Содержание
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ • Большая российская энциклопедия
КРЕСТО́ВЫЕ ПОХО́ДЫ, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем К. п. была Римско-католич. церковь. Участники К. п., именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их назв. – крестоносцы.
Предпосылками К. п. явилось сочетание социально-экономич., демографич., политич. и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Зап. Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистич. настроений, обострение борьбы между феод. сеньорами за землю, резкое изменение воен.-стратегич. ситуации на Ближнем Востоке. Основная движущая сила К. п. – рыцарство. Охваченные религ. порывом, воодушевлявшим участников первых К. п. и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практич. целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феод. повинностей и материальный достаток. Купечество и значит. масса населения средиземноморских городов и гор. республик – Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католич. церковь, дав К. п. идеологич. обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.
Поводом к началу К. п. послужило завоевание турками-сельджуками в 1070–1080-е гг. Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома визант. войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение визант. имп. Алексея I Комнина к ряду зап.-европ. государей с просьбой о помощи.
«Папа Урбан II выступает с проповедью Крестового похода на церковном соборе в Клермоне». Миниатюра из «Истории жизни Готфрида Бульонского». 14 в. Национальная библиотека (Париж).
Первый К. п. (1096–99).27.11.1095 с проповедью К. п. на церковном соборе в г. Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам мн. привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сент. 1096 близ Никеи. Летом 1096 в поход выступили франц. и юж.-итал. рыцари, шедшие отд. отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским кн. Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с визант. имп. Алексeем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам. 19.6.1097 капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, – Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев – одноим. графства и княжества. В 1099 штурмом взят Иерусалим, с 1100 столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев. Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 рыцари избрали первым королём его брата Балдуина (Бодуэна), графа Эдессы. В 1101–24 продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 было образовано графство Триполи.
Второй К. п. (1147–49) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144. Он возглавлялся франц. королём Людовиком VII и герм. королём Конрадом III; закончился поражением нем. крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.
«Единоборство Ричарда Львиное Сердце и Салах ад-Дина». Миниатюра из Псалтири сэра Джеффри Латрелла. 1340. Британская библиотека (Лондон).
Третий К. п. (1189–92) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы егип. султаном Салах ад-Дином в 1187. Предводители похода – император Священной Рим. империи Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоят. королевством (1192–1489), а в 1192 подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.
Четвёртый К. п. (1202–04) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, франц., нем. и флам. рыцари, а предводителем маркиз Монферрата Бонифаций. Прибыв в Венецию, зап.-европ. рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венг. королю. В 1202 Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.
«Взятие Константинополя». Напольная мозаика в храме Сан-Джованни-Эванжелиста в Равенне.
Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне визант. царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195, в обмен на обещание 200000 марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12.4.1204 Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад. Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204–61), императором был избран фландрский граф Бодуэн (Балдуин I), Фессалоникское королевство (1204–24) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское кн-во на Пелопоннесе (1205–1432), Афинское герцогство (1205–1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, мн. территории в Эгейском м., включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греч. церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католич. прелат венецианец Томмазо Морозини. 4-й К. п., направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греч. клиром и населением.
Пятый К. п. (1217–21) против Египта, в организации которого участвовали венг. король Эндре II, австр. герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств крестоносцев, закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.
В ходе шестого К. п. (1228–29) возглавлявший его император Священной Рим. империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229–44).
Седьмой К. п. (1248–54) против Египта и восьмой К. п. (1270) против Туниса, подготовленные франц. королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.
Попытки организовывать К. п. на Восток предпринимались и в 14–15 вв. Это т. н. поздние К. п., гл. образом против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венг. королём Жигмондом I Люксембургом (Сигизмундом I) было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).
В ходе К. п. были образованы духовно-рыцарские ордена: в нач. 12 в. – иоаннитов (госпитальеров), ок. 1118 – тамплиеров (храмовников), в 1198 – Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в нач. 13 в.). К. п. лишь на короткое время достигли своей прямой цели – освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, быв. Византии – Латинской Романии – более сурового, чем ранее, сеньориального режима. К. п. усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий зап.-европ. городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате К. п., благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Зап. Европы. Походы способствовали прогрессу воен. дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в т. ч. скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрению новых видов вооружения.
