Содержание
откуда на самом деле зачитывал сводки Левитан и почему Сталин лично правил их тексты?
«От Советского информбюро» – эта фраза, произносимая голосом Юрия Левитана, знакома всем как в нашей стране, так и на всем пространстве бывшего СССР. Еще живы те, кто слышал, как это было: каждый день на протяжении всей Великой Отечественной войны десятки миллионов людей замирали у радиоприемников при этих словах. И в памяти следующих поколений они запечатлелись так, словно мы тоже прожили это.
Ровно 80 лет назад, 24 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро) – уникальный орган информации и пропаганды, ставший, без преувеличения, одним из мощнейших видов оружия в этой войне.
Главное информационное ведомство было создано при Совете народных комиссаров. В течение всей войны оно занималось составлением сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, о работе тыла и о партизанском движении. Но главная его задача состояла в том, чтобы вселять веру в то, что враг неминуемо будет побежден.
В первые же дни войны власти позаботились о том, чтобы вся информация о ходе войны шла только из единого центра. Первым делом у населения были собраны все радиоприемники и радиопередатчики: их потребовали сдать в пятидневный срок. В постановлении Совнаркома указывалось, что они «могут быть использованы вражескими элементами для причинения вреда Советской власти».
Поэтому центральное проводное радиовещание стало практически безальтернативным источником информации, которое было доступно для гражданского населения даже там, куда не поступала центральная пресса. И эта мера доказала свою эффективность.
Как работало Совинформбюро
Совинформбюро сперва было организацией, которая готовила военные сводки по материалам Генштаба и специальной группы, работавшей в аппарате Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), и занималась сбором дополнительных сведений к основной сводке Генштаба. Потом деятельность агентства значительно расширилась.
Фото: ТАСС / Лоскутов Сергей (Партизаны одного из отрядов, действовавшего в северо-западных районах СССР, слушают по радио очередное сообщение Совинформбюро)
О масштабах работы Совинформбюро можно судить по его структуре. Оно включало в себя военный отдел, подразделения переводов, пропаганды и контрпропаганды, отдел международной жизни, литературную секцию и другие отделы. Первоначально численный состав сотрудников был около 80 человек, но позже в штат добавились десятки военных корреспондентов и писателей, которые работали на фронте и в тылу.
Главной задачей было укрепление и поддержание боевого духа советских людей. А потому в сообщениях Совинформбюро появились истории о героях фронта и тыла, об успешных боях, о перевыполнении планов заводами и совхозами. Корреспонденты старались рассказать о них ярко, интересно и разнообразно, чтобы сухие строчки сводок ожили и превратились в истории подвигов реальных людей.
Особенно ответственной считалась работа для зарубежных СМИ. Для этого выбирались самые опытные люди, которые были знакомы с внутренней «кухней» зарубежных изданий и знали их подходы к аудитории, особенности и жанры.
После начала войны большинство зарубежных корреспондентов эвакуировались вместе с диппредставительствами. А те немногие, что остались, находились в Москве и понятия не имели, что делается на фронтах. Зарубежные СМИ не имели права отправлять своих сотрудников на места боевых действий. Поэтому именно Совинформбюро занималось информационным обеспечением иностранных радиовещательных корпораций и радиостанций, телеграфных агентств, обществ друзей СССР, газет и журналов, а также отдельно – посольств и консульств СССР за рубежом.
Агентством руководил секретарь ЦК ВКП(б) и первый секретарь Московского горкома партии Александр Щербаков, всегда ставивший идеологические вопросы на первое место. По некоторым данным, именно ему принадлежала сама идея создания такого органа, который будет вести идеологическую войну. Ее Щербаков считал не менее важным залогом победы, чем боевые действия на фронтах.
Фото: ТАСС (Начальник Главного политуправления Красной Армии, заведующий отделом международной информации ЦК ВКП(б), начальник Совинформбюро, генерал-полковник Александр Сергеевич Щербаков)
Совинформбюро привлекло к своей деятельности тех, кто мог сделать слово настоящим оружием. В агентстве работали выдающиеся писатели, публицисты и журналисты.
