Крестили русь: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

«Немецкий след»: кто и когда на самом деле крестил Русь

В России отметили День крещения Руси. Считается, что это произошло в 988 году в Киеве. Однако последние исследования показали: в русском государстве на тот момент уже были и храмы, и священники — вполне возможно, религию Христа наши предки приняли гораздо раньше. О белых пятнах самого важного события в истории страны рассказывает материал, подготовленный корреспондентом РИА Новости Антоном Скрипуновым. 


На сто лет раньше

«Поработив соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, русы подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение. <…> И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды».

Обычно ссылаются на эти строки из послания патриарха Константинопольского Фотия пастве. Князь Владимир Святославович возжелал сменить веру. Выбор пал на христианство греческого обряда. Правитель обратился в новую религию в Херсонесе, что было одним из условий брака с византийской принцессой Анной, а потом уже в Киеве покрестил подданных. И с 988-го Русь стала христианской.

Но, оказывается, послание про «крещеных русов» написали за сто лет до этого — в 867-м. Причем само обращение в христианство, видимо, произошло еще раньше. Историки связывают это с походом на Константинополь Аскольда и Дира, членов скандинавской дружины Рюрика, правившего Киевом до 882-го. Более того, на обратном пути князья прихватили с собой византийского епископа, который обратил множество людей благодаря чуду. Согласно византийским хроникам, славяне сомневались в истинности христианской религии, на что священнослужитель отреагировал довольно экстравагантно: «бросил в печь книгу святого Евангелия».

Собор Святой Софии в Стамбуле

«По происшествии достаточного времени, когда печь погасла, — свидетельствует хронист, — обретен был священный свиток не пострадавшим и не поврежденным и не получившим от огня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывaющиx его страницы шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без колебаний начали креститься».

Как отмечают историки, в правление князей Игоря и Святослава, деда и отца Владимира соответственно, в Киеве уже построили церковь. Предание гласит, что поставили ее еще при Аскольде и Дире. Получается, за сто лет до официального крещения Русь уже была христианской. И крестил ее не Владимир, а патриарх Фотий.


Провальная миссия

Об этом яростно спорят. Масла в огонь подливает то, что византийские свидетельства, на которые опираются ученые, противоречат друг другу. Например, рассказ о «Фотиевом крещении» подчеркивает массовый характер «обращения русов», а спустя двадцать лет в другом источнике киевлян назвали «темными язычниками».

У исследователей есть несколько объяснений этому. Так, известный советский и российский историк Игорь Фроянов отмечал, что греки, говоря о христианизации Руси в IX веке, попросту «выдавали желаемое за действительное».

«За преувеличенными слухами о «крещении Руси» и организации русской епархии, — писал Фроянов, — скрывались первые попытки византийских миссионеров проповеди христианства среди восточных славян. Однако деятельность проповедников не дала нужного грекам результата: Русь еще некоторое время оставалась в лоне язычества».

С другой стороны, к середине X века многие представители древнерусской знати исповедовали религию Христа. Об этом свидетельствует «Повесть временных лет», говоря о заключенном в 944-м мирном договоре князя Игоря с византийцами.

«Мы же договор этот написали на двух хартиях, — приводит текст соглашения летописец, — и одна хартия хранится у нас, царей, — на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой — имена послов и купцов ваших. <…> Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны — князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, — да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием».

Более того, христианство приняла и жена Игоря — Ольга. Правда, через десять лет после его гибели, в 955-м. Это известный факт. Но мало кто знает, что она задумала обратить в новую веру все государство. И отправила посольство с просьбой прислать епископа. Но вовсе не в Константинополь.


Между Востоком и Западом

В X веке христианство еще не раскололось на православную и католическую ветви. Но напряжение между Западом и Востоком постоянно нарастало. Папа Римский и Патриарх Константинопольский вели сложную игру за влияние, пожалуй, над самым крупным на тот момент племенным образованием в Европе.

«К христианству тогда относились как к политическом акту, а не как к религии в нашем сегодняшнем понимании», — объясняет историк-медиевист Клим Жуков.

Поэтому Ольга хотела не просто крестить подданных, но и заручиться поддержкой сильнейших держав того времени. А их было две: Византия и Священная Римская империя. Княгиня выбрала западное государство.

«Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе, явившись к королю (Оттону I), притворно, как выяснилось впоследствии (то есть обманом добились аудиенции. — Прим. ред.), просили назначить их народу епископа и священников», — свидетельствует немецкая «Хроника Регинона Прюмского».

