Кто был у власти до ленина: История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. Глава 7

Содержание

В апреле 1917 года вернувшийся в Петроград в пломбированном вагоне Ленин выступил с «Апрельскими тезисами»

В конце бурного на события апреля 2014 года отдел науки «Газета.Ru» вспоминает «Апрельские тезисы» Владимира Ленина и рассказывает о том, как они стали программой действий большевиков в период, предшествовавший октябрю 1917 года.

«Февраль и октябрь 1917 года разделять нельзя»

О причинах революций 1905 и 1917 годов и об одном сомнительном утверждении Леонида Млечина «Газете.Ru» в…

04 декабря 18:44

В апреле 1917 года в Петроград вернулся Владимир Ленин — до этого он провел целых девять лет в вынужденной эмиграции. Возвращение многих революционных деятелей стало возможным благодаря победе Февральской революции, главным результатом которой стало отречение от престола императора Николая II.

Ильич прибыл на Финляндский вокзал в ставшем легендарным пломбированном вагоне вечером 3 (16) апреля, а уже на следующий день выступил с «Апрельскими тезисами».

«Приехав только 3 апреля ночью в Петроград, я мог, конечно, лишь от своего имени и с оговорками относительно недостаточной подготовленности выступить на собрании 4 апреля с докладом о задачах революционного пролетариата. Единственное, что я мог сделать для облегчения работы себе, — и добросовестным оппонентам, — было изготовление письменных тезисов. Я прочел их и передал их текст товарищу Церетели. Читал я их очень медленно и дважды: сначала на собрании большевиков, потом на собрании и большевиков и меньшевиков. Печатаю эти мои личные тезисы, снабженные лишь самыми краткими пояснительными примечаниями, которые гораздо подробнее были развиты в докладе», — писал Владимир Ленин 7 (20) апреля 1917 года в 26-м номере газеты «Правда».

«Не можем мы, товарищ Ленин, чтобы вы тяжести такие таскали!»

Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает, как…

12 апреля 17:32

Эта статья получила название «О задачах пролетариата в данной революции» и включала в себя как сами тезисы, так и некоторые комментарии к ним, необходимость которых была обусловлена сложившейся политической обстановкой.

Вернувшийся в Петроград вместе с другими лидерами большевиков Ленин столкнулся с тем, что его однопартийцы, вошедшие в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет), были готовы сотрудничать с Временным правительством.

В то же время сам Ильич на такое сотрудничество настроен не был, поскольку считал, что необходимо переходить к «пролетарскому этапу революции». Под этим он понимал захват власти в интересах пролетариата и крестьянства, а также немедленное прекращение участия страны в Первой мировой войне.

«Апрельские тезисы» представляют собой 10 пунктов, которые смело можно назвать основой учения Ленина, а также программой действий большевиков в дореволюционный период:

1. «Кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала».
2.«Переход от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».
3. «Никакой поддержки Временному правительству».
4. «Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов».
5. «Не парламентарная республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Устранение полиции, армии, чиновничества».
6. «Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране».
7. «Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним».
8. «Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю за общественным производством и распределением продуктов».
9. «Партийные задачи» Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) — РСДРП (б).
10. «Инициатива создания революционного Интернационала».

«Был один коммунист, который не воровал, и тот умер»

21 января 1924 года умер первый глава Советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Корреспонденты…

22 января 00:06

Впервые Ленин зачитал свои тезисы в ночь с 3 (16) на 4 (17) апреля на собрании большевиков в особняке балерины Матильды Кшесинской, который после событий февраля стал базой Петербургского комитета РСДРП (б), его военной организации, а затем и ЦК РСДРП (б). А уже на следующий день Ильич отправился в Таврический дворец, где выступил на собрании большевиков, участвовавших во Всероссийском совещании Советов рабочих и солдатских депутатов.

«Встреченные петроградской верхушкой большевиков с изумлением и неприязнью, идеи Ленина имели большой и значимый успех среди новых рекрутов партии, которых Сталин совершенно правильно называл практиками, противопоставляя их теоретикам» — так пишут об этих события авторы справочного издания «Черная книга коммунизма».

Действительно, на тезисы Ленина присутствовавшие отреагировали довольно жестко:

видный большевик Александр Богданов назвал выступление Ильича «бредом сумасшедшего», а сам Ленин был вынужден покинуть собрание, не использовав свое право на ответ публике.

Не поддержали «Апрельские тезисы» и в ЦК РСДРП (б). Владимиру Ленину пришлось бороться на нескольких фронтах: ему противостояли меньшевики, эсеры, а также некоторые лидеры большевиков. Благодаря своей харизме и настойчивости Ильич смог в довольно короткий срок убедить в необходимости принятия тезисов большинство партийных организаций. Так, Петроградская общегородская конференция большевиков одобрила их уже 14 (27) апреля. А на 7-й Всероссийской (Апрельской) конференции РСДРП (б) «Апрельские тезисы» были поддержаны большинством делегатов.

«Запутались бедные русские социал-шовинисты, социалисты на словах, шовинисты на деле», — этими словами, обращенными к Георгию Плеханову и его сторонникам, Ленин заканчивает свою статью.

Действительно, с этого момента раскол оформился окончательно. Отныне Ленину и его соратникам пришлось активно противостоять меньшевикам и представителям радикально настроенных либеральных кругов.

О значении «Апрельских тезисов» и расстановке сил в революционном Петрограде «Газета. Ru» побеседовала с научным сотрудником Центра сравнительных историко-политологических исследований Пермского государственного научно-исследовательского университета, выпускником Европейского университета в Санкт-Петербурге Александром Резником.