В форме К. п. осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12–13 вв., Альбигойские войны во Франции в 1209–1229, борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 в. и др.
Крестовые Походы — Всемирная историческая энциклопедия
Поход Ричарда I на Иерусалим
James William Glass (Public Domain)
Крестовые походы – вооруженные экспедиции народов христианского Запада, организованные церковью и папством Западной Европы, чтобы освободить Иерусалим и Святую Землю от мусульман и подчинить эти земли. Историки выделяют восемь крестовых походов 1095-1270гг, а также были многочисленные походы под эгидой церкви, но ни один из них не был так успешен, как Первый крестовый поход.
К 1291г. все территории, завоеванные крестоносцами, были отбиты Мамлюкским султанатом. Идея крестовых походов была более успешна в других странах: христиане против язычников в Прибалтике и народы Пиренейского полуострова против мавров.
В походах участвовали сами короли, императоры, европейское дворянство, а также тысячи рыцарей и простых воинов. Крестовые походы тяжело отразились на всех ее участников помимо многочисленных смертей, поломанных судеб, разоренных земель и растратой ресурсов, крестовые походы стали причиной краха Византии, испорченными отношениями между странами и религиозной нетерпимостью. Даже по сей день это отразилось на современном обществе на Востоке и Западе.
Причины и поводы
Первый крестовый поход имел совокупность политических, религиозных и насильственных идей, которые впоследствии стали движущей силой для последующих походов. Византийский император Алексей I Комни́н (1081-1118) хотел заручиться военной поддержкой, чтобы отбить сельджуков, которые посегались на территорию Византии в Малой Азии. Когда турки взяли Иерусалим (у арабов, которые потеряли город еще более века назад) в 1087 году, это послужило еще одним поводом к активным действиям со стороны Западной Европы. Папа Римский Урбан II (1088-1099) ответил на просьбу византийского императора. Он хотел усилить позиции папства и стать неоспоримым главой Христианской Церкви, в том числе на Православном Востоке. Настоящим потрясением будет если Иерусалим, где располагался Гроб Господень, который по всем канонам считался гробницей Иисуса Христа, после 4 веков господства мусульман, станет вновь христианским городом. Таким образом, Папа Римский начал религиозную кампанию, призывая всех феодалов и рыцарей Западной Европы заточить свои мечи, облачиться в доспехи, отправиться в Святые Земли и защитить все самые ценные святыни Христианства, которые находились в руках «неверных».
Все воИны клялись Папе Урбану II защищать и оберегать христиан и их веру, в награду за их бравое дело церковь обещала отпущение всех грехов и найти путь к Господу.
Все воины, которые отправятся в этот поход дали клятву Папе Римскому защитить христиан и их веру, в награду они получат отпущение всех грехов. Воины, «возьмут крест» в качестве клятвы на крестовый поход, чтобы сражаться на вражеской земле. Их объединяют религия и защита христиан и их веры, о чем они поклялись перед Папой, чтобы получить искупление ото всех грехов. Идеалы о рыцарстве и правом деле были одни из мотиватором к крестовым Походам (рыцарское сословие едва образовалось на момент Первого крестового похода): давление со стороны сверстников и семьи, жажда свободы и богатств, получение земель и титулов, а также возможность путешествовать. Но у многих воинов были менее радужные планы: они были вынуждены подчиниться своему лорду, некоторые хотели избавиться от долгов, гонений, и феодальной зависимости, а другие просто хотели достойно жить, не голодая. Все это побудило к присоединению новобранцев на протяжении многих крестовых походов.
Первый крестовый поход
Вопреки малым шансам на успех, разнородная армия Первого крестового похода смогла преодолеть огромное расстояние, несмотря на высокую подготовку противника и отвоевать Антиохию в июне 1098г., а 15 июля 1099г – Иерусалим. Используя тяжелую кавалерию, сияющие доспехи, осадные военные и тактические приемы, рыцари Западной Европы смогли застать врасплох мусульман, но повторить бывалый успех крестоносцы уже не смогут. Резня мусульман в Иерусалиме вряд ли будет забыта. Командование походом допустило ряд ошибок: полное истребление Крестьянского крестового похода, шайки необученных простолюдинов, львиная доля смертей пришлась из-за чумы, болезней, голода и недостатка провизии. В целом, успех Первого крестового похода удивил даже Церковь и феодалов, организовавших этот поход. И казалось, что он окупил все затраты, но в этот момент купцы также глубоко начали интересоваться крестовыми походами.
