Крестовый поход на русь кратко: Первый крестовый поход – участники, цели и результаты кратко (история, 6 класс)

Содержание

Первый крестовый поход – участники, цели и результаты кратко (история, 6 класс)

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 493.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 493.

Кратко о первом крестовом походе 1096-1099 гг. можно сказать, что он стал началом цикла военных кампаний европейцев на Ближнем Востоке. Его участники, ставя целью освобождение Святой земли, обострили отношения между христианами и мусульманами, но одновременно способствовали возрождению международной торговли.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Повод к началу первого похода

В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.

Рис. 1. Клермонский собор.

Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец – цель первого крестового похода.

Участники похода

В военной кампании участвовали представители всех слоев населения Европы. Это были:

  • крупные и средние феодалы;
  • мелкие рыцари;
  • крестьяне и городская беднота;
  • ремесленники и торговцы;
  • католическая церковь.

Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах.

Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток.

Ход событий

Дата 1096 – выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи – и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.

Весной 1096 года тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096 года, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.

За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.

Рис. 2. Захват Иерусалима крестоносцами.

Результат и последствия похода

Итоги и последствия похода 1096-1099 годов были неоднозначными.
Их можно представить в виде таблицы.

Позитивные

Негативные

1. Расширение знаний христиан и мусульман друг о друге.

2. Развитие торговли с восточными странами.

3. Заимствование научных знаний европейцами.

4. Знакомство европейцев с новыми сельскохозяйственными культурами.

5. Сплочение христианских народов под знаком креста во главе с Папой Римским.

1. Многочисленные человеческие жертвы.

2. Разрушение городов и гибель памятников культуры.

3. Ощущение общности у европейцев было связано с резко отрицательным отношением к иноверцам.

В результате похода на Ближнем Востоке и в Малой Азии возник ряд государств крестоносцев. Просуществовали они недолго. Появились также несколько духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, тевтонцы, госпитальеры и другие.

Рис. 3. Карта государств крестоносцев на Ближнем Востоке.

Что мы узнали?

Мы узнали в каком году был первый крестовый поход, изучаемый в курсе Истории 6 класса. Выяснили причины и повод, его вызвавшие. Узнали состав участников военной кампании, её результаты и последствия для христианского и мусульманского мира.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Нина Тарабукина

    10/10

  • Rrr Ttt

    10/10

  • Игорь Чернов

    9/10

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 493.


А какая ваша оценка?

Тест Крестовые походы по истории онлайн

Последний раз тест пройден 15 часов назад.




Для учителя



Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

  1. Вопрос 1 из 10

    Сколько было важнейших крестовых походов?:

    • Шесть

    • Семь

    • Восемь

    • Десять

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Крестовые походы представляли собой вооруженное движение христиан Запада на мусульманский Восток с целью завоевания Палестины и возвращения Гроба Господня из-под гнета неверных. За два столетия, что продолжались крестовые походы, наибольшее значение для истории имели только восемь.

    В вопросе ошибка?

  2. Вопрос 2 из 10

    Какое событие стало поводом к началу крестовых походов?:

    • Захват византийцами Гроба Господнего

    • Захват европейцами Константинополя

    • Захват турками-сельджуками Палестины

    • Захват мусульманами Константинополя

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    По­во­дом к на­ча­лу крестовых походов по­слу­жи­ло за­вое­ва­ние тур­ка­ми-сель­джу­ка­ми в 1070–1080-е гг. Си­рии и Па­ле­сти­ны, за­хват ими боль­шей час­ти Ма­лой Азии и об­ра­ще­ние ви­зантийского императора Алек­сея I Ком­ни­на к европейским государям с прось­бой о по­мо­щи.

    В вопросе ошибка?

  3. Вопрос 3 из 10

    Кто выступил с призывом к первому крестовому походу?:

    • Папа Урбан II

    • Король Германии Фридрих I Барбаросса

    • Король Англии Ричард I Львиное Сердце

    • Князь Руси Владимир Мономах

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Первый крестовый поход был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I.

    В вопросе ошибка?

  4. Вопрос 4 из 10

    Какой палестинский город был захвачен крестоносцами в результате первого крестового похода?:

    • Константинополь

    • Иерусалим

    • Клермон

    • Эдесса

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Первым городом, захваченным крестоносцами в ходе крестовых походов, стал палестинский город Иерусалим. Осада продолжалась с 7 июня по 15 июля 1099 года, в результате священный город был захвачен войсками крестоносцев.

    В вопросе ошибка?

  5. Вопрос 5 из 10

    С чем боролась католическая церковь в ходе Альбигойского похода?

    • Ересью катаров

    • Христианами Византии

    • Кельтами Франции

    • Мусульманами Палестины

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209–1229 гг. ) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью по искоренению ереси катаров в области Лангедок.

    В вопросе ошибка?

  6. Вопрос 6 из 10

    Крестовый поход Владимира Мономаха был направлен против:

    • Печенегов

    • Половцев

    • Монголов

    • Татар

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Большая часть жизни Владимира Мономаха прошла в борьбе против кочевых племен половцев. По повелению Великого Князя Киевского Владимира Мономаха и по решению Любечского съезда в 1111 году был организован Русский Крестовый Поход в степь против половцев.

    В вопросе ошибка?

  7. Вопрос 7 из 10

    Выберите в перечне духовно-рыцарских орденов лишнее:

    • Тамплиеры

    • Госпитальеры

    • Тевтонцы

    • Катары

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Правильный ответ – катары, поскольку это была еретическая христианская секта, достигшая расцвета в Западной Европе в XII–XIII веках.

    В вопросе ошибка?

  8. Вопрос 8 из 10

    Крестовый поход, организованный в 1212 году, получил название:

    • Бедняков

    • Константинопольский

    • Детский

    • Против ереси

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме. Это народное движение вошло в историю как Крестовый поход детей.

    В вопросе ошибка?

  9. Вопрос 9 из 10

    У крестоносцев никогда не было государства:

    • Массилия

    • Триполи

    • Антиохия

    • Иерусалимское

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Крестоносцами были созданы государство Триполи, княжество Антиохское, графство Эдесское, Иерусалимское королевство. Массилия — древнее название Марселя, греческая колония, основанная в VI в. фокейцами.