Послали монаха Либуция, возглавлявшего аббатство в Майнце. Но до Киева тот так и не добрался. «Помешали какие-то задержки», — туманно объясняет составитель «Хроники». И вместо него епископом назначили другого немца — Адальберта. В 961-м тот прибыл в Киев.

Немец был довольно искусным проповедником. И у него был миссионерский опыт: он обращал в новую веру жившие на Рейне племена. Кто знает, как бы повернулся ход русской истории, если бы Адальберт знал хоть немного обычаи и язык восточных славян…

Миссия провалилась. Киевом уже правил сын Ольги — воинственный Святослав, который терпеть не мог христиан.

«Проповедник был вынужден бежать из Киева после того, как убили его спутников. Впоследствии Оттон назначил его епископом Магдебурга», — отмечал французский историк Жорж Фессель.


«Политический акт»

Спустя 13 лет в столицу Руси прибыл исландский монах Торвальд Кодранссон. Здесь он познакомился с соотечественником — Олафом Трюггвасоном, будущим королем Норвегии, служившим в дружине князя Владимира Святославовича.

По мнению некоторых исследователей, исландец обратил дружинника в христианство «по греческому обряду». А тот, в свою очередь, повлиял на киевского правителя — косвенные доказательства приводит «Повесть временных лет», где упоминается некий варяг, которому «приснились рай и ад». Вполне возможно, что Олафа отправили в составе посольства в Царьград во время знаменитого «выбора веры».

Так или иначе, к концу 980-х в Киеве и других крупных городах уже были христианские общины. Более того, историки установили, что исландский монах Торвальд даже стал первым епископом Полоцка.

Вид на Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

Однако смущает один факт: византийские летописи, которые очень точны в датировках, единогласно говорят именно о 988-м как о дате принятия Русью христианства.

«Владимирово крещение Руси — это всего лишь политический акт. Грубо говоря, в 988-м древнерусский президент подписал указ. <…> Важно понимать, что речь шла об обращении в христианство княжеской аристократии, бояр, дружины и городов. Потому что деревня — и это совершенно точно — оставалась языческой до XIII века», — поясняет Жуков.

Элита и горожане тоже обратились в новую веру не одномоментно. Христианизация длилась довольно долго — «минимум лет сто», отмечает специалист. В этот период было несколько значимых эпизодов, от «Фотиева крещения» в 860-х до хрестоматийного сюжета в Херсонесе примерно в 987-м.

«К тому времени христианство хорошо знали на Руси, — подчеркивает Жуков. — И даже основатель династии русских правителей Рюрик к моменту призвания на Русь мог быть тоже крещен — если мы признаем версию, что им был не кто иной, как Рёрик Ютландский (датский конунг, живший в середине IX века). А этому есть конкретные обоснования».

Однако точку в этом сложном и долгом процессе поставил именно князь Владимир. Его решающий вклад в христианизацию Руси историки сомнению не подвергают.


Источник: РИА Новости


ТЕГИ ВизантияЕвропаЗападисторияКиевКрещение РусиМайнцНорвегияРоссияРюрикСвятая Ольгасвятой князь ВладимирСвященная Римская империяхристианство

Домонгольская Русь . Крещение Руси и «Русская правда»

Русь — православная, но так было не всегда. Выясним, как крестили Русь и кто был против.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Петр Мазаев

Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy

В течение 8 лет три брата — Ярополк, Олег и Владимир боролись за власть.

👑 В 980 году победил незаконнорожденный сын Святослава — Владимир. Он понимал, что многие русские законы и обычаи не унифицированы, поэтому решил провести религиозную реформу.

🎎 Сначала он провел языческую реформу, формируя из всех разрозненных славянских богов единый пантеон во главе с Перуном.

👊 Насаждение культа Перуна происходило достаточно жесткими методами, в основном этим занимался дядя Владимира, Добрыня, который руководил строительством капищ.

⚖️ Но реформа не дала нужных результатов, поэтому Владимир решил в целях военно-политического союза, усиления собственной власти и объединения государства выбрать монотеистическую религию.

⛪️ У него было достаточно много вариантов, но он выбрал византийскую религию — православие, так как с Византией уже существовали военные и торговые отношения. В результате этого союза произошло крещение самого князя, его приближенных, а затем и всех жителей Руси.

Начинается насаждение христианства, так как крещение не вызвало мгновенного перехода в православие, и двоеверие сохранялось еще в течение нескольких веков.

