Содержание
Кто и сколько раз крестил Русь?
Кто и сколько раз крестили Русь? Какое отношение к Крещению Руси может иметь Москва, а уж тем более созданная в 18 веке Россия?
Сегодня сложно однозначно ответить: кто и когда крестил Русь.
И сделать это сложно, прежде всего, потому как почти все свидетельства исторической важности были уничтожены, сожжены или фальсифицированы той самой структурой, который менее всего выгодно, чтобы истинная правда о крещении Руси всплыла наружу Московскому Патриархату, который язык не поворачивается назвать Русской Церковью.
Согласно данным, Википедии: День Крещения Руси — это государственный праздник России , и точка!
России! Единственной страны во всем мире, монополисте на право наследования традиций Киевской Руси!
России, которая делает все, что стереть любое упоминание о Руси Киевской и от которой тщательно открещивается!
России, к которой князь Владимир, на которого так уповают россияне, и Русь не имеют никакого отношения! Как не имеет жертва никакого отношения к насильнику!
Заметьте, как красиво составлена формулировка, описывающая Крещения Руси:
Оказывается, что Крещение Руси это ничто иное: введение в Древней Руси христианства как государственной религии !
Ни слова, ни полслова о Киевской Руси. Как и не было ее вовсе!
Этакая избирательная версия история:
Русь берем, Киев оставляем, христианство берем, а какого оно толку не разъясняем!
А почему?
Да потому что:
- Все без исключения Крещения Руси проходили до 1054 года, то и есть до того как христианская церковь разделилась на: православных и католиков!
- Русь крестил Патриарх послушный Риму!
- Согласно Флорентийской Унии, от 1439 года, которая была, в том числе, подписана Русским Митрополитом Киевским и всея Руси Исидором, католическая и православная церкви признали друг друга равными.
Мало того! Последний факт очень важен!
Несмотря на то, что Митрополит Киевский и всея Руси Исидор, как и все другие представители Православной Церкви, признал Флорентийскую Унию, московский князь Василий Темный, отказался ее признавать.
После чего, без какого либо на то права изгнал Патриарха Исидора и предав анафеме всех и вся, сам рукоположил нового Патриарха Иону.
А уже в 1448 году Москва фактически сама отделилась от Вселенского Собора, провозгласила Московскую Митрополию центром православного христианства, а представителей Константинополя назвала еретиками.
То и есть: Москва в 1448 году сама себя сделала правопреемником Киевской Руси без какого-либо на то основания, нарушив при этом все возможные законы.
Идем дальше.
Объясните мне, пожалуйста, кто такая Древняя Русь ?
Это страна, которую сейчас можно найти на карте? Никто не знает где?
Или где я могу найти современную Русь?
Может быть, есть акт о передаче исторического наследия Киевской Руси, потомкам монголо-татар при том, что народ, который даже не наследник а и есть представитель титульной нации Киевской Руси Украины никуда не уходил и от своего права не отказывался, не дарил его и в аренду не сдавал?
О каком наследовании может идти речь, когда жители Киевской Руси остались на месте где и жили, где и происходили события, о которых идет спор?
Или может Русь это кочующая страна?
Или может вы слышали о великой миграции народа Руси в Москву?
Или вы слышали про Московскую Русь? Рязанскую Русь? Тверскую? Владимирскую? Вы такую страну знаете?
Я нет.
Я знаю одну единственную Русь, и это Русь Киевская, и если кто и крестил ее, то это сделал тот, кто ни о какой Москве и знать не знал, и слыхить не слыхивал, и в наследство ей ничего не передавал и не оставлял. А если чего и мог пожелать, так это: хранить веру и всяким инородцам ее в обиду не давать.
Что же касается прямой преемственности, на которой так настаивает Москва: то скажите мне, если мой прадед был христианином, а прапрадед язычником, дед мусульманин, а отец буддист, я кто?
Какой веры я? Я могу считаться веры деда, прадеда, или отца, или вера определяется по материнской линии? Может ли вера быть наследством? Или это осознанный выбор каждого?
