Крестовые походы на руси: Эпоха крестовых походов — историческое значение, плюсы и минусы, участники и цель

В XI-XV вв. европейские государства принимали участие в крестовых походах против мусульман и языческих народов Европы. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что крестовые походы оказали значительное влияние на политическое развитие Руси и Священной Римской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Аргумент для России:

В
ходе военной кампании 1240-1242 гг. крестоносцы стремились захватить земли
Новгорода и Пскова и подчинить их Римской католической церкви. В борьбе с
крестоносцами возвысился Александр Невский, который смог разгромить
крестоносцев, а затем опирался в своей политике на сотрудничество с монголами,
установившими своё владычество на Руси, чтобы обеспечить себе тыл в борьбе
против немецких рыцарей;

Аргумент для Священной
Римской империи:

Во
время Третьего крестового похода (XII в.) германское войско понесло большие
потери, сам император, Фридрих I Барбаросса, погиб. Его смерть спровоцировала
новый этап борьбы за престол Священной Римской империи и междоусобные войны и
способствовала ослаблению центральной власти в империи.

Источник: Артасов И. А.: ЕГЭ 2022. История. 30 типовых экзаменационных вариантов

Аргументы для России:


в ходе военной кампании 1240-1242 гг. и натиска крестоносцев на земли Пскова и
Новгорода происходит возвышение князя Александра Ярославича (Невского). Победа над
войском крестоносцев, в особенности в битве на Чудском озере, станет одной из
причин возвышения власти Александра Невского в Северо-Восточной Руси. Подтверждающим
фактом повышенного влияния Александра Невского вследствие его побед может
служить во-первых, тот факт, что именно к нему были адресованы послания папы
Римского, который будет искать союза с русскими землями против монгол,
во-вторых, именно Александр Невский добьется получения ярлыка на великое
княжение сначала в Киеве, а затем во Владимире в 1252 году.


Крестовые походы оказали значительное влияние на развитие Новгородской Руси,
после завоевания крестоносцами Прибалтики они стали представлять серьезную
угрозу для Псковских и Новгородских земель, что способствовало некоторым
изменениям в Новгородской политике. В частности, Новгород в 1230-х годах пошел
на сближение с Ярославом Всеволодовичем и его сыновьями, в частности
Александром Невским. Так как действенная защита Новгорода была возможна только
в условиях союза Новгорода с соседними княжествами и личным участием князей в
обороне Новгородских границ. Таким образом, угроза крестоносцев повлияла на
заключение тесных отношений между Новгородской республикой и Ярославичами, что
способствовало усилению влияния князя в Новгороде в 1230-е, 1240-е годы.

Аргументы для Священной
Римской империи:


В конце XII века
император Фридрих I Барбаросса
отправляется в Третий крестовый поход, в котором в итоге погибает, оставляя
регентом в Священной Римской империи Генриха VI, против которого в скором
времени после отъезда Фридриха I в крестовый поход начинается
междоусобная война с саксонским герцогом Генрихом Львом. Особенно активно эта
борьба развернется уже после смерти Фридриха I в 1192 – 1194 гг. Тот факт,
что Генрих Лев, изгнанный при Фридрихе I возвращается и вновь начинает
феодальную войну в Священной Римской империи после отъезда Фридриха I
в крестовый
поход, свидетельствует о том, что крестовые оказали существенное влияние на
политическое развитие Священной Римской империи, спровоцировав серию конфликтов
внутри страны, которые завершились победой Генриха VI в 1194 г.


К середине XII века
силы крестоносцев в Малой Азии стали серьезно теснить, пала Эдесса, столица
первого государства крестоносцев. В такой ситуации папа Римский обращается к
европейским монархам с призывом организовать новый масштабный крестовый поход,
к которому подключается и правитель Священной Римской империи – Конрад III. Этот
крестовый поход и решение Конрада III присоединиться к нему
значительно отразится на политическом развитии Священной Римской империи в XII
веке. Так, один
из германских князей Вельф IV начал войну против Штауфенов
(династия Конрада III).
По возвращению Конрада III из неудачного крестового
похода война продолжилась. Конрад III так и не смог восстановить положение германской королевской
власти в стране. Таким образом, отсутствие Конрада III и неудачи крестового похода
способствовали ослаблению центральной власти в империи. Мир внутри Священной
Римской империи сможет обеспечить только преемник Конрада III
– Фридрих I
Барбаросса.

Источник: История
| ШКОЛКОВО

Аргументы для Руси:

— По
мнению ряда учёных, боевые действия Ливонского ордена против русских земель в XIII в. стоит рассматривать как крестовые походы с целью
распространения католичества на землях «православных еретиков». Новгородский
князь Александр Невский разбил войска крестоносцев в ходе Ледового побоища, чем
укрепил свой княжеский авторитет. Это привело к его укреплению власти в
Новгороде, а затем способствовало получению им великого княжения Владимирского.

— Успех
первого крестового похода привёл к налаживанию торговых путей, связывавших
Европу и Азию, через государства крестоносцев на Ближнем Востоке. По мнению
многих историков, это обстоятельство привело к упадку торгового пути «из варяг
в греки», а следовательно, и к упадку экономической роли Киева как важного
пункта на этом торговом пути. В свою очередь этот упадок привёл к ослаблению
политической роли Киевского княжества, которое со временем всё меньше
рассматривалось русскими князьями как центр русских земель. Например, Андрей
Боголюбский, захватив Киев, разграбил город, а не стал в нём княжить.

