Крещение руси второе: одна тысяча и 25 лет

одна тысяча и 25 лет

19 июля 2013
12:46

В понедельник, 22 июля, телеканал «Россия 1» покажет новый документальный фильм «Второе крещение Руси». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион. Премьера приурочена к 1025-летию события, повлиявшего на весь ход мировой истории.

В понедельник, 22 июля, телеканал «Россия 1»  покажет новый документальный фильм «Второе крещение Руси». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион. Премьера приурочена к 1025-летию события, повлиявшего на весь ход мировой истории.

В 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего присланное из Византии духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. От этой точки отсчета «ведет свое историческое бытие» Русская Православная Церковь.

И несмотря на то, что на части территории христианство насаждалось силой – с уничтожением языческих капищ и убийством мятежных волхвов, – объективно новая религия укрепляла государственную власть и территориальное единство страны, ввела Русь в семью европейских христианских государств и сыграла огромную роль в развитии отечественной культуры. В днепровской купели родилась русская государственность, новая страна, новый народ со своей особой системой нравственных координат. За 900 лет Россия стала крупнейшей православной державой в мире. В 1917 году на ее территории было около 60 тысяч храмов.

Советская власть с первых дней существования видела в религии злейшего врага  и считала своей задачей полное, с самой беспощадной жестокостью уничтожение Православной Церкви. Один за другим закрывались или разрушались храмы. По некоторым сведениям, в первые пять лет после революции казнили 28 епископов и 1200 священников. Новая волна гонений была инициирована в начале 1960-х, при Никите Хрущеве. К 1987 году число действующих церквей в СССР сократилось до 6893.

Переломным в отношениях Церкви и государства стал 1988 год. Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества по поводу 1000-летия крещения Руси получили общесоюзный статус. Внимание к ним и православию вообще было привлечено еще раньше, в 1983-м, когда Церкви был возвращен комплекс строений закрытого ранее Данилова монастыря. В середине 80-х в СМИ начали появляться материалы о репрессиях священников в СССР, о судьбе храма Христа Спасителя и других уничтоженных святынях, о Русской церкви как хранительнице народной культуры и духовности.

29 апреля 1988 года состоялась посвященная 1000-летию введения христианства на Руси встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачевым, который отметил, что в условиях перестройки возможно более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. Это стало своеобразной «отмашкой» для «реабилитации» РПЦ. Уже в июне ряд церковных иерархов был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, накануне юбилея Церкви были переданы Оптина пустынь, Толгский монастырь, часть построек Киево-Печерской лавры.

Основные празднества проходили 5-12 июля 1988 года в Загорске и Москве, а также в Ленинграде, Киеве, Владимире, во всех епархиях Русской православной церкви. Многие мероприятия трансли¬ровались по центральному телевидению.

Торжества 1988 года стали началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас. За 25 лет в стране и по всему миру построено 25 тысяч православных храмов – по тысяче в год, три храма в день. Ничего подобного в истории христианства не было никогда.

В фильме принимают участие Патриарх Кирилл, иерархи РПЦ России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Средней Азии, Казахстана и других стран. Смотрите документальную ленту «Второе крещение Руси» в понедельник, 22 июля , в эфире телеканала «Россия» в 22:50 или в прямой интернет-трансляции  на Russia.tv. На следующий день после премьеры фильм появится в видеоархиве портала.

общество
новости

Ранее по теме

  • На историческую службу в Минске собрались десятки тысяч паломников
  • Патриарх Кирилл заложил грамоту в историческом районе Минска
  • Патриарх Кирилл проведет молебен в Минске
  • Ночной Минск встретил крест Андрея Первозванного колокольным звоном
  • Кадыров поздравил россиян с 1025-летием Крещения Руси через Twitter
  • Празднование 1025-летия Крещения Руси перемещается в Минск