    В вопросе ошибка?

  10. Вопрос 10 из 10

    Общепринятые хронологические рамки крестовых походов:

    • 1070–1270 гг.

    • 1096–1315 гг.

    • 1096–1272 гг.

    • 1096–1212 гг.

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ


    Пояснение к правильному ответу

    Крестовые походы продолжались с 1096 по 1272 годы.

    В вопросе ошибка?

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Валерия Заднипряная

    9/10

  • Богдан Новосёлов

    10/10

  • Андрей Трансляторов

    7/10

  • Умат Кахаров

    8/10

  • Леонид Фролов

    8/10

  • Екатерина Щелкунова

    6/10

  • Roza Kaldybaeva

    10/10

  • Кристина Гудиева

    9/10

  • Серёга Шиловский

    9/10

  • Марк Немировский

    10/10

Рейтинг теста

3. 4

Средняя оценка: 3.4

Всего получено оценок: 3162.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Святой воин Кремля — внешняя политика

МОСКВА — За несколько недель до того, как турецкие военные сбили российский самолет в небе вблизи сирийско-турецкой границы, до того, как на видеозаписях видно, что туркменские повстанцы явно стоят над телом одного из пилотов самолета, упиваясь его смертью, протоиерей Всеволод Чаплин благословил российскую интервенцию на Ближнем Востоке.

«Борьба с терроризмом — это священная битва», — сказал Чаплин, видный представитель Русской православной церкви, в интервью российской службе новостей «Интерфакс» в конце сентября. «И сегодня наша страна, пожалуй, самая активная сила в мире, борющаяся с этим».

Такого рода риторические излишества могли бы остаться незамеченными, если бы Чаплин почувствовал себя вынужденным отступить или если бы российское правительство сочло нужным отвергнуть его комментарии. Но реальность была прямо противоположной. Около 70 процентов россиян считают себя православными христианами, поэтому Кремль полагался на церковь — и на Чаплина, одного из ее публичных лиц — для усиления общественной поддержки военных действий в Сирии. Патриарх Православной церкви Кирилл, верный союзник Кремля, также вмешался, высоко оценив то, что он назвал решением России «защитить сирийский народ от бед, вызванных тиранией террористов».

Хотя поначалу русские были настроены скептически, усилия церкви — вместе с пропагандистской акцией государственных СМИ помогли убедить их в том, что военные действия в Сирии — это благо для России и для всего мира. В конце сентября, всего за несколько дней до начала российских авиаударов по силам, выступающим против сирийского президента Башара Асада, всего 14% россиян в ходе опроса указали, что они поддерживают военное вмешательство. К началу октября новый опрос показал, что 72% опрошенных поддерживают решение президента Владимира Путина о размещении российских истребителей в Сирии.

Но не только русские обратили внимание на комментарии церкви: в середине октября Абу Мухаммад аль-Аднани, официальный представитель Исламского государства, призвал к джихаду против России. В 40-минутном аудиообращении, которое также включало призыв к «исламской молодежи» «разжигать» нападения на Соединенные Штаты, Аднани выделил заявление Чаплина как свидетельство того, что Москва ведет «войну крестоносцев» против мусульман. «Россия потерпит поражение», — пообещал он.

Примерно через две недели, 31 октября, российский пассажирский самолет, полный отдыхающих, возвращавшихся домой с популярного египетского курорта на Красном море, разбился в воздухе, в результате чего погибли все 224 человека на борту. Это была самая смертоносная авиакатастрофа в истории России и СССР. Пока разбитый самолет тлел в Синайской пустыне, группа, связанная с Исламским государством, взяла на себя ответственность и праздновала гибель так называемых «русских крестоносцев». Хотя российские и египетские официальные лица первоначально отвергли это заявление, Россия на прошлой неделе признала, что авиалайнер на самом деле был сбит бомбой, заложенной истребителями, разъяренными, по крайней мере частично, комментарием Чаплина о «священной битве».

Когда я посетил Чаплина вскоре после разрушения авиалайнера, он не выглядел человеком, борющимся с последствиями своих действий. Бородатый 47-летний член светского духовенства Русской православной церкви настаивал на том, что он не собирался изображать российскую военную интервенцию в Сирии как «религиозную войну», но он также не извинился за свой провокационный выбор слов. «В борьбе с терроризмом жизненно важна духовная и религиозная мотивация», — сказал мне Чаплин, когда мы говорили в его центральном московском офисе среди религиозных икон и богословских фолиантов. «Это высшая форма мотивации».

Несколько недель спустя убеждения Чаплина снова подверглись проверке, на этот раз после того, как 24 ноября турецкие военные сбили российский самолет, заявив, что он нарушил воздушное пространство Турции. Два пилота самолета катапультировались, но вскоре после этого туркменские повстанцы, действовавшие в Сирии, взяли на себя ответственность за то, что сбили с неба по крайней мере одного из пилотов-парашютистов. Видео, опубликованное в Интернете, показывает группу людей, стоящих над его окровавленным телом. «Это русский летчик и убийца мужчин, женщин и детей», — говорит один из мужчин.

Выступая в тот же день на заседании Общественной палаты России, консультирующей правительство, Чаплин казался невозмутимым, мимоходом упомянув о сбитии и подбадривая россиян. «Нам нечего бояться ни терроризма, ни экстремизма», — сказал он. «Идеологически, духовно и морально мы будем сильнее любой силы зла».

То, что у Чаплина есть смелость в своих убеждениях, кажется очевидным; что менее ясно, так это то, сможет ли он после событий последнего месяца убедить русских последовать за ним.

* * *

Родившийся в 1968 году в Москве, Чаплин, как и подавляющее большинство верующих в официально атеистическом Советском Союзе, в детстве был тайно крещен. Он официально присоединился к церкви после окончания средней школы в середине 1980-х годов и начал медленно, но неуклонно подниматься по служебной лестнице.