— Крестовые
походы в Прибалтику против местных языческих племён привели к консолидации
части из них вокруг Литовского княжества. На волне борьбы с крестоносцами оно
постепенно набирало силу и международный авторитет, что позволило Литве в XIV в. присоединить многие западные и южные русские княжества,
такие как Полоцкое, Киевское и другие

— Крестовые
походы в Прибалтику, образование там Тевтонского ордена, привели к организации
отпора этому государству со стороны Польши, Литвы и части русских земель. В
битве при Грюнвальде в 1410 г. тевтонцы понесли сокрушительное поражение от
польско-литовско-русского войска, что предопределило дальнейшее укрепление
влияния Литвы на западно-русские земли как одного из региональных лидеров.

Аргументы для Священной Римской империи:

— В XII в. император Конрад III
присоединился ко 2 крестовому походу, который закончился неудачей. Этот поход
напрямую повлиял на политическое развитие Священной Римской империи, т.к. в
отсутствие Конрада III один из имперских князей (Вельф VI)
начал военные действия против династии императора. Таким образом, участие
Конрада III в 2 крестовом
походе привело к временному ослаблению центральной власти в Священной Римской
империи.

— В XIII в. во время пятого крестового похода император Священной
Римской империи Фридрих II Гогенштауфен пообещал присоединиться
к этому походу, однако своевременно не сделал этого. Это значительно ухудшило
отношения императора и папы Римского, который был недоволен задержкой, что
привело к началу многолетнего конфликта Папского престола и Фридриха II.

— Крестовые походы в Прибалтику,
образование там Тевтонского ордена в основном выходцами из Германии, привели к
росту противоречий между орденом и Польшей, что проявилось в нескольких войнах
с участием этих стран. Эти войны были на руку Священной Римской империи, т.к.
ослабляли или по крайней мере отвлекали традиционного противника императоров –
короля Польши.

Источник: ЕГЭ близко. История

Читать книгу «Крестовые походы русских князей» онлайн полностью📖 — Владимир Иванович Куковенко — MyBook.

Предисловие

Многие историки обращали внимание на то, что наиболее яркое и наиболее продолжительное духовное движение Западной Европы – освобождение Гроба Господня от власти мусульман, никак не отразилось ни на религиозной, ни на бытовой, ни на культурной стороне жизни русского народа. Крестовые войны продолжались чуть ли не триста лет, но в русских летописях, документах и литературных сочинениях об этом впечатляющем явлении своего времени нет ни строчки. Русский народ показал какое-то поразительное равнодушие в отношении одной из самых острых религиозных проблем своего времени. Весь христианский мир в конце XI столетия задался одним вопросом: позволительно ли иноверцам распоряжаться христианскими святынями? И ответ был категоричным и единодушным – нет! Одна Русь уклонилась от какого-либо выражения своего мнения. В крестовых походах приняли участие народы практически всей Европы, в том числе и ближайшие соседи русских – поляки, шведы, норвежцы. Но русских дружин на Святой земле не было.

Спустя сто сорок лет после начала крестовых походов Русь пала под ударами монголов, поэтому вполне объяснимо, почему ее дружины в XIII веке не появлялись в Палестине. Но что им помешало принять участие в первых крестовых походах? Религиозные несогласия с католиками?

Видный советский историк М. А.Заборов по этому поводу высказывает следующие соображения:

«Киевская Русь никогда не участвовала в крестовых походах на Ближнем Востоке. Русские феодалы в массе своей едва ли могли испытывать желание принимать участие в крестовых походах уже потому хотя бы, что то были папские предприятия. Урбан II, поднимая Запад на священную войну против «поганого племени турок», звал опоясаться мечом для освобождения гроба господня лишь католиков, к «схизматикам», почти полвека назад отпавшим от римско-католической церкви (1054), он вовсе не обращался».

Таким образом, историку представляется дело освобождения Гроба Господня, как исключительно католическое, папское, нашедшее отклик лишь в Западной Европе. Русские князья не участвовали в этом общехристианском деле лишь потому, что их персонально не пригласили. Но с такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Едва ли кто приглашал к участию в поход норвежского конунга Сигурда Крестоносца, или английского короля Ричарда Львиное Сердце, но, тем не менее, они приняли в нем участие, движимые не только жаждой наживы (как это обычно представляют), но и религиозной идеей.

Русь располагалась ближе к Святой Земле, чем Норвегия и Англия, русские князья были не менее воинственны и не менее склонны к военным авантюрам, чем норманны. Последний поход русских дружин на Константинополь состоялся всего за пятьдесят лет до начала крестовых походов (1043), и вряд ли за такой незначительный период воинственность и предприимчивость русских князей могла полностью угаснуть. Но все же, русские дружины так и не приняли участие в освобождения христианских святынь из рук иноверных.

Что же им помешало? Пассивное отношение к этому вопросу православной церкви, религиозная разобщенность и слабые связи с остальной Европой?

Попробуем ответить на этот вопрос.

1.Связи Руси и Европы

Князья Киевской Руси имели обширные родственные связи с королевскими домами практически всей Европы. Ярослав Владимирович Мудрый был женат на Ингигерд, дочери шведского короля Олава (1019), старшая его дочь Елизавета (Эллисив) стала женой норвежского конунга Харальда Сигурдарсона, вторая дочь Анна была выдана за французского короля Генриха I, третья дочь Анастасия (Асмунда) была женой венгерского короля Андрея.