Среди них были, например, Валентин Катаев, Сергей Сергеев-Ценский, Александр Фадеев, Константин Симонов, Алексей Толстой, Константин Федин, Корней Чуковский, Мариэтта Шагинян, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и многие другие. Большинство писателей не сидели в глубоком тылу, а работали на фронтах Великой Отечественной. Известная песня Константина Симонова про военных корреспондентов, что называется, писана с натуры:
«Там, где мы бывали,
Нам танков не давали:
Журналист погибнет – не беда.
На фордишке драном
И с одним наганом
Первыми врывались в города».
Многие заплатили за свои репортажи и очерки собственными жизнями. Так, среди погибших на фронте писателей был соавтор «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Евгений Петров.
Откуда передавал сводки Юрий Левитан
Но настоящим «голосом Москвы» был, конечно, диктор Юрий Левитан, зачитывавший сводки с фронтов. Это его голос, звучащий весомо и торжественно, стал настоящим олицетворением силы страны и уверенности людей в победе. И это его враги прозвали «секретным оружием Сталина».
За четыре года Великой Отечественной войны легендарный диктор прочитал более 2 000 фронтовых сводок, сотни экстренных сообщений, приказов Верховного Главнокомандующего и заявлений правительства. Менее известна вторая диктор Совинформбюро – Ольга Высоцкая, зачитывавшая сводки наравне с Левитаном.
Каждый раз перед началом сообщения звучало торжественное «говорит Москва», тем не менее, сообщения зачитывались совсем не из столицы СССР.
Для вещания из Москвы не было технической возможности: подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.
Фото: ТАСС / Кассин Евгений, Савостьянов Владимир
Кроме того, на Левитана в конце лета 1941 года началась настоящая охота: гитлеровцам очень хотелось избавиться от легендарного «голоса Москвы». На этот счет имелся личный приказ Геббельса – уничтожить! Поэтому, когда сотрудниками НКВД был обнаружен радиомаяк на крыше Дома радио, Левитана взяли под строжайшую охрану, перевели в резервную студию, оборудованную в здании Центрального телеграфа, а осенью 1941 года тайно эвакуировали в Свердловск (сейчас Екатеринбург).
Свердловская студия размещалась в подвальном помещении, а все сотрудники жили в бараках поблизости. Дикторы Юрий Левитан и Ольга Высоцкая с осени 1941 года вели из Свердловска ежедневное вещание. Сигнал распространялся через целую сеть ретрансляторов по всей стране, чтобы враги не запеленговали точное место, откуда велись передачи. Весной 1943 года студия была переведена в город Куйбышев (сейчас Самара). Все происходило в условиях строжайшей секретности. Информация о перемещениях Юрия Левитана и всей студии была полностью рассекречена лишь через 25 лет после окончания войны, к концу 60-х годов XX века.
Сводки с фронтов транслировались ежедневно в промежутке с 5 до 6 часов утра. Юрий Левитан или Ольга Высоцкая читали их очень медленно и торжественно. А названия населенных пунктов дикторы специально выговаривали очень четко, практически по буквам, делая длинные паузы. Это делалось для того, чтобы все, кто на местах вручную записывал сводку, успели это сделать и не допустили ошибок.
Сводки, прочитанные дикторами, записывали и множили в десятках и сотнях городов и сел по обе стороны фронта, а также на самом фронте. Сообщения информбюро зачитывали в рабочих коллективах, их печатали на первых полосах газет, их переписывали вручную для самодельных листовок, чтобы донести слово Москвы до людей на оккупированных территориях. И это – несмотря на то, что гонца с такой листовкой нацисты могли расстрелять.
Надо сказать, что во время войны прессе как агитационному органу отводилась очень большая роль: в каждой дивизии была своя маленькая газета, которую делали от силы 3-5 человек, были армейские, фронтовые газеты, не говоря уж о центральных СМИ. И все они печатали сводку Совинформбюро на самом почетном месте, слово в слово, не сокращая и не меняя формулировок.
Это позволяло властной верхушке, ответственной за идеологию, строго определять информационно-пропагандистские доминанты и обеспечивать единообразность подачи информации в рамках всей страны в течение всех пяти лет Великой Отечественной войны.
Сколько правды было в сводках и каким редактором был Сталин
Отдельный вопрос, который до сих пор вызывает массу споров – это достоверность информации, которая сообщалась в сводках. Точнее то, что до определенного момента эти сведения совсем не отражали истинное положение дел на фронтах. Они были скорее симулякром, информационной копией реальности, которая искажала ее до неузнаваемости.