Как могу я однозначно претендовать на веру прадеда или деда? И отсюда как их вера может претендовать на меня?
Претензия Москвы на веру Киевской Руси, это все равно, что претензия внука деверя тетки брата, внучатого племянника сестры кума свата на наследство деда, при том, что дед не умер, и делать этого не собирается!
Первое Крещение Руси
Вернемся туда, откуда, собственно, начали, согласно общепринятому, или правильно сбудет сказать общенавязанному мнению, датой Крещения Киевской Руси считается 988 год.
Аргументируется данное утверждение постулатом Московской Православной Церкви, который, по мнению ее представителей, снимает все вопросы и подозрения:
«Кто сомневается в крещении Руси Владимиром в 988 году по византийскому обряду тот не православный»!
Тем не менее, версия эта весьма спорная, и более чем несостоятельная.
Британский православный священник и философ Тимоти Уэр, более известный как епископ Каллист, пишет, что не на Русь присылали свои посольства, а сами русские ходили с посольством в Рим, так как нашли богослужение более приемлемым , чем у магометан.
Его слова подтверждают практически все средневековые авторы.
Сегодня установить точную дату Крещения Руси практически невозможно, но это и не столь важно. Намного важнее понять, что в действительности Русь крестили не один раз, и сделать это могли и представители Византии и Рима.
Так, например, согласно сохранившихся данных Киевской Митрополии от 16 века известно, что Русь крестили не один раз, а пять:
- При Рюрике.
- Кириллом и Мефодием.
- При княгине Ольге.
- Князем Владимиром в 1000.
- Князем Владимиром в 1008 году.
Петр Скарга
Практически все эти даты подтверждает в своих трудах известный польский теолог Петр Скарга, который написал немало интересных и важных книг, объединенных идеей объединения христианской церкви.
Скарга, в своих трудах неоднократно ссылался на еще одного, весьма важного историографа христианской церкви: Цезаря Барония, который относил первое Крещение Руси к 9 веку, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир.
Лев Кревза
Еще один средневековый автор Лев Кревза, считал, что Русь крестили троекратно:
Первое крещение, он связывал с известным сюжетом про чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, которое произошло при Василии Македонянине, царе греческом, и при князьях Киевских Аскольде и Дире, и при патриархе Константинопольском Игнатии . О Игнатии Кревза говорил: хотя реально в Константинополе патриархом в это время был схизматик Фотий, истинным патриархом являлся всё же Игнатий , что было подтверждено впоследствии собором, созванным папой Адрианом.
Таким образом от католического, а не схизматического патриарха и то первое крещение Русь приняла .
Второе крещение Руси он связывал с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия, которые в то время, как Фотий в Константинополе бунтовал против папы, ездили в Рим за благословением; высланы были ещё при царе Михаиле, в начале патриаршества св. Игнатия, в края славянские .
Особенно Кревзе подчеркивал связь Кирилла и Мефодия с Римом, а не Константинополем , так как просветители шли в Рим с книгами славянскими !
Папа же, взяв книги славянские, освятил их и положил в церкви святой Марии , приказал двум епископам посвятить славянских учеников , после чего были совершены литургия и всенощная на славянском языке. Соответственно, из Рима тогда от папы у нас служба Божья, а не из Константинополя .
То и есть, согласно Кревзе, первое крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Папе, второе непосредственно от самого Папы!
О третьем Крещении Руси в 1000 году, при князе Владимире, Кревза пишет, что было оно от патриарха Николая Хрисоверга , который по другим данным умер в 991 году.
Мелетий Смотрицкий
Достаточно интересную точку зрения высказал по поводу Крещений Руси украинский просветитель Мелетий Смотрицкий. Смотрицкий говорил о двойственном Крещении Руси, причем разделял их не только по времени, но и пространственно.
Так первым Крещением Руси он считал Крещение случившиеся в 872 году при патриархе Игнатии, послушном Папе Николаю I, в Галиции.
Второе, он относил к году 980, когда крестилась уже вся Киевская Русь, и было это при патриархе Николае Хрисоверге, также бывшем в единстве с Римом!