Сын Ярослава, Всеволод, был женат на греческой принцессе Анне, дочери императора Константина Мономаха. Это византийское родовое имя унаследовал сын Всеволода, Владимир. Другой сын, Изяслав, женился на сестре польского короля Казимира Олисаве-Гертруде (дочь короля Мешко II, или Болеслава I). Сын Изяслава, Ярополк, был женат на падчерице саксонского маркграфа Дедо, Кунигунде-Ирине. Во время княжеских распрей своего отца он искал помощи в Польше, в Германии и Риме, что свидетельствует об устойчивых связях русских князей с этими странами.

Другой сын Ярослава, Святослав, был в родстве с пробстом Трирского собора Бурхардом. О женах остальных четырех сыновей Ярослава подробных сведений не сохранилось, но известно, что они происходили из влиятельных княжеских домов Германии и Англии. Сестра Ярослава, Мария Владимировна, была выдана за польского князя и ее сын Болеслав II Смелый был польским королем.

Помогая Болеславу, Ярослав ходил с дружиной в Польшу и воевал с врагами своего зятя. Появлялись русские дружины и в немецких владениях – в Силезии. Воевал Ярослав и с Византией – в 1043 году состоялся последний поход русских дружин на империю, закончившийся разгромом греческого флота и заключением мира. Неоднократно вмешивался Ярослав и в дела Венгрии, направляя туда военные отряды и помогая утвердиться на венгерском престоле своим родственникам.

Дети, внуки и правнуки Ярослава так же успешно продолжают использовать для обеспечения интересов своих княжеств династические браки. Владимир Всеволодович Мономах был женат на Гите, дочери Харальда Английского (около 1074-1075г.г.). После смерти Гиты (1107) он вторично женился на дочери венгерского короля Ласло (Владислава) I Святого. Дочь Владимира, Евфимия, была женой венгерского короля Коломана (1065-1116).

Сын Мономаха, Мстислав, был женат на Кристине, дочери норвежского конунга Инги Стейкельссона, дочь Мстислава, Мальмфрид, была замужем за норвежским конунгом Сигурдом Крестоносцем, сыном короля Магнуса. После его смерти она вторично вышла замуж за датского конунга Эйрика Эймуна (1133).

Вторая дочь Мстислава, Ингибьёрг (Ингильборг) была женой датского конунга Кнута Лаварда (1117). Их сын Вальдемар Датский (названный так в честь своего деда Владимира Мономаха) был женат на Софии, дочери минского князя Володаря Глебовича.

Третья дочь Мстислава, Евфимия, была замужем за венгерским королем Гейзой II (1130-1162).

Другая ветвь потомков Ярослава, от его сына Святослава, более роднилась с польскими князьями.

Болеслав II Смелый был женат на Марии Владимировне, сестре Ярослава. Его племянник Болеслав III Кривоустый был женат на Збыславе, дочери Святополка II, киевского князя. Их сын Владислав, продолжая родственные связи с Русью, женил своего сына Болеслава на Звениславе (или Велеславе), дочери Всеволода Ольговича (внук Святослава).

Помогая своему свату в борьбе с младшими братьями, Всеволод несколько раз посылал свои дружины в Польшу. В 1142 г. он послал сына Святослава на помощь Владиславу, в 1144 сам ходил туда, а в 1145 г. дружины повел Игорь Ольгович, его брат.

В свою очередь, польские дружины так же приходили на Русь и участвовали в походах Ольговичей – в 1140 г. против Суздаля. В год смерти Всеволода (1146) его зять Болеслав находился в Киеве и даже был отправлен к Изяславу Мстиславовичу, чтобы тот подтвердил свою верность новому киевскому князю.

Подобная политика, как военная, так и династическая, была настолько разумна и действенна, что ее успешно применяли еще двести лет многочисленные потомки Ярослава. И прекратились эти активные контакты с Европой лишь после разорения Руси монголами.

Таким образом, связи русских князей с соседями в течение длительного времени были весьма обширны, и не ограничивались лишь взаимными браками, но предусматривали тесные политические и военные союзы. Это была одна из форм поддержания взаимных долговременных дружеских отношений

Подобные контакты, хотя они и продолжались только до монгольского нашествия, не могли обойтись без взаимных культурных и духовных заимствований. И следы этих заимствований отчетливо прослеживаются во многих областях тогдашней русской жизни: архитектура, письменность, религия, военное дело и т. д. Единственно, где мы их не находим, так это в духовной сфере. Именно такого мнения придерживается большинство отечественных историков, считая, что духовная жизнь русского народа была надежно ограждена от проникновения западных идей. Но так ли это было на самом деле? Есть все основания считать, что и в раннем средневековье западные духовные идеи не остались незамеченными на Руси. И следы этого проникновения можно обнаружить при внимательном взгляде и критическом отношении к некоторым документам.

2. Крестовые походы и Русь

В «Истории Антиохии и Иерусалима» (XIII в.) упоминается, что во время первого крестового похода в сражении под Никеей (1097) особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии. Руссы впоследствии основали в Сирии город Руссу (Россу), нынешний Руйат.

Можно предположить, что в «Истории» упоминаются не руссы, а славянское племя рутены, чьи земли находились на Балтийским Поморьем между Польшей и Данией. Когда рутены исчезли как этнос, растворившись среди соседних народов, это название могли отождествлять с русью, или днепровскими славянами. Таким образом, упоминаемые в «Истории» руссы на самом деле являются прибалтийскими славянами.

