Кто это перун: Славянский бог Перун

Перун. Бог Перун. Кто такой Перун — Древнерусский словарик

ПЕРУН — бог Громовержец, занимавший в пантеоне богов языческой Руси, но очень непродолжительное время, место, подобное тому, которое древние греки отводили Зевсу, а поскольку это относится буквально к кануну введения на Руси христианства, имя Перуна известно больше, чем имена других богов. В этот период времени, особенно в княжеской среде, ему отводились главное место и главная роль среди всех признаваемых богов. Но не следует забывать, что превращение Перуна во владыку мира происходит (образ его был известен, конечно, значительно раньше и был, как считают некоторые исследователи славянской мифологии, заимствован, вероятно, из Скандинавии) почти одновременно со становлением Киевского государства.

Перун — бог грома, молнии и дождя. Ему подвластны все стихии природы. Он повелевает всем. У него огромная свита прислужников, исполняющих его волю. Гром и Молния, Дождь и Град, Ветры и Бури, включая Соловья-Разбойника, морозы-калинники Трескунец, Студенец, Карачун, богатыри Дубыня, Дугиня, Лесиня, Валигора, Елиня, Усыня, Святогор и т. д. и т. п., змеи, водяные, лешие — все это помощники Перуна. Ему подвластны и Явь и Навь — и властелин подземного царства Вий, а следовательно, и вся его нечисть, служат Перуну. Ему посвящались реки, считавшиеся священными; ему посвящались рощи, дубравы и целые леса, рубка деревьев в которых была запрещена под страхом смертной казни.

Перун — жестокий, устрашающий бог. Ему приносились кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Не случайно, а как средство устрашения и подчинения народа культ Перуна находит отклик и распространение прежде всего в княжеской среде. Уже изначально, когда он еще не возводился в ранг высшего божества, как считает Б. Рыбаков, Перун «был, очевидно, не столько богом оплодотворяющих туч, сколько Перуном-Грозой, грозным божеством первых племенных дружин, конных пастухов-воителей, вооруженных боевыми топорами, надолго ставшими символом бога грозы», а с началом формирования государства он становится символом княжеских дружин, символом власти — княжеской грозы.

Боги велики; но страшен Перун;

Ужас наводит великая стопа,

Как он в предшествии молний своих

Мраком одеян, вихрьми повит,

Грозные тучи ведет за собой.

Ступит на облак — огни из-под пят;

Ризой махнет — побагровеет твердь;

Взглянет на землю — встрепещет земля;

Взглянет на море — котлом закипит.

Клонятся горы былинкой пред ним.

Официальное введение культа Перуна как верховного божества происходит незадолго до введения христианства. Его храмы были учреждены и установлены истуканы Перуна лишь в 980 г. князем Владимиром. Перед храмом Перуна горел вечный огонь, непрерывное поддержание которого входило в обязанности жрецов. За небрежное исполнение этой обязанности виновному грозила смертная казнь в форме сожжения на костре.

Созижден высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростер далеко по горам:

Пред ним всегда горит неугасимый пламень,

При входе утвержден краеугольный камень,

И камнем гибели народом наречен;

Он черной кровью отовсюду омочен;

На нем несчастная та жертва трепетала,

Свирепости жрецов которая питала:

Там смертоносные оружия висят,

Сосуды кровию наполнены стоят.

«Владимириада»

Это божество явно было любителем кровавых жертв. Так, даже чтобы предотвратить гибель урожая от гроз, которыми распоряжался Перун, ему 20 июля (стиль старый) приносились «мясные» жертвы.

Тело истукана Перуна было вырезано из дерева, голова отлита из серебра, уши, усы и борода изготовлены из золота, ноги были выкованы из железа, в руке он держал изображение молний, составленное из драгоценных камней.

Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,

На нем златый венец, багровая порфира;

Извитые в руке перуны он держал,

Которыми разить во гневе угрожал;

Златые на челе имел огромны роги,

Серебряную грудь, имел железны ноги;

Горел рубинами его высокий трон,

И богом всех богов именовался он.

Провозвестник ужасного для человека:

Разит перунами, он молниями блещет,

Убийство на челе, смерть носит на очах.

Его венец змеи, его одежда страх.

«Владимириада»

Введение христианства на Руси в 988 г. требовало ликвидации поклонения всем языческим богам. Согласно распоряжению князя Владимира все идолы подлежали уничтожению. Ии рубили и ожигали. (Стоит ли удивляться тому, что на Руси периодически уничтожались, уничтожаются и сейчас, памятники прошлого, в том числе и церковные. Именно православная церковь ввела у нас сей обычай.)

С идолами Перуна поступили несколько иначе. В Киеве его привязали к лошадям и проволокли через город в сопровождении эскорта на двенадцати дружинников до Днепра, бросили его в воду и сплавили за днепровские пороги. Подобным образом с идолом. Перуна обошлись и в Великом Новгороде, отправив его В плавание по Волхову: река считалась дорогой в потусторонний мир, куда Перун и был отправлен.