Православная церковь с более чем 1000-летней историей после десятилетий репрессий в советское время вышла из тени в 1990-х и 2000-х годах. Большую часть этого времени Чаплин имел репутацию либерального реформатора среди других церковных деятелей. Но к середине 2000-х он начал крениться в сторону ультраконсерватизма и резких антизападных взглядов. В 2009 году он был назначен главой отдела по связям с общественностью церкви., в том же году, когда его наставник Владимир Михайлович Гундяев был избран главой церкви, став патриархом Кириллом.

Примерно в это же время Путин, который уже почти десять лет находится у власти (и никогда не скрывал, как он говорит, своей глубокой христианской веры), начал призывать церковь играть центральную роль в Политическая и культурная жизнь России. Потрясенный преимущественно прозападными протестами среднего класса, охватившими Москву в 2011–2012 годах, Путин обратился за поддержкой к более консервативному и ксенофобскому центру России, заняв твердую позицию по таким вопросам, как гомосексуальность и права меньшинств. В 2011 году патриарху Кириллу была дарована резиденция в Кремле, что стало во многом символическим актом, подчеркнувшим могущество возрождающейся церкви. Путин также призвал церковь наладить отношения с вооруженными силами. Вскоре священники стали обычным делом окроплять российские космические ракеты святой водой перед стартом. Православная церковь даже провела богослужение в честь национального запаса ядерного оружия.

Сегодня Чаплин считается неофициальным лидером все более заметных и временами агрессивных православных радикальных активистов России, которые нападали на активистов за права геев и совершали акты вандализма на «кощунственных» художественных выставках в Москве.

У него явно ненасытный аппетит к центру внимания и способность к провокационной риторике. В 2012 году его готовность говорить с журналистами сделала его де-факто ответственным лицом церкви по судебному преследованию феминистских панк-рокеров Pussy Riot. В одном из интервью он заявил, что печально известный протест Pussy Riot в крупнейшем соборе Москвы был символом «сатанинской ярости», которую, по его словам, оппозиционные силы страны развязали против Православной церкви. В том же году, когда Кремль готовился принять закон, запрещающий американским семьям усыновлять русских детей, Чаплин оправдывал закон тем, что дети, воспитанные в Соединенных Штатах, не смогут получить «истинно христианское воспитание» и им будет запрещен въезд. в «Царство Божие».

«Такая риторика была вполне приемлема не только для церкви, но и для российского общества, которое оказалось готовым к волне консерватизма», — написал в недавнем профиле ведущий аналитик московского Центра политических технологий Алексей Макаркин. Чаплина.

Однако Чаплин не всегда хочет признать, что политическая риторика может иметь политические последствия. Его явно раздражали предположения, в том числе и в российских СМИ, что он навлек гнев Исламского государства на свою родину. И он был непреклонен в преуменьшении значения объявления джихада Исламским государством. «Это не первый раз, когда против России призывают к джихаду», — сказал он, сославшись на исламистское повстанческое движение на преимущественно мусульманском Северном Кавказе России, бушевавшее с разной степенью интенсивности на протяжении большей части долгого правления Путина, а 18 и 19вв. «И мы всегда выходили победителями».

Действительно, Россия подавила исламский мятеж на Кавказе в конце 18 века, когда войска Екатерины Великой разгромили бойцов, верных чеченскому имаму шейху Мансуру. В 19 веке джихад вновь был объявлен против России имамом Шамилем, яростным дагестанским бойцом, который и по сей день остается легендарной фигурой на Северном Кавказе, несмотря на то, что в конечном итоге попал в плен к царским войскам. В постсоветский период Россия вела две войны в Чечне, что привело к всплеску исламского экстремизма с начала 2000-х годов.

Но чего Чаплин не упомянул, так это того, что частичные победы современной России над исламистским экстремизмом достались ужасной ценой: почти 2000 человек погибли в десятках смертоносных нападений по всей стране с тех пор, как Путин пришел к власти. И впереди могут быть новые несчастья: 12 ноября в онлайн-видео «Исламское государство» пригрозило неизбежными зверствами внутри России. «Скоро, очень скоро кровь прольется океаном», — пообещала группа боевиков.

Но это не обязательно то, о чем Чаплин будет сожалеть. В июне в эфирной тираде против того, что он назвал «мертвой идеологией секуляризма», Чаплин лирически восхвалял «пользу» войны для коллективной души России. «Мир не продлится долго», — сказал он. «Бог восстановит баланс между религиозностью и секуляризмом, вмешиваясь в историю и посылая страдания».

Недавние трагические события не смягчили его взглядов. Когда я спросил его, чувствует ли он хоть капельку ответственности за гибель русских отдыхающих над Египтом, Чаплин оторвался от кучи документов, которые он подписывал на протяжении всего нашего разговора. «Авиакатастрофа в Египте была необходима российскому обществу», — сказал он. «Общество увидело смерть и осознало, что жизнь в погоне за развлечениями, материальным благополучием, праздниками и так далее — это неправильный образ жизни. Это абсурдный образ жизни. Если человек этого не понимает, то Бог ему об этом напомнит».

Это было удивительное заявление для одного из самых высокопоставленных представителей Русской Православной Церкви после периода национального траура. Я перепроверил, что он действительно хотел официально заявить, что потеря более 200 жизней, в том числе около 20 детей, имела и положительную сторону. Чаплин уточнил, но общий смысл остался прежним: «Войны и катастрофы нужны, чтобы люди не слишком уверились в том, что им нужно строить себе жизнь здесь, на земле. Это ложное убеждение. Так что, хотя нам жаль тех людей, которые погибли, для остального общества да, это было необходимо».

Путин, со своей стороны, никогда не одобрял катастрофические человеческие жертвы. Но он, кажется, согласен с оценкой Чаплина, что религия — единственный доступный оплот против морального и общественного краха. «Многие евроатлантические страны отошли от своих корней, в том числе от христианских ценностей, — заявил Путин на собрании иностранных экспертов и политологов в Новгородской области осенью 2013 года. -детская семья и однополое партнерство, вера в бога и вера в сатану. Это путь к деградации».