Но подобная версия не слишком убедительна. Рутены были язычниками, которые длительное время упорно отстаивали свою религиозную и политическую независимость, непрерывно сражаясь с датчанами, немцами и поляками, уже принявшими христианство. Поэтому весьма сомнительным выглядит предположение о том, что они могли послать свои дружины на освобождение Гроба Господня, т.е. сражаться за религиозные идеи своих врагов. Не исключено, что среди рутенов было немало и тех, кто принял христианство. Но и в этом случае вряд ли они могли выставить собственные дружины, так как политической независимостью они не обладали, и должны были сражаться среди воинов тех народов, которым они подчинились – датчан, немцев, поляков. Следовательно, есть все основания считать упомянутых руссов выходцами из Киевской Руси.

В «Повести временных лет» содержится любопытное упоминание о том, что Мстислав Владимирович, сын князя Владимира Мономаха, в 1100 году месяца июня в 10-й день пошел на море (имеется в виду Черное море). Но что он там делал и куда направлялся – летопись об этом умалчивает. Отсутствовал князь два с половиной года и вновь упоминается в летописи лишь в конце декабря 1102, когда он пришел в Киев. Весьма вероятно, что Мстислав принял участие в крестоносных войнах на территории Палестины или Сирии.

Примем во внимание и то, что княживший в это время великий князь Киевский Святополк Изяславич (1093-1112) был в родстве с польским королевским домом, а его брат Ярополк был женат на падчерице саксонского маркграфа Дедо, Кунигунде-Ирине. Можно предположить, что западные родственники пригласили русских князей участвовать в освобождении Гроба Господня. Поэтому не исключено, что Мстислав Владимирович возглавил соединенную дружину многих русских княжеств.

Если согласиться с предположение, что русские князья участвовали в крестовых походах, то некоторые события того времени найдут иное, отличное от академического, объяснение. Предположим, Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097году, т. е. в год выступления западноевропейского воинства на освобождение Святой Земли. Возможно, те русские князья, которые согласились участвовать в этом походе, предприняли некоторые меры к тому, чтобы за время их отсутствия их княжества не подверглись нападению соседей. Стремились они, в случае своей смерти, сохранить и права своих детей на княжение, поэтому и заключили соглашение, по которому княжество передавалась не старшему в роду (как это было до этого), а непосредственно сыновьям и внукам – «да держит каждый удел свой». Такое правовое соглашение давало гарантии стабильности в вопросах наследования уделов.

Поскольку несогласие и взаимные нападения князей друг на друга продолжались, в 1100 году состоялся повторный съезд под Киевом в Ветичеве. Князья приняли жесткие меры против Давида Игоревича, нарушителя соглашения, и лишили его княжения.

Собственно говоря, мы видим на Руси повторение тех же явлений, что и в Западной Европе перед крестовым походом. Папа Урбан II на Клермонтском соборе (открылся 26 ноября 1095 г. ) призывал князей и других владетельных особ оставить взаимные разногласия и распри во имя общего дела. Видимо, после Клермонтского собора были заключены определенные договоры, дающие гарантии сохранения взаимного мира между владетельными особами. То же самое происходило и на Руси.

На основании этих скупых сведений можно сделать предположение, что русские князья готовились принять участие в крестовых походах. И участвовали в них, хотя и не в таких масштабах, как рыцари Западной Европы. Поход князя Мстислава на море в 1100 году и есть тому подтверждение*.

* С.Соловьев предположил, что Мстислав был отправлен на море «перенимать купцов», т.е. попросту пиратствовать. Но, за несколько столетий существования Руси до нас не дошло ни одного летописного известия о подобных пиратских экспедициях русских князей. Поэтому к походу 1100 года едва ли применимо объяснение С.Соловьева.

После отбытия сына в Святую Землю Владимир Мономах проводит повторный съезд князей, стремясь не допустить передела владений и сохранить мир, пока его значительные военные силы находятся далеко от Руси.

После возвращения Мстислава следует несколько династических браков. Летопись так повествует об этом: «В год 6612 (1104). Повели дочь Володареву за царевича Алексеевича, в Царьград, месяца июля в 20-й день. В том же году повели Предславу, дочь Святополка, в Венгрию за королевича, августа в 21-й день» (перевод Д.Лихачева).

Брак сестры Мстислава подтверждает предположение о том, что он участвовал в крестовом походе. Именно там он мог познакомиться с греческим царевичем и, закрепляя дружеские отношения, предложил ему в жены свою сестру. Но относительно жениха летописец ошибся – как предполагают исследователи, этот царевич не был сыном императора Алексея, а был сыном свергнутого ранее императора Диогена.

На основании венгерских источников можно сделать некоторые уточнения и дополнения относительно этих браков. Женихом Предславы, дочери Киевского князя Святополка Изяславича (двоюродный брат Владимира Мономаха и его постоянный союзник) был герцог Алмос, король Хорватии с 1091 года, сын венгерского короля Гейзы I. Годы жизни Алмоса около 1068-1129.

Но, похоже, что и сам Мономах в этот год женился вторым браком на дочери венгерского короля Ласло (Владислава) I Святого, умершего в 1095 году*.

*Имя этой дочери неизвестно. Первая жена Владимира, Гита, умерла около 1097 года. Вторая жена умерла в 1107 году.