Читать также  Велес (Волос)

На примере введения культа Перуна в качестве верховного божества можно видеть, как изменяется форма религии под воздействием социально-политических условий, под воздействием потребностей формировавшегося государства, как меняется ее социальная роль, как религия ставится на службу власть имущим.

Владыка сидит на престоле громов,

В руке его вихрь одичалый,

Он молнию бросил в пучину валов,

И море ударило в скалы,

И волн его песнь от начала веков

Великому не умолкала.

Владыка нисходит на землю в громах,

И дрогнуло сердце природы:

Завыли пещеры в бездонных горах,

Эфира обрушились своды,

Вселенную обвил клубящийся прах,

И ужасом смолкли народы.

А. Н. Муравьев

В менее ярко выраженной форме подобные процессы — процессы становления религии на службу господствующим социальным группам, — наблюдаются и в современной России.
Перун — один из самых главных Богов Славян. Бог-громовержец, покровитель воинов. Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян. Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря. Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года. Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности. Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь. В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые. Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах. Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну. Из дуба добывался живой огонь. Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные. Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака), которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу. Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица: «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай». Наукой археологией было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами. Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб. Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом. В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня. Обе находки датируются VIII веком нашей эры. В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира. В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба. В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе: «дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить». Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха. Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным. При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров, найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам. Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц. Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна. Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов. К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya, так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра. В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис. Западные славяне называли Перуна — Прове. Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».

Читать также  Перуны, стрелы Перуна

От того что исторические источники доносят его имя, как Прове, мнения исследователей расходятся. Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Во время крещения образы языческих Богов, были перенесены на образы христианских святых. Эта участь не обошла и Перуна. В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка, которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата, например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе. Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако! Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!» или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры. И отколовшаяся часть перуна почитается Богами. Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна. У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях. Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».

Историками и лингвистами довольно точно выяснено, что имя Перун произошло от древнеславянского слова perti или переть, что означало — ударять, бить. Хотя здесь же возникает вопрос, на который нет однозначного ответа — имя произошло от глагола или наоборот. Таким образом, Перун означает — разящий, бьющий. Словом «Перун» в древней Руси называли и просто молнию с громом. Предки верили, что Перун выгоняет небесные стада (облака) пастись на небесные нивы, громко гудит в трубу, метает молнии на землю. Тучи и облака называли — «Перуновы деревья», на которых сидят птицы-молнии.

Упоминание о Перуне в древних источниках встречается очень часто. В частности, в некоторых из них ясно говорится о том, что громовержца почитали, приносили ему жертвы: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды». В писании «Беседа трёх святителей» Перуна называют ангелом грома и молнии. Однако первое упоминание относится всё к той же Повести временных лет, где говорится о клятве Руси с византийцами: «И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной». После чего произошла присяга на холме (это очень характерно для капищ Перуна, что располагались на возвышенности), возле идола Перуна, где князь Игорь вместе с дружинниками сложили своё оружие, щиты и золото. Во время присяги перед идолом говорилось: «А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием».

Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Читать также  Прокураты

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т. д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

«Киевский Олимп»: кому на самом деле поклонялись древние славяне

https://ria.ru/20210725/slavyane-1742614803.html

«Киевский Олимп»: кому на самом деле поклонялись древние славяне

«Киевский Олимп»: кому на самом деле поклонялись древние славяне — РИА Новости, 26.07.2021

«Киевский Олимп»: кому на самом деле поклонялись древние славяне

В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси… РИА Новости, 26.07.2021

2021-07-25T08:00

2021-07-25T08:00

2021-07-26T14:00

религия

киев

владимир

георгий победоносец

аналитика — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/17/1742587195_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_96d852065bbca40489863bc66878a14e.jpg