Когда я напомнил Чаплину слова Путина, он согласно кивнул. «Главная проблема между Россией и Западом не политическая, а нечто более серьезное — духовная», — сказал он. Вдохновленный, он пустился в резкое осуждение того, что он называет «нечестивой» верой Запада в рационализм и секуляризм. «Рациональность — один из самых чудовищных случаев глупости, известных человеку», — сказал он. «Мы не можем познать жизнь одним лишь интеллектом. Запад должен измениться, иначе нас ожидает худшая катастрофа, чем та, что только что постигла Россию». Катастрофа, посланная Богом? «Конечно», — сказал Чаплин, прежде чем вернуться к своей бесконечной стопке бумаг.

* * *

Реакционное благочестие Чаплина всегда соперничало с его мятежным духом. Время от времени посещая московский ночной клуб альтернативной музыки «Проект ОГИ», он также пишет антиутопии под псевдонимом Арон Шемайер.

И в отличие от подавляющего большинства своих собратьев-священников, он без колебаний критикует светские власти страны, если считает, что они угрожают целостности нации. В августе он произвел фурор, когда призвал заменить «усталую, коррумпированную и циничную элиту» России новым поколением молодых православных верующих. «В нынешней политической системе мне многое не нравится», — сказал он мне, сославшись на коррупцию и позорный послужной список России по имущественному неравенству, которое является одним из самых высоких в мире.

Даже Путин предупрежден. Хотя патриарх Кирилл поддержал его заявку на третий президентский срок в 2012 году, назвав его долгое правление «чудом Божьим», Чаплин колебался, когда его спросили, поддержит ли церковь бывшего сотрудника КГБ, если он решит баллотироваться в четвертый раз. «Многое зависит от того, сможем ли мы выйти из этой ситуации экономической стагнации, и смогут ли руководители страны вместе с народом пробудить дремлющие силы нации», — сказал Чаплин. «Но церковь сегодня — это не только люди в рясах. Это большое количество активных православных мирян. Этим людям нельзя приказывать, они организуются и выскажутся. Они определят мнение православных христиан, когда придет время смены власти. И власть в России рано или поздно сменится. Мы должны начать думать об этом сегодня».

Через три дня после нашего разговора, 12 ноября, Чаплин инициировал то, что, возможно, является его самым большим вызовом политическому порядку России, когда он заявил, что Православная церковь считает себя «равной государству» и должна обладать теми же полномочиями, что и правительству, когда речь идет о «решениях, затрагивающих основные церковные интересы или связанных с нравственным или духовным измерением жизни». Игнорируя закрепленное в Конституции России разделение церкви и государства, Чаплин заявил: «Наш голос, голос большинства, должен быть определяющим при принятии любых решений. Никто не может сказать нам «нет». Поразительно, но никто из Православной Церкви, в том числе патриарх Кирилл, не счел нужным упрекнуть Чаплина в его неприкрытом пренебрежении к российскому конституционному праву.

Комментарии Чаплина произвели небольшую сенсацию. «Станет ли Русская Православная Церковь Служением Святого Духа?» — спросил массовик «Московский комсомолец» таблоид. «Одно из основных представлений [нашей] культуры — это табу, разделяющее мир сакральный и мир светский», — сказал Андрей Кураев, известный диакон православной церкви, часто конфликтующий с церковной иерархией. «К сожалению, сегодня мы видим, что официальный представитель церкви перешел эту границу». Приведенные в боевую готовность российские либералы набросились на Чаплина в Интернете. «Я уважаю все религии и всех верующих, но у них нет никаких привилегий передо мной — атеистом», — написал оппозиционный политик Борис Вишневский в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы». «Мы абсолютно равны в светском государстве. Вот почему мы должны говорить «нет» церкви каждый раз, когда она добивается статуса правительства».

«Христианин не должен бояться говорить правду Евангелия», — сказал мне Чаплин, когда наш разговор подходил к концу, когда я спросил его о его таланте к полемике. «И эта правда не всегда политкорректна. Но сегодня это единственный способ достучаться до тех людей, которые живут неправильно и даже не подозревают об этом».

Через четыре дня после нашего интервью боевики «Исламского государства» развязали войну на улицах Парижа, убив не менее 130 человек в ходе серии скоординированных нападений. Была ли та ночь ужаса той «катастрофой», которую Чаплин предсказал Западу, если он продолжит идти по «чудовищному» пути рационализма и секуляризма? На этот раз протоиерей промолчал.

Фото предоставлено: АНДРЕЙ СМИРНОВ/АФП/Getty Images

Реальная история крестовых походов

Крестовые походы, возможно, являются самым непонятым событием в европейской истории. Большая часть того, что считается достоянием общественности, либо вводит в заблуждение, либо просто ошибочна.

Неверные представления о крестовых походах слишком распространены. Крестовые походы обычно изображают как серию священных войн против ислама, которые ведут одержимые властью папы и которые ведутся религиозными фанатиками. Считается, что они были воплощением самодовольства и нетерпимости, черным пятном на истории католической церкви в частности и западной цивилизации в целом. Порода протоимпериалистов, крестоносцы привнесли западную агрессию на мирный Ближний Восток, а затем исказили просвещенную мусульманскую культуру, оставив ее в руинах. За вариациями на эту тему далеко ходить не надо. См., например, знаменитый трехтомный эпос Стивена Рансимена, History of the Crusades , или документальный фильм BBC/A&E The Crusades , ведущий Терри Джонс. Обе ужасные истории, но удивительно занимательные.

Так что же правда о крестовых походах? Ученые все еще работают над некоторыми из них. Но многое уже можно сказать с уверенностью. Начнем с того, что крестовые походы на восток были во всех отношениях оборонительными войнами. Они были прямым ответом на мусульманскую агрессию — попыткой повернуть назад или защититься от мусульманских завоеваний христианских земель.