Историки до сих пор обсуждают, до какой степени это было допустимо. Однако то, что информация была значительно поправлена в сторону оптимизма и уверенности в неминуемой победе, позволило миллионам людей выстоять в первый, самый страшный год войны, когда враг стремительно брал город за городом, а наши войска отступали, теряя на полях сражений десятки и сотни тысяч убитых.
Да и потом, опираясь на жизнеутверждающий оптимизм сводок, можно было как-то выжить и не впасть в панику, даже если слухи и приносили прямо противоположную сводкам информацию. Справедливости ради, следует сказать, что и немецкая пропаганда не стеснялась в своих листовках рассказывать на оккупированных территориях о том, что вся территория СССР давно «освобождена» немецкими войсками.
Фото: ТАСС
Это кажется удивительным, но многие сводки Совинформбюро правил лично Иосиф Сталин. Он придавал очень большое значение идеологической пропаганде и следил за тем, чтобы его канонические формулировки дошли в неизмененном виде до каждого человека в СССР, поэтому он не жалел времени, просматривая и поправляя сводки. В воспоминаниях многих приближенных вождя описывается, как маршалы Жуков и Василевский подолгу ожидали в приемной, пока Верховный главнокомандующий закончит редактирование. Рассказывал об этом и ответственный секретарь Совинформбюро Владимир Кружков, который частенько сидел в той же приемной, ожидая поправленных текстов.
В фонде Сталина сохранились напечатанные на машинке сводки, исписанные поверх строчек и на полях рукой Сталина. Данные о немецких потерях вождь чаще всего завышал, а о наших – многократно занижал. Владимир Кружков писал в своих воспоминаниях, что Сталин не щадил немцев. «Если по сводкам посчитать все потерянные противником самолеты, танки, корабли, оружие и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ею Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны».
Подобная информационно-пропагандистская политика может показаться дикой и неоправданной, но сопоставлять сводки и подсчитывать цифры было некогда и некому. Они отправлялись в архив и были засекречены на долгие годы. А эпическое, широкими и щедрыми мазками нарисованное изображение войны продолжалось и приносило свои плоды, поддерживая в гражданах огромной страны веру в победу. Сталин любил также усиливать эмоциональную сторону сообщений Совинформбюро, добавляя в них такие штампы, как «кровь за кровь, смерть за смерть» и «враг будет разбит, победа будет за нами».
Иногда Верховный главнокомандующий вдруг брался сокращать тексты. Так, авторы научного исследования о деятельности Совинформбюро Олеся Баландина и Александр Давыдов отмечают, что Сталин не любил длинного перечисления трофеев, взятых в боях. А иногда он вдруг преуменьшал достижения советских войск! Это случалось, если какой-то из наших военачальников попадал в опалу. В таком случае данные сводок выступали средством его порицания: Сталин лишал его на бумаге части боевых заслуг.
Однако начиная с 1943 года противоречие между реальностью и сообщениями Совинформбюро практически сошло на нет. Советские войска успешно наступали, и сводки отражали вполне реальную картину победоносного движения нашей армии.
Совинформбюро во многом было обязано своим громадным влиянием возглавлявшему агентство Александру Щербакову. Тот был любимцем Сталина, и авторитет его был очень высок. Маршал Василевский писал, в частности: «Материалы, согласованные с Александром Сергеевичем или завизированные им, Сталин подписывал без задержки». В начале 1945 года заместитель Щербакова Соломон Лозовский, понимая, что после войны агентство надо преобразовать в новый орган с новыми функциями, пытался даже превратить Совинформбюро в Министерство информации. Однако этому проекту не суждено было осуществиться: в ночь с 9 на 10 мая 1945 года Щербаков внезапно скончался от обширного инфаркта. Долгожданная весть о победе настолько потрясла его, что он не пережил всей бури эмоций.
После этого небывалое влияние Совинформбюро пошло на спад. Соломона Лозовского скоро сняли с должности, а в 1952 году расстреляли по сфабрикованному делу Еврейского антифашистского комитета. Центр информационно-пропагандистской деятельности постепенно переместился в Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). А на базе Совинформбюро со временем было образовано Агентство печати «Новости» (АПН).