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Никита Бизин. В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси вообще была эта традиция. Возможно, и о других божествах — Свароге, Даждьбоге и Мокоши — наши предки тоже не знали, а весь этот пантеон придумали историки. В кого действительно верили древние славяне — в материале РИА Новости.День верховного божестваСейчас Перуницы отмечают разве что в глухих деревнях, где сохранили дореволюционное предание. И еще родноверы (направление в неоязычестве), которые, как они говорят, «возрождают забытые традиции». Главный бог у них — Перун, покровитель воинов и громовержец.Поэтому празднуют «по-военному»: с кулачными боями, метанием ножей и фехтованием на мечах. Играют в «коняшки» и перетягивание каната. Неотъемлемый элемент торжеств — танцы.Кульминация — факельное шествие к огромному погребальному костру, который в старину называли тризной. По словам неоязычников, таким образом происходит ритуальное погребение Перуна и «прославление воинов-предков».Сам обряд изобилует деталями. Движения, костюмы и слова — все имеет значение. И невольно возникает вопрос: неужели точно так же праздновали больше тысячи лет назад? Родноверы заявляют, что основную часть предания удалось сохранить. Правда, исследователи очень в этом сомневаются.Единый пантеонСлавяне, как и любой другой народ, верили в демонов и духов, живущих бок о бок с человеком. И в богов — существ высшего порядка. Но известно о них немного. Имена Перуна, Сварога или Мокоши в первую очередь знакомы по «Повести временных лет», составленной спустя век после Крещения Руси. Чаще всего в ней фигурирует Перун. Летописец упоминает его в связи с походом князя Игоря на Византию. Тогда правитель заключил договор с могущественным греческим государством.»Аще ли кто от князь (византийцев. — Прим. ред.) или от людий русских преступить се, еже есть написано, будет достоин своим оружием умрети и да будет клят от Бога (христианского. — Прим. ред.) и от Перуна», — гласит хроника.Известно также, что на Перуновом холме в Киеве находился идол божества. На нем скрепляли важные договоры, в том числе и межгосударственные.На основе этих данных ученые предположили, что Перун был главным богом. Но только для киевлян. Другие многочисленные славянские племена поклонялись собственным божкам.Их имена могли остаться неизвестными, если бы не знаменитая религиозная реформа князя Владимира. Примерно в 980-м он задумал создать «единый славянский пантеон» во главе с Перуном. Ради этого со всех краев Руси свез в Киев идолов, соорудив под них святилище. Ход был во многом политическим: правитель показал, что подчинил себе все земли и «их небесных покровителей». «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Сварога, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь», — сказано в «Повести временных лет».Считают, что каждый бог имел свою «специальность». От Мокоши, например, зависел урожай. Даждьбог насылал дожди, а Стрибог — ветер. Но на самом деле хроники ничего об этом не говорят. Подобное разделение появилось позже — скорее всего, его добавили переписчики.»Летописи — это же сплошной текст без пробелов и разделений слов. Естественно, что переписчик или тот, кто читал рукопись, сталкивался со множеством спорных моментов. И истолковывал их неверно», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Из людей в боги и обратноИменно ошибка переписчиков могла изменить некоторых богов до неузнаваемости. Тот же Даждьбог на самом деле именовался иначе. По всей видимости, его звали Дажьбог и он был вовсе не покровителем дождя. В «Слове о полку Игореве» всех князей называют «дажьбожиими сынами», то есть это божество считали предком всех людей. Не исключено, что оно было отцом и всех богов — хотя таковым обычно признают владыку солнца Ярилу. Но вот что удивительно: ни о нем, ни о не менее популярном Велесе (покровителе скота) домонгольские хроники не упоминают. Однако ученые не сомневаются — божества с такими функциями все же существовали, но под другими именами.Проблема, по словам Дороховой, в том, что после крещения Руси священники пытались сблизиться с народом, дабы просветить в новой вере. Поэтому в проповедях использовали знакомые образы.»Святые, пророки и праведники заменили собой более древних персонажей. Функции языческих богов перешли к ним. Нам известно, что святой Георгий Победоносец, например, стал покровителем пастухов. А вот вместо кого — мы точно не знаем», — отмечает фольклорист.То же относится и к святому Пантелеимону Целителю. Он, как предполагает специалист, вполне мог заменить какое-нибудь божество ведунов или волхвов.»Это христианский святой, но в народе его считали покровителем знахарей, — объясняет Дорохова. — А те нередко прибегали к магии и в заклинаниях призывали его имя».Новые «старые боги»Казалось бы, за несколько столетий Русь окончательно забыла о дохристианских богах. Но сведения о них остались в различных средневековых книгах. Известные всем персонажи дошли до нас благодаря «Киевскому синопсису» — сборнику хроник второй половины XVII века. Помимо упомянутых в «Повести временных лет» Перуна, Мокоши, Дажьбога, Стрибога, Сварога и Хорса, там есть такие божества, как Лада, Позвизд, Купало и Ярило.Но исследователи установили, что эти образы — выдумка авторов, исказивших имена богов, которым поклонялись балтийские племена. Ведь известно, что Киев долгое время входил в состав Великого княжества Литовского.Однако именно сведениями синопсиса воспользовались двести лет спустя. Как полагает Дорохова, известных ныне богов придумали кабинетные ученые.»Необходимо было создать героическую русскую народность. Поэтому из традиционной культуры сразу выкинули все нежелательное — то, что ее принижало, — поясняет она. — Это была волна грандиозных фальсификаций. Считали, нет ничего страшного в том, чтобы что-то дописать, досочинить в истории».Из-за нехватки данных о дохристианских верованиях за образец взяли греческую мифологию. Так Перун стал метателем молний, Мокошь — прекрасной покровительницей любви, «славянской Афродитой». А Сварог — русской версией бога-кузнеца Гефеста.Тогда же с подачи русских писателей появились и известные всем «древние» сказочные персонажи: Иван-дурак, Баба-яга, леший, водяной. Но когда именно — мало кто задумывается, и неясно, поклонялись ли они на самом деле богам из учебников истории. По мнению ученых, точно ответить на этот вопрос уже вряд ли получится.

