Кто был приглашен княжить в новгород: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Средневековая Русь

под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть. Из этих слов должно заключить, что варяги не брали только дань с северных племен, но владели у них; иначе летописец не мог сказать, что после их изгнания племена начали сами у себя владеть и владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли.
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право. История племени и города, которые имели такое важное значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода Великого представляет лучшее доказательство сказанному. С течением времени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напоминали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонаселение, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные брали сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода. Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения. Но кроме прямого и ясного свидетельства летописца, призвание князей как нельзя лучше объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Летописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призваны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посылали за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца; есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев тем, что долго не посылал к ним князя. У внука Рюрикова новгородцы просят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: «Не хотим тебя, мы призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил беспокойства». Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях: князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротворец.
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских, что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всем вероятностям, и относительно большею степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии, мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными. Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, — между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, — у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят в Новгороде, другие — в Ладоге. По известному правилу, что труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге. Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: положение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране; недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в некоторых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывавших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было также обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова и селится здесь. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать.

Автобусная экскурсия в Великий Новгород из Санкт-Петербурга на 1 день. Новгородский кремль, Витославицы

  • Туры в Петербург
  • Речные круизы
  • Туры по России
  • Для школьников
  • Корпоратив
  • Загородный отдых


Номер экскурсии: ЭК_035

Продолжительность: 12 часов

Быстрое бронирование

Даты экскурсии:


Каждый вторник, четверг, воскресенье

Отправление экскурсии от Гостиного двора (угол Невский пр. 35 / Думская ул 2)

Маршрут экскурсии:


Санкт-Петербург — Великий Новгород — Витославицы — Юрьев монастырь


Экскурсия по пути в Великий Новгород.


Экскурсия по Новгородскому кремлю, в ходе которой вы посетите древний Софийский собор, увидите знаменитый памятник «Тысячелетие России».


Дальше автобус отвезет в музей «Витославлицы». Это как бы «новгородские Кижи» — музей деревянного зодчества.


Экскурсия в Юрьев монастырь с посещением древнего Георгиевского собора.


Путешествие в Новгород – это путешествие к истокам русского государства и русской демократии, это возможность увидеть редкие памятники домонгольского периода: шедевры русского белокаменного зодчества и сохранившиеся фрески.


Новгород – один из древнейших русских городов, первое упоминание о котором относится к 9 веку. Согласно «Повести временных лет» именно сюда в 862 году был приглашен княжить легендарный варяг Рюрик, положивший начало династии Рюриковичей.


В Великом Новгороде находилась одна из самых крупных в Европе Ганзейских контор, в состав которой входили Готский и Немецкий дворы. Иноземные купцы везли в Новгород вина и балтийскую сельдь, соль и хлеб. Новгородцы вывозили мед, меха, воск и лен, которые высоко ценились во всей Европе.


Центром Новгорода был Новгородский Кремль (Детинец. Заложенный еще в 11 веке князем Владимиром Ярославовичем).


В главном храме города – Софийском соборе — хранилась государственная казна, оглашались указы, заключались торговые и военные союзы, принимались иноземные послы. Софийский собор до последних дней новгородской республики оставался ее главным символом.


Другим примером домонгольского памятника может служить Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный одним из первых русских архитекторов — мастером Петром. К этому же числу относится удивительно гармоничная Церковь Спаса на Нередице и церковь Спаса Преображения на Ильине улице, где сохранились росписи великого русского иконописца Феофана Грека.


Музей Витославицы — собрание свезенных старинных деревянных построек Новгородского уезда.

Стомость тура, рубли:





 

Взрослые

Студенты

Школьники

Пенсионеры

Граждане РФ


Иностранцы


Полное бронирование


Другие экскурсии:

Экскурсия в Тихвин

Монастыри Приладожья

Русь изначальная — Рерих

Зеленец — Старая Ладога

Псков-Изборск-Печоры

Крепости и усадьбы Ингерманландии

<<

© 2009-2020 Туристическая компания Арина.

Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России

Войти

Вверх

Новгородский духоборский старец, 1796

Александра Ивановича Герцена

В конце XVIII века духоборы подверглись жестокому гнету со стороны высших эшелонов российского самодержавия. В своей автобиографии русский писатель и мыслитель Александр Иванович Герцен (1812-1870) повествует о ногородском духоборском старосте, который в 1796 году, когда его вызвали к скоро коронованному царю Павлу (1754-1801), отказался снять шапку. За свою дерзость неуверенный и неуравновешенный царь приказал немедленно сослать и посадить в тюрьму несчастного духобора. История иллюстрирует как официальную известность, достигнутую духоборами в то время, так и степень их глубоко укоренившейся веры в равенство всех людей. Воспроизведено из «Мое прошлое и мысли; воспоминания Александра Герцена», Констанс Гарнетт (пер.) (Нью-Йорк: Кнопф, 1968).

В Новгородской губернии при Екатерине было очень много духоборов. Их лидер, старый начальник проводки шоферов ( ямщиков или «кучеров» — прим. ред.), в Зайцево, кажется, пользовался огромным уважением. Когда Павел ехал в Москву на коронацию, он велел позвать старца, вероятно, с целью его обращения.

Портрет российского императора Павла I работы Степана Щукина

Духоборы, как и квакеры, не снимают шапок и седой старик подошел к императору Гатчинскому (пригород Санкт-Петербурга, где жил Павел – ред.) с покрытой головой.

Это было больше, чем мог вынести Царь. Мелкая, обидчивая готовность обидеться особенно бросается в глаза Павлу и всем его сыновьям, кроме Александра; Имея в руках дикую силу, они не обладают даже звериным сознанием силы, которое удерживает большую собаку от нападения на маленькую.