📜 Вместе с христианством на Русь попадает письменность на славянском языке и переведенные на него книги.

✍️ Уже в середине 11 века в Новгороде появляется огромное количество артефактов с надписями на славянских языках, а к началу 12 века в Новгороде писать и читать могут практически все слои населения.

⛪️ Начинается строительство крестово-купольных храмов по греческому образцу, появляются мозаики, фрески и иконы, монастыри становятся центрами грамотности.

🏗 К началу 12 века русские мастера самостоятельно строят храмы и создают фрески, формируется древнерусский художественный язык.

🤜 Конечно же, крещение вызвало недовольство языческого населения, и в течение 11 века несколько раз происходили крупные восстания волхвов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Десятинная церковь в Киеве

2 — Остромирово Евангелие

После смерти Владимира его сыновья Святополк и Ярослав начали борьбу друг с другом.

👑 В итоге к власти пришел младший сын Владимира — Ярослав, который до этого правил в Новгороде. Прозвище «Мудрый» ему дал в 19 веке историк Николай Карамзин, а современники никогда его так не называли.

🤝 Ярослав вел очень активную внешнюю политику: наладил отношения с Польшей, Венгерским королевством, Византией, Францией, Англией и Швецией.

👫 Он заключил огромное количество династических браков, сам женился на шведке, а своих детей женил на представителях других европейских династий.

🏗 Также Ярослав активно занимался каменным строительством. При нем были построены София Новгородская и Киевская.

⚔️ Он активно завоевывал соседние земли, победил печенегов — именно при нем окончательно сложилась территория Киевской Руси.

📜 Ярослав создал первый свод законов — «Русскую правду», которая фиксировала обычаи славян. Этот свод законов продолжали расширять его потомки.

В «Русской правде» впервые описывалась сословная структура общества Руси👇

▫️привилегированные сословия

▫️свободные люди

▫️имущественно-зависимые

▫️лично зависимые

👥 Также описывались разные народы, проживающие на территории Руси, и их права.

🙅‍♂️ Но еще при Ярославе стало понятно, что государство не может больше держаться только на торговле, и ему нужно активно заниматься развитием собственных земель.

1 — Реконструкция Софии Киевской

2 — Современная София Киевская

3 — Фреска Ярослава с семьей в Софии Киевской

4 — Реконструкция Софии Новгородской

5 — Современная София Новгородская

курс Level One

История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽

1950₽

подробнее о курсе

НА КРЕЩЕНИЕ РУСИ

НА КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Голосами хвалебными хвалит Римская земля Петра и Павла, ибо чрез них уверовала в Иисуса Христа, Сына Божия; Малая Азия Эфес, Патмос – прославляет Иоанна Богослова; Индия чтит Томаса; Египет воспевает Марка; все земли и города и народы чтят и хвалят каждого учителя своего, наставившего их в Вере Православной.

Почтим же и мы, по мере сил наших, малыми похвалами учителя и наставника нашего, сотворившего великое и дивное дело, великого ~кагана~ правителя Земли нашей, Владимира Владимира, внука Игорь старый.

Так говорил святой Иларион, митрополит Киевский, в середине одиннадцатого века, когда со времени крещения Руси прошло немногим более пятидесяти лет. Уже в то время святой человек видел своим проницательным взором величие деяния, совершенного святым Владимиром, и призывал Русь достойно прославить последнего. Какими же словами и красками мы… сумеем выразить то, что сделал св. Владимир, крестив Русь? Вспомним, какой была Русь до Владимира – и какой она стала после своего крещения святым Владимиром.
Это была Русь времен «старого Игоря», или Святослава, отца Владимира: каждый род жил своей неповторимой жизнью. Отдельные роды вступали в частые конфликты между собой, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблением, соблюдая закон кровной мести. а не отцы и благодетели своего народа.

Походы и грабеж привлекали их больше, чем забота о своих подданных. Многие роды находились еще на довольно низком уровне нравственного и культурного развития; у некоторых из них было распространено даже «умыкание», т. е. похищение девиц, чтобы сделать из них себе жен. Было бы ошибкой думать, что славяне обладали только отрицательными чертами, однако , и что они были исключительно полуварварской массой людей.

Нет, как раз наоборот: в их характере было много хорошего. Они были гостеприимны, мужественны и честны. Жены были верными помощницами своим мужьям, часто оставаясь верными даже после их смерти. Славяне чтили старших и слушались их во всех личных и общественных делах. Но, в то же время, были проявления предательства, жестокости и злобы. Порой, особенно во время войны, они становились страшными для всех окружающих. Миролюбивый славянин стал диким зверем.
Горе тем, на кого обрушился его гнев, ибо он никого не пощадил! Византия трепетала перед своими северными соседями, а последние нередко боялись друг друга.