https://ria.ru/20130728/952329086.html

киев

владимир

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/07/17/1742587195_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_b0c4bd63a379e48f34b9812734dbc195.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

киев, владимир, георгий победоносец, аналитика — религия и мировоззрение

Религия, Киев, Владимир, Георгий Победоносец, Аналитика — Религия и мировоззрение

МОСКВА, 25 июл РИА Новости, Никита Бизин. В конце июля начинаются Перуницы — народные празднества с дохристианскими корнями в честь бога Перуна. Но сегодня ученые сомневаются, что до Крещения Руси вообще была эта традиция. Возможно, и о других божествах — Свароге, Даждьбоге и Мокоши — наши предки тоже не знали, а весь этот пантеон придумали историки. В кого действительно верили древние славяне — в материале РИА Новости.

День верховного божества

Сейчас Перуницы отмечают разве что в глухих деревнях, где сохранили дореволюционное предание. И еще родноверы (направление в неоязычестве), которые, как они говорят, «возрождают забытые традиции». Главный бог у них — Перун, покровитель воинов и громовержец.

Поэтому празднуют «по-военному»: с кулачными боями, метанием ножей и фехтованием на мечах. Играют в «коняшки» и перетягивание каната. Неотъемлемый элемент торжеств — танцы.

Кульминация — факельное шествие к огромному погребальному костру, который в старину называли тризной. По словам неоязычников, таким образом происходит ритуальное погребение Перуна и «прославление воинов-предков».

Сам обряд изобилует деталями. Движения, костюмы и слова — все имеет значение. И невольно возникает вопрос: неужели точно так же праздновали больше тысячи лет назад? Родноверы заявляют, что основную часть предания удалось сохранить. Правда, исследователи очень в этом сомневаются.

Единый пантеон

Славяне, как и любой другой народ, верили в демонов и духов, живущих бок о бок с человеком. И в богов — существ высшего порядка. Но известно о них немного. Имена Перуна, Сварога или Мокоши в первую очередь знакомы по «Повести временных лет», составленной спустя век после Крещения Руси.

Чаще всего в ней фигурирует Перун. Летописец упоминает его в связи с походом князя Игоря на Византию. Тогда правитель заключил договор с могущественным греческим государством.

CC0 / / Статуя Перуна

CC0 / /

Статуя Перуна

«Аще ли кто от князь (византийцев. — Прим. ред.) или от людий русских преступить се, еже есть написано, будет достоин своим оружием умрети и да будет клят от Бога (христианского. — Прим. ред.) и от Перуна», — гласит хроника.

Известно также, что на Перуновом холме в Киеве находился идол божества. На нем скрепляли важные договоры, в том числе и межгосударственные.

На основе этих данных ученые предположили, что Перун был главным богом. Но только для киевлян. Другие многочисленные славянские племена поклонялись собственным божкам.

Их имена могли остаться неизвестными, если бы не знаменитая религиозная реформа князя Владимира. Примерно в 980-м он задумал создать «единый славянский пантеон» во главе с Перуном. Ради этого со всех краев Руси свез в Киев идолов, соорудив под них святилище. Ход был во многом политическим: правитель показал, что подчинил себе все земли и «их небесных покровителей».

«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Сварога, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь», — сказано в «Повести временных лет».

© РИА Новости / Рудольф Кучеров / Перейти в медиабанкРадзивилловская летопись. Миниатюра листа 45. Воздвижение на холме в Киеве Перуна и других языческих богов

Радзивилловская летопись. Миниатюра листа 45. Воздвижение на холме в Киеве Перуна и других языческих богов

Считают, что каждый бог имел свою «специальность». От Мокоши, например, зависел урожай. Даждьбог насылал дожди, а Стрибог — ветер. Но на самом деле хроники ничего об этом не говорят. Подобное разделение появилось позже — скорее всего, его добавили переписчики.

«Летописи — это же сплошной текст без пробелов и разделений слов. Естественно, что переписчик или тот, кто читал рукопись, сталкивался со множеством спорных моментов. И истолковывал их неверно», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

Из людей в боги и обратно

Именно ошибка переписчиков могла изменить некоторых богов до неузнаваемости. Тот же Даждьбог на самом деле именовался иначе. По всей видимости, его звали Дажьбог и он был вовсе не покровителем дождя. В «Слове о полку Игореве» всех князей называют «дажьбожиими сынами», то есть это божество считали предком всех людей.

Не исключено, что оно было отцом и всех богов — хотя таковым обычно признают владыку солнца Ярилу. Но вот что удивительно: ни о нем, ни о не менее популярном Велесе (покровителе скота) домонгольские хроники не упоминают. Однако ученые не сомневаются — божества с такими функциями все же существовали, но под другими именами.

Проблема, по словам Дороховой, в том, что после крещения Руси священники пытались сблизиться с народом, дабы просветить в новой вере. Поэтому в проповедях использовали знакомые образы.