Если учесть что Патриарх умер в 991, а в 988 по просьбе князя Владимира отправил в Киев Митрополита Михаила, то версия с 980 годом кажется вполне правдоподобной.
Алоизий Кулеша
Еще одна версия двойственного Крещения Руси относит первое Крещение Руси, к княгине Ольге, которая совершила его по просьбе Папы Николая, приславшего княгине свиток в 968 году.
Второе Крещение Руси, так же случилось при Папе Николае, но уже в 986 году, при князе Владимире!
И, по некоторым данным, происходило оно в самом Риме!
В своем сочинении Вера Православная от 1704 года Кулеша данный факт полностью обосновывается, и указывает, что крещён был князь Владимир в Риме, в Базилике Сант-Алесси, более известной сегодня как Базилике Святых мучеников Вонифатия (Бонифация) и Алексия, известной еще с 5 века.
Лаврентий Зизаний
Самая поздняя концепция Крещения Руси родилась в среде православных богословов Киево-Печерской Лавры. Так в изданном в 1620 году Большом Катехизисе, украинец Лаврентий Зизаний писал: Крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно .
Согласно, его данных в результате первых трёх крещений лишь мала часть людей крестищася .
Захарий Копыстенский
Практически идентичная версия содержится в написанном в те же время сочинении Палинодия украинца Захария Копыстенского.
Правда, Захарий утверждал, что истинное Крещение было только одно, но ему предшествовали три сватовства , уговора, уверения .
Первое уверение Русов Копыстенский, как и Зизаний, относит к легендарному путешествию Апостола Андрея.
Второе Крещение, а именно чудовное з презреня Божого уверене народу Русского он относит к 886 году. Причем случилось оно, по его уверению, во время миссионерской поездки митрополита Михаила, направленного на Русь царём Михаилом и патриархом Фотием.
Лаврентий Зизаний, как и Лев Кревза, не отрицают этого факта, но утверждают, что это крещение было при царе Василии Македонянине в Византии, и при Аскольде и Дире на Руси.
Третьим сватовством Копыстенский называет Крещение при княгине Ольге.
И последним, окончательным Крещением Руси, Копыстенский называет: Володимерово и всей России крещение соборное .
Сильвестр Коссов
Существует еще одна версия, от Сильвестра Коссова, который, в 1630 году описал пятикратное Крещение Руси:
- От Апостола Андрея
- От Кирилла и Мефодия в 863 году
- От Епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году
- При княгине Ольге в 968 году
- При князе Владимире, в 1000 или 1008 году
Итого:
Версий много, и спорить с ними сложно, так как литературные источники, к которым обращались средневековые авторы до нас не дошли, а если они и дошли, то были многократно и тщательно переписаны. Поэтому вывод, который мы можем сделать, будет чисто статистический:
1. Первое упоминание о Крещении Руси связано с путешествием Апостола Андрея в 1 веке, за эту версию выступают три автора: Зизаний, Копыстенский и Коссов.
2. Второе упоминание о Крещении Руси относится к году 860, и связывают его с миссией Кирилла и Мефодия, за эту версию выступают также три автора: Скарга, Кревзе и Коссов.
3. Третье упоминание о Крещении Руси относится к году 866 и связано оно с именами киевских князей Аскольда и Дира, об их крещении упоминают четыре автора: Скарга, Бароний, Кревз и Зизаний. О 866 годе, кстати, пишет и Татищев.
4. Четвертое упоминание в единичном экземпляре от Смотрицкого относится к 872 году, и речь в нем идет о Крещении Галиции.
5. Пятое упоминание вообще забавно, так как относится оно к 886 году, времени, когда на Руси правил князь Олег, который никак к христианству не относился.
Могли авторы ошибаться? А почему нет? Так как, если поменять год на 866, времени когда Киевом правили Аскольд и Дир все становится на свои места! Тем не менее о 886 годе пишут четыре автора: Кулеши, Зизаний, Копыстенский и Коссов.
6. Шестое упоминание о Крещении Руси относится к 968 году, и имени княгини Ольги, о ней упоминают, три автора: Скарга, Кулеши и Коссов.