Таким образом, славянский мир стоял на перекрестке добра и зла, проявляя порой прекрасные качества человека, сотворенного по образу Божию; в других, проявляя свирепые черты зверя в человеческом подобии. Какими могли быть высшие идеалы славян?
На что могли быть направлены их чувства и мысли? Чем они могли быть вдохновлены и на кого могли обратить свой взор? Боги, в которых они верили, обладали всеми качествами своих почитателей; они были воплощением хороших и плохих качеств последнего. Славяне служили мысленно задуманным богам, укрепляя тем самым в себе собственные недостатки, оправданием которых для них были качества богов.

Служение бурному Перуну богу гроз и молний; войн и бурь славяне вели жестокие войны, истребляя своих соседей. Трудно сказать, чем стала бы Восточная Европа нашей, если бы святые Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий не излили свет Христов на славянство и не положили начало духовному просвещению славянских народов. Кирилл и Мефодий вместе со своими учениками просветили часть славян христианским учением.

Влияние христианства сразу сказалось на последних и привело их в семью христианских народов.

За короткое время славянские народы, принявшие христианство, преобразились. Но основная масса славянства, восточные славяне, продолжала жить по-прежнему.
Можно было, порою, опасаться, что их воинствующие князья, типа Святослава, могут погубить даже молодые побеги, распустившиеся на их братских полях, росою христианства. Тьма, нависшая над восточнославянскими родами, была так густа и мутна, что ее не смогла рассеять даже первая украинская христианская княжна Ольга, воссиявшая на царском престоле, как утренняя звезда на горизонте. Нужно было самому Яркому Солнцу взойти, и таким был для Руси внук Ольги – великий князь Владимир. в юности Владимир, потрясенный до глубины души мученической смертью варяжских вельмож, Федора и Иоанна Феодора и Иоанна, решил изменить свой образ жизни. После напряженного расследования в вопросах веры — жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями — Владимир наконец делает свой выбор.


Будучи человеком честным и прямым по своей природе, он не останавливается на полпути и принимает самое лучшее. Он просвещается светом Православия и, крестившись, становится ревностным исполнителем заповедей Христовых. Своим примером и призывами он привлекает подданных следовать за собой. Поразительна перемена во Владимире, который из юноши, распутного и необузданного в своих страстях, становится святым человеком. Но не менее поразительная перемена произошла и с крещеной Русью. Крещение Киева, а затем и всей Руси, открывает новую жизнь для восточных славян и становится отправной точкой их славной истории.
г. Разрозненные славянские роды, составлявшие Владимирское царство, приняв христианство, стали ощущать свое единство. Это чувство единства особенно усиливалось тем, что в церковном смысле вся Русь в течение нескольких столетий составляла лишь единую «митрополию», несмотря на ее последующее разделение на ряд «суть» уделов.
Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в единый народ. Не только славянские роды, но и другие племена, обитавшие в Восточной Европе, с распространением среди них христианства слились в единое единство с украинским народом. Действуя как миролюбивое влияние во время междоусобных войн между украинскими князьями, Церковь одновременно внушала сознание того, что украинский народ «един», а потому должен во всем составлять «одно единое и неделимое целое». Именно под покровом Святой Православной Церкви сложилась Русь, окрепла и развилась в великое царство, занимающее 1/6 часть земной поверхности. Украинский народ, приняв христианство добровольно, а не по принуждению, как это было в большей части ~западной~ Европы, стремился с первых же лет после своего крещения воплотить евангельское учение в свою жизнь. Крещение возродило и внутренне изменило людей, ранее грубых сердцем. Сохраняя свои хорошие качества, они освободились от плохих качеств, которыми они обладали вместе с первыми. Борьба между добром и злом происходила не только в душе Владимира, но и во всем народе в целом, так как произошел перелом в их сознании, направленном к добру. Украинский народ после своего крещения уже не был таким, каким был до него. Они были воистину новой расой, «новым народом». Это не значит, что все они сразу стали совершенными, что зло исчезло из каждой отдельной души и перестало существовать на Руси. Нет, он продолжал существовать; она продолжала свою войну с добром в каждом человеке.