В этом же году другая дочь короля Ласло вышла замуж за сына императора Алексея Комнина, Иоанна, ставшего императором после смерти отца в 1118 году.

В конце 1104 года, после того, как дочь Владимира Мономаха сочеталась браком с царевичем, в Киев прибывает греческий митрополит Никифор (умер на киевской кафедре в 1121 г.). Подобное оживление отношений между Русью и Византией и многочисленные браки, возможно, указывает на то, что император Алексей стремился еще больше вовлечь русских князей в дела империи, которая к тому времени пребывала в плачевном состоянии.

Но эти браки указывают также на то, что Владимир Мономах и киевский князь Святополк рассчитывали использовать Венгрию для поддержки своих политических планов. Планы эти могли быть самыми обширными: сделать Венгрию своим постоянным союзником, подчинить ее себе, или же совместно с Венгрией отторгнуть от Византии ее северные области. Последнее предположение отчасти подтверждается некоторыми последующими событиями.

В 1116 году, в конце правления Алексея Комнина, бывший император Диоген поднял мятеж и пытался захватить престол, призвав на помощь дружины своего свата, Владимира Мономаха. Летопись об этих событиях повествует следующее: «В этот же год ходил Леон царевич, зять Владимиров, на Алексея царя, и сдалось ему несколько дунайских городов; и в Дерестре городе хитростью убили его два сарацина, подосланные царем, месяца августа 15».

Русские дружины под руководством князя Вячеслава (младшего сына Владимира) и Фомы Ратиборича, с целью вернуть власть Диогену, ходили на Дунай к Дерестру, где должны были соединиться со сторонниками мятежника, которых возглавлял Леон. Но это предприятие не увенчалось успехом, то ли из-за того, что Леон был уже мертв, то ли из-за неудач в военных действиях. Русские дружины были вынуждены вернуться обратно.

Можно сделать предположение, что Мстислав, побывав на Святой земле, не только воевал с сарацинам, но и активно готовил почву для будущих военных союзов. Видимо, по его рекомендациям русские князья пошли на брачные союзы и с византийцами, и с венграми, имея в виду дальнейшее, более тесное политическое сближение. В этом Мстислав полностью повторял политику своего отца и своего деда.

После Ветичевского съезда (1110) русские князья начинают активную борьбу с половцами. Походы на них следует в 1101,1103, 1107, 1110, 1111г.г. В 1120 году были окончательно изгнаны из Поднепровья печенеги. Особенно успешным были походы 1103, 1107 и 1111 г.г., увенчавшиеся полным разгромом степных хищников. Почти ежегодные военные походы в степь позволили Руси на некоторое время избавиться от половецкой угрозы. Самое примечательное в этих войнах то, что они носят все признаки крестовых. Вот, например, как описывает летописец поход 1111 года: «И пошли, возложив надежду на Бога и на пречистую матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресение Великого поста, а в пятницу были на Суле. В субботу достигли Хорола, и тут сани побросали… В среду крест целовали, и возложили всю свою надежду на крест, проливая обильные слезы… И пришли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построились в полки, и пошли к городу Шаруканю. И князь Владимир, едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородице» («Повесть временных лет». Перевод Д. Лихачева).

Именно так описывают и западноевропейские хроники походы и сражения крестоносцев. Поэтому не будет преувеличением считать, что русское воинство переняло у европейцев идею крестовых походов против язычников и иноверных.

Таким образом, в течение двадцати лет русские дружины воевали с иноверными под знаком креста, и могут с полным основанием называться крестоносцами. Но почему же в летописях нет ни строчки о том, что это были крестовые войны, или войны во имя религиозного торжества, и почему их никак не связывали с европейскими духовными движениями того же времени?

Надо помнить, что сами крестоносцы не знали термина «крестовые походы», который появился лишь в XIX веке. Сами они называли себя «воинами Христа», или «воинами веры». Тем более не знали этого термина на Руси, письменная культура которой была еще далека от выработки точных понятий и определений.

Надо учитывать и другое – греческое культурное и религиозное влияние на сознание русского народа. И последнее является наиболее главным.

3. Коллективное бессознательное Юнга с греческим лицом

В «Повести временных лет», в той ее части, которая написана еще во времена языческие, летописец (несомненно, славянин), описывая войны Святослава с греками, с наивной откровенностью замечает, что греки склонны к обману и «лживы и до наших дней». После крещения Руси летописание было доверено монахам, как правило, грекам, и подобные отрицательные характеристики в отношении Византийской империи, ее императоров и ее народа, исчезают полностью с летописных страниц. Но это не значит, что Византия стала другой. Летописцами была введена определенная идеологическая цензура, и на многие откровенные высказывания был наложен запрет.

Крестовый поход в пользу НАТО и западных держав

Для президента России Владимира Путина война на Украине в краткосрочной и краткосрочной перспективе является стратегическим поражением на военном, экономическом и политическом фронтах.

В первую очередь, российских частей, отправленных в Украину, было слишком мало для успешного наступления, так как военное командование не придерживалось железного соотношения нападающих и обороняющихся три к одному.

Во-вторых, украинская армия и национальная гвардия были неожиданно хорошо обучены и вооружены и неожиданно эффективно остановили первоначальный бросок русских на территорию Украины.