Взятие Иерусалима крестоносцами
Émile Signol (Public Domain)
Государства крестоносцев
Для защиты новых земель, которые теперь были в руках христиан, были образованы 4 государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, графство Эдесса, графство Триполи и княжество Антиохия. В совокупности, все эти государства образовали, так называемый Латинский Восток или Утремер (также Отремер, Утреме; фр. outre-mér — «земля за морем», «Заморье»). Торговля между западом и востоком процветала, пути которой протекали через все эти государства, а выгодные торговые сделки привлекали купцов из Венеции, Пизы, Генуи и Марселя. Духовно-рыцарские ордены возникли в этих государствах, такие как Орден Тамплиеров и Орден Госпитальеров, члены которых были опытные рыцари и монахи, чья задача заключалась в защите главных крепостей и паломников. К несчастью для христианства, их государства страдали от недостатка новобранцев и разногласий между дворянством, поселившийся неподалеку. Следующее столетие оказалось непростым для выживания обоих сословий.
Второй крестовый поход
В 1144г. город Эдесса на севере Месопотамии был захвачен сельджукским правителем Имадом-ад-Дин-Занги(1127-1146гг.), независимым правителем городов Мосул (Ирак) и Алеппо (Сирия). Многие христиане были убиты или обращены в рабство. Это заставило сформировать еще один крестовый поход. Германский король Конрад III (1138-1152гг.) и Генрих VII, король Франции(1137-1180гг.) возглавили Второй крестовый поход (1147-1149), но он не увенчался успехом. После смерти Занги, на трон взошел более решительный правитель Нур-ад-Дин (иногда упоминается как Нур-аль-Дин, 1146-1174гг.), который воссоединил мусульманские страны для религиозной войны против христиан в Леванте. Армия сельджуков нанесла поражение крестоносцам в 1147 и 1148г, не желая возвращаться домой с пустыми руками, они пытаются захватить Дамаск в июне 1148г, но безуспешно. В 1149г Нур ад-Дин захватывает Антиохию, а графство Эдесса перестает существовать в 1150г.
Ближний Восток в 1135 г.
MapMaster (CC BY-SA)
Реконкиста
В 1147г., армия Второго крестового похода, по пути на Восток решила помочь Королю Португалии Альфонсу Великому (1139-1185) отвоевать Лиссабон у мусульман. Это событие или Реконкиста (исп. и порт. Reconquista —«отвоевывание», хотя мусульмане владели этими землями с начала VIII века) стало частью длительного возрождения небольших христианских государств на севере Испании, которые так жаждали выгнать мавров с Южной Испании. Папство было радо помочь в этой кампании, распространив крестовые походы на другие земли, тем самым отнеся мавров в список своих врагов. Те, воины, кто пойдет в поход на Ближний Восток и Иберию Церковь обещала духовные привилегии. Испанское и португальское дворянство также стремилось заручиться поддержкой Европы, а также рабочей силой и финансовыми ресурсами. Появились новые военные контракты, и Реконкиста оказалась очень успешной, хотя только Гранада оставалась в руках мусульман до середины XIII века.
СЕВЕРНЫЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ИМЕЛИ РЕЛИГИОЗНУЮ ЦЕЛЬ: АКТИВНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ВМЕСТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ, УДЕРЖИВАЕМЫХ «НЕВЕРНЫМИ».
Северные крестовые походы
Третьей ареной крестовых походов, при поддержке Папства, для усиления позиций церкви была Прибалтика и земли, граничащие с Германскими территориями, народы которых, по-прежнему были язычниками. Северные крестовые походы XII-XVвв. впервые были совершены армией саксов, германским и датским дворянством, которые в 1147г. сначала наступали на венедов (западных славян). Это была совсем другая веха крестовых походов. Преимущественно, целью этих походов было распространение христианской веры среди северных народов, нежели завоевание земель. Северные крестовые походы проходили еще в течении нескольких веков, возглавляемыми Тевтонским Орденом и призывали рыцарей по всей Европе присоединится к борьбе с неверующими. Орден образовал свое небольшое государство в Пруссии, а позже переехал на территорию Литвы и Эстонии. Как правило, крестоносцы жестоко обращались с язычниками, вероятно из-за жажды наживы богатств и земель. Северные крестовые походы были настолько успешны, что Тевтонский Орден не справлялся со своими обязанностями и в конечном итоге, Ордену пришлось сконцентрироваться на набегах на Польшу, Оттоманскую Империю и Киевскую Русь.