Юрий Левитан: в годы войны великий диктор говорил из Свердловска | Кузница победы | ПОБЕДА
Вот только до сих пор далеко не все жители Урала знают, что с осени 1941 по весну 1943 года главный диктор СССР вещал из Свердловска…
На всю страну
Никого не удивляет, что в Свердловск уже в первые месяцы войны были эвакуированы десятки фабрик и заводов, Эрмитаж, МХАТ им. Чехова и Центральный театр Советской Армии, сотни деятелей науки, искусства и культуры. А вот то, что у нас почти полтора года проработал Юрий Левитан, почти всегда вызывает недоверие. И не только у гостей, но и у коренных екатеринбуржцев!
Из дома на ул. Радищева, 2 голос Левитана гремел на всю страну. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов
Тем не менее именно в столице Урала с осени 1941 по весну 1943 года располагался центр радиовещания СССР. Здесь находился самый мощный в стране радиопередатчик. Сюда же в обстановке строжайшей секретности были командированы Юрий Левитан с диктором Ольгой Высоцкой. Таким образом, знаменитое левитановское «Внимание, говорит Москва!» на самом деле звучало из Свердловска – из подвала здания на улице Радищева, 2, в двух шагах от нынешней редакции «АиФ-Урал».
Причин «перевода» Левитана на Урал было несколько. Все подмосковные радиовышки были демонтированы – они были идеальными ориентирами для фашистских самолётов. Однажды бомба упала прямо во двор московского радиокомитета, и немецкое радио поспешило радостно сообщить: «Большевистский радиоцентр разрушен! Левитан убит!» Но это было неправдой: бомба угодила в канализационный люк и не взорвалась.
Историк, научный сотрудник музея радио им. А. С. Попова Борис Кошелев:
– Гитлер называл Левитана «своим личным врагом №1». Иосиф Сталин был только на втором месте! Причём Гитлер мечтал не уничтожить, а взять Левитана в плен, чтобы, когда Германия победит, об этом объявил сам Юрий Борисович. Вот в чём заключалась мечта фюрера! В том числе и поэтому Левитан был переведён к нам, а его «уральская командировка» держалась в строжайшем секрете. Могло даже не быть письменного приказа – только устный. Даже кусок копирки, ушедший «на сторону», мог привести к непоправимым последствиям. Если бы все узнали, что говорит не Москва, это был бы удар не только для армии, но и для всего народа. Пока говорила Москва – страна жила, работала и воевала в нормальном режиме. Левитана слушали все без исключения, и его местонахождение в столице было принципиальным. То, что он в этот момент находился в Свердловске, знали считанные единицы.
Голос эпохи
Стоит отметить, что радиостанция находилась неподалеку от Екатеринбурга – на озере Шарташ, но сам Левитан работал в центре города. От озера туда был протянут кабель. Известно также, что диктор очень много времени проводил на рабочем месте – в подвале дома на ул. Радищева, даже ночевал там. Говорят, что был неприхотлив, спал на узкой железной койке. В качестве «приработка» озвучивал киножурналы на местной киностудии.
Правда, его везде сопровождали вооружённые сотрудники НКВД, ограждая «голос эпохи» от возможных опасностей и излишнего любопытства горожан. За голову первого диктора Советского Союза фашисты обещали вознаграждение – 300 тысяч марок, и Левитана берегли как зеницу ока даже в тыловом Свердловске. Тем не менее информация о нём как-то «просачивалась в народ». Потому что секретность секретностью, а шила в мешке не утаишь.
Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Смирнов
Одним из тех, кто собственными глазами видел Левитана, был недавно ушедший из жизни ветеран Великой Отечественной войны, основатель музея радио Фёдор Кислицын.
– То, что Кислицын видел великого диктора, не вызывает никаких сомнений, он сам рассказывал об этом не раз, – отмечает Борис Кошелев. – Левитан работал в подвале дома на Радищева, а на первом этаже был центральный усилитель городской сети, к которому имел доступ Фёдор Павлович. Однажды он случайно столкнулся с незнакомцем и спросил у сотрудницы – кто это? Та поднесла палец к губам: «Тсс, только никому не говорите. Это Юрий Левитан. Тот самый…» Считаю, что Левитан внёс неоценимый вклад в Победу. В СССР, в России дикторов такого уровня не было и, думаю, уже не будет. Не случайно кто-то из советских военачальников сказал: «Голос Левитана стоил целой дивизии».