Второе Крещение Руси — Парламентская газета

Празднуя 1025-летие Крещения Руси, мы замыкаем связь времен, храни­тельницей которой во многом являет­ся Церковь, отметил Святейший Патри­арх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в эти дни. «Но не только связь времен замкнулась в этом праздни­ке, — подчеркнул он. — Мы почувство­вали по горизонтали усиление наших добрых братских отношений. Эта го­ризонталь простирается через всю историческую Русь и объемлет сегод­ня Беларусь, Россию, Украину и дру­гие страны, где Русская Православная Церковь проповедует слово Божие… Трудно себе представить, что сегодня нас, людей XXI века, объединяет тот же идеал, перед которым склоняли голо­вы древние жители Киева. Нет другой силы, которая бы сегодня так объеди­няла и по братской горизонтали, и по исторической вертикали людей, поко­ления, страны и народы, при том, что у этого идеала нет опоры ни на власть, ни на политическую силу. Только Божия власть и Божия духовная сила — благодать — связует людей и образует это единство».

Отметив вклад, который внесли в подготовку к празднованию юбилея главы России, Украины, Беларуси, Предстоятель РПЦ сказал: «Мы мо­лимся о том, чтобы братские связи, которые соединяют эти три народа, никогда не ослабевали, чтобы ника­кие силы не могли разрушить нашего единства, которое восходит к святому равноапостольному князю Владими­ру, единства, которое засвидетель­ствовало свою жизненность на протя­жении 1025 лет».

Наше общее духовное единство началось с Крещения Святой Руси 1025 лет тому назад, напомнил в дни торжеств и Президент России Влади­мир Путин. «За это время очень мно­гое произошло в жизни наших наро­дов, но духовное единство является настолько прочным, что не подверже­но никаким действиям властей — ни государственных, ни (позволю себе даже сказать) церковных, — отметил он. — Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче власти Го­спода ничего быть не может. И в ду­шах наших людей это является самой прочной основой нашего единства… Мы все духовные наследники того, что произошло 1025 лет тому назад, на­следники духовных ценностей Дне­провской киевской купели. И в этом смысле мы, безусловно, один народ».

«Глубокая вера является носителем высокой морали, духовности и зало­гом согласия в нашем обществе, — заявил в своем обращении к народу Президент Украины Виктор Янукович. — Именно христианство всегда бы­ло для украинства той животворящей силой, которая помогала выстоять в трудные времена, а церковь, отстаи­вая идеалы веры, обогащала его свя­тостью духа и благочестием. Сегодня мы продолжаем исповедовать веко­вые ценности наших славных пред­ков, оберегаем источники православ­ной веры — святую Софию Киевскую и Киево-Печерский монастырь. Здесь навсегда сохранился особый дух свя­той Киевской Руси с ее православной традицией и духовностью».

Поздравил православных христи­ан с 1025-летием Крещения Руси и Президент Беларуси Александр Лу­кашенко: «Юбилей, который широ­ко отмечается в Беларуси, России и Украине, позволяет глубже почув­ствовать силу веры, значимость связи поколений и ощутить духовное един­ство братских народов. Убежден, что на новом этапе исторического бытия Православная Церковь будет про­должать служение, сплачивая людей, оставаясь верной своему долгу пе­ред Богом и Отечеством». Глава бело­русского государства напомнил сло­ва святителя Тихона Задонского: «Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах». И подчеркнул: «Эти слова не теряют своей актуальности и в наше время, чтобы противостоять бездуховности и бездумному потребительству, чтобы воспитывать достой­ных людей. И здесь огромный простор для деятельности как религиозных, так и государственных организаций».

Празднества в честь Крещения Ру­си в 988 году открылись соборной литургией в величественном Храме Христа Спасителя в Москве, которая после падения Византии стала «Тре­тьим Римом». Затем переместились в Киев, где склоны Владимирской горки к Днепру напоминают, откуда и как началось Крещение. А завершились в Минске, столице Беларуси, «по­лоцкой земле», которая «первой по­сле Киева приняла крещение», о чем напомнил Патриарх Кирилл. И под­черкнул: «Вот почему мы празднуем Крещение Руси в Москве, в Киеве и в Минске — там, где живут народы — наследники этого Крещения».