— Как можно охарактеризовать состояние Социал-демократической рабочей партии в этот момент? Каким было влияние большевиков на общество, Советы и армию?

— На момент апреля большевики не были самой популярной социалистической партией (тем более, в обществе в целом), а в провинции, например на Урале, они до июля состояли в объединенных с меньшевиками партийных комитетах.

Безусловно, их влияние, особенно в армии и в рабочей среде, возрастало, о чем можно судить по Апрельской демонстрации (3–4 мая по новому стилю), направленной против политики Временного правительства, но в Советах сильнее были эсеры и меньшевики.

— Что в этот момент происходило с Петросоветом? Каким было соотношение сил и «двоевластие» в столице государства — Петрограде?

— Петросоветом руководили эсеры и меньшевики, которые стремились поддерживать Временное правительство и сдерживать слабые еще элементы «двоевластия» со стороны Советов. Но в апреле становилось очевидным, что социалисты рано или поздно вслед за Керенским пополнят «буржуазное» правительство, спасая его падающий авторитет.

Упрощение Ильича

О книге Леонида Млечина «Ленин. Соблазнение России», которая вошла в короткий список премии…

07 ноября 17:54

— Что такое платформа межрайонцев, на которой стоял Троцкий? Какой была ее дальнейшая судьба?

— Межрайонцы были преимущественно партийными интеллигентами, стремившимся к воссоединению революционных элементов как большевизма, так и меньшевизма. Любопытно, что в 1917 году Луначарский сначала был против объединения с большевиками, хотя с 1918 года никогда уже не поддерживал ни одну внутрипартийную оппозицию. Большинство бывших межрайонцев были репрессированы в 1930-е годы

— Пропаганда в советское время не скупилась на громкие характеристики «Апрельских тезисов». Можно ли с ней согласиться или их значение для ситуации было сильно преувеличено?

«Что общего у Сталина и Моисея?»

Как происходит формирование современного политического анекдота, когда появился первый анекдот о Сталине. ..

16 мая 18:21

— Апрельские тезисы вначале прозвучали слишком радикально даже для многих твердокаменных большевиков, но тот факт, что Ленин смог убедить большинство партии в своей правоте, говорит не только о его авторитете, но и о том, что они имели связь с реальностью.

— Какую роль в этот момент играл Сталин? Был ли он заметным участником событий?

— Сталин был одним из руководителей ЦК и Петроградского комитета партии, а также редактором «Правды», он оперативно изменил взгляды от поддержки Временного правительства и объединения с меньшевиками до поддержки «Апрельских тезисов» Ленина. Однако по сравнению с другими видными большевиками Сталин был практически неизвестен в массах.

«Не будь меня в 1917 году в Петербурге…»

134 года назад родился Лев Троцкий, а 96 лет назад произошла Великая Октябрьская социалистическая…

07 ноября 15:16

— Юрий Фельштинский в интервью «Газете.Ru» описывал отношения Ленина и Троцкого как «вынужденное союзничество», хотя они друг друга, по его мнению, терпеть не могли. Насколько это общепринятая точка зрения?

— Фельштинский, как и историки типа Радзинского, любит эпатировать публику громкими заявлениями и беллетризовать отношения исторических персонажей. В стране была революция, решались важные вопросы, и политики масштаба Ленина и Троцкого могли преодолеть личные антипатии на основе согласия по текущим вопросам.

— Если играть на поле альтернативных историков, то можно ли сказать, что в апреле 1917-го Россия уже неотвратимо двигалась к социалистической революции? Или было еще много возможностей пойти по другому пути?

— На мой взгляд, возможности пойти по другому пути были, например, если бы социалисты взяли власть и реализовали сценарий Ноябрьской революции 1918 года в Германии, или, что менее вероятно, если бы правые силы и либералы консолидировались и в зародыше уничтожили советскую власть. Но события развивались по логике, приведшей к власти большевиков.

Как большевики строили светское государство в октябре-декабре 1917 года

II Всероссийский съезд Советов, заседавший в Таврическом дворце Петрограда с позднего вечера 25 октября (7 ноября) 1917 г. , взял в свои руки всю полноту власти и легитимизировал победу большевиков и их сторонников, приняв декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. Теперь, став правящей, РСДРП (б) более не могла кого-то упрекать, критиковать, обличать, она должна была действовать и выполнять свои обещания и лозунги, оправдывать идеи и призывы.


Оглядываясь на чужой опыт

В планах обустройства страны был и очень важный вопрос о смене мировоззрения государства, утверждение его светского характера.

В годы Первой мировой войны большевики обращаются к практике тех стран (Англия, Франция, Нидерланды, Мексика, США), где уже был накоплен определенный опыт строительства светского государства. Ленинцам импонировала политика в вопросах свободы совести, свойственная тогдашним США, с ее принципом равноудаленности всех религиозных объединений от государства; минимализацией участия государства в процессе возникновения религиозных объединений и в регулировании их деятельности; восприятие всего комплекса проблем, связанных с обеспечением религиозных свобод, через призму индивидуальных прав человека, при подчеркнутом уважении личного религиозного выбора граждан.

Не забывали большевики и об опыте Парижской коммуны 1871 г., отделившей религию и церковь от государства по нехитрому принципу: «раз и всё!». На худой конец, если обстоятельства не позволят «повторить» опыт коммуны, предполагалось ориентироваться на действующий французский закон об отделении церкви от государства (1905) как наиболее радикальный на тот период времени.