Наша общая память
Информацию о пребывании великого диктора в Свердловске рассекретили лишь спустя четверть века после Победы. Проблема в том, что в архивах не сохранилось ни одного (!) документального доказательства его пребывания в нашем городе. До последнего времени по поводу Левитана в столице Урала ходила масса легенд, слухов и домыслов.
И вот в 2008 году в Екатеринбурге был снят документальный фильм «Говорит Свердловск». Его автор – бывший журналист «АиФ-Урал», а ныне всемирно известный драматург Александр Архипов. Картина стала участником фестивалей «Человек и война», «Кинопроба», её можно найти в Интернете. Создатели фильма нашли место, откуда велось вещание, отыскали четырёх человек, которые встречались с Левитаном.
Автор фильма «Говорит Свердловск» Александр Архипов:
– Конечно, когда мы начинали работать над фильмом «Говорит Свердловск», мы относились к этой истории как к мифу. Но в конце концов Шлиман тоже искал свою Трою «вслепую», используя описания из «Илиады» Гомера. Наша «Троя» – это люди, свидетели того времени, которых нам посчастливилось разыскать. Постепенно для нас этот эпизод из мифа превратился в факты. Поэтому не сомневаюсь, что Левитан действительно некоторое время работал в Свердловске. После того, как наша картина увидела свет, на доме, где в годы войны находился радиокомитет, появилась памятная стела. Рад, что это произошло: благодаря этому одним белым пятном в нашей общей памяти стало меньше…
И ещё один интересный факт: когда восемь лет назад в Екатеринбурге на пересечении улиц 8 Марта и Малышева возводили снесённый когда-то большевиками храм Большой Златоуст, строители обнаружили под асфальтом какой-то старинный кабель. Тянулся он со стороны ул. Радищева – от дома, где когда-то работал Левитан. Тогда на место работ тут же приехали силовики и «историю» на время замяли. Но этот случай ещё раз показывает: в городе есть ещё немало тайн и секретов, касающихся том числе военного Свердловска.
В Екатеринбурге есть улица, носящая имя Левитана, но это… другой Левитан. Согласно справочнику «Улицы Свердловска» (1965 год), она носит имя выдающегося русского художника Исаака Левитана. Информация о жизни в столице Урала его знаменитого однофамильца была в то время под строжайшим секретом.
Смотрите также:
- День памяти: что спасало уральцев во время Великой Отечественной →
- Эпоха Ельцина: что сделал первый президент России для Урала →
- У Наины Ельциной — юбилей: сегодня ей исполнилось 80 лет →
Радиопропаганда во время Второй мировой войны | Исторический центр внимания | News
Во время Второй мировой войны отечественное производство стало важной частью военных усилий союзников и держав Оси. Вклад различных тыловых фронтов оказал неоценимое влияние на разрешение войны. Это также выявило различные новые проблемы, с которыми должны были справиться правительства, включая нормирование, распределение рабочей силы, защиту дома и эвакуацию граждан после воздушных налетов.
В Первой мировой войне державы извлекли уроки из положительного и отрицательного опыта, и их мобилизация экономической продукции в значительной степени способствовала поддержке боевых действий. Помимо усилий по поднятию морального духа, еще одной кампанией, которая зацепила людей, были различные сборы металлолома, резины и тряпья.
Наряду с этим, индустрия развлечений в этот период часто контролировалась правительством, чтобы показать войну в позитивном свете и поддержать гражданское настроение. Правительство также подвергло цензуре большинство развлекательных средств массовой информации в большинстве стран мира на популярных платформах, таких как радио, кино и музыка.
Радио
Радио было самым дешевым видом развлечения и самым популярным средством массовой информации во время Второй мировой войны. Доступность и доступность означали, что он подпитывал пропаганду и мог охватить большое количество граждан. Радио помогало развлекать и информировать население, побуждая граждан присоединиться к военным усилиям.
Одно из самых популярных шоу в Британии того времени, шоу Томми Хэндли «Это снова тот человек» смог охватить до 40% британского населения. Однако успех радиопропаганды во время Первой мировой войны продолжал вдохновлять фашистские и социальные режимы во время Второй мировой войны. Эффективная радиопропаганда пришла в виде новостных сообщений Эдварда. Р. Мерроу. Он освещал битву за Британию и ночные бомбардировки Лондона своими яркими образами, захватившими воображение нации.