Торжества в столице Беларуси яс­но обозначили духовные и государ­ственные цели, к которым должны устремиться «наследники» Святой Ру­си. В Минск Святейший Владыка при­был в сопровождении глав и предста­вителей всех поместных православ­ных церквей мира. Желание верую­щих выразить им почтение и покло­ниться великой христианской святыне, также впервые принесенной в преде­лы Русской Православной Церкви, — Кресту Андрея Первозванного, на котором был казнен апостол, — пре­допределили размах и душевный тре­пет, с которым граждане «полоцкой земли» встретили праздник. На Бо­жественную литургию в честь знаме­нательной даты собралось более 85 тысяч паломников. Прошла она под открытым небом на Минском замчище, где в Х! веке был построен первый храм на белорусской земле.

По окончании богослужения Патри­арх Кирилл обратился к собравшим­ся со словом, в котором отметил, что Крещение Руси повлекло за собой огромные перемены в ментальности людей, в их нравственности, в устро­ении государственной жизни. «Оно подтолкнуло бурное развитие куль­туры, искусства так, что Древняя Русь была не позади, а наравне со всеми другими европейскими странами. Это было цветущее государство — от Галиции до Волги, от Балтийского до Черного моря. Празднуя 1025-летие Крещения Руси, мы все это вспоми­наем и осмысляем, проводим через свой ум и через свое сердце. Празд­ник не только для того, чтобы мы со­брались вместе и его отметили, но в первую очередь для того, чтобы за­думались о своей жизни — личной, семейной, общественной, государ­ственной, чтобы горячей молитвой привлекли благодать Божию, которая в ответ на наши труды преобразует эту земную реальность», — констати­ровал Святейший.

После праздничной литургии Па­триарх Кирилл и главы поместных православных церквей отправились вдоль реки Свислочь к останкам это­го древнейшего храма, контуры ко­торого сейчас повторяет цветочная клумба. И заложили здесь памятную грамоту в честь 1025-летия Крещения Руси, подписанную патриархами со­вместно. Предстоятель РПЦ предло­жил на «этом историческом месте Минска, откуда вера распространя­лась среди белорусского народа» вновь воздвигнуть храм. О чем и по­ведал Президенту Беларуси Алексан­дру Лукашенко на встрече в Белом зале минского «Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послу­живших».

«Уже то, что высокие иерархи впервые вместе с нашим народом празднуют великую историческую да­ту, свидетельствует об огромной ро­ли православной духовности в жизни белорусов. Выбор, сделанный более десяти веков назад, сегодня приоб­ретает особое звучание. Наш бело­русский народ свято чтит и сохраняет веру предков на протяжении столе­тий, — сказал в ответ Александр Лу­кашенко, отметив благотворную по­зицию Русской православной церкви в приверженности народов к единым историческим корням. — Это является мощным подспорьем тем интегра­ционным процессам, которые разви­ваются на постсоветском простран­стве. Единая вера, лежащая в основе славянских культур, сближает нас и делает понятными друг другу. Никакие границы не в силах разделить то глу­бокое единство, которое произраста­ет из нашей истории».

У Патриарха Кирилла схожие убеж­дения: «Православная вера несет ду­ховную силу, которая является опорой не только личной, семейной жизни, но и жизни народов». Тот духовный фун­дамент, который был заложен 1025 лет тому назад, считает он, является общим для взаимодействия народов Киевской Руси. «Если этот фундамент будет положен в основу нашей инте­грации, если на нем будет вырастать здание нашего будущего, его не смо­ют никакие ливни и не уничтожат ника­кие землетрясения, это здание выдер­жит испытание временем», — уверен Святейший Владыка.

Происходящие перемены в право­славном мире за последние 25 лет, начавшиеся с празднования в 1988 году миллениума сакрального Кре­щения в водах Днепра, уже окрести­ли «вторым Крещением Руси». За это время построены и восстановлены ты­сячи церквей, открыты сотни монасты­рей и воскресных школ. Но главное — люди начали возвращаться к вере, искать дороги к храму.

