устойчивость городов, — сказал Эндрюс. «Как растущий город поддерживает себя с течением времени? Транспорт очень важен в глобальном масштабе, поэтому поддержание этих структур, даже если они старые, очень важно, а также их расширение». 0005
В прошлом году Эндрюс прочитал публичную лекцию о своем исследовании в Институте Кеннана в Вашингтоне, округ Колумбия, и работает над документированием своего исследования в книге «Культовый мегаполис: массовая мобильность, архитектурное видение и политика общественного пространства в современной России». которая станет первой книгой на английском языке по истории Московского метрополитена.
Праздник женских отрядов, работавших на строительстве Московского метрополитена.
(Фото предоставлено Музеем истории Московского фотоархива.)
Иосиф Сталин (слева) празднует строительство первой линии метро.
(Фото предоставлено Фотоархивом Музея истории Москвы.)
Рекламный ролик 1935 года с планом нового метро.
(Фото предоставлено Музеем истории Московского фотоархива.)
Станция «Маяковский» (показана здесь после завершения строительства) названа в честь поэта-футуриста Владимира Маяковского. Это фаворит Эндрюса. Архитектор получил приз на Всемирной выставке в Нью-Йорке за дизайн в конце 19 века.