7. Седьмое упоминание о Крещении Руси связано с именем князя Владимира, но даты Крещения, разные:
- Смотрицкий единожды упоминает 980 год
- Кулеши пишет про 986 год
- Сразу пять авторов говорят про год 1000: Скарга, Кревз, Зизаний, Копыстенский и Коссов
- Дважды Скарга и Коссов упоминают год 1008
Вот такая вот сводная таблица по данным из восьми источников.
Какие же выводы можно сделать?
- практически все даты четные, кроме одной 863 год
- ни разу не упоминается общепринятый год — 988
- практически все авторы делают первыми христианами Аскольда и Дира, что звучит весьма и весьма правдоподобно
- интересная формулировка сватовства христианства вполне оправдывает столь многократное обращение к теме Крещения Руси
- определенно можно откинуть версию с Апостолом Андреем, ибо она в корне мифологична и вряд ли можно на ней настаивать
- историю крещения правильно разделить на три попытки
Три попытки Крещения Руси:
Первая попытка Крещения Руси, сватовство : 860-866 год, оборвана из-за вмешательства в процесс князя Олега, умертвившего Аскольда и Дира
Вторая попытка Крещения Руси, сватовство : 968 год, Крещение княгини Ольги
Третья попытка Крещения Руси: вполне вероятно происходила в четыре этапа:
- 986 год Крещение князя Владимира
- 988 приезд Митрополита Михаила в Киев
- 1000 год год начала массового крещения Руси
- 1008 год окончание процесса
Использованная литература: источник
В каком году было крещение Руси и в чем значимость события?
В каком году было крещение Руси? Это событие является одним из важнейших в отечественной истории. Ведь оно не просто определило дальнейшее духовное развитие всего народа, но также и преобразило сам облик русского государства, задав последнему вектор геополитического развития на столетия вперед.
Перове появление христиан: в каком году было?
Крещение Руси вовсе не являлось одномоментным актом. Ему предшествовали долгие годы проникновения в эти земли христианских проповедников. Так, например, именно с их деятельностью связано возникновение письменности у славян. Ведь кириллица и глаголица были разработаны греками конкретно для того, чтобы переложить для моравских славян священное писание на понятный им язык. Несколько позже этот алфавит дошел через Балканы и до русских территорий, где весьма прочно укрепился. Говоря о том, в каком году было крещение Руси, также не следует забывать, что еще до реформаторской деятельности Владимира в здешних землях было уже немало местных христиан. Самой известной из них, пожалуй, была бабка правителя-реформатора — знаменитая княгиня Ольга. Точно известно, что в середине X века, еще до общегосударственного принятия православия, в Киеве появилась Десятинная церковь. Правда, не известно точно, это в каком году было. Крещение Руси, таким образом, стало лишь логичным следствием многолетнего проникновения христианских идей и культурной эволюции самого общества.
Геополитические предпосылки
Кроме отмеченных причин, князь имел и более веские, чтобы провести эту реформу. Без сомнения, духовный поиск князя имел место. Однако всегда следует помнить о том, что Русь к середине X века превратилась в достаточно масштабное территориальное образование, объединив под своей властью значительные славянские племена. Для правителя должно было быть очевидным, что государству для процветания необходимы незримые нити, которые его скрепят. Что-то большее, чем просто военная сила дружины. Такими нитями в истории часто становилось создание единого чиновничьего аппарата, введение единых законов и правил, податей по всей территории страны. В случае Руси необходимо было навязать всей стране единых богов. Первой такой попыткой стало утверждение единого пантеона языческих богов за несколько лет до крещения. Однако она потерпела крах. И взоры князя были обращены на самые популярные на тот моменты монотеистические религии: ислам и христианство. Широко известна история о том, что именно церковная служба православных греков впечатлила его больше всего. Выгодным принятие христианства было еще и по геополитическим причинам: оно буквально давало пропуск Руси в круг передовых западных государств того времени. Таким образом, Владимир перестал считаться для христианских правителей темным отсталым варваром и стал на одну цивилизационную ступень с ними. В практическом воплощении это позволило ему взять в жены византийскую принцессу.