Христиане одиннадцатого века не были параноидальными фанатиками. Мусульмане действительно охотились за ними. В то время как мусульмане могут быть миролюбивыми, ислам родился в войне и вырос таким же образом. Со времен Мухаммеда средством мусульманской экспансии всегда был меч. Мусульманская мысль делит мир на две сферы: Обитель Ислама и Обитель Войны. Христианство — и, если уж на то пошло, любая другая немусульманская религия — не имеет места жительства. Христиан и евреев можно терпеть в мусульманском государстве под мусульманским правлением. Но в традиционном исламе христианские и еврейские государства должны быть уничтожены, а их земли захвачены. Когда Мухаммед вел войну против Мекки в седьмом веке, христианство было доминирующей религией власти и богатства. Как вера Римской империи, она распространилась по всему Средиземноморью, включая Ближний Восток, где и зародилась. Таким образом, христианский мир был главной мишенью для первых халифов и останется таковой для мусульманских лидеров в течение следующей тысячи лет.

С безопасного расстояния в несколько столетий легко с отвращением смотреть на крестовые походы. Религия, в конце концов, не из-за чего воевать.

С огромной энергией воины ислама выступили против христиан вскоре после смерти Мухаммеда. Они были чрезвычайно успешными. Палестина, Сирия и Египет — когда-то самые христианские районы мира — быстро пали. К восьмому веку мусульманские армии завоевали всю христианскую Северную Африку и Испанию. В XI веке турки-сельджуки завоевали Малую Азию (современную Турцию), которая была христианской со времен святого Павла. Старая Римская империя, известная современным историкам как Византийская империя, превратилась в Грецию. В отчаянии император в Константинополе послал письмо христианам Западной Европы с просьбой помочь своим братьям и сестрам на Востоке.

Вот что породило Крестовые походы. Они были не детищем честолюбивого папы или ненасытных рыцарей, а ответом на более чем четыре столетия завоеваний, в ходе которых мусульмане уже захватили две трети старого христианского мира. В какой-то момент христианство как вера и культура должны были защищать себя или быть поглощены исламом. Крестовые походы были такой защитой.

Папа Урбан II призвал рыцарей христианского мира дать отпор завоеваниям ислама на Клермонском соборе в 109 г.5. Реакция была потрясающей. Многие тысячи воинов приняли крестный обет и готовились к войне. Почему они это сделали? Ответ на этот вопрос был плохо понят. На волне Просвещения обычно утверждалось, что крестоносцы были просто безземельными и бездельниками, которые использовали в своих интересах возможность грабить и мародерствовать в далекой стране. Выраженные крестоносцами чувства благочестия, самопожертвования и любви к Богу, очевидно, не следует принимать всерьез. Они были лишь прикрытием для более темных дизайнов.

За последние два десятилетия компьютерные исследования чартеров разрушили это изобретение. Ученые обнаружили, что рыцари-крестоносцы, как правило, были богатыми людьми, имевшими много собственных земель в Европе. Тем не менее, они добровольно отдали все, чтобы выполнить святую миссию. Крестовый поход стоил недешево. Даже богатые лорды могли легко разорить себя и свои семьи, присоединившись к крестовому походу. Они поступали так не потому, что ожидали материальных благ (которые у многих из них уже были), а потому, что надеялись накопить сокровища там, где их не испортят ни ржавчина, ни моль. Они остро осознавали свою греховность и стремились принять на себя тяготы крестового похода в качестве покаянного акта милосердия и любви. Европа усеяна тысячами средневековых хартий, свидетельствующих об этих чувствах, хартиями, в которых эти люди до сих пор говорят с нами, если мы послушаем. Конечно, они были не против захватить добычу, если бы она была. Но правда в том, что Крестовые походы были печально известны грабежами. Несколько человек разбогатели, но подавляющее большинство вернулось ни с чем.

Урбан II дал крестоносцам две цели, обе из которых останутся центральными в восточных крестовых походах на века. Первым было спасение христиан Востока. Как позже писал его преемник, Папа Иннокентий III:

Как может человек любить по божественному завету своего ближнего, как самого себя, когда, зная, что его братья-христиане по вере и по имени содержатся вероломными мусульманами в строгом заключении и отягощены под ярмом тяжелейшего рабства он не посвящает себя задаче их освобождения? . ..Неужели вы не знаете, что многие тысячи христиан скованны в рабство и заключены в тюрьму мусульманами, замучены неисчислимыми мучениями?

В какой-то момент христианству как вере и культуре пришлось защищаться или быть поглощенным исламом. Крестовые походы были такой защитой.

«Крестовый поход», как справедливо заметил профессор Джонатан Райли-Смит, понимался как «акт любви» — в данном случае любви к ближнему. Крестовый поход рассматривался как попытка милосердия исправить ужасную несправедливость. Как писал Папа Иннокентий III рыцарям-тамплиерам: «Вы воплощаете в жизнь слова Евангелия: «Нет большей любви, чем та, что он положит душу свою за друзей своих»» 9.0003

Второй целью было освобождение Иерусалима и других мест, освященных жизнью Христа. Слово крестовый поход современное. Средневековые крестоносцы считали себя паломниками, совершающими праведные дела на пути к Гробу Господню. Индульгенция Крестового похода, которую они получили, была канонически связана с индульгенцией паломничества. Эта цель часто описывалась в феодальных терминах. Призывая к Пятому крестовому походу в 1215 году, Иннокентий III писал:

Задумайтесь, дорогие сыновья, внимательно задумайтесь, что если какой-нибудь светский король будет изгнан из своих владений и, возможно, захвачен, то не станет ли он, когда ему вернут его первозданную свободу и свободу? пришло время вершить правосудие, смотреть на его вассалов как на неверных и предателей … разве они не посвятили не только свое имущество, но и свою личность делу его освобождения? …И точно так же Иисус Христос, Царь царей и господин господствующих, чьим слугой вы не можете отрицать, кто соединил вашу душу с вашим телом, кто искупил вас Драгоценной Кровью… осудит вас за порок неблагодарность и преступление неверности, если вы пренебрегаете помочь Ему?

Таким образом, отвоевание Иерусалима было не колониализмом, а актом восстановления и открытым заявлением о любви к Богу. Средневековые люди, конечно же, знали, что у Бога есть сила восстановить Иерусалим Сам — более того, у Него была сила вернуть весь мир под Его власть. Однако, как проповедовал св. Бернар Клервосский, Его отказ сделать это был благословением для Его народа:

Еще раз говорю: подумайте о благости Всемогущего и обратите внимание на Его планы милосердия. Он обязывает Себя перед вами или, скорее, делает вид, что делает это, чтобы помочь вам выполнить ваши обязательства перед Ним… Я называю блаженным поколение, которое может воспользоваться возможностью такого обильного снисходительности, как это.