В-третьих, российские войска выступили неожиданно плохо, хотя, как сообщается, в последние годы были сделаны технологические и тактические усовершенствования. Хотя Кремль, похоже, полагал, что его войска и танки захватят или осадят Киев, украинскую столицу, в течение нескольких дней продвижение сотен бронетранспортеров по пути остановилось, и многие из них были обстреляны украинскими беспилотниками, минометами и артиллерийским огнем. Неспособность достичь этой цели с самого начала подорвала моральный дух русских и, по-видимому, смутила российских военачальников и заставила их принять политику выжженной земли, практически не контролируя российские войска, побуждая их убивать, оскорблять и грабить мирных жителей.

Плохие действия российской армии можно частично объяснить тем фактом, что с начала декабря прошлого года до 24 февраля сообщалось о сосредоточении 90 000 российских военнослужащих на границе с Украиной, а их число увеличилось до 120 000, когда они пересекли границу . В течение 11 месяцев войска стояли лагерем в снегу в морозную зимнюю погоду, потеряли преимущество, их техника не содержалась в надлежащем состоянии, не хватало продовольствия, не хватало топлива. Поэтому наступающая армия была физически не в состоянии выполнить задачи, поставленные генералами.

В-четвертых, не ожидая прямого вмешательства НАТО, Москва явно не предвидела, что Запад вложит в Украину оружие на миллиарды долларов, чтобы ее вооруженные силы могли остановить продвижение России и защитить страну. Война на Украине стала крестовым походом для НАТО и западных держав. Их средства массовой информации нагнетают общественное мнение в пользу войны, чтобы поддержать ее и оправдать расходы налогоплательщиков. В наши дни невозможно читать, слушать или смотреть новости, не будучи ошеломленным событиями в Украине, хотя войны и страдания в других местах не прекратились и с ними нужно бороться. Поток новостей превратился в постоянный шквал пропаганды против России.

На экономическом фронте Путин явно не верил, что разделенные западные державы способны объединиться, чтобы наложить широкий спектр карательных санкций на Россию. Но Запад заморозил резервы твердой валюты в иностранных банках на сумму 600 миллиардов долларов, ввел санкции в отношении российского бизнеса и банковского дела, закрыл западные фирмы в России и потребовал от европейских стран сократить свою зависимость от российской нефти, природного газа и угля. Такие всеобъемлющие санкции ранее нигде не применялись. Зато не понесли наказания другие агрессоры и нарушители прав человека. Например, Израиль пользуется безнаказанностью за совершение военных преступлений и преступлений против человечности против палестинцев, ливанцев и сирийцев.

На политическом фронте вторжение России в Украину сплотило и укрепило НАТО, которое до 24 февраля находилось в состоянии умирания. Изолированные и высмеянные во время администрации Трампа США взяли на себя инициативу в НАТО и на международной арене и имеют претензии, еще раз, быть глобальной сверхдержавой. Это плохая новость для всех. США клянутся соблюдать, но не обеспечивают верховенство права и подотчетность, и уже давно привержены ослаблению, а не сосуществованию с Россией, которую идеологи Вашингтона продолжают считать наследницей Советского Союза, а не его сиротой.

Несмотря на эти стратегические потери, перспективы России не так мрачны, как кажутся. НАТО не так прочно объединено, как может показаться. Около 20 стран, не все члены НАТО, поставляли оружие Украине. В то время как 21 из 27 государств Европейского союза (ЕС) являются членами НАТО,

тех, кто занимается поставками вооружений, делают это не как члены альянса или ЕС, а как отдельные государства, в силу фиктивности соблюдающего «нейтралитет». Это не обмануло Москву, которая пригрозила разбомбить оружие НАТО, как только оно будет доставлено, и нанесла авиаудары по железнодорожным путям Украины, чтобы предотвратить рассредоточение оружия по горячим фронтам.

Первоначальный список поставщиков состоял из Бельгии, Канады, Чехии, Эстонии, Франции, Германии, Греции, Латвии, Литвы, Голландии, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Великобритании и США.

Венгрия не только отказывается вооружать Украину, но и не пропускает оружие через свою территорию в Украину. Перед войной Турция поставляла Украине беспилотники, которые сыграли большую роль в битве против России, но после начала войны отказалась отправить больше дронов и другого оружия в Украину. Болгария модернизирует собственную оборону, а не поставляет оружие из своего небольшого арсенала на Украину. Поскольку у Исландии нет своих военных, она предложила транспортировать, но не поставлять оружие для Украины.

ЕС был разделен с самого начала: Франция и Германия, которые стремились предотвратить войну, которую продвигали США и Великобритания, неохотно решили предоставить оружие. Словакия и Венгрия не поддерживают санкции против России, а Кипр, Мальта и Греция возражают против всего комплекса санкций. Италия, Венгрия, Греция, Кипр и Австрия, традиционно поддерживающие тесные отношения с Россией, призывают к послаблениям и скорейшему снятию санкций.