Северные КРестовые походы, 1260-1410 гг.
S.Bollmann (CC BY-SA)
Третий Крестовый Поход
На Ближнем Востоке, судьба трех государств крестоносцев становилась все более неустойчива. Новый предводитель мусульман – Саладин, султан Египта и Сирии (1174-1193) одержал победу в битве при Хаттине на Латинском Востоке и затем стремительно захватил Иерусалим. Эти события вынудили Европу сформировать Третий крестовый поход (1189-1192). Вероятно, самый величественный из всех крестовых походов, поскольку на этот раз крест несли 3 государя, отсюда и появилось название «Крестовый Поход Королей»: император Священной Римской империи – Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Король Франции Филипп II Август (1180-1223) и Король Англии Ричард I Львиное Сердце (1189-1199)
Несмотря на участие королей, крестовый поход начался не самым лучшим образом: в июне 1190 года Фридрих Барбаросса на пути к Святой Земле утонул в реке. В июле 1191г., благодаря участию Ричарда I в походе, христиане наконец-то захватывают Акру. Английский король так сильно воодушевил войско крестоносцев, что они смогли захватить Кипр. В сентябре 1191, возвращаясь в сторону г.Яффа, христиане побеждают еще в одной битве при Асуфе, подступая к Иерусалиму. Казалось, они не смогут взять город, а если и смогут, то не смогут удержать его под яростным натиском армии Саладина. Итог Третьего крестового похода не оправдал всех ожиданий: крестоносцы заключили договор, согласно которому, в качестве отступки получили право в течение 3 лет безопасно совершать паломничество в Святую Землю и небольшой кусочек земли близ Акры. Но все же, Третий крестовый поход стал важной вехой в истории и побудил на формирование других походов, которые перерастут в нечто большее.
Последующие Походы
В дальнейших походах крестоносцы совершают былые ошибки. Главная задача Четвертого Крестового Похода (1202-1204) являлась осада Константинополя, величайшего города Христиан. Амбиции церкви, алчность венецианцев и вековые распри между Западной и Восточной части Византией создало агрессивный настрой, в результате которого, столица Византии была разграблена в 1204г. Империя оказалась отрезана между Венецией и ее союзниками, а богатства Константинополя перешли в Европу.
Венецианцы захватывают Константинопль, 1204 г.
Domenico Tintoretto (Public Domain)
Пятый крестовый поход породил изменения в тактике наступления, поскольку крестоносцы видели единственный способ отвоевать Святую Землю у мусульман, которая была во власти династии Айюбидов (1174-1250) – атаковать врага с тыла и сначала завоевать Египет. В течении долгой осады, город Дамиетта(египетский город, располагавшийся на Ниле) перешел в руки крестоносцев в 1219г. В силу незнания географических особенностей этого региона и времени приливов\отливов Нила, город пал в битве при Эль-Мансуре в 1221г.
Шестой крестовый поход (1228-1229) проходил преимущественно в духе дипломатии и переговоров. Императора Священной Римской Империи Фридрих II (1220-1250) осуждали за неучастие в Пятом Крестовом Походе, однако он смог заключить договор с Аль-Камилом, султаном Египта и Сирии (1218-1238), согласно которому он отдавал Иерусалим в руки христиан, на условиях, что мусульманские паломники смогут свободно посещать город. Аль-Камиль не смог совладать с такой огромной империей; восстание в Дамаске усугубляли положение. Для султаната Иерусалим не имел ни военного, ни экономического значения, а только религиозное, что делало его разменной монетой во избежание отвлекающей войны с армией Фридриха.