Часто предполагается, что главной целью крестовых походов было насильственное обращение мусульманского мира. Нет ничего более далекого от правды. С точки зрения средневековых христиан мусульмане были врагами Христа и Его Церкви. Задачей крестоносцев было победить их и защититься от них. Это все. Мусульманам, которые жили на завоеванных крестоносцами территориях, как правило, разрешалось сохранять свою собственность и средства к существованию, а также свою религию. Действительно, на протяжении всей истории Иерусалимского королевства крестоносцев число жителей-мусульман намного превосходило число католиков. Только в 13 веке францисканцы начали усилия по обращению мусульман. Но в основном они были неудачными и в конце концов были заброшены. В любом случае, такие усилия были основаны на мирном уговоре, а не на угрозе насилия.

Крестовые походы были войнами, поэтому было бы ошибкой характеризовать их только как благочестие и благие намерения. Как и все войны, насилие было жестоким (хотя и не таким жестоким, как современные войны). Были казусы, промахи и преступления. Их обычно хорошо помнят сегодня. В первые дни Первого крестового похода в 1095 году разношерстная банда крестоносцев во главе с графом Эмихо из Лейнингена двинулась вниз по Рейну, грабя и убивая всех евреев, которых они могли найти. Местные епископы безуспешно пытались остановить бойню. В глазах этих воинов иудеи, как и мусульмане, были врагами Христа. Следовательно, грабить и убивать их не было пороком. Действительно, они считали это праведным поступком, поскольку деньги евреев могли быть использованы для финансирования крестового похода в Иерусалим. Но они ошибались, и Церковь резко осудила антиеврейские выпады.

Пятьдесят лет спустя, когда готовился Второй крестовый поход, св. Бернар часто проповедовал, что евреев нельзя преследовать:

Спросите любого, кто знаком со Священным Писанием, что он находит предсказания о евреях в Псалме. «Не об их уничтожении молю я», — говорится в нем. Евреи для нас живые слова Писания, ибо они всегда напоминают нам о том, что претерпел наш Господь… При христианских князьях они терпят тяжкий плен, но «только ждут часа своего избавления».

Тем не менее, монах-цистерцианец по имени Радульф возбудил людей против евреев Рейнской области, несмотря на многочисленные письма от Бернарда с требованием остановиться. В конце концов Бернар был вынужден сам отправиться в Германию, где он догнал Радульфа, отправил его обратно в свой монастырь и положил конец резне.

Часто говорят, что в этих средневековых погромах можно увидеть корни Холокоста. Это может быть. Но если так, то эти корни гораздо глубже и шире, чем крестовые походы. Евреи погибли во время крестовых походов, но целью крестовых походов было не уничтожение евреев. Как раз наоборот: папы, епископы и проповедники ясно дали понять, что евреев Европы нельзя трогать. В современной войне мы называем такие трагические смерти «сопутствующим ущербом». Даже с помощью умных технологий Соединенные Штаты убили в наших войнах гораздо больше невинных людей, чем крестоносцы. Но никто не стал бы всерьез утверждать, что цель американских войн — убивать женщин и детей.

По любым подсчетам, Первый крестовый поход был далекой перспективой. Не было ни лидера, ни цепочки подчинения, ни линий снабжения, ни подробной стратегии. Это были просто тысячи воинов, марширующих вглубь вражеской территории, преданных общему делу. Многие из них погибли либо в бою, либо от болезней или голода. Это была тяжелая кампания, которая, казалось, всегда была на грани катастрофы. И все же это чудом удалось. К 1098 году крестоносцы вернули Никею и Антиохию христианскому правлению. В июле 109 г. 9 они завоевали Иерусалим и начали строить христианское государство в Палестине. Радость в Европе была безудержной. Казалось, что ход истории, поднявший мусульман на такую ​​высоту, теперь изменился.

Но это не так. Когда мы думаем о Средневековье, легко рассматривать Европу в свете того, чем она стала, а не того, чем она была. Колоссом средневекового мира был ислам, а не христианский мир. Крестовые походы интересны во многом тем, что они были попыткой противостоять этой тенденции. Но за пять столетий крестовых походов только Первый крестовый поход значительно замедлил военный прогресс ислама. Это было вниз по склону оттуда.

Восхищаемся мы крестоносцами или нет, мир, который мы знаем сегодня, не существовал бы без их усилий.

Когда графство Эдессы, принадлежавшее крестоносцам, пало перед турками и курдами в 1144 году, в Европе поднялась огромная волна поддержки нового крестового похода. Его возглавляли два короля, Людовик VII из Франции и Конрад III из Германии, и проповедовал сам святой Бернар. Это с треском провалилось. По дороге погибло большинство крестоносцев. Те, кто добрался до Иерусалима, только ухудшили ситуацию, напав на мусульманский Дамаск, который раньше был сильным союзником христиан. После такой катастрофы христиане по всей Европе были вынуждены принять не только продолжающийся рост мусульманского могущества, но и уверенность в том, что Бог наказывает Запад за его грехи. По всей Европе возникли мирские движения благочестия, все они коренились в желании очистить христианское общество, чтобы оно было достойно победы на Востоке.

Таким образом, крестовый поход в конце двенадцатого века превратился в тотальную войну. Каждый человек, каким бы слабым или бедным он ни был, был призван на помощь. Воинам предлагалось пожертвовать своим богатством, а если потребуется, и жизнью ради защиты христианского Востока. В тылу все христиане были призваны поддержать Крестовые походы молитвой, постом и милостыней. Тем не менее, мусульмане росли в силе. Саладин, великий объединитель, объединил мусульманский Ближний Восток в единое целое, все время проповедуя джихад против христиан. В 1187 году в битве при Хаттине его войска разгромили объединенные армии христианского Иерусалимского королевства и захватили драгоценную реликвию Животворящего Креста. Беззащитные христианские города начали сдаваться один за другим, кульминацией чего стала сдача Иерусалима 2 октября. Устояла лишь горстка портов.