Вот и в дни православных торжеств общественная российско-белорус­ская организация «Морское братство — нерушимо» установила на бере­гу Черного моря Поклонный крест в память о белорусах, сражавшихся в Крымской войне. Память о ее героях увековечили в местах ожесточенных боев за Севастополь. Его тогда от­стаивали 54 пехотных полка со всей Российской империи. Их имена вы­гравированы на 54 плитах из темно­го гранита, укрепленных на стенах Свято-Никольского храма-памятни­ка в «городе русской славы». Улицы главной базы Черноморского Флота сегодня названы в честь прославлен­ных полков, в том числе и белорус­ских. Из восьми белорусских полков, сражавшихся за Севастополь, три — Белостокский, Брестский и Минский — были награждены Георгиевскими знаменами. Копии штандартов Мин­ского и Витебского полков во время установки Поклонного креста были переданы делегации из Беларуси, ко­торая впервые принимала участие в параде в Севастополе, посвященном Дню Военно-морского флота.

«Поклонный крест изготовлен за счет средств белорусских ветеранов ВМФ и воинов-афганцев из сосны, которая являлась основным материа­лом для строительства кораблей Чер­номорского флота. Памятный знак торжественно освящен в Витебском кафедральном Успенском соборе и установлен напротив Графской при­стани на Павловском мысу. Место выбрано очень удачно — Поклонный крест будет хорошо виден всем про­ходящим кораблям», — рассказал «РФ сегодня» руководитель организа­ции Арсений Крицкий. — Главная на­ша цель — вернуть истории забытые имена ее героев. Мало кто знает, но Беларусь — родина 47 адмиралов».

В Севастополе будут установлены еще два таких же памятных знака — для России и Украины. Один из них вскоре появится совместно с открыти­ем часовни в устье реки Альмы — ме­сте, где начались военные действия, а вместе с ними и кровопролитные сражения. «И русские, и белорусы, и украинцы — народы с одними корня­ми. Мы, особенно молодежь, должны помнить об этом, знать наши исто­рические традиции, — в том же духе высказался советник Посольства Рос­сийской Федерации в Республике Беларусь Виктор Малашенко. — Се­годня вектор нашего развития направ­лен на интеграцию, чему значительно способствует память о нашей общей героической истории».

В развитие его слов в санатории «Вита», что в городе Анапа на Черно­морском побережье, с 9 по 29 авгу­ста уже седьмой год подряд проходит второй этап «Военно-патриотической смены учащихся суворовских воен­ных, нахимовского военно-морско­го и кадетских училищ Беларуси и России». Первый этап для учащихся кадетских корпусов завершился 13 июля. «Вита» — это не просто санато­рий, а мини-государство, где ребята выбирают власть своей республики и сами могут быть избраны главой или депутатом «Виталианской Думы», ми­нистром или мэром.

«Программа смены насыщена интересными и полезными меро­приятиями военно-патриотической направленности. Значительная их часть связана с союзной тематикой»,

— отметил в комментарии для «РФ сегодня» ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко. Так, 18 августа «виталианцы» отметили «День Союзного государства», а 21 августа — 70-ле­тие суворовских училищ. Также здесь провели «Первый международный во­енно-молодежный форум «Служба Отечеству, Дружба — без границ», на который пригласили суворовцев и нахимовцев Армении, Украины, Ка­захстана. Торжественно открыли и освятили памятник великому русско­му полководцу Александру Василье­вичу Суворову.

«Все это делается для того, — под­черкнул заместитель председателя Комиссии ПС по информационной политике, депутат Государственной Думы Франц Клинцевич, — чтобы сблизить и сдружить юных представи­телей национальных и военных элит России, Беларуси, Армении, Украи­ны и Казахстана. И тем упрочить бу­дущее боевое сотрудничество на­ших стран». Вот и выходит: чем крепче будет дружба между ребятами, тем крепче станут и Союзное государ­ство, и Евразийский союз.

Павел АНОХИН

«Украина. Киевская Русь. 1033» Обращение Президента Владимира Зеленского по случаю Дня Крещения Киевской Руси — Украина

Сегодня мы отмечаем День Крещения Киевской Руси — Украина. граждане!

Сегодня мы отмечаем День Крещения Киевской Руси — Украины

Это официальное, а главное — исторически справедливое название праздника, которое подчеркивает неразделимость двух государств. между Киевской Русью и Украиной тысяча лет и один знак.В тексте соответствующего указа Президента Украины между ними стоит прочерк.И это не просто знак препинания.Это знак того,что Украина является правопреемницей одного из самых могущественных государств средневековой Европы.В ее столице, являющейся столицей современной Украины, началась история христианства в Восточной Европе, когда 1033 года назад великий князь Киевский Владимир крестил Нед Киевская Русь. Киевская Русь — Украина.