The Laugh! — The Record of Radio Comedy ‘itma’, Лондон, Англия, Великобритания, 1945. Фотограф Министерства информации, фотограф Смит Норман
В Америке вещание предлагалось круглосуточно, чтобы поддерживать интерес граждан, и 90% американских семей владели радио во время Второй мировой войны. Однако пропаганда не была хорошо воспринята, напоминая гражданам об усилиях, предпринятых во время Первой мировой войны. Это побудило президента Рузвельта и других попытаться убедить людей в том, что правительство не подвергает информацию цензуре, а информирует общественность. Одним из наиболее успешных методов радиопрограмм, которые использовало американское правительство, была техника «ты». Этот метод помещает слушателя непосредственно в такие ситуации, как битва или нахождение в военном лагере, обращаясь к ним лично.
В нацистской Германии радио было важным инструментом пропаганды. Всего через несколько коротких месяцев после начала Второй мировой войны немецкие пропагандисты передавали около 11 часов программ в день, причем большинство передач также было на английском языке. Их внимание было сосредоточено на подрыве пробританских настроений, а пропагандисты также сосредоточили внимание на определенных группах, таких как капиталисты, евреи, а также на конкретных газетах и политиках.
Захват Уильяма Джойса, Германия, 19 лет45. Харди, Берт, № 5 армейского отдела кино и фотосъемки
.
Йозеф Геббельс, министр пропаганды Германии, назвал радио «восьмой великой державой», отметив влияние радио на пропаганду Третьего рейха. Геббельс утвердил мандат, согласно которому правительство субсидировало миллионы дешевых радиоприемников и раздавало их гражданам. Немцы также доставляли свои сообщения на оккупированные территории и вражеские государства. Одной из их главных целей было Соединенное Королевство, где Уильям Джойс (лорд Хау-Хоу) регулярно вел передачи. В Соединенных Штатах были Роберт Генри Бест и Милдред Гилларс (Axis Sally).
Известные шоу
Во время Второй мировой войны американские солдаты на Тихоокеанском и европейских театрах военных действий слышали по радио анонимные голоса. Они играли избранную американскую музыку и продвигали добродетели японцев и нацистов. Солдатам предлагалось прекратить боевые действия, и они делали ложные заявления о поражениях Америки и победах Японии или нацистов. Они касались даже конкретных подразделений и отдельных лиц. В некоторых случаях они упоминали имена близких на родине. Солдаты окрестили голос из Японии «Токийской розой»; двоих из Германии звали «Ось Салли» и «Лорд Хау-Хау».
Tokyo Rose
Ива Тогури застряла в Японии после посещения своей больной тети. Ей было отказано во въезде в Соединенные Штаты после нападения на Перл-Харбор, и вскоре она работала машинисткой на Радио Токио. Хотя некоторых оттолкнула ее ранняя проамериканистичность, в конце концов они стали ей доверять.
Радио Токио вскоре захотело женщину-ведущую для своей программы «Нулевой час», и Тогури попросили назвать имя. Само шоу представляло собой серию пародий с пропагандистским оттенком, предвзятых новостных сообщений, а также популярной американской музыки для снижения морального духа. Ее известность в сериале привела к тому, что она стала одним из самых известных пропагандистов Японии. После войны она была арестована и приговорена к 10 годам тюремного заключения и штрафу в размере 10 000 долларов. Однако позже она была помилована президентом Фордом.
Tokyo Rose BroadcastWWIIPublicDomain
Axis Sally
Милдред Гилларс — американская телеведущая, нанятая Третьим рейхом для распространения военной пропаганды. В то время как Америка призывала своих граждан вернуться домой после начала войны, Гилларс предпочла сказать в Германии из-за своего жениха, который был гражданином Германии. После гибели мужа на фронте она начала работать диктором на Reichs-Rundfunk-Gesellschaft (RRG), Немецком государственном радио.