Первые шаги реформаторов

Путь к светскому государству был трудным, сложным, а подчас и трагичным. Сразу же, в первые месяцы советской власти, до декабря 1917 г. высшие органы власти — Совнарком и ВЦИК приняли ряд декретов, обращений и постановлений, в которых прямо затрагивались важные аспекты государственно-церковных отношений; множество подобных документов отложилось в фондах РГАСПИ.

Уже декрет «О земле» (п. 1, 2), принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября), передавал в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов все монастырские и церковные земли «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями»1.

Принятые Совнаркомом «Декларация прав народов России» (2 ноября)2 и обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (см. док. N 1) отменяли все национальные и религиозные привилегии и ограничения, деление религий на «господствующую», «терпимые» и «нетерпимые».

Важнейшим актом стал декрет ВЦИК и Совнаркома от 11 ноября «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»3. Отныне все, проживающие в России, независимо от их прежней сословной принадлежности, званий и чинов, становились гражданами России.

Крушение старой сословной системы потянуло за собой и вопросы регистрации актов гражданского состояния. В конфессиональном государстве, каковым была императорская России, функции регистрации возлагались на религиозные организации. Декреты ВЦИК и Совнаркома «О расторжении брака» (16 декабря)4 и «О гражданском браке и о ведении книг актов гражданского состояния» (18 декабря)5 изымали из монопольного ведения государственной церкви и всех иных религиозных организаций акты регистрации гражданского состояния. Церковный брак отныне не имел юридической силы, а взаимоотношения между супругами регулировались государственными законами.

Известно, что Ленин постоянно «нажимал» на наркоматы, и прежде всего на Наркомюст, призывая их активизировать работу по подготовке декрета об отделении церкви от государства. Ознакомление с повестками заседаний Совнаркома показывает, как от месяца к месяцу росло число рассматриваемых вопросов по этой проблематике. Показателен день 11 декабря 1917 г., когда на заседание СНК было вынесено сразу четыре вопроса (п. 9-12), относящихся к проблемам свободы совести (см. док. N 2).

При этом вопросы 11 и 12 носили крайне принципиальный характер. Нарком просвещения А.В. Луначарский внес проект декрета о переходе церковно-приходских школ в ведение Государственной комиссии по просвещению. Фактически это означало начало процесса «изгнания» Закона Божьего из государственной школы. Предложение наркома приняли, оформив его в виде постановления (см. док. N 3).

Примечательна последняя фраза этого документа: «Вопрос о церквах при этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства». Она впервые официально раскрыла тот факт, что в недрах нового советского госаппарата идет работа над декретом об отделении церкви от государства. Об этом же говорит и п. 12 того же заседания «об ускорении процесса отделения церкви от государства». Реализация «ускорения» была возложена на комиссию из «тт. Луначарского, Стучки и священника6«.


Просчет Поместного собора

На фоне мероприятий новых властей начинает проявляться и позиция религиозных организаций, которая поначалу носила скорее выжидательный характер. В ноябре-декабре 1917 г. Поместный собор Российской православной церкви7 обсуждал проект Определения «О правовом положении Российской православной церкви». На пленарных заседаниях его представляли профессор Московского университета доктор политической экономии С.Н. Булгаков и профессор Киевской духовной академии Ф.И. Мищенко. По их мнению, старые взаимоотношения церкви и государства отжили свое, и возвращения к ним не может быть, но при этом невозможно их строить и на принципе отделения церкви от государства8.

Члены Собора ориентировались на сохранение «союзнических» отношений РПЦ с государством, более того, на укрепление ее особого положения в обществе, расширение прав и полномочий, полагая, что «нынешние власти» не продержатся более одного-двух месяцев. Не случайно тот же Булгаков говорил: «Законопроект вырабатывался именно в сознании того, что должно быть, в сознании нормального и достойного положения церкви в России. Наши требования обращены к русскому народу через головы теперешних властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда церковь должна анафематствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не наступил»9.

2 декабря 1917 г. Определение было принято. В нем церковь отстаивала традиционную для нее идею «христианского государства» и неразрывного «союза церкви Православной и Российского государства»10. Голосуя за Определение, члены Собора не принимали в расчет происшедших в России политических изменений, казавшихся им «кратковременным страшным сном»; игнорировали правовые акты нового государства. Для новой власти с ее планами строительства светского государства такой курс церкви был неприемлем.


Долгоиграющий декрет

Первые месяцы нового строя отмечены были контактами с властью представителей второй по значимости религии в России — ислама. В частности, 9 декабря СНК удовлетворил просьбу краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа о возвращении мусульманам Священного Корана Османа11 (см. док. N 4-5).

Как известно, в состав Совнаркома с декабря 1917 г. и вплоть до подписания Брестского мира с Германией входили представители партии левых эсеров. Именно в левоэсеровской газете «Дело народа» 31 декабря 1917 г. был опубликован подготовленный комиссией П.И. Стучки проект декрета об отделении церкви от государства (см. док. N 6). Наркомом юстиции на тот момент был левый эсер И.З. Штейнберг, который мог предоставить этот документ. В большевистской печати проект опубликован не был. Первый же его пункт провозглашал: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики».

С принятием документа долго тянуть не стали. Поздним вечером 20 января 1918 г. Штейнберг и завотделом Наркомюста М.А. Рейснер представили на заседании Совнаркома проект «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». С рядом поправок и дополнений, в том числе внесенных непосредственно Лениным в ходе заседания, он был принят. На следующий день, 21 января, в оперативном порядке декрет публикуется в газетах «Правда» и «Известия», а 26 января — в «Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», но уже под новым названием «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Первый пункт вновь принятого декрета, как когда-то декрета Парижской коммуны, гласил: «Церковь отделяется от государства»12.