Как только будет достигнуто прекращение огня и начнутся заслуживающие доверия переговоры между Украиной и Россией, давление с целью отмены санкций, несомненно, усилится, несмотря на решимость президента США Джо Байдена навсегда «ослабить» Россию. Это давление будет исходить от Восточного арабского мира, Северной Африки, стран Африки к югу от Сахары, Балкан, Азии и Латинской Америки, а также глобальных крупных шишек Китая и Индии. Многие страны по всему миру не хотят возвращаться к постсоветской эпохе, когда США были сверхдержавой, особенно с учетом того, что разрушительный и опасный Дональд Трамп вполне может быть избран на второй срок в 2024 году9.0003

Крестовые походы, даже сейчас

ИСКУССТВО
• Новые найденные
Земля
• Во имя Бога
Сакэ
• Находить время
• Большой скачок
Нападающий
• Чума
Годы
• Искусство
Сделка
• Здравствуйте,
Колумбус
• Нет
Африка
• Новый Свет
Заказ
• Революция
• Космический
Полоса
• Двигатель
Изменить
• Лекарство
Войны
• Доказательство
Позитив
• Внешний вид
Страх
• Большой Брат
Око, Слезы России-матушки
• Великий
Торговый центр
• Утка и
Обложка
• Многоликая
Ислама
• У нас есть все
Почта
• Мир без
Конец

СТАТЬИ
• Триумф
Изображение
• Видение
Быстрее
• Крестовые походы,
Даже сейчас
• В божьем
Место
• Под Глубоким
Обложка
• На языке:
The Oh Zone
• Новости
День, Холст
• Камни
Душа Польши
• The
Создатели
• Стиль:
Путешественник
• Еда: все
Tarted Up
• Форзац:
Испытайте целительную силу искусства


СТАРЫЕ ГЛАЗА И НОВЫЕ
• Таблица
Содержимое


Крестовые походы, даже сейчас

КАРЕН АРМСТРОНГ

Хотя крестоносцы совершали зверства во имя Христа, идея крестовых походов остается глубоко и парадоксально приемлемой для западного ума. Слово «крестовый поход».
используется для описания кампаний против несправедливости и бедности; журналист, отважно раскрывающий спасительную правду, описывается как «крестовый поход».

То, что мы так охотно ссылаемся на крестовые походы, свидетельствует о важности той эпохи в европейской истории. С крестовыми походами Запад нашел свою душу. Он начал культивировать свои литературные, художественные и духовные традиции. Это был век святого Франциска
Ассизи, Джотто, Данте и трубадуры. До крестовых походов Европа была первобытной заводью, изолированной от других цивилизаций и затерянной в темных веках, обрушившихся на западный христианский мир после краха Великой Отечественной войны.
Римская империя в пятом веке. К концу крестового похода Европа не только оправилась, но и была на пути к тому, чтобы обогнать своих соперников и добиться мировой гегемонии. Это выздоровление было беспрецедентным триумфом в истории.
но это был также триумф, который потребовал большого напряжения и печальные последствия которого отражаются даже сегодня.

Когда папа Урбан II призвал рыцарей Европы для участия в Первом крестовом походе в ноябре 1095 года, он и представить себе не мог, к каким последствиям приведет его предприятие. Папа надеялся, что крестовый поход принесет мир в раздираемую войной Европу и укрепит
могущество западной церкви. Папа считал, что вместо того, чтобы сражаться друг с другом в бессмысленных феодальных войнах, рыцари должны объединить свои силы, пойти на помощь греко-православным христианам Византии, освободить территорию в Анатолии.
недавно завоеванный турками-исламистами и, наконец, поход на Иерусалим, чтобы спасти гробницу Христа от неверных.

Папа предполагал обычную военную кампанию, но, к своему удивлению, обнаружил, что начал массовое движение. Через несколько месяцев полчища мужчин, женщин, детей, священников, крестьян, пехотинцев и рыцарей отправились в опасное путешествие по
Европа, привлеченная соблазном Священного города. Когда первая из этих армий подошла к Константинополю, потрясенным византийцам, долгое время считавшим западных христиан неграмотными головорезами, это показалось новым нашествием варваров.
«Весь Запад, — писала княгиня Анна Комнина, сестра византийского императора, — сплошной массой рвался в Азию со всеми ее владениями».


Карен Армстронг — автор книг «Иерусалим: один город, три веры», «История Бога: 4000-летние поиски иудаизма, христианства и ислама» и предстоящей «Битвы за Бога».


Этот крестовый поход был первым совместным актом новой Европы, пытавшейся вернуться на международную арену. На следующие 200 лет крестовые походы стали главной политической страстью Запада. Задолго до подъема национализма тысячи мужчин и
женщины из разных стран и всех слоев общества прошли 3000 миль, чтобы защитить Святую Землю, которую они считали своей общей родиной. Эти воины Христа основали европейские колонии на Ближнем Востоке и
стал мечтать о мировом господстве.

Но крестовый поход был дорогим и опасным. В первых кампаниях большинство крестоносцев погибло, став жертвами голода и болезней в пути. Многие выжившие вернулись без гроша в кармане, поскольку рыцари часто закладывали свои земли дома, чтобы вооружить свои армии.
Награды за крестовые походы всегда были больше духовными, чем финансовыми; это была настоящая религиозная страсть. Крестоносцы пришивали к своей одежде кресты и верили, что буквально идут по стопам Иисуса на земле.
где он жил и нес свой крест на смерть. Они считали свой крестовый поход актом любви к Богу.

Это не значит, что у крестового похода не было и темной стороны. Одна из первых армий, отправившихся из Германии в Иерусалим, напала на все еврейские общины в долине Рейна в 1096 году, что стало первым из многих погромов, вдохновленных крестовыми походами.
Этим солдатам-христианам казалось абсурдным пройти 3000 миль, чтобы сражаться с мусульманами, когда люди, которые на самом деле убили Христа (по крайней мере, так считали крестоносцы), были живы и здоровы на пороге их дома. Как западные христиане
изобрели для себя новую идентичность, евреи стали демоническими «другими». «Кровавый навет» — вера в то, что евреи использовали кровь христианских детей для приготовления мацы на Песах, — впервые всплыла в Англии.
в 1191, когда Ричард Львиное Сердце принял крест и приготовился возглавить Третий крестовый поход. Образ еврея как детоубийцы раскрывал почти эдипальный христианский страх перед родительской верой. Когда Гитлер начал свой современный крестовый поход
против европейского еврейства почва была подготовлена ​​тысячелетним христианским антисемитизмом.