Когда произошло нападение на Перл-Харбор, она объявила о своей верности Востоку. Однако, столкнувшись с тюремным заключением, она подписала присягу на верность Германии. Хотя она появлялась в различных ток-шоу, ее самым большим успехом стало «Дом, милый дом». Эта программа была направлена на то, чтобы эксплуатировать страхи перед тылом, посеять сомнения и страх. Другие ее шоу включали «Мидж у Майка», «Почтовый ящик солдата» и «Медицинские отчеты», которые были приправлены американскими песнями и пораженческой пропагандой.
Трансляция Axis Sallymontaretto72
Гилларс был осужден за государственную измену в США в 1949 году; она захвачена в послевоенном Берлине. Генеральный прокурор США направил прокурора Виктора К. Вурхайде, чтобы найти ее. У него была только одна зацепка: Раймонд Курц, пилот B-17, сбитый немцами. В конце концов Верхайде нашел Гилларса. 10 сентября 1948 года ей было предъявлено обвинение. В конце концов она была приговорена к тюремному заключению на срок от 10 до 30 лет и штрафу в размере 10 000 долларов.
Лорд Хау-Хоу
Уильям Джойс был самым выдающимся англоязычным оратором немецкого радио. Его пропагандистское шоу «Германия зовет» транслировалось для зрителей в Великобритании на станции Reichssender Hamburg. Программа длилась с 1939 по 1945 год, когда британская армия захватила Гамбург. Его шоу было попыткой деморализовать британских, канадских, австралийских и американских солдат, а также британское население в пределах досягаемости трансляции. В то время как британской публике не рекомендовали слушать шоу, почти 6 миллионов постоянных и 18 миллионов случайных прослушиваний по всей Великобритании.
Лорд Хау-Хоу в эфире Absit
В конце войны он был захвачен британскими войсками во Фленсбурге, недалеко от немецкой границы в Дании. Солдаты заметили растрепанного мужчину, собиравшего дрова. Когда они допросили его, он потянулся за своими поддельными паспортами. Посчитав это актом агрессии, он был обстрелян солдатами. Затем он был осужден и приговорен к смертной казни 19 сентября 1945 года.0068
Часть 1 , 2
Диспетчерская Европейской службы Би-би-си в Лондоне, 1943 г. , на протяжении всей войны обеспечивала контрпропаганду. Photo by Felix Man/Picture Post/Getty Images
Во время Второй мировой войны военные ученые составили толстый каталог новых боевых машин. Реактивный истребитель, ракета, боевой вертолет, ядерная бомба. Вторая мировая война также ознаменовала первое широкое применение электроники в бою. Впервые двусторонняя радиосвязь управляла движением танков и войск. Радар и гидролокатор прочесали небо и море. И было одно простое, невинное на вид устройство, способное проникнуть во вражеские казармы, дома и военные корабли: радио.
Радио уже было мощным средством передачи новостей и развлечений. Во время Второй мировой войны радио впервые стало широко используемым оружием психологической войны. И союзники, и державы Оси превратили беспроводную связь в противопехотное устройство. Они стреляли друг в друга дезинформацией и психологической шрапнелью. В эту эпоху (1937-45) в эфир вышло более сотни агитационных станций.
Аксис Салли была одним из известных голосов. Это была Милдред Гилларс, американка, сотрудничавшая с нацистами в Берлине. Салли транслировала то, что называлось белой пропагандой, то есть она никогда не скрывала своей нацистской принадлежности. Ее психологическая война была хитрой. «Здравствуйте, мальчики, американские мальчики, — мурлычет она, — у меня есть ваши любимые джазовые записи… помните этого Гленна Миллера, к вам было бы так приятно вернуться домой? Кого вы думаете о мальчиках? Айрин? Джейн? Сильвия? Где они сегодня? — спрашивает она, предательски намекая, что их девочки не ждали их дома с верой.
Другие радиостанции, специализирующиеся на так называемой черной пропаганде. Это был призрачный мир сверхсекретных передатчиков и изощренных обманов. Эти станции делали вид, что вещают диссидентские группы на родной земле врага.
Ось Салли (Милдред Гилларс) была голосом одной из самых известных немецких радиопропаганд, направленных против американских солдат. Предоставлено Федеральным правительством США
Авантюры Америки в подпольной радиопропаганде направлялись Управлением стратегических служб (УСС), предшественником ЦРУ. УСС построило более дюжины станций, специализирующихся на черной пропаганде.