На многие десятилетия декрет стал основополагающим для политики советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.

Документы из фондов РГАСПИ публикуются в соответствии с нормами современного русского языка, стилистические особенности сохранены.


Публикацию подготовили главные специалисты РГАСПИ кандидат исторических наук Анна Кочетова и доктор исторических наук Михаил Одинцов.


N 1. Обращение

«Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»

13

20 ноября 1917 г.

Товарищи! Братья!

Великие события происходят в России. Близится конец кровавой войне, начатой из-за дележа чужих стран. Падает господство хищников, поработивших народы мира. Под ударами русской революции трещит старое здание кабалы и рабства. Мир произвола и угнетения доживает последние дни. Рождается новый мир, мир трудящихся и освобождающихся. Во главе этой революции стоит рабочее и крестьянское правительство России, Совет народных комиссаров.

Вся Россия усеяна революционными советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Власть в стране в руках народа. Трудовой народ России горит одним желанием — добиться честного мира и помочь угнетенным народам мира завоевать себе свободу.

В этом святом деле Россия не одинока. Великий клич освобождения, данный русской революцией, подхватывается всеми трудящимися Запада и Востока. Истомленные войной народы Европы уже протягивают нам руку, творя мир. Рабочие и солдаты Запада уже собираются под знамя социализма, штурмуя твердыни империализма. А далекая Индия, та самая, которую веками угнетали «просвещенные» хищники Европы, подняла уже знамя восстания, организуя свои советы депутатов, сбрасывая с плеч ненавистное рабство, призывая народы Востока к борьбе и освобождению. Рушится царство капиталистического грабежа и насилия. Горит почва под ногами хищников империализма.

Перед лицом этих великих событий мы обращаемся к вам, трудящиеся и обездоленные мусульмане России и Востока.

Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Поддерживайте же эту революцию и ее полномочное правительство!

Мусульмане Востока, персы и турки, арабы и индусы, все те, головами и имуществом которых, свободой и родиной которых сотни лет торговали алчные хищники Европы, все те, страны которых хотят поделить начавшие войну грабители.

Мы заявляем, что тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, — ныне порваны и уничтожены. Республика Российская и ее правительство, Совет народных комиссаров против захвата чужих земель. Константинополь должен остаться в руках мусульман.

Мы заявляем, что договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы.

Мы заявляем, что договор о разделе Турции и «отнятии» у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу.

Не от России и ее революционного правительства ждет вас порабощение, а от хищников европейского империализма, от тех, которые ведут нынешнюю войну из-за дележа ваших стран, от тех, которые превратили вашу родину в расхищаемую и обираемую свою «колонию».

Свергайте же этих хищников и поработителей ваших стран. Теперь, когда война и разруха расшатывают устои старого мира, когда весь мир пылает негодованием против империалистов-захватчиков, когда всякая искра возмущения превращается в мощное пламя революции, когда даже индийские мусульмане, загнанные и замученные чужеземным игом, подымают восстание против своих поработителей, — теперь молчать нельзя. Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч вековых захватчиков ваших земель! Не отдавайте им больше на разграбление ваших родных пепелищ! Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию. Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в ваших собственных руках…

Товарищи! Братья!

Твердо и решительно идем мы к честному демократическому миру.

На наших знаменах несем мы освобождение угнетенным народам мира.

Мусульмане России!

Мусульмане Востока!

На этом пути обновления мира мы ждем от вас сочувствия и поддержки.

Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Народный комиссар по национальным делам
Джугашвили-Сталин

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1137. Л. 73. Копия14.


N 2. Из протокола N 24 заседания Совнаркома 11 декабря 1917 г.

Председательст[вует]: Вл[адимир] Ильич Ленин.

Присутствуют: Троцкий15, Свердлов16, Стучка17, Шляпников18, Подвойский19, Боголепов20, Глебов21, Аксельрод22, Менжинский23, Елизаров24, Колегаев25, Шлихтер26, Луначарский27, Эссен28, Красиков29, Козловский30, Лацис31, Оболенский32.

Слушали:

9. О рождественских подарках служащим государственных учреждений.

Постановили:

9. Сдать на обсуждение Комиссии из представителей народных комиссаров просвещения, земледелия и финансов.

Слушали:

10. О передаче здания Дворянского собрания в Петрограде в пользование Всемирного христианского союза молодых людей для организации Центрального клуба.

Постановили:

10. Поручить т. Подвойскому подыскать помещение для квартирующего в здании Дворянского собрания 326 Белгородского полка и перевести его туда. Помещение Дворянского собрания передать в пользование Петроградскому гарнизонному собранию. Всемирному христианскому союзу молодых людей предложить войти в соглашение с Петроградским гарнизонным собранием.

Слушали:

11. Декрет о переходе церковно-приходских школ и прочих в ведение Государственной комиссии по просвещению.

Постановили:

11. Проект декрета, предложенный т. Луначарским, принять и утвердить.

Слушали:

12. Об ускорении процесса отделения церкви от государства.

Постановили:

12. Поручить комиссии из тт. Луначарского, Стучки и священника обсудить этот вопрос и выработать общий план действий.

РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 24. Л. 2-5.

Копия. Машинописный текст33.


N 3. Постановление Наркомпроса «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению»

11 декабря 1917 г.