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / ДаждьбогДаждьбог

CC BY 3. 0 / Andrey Shishkin / Даждьбог

Даждьбог

«Святые, пророки и праведники заменили собой более древних персонажей. Функции языческих богов перешли к ним. Нам известно, что святой Георгий Победоносец, например, стал покровителем пастухов. А вот вместо кого — мы точно не знаем», — отмечает фольклорист.

То же относится и к святому Пантелеимону Целителю. Он, как предполагает специалист, вполне мог заменить какое-нибудь божество ведунов или волхвов.

«Это христианский святой, но в народе его считали покровителем знахарей, — объясняет Дорохова.— А те нередко прибегали к магии и в заклинаниях призывали его имя».

Новые «старые боги»

Казалось бы, за несколько столетий Русь окончательно забыла о дохристианских богах. Но сведения о них остались в различных средневековых книгах. Известные всем персонажи дошли до нас благодаря «Киевскому синопсису» — сборнику хроник второй половины XVII века. Помимо упомянутых в «Повести временных лет» Перуна, Мокоши, Дажьбога, Стрибога, Сварога и Хорса, там есть такие божества, как Лада, Позвизд, Купало и Ярило.

Но исследователи установили, что эти образы — выдумка авторов, исказивших имена богов, которым поклонялись балтийские племена. Ведь известно, что Киев долгое время входил в состав Великого княжества Литовского.

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / Стрибог — хозяин ветровСтрибог

CC BY 3.0 / Andrey Shishkin / Стрибог — хозяин ветров

Стрибог

Однако именно сведениями синопсиса воспользовались двести лет спустя. Как полагает Дорохова, известных ныне богов придумали кабинетные ученые.

«Необходимо было создать героическую русскую народность. Поэтому из традиционной культуры сразу выкинули все нежелательное — то, что ее принижало, — поясняет она. — Это была волна грандиозных фальсификаций. Считали, нет ничего страшного в том, чтобы что-то дописать, досочинить в истории».

Из-за нехватки данных о дохристианских верованиях за образец взяли греческую мифологию. Так Перун стал метателем молний, Мокошь — прекрасной покровительницей любви, «славянской Афродитой». А Сварог — русской версией бога-кузнеца Гефеста.

Тогда же с подачи русских писателей появились и известные всем «древние» сказочные персонажи: Иван-дурак, Баба-яга, леший, водяной. Но когда именно — мало кто задумывается, и неясно, поклонялись ли они на самом деле богам из учебников истории. По мнению ученых, точно ответить на этот вопрос уже вряд ли получится.

28 июля 2013, 09:00

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015).

Перун: славянский бог-громовержец

FacebookTwitterPinterest

Эволюция славянской мифологии и религии началась около 3000 лет назад, по сообщениям, где-то в период неолита или мезолита.

В славянской мифологии Бог приказал Дьяволу взять горсть песка с морского дна и сотворить из него мир.

Славянская религия основана на дуалистических принципах. Есть Черный Бог, упоминаемый в проклятиях, и Белый Бог, к которому люди обращаются с мольбами о защите, милосердии и благополучии.

Славянская религия имеет ряд общих черт с другими религиями, произошедшими от протоиндоевропейских религий.

Религия славянского народа политеистична, и славянская мифология является лишь одним из ее аспектов.

Славянская религия относится к дохристианским религиозным обрядам славян на территории Восточной Европы.

К сожалению, о легендах и мифах славян-язычников имеются лишь отрывочные сведения, что очень затрудняет прослеживание истории их религии и реконструкцию славянского пантеона.

Многие верования и божества древних славян ориентированы на интерпретацию того, что мир населен и управляется таинственными силами и богами.

На более поздних стадиях общинного развития, в районах, где славянские племена начали вести организованную культурную жизнь (и встречались с иностранцами), духовность постепенно отказывалась от своей примитивной формы и антропоморфизировала природных духов в богов и божеств со сверхъестественными способностями.

Одним из таких божеств был Перун, считавшийся верховным богом (бог грома и молнии).

Владелец неба и покровитель армии.

Оглавление

Миф о Боге Перуне

Впервые Перун упоминается (письменно) в VI веке, в летописях римского историка Прокопия. Его альтернативное имя было Болото (теперь это славянское слово, обозначающее Бога).

Первоисточниками, упоминающими о его существовании, были летописи Нестора, летописи Прокопия середины VI века и варяжские договоры X века.

Что касается исторического развития славянской мифологии, то фольклористы считают, что Перун вытеснил бога солнца Сварога (который был верховным богом до Перуна).

Как освободитель и божество с чертами воина, Перун представлялся языческим воином неба и защитником воинов.

Его также прославляли как бога земледелия, и в его честь приносили в жертву быков.

В 988 году, когда вождь Киевской Руси князь Владимир I ввел на своих землях христианство, он сорвал статую Перуна и бросил ее в воды Днепра (современная Украина).

Много лет спустя люди бросали в реку золотые монеты в честь славянского бога Перуна.

Перуна представляли как человека сильного, здорового и полного сил.