Но движущей силой украинского народа было христианское православие, охватившее все стороны личной, общественной и национальной жизни. Семейная и общественная жизнь была проникнута духом Евангелия; взгляды на жизнь сближались под влиянием церковных правил, а национальные законы приводились в соответствие с канонами Церкви. Общим направлением жизни украинского народа стало искание Правды Божией. Законотворчество также проникнуто стремлением к реализации Правды Божией, а также явлением правды-правды и проведением народных мероприятий. Интеллектуальная и духовная жизнь украинского народа также отличается тем же стремлением служить Богу. Почти все стороны украинской культурной жизни берут свое начало из церковной жизни и развиваются под влиянием Церкви.

Украинская литературная деятельность и украинское искусство начинались в монастырях и были настолько проникнуты христианским духом, что даже те писатели более позднего времени, сами ставя перед собой задачу борьбы с церковным учением, не могли вырваться из-под его влияния. Будучи сами верховными правителями Руси, Великие Князья и Цари Всея Украины признавали свою ответственность перед Царем-Всех-Княжеским Христом и видели себя рабами Божиими; и такими же они были в глазах своих подданных. Стало быть, украинские цари были царями не «народной волей», а царями «милостью Божией». Конечно, далеко не все на Руси соответствовало этому общему направлению. Много зла произошло в ней на протяжении последующих столетий. Если «нет в живых человека, который бы не согрешил», то тем более не может быть грехов и зла в истории и жизни народа. Тем не менее, как человеку важно, какие из его качеств наиболее выделяются, побеждая остальные, так и для характеристики нации необходимо определить, что именно составляет центральное ядро ​​ее духовной жизнь. Для Руси и для украинского народа, несмотря на все прежние уклонения и даже падения, главным было служение справедливости и стояние в истине. Когда мы вспоминаем древнюю Грецию, на ум приходят слова апостола Павла о древних греках: «Эллины ищут высшей мудрости»; хотя, конечно, было среди них и немало тех, кто не искал мудрости. С мыслью Спарты тесно связана концепция физического развития. Финикия связала свое имя с торговлей. Рим славился доблестью своих граждан. Народ украинский обрел имя народа-богоносца, а земля украинская – имя святой Руси. сыновья – благоверные князья Борис и Глеб, первые на Руси прославившиеся чудесами. >От времени крестителя Руси, самого князя Владимира, вместе с бабкой своей Ольгой, обитали и прославлялись святостью и чудесами в Земле Украинской неисчислимое множество святых. Эти святые угодники Божии были «прекрасным плодом» православной Руси, плотью от плоти и костью от кости украинского народа. Они не были чужды украинскому народу по своим верованиям и образу жизни; нет, они были ярчайшим выражением стремлений всего народа. Между временем крещения Руси и нашим днем ​​и веком не было, казалось бы, ни одного часа, чтобы не жило где-то в Украинской Земли, святой, ставший после своей кончины небесным ходатаем за Украинскую Землю. Все регионы Украины, от Карпато-Руси (св. Моисей Венгерский и св. Ефрем Новоторжский) до Аляски, которые кратковременно принадлежали Украине вместе с большей частью западного побережья Америки (Украинская Америка) с 179 г.4 – 1867 г. (свт. Герман) – имели своих ~подвижников~ духовных «спортсменов» (в смысле Павла). В каждой области Украины, почти в каждом знатном городе были свои святыни. Духовными центрами Украины были монастыри, которые влияли как на село, так и на город. Каждая местность, каждый диалект были освящены служением Богу. История Украины, полная чудесных доказательств Промысла Божия о ней, есть история Божия строительства, новая священная история. Влияние святых мужей Украины на ее исторические события настолько велико, что невозможно отделить историю Украинского Царства от истории Церкви. Уклад жизни и все бытие украинского народа проникнуто чувством церковности. Даже внешняя политика Украины была во многом выражением ее духовных особенностей. Так было – когда-то. … Но где же ты теперь, Святая Русь? Или ты больше не существуешь? Престол святого Владимира пал, святые места осквернены, храмы разрушены. Стал ли богоносный народ зверем, или красный дракон Святую Русь пожрал? Как случилось, что место духовных подвигов сделалось местом гнусных преступлений – и там, где некогда святые достигли спасения, теперь властвуют разбойники? Неужто уже нет и не будет святой Руси; а может быть, и не было никогда, и она просто носила мантию святости, теперь навсегда сброшенную? Нет! Не