Ввиду неясности постановлений предыдущих министерств о переходе церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления с мест о разъяснении, Комиссариат по народному просвещению (бывшее Министерство народного просвещения), пересмотрев вопрос, постановил: передать из духовного ведомства дела воспитания и образования ведению Комиссариата народного просвещения. Передаче подлежат все церковно-приходские (начальные одноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия, низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства, со штатами, ассигновками, движимыми и недвижимыми имуществами, т. е. со зданиями, надворными постройками, с земельными участками под зданиями и необходимыми для школ землями, с усадьбами (если таковые окажутся), с библиотеками и всякого рода пособиями, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них и со всем тем, что предназначалось для вышеозначенных школ и учреждений.

Вопрос о церквах при этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства.

Предс[едатель] Сов[ета] нар[одных] ком[иссаров] Вл[адимир] Ульянов (Ленин)
Секретарь Совета народных комиссаров
Н. Горбунов
Нар[одный] комиссар А.В. Луначарский
Прав[ительственный] комиссар
по отделу народных школ Вл[адимир] Галкин
Секретарь Дм[итрий] Лещенко

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4952. Подлинник.
Машинописный текст. Подписи — автографы34.


N 4. Обращение У. Токумбетова в Наркомнац

4 декабря 1917 г.

Народному комиссариату по национальным делам

В настоящее время в Государственной публичной библиотеке хранится священное сокровище, достояние всего мусульманского мира — Коран Османа.

Священные реликвии мусульман должны находиться в руках самих мусульман — все мусульмане России желают этого.

Во исполнение чаяния всех российских мусульман, краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа единогласно постановил:

1) Достояние всех мусульман — священный Коран Османа должен немедленно перейти во владение мусульман.

2) Священный Коран Османа должен быть краевым съездом вручен национальному парламенту мусульман Внутренней России и Сибири, заседающему в настоящее время в г. Уфе.

3) Исполнение настоящего постановления поручается председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного шуро, Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену Национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.

Председатель Краевого мусульманского съезда
Петроградского национального округа
Усман Токумбетов
Секретарь Ф. Хамидуллин
Резолюции: «Выдать немедленно.
Народный комиссар И. Джугашвили-Сталин.
Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин). 6/XII».

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4902. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст.
Подписи и резолюции — автографы.


N 5. Сообщение Совнаркома о выдаче Священного Корана Османа краевому мусульманскому съезду

22 (9) декабря 1917 г.

Удовлетворение ходатайства мусульман

В Совет народных комиссаров поступило отношение от краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, в котором, во исполнение чаяния всех российских мусульман, вышеназванный съезд просит выдать во владение мусульман «Священный Коран Османа», находящийся в настоящее время в Государственной публичной библиотеке.

Исполнение настоящего постановления съезд поручил председателю съезда, товарищу председателя Всероссийского мусульманского военного совета Шуро Усману Гидаятулличу Токумбетову и члену национального парламента Кериму Мухамедшичу Сагидову.

Совет народных комиссаров постановил немедленно выдать краевому мусульманскому съезду «Священный Коран Османа», находящийся в Государственной публичной библиотеке35.

Председатель Совета народных комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами Совета Бонч-Бруевич
Секретарь Горбунов

РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4930. Л. 1.
Заверенная копия. Машинописный текст.
Подпись Н. Горбунова — автограф36.


N 6. Сообщение газеты «Дело народа» о проекте декрета об отделении церкви от государства

31 декабря 1917 г.

Совет народных комиссаров рассматривает в настоящее время проект декрета об отделении церкви от государства. Проект этот будет внесен на утверждение ЦИК в одном из ближайших его заседаний.

Декрет состоит из 13 нижеследующих пунктов:

1) Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики.

2) Запрещается издавать местные законы или постановления, которые могут ограничивать свободу совести.

3) Каждый гражданин может исповедовать какую угодно религию или же никакой.

4) Отменяются официальные церковные обряды во всех государственных учреждения.

5) Отменяются религиозные клятвы и присяги, вместо них вводится торжественное обещание.

6) Запись рождения, смертей и браков ведется без участия духовных лиц.

7) Церковные и религиозные общества приравниваются к частным обществам.

8) Отменяется всякое преподавание религиозных предметов в учебных заведениях.

9) Не допускаются принудительные взыскания церковных сборов.

10) Церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью и не имеют прав юридического лица.

11) Все имущество церковных и религиозных обществ с момента издания декрета поступает в собственность государства.

12) Имуществом приходов будут ведать волостные, земские и городские самоуправления.

13) Церковные здания для общественных богослужений предоставляются лишь с разрешения присутствия по заведыванию религиозным имуществом».

Печатается по тексту газеты.