Ответом стал Третий крестовый поход. Его возглавили император Германской империи Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард I Львиное Сердце. По любым меркам это было грандиозное дело, хотя и не такое грандиозное, как надеялись христиане. Престарелый Фридрих утонул, переплывая реку верхом, поэтому его армия вернулась домой, не дойдя до Святой Земли. Филипп и Ричард прибыли на лодке, но их непрекращающиеся ссоры только усугубили и без того непростую ситуацию в Палестине. Отвоевав Акру, король Франции отправился домой, где занялся дележкой французских владений Ричарда. Крестовый поход, таким образом, попал в руки Ричарда. Опытный воин, одаренный лидер и превосходный тактик, Ричард вел христианские силы к победе за победой, в конце концов отвоевав все побережье. Но Иерусалима не было на берегу, и после двух безуспешных попыток обеспечить пути снабжения Священного города Ричард наконец сдался. Пообещав однажды вернуться, он заключил с Саладином перемирие, обеспечившее мир в регионе и свободный доступ в Иерусалим для невооруженных паломников. Но это была горькая пилюля. Желание восстановить Иерусалим под христианским правлением и вернуть себе Истинного Креста оставалось сильным по всей Европе.

Крестовые походы 13 века были масштабнее, лучше финансировались и лучше организовывались. Но и они потерпели неудачу. Четвертый крестовый поход (1201-1204 гг.) зашел в тупик, когда его затянули в паутину византийской политики, которую жители Запада никогда до конца не понимали. Они сделали крюк в Константинополь, чтобы поддержать имперского претендента, который обещал большие награды и поддержку Святой Земли. Однако когда он оказался на троне цезарей, их благодетель обнаружил, что не может заплатить обещанное. Таким образом, преданные своими греческими друзьями, в 1204 году крестоносцы напали, захватили и жестоко разграбили Константинополь, величайший христианский город в мире. Папа Иннокентий III, ранее отлучивший от церкви весь крестовый поход, резко осудил крестоносцев. Но мало что еще он мог сделать. Трагические события 1204 года закрыли железную дверь между католиками и греко-православными, дверь, которую даже сегодня Папа Иоанн Павел II не смог открыть снова. Ужасная ирония заключается в том, что Крестовые походы, которые были прямым результатом желания католиков спасти православный народ, еще больше и, возможно, безвозвратно отдалили их друг от друга.

Оставшаяся часть крестовых походов 13-го века прошла немногим лучше. Пятому крестовому походу (1217-1221) удалось ненадолго захватить Дамиетту в Египте, но мусульмане в конце концов разбили армию и снова заняли город. Святой Людовик IX Французский за свою жизнь совершил два крестовых похода. Первый также захватил Дамиетту, но египтяне быстро перехитрили Людовика и заставили покинуть город. Хотя Людовик находился в Святой Земле несколько лет, свободно проводя оборонительные работы, он так и не осуществил свое заветное желание: освободить Иерусалим. Он был намного старше в 1270 году, когда возглавил еще один крестовый поход в Тунис, где умер от болезни, опустошившей лагерь. После смерти святого Людовика безжалостные мусульманские вожди Бейбарс и Калавун начали жестокий джихад против христиан в Палестине. К 1291, мусульманским силам удалось убить или изгнать последних крестоносцев, тем самым стерев королевство крестоносцев с карты. Несмотря на многочисленные попытки и многие другие планы, христианские силы так и не смогли закрепиться в этом регионе до 19 века.

Можно подумать, что три века христианских поражений испортили европейцам идею крестового похода. Нисколько. В каком-то смысле у них было мало альтернативы. Мусульманские королевства становились все более, а не менее могущественными в 14, 15 и 16 веках. Турки-османы покорили не только своих собратьев-мусульман, тем самым еще больше объединив ислам, но и продолжили наступление на запад, захватив Константинополь и углубившись в саму Европу. К 15 веку крестовые походы перестали быть делом милосердия к далекому народу, а были отчаянными попытками одного из последних остатков христианского мира выжить. Европейцы начали задумываться о реальной возможности того, что ислам, наконец, достигнет своей цели — завоевания всего христианского мира. Один из величайших бестселлеров того времени, «9» Себастьяна Бранта.0079 Корабль дураков выразил это мнение в главе под названием «Об упадке веры»:

Наша вера была сильна на Востоке,
Она господствовала во всей Азии,
В мавританских землях и Африке.
Но теперь для нас этих земель нет.
«Тяжело бы и самый твердый камень оплакивать….
Четыре сестры нашей Церкви ты найдешь,
Они патриархального рода:
Константинополь, Александрия,
Иерусалим, Антиохия.
Но их конфисковали и уволили
И скоро на голову нападут.

С безопасного расстояния многих веков достаточно легко с отвращением хмуриться на крестовые походы. Религия, в конце концов, не из-за чего воевать. Но мы должны помнить, что наши средневековые предки были бы столь же возмущены нашими бесконечно более разрушительными войнами, которые вели во имя политических идеологий. И тем не менее, как средневековый, так и современный солдат в конечном счете сражаются за свой собственный мир и все, что его составляет.

Конечно, этого не произошло. Но это почти произошло. В 1480 году султан Мехмед II захватил Отранто как плацдарм для своего вторжения в Италию. Рим был эвакуирован. Однако вскоре после этого султан умер, и его план умер вместе с ним. В 1529 году Сулейман Великолепный осадил Вену. Если бы не серия ужасных ливней, которые задержали его продвижение и вынудили его оставить большую часть своей артиллерии, почти наверняка турки взяли бы город. Тогда Германия была бы в их власти.