Поводом для Седьмого крестового похода (1248-1254) было поражение армии христиан в битве при Форбии в октябре 1244г. Во главе с Людовиком IX (1226-1270), крестоносцы не отклонялись от стратегии Пятого похода и в итоге смогли достигнуть незначительных наград: захват Дамиетты, и поражение при Мансуре. Людовик был захвачен в плен, хотя позже был освобожден за выкуп. В 1270 Французский король собрал войско для Восьмого Крестового Похода.
Салах ад-Дин
Cristofano dell’Altissimo (Public Domain)
В 1250г. мамлюкский султанат сместил Айюбидскую династию и на престол взошёл грозный вождь – Байбарс (1260-1277). Людовик IX еще раз совершил набег на Северную Африку, но король вскоре скончался от дизентерии в Тунисе в 1270г. С кончиной короля и прекратились крестовые походы. Тем временем, Мамлюкский султанат расширил сферу своего влияния на Ближний Восток и в 1291г. захватили Акру и позднее все Государства Крестоносцев.
Последствия крестовых походов
Крестовые походы оказали колоссальное влияния на историю. Кроме кровопролитный потерь и разрушений, походы оказали большое влияние на внешнюю политику и общество. Византийская Империя перестала существовать, Папа Римский стал фактическим главой Христианской Церкви, итальянские морские государства загнали в угол средиземноморский рынок в торговле между Востоком и Западом, балканские народы стали христианами, а мавры были выгнаны с Пиренейского полуострова на Северную Африку. Сама идея крестовых походов распространилась далеко за пределы Европы чтобы как-то оправдать себя в религиозном плане для завоевания Нового Света в XV-XVIвв. Огромная цена крестовых походов привела к росту влияния королевских домов в Европе, а роль дворянства существенно опустилась. Люди стали больше путешествовать, особенно паломники в святые места. Странники поют песни о крестовых походах, приоткрывая занавесу тайны о неизведанном мире, даже если знания о нем могут быть неоднозначны.
В долгсрочнойой перспективе, наблюдалось развитие духовно-военных Орденов, непосредственно связанные с рыцарством, которые в той или иной форме существуют и по сей день. Европа развила очень сильное чувство культурной самобытности, которая отчасти проявилась в ксенофобии по отношению к евреям и нехристианам. Многие деятели искусства увековечили легенды и мифы о крестовых походах, как от лица христиан, так и от лица мусульман. Как правило, многие из этих художественных произведений интерпретируются неверно, что приводит к конфликтам XXI века.
16.06.12, Селарт, Ливония, Русь и Балтийские крестовые походы в XIII веке
- Отзыв:
- Кристиан Раффенспергер
- [email protected]
Анти Селарт начинает эту переведенную (и обновленную) версию своей книги 2007 г. (из Böhlau, на немецком языке) с заявления, что «отношения между северными крестоносцами, народами Балтийского моря и населением Руси в 13-м веке века в большей или меньшей степени повлияли на историю всех народностей, проживающих ныне в Прибалтике» (1). Отсюда Селарт излагает свое утверждение о том, что история этого невероятно переплетенного пограничья Востока, Запада и Севера актуальна не только для средневековых историков, но и на протяжении веков стала полем битвы между националистами. Затем он смело вступает в это болото противоречивых национализмов и на протяжении всей книги представляет не только убедительное, читабельное повествование о событиях того периода, но и решительное опровержение различных националистических интерпретаций тех же самых событий.
Селарт структурирует свое исследование «долгого 13 века» с 1180-х по 1320-е годы в хронологическом порядке, но затем создает дополнительные маркеры в этой хронологии, чтобы очертить конкретные события, людей и дебаты, которые затем разбиваются для более полного обсуждения. Вместо традиционного повторения материала книги я сосредоточусь на трех основных темах, которыми занимается Селарт, и расскажу о них в различных главах книги. Эти три темы действительно выделяются как важные вклады в дискурс о регионе и этих событиях.