1. См.: Известия. 1917. 28 октября.
2. См.: РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 24219.
3. См. илл. 5.
4. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4988. Л. 1-2.
5. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4989. Л. 1-3.
6. Имелся в виду петроградский священник М.В. Галкин (Горев) (1885-1930), с 1918 г. — эксперт VIII отдела Наркомюста. Чуть позже к комиссии из трех человек добавились нарком юстиции П.И. Стучка, член коллегии НКЮ П.А. Красиков и профессор права Петербургского университета М.А. Рейснер.
7. Поместный собор РПЦ открыл свою работу 15 августа 1917 г. в Москве. Перед ним стояли задачи формирования и последующей реализации церковных реформ. О работе Поместного собора см.: Одинцов М.И. Всероссийский Поместный собор Русской православной церкви 1917-1918 г.: споры о церковных реформах, основные решения, взаимоотношения с властью // Церковно-исторический вестник. 2001. N 8. С. 121-138.
8. Священный собор православной Российской церкви. Деяния. Кн. IV. Вып. I. Пг., 1918. С. 55.
9. ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 277. Л. 138. Идея анафематствования (проклятия) в отношении «врагов Родины и Церкви» не была случайной, спонтанной и будет реализована патриархом Тихоном (Беллавиным) в послании от 19 января 1918 г.
10. Среди 25 пунктов Определения примечательны такие, как требование обязательной принадлежности главы государства, министров исповеданий и народного просвещения (и их заместителей) к православному вероисповеданию; объявление православного календаря государственным, а православных праздников неприсутственными днями; передача записи и учета актов гражданского состояния в руки церкви; введение в государственных школах обязательного преподавания Закона Божьего; сохранение института православного военного духовенства и прав юридического лица за православными «установлениями»; незыблемость церковной собственности и льготное налогообложение церкви; выделение государственных субсидий на нужды церкви; сохранение за церковью «первенствующего» положения.
11. Когда в 1868 г. Самарканд был завоеван русскими войсками, то из мечети Хваджа-Ахрара был изъят Коран, по преданию написанный собственноручно третьим халифом Османом (644-656 гг.). В 1869 г. Коран был переправлен в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга.
12. См. илл. 6.
13. На заседании СНК 20 ноября 1917 г. было принято решение утвердить проект обращения «с маленькими поправками» и «напечатать в миллионах экземпляров на всех мусульманских языках». (РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 5. Л. 3).
14. Газетная вырезка. Опубликовано: Правда. 1917. 22 ноября. Декреты советской власти. Т. I. М., 1957. С. 113-115.
15. Троцкий (Бронштейн) Л.Д. (1879-1940) — нарком по иностранным делам (1917-1918).
16. Свердлов Я.М. (1885-1919) — председатель ВЦИК (1917-1919).
17. Стучка П.И. (1865-1932) — нарком юстиции РСФСР, член Коллегии НКИД (1917-1918).
18. Шляпников А.Г. (1885-1937) — первый нарком труда РСФСР (1917-1918).
19. Подвойский Н.И. (1880-1948) — нарком по военным делам (1917-1918).
20. Боголепов Д.П. (1885-1941) — помощник наркома финансов с 17 ноября 1917 г.
21. Глебов (Авилов) Н.П. (1887-1937) — первый нарком почт и телеграфов (1917-1918).
22. Аксельрод Т.Л. (1888-1938) — зав. бюро печати СНК (1917-1918).
23. Менжинский В.Р. (1874-1934) — заместитель и и.о. наркома финансов (1917-1918).
24. Елизаров М.Т. (1863-1919) — первый народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917-1918).
25. Колегаев А.Л. (1887-1937) — народный комиссар земледелия (1917-1918).
26. Шлихтер А.Г. (1868-1940) — нарком продовольствия РСФСР (1917-1918).
27. Луначарский А.В. (1875-1933) — нарком просвещения РСФСР (1917-1929).
28. Эссен Э.Э. (1879-1931) — заместитель наркома Госконтроля (с 1917).
29. Красиков П.А. (1870-1939) — председатель военно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при ВРК Петроградского совета (1917-1918).
30. Козловский М.Ю. (1876-1927) — член Коллегии Наркомюста РСФСР (1917-1920).
31. Лацис М.И. (Судрабс Я. Ф.) (1888-1938) — руководитель Бюро комиссаров ВРК (1917-1918).
32. Осинский Н. (Оболенский В.В.) (1887-1938) — председатель Высшего совета народного хозяйства (1917-1918).
33. Опубликовано: Протоколы заседаний Совета народных комиссаров РСФСР. Ноябрь 1917-март 1918 гг. М., 2006. С. 100-102.
34. Опубликовано: Известия. 1917. 15 декабря. Декреты советской власти. Т. I. М., 1957. С. 210-211.
35. По возвращении верующим Коран Османа первоначально находился в Уфе, где располагалось Центральное духовное управление мусульман России. Затем, с 1924 г. — в Ташкенте, где местом его постоянного хранения с 1941 г. был Музей истории народов Узбекистана. В 1989 г. Коран был передан Духовному управлению мусульман Узбекистана. В настоящее время он хранится в специальном помещении библиотеки Духовного управления, расположенном в медресе Барак-Хан.
36. Опубликовано: Правда. 1917. 10 декабря. Декреты советской власти. Т. I. М., 1957. С. 195-196.

Преемственность Ленина – семнадцать моментов советской истории

Тексты     Изображения     Видео

Тема эссе: Льюис Зигельбаум

Борьба за место Ленина, начавшаяся еще до его смерти в январе 1924 года, потрясла Коммунистическую партию до основания и имела огромные последствия на его — и Советского Союза — будущее. Оглядываясь назад, кажется очевидным, что Сталин, назначенный генеральным секретарем за два месяца до того, как Ленин перенес первый из трех инсультов (19 мая22), примет его мантию. Но в то время Секретариат не был особо возвышенным учреждением, и при всей его способности к тяжелой работе Сталину, казалось, не хватало интеллектуального блеска и риторических навыков, которые были присущи лидеру партии. Более того, в серии записок, которые Ленин продиктовал своему секретарю в декабре 1922 г., он упрекал Сталина за его «поспешность и административную импульсивность» в урегулировании конфликта вокруг присоединения Грузии к Советскому Союзу, указывая на то, что он удерживал его (и Феликса Дзержинский) «политически ответственный за эту подлинно великорусскую националистическую кампанию». В постскриптуме, продиктованном в начале января, он добавил, что «Сталин слишком груб, и эта вина… становится невыносимой в кабинете генсека». Таким образом, он выступал за его отстранение от этой должности.