Но даже в то время, когда происходили эти бритья, в Европе назревало что-то еще — нечто беспрецедентное в истории человечества. Ренессанс, рожденный странной смесью римских ценностей, средневекового благочестия и уникального уважения к коммерции и предпринимательству, привел к другим движениям, таким как гуманизм, научная революция и эпоха исследований. Даже борясь за свою жизнь, Европа готовилась к глобальному расширению. Протестантская Реформация, отвергшая папство и доктрину индульгенций, сделала крестовые походы немыслимыми для многих европейцев, тем самым оставив борьбу католикам. В 1571 году Священная лига, которая сама была крестовым походом, нанесла поражение османскому флоту при Лепанто. Однако подобные военные победы оставались редкостью. Мусульманская угроза была нейтрализована экономически. По мере того, как Европа росла в богатстве и могуществе, некогда устрашающие и изощренные турки стали казаться отсталыми и жалкими — больше не стоящими крестового похода. «Больной человек Европы» ковылял до 20-го века, когда он, наконец, скончался, оставив позади нынешнюю неразбериху современного Ближнего Востока.

С безопасного расстояния в несколько столетий легко с отвращением смотреть на крестовые походы. Религия, в конце концов, не из-за чего воевать. Но мы должны помнить, что наши средневековые предки были бы столь же возмущены нашими бесконечно более разрушительными войнами, которые вели во имя политических идеологий. И тем не менее, как средневековый, так и современный солдат в конечном счете сражаются за свой собственный мир и все, что его составляет. Оба готовы пойти на огромные жертвы при условии, что они служат чему-то, что им дорого, чему-то большему, чем они сами. Восхищаемся мы крестоносцами или нет, мир, который мы знаем сегодня, не существовал бы без их усилий. Древняя вера христианства с ее уважением к женщинам и антипатией к рабству не только сохранилась, но и процветала. Если бы не крестовые походы, он вполне мог бы исчезнуть вслед за зороастризмом, еще одним соперником ислама.

Заключительное примечание: Относительно современного упоминания о крестовых походах как предполагаемого недовольства исламских боевиков, все еще недовольных ими, Мэдден отмечает: «Если мусульмане выиграли крестовые походы (а они выиграли), почему гнев сейчас? Разве они не празднуют крестовые походы как великую победу? Именно так они и поступали до девятнадцатого века. Именно Запад научил Ближний Восток ненавидеть крестовые походы. первое колониальное предприятие. К 20 веку, когда империализм был дискредитирован, крестовые походы тоже были дискредитированы. С тех пор они изменились ». Он добавляет: «Правда в том, что крестовые походы не имели ничего общего с колониализмом или неспровоцированной агрессией. Они были отчаянной и в значительной степени безуспешной попыткой защититься от могущественного врага». «Вся история крестовых походов — это реакция Запада на продвижение мусульман», — отмечает Мэдден.

Комментируя недавнюю стипендию оксфордского историка Кристофера Тайермана в его недавней книге «Борьба за христианский мир: священная война и крестовые походы » (Оксфорд, 2005 г.), профессор Стивен Озмент из Гарварда пишет, что Тайерман: «утверждает, что четыре века священной Война, известная как Крестовые походы, является наиболее признанной и наиболее искаженной частью христианского Средневековья. современные политические проблемы», где это «размывает фантазию и науку» и обостряет современную ненависть». Озмент отмечает, что Тиерман также не рассматривает «крестовые походы ни как попытку западной гегемонии, ни как предательство западного христианского учения и практики». Как объясняет Тиерман, воины, откликнувшиеся на призыв папы помочь христианскому миру в Святой Земле, были известны как crucesignati, «те, кто расписался крестом». Профессор Тиерман считает, что крестовые походы в значительной степени были «войной, приукрашенной в моральном и религиозном плане», и описывает их как «высшее проявление политики убеждений». Он указывает, что крестовые походы действительно были «бойней» с резней мусульман и евреев, и что даже среди их современников крестоносцы имели неоднозначную репутацию «рыцарских героев и позолоченных головорезов». Однако, как отмечает Озмент, Тайерман добавляет, что «ведущей идеологией крестового похода была не простая реальная политика и самовозвеличивание, а идеология религиозного самопожертвования и возрождения, непосредственно созданная по образцу Таинства Покаяния». См.: Стивен Озмент «Борьба с неверными: священные войны между Востоком и Западом — это не просто история».

В то время как поддержка крестовых походов была далеко не всеобщей в христианском мире, напротив, средневековая мусульманская экспансия посредством военного завоевания джихада, как продиктовано Кораном, была напрямую поддержана исламскими учеными, которые выдвинули духовный императив к насилию. Например, Ибн Таймийя (ум. 1328), который писал: «Поскольку законная война по сути является джихадом, и поскольку ее цель состоит в том, что религия полностью принадлежит Богу, а слово Бога превыше всего, поэтому, по мнению всех мусульман, те, кто стоит на пути с этой целью нужно бороться». И Ибн Хальдун (ум. 1406), который заявил: «В мусульманской общине священная война является религиозным долгом из-за универсальности [мусульманской] миссии и [обязательства] обратить всех в ислам либо путем убеждения или силой». (См.: Роберт Конквест, Размышления об опустошенном веке , рецензия на: http://victorhanson. com/articles/thornton100406.html).

Ученый-классик, историк и комментатор Виктор Дэвид Хэнсон, рецензируя недавнюю 1000-страничную историю крестовых походов Кристофера Тайермана, God’s War (Belknap Press 2006), отмечает, как Тайерман заранее заявляет о политическом нейтралитете своей работы: «Это исследование задумано как история, а не полемика, отчет, а не суждение, не исповедальная апология или свидетельские показания в каком-то космическом судебном процессе». Затем история Тайермана указывает, как лаконично резюмирует Хэнсон, что «не только слава, или деньги, или волнение заставляли жителей Запада всех классов и национальностей рисковать своей жизнью в смертельном путешествии на негостеприимный восток, но, скорее, настоящая вера в живого Бога и их собственное желание угодить ему, сохраняя и почитая места рождения и смерти его сына». Для крестоносцев религиозная «вера управляла почти каждым аспектом их жизни и принятия решений. Крестовые походы возникли, когда церковь, в отсутствие сильного светского правительства, обладала моральным авторитетом, чтобы зажечь религиозные чувства тысяч европейцев — и они прекратилось, когда оно, наконец, потеряло такой рост».