У него была рыжая борода, золотые усы и серебристые волосы (так он выглядел как обычный хипстер?).

Был вооружен топором Перуна, молотом и часто луком (из которого стрелял стрелами грома и молнии).

Его часто изображали в виде быка или могучего дуба (сакральное дерево славян).

На некоторых иллюстрациях он изображен в виде орла, сидящего на вершине дерева, а его враги, бог Велес и драконы, обвиваются вокруг корней дерева.

На других изображениях мы видим его отважным воином, едущим на колеснице, запряженной козами.

Перун также ассоциируется с четвергом из-за слова «перендан», которое было славянским словом, обозначающим четверг. В прошлом день празднования Перендана или Перуна был 21 июня (день летнего солнцестояния).

Мифические характеристики Перуна

Петр Слабчик /behance.net

Семья бога Перуна была довольно обширной (мягко говоря).

Женой его была Великая Мать, богиня солнца Макошь. Его матерью была богиня любви, радости и плодородия по имени Лада.

Его детьми были Марзанна, богиня зимы и смерти, также известная как Морана, бог Ярвло, бог весны и земледелия, и Дзеванна, богиня дикой природы и охоты [1].

Как бог грома, молнии и войны, Перун использовал в качестве оружия топор, лук и молот.

Он также использовал золотые яблоки как гранаты-молнии.

Славяне носили громовые камни (разновидность топора) для защиты от болезней и несчастий. Знаки грома были выгравированы на крышах и входах деревенских домов, как символ Перуна.

Славяне верили, что всякий раз, когда появляется буря, это на самом деле гнев бога на бога Велеса или его ответ на какую-то случившуюся несправедливость.

Битва Перуна с Велесом

Миф о битве Перуна с Велесом повествует о боге Велесе (изображаемом в виде змея), который стремился взобраться на вершину Мирового Древа и тем самым (стремясь, я имею в виду) вызвал засуху в мир людей.

Перуна это взбесило, поэтому он сразился со змеем топором и убил его.

Засуха остановлена, баланс восстановлен.

Велес, конечно, на самом деле не погиб во время боя. Он поднялся из могилы и снова вызвал Перуна на битву. Вот почему Рабы считали, что цикл битвы (смерть и возрождение) происходил каждый раз перед дождем.

В более широком смысле битва Перуна и Велеса рассматривается как битва между хаосом и порядком – главным загадочным явлением в каждой мифологии и величайшим мотивом для создания историй и повествований (в фольклоре).

Древние источники

Древние источники восходят к середине 500 г. н.э., когда византийский ученый Прокопий упоминает Перуна как «создателя молний», которому поклонялись славяне.

В этих исторических записях Перун также упоминается как верховный бог, которому приносился в жертву скот. Кроме того, Перун (как божество) фигурирует в древнерусских договорах, датируемых 9 в.07 г. н.э.

В 945 году предводитель русов князь Игорь и византийский император Константин VII заключили договор, в котором войско Игоря упоминается как группа некрещеных мужчин, сложивших оружие и принесших присягу у статуи Перуна.

Более того, Новгородская летопись (составленная между 1016 и 1471 годами) описывает нападение на святыню Перуна как событие, спровоцировавшее серьезное восстание.

Основной миф о Перуне, однако, рассказывает историю творения, в которой он выступает против бога Велеса и вступает с ним в битву. Велес — бог подземного мира, нападающий на богиню Макошь.

Перун защищает Макошь и свободу атмосферной воды (дождя по сути) и тем самым обретает славу и власть над всей вселенной.

Перун После христианизации

Наиболее очевидная переделка мифа о боге Перуне появилась после христианизации славян, в 11 веке.

Культ Перуна стал ассоциироваться со святым Ильей (известным также как Илия или Святой пророк Илия, Илья Муромец, Илья Громовик), который описывается как бесстрашный всадник на небесной колеснице [2].

Когда Святой Илья хотел наказать своих врагов, он использовал силу молнии. По некоторым теориям, миф о Перуне придумали варяги, хотя полностью эта теория так и не была ни подтверждена, ни доказана.

Сообщается, что князь Владимир I, царь Киевской Руси (правил с 980 по 1015 г. н.э.), изобрел славянский пантеон, объединив сказания греческой и скандинавской мифологий.

Эта теория была первоначально разоблачена в период между 1930-ми и 1940-ми годами с помощью немецких антропологов Эрвина Винеке и Леонхарда Франца (они были частью немецкого движения Kulturkries).

Мнение этих экспертов было весьма империалистическим.

Они считали, что славяне не способны изобретать и развивать сложную религиозную систему, кроме того, что тогда называлось анимизмом, и что они, конечно же, не могут создать ее без помощи «высшей, господствующей» расы.

На самом деле Владимир I воздвиг статуи богов Перуна, Даждьбога, Хорса, Стриборга, Макоши и Симаргла недалеко от территории сегодняшнего Киева.