Опять же, в том, что обычно называют его «Завещанием», Ленин также критиковал других ведущих членов Политбюро, включая Троцкого, который проявлял «чрезмерную самоуверенность» и «чрезмерную озабоченность чисто административной стороной дела». В любом случае, к тому времени, когда в мае 1924 года записки Ленина были зачитаны в ЦК, Сталин, Зиновьев и Каменев сформировали триумвират, по сути союз против Троцкого, и сумели отвлечься от этого вопроса на Тринадцатом съезде партии в том же месяце. После съезда высшие руководители партии полемизировали в речах и статьях в печати о том, кто из них самый преданный ленинец. Троцкий, неоднократно конфликтовавший с Лениным до революции и не примыкавший к большевикам до середины 1917, оказался в явно невыгодном положении в этих обменах. Но в ноябре 1924 года он нанес ответный удар, напомнив верным партии в очерке «Уроки Октября» о несогласии Зиновьева и Каменева с решением Ленина начать октябрьское восстание 1917 года.

Партийные лидеры ко времени смерти Ленина уже были обусловлены борьбой с рабочей оппозицией, чтобы использовать идеологические дебаты как инструменты политических амбиций. Сталинская защита «социализма в одной стране» оказалась политически эффективным оружием против Троцкого, который, по контрасту, казалось, не верил в самодостаточность Советского Союза. Все это время Сталин вводил в центральный аппарат доверенных сторонников «линии партии» и укреплял свой контроль над партийными назначениями на местах. Хотя Троцкий должен был оставаться в Политбюро еще почти три года, 19 января его сняли с должности.25 с одного из своих самых влиятельных постов, председателя Реввоенсовета. Когда звезда Троцкого пошла на убыль, триумвират распался, и к концу 1925 года Зиновьев и Каменев выступили с критикой притязаний Сталина на лидерство. Расплата Сталина с ними наступит в 1926 году, после чего в 1928 году он нападет на «правый уклон» своего бывшего союзника Николая Бухарина.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Иосиф Сталин — HISTORY CRUNCH

ИОСИФ СТАЛИН

Иосиф Сталин — один из самых известных диктаторов 20 века. Он правил Советским Союзом как коммунистический диктатор с 1924 года до своей смерти в 1953 году. Таким образом, Сталин провел Советский Союз через несколько крупных мировых событий, таких как Вторая мировая война, холодная война и война в Корее. Сегодня его помнят как жестокого диктатора, ответственного за гибель более 20 миллионов человек. Например, он заключил миллионы своих людей в ГУЛАГи (трудовые лагеря), провел разрушительные чистки и вызвал голод на Украине.

РАННИЕ ЖИЗНИ ИОСИФА СТАЛИНА

Иосиф Сталин родился 18 декабря 1878 года в городе Гори, Грузия. Грузия была страной, которая располагалась между Восточной Европой и Западной Азией, но все же входила в состав Российской Федерации. Он родился Иосеб Бесарионис дзе Джугашвили и начал использовать имя Иосиф Сталин в возрасте 20 лет.

В раннем возрасте отец боролся с алкоголизмом и оставил Иосифа с матерью. Вскоре после этого Сталин получил стипендию в семинарии, чтобы выучиться на священника. Он не закончил школу и вместо этого стал атеистом. После окончания семинарии он начал читать произведения Владимира Ленина и вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, исповедовавшую марксизм. Группа в конечном итоге превратилась в большевиков под руководством Ленина, к которым присоединился и Сталин.

Иосиф Сталин

Будучи членом Социал-демократической рабочей партии, он часто попадал в неприятности с российскими властями и несколько раз был отправлен в Сибирь в качестве наказания. Когда разразилась Первая мировая война, Сталина призвали в русскую армию, но он не служил из-за сильно поврежденной руки, которую он повредил в детстве. В ходе Первой мировой войны Россия понесла огромные человеческие жертвы, что негативно сказалось на моральном духе страны. Таким образом, марксистское движение во главе с Владимиром Лениным набирало силу и популярность.

Молодой Иосиф Сталин

Владимир Ленин

Царь Николай II

ИОСИФ СТАЛИН И РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В то время Россией руководил царь, который до 1917 года был титулом российских абсолютных монархов. Царь Николай II правил Россией до и во время первых частей света Первая война. Растущие потери русских и нехватка припасов привели к усилению гнева, направленного на царя и его отношение к военным усилиям России. В то же время Россия была обществом, которое было резко разделено, и самые бедные русские изо дня в день боролись за выживание. Бедность была широко распространена, особенно среди русских крестьян, работавших на дворянство-помещиков. Все это в совокупности подготовило почву для революции против царя и его правления в России.

В 1917 году Владимир Ленин возглавил ряд восстаний против царя Николая II. Вскоре царь Николай II и его семья были заключены в тюрьму, а Ленин и большевики пришли к власти в России. Со своей стороны, Сталин взял под свой контроль газету Коммунистической партии «Правда» или «Правда» и использовал газету для публичной поддержки действий Ленина и большевиков в стране. В годы, последовавшие за русской революцией и последовавшей за ней гражданской войной, Сталин проложил себе путь к руководящей должности в Коммунистической партии, созданной Лениным. К 1922 декабря Ленин назначил Сталина генеральным секретарем, что дало ему возможность начать назначать близких союзников на руководящие должности.

Владимир Ленин

В том же 1922 году Ленин перенес серию инсультов. В результате он фактически ушел с руководящей роли, и Сталин получил больше контроля. Однако именно в это время Ленин стал подозрительно относиться к Сталину. Ленин критически относился к политическим взглядам Сталина и методам, которые он использовал для сохранения власти. На самом деле Ленин написал «Завещание», в котором критиковал руководство Сталина и утверждал, что его следует снять с должности Генерального секретаря. Однако Сталин и его союзники помешали представить завещание Ленина другим членам Коммунистической партии. Ленин умер от очередного инсульта 21 января 19 г.24.