Первой из основных тем является историография. Селарт рассказывает историю Балтийских крестовых походов с глубокими ссылками на первоисточники; действительно, большую часть этого тома можно было бы использовать как повествование об этих событиях. Тем не менее, в это повествование Селарт вносит глубокое понимание двухвековой историографии, а затем почти полное опровержение национальной предвзятости в той же историографии. Он начинает с того, что отмечает, что историографический разрыв между Востоком и Западом начал разрушаться в XIX в.80-х (7-8), но сильные остатки все еще остаются. Это можно увидеть в историографии Ледового побоища (упомянутой ниже), а также в основном источнике, который используется большинством исследователей балтийских крестовых походов, Хронике Генриха Ливонского (179-183). Этот источник во многих публикациях преподносится как антироссийский. (На самом деле, когда я читаю этот источник со своим классом, я всегда указываю на характеристику Генри русской церкви как на «бесплодную мать». Руси.]). Однако Селарт ставит эту характеристику с ног на голову и указывает, что жанр миссионерской хроники является особым, и поэтому его необходимо читать в этом отношении. Кроме того, Генри также отрицательно характеризует датчан и шведов и указывает на отсутствие у них усилий по обращению на Балтике. Вызывая всех историков, которые отмечали антироссийскую и, следовательно, предположительно пропапскую или пролатинскую предвзятость Генриха Ливонского, Селарт ясно заявляет, что для Генриха «снова цитируются датчане, русские и язычники». вместе как враги Ливонской церкви» (182). Это опровержение поколений ученых является существенной поправкой для исследований в этом регионе.
Второй основной темой произведения является акцент на отдельных действующих лицах. На практике это означает, что Селарт имеет дело с индивидуумами как лицами, принимающими решения, и явно не делает вывод о том, что все ливонцы действуют одним образом, а все русские — другим. Один из лучших, из очень многих, примеров тому — пример Владимира Мстиславича (108—113, 116—122 и др.). Владимир Мстиславич был правителем Пскова, города на Руси, в начале тринадцатого века. Однако из-за внутренних конфликтов его выгоняют из Пскова, и он бежит в суд епископа Альберта в Риге, где получает должность судебного пристава. Дочь Владимира замужем за братом Альберта, и две семьи связаны между собой тем, что считалось строгим церковным или даже национальным разделением. Но на этом история не заканчивается, так как Владимир Мстиславич возвращается в Псков и восстанавливает свою власть, впоследствии вторгаясь на часть территории Ливонии. Даже позже он и Альберт снова сотрудничают, на этот раз против Братьев Меча, латинского крестового похода. Эта жизнь всего лишь одного человека содержит множество случаев пересечения границ. В большинстве вторичных источников Владимир Мстиславич появляется в истории, ориентированной на Россию или Украину, как актер, который время от времени покидает сцену, чтобы уйти в другое место, и может даже не появляться в чем-то, посвященном исключительно Прибалтике. Но для Селарта он один из многих актеров, которые пересекают и вновь пересекают наши эфемерные границы государственного устройства, вероисповедания и даже языка, чтобы участвовать в известном им мире.
Третья тема, на которой я хотел бы сосредоточиться, — это глубокая зависимость от первоисточников. Селарт демонстрирует здесь потрясающую библиографию с первоисточниками на латинском, греческом и старославянском языках, а также на многих других вторичных исходных языках. Но помимо простого цитирования этих источников, Селарт постоянно снова и снова возвращается к первоисточникам, чтобы проверить утверждения, сделанные в исследованиях, и обнаруживает, что оригинальные документы не обеспечивают основу для утверждений, которые были экстраполированы. от них. Один из самых известных примеров, которым он занимается, — это конфликты Александра Невского со шведами и меченосцами, приведшие к Ледовому побоище (142–159 гг.).). Эти сражения изображались, особенно в русской историографии, как часть антирусского крестового похода латинской церкви. Однако, возвращаясь к первоисточникам, Селарт подвергает сомнению это широкое утверждение. Он показывает, что каждая из этих кампаний, которые часто объединяют, на самом деле была организована разными группами с разными целями, и что «ни в одном из известных папских писем, относящихся к Ливонии или Финляндии около 1240 г. , не упоминаются раскольники или русские» (146). Таким образом, он приходит к заключению, свидетельствующему о сложном анализе и переосмыслении, которым посвящена эта книга: «На основании источников мы, самое большее, можем предположить, что различные автономные силы, действующие независимо друг от друга, могли воспользоваться преимуществами благоприятный момент времени» (147).