Похожие сообщения

  1. Русская мифология
  2. Польская мифология

Однако некоторые историки утверждают, что есть свидетельства того, что статуя бога Перуна находилась здесь несколько десятилетий назад.

Эта статуя была сделана из дерева. Голова бога была сделана из серебра, а усы — из золота.

В книге «Славянские боги и богатыри» продолжается исследование этой загадки и утверждается, что Перун, возможно, был изобретен в Киевской Руси между 911 и 9 гг.44.

После того, как славяне обратились в византийское греческое христианство, Владимир I снял статуи и, таким образом, начал так называемую модернизацию Киевской Руси и облегчение торговли между двумя народами.

Славянский бог Перун и его историческое происхождение останутся загадкой, поскольку существует лишь небольшое количество дохристианских документов, рассказывающих о деталях славянских культур.

Наконец, Перун присутствует и в других мифологиях, а также в своих божественных эквивалентах.

Литовцы называют его Перкунасом, римляне Юпитером, греки Зевсом, албанцы богиней Пирпируной или богиней Перпероной (у румын).

Норвежцы знают его как Тор/Донар. В кельтской мифологии его зовут Таранис, а в мифах хинди его называют Парджанья.

Ссылки

  1. https://mythology.wikia.org/wiki/Perun
  2. https://www.britannica.com/topic/Perun

FacebookTwitterPinterest

Перун — славянский бог грома, справедливости и войны — славянская мифология, суббота

После прыжка на прошлой неделе в польскую сказку «Унесенные ветром», в эту славянскую субботу мы возвращаемся к славянским богам с одним из вас, возможно, знакомым имя: Перун, бог грома, справедливости и войны.

Если вы следите за мной с начала 2020 года, возможно, вы видели мой оригинальный пост о Перуне, но я многому научился за последний год. Из-за этого я даю богу новую статью (и видео), которая соответствует более высокому стандарту, которого он заслуживает (и которого я ожидаю от своих постов в настоящее время).

(Обновлено за июнь 2021 г.) Примечание. Если вам нравится славянская мифология, ознакомьтесь с Кинжал на ветру , первой книгой из моей славянской фэнтезийной серии «Хроники изморози». Вы также можете подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы узнавать об обновлениях и бесплатных новеллах (таких как приквел, Всадник в ночи ), действие которых происходит в мире сериала.

Перун, с картины Томаса Олексака

Вождь среди богов

Еще в дохристианские языческие времена славяне контролировали большую часть Восточной Европы, что привело к большому разнообразию племен и обычаев. Некоторые из их мифов и сказок пересекались, в то время как другие оставались в пределах региона. Перун — один из немногих, кому поклонялись почти все племена. Ему не только поклонялись — он был коронован главой богов.

На первый взгляд, роль Перуна аналогична другим божествам грома, в частности Зевсу и Тору. Он изображается сильным мужчиной с бородой, часто в крылатом шлеме, а его оружие состоит из топора и золотых стрел с молниеносными наконечниками. Он был блюстителем справедливости и порядка в небе, которого боялись и любили его люди. Когда славянские племена шли в бой, они молились, чтобы он поразил их врагов, и, как и Зевс, Перун правил другими богами… в основном.

Из-за разделения славянских племен не было и нет единого «славянского пантеона» богов. Перуну и его заклятому врагу, Велесу/Велесу (богу подземного мира, низменностей и скота), могло поклоняться большинство племен, но другие, такие как Дзеванна/Девана (богиня дикой природы и охоты), Даджбог/Дажьбог (бог солнца) и Живя/Весна (богиня весны и плодородия) были известны только в определенных регионах. Эта вариация по регионам означает, что истории часто противоречивы — если у нас вообще есть истории. Однако Перун превосходит эти границы.

Перун, с картины Петра Слабчика

Старшим из славянских богов обычно считается Сварог/Сварог (бог огня, кузнечного дела, неба и творения). Либо он создал Перуна в начале мира, либо отца своего Перуна. Тем не менее, хотя некоторые восточнославянские племена поклонялись Сварогу как главному божеству, часто считалось, что он играет более пассивную роль. Перун, с другой стороны, символизировался как могущественный орел, восседающий на ветвях Мирового Древа в Правии/Пав (царстве богов), поскольку он наблюдал за порядком в Явии/Яве (царстве живых). Считалось, что ни один из славянских богов не играл такой активной роли, как в греческих мифах. Часто они были далекими великанами. Среди них, однако, Перун был не из тех, кто гневается.

Согласно некоторым легендам (зависит от региона), Перун имеет родственные связи со многими другими богами. Его женой обычно считалась Макошь/Мокошь, Великая Мать и богиня женщин. Сочетая истории, его дети упоминаются как Ярило / Ярило / Ярило (бог весны, земледелия, войны и плодородия), Марзанна / Морана (близнец Ярило и богиня зимы, чумы и смерти), Дзеванна / Девана (богиня плодородия). дикая природа и охота) и (предположительно) Живя/Весна (богиня (богини) весны и плодородия).