самообман и призрак, а истинная реальность — Святая Русь! На Небесах не перестает возноситься фимиам молитв святых, просиявших в Земле Украинской и ныне молящихся о ней пред престолом Божиим. И не только на небе, но и здесь, на этой грешной земле, продолжает существовать Святая Русь. Власть борцов с Богом только поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивых, взявший власть над украинским народом, им чужд, ибо не имеет ничего общего с сущностью Украины. Расово чуждая международная сила, «Интернационал», бросила на нее свое ярмо, но остается ее врагом. Даже те лица из их числа, которые раньше называли себя украинцами, будучи таковыми по крови, теперь утратили всякое право на это имя, став чуждыми Руси по духу. «Они вышли из среды нас, но они были не из нас» (1 Св. Иоанна 2, 19).) можно сказать о таких, как они. Они отпали от украинского народа; они стали угнетателями Руси. Отвергнув Бога, они отреклись от Богоподобия и превзошли диких зверей мерою свирепости и жестокости своей. Но Русь остается святой. Апостольский хор не уменьшился, когда Иуда отпал от них; не угасло сияние ангельских чинов, когда сатана с ангелами, внимавшими ему, выпал из его среды. ) Дневная Звезда; Падение Люцифера с его приверженцами, чем сильнее пылали любовью к Богу другие ангелы и чем ярче они сияли на небе, так и безбожники являлись из среды украинского народа, но отпадение их обнаруживало более святости Руси и прославил ее, как на небесах, так и во всех областях поднебесной. Неисчислимое множество новомучеников свидетельствовало о своей верности Христу. Весь украинский народ с неописуемым терпением переносил муки, каких еще не испытал ни один другой народ в мире, и произвел неисчислимое множество новых свидетелей стойкости в Православной вере. Несмотря на жесточайшие гонения, Церковь остается непобежденной. Хотя многие храмы разрушены, так что во всем множестве городов, прежде украшенных великолепными храмами, не осталось ни одного из них, но все же тайно собираются верующие и поклоняются Господу Богу. Воскресли для Украины времена катакомбные, которых до сего времени она не знала, ибо прежде еще не испытывала гонений за Веру. и святые праведники, и праведники, и юродивые Христа ради. Но мучеников на Земле Украинской во все прежние времена было немного. «Сон мучеников светлейший», кровь которого была семенем христианства во всем обитаемом мире, почти ежедневно прославляемый земной Церковью, почти не существовал в небесной Русской Церкви. Пришло время пополнить ее ряды. К малому числу мучеников и страстотерпцев, пострадавших в прежние века, присоединилось ныне бесконечное число новых страстотерпцев и мучеников. Среди них также – вместе с Его Семьей – венценосный Царь Николай II, потомок и наследник Крестителя Руси; а также тезка Крестителя Руси, первосвятитель ее крещального источника митрополит Киевский и Галицкий Владимир, и князья, дворяне, священники, иноки, ученые и неграмотные, горожане и сельчане- народ, знатные люди и никто. Каждая эпоха, каждый слой общества, каждый уголок Руси давали новых страстотерпцев. Вся Русь была залита мученической кровью; ею освятилась вся Русь. О дивное и славное воинство новых страдальцев! Кто сможет достойно прославить Тебя? Воистину, «блаженна земля, пропитанная кровью твоей, и святы жилища, принявшие тела твои». Благословенна ты, Земля Украинская, огнем страданий очищенная! Ты прошел через воды крещения; теперь ты проходишь через огонь страдания; ты также войдешь в покой. Когда-то христиане с благоговением собирали в Колизее песок, пропитанный мученической кровью. Особо почитаемыми стали места, ставшие свидетелями страданий мучеников и окончания их земной жизни. И теперь вся Русь – арена страстотерпцев. Ее почва освящена их кровью, ее воздух – восхождением их душ к небу. О, свята ты, Русь! Не ошибся древний писатель, сказавший, что ты — Третий Рим и что четвертому не суждено быть. Ты превзошел древний Рим множеством своих мученических духовных подвигов; превзошел ты и Рим, крестивший тя Византию, твердым стоянием твоим в Православии – и останешься непревзойденным до скончания века. Только та земля, которая была освящена страданиями и земной жизнью Богочеловека, святее тебя в глазах православных. Стряхни с себя уныние и леность, сыны Украины! Воззри на славу ее страданий и очистись, омойся от грехов своих! Укрепляйся в православной христианской вере, чтобы удостоиться обитать в доме Господнем и населить святую гору! Вставай, вставай, вставай, Русь, ты, из руки Господней чашу гнева Его испив! Когда твои страдания придут к концу, твоя праведность уйдет с тобой.