ДИКТАТУРА ИОСИФА СТАЛИНА

После смерти Ленина в Советском Союзе шла борьба за власть между Сталиным и его союзниками и Львом Троцким, верным союзником Ленина. В конце концов Сталин изолировал Троцкого в структуре власти Советского Союза и вынудил его покинуть страну. Приход Сталина к власти был завершен, поскольку он сосредоточил всю власть в Советском Союзе под своим началом и управлял страной как коммунистическая диктатура. Хотя Сталин утверждал, что он марксист-ленинец, на его собственные интерпретации коммунизма сильно повлияло его желание сохранить абсолютную власть и контроль. Таким образом, историки называют сталинскую форму коммунизма «сталинизмом». Например, Сталин создал гулаги, когда был диктатором Советского Союза. Короче говоря, ГУЛАГ был трудовым лагерем, куда отправляли людей, считавшихся неугодными. Сталин часто отправлял людей, сомневавшихся в его авторитете, в ГУЛАГ в качестве наказания. Кроме того, известно, что Сталин смещал важных религиозных лидеров, учителей и другие образованные группы, опасаясь, что они могут угрожать его руководству. Из-за этого Сталина исторически часто рассматривают как очень параноидальную и контролирующую фигуру. Кроме того, Сталин, как известно, провел серию чисток против своего народа. Чтобы сохранить свою власть над страной, Сталин организовал серию чисток, в ходе которых он наблюдал за массовыми казнями политических соперников и потенциальных угроз его власти. Между 1934 и 1939 Сталин провел чистки, в ходе которых миллионы людей были арестованы и либо казнены, либо отправлены в ГУЛАГ. Среди обвиняемых были представители всего советского общества, но основное внимание уделялось членам советской армии и членам коммунистической партии.

В оставшиеся годы своей жизни он был диктатором Советского Союза через несколько ключевых событий, в том числе: голод на Украине, Вторую мировую войну и холодную войну.

Голодомор в Украине, также известный как Голодомор, был периодом голода, вызванным политикой Иосифа Сталина в 1932 и 1933 года в стране Украина. Голод был вызван, когда Сталин коллективизировал фермы этнических украинцев и конфисковал запасы зерна для использования в индустриализации Советского Союза. Многие историки рассматривают голод как результат действий Сталина и поэтому относят это событие к категории геноцида. По оценкам, от 2,5 до 7,5 миллионов человек умерли от голода во время голода в Украине.

Новости Украины Голодомор.

Советские солдаты во Второй мировой войне.

Иосиф Сталин

ИОСИФ СТАЛИН ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ

Участие Сталина во Второй мировой войне также было очень важным. Он объединил Советский Союз с Францией и Великобританией перед лицом растущего немецкого национализма и агрессии в Центральной Европе. Однако незадолго до начала войны Адольф Гитлер и Сталин заключили пакт о ненападении, который позволил Сталину лучше подготовить свою страну к промышленным нуждам войны того времени. Пакт о ненападении между двумя странами закончился после того, как Гитлер решил вторгнуться в Советский Союз в 1919 г.41. Это немедленно превратило Сталина во врага Гитлера, и Советский Союз объединил силы с другими союзными странами против нацистской Германии. Сталин оставался лидером Советского Союза на протяжении всей истории Второй мировой войны и привел Советский Союз к победе над нацистской Германией. Например, война в Европе закончилась в 1944 году, когда советские войска разгромили нацистскую Германию в битве за Берлин. Чтобы узнать больше о Второй мировой войне и роли Сталина в войне, нажмите на ссылки выше.

Холодная война началась сразу после окончания Второй мировой войны, когда Советский Союз столкнулся лицом к лицу с Соединенными Штатами в войне идеологий, которая длилась 45 лет. Сталин был лидером Советского Союза в первые годы холодной войны и сыграл значительную роль в событиях холодной войны, таких как блокада Берлина и война в Корее. Это было важно, потому что Иосиф Сталин столкнулся лицом к лицу с Соединенными Штатами. В частности, Сталин и американский президент Гарри С. Трумэн сошлись лицом к лицу в блокаде Берлина. Кроме того, Сталин курировал первые примеры советского экспансионизма в период холодной войны.

​Экспансионизм как стратегия внешней политики использовался Советским Союзом во времена холодной войны. Например, Советский Союз стремился распространить коммунизм и его влияние на другие регионы мира в годы после окончания Второй мировой войны. Это важно, потому что во время холодной войны и Соединенные Штаты, и Советский Союз работали над расширением своей «сферы влияния». Оба хотели расширить свое влияние по всему миру, чтобы заручиться поддержкой своих отдельных идеологий, включая коммунизм (для Советов) и либерализм (для американцев). Советский экспансионизм во время холодной войны часто встречал сдерживание со стороны Соединенных Штатов, потому что американцы надеялись остановить распространение коммунизма. Таким образом, советский экспансионизм и сдерживание Америки привели к множеству различных примеров конфликтов между двумя сверхдержавами, которые усилили напряженность на протяжении 20 века. Что касается Сталина, то он начал советскую экспансию с событий Корейской войны. Чтобы узнать больше о холодной войне и роли Сталина в войне, нажмите на ссылки выше.

СМЕРТЬ И НАСЛЕДИЕ ИОСИФА СТАЛИНА

Сталин умер 5 марта 1953 года от кровоизлияния в мозг (церебральное кровотечение).