УСС наняло журналистов и радиоэкспертов для фабрикации лжи. Бетти Макинтош была репортером газеты, которая освещала Перл-Харбор. «Я занимался моральными операциями… это была черная пропаганда. Мы пытались вызвать у врага чувство, что война будет проиграна», — вспоминал Макинтош. Она пыталась заставить нацистских солдат думать, что воевать бесполезно. Как и в случае с Axis Sally, ее сценарии также играли на самых сокровенных страхах солдат. «Мы делали много особых вещей, например, говорили солдатам, что их жены неверны, и подобную деморализующую работу», — сказала она.
Прослушайте аудиозапись Axis Sally, также известную в эфире как «Midge at the Mic».
Среди других черных пропагандистских радиопроизводителей, подписавших контракт с OSS, были Гордон Окинклосс, нью-йоркский продюсер варьете, Сай Надлер, радиосценарист, и Джон Криди, газетчик из Северной Каролины.
Идея заключалась в том, чтобы создать станцию, которая звучала бы как заслуживающая доверия немецкая радиостанция. «Ключ к черной пропаганде — сделать как можно больше правды, — объясняет Окинклосс, — и просто немного согнуть ее в конце, просто прицепить к ней небольшой крючок».
Сай Надлер, сценарист, тоже владел тонким искусством убеждения. «Вы направляете свое сообщение людям, которые немного восприимчивы. Совсем немного. Если они совсем не восприимчивы, они не обратят на это никакого внимания». Надлер называет это разбрасыванием «мины» лжи в «словах правды».
Газетчик Джон Криди использовал силу слухов. «Были истории, из-за которых люди из нацистской партии звучали безответственно по сравнению с людьми из немецкой армии». Криди возмутился, заявив: «У них была лучшая еда, они не рисковали собой на фронте. Такой раздор был основой программы».
В конце 1944 года Германский рейх рухнул. В то же время таинственная новая радиостанция связалась с немецкой Рейнской областью. Слушатели знали его как «Zwolf hundert zwolf», по-немецки его частота: 1212.
1212 — американское творение под кодовым названием «Радио Энни». Музыкальной темой радиостанции была трогательная традиционная мелодия. По сравнению с тяжелым мраком официальной нацистской пропаганды этот голос звучал свежо и честно. «[1212] включал в себя новости о том, что происходило на западном фронте, предоставляя очень реалистичные и точные новости, чего не предоставляли сами немецкие радиостанции», — говорит Лоуренс Солей, профессор Университета Маркетт и автор двух книг о чернокожих. радио.
1212 был успешным, по словам Соли, потому что его отчеты о воздушных налетах были очень точными. «Союзники бомбили районы. Будет фоторазведка. УСС попытается определить, какие блоки были выбиты или какие дома выбиты, а затем передаст по своим черным радиостанциям об этих разрушениях», — говорит Солей. . Репортажи повысили доверие к радиостанции и привлекли внимание людей, отчаянно нуждающихся в информации.
1212 дикторов были либо свободно говорящими по-немецки американцами, либо немцами, сотрудничавшими с союзниками. Передачи шли с мощного передатчика в Люксембурге.
Секретный отчет 12-й армии США показывает, что американцы считали, что их пропагандистские усилия работают. «Были немцы, которые думали, что радио 1212 идет из бункеров, потому что временами оно было технически несовершенным. Многие офицеры и солдаты Вермахта следовали за станцией ночь за ночью, ведя счет по фронтовым новостям». В отчете делается вывод: «Энни собирала свою аудиторию».
Операция Команда Энни работала из трейлеров на территории хорошо охраняемого особняка в Люксембурге. Первоначально в передачах избегали антинацистской риторики. 1212 был просто прогерманским. Там находилась Патрисия Суэйн. «Энни притворялась свободной немецкой станцией, управляемой свободными немцами внутри Германии. Все это было полной чепухой, но это сработало», — говорит она.
Суэйн вспоминает, что, чтобы сохранить прикрытие, 1212 утверждал, что каждую ночь происходит из разных мест. Суэйн помнит, сколько труда потребовалось, чтобы поддерживать этот фарс на радио. «Они сказали: «Мы должны собираться, нам нужно идти, потому что союзники уже почти здесь!» Тогда будет много стука и смещения радиооборудования».