Так в каком году крещение Руси состоялось?
В 988 г. христианизация восточных славян стала насильственным делом. Как свидетельствует летопись, население буквально силой загоняли в реку Почайну (приток Днепра в районе Киева) для совершения обряда. Конечно же, языческая вера еще долгие десятилетия и даже столетия сохраняла свое влияние. Более того,
многие местные божки вошли в православный пантеон русских в качестве святых, находясь там до сегодняшнего дня. Однако переломный момент произошел. Год крещения Руси стал стартом новой эпохи как для государства, так и для его населения. О политических выгодах для государства и самого князя уже было сказано. Не менее важным стало дальнейшее влияние христианства на становление трех восточнославянских народов, которые в тот момент окончательно обособились в отдельную нишу, одновременно став крайне близкими друг для друга. Крещение определило развитие цивилизационного облика русских на все последующие столетия. Буквально во всех сферах культуры отечественного средневековья – в живописи, архитектуре, литературе – очевидны византийские каноны.
Крещение Руси – важнейшее событие в истории русского, украинского и белорусского народов / Новости / Патриархат.ру
Главная / Поместные Церкви
Версия для печати члену Священного Синода Православной Церкви Земли Чешской и Словакии поздравить Вас от имени Полноты нашей Церкви с годовщиной радостного и важнейшего события в истории русского, украинского и белорусского народов — Крещения Руси», – сказал архиепископ Пражский Михаил, обращаясь к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию после Божественной литургии, которая была совершена 28 июля 2021 года на соборной площади Киево-Печерской Успенской лавры. .
«Сегодня мы торжественно отмечаем день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь 1033 года тому назад и приведшего свой народ к вере в истинного Бога, — подчеркнул он, — в истории у наших братских народов поразительно много параллелей. Наш святой князь Ростислав равноапостольный пригласил святых братьев Кирилла и Мефодия в Великую Моравию. Просветители славян переводили богослужение и Священное Писание на язык, понятный всем славянам. Спустя столетия, благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, труды святых братьев и их учеников принесли свои плоды на Руси. Семена, выращенные в Великой Моравии, стали могучим деревом на Руси, и крона этого дерева раскинулась над славянскими народами и по сей день. Принятие веры Христовой стало для нашего народа не только духовным благом, но и началом просвещения и развития государственности и великолепия».
Отметив, что сегодня Господь посылает испытания украинскому народу и Святой Украинской Православной Церкви, архиепископ Михаил сказал: «Но в этих испытаниях закаляется и укрепляется истинная вера христиан».
Иерарх также упомянул, что в храмах Пражской православной епархии всегда возносится молитва о мире и единстве Церкви в Украине и об укреплении взаимопонимания между людьми.
Обращаясь к Блаженнейшему Онуфрию, архиепископ Михаил отметил: «Ваше Блаженство, дорогой Митрополит, неустанно и от всего сердца молю Господа нашего Иисуса Христа, да сохранит, защитит и укрепит святую Украинскую Православную Церковь, управляемую Вашим Блаженством законно и в соответствии с канонами. Да подаст нам Всеблагий Господь силы, терпения и мудрости и защитит православный украинский народ и Его Святую Церковь. Несомненно, за нее перед Богом ходатайствует святой равноапостольный князь Владимир. Мы верим, что придет день, когда никакая злая воля или злая сила не нарушат мир и покой нашей жизни, потому что с нами Бог и все Его небесное воинство!»
Служба связи ОВЦС/ Патриархия.ру
Версия:
Русский, Украинский, Греческий
Материалы по теме
Епископ Виктор Барышев: Визит Константинопольского Патриарха в Украину причинит страдания миллионам православных украинцев [Интервью]
Визит духовенства Антиохийского Патриархата в Ровенскую епархию Украинской Православной Церкви
Паломники из Грузии посещают храмы и монастыри Украинской Православной Церкви
Крестный ход в Киеве показал: Украинская Православная Церковь – самая многочисленная конфессия в Украине
Блаженнейший митрополит Чешских земель и Словакии Доротей поминается в Праге в связи с 22-й годовщиной кончины
Представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском и всея Руси награжден медалью Св.