«Перед кем ты стоишь в кепке?» — закричал Поль, тяжело дыша, со всеми признаками бешеной ярости. — Ты меня знаешь?

— Да, — спокойно ответил раскольник; — Вы Павел Петрович.

«Заковать его в цепи! На каторгу с ним! В шахты!» — продолжал рыцарский Пол.

Старика схватили, и царь приказал поджечь деревню с четырех сторон, а жителей отправить жить в Сибирь. На следующей остановке один из приближенных царя бросился к его корму и сказал, что он осмелился задержать исполнение воли его величества и ждет, пока он ее повторит.

Павел, уже несколько протрезвевший, понял, что поджигать деревни и посылать людей в рудники без суда — странный способ зарекомендовать себя народу. Он поручил Синоду расследовать дело крестьян и велел заключить старца на пожизненное заключение в Спасо-Ефимьевский монастырь.

Спасо-Ефимьевский монастырь, Владимир-Суздаль, Россия.

Он думал, что православные монахи будут мучить его хуже каторги; но он забыл, что наши монахи не только хорошие православные христиане, но и люди, очень любящие деньги и водку; а раскольники (общий термин для сектантов типа духоборов – прим. ред.) водки не пьют и денег не жалеют.

Старик снискал среди духоборов славу святого. Съезжались с концов России поклониться ему и платили золотом за вход к нему. Старик сидел в своей келье, одетый во все белое, а его друзья драпировали стены и потолок холстом.

Портрет Александра Герцена работы Николая Гея.

После его смерти они добились разрешения похоронить его тело с родней и торжественно перенесли на своих плечах из Владимира в Новгородскую губернию. Только духоборы знают, где он его похоронен. Они убеждены, что он обладал даром творить чудеса еще при жизни и что его тело нетленно.

Все это я слышал отчасти от владимирского губернатора И.Е. Курута, частью от почтовых извозчиков в Новгороде, частью от служителя церкви Спасо-Ефимьевского монастыря.

Теперь в этом монастыре больше нет политзаключенных, хотя тюрьма полна разных священников и духовных лиц, непослушных сыновей, на которых жаловались их родители, и так далее. Архимандрит, высокий широкоплечий мужчина в меховой шапке, показал нам тюремный двор. Когда он вошел, к нему подошел унтер-офицер с ружьем и доложил: «Честь имею доложить вашему Предстоятелю, что в остроге все благополучно и заключенных так много». Архимандрит в ответ дал ему свое благословение – какая путаница!

Дело о раскольниках было такого рода, что лучше их больше не будоражить. Я просмотрел документы, относящиеся к ним, и оставил их в покое.

. Земля и ее обитатели… География. ВАЕЯНЦЫ. 197 г. новгородские славяне отправили посольство к варягам (яртигам) «за морем», приглашая их прийти и царствовать над ними. Приглашение было принято Эвриком и двумя его братьями, Синеусом и Трувором, которые то ли в 852, то ли в 862 году поселились со «всем своим русским племенем» в Новгороде, около Псковского озера и на берегу Белого озера (Бело-Озеро). Несколько мифический Олег, преемник Рюрика, перенес столицу империи и русское имя в Киев. Но кто были эти русские вараги? Ли шестнадцатый Фото

Подписи предоставлены нашими авторами.

RM Идентификатор изображения: RE5PP9

Предварительный просмотр

Подробности изображения

Идентификатор изображения:

RE5PP9

Размер файла:

7,1 МБ (268,1 КБ сжато. программное обеспечение для обработки изображений.

Выпуски:

Модель — нет | Собственность — нет Нужен ли релиз?

Размеры:

1943 x 1286 пикселей | 32,9 х 21,8 см | 13 х 8,6 дюйма | 150 точек на дюйм

Дополнительная информация:

Это изображение является общественным достоянием, что означает, что либо срок действия авторских прав на изображение истек, либо владелец авторских прав отказался от своих авторских прав. Alamy взимает с вас плату за доступ к копии изображения в высоком разрешении.

Это изображение может иметь недостатки, так как оно либо историческое, либо репортажное.

. Земля и ее обитатели… География. ВАЕЯНЦЫ. 197 г. новгородские славяне отправили посольство к варягам (яртигам) «за море,» приглашая их прийти и царствовать над ними. Приглашение было принято Эуриком и двумя его братьями, Синеусом и Трувором, которые либо в 852, либо в 862 году поселились в " все их русское племя " в Новгороде, около Псковского озера и на берегу Белого озера (Бело-Озеро). Несколько мифический Олег, преемник Рюрика, перенес столицу империи и русское имя в Киев. Но кто были эти русские вараги? В шестнадцатом столетии их родина прослеживается до летто-пруссаков, живших на юге Балтийского моря, которые в то время считались представителями имперской расы Рима, вследствие своего национального имени латвины, легко превращавшегося в латыни, и священный город Ромове, отождествляемый с Римом. Но совсем недавно их происхождение искали в Швеции, и эту точку зрения поддержал P’ig. 96.—КУРГАНЫ ЧЕРНИГОВА. Масштаб 1 : 600, 000.. Кур|ан® Городисфитше 5 Миль. многочисленными свидетельствами, свидетельствующими о том, что народное название восточных славян происходит от скандинавских бродяг, в то время ходивших по свету в поисках славы или грабежа. Согласно Кунику, Росс, или Русс, было именем, данным балтийскими финнами свеарам, или шведам, с западного побережья Балтики, и, несмотря на их славянскую орфографию, почти все имена последователей Рюрика, встречающиеся в русские летописи легко прослеживаются до скандинавского происхождения.