Дополнительные материалы подчеркивают полезность этой книги. Мало того, что библиография Селарта огромна, он также предоставил две хорошие карты, генеалогию, списки лидеров различных организаций/государств и, что особенно полезно, согласование географических названий (318-323). Один из наиболее запутанных аспектов изучения средневековой истории, особенно в исторически оспариваемых областях, — это попытка найти соответствие между средневековыми и современными географическими названиями. Селарт привел здесь список различных мест, названных в книге на современном английском, средневековой латыни или средне-нижненемецком, древнерусском, эстонском, латышском и «других языках». Эта таблица с первого взгляда еще раз демонстрирует широту работы, проделанной доктором Селартом.
Этот том — еще одна превосходная находка Флорина Курты для его серии, и он и Брилл заслуживают похвалы. В эпоху, когда американские университетские издательства решают, что средневековая Восточная Европа недостаточно популярна, чтобы публиковать книги, это остается сделать Бриллу и лишь немногим другим, и ученые должны быть благодарны им за то, что они существуют.
В конечном счете, Селарт делает две вещи, благодаря которым эта книга имеет невероятный успех. Во-первых, он проблематизирует современную национальность, а не просто зачитывает ее в прошлое; отмечая, что «Этнонимы, используемые в этой работе, такие как «эстонцы», «немцы», «русские» и т. д., обозначают не современные нации, а этнические и политические группы, как это делается в источниках, и оттого они неизбежно столь же неопределенны и обобщающи» (14). Во-вторых, он признает свободу действий людей и вытекающую из этого сложность. Это означает, что он отказывается от грандиозных планов «папства», «крестоносцев» или «церкви», что является одним из основных способов, которым он отвергает большую часть существующей историографии по этим предметам и возвращается к первоисточникам. Эти две тактики приводят к сложному обсуждению средневекового мира. Но это хорошо. Средневековый мир, как и наш собственный, сложен, и наша наука должна признать и отразить это, а не просто материализовать существующие идеи, но бросить им вызов.
Что такое крестовые походы? – Smarthistory
Крестоносец, Псалтирь, с литанией, молитвами и пасхальными столами («Вестминстерская Псалтирь»), ок. 1200, ф. 220 (Британская библиотека)
Что приходит на ум, когда вы думаете о крестовых походах? Серьезные и пугающе сильные рыцари (конечно, в сияющих доспехах), занятые вопреки всему, чтобы совершить благочестивые дела в злом мире? Красные кресты на чисто белом фоне? Орландо Блум?
В этом нет ничего удивительного. Беглый взгляд на нашу поп-культуру и политику на Западе показывает продолжающееся увлечение крестовыми походами. По сравнению с народными представлениями историческая действительность сложнее и зачастую менее героична.
Как определить крестовые походы?
Представьте себе воина во французском городе Клермон в 1095 году. Он слушает папу Урбана II — единственного папу, которого он когда-либо видел лично! — страстно говорит о необходимости сражаться на Святой земле. Его господин убежден и собирает своих людей и ресурсы. Военачальник прощается со своей семьей и в 1096 году отправляется в долгие годы мучительных странствий и военных походов. Он умирает от голода в Антиохии, так и не увидев Иерусалима. Его семья никогда не узнает о его судьбе. Это был крестовый поход.
Теперь представьте Фридриха II, императора Священной Римской империи и короля Сицилии. Фридрих отвоевывает Иерусалим у мусульман, не вступая в войну — помогает то, что он знает арабский. Он коронован королем Иерусалима в 1229 году, но возвращается в Европу и обнаруживает, что папа ведет войну на его землях. Это тоже было крестовым походом — по крайней мере, для некоторых, хотя другие, такие как папа, не соглашались.
Наконец, представьте себе английского рыцаря в 1370 году. Он планирует отправиться в северо-восточную Европу, чтобы сражаться с нехристианами и помочь христианам расширить свою территорию. Он уедет на время, насладится пиршеством и рыцарским товариществом, а затем вернется домой и вернется к своей обычной жизни, а его репутация улучшится после поездки. Вы догадались: это тоже был крестовый поход.
Крестовый поход принимал множество различных форм, и попытки дать точное определение крестовому походу уже более 150 лет ведут ожесточенные споры между историками.
Карта крестовых походов с первого по четвертый из Атласа Ближнего Востока (Центральное разведывательное управление, 1993 г.)