Марка Эфесского
Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии поздравляет Святейшего Патриарха Кирилла с 75-летием [Приветствия и обращения]
В Бейруте отметили 75-летие образования Русской Православной Церкви
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается в Иерусалиме
На Волыни освящен новый храм Украинской Православной Церкви взамен захваченного раскольниками
Свято-Николаевско-Успенский мужской монастырь Донецкой епархии пострадал в результате обстрела
Комментарии митрополита Волоколамского Антония по поводу принятия заявления ВСЦ «Война в Украине, мир и справедливость в Европейском регионе [Документы]
Циркулярное письмо всем епархиальным иерархам Русской Православной Церкви [Документы]
Председатель ОВЦС начинает рабочую поездку в Святую Землю
Настоятель и прихожане Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске посетили храмы в сирийских городах Блудан и Забадани
Президент Центра защиты христианской идентичности посетил ОВЦС
Другие новости
В Дамаске открывается выставка, посвященная двум пострадавшим в наше время монастырям в Маалюле и Никольском.
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открылся международный фестиваль «Сербское утешение русскому сердцу».
Женский монастырь Маалюля в Сирии получил партию электрооборудования на солнечных батареях
Иерархи Сербской Церкви сослужили Святейшему Патриарху Кириллу за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля.
Визит иерархов Сербской Православной Церкви в ОВЦС
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается в Иерусалиме
Иерарх Русской Церкви принимает участие в торжественной интронизации Патриарха Сербского Порфирия в Печском Патриархате
Празднование 1025-летия Киевской Руси продолжается
В Украине проходят поминки, посвященные 1025-летию обращения в христианство Киевской Руси, средневекового славянского государства, заложившего православные основы современных России, Белоруссии и Украины.
28 июля Президент Украины Виктор Янукович и Президент России Владимир Путин приняли участие в освящении нового колокола в храме под украинским городом Севастополем Владимирского собора в Херсонесе Таврическом, который находится на месте, где, по данным По преданию, князь Владимир Великий принял православное христианство в 9 г. 88.
Все колокола православных храмов России, Украины и Беларуси звонили 15 минут в 12 часов дня. по местному времени, чтобы отметить годовщину христианизации Киевской Руси — средневекового славянского государства, заложившего православные основы для этих современных стран.
Торжества по случаю годовщины крещения начались в Киеве 27 июля, в них приняли участие Путин, Янукович, президент Молдовы Николае Тимофти, президент Сербии Томислав Николич и представители девяти православных церквей.
ПОДРОБНЕЕ: Государственные деятели, православное духовенство Марк Киевская Русь Юбилей
После церемонии во Владимирском соборе Херсонеса Таврического Путин и Янукович приняли участие в мероприятиях, приуроченных к празднику Дня Военно-морского флота, который обе страны отмечают 28 июля.
Янукович воспользовался случаем, чтобы похвалить стратегическое партнерство двух стран.
«Мы ценим и дорожим нашей дружбой с Россией. Украина и Россия были и останутся стратегическими партнерами. Особенно это ощутимо здесь, в Севастополе. Именно здесь формируется морское братство Украины и России», — Янукович сказал.
«Уверен, что совместными усилиями мы сможем обеспечить стабильное будущее для всех, кто работает на море, а украинские и российские знамёна на наших кораблях будут символизировать нашу дружбу, надёжность и процветание.»
Черноморский флот России, базирующийся в Севастополе, проводит военно-морской парад и другие демонстрации.
Юбилейные мероприятия переезжают в Беларусь 28 и 29 июля.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Праздничные мероприятия в Украине
Фотогалерея:
Украина отмечает годовщину Киевской Руси
На Украине проходят поминки, посвященные 1025-летию обращения в христианство Киевской Руси, средневекового славянского государства, заложившего православные основы современных России, Белоруссии и Украины. В украинскую столицу также съехалось высшее православное духовенство со всего мира для участия в особом молебне и других религиозных мероприятиях.