Битва гор и долин

Поскольку Перун правил богами в Правии и смертными в Явии, перед ним предстал великий враг. Его горы противопоставлялись долинам, ветви дуба в центре мира противопоставлялись корням под землей. Так, самому Перуну противопоставлялся Велес.

Великая битва между этими двумя богами не похожа на битву Зевса и Тора или христианского Бога и Дьявола. Перун не «хороший», а Велес «злой». Первые принесли дождь земледельцам и защиту воинам. Последний помогал пастухам в низинах и был связан с популярной в народе магией и гаданием. Они, кроме, возможно, Сварога, были единственными двумя богами, которым поклонялись почти все славянские племена.

Велес/Велес – соперник Перуна

Как же тогда началась такая война между этими могущественными богами?

На этот вопрос отвечает целый ряд историй. Некоторые утверждают, что Перун был разгневан, когда Велес украл его золотой скот. Другие утверждают, что это Перун украл скот Велеса. А другие до сих пор утверждают, что Велес украл жену Перуна (предположительно Макошь/Мокошь или Додолу) или его сына Ярило. История украденного сына совпадает с историей о том, как Ярило вернул Навию, чтобы жениться на своей сестре-близнеце Марзанне (подробнее об этой истории в соответствующих статьях). Несмотря на это, считается, что воровство вызывает войну — гром и приказ Перуна против магии и обмана Велеса.

Эта битва была настолько выдающейся, что в народных сказках и песнях говорилось о молнии, поражающей змея (форма, которую часто принимал Велес) через сотни лет после обращения большинства славянских племен в христианство. Золотые стрелы Перуна падали с неба вместе с его золотыми яблоками (считалось, что они действуют как молниеносная граната). Их война бушевала до тех пор, пока Велес не отступил в свое королевство Навиа, восстановив порядок в мире.

Мятежная дочь

Дзеванна была всего лишь западнославянской богиней, но ее история как дочери Перуна дает представление о том, что считалось его личностью.

Дзеванна, Андрей Алексеевич Шишкин

Перун был властным и жестким отцом. Тем не менее, Дзеванна придерживалась своей бунтарской натуры богини дикой природы. Она считала, что ее отец плохо правил тремя королевствами, поэтому боролась против его правления. В ответ он напал на нее в ее лесу, отпугнув ее союзников-волков и одолев ее.

Но поскольку боги были оборотнями, Дзеванна превратилась в львицу, чтобы обмануть его, но Перун тоже изменился. Так она превратилась в птицу, но Перун превратился в орла и поймал ее. Наконец она превратилась в рыбу и выскользнула на свободу. Однако Перун позвал Макошь, и она поймала Дзеванну на рыбалке, положив конец ее восстанию.

Перун решил наказать Дзеванну, выдав ее замуж за Велеса. Учитывая войну между двумя богами, предлагал ли Перун ему Дзеванну в обмен на мир или надеялся, что вместо этого она сразится с ним? Истории не говорят, но в очередной раз Перун доказал, что он суровый блюститель порядка.

Поклонение и символы

Перуну поклонялись в самых высоких местах, где считалось, что к нему можно приблизиться. Как орел, он отдыхал на дубах — еще одном из его символов — и ему часто воздавали дань. Жертвоприношения животных или различных значимых предметов были распространены у ранних славян. Были также утверждения о человеческих жертвоприношениях, конкретно приписываемых Перуну, но трудно сказать, законны они или нет, поскольку христианские и римские источники часто изображали славян как обычных варваров.

Громовые знаки Перуна. Из Википедии

У Перуна есть одни из самых суровых символов, сохранившихся с языческих времен. Маленькие, часто железные, топоры носили на ожерелье для защиты. Знак грома, его наиболее преобладающий символ, также носился на украшениях и рисовался на щитах воинов.

Последним его символом было также то, что называлось «громовой камень». Это были остатки его стрел-молний, ​​которые поразили землю, превратив ее в громовой камень. Люди носили эти наконечники стрел в качестве защиты, как и его топор, но, учитывая, что они думали, что это на самом деле стрелы бога, можно предположить, что это была очень важная находка.

В

Хроники мороза

Бог грома почти обязателен в моем славянском фэнтезийном сериале. Однако его дистанция ощущается, когда молодое поколение богов (особенно Марзанна, Ярило и Дзеванна) выходит на первый план в первой книге, Кинжал на ветру . Однако, поскольку хаос угрожает Джавии, наступит время, когда Перун больше не сможет просто позволять своим детям ссориться. Придет громовержец, и боги помогут тому, кто встанет у него на пути.

Вот и все на славянскую субботу этой недели. Обязательно следите за новыми сообщениями на следующей неделе, и если вы не видели полную серию сообщений, обязательно ознакомьтесь с ними.

*Как всегда, небольшая оговорка. Славянская мифология широка и не записана во многих первоисточниках, поэтому существует множество интерпретаций. Интерпретации, которые я использую здесь, взяты из источников, которые я считаю надежными, а также некоторой творческой свободой для моей серии книг.