Крестовый поход также сделал ислам идеологическим врагом Запада. Когда первые крестоносцы захватили Иерусалим в июле 109 г.9 сентября они за два дня убили около 30 000 еврейских и мусульманских жителей города. В Харам аш-Шарифе, третьей святыне
место в исламском мире, ликующий свидетель сообщил, что кровь достигла колен лошадей. Резня потрясла многих европейцев, но уже через несколько лет ученые монахи стали называть мусульман «дикой расой».
1/2. 1/2. 1/2. 1/2 пригодны только для истребления.» Как и евреи, мусульмане стали теневым «я» новой Европы, проекцией скрытых страхов и беспокойств, которые были у христиан относительно их собственной идентичности и поведения.

Однако осталось остаточное беспокойство. Когда мусульманский правитель Саладин отвоевал Иерусалим и вернул исламу Священный город в 1187 году, не пролив ни единой капли крови, в европейском фольклоре он был изображен как тайно крещенный. Этот
было, возможно, молчаливым признанием того, что поведение Саладина во время победы было гораздо более «христианским», чем поведение крестоносцев в 1099 году.

Крестовые походы также навсегда испортили отношения с Греческой православной церковью. Западных христиан давно возмущало то, что они считали превосходством со стороны восточных христиан. Что многие крестоносцы больше ненавидели своих православных собратьев
чем мусульмане, стало позорно очевидным в 1204 году, когда Четвертый крестовый поход отказался от нападения на исламский мир и вместо этого направил свой яд на христианский город Константинополь — нападение на восточных христиан.
никогда не прощал.

Вражда между двумя церквами особенно очевидна в истории храма Гроба Господня в Иерусалиме. На протяжении веков восточное и западное духовенство боролись за контроль над церковью, построенной крестоносцами в XII веке.
В 17 веке напряженность обострилась до такой степени, что турки-османы, правившие в то время Иерусалимом, были вынуждены доверить церковный ключ мусульманской семье, потому что западные христиане и православные продолжали запирать друг друга.
другой аут. Даже сегодня эта мусульманская семья по-прежнему держит ключи, следя за тем, чтобы каждая секта получала контроль над церковью на несколько часов каждый день.

Несмотря на их жестокость и разрушительность, Крестовые походы помогли сформировать некоторые из наиболее позитивных энтузиазмов Эпохи Веры. Многие истории и легенды о куртуазной любви, наряду со своеобразной западной концепцией романтической любви,
любовь как безнадежно-несчастное счастье — выросла из крестовых походов. Оба были вдохновлены любовью к далеким объектам: далекой даме и далекой стране. Элеонора Аквитания, покровительница трубадуров, сама была крестоносицей.
сопровождала своего мужа, Людовика VII Французского, во Втором крестовом походе в 1146 году и поддерживала интриги со своим красивым молодым дядей Раймондом, принцем Антиохийским. Одним из протеже Элеоноры в Европе был Кретьен де Труа.
кто одухотворил старый идеал крестового похода. Вместо того, чтобы завоевывать города Святой Земли, его рыцари скитались по миру в поисках вечно ускользающего духовного идеала.

Крестовые походы также помогли беднякам выразить свое недовольство богатыми. Во время Первого крестового похода бедные мирные жители играли решающую роль и сделали монашеский идеал «святой бедности» центральным элементом крестового похода. Сейчас ученые считают
что Детский крестовый поход 1212 года на самом деле мог быть огромной демонстрацией бедных и обездоленных людей Франции и Германии, которых часто презрительно называли пуэри («дети»). Они маршировали
по городам и селам, неся большие деревянные кресты и заявляя, что это они, а не богатые, идут по стопам бедного и страдающего Христа. Их призывы к открытию Нового Иерусалима, общества
это действительно соответствовало сострадательному и эгалитарному идеалу, изложенному в Евангелиях, сохранявшемуся еще долгое время после окончания крестовых походов.

Хотя крестоносцам не удалось окончательно вернуть себе Святую Землю, они многое выиграли от встречи с исламским миром. На захваченных крестоносцами землях местные арабы цивилизовали европейских поселенцев: научили их мыться и
предоставить женщинам больше прав. Арабы также научили крестоносцев, как перерабатывать сахар из тростника, и снабжали европейских купцов огромным количеством предметов роскоши для отправки домой: шелк, лен, лен, самит (тяжелая шелковая ткань).
ткань), бальзам и краситель тирский пурпур. Количество арабских слов, введенных в английский язык в это время, свидетельствует о степени этого межкультурного опыления: «апельсин», «лимон», «люцерна», «куб»,
«алхимия», «щелочь», «алгебра», «перегонный куб», «амальгама», «тариф», «сода», «адмирал», «мат».

Без сомнения, крестовые походы способствовали богатству западной цивилизации. Однако именно их трагическое наследие наиболее остро ощущается сегодня, особенно на Ближнем Востоке. В конце концов, это был смертоносный антисемитизм Европы, впервые развязанный
крестоносцами, что сделало Государство Израиль необходимым убежищем для еврейского народа.