Научные дебаты
Большинство дискуссий среди ученых посвящено выявлению ключевых характеристик крестового похода. Некоторые, например, считают крестовыми походами только экспедиции, направленные на Иерусалим или Святую Землю. Этот подход отвечает за традиционные пронумерованные крестовые походы (например, Первый крестовый поход, Второй крестовый поход и т. д.).
Другие преуменьшают важность конкретной цели и вместо этого подчеркивают характеристики, связанные с авторизацией и процедурой. Эти ученые спрашивали, санкционировал ли Папа Римский экспедицию? Давали ли участники обеты и получали ли они определенные юридические и духовные привилегии? Использование этого подхода приводит к большему количеству крестовых походов, распределенных по большей географической области и хронологическому диапазону. В то же время некоторые задаются вопросом, определяла ли роль властей (например, папы) крестовый поход в такой же степени, как и энтузиазм простых людей. Вместо этого эти ученые искали бы признаки массовой народной поддержки экспедиции. Третьи утверждают, что характеристики крестовых походов были настолько рассеяны по всей средневековой культуре, что невозможно и, в конечном счете, вводит в заблуждение попытка определить, что было, а что не было крестовым походом.
Справедливо также отметить, что многие ученые признают, что можно потратить слишком много времени на поиски тщательного определения, по сути упуская из виду лес за деревьями!
Библейская история о резне амаликитян и последней битве царя Саула с библейскими солдатами, изображенными как французские крестоносцы, Библия крестоносцев, л. 34v, 1244–54, Париж (Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк)
Внешние знаки
Если крестовый поход был таким туманным, откуда потенциальные участники знали, что такое крестовый поход? Вспомни нашу пехоту в Клермоне в 109 г.5? Он (и его господин) заметил проповедь для новой экспедиции (возможно, подчеркивая папскую прокламацию, а возможно, и нет) или слышал, как люди вокруг него обсуждали это. Возможно, он также видел, как другие люди давали публичные обеты и носили крестное знамение на своей одежде. Возможно, он узнал об определенных юридических привилегиях, предназначенных для поощрения участия и помощи в защите имущества и семей в отсутствие крестоносца. Или, возможно, он слышал о папском обещании индульгенции («индульгенция» в данном контексте просто означает некую духовную выгоду — конкретный вид индульгенции, предлагаемой за крестовый поход, со временем менялся).
Наконец, наши воины были заинтересованы в крестовом походе, но для других кто-то, кто имел над ними власть (или кто-то, кого они любили), мог просто сказать им, что это происходит или что они собираются. Как и сегодня, некоторые люди могли просто обратить внимание на свои налоги; временами, особенно в позднем средневековье, и церковь, и светские власти взимали средства на новые экспедиции. Любой из этих факторов или все они могли привлечь внимание людей, особенно если они происходили из семьи или региона с традицией участия в крестовых походах. Между тем, для тех, кто стал мишенью насилия крестоносцев, по-видимому, единственным необходимым знаком был вид приближающейся армии, украшенной крестами.
Различные точки зрения
Несмотря на то, что важно понимать крестовые походы с точки зрения участников, не менее важно выявлять различные точки зрения. Внутренняя критика движения крестоносцев была более ограниченной, чем многие сегодня могут ожидать. Существовавшая критика обычно относилась к конкретным экспедициям или участникам, а не к идее крестовых походов в целом или к основополагающему отношению к религии и насилию, которые сделали крестовые походы возможными.
Мусульманские голоса, будь то на Пиренейском полуострове (нынешние Испания и Португалия), в Леванте (восточное Средиземноморье) или за его пределами, по-разному описывали крестовые походы — часто как простую территориальную экспансию, религиозную войну или их комбинацию. из двух. Описания самих «франков» (так называли крестоносцев) варьировались от уважения до насмешек и враждебности.
В записях еврейских общин по всему Средиземноморью иногда описывалась неизбирательная свирепость и ревностное рвение многих крестоносцев, что также подчеркивали христиане в Европе, которые не соответствовали церковным учениям и поэтому были названы «еретиками». Некоторые отчеты о крестовых походах из Византийской империи (средневекового государства, основанного на остатках классической Римской империи) подчеркивали предполагаемое «варварство» и относительную наивность крестоносцев.