Это не часть нашей истории, это сама наша история. Нам не нужно доказывать это историческими трактатами, работами или статьями. Потому что наши доказательства не на бумаге, они в металле и камне. Не в мифах и легендах, а в наших городах и на наших улицах.

Нам легко преодолеть путь к сокровищам прошлого благодаря веяниям настоящего. На электросамокате можно добраться и увидеть Киево-Печерскую лавру, Михайловский Златоверхий собор, Аскольдову могилу.

Выйдя из метро «Арсенальная», попивая кофе и пройдя несколько сотен метров, мы видим церковь Спаса на Берестове, которая впервые упоминается в 1072 году и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В ней похоронен сын Владимира Мономаха и правнук Владимира Юрий Долгорукий. Великий князь Киевский. Основатель Москвы.

Чтобы погрузиться в мир истории собственной государственности, достаточно и нескольких поездок на метро. И только на одной «зеленой» ветке метро можно прикоснуться к истории, так сказать, без пересадок. Это Выдубичи и Выдубицкий монастырь. Это главные ворота древнего Киева, построенные Ярославом Мудрым – Золотые ворота.

И Кирилловская церковь, построенная другим правнуком Владимира — Всеволодом Ольговичем. Основанный в 1140 году в Дорогожичах, он стал символическим местом, связывающим Киев с другими владениями и ответвлениями государственных корней.

И не только столица, но и вся великая Украина богата тысячелетними памятниками о нем. Это Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь в Чернигове, собор Василия Блаженного в Овруче, Юрьева Божница в Остере, склоны Витачева.

Это Владимирский собор в украинском Крыму, в украинском Херсонесе, где, по одной из версий, крестился украинский правитель, великий князь Владимир Киевский.

Это Переяслав, Луцк, Владимир-Волынский, Галич, Новгород-Северский, Бахмач и многие другие города Украины, построенные во времена Киевской Руси.

И это, на мой взгляд, одна из вещей, свидетельствующих о главном — историческом единстве всех украинцев. Одна из вещей, которая доказывает, что все украинцы из любого уголка Украины — один великий народ. Украинская нация. Эти слова — не дань положению дел, а дань правде и справедливости.

Киевская Русь – мать нашей истории. 24 области Украины и Крымский полуостров — ее собственные дети. И они по праву ее наследники. А двоюродные и очень дальние родственники не должны посягать на ее наследие. Они не должны пытаться доказать свою причастность к тысячелетней истории и тысячелетию событий, будучи родом из мест, где они происходили, за тысячи километров.

Не секрет, что Великий Князь Киевский пользуется большим уважением среди всех церквей и конфессий. Владимир Креститель был канонизирован как православной, так и католической церковью как святой равноапостольный. Можно сказать, что именно благодаря ему в современной Украине присутствуют все церкви и конфессии.

Нигде в мире нет аналогов Украинского Совета Церквей, в который входят все православные, греко-католические, римско-католические, протестантские, евангелические церкви, иудейские и мусульманские религиозные объединения.

И все они неоднократно проводят совместные молебны за Украину в том самом месте, где я сейчас нахожусь. Это Софийский собор. Величественный хранитель истории украинской государственности — истории Киевской Руси.

Это была историческая основа для создания Казачьей Гетманщины. Это была историческая основа в то время, когда в Педагогическом музее на улице Великого князя Владимира Центральная Рада Украины объявила о создании Украинской Народной Республики, избрала владимирский символ — трезубец — своей эмблемой и назвала валюта гривна — в память о первой денежной единице Киевской Руси.

И вместе все эти три эпохи легли в основу, когда в 1991 году Украина провозгласила свою независимость. В этом году мы будем отмечать только 30-летие его получения. Но наша национальная валюта – гривна, как и сто лет назад, и тысячу лет назад. Символично, что его недавнюю историю начал великий князь, изображенный на одной гривне.

Нашей современной валюте будет всего 25 лет. В то же время исполнится 1025 лет, как Владимир построил Десятинную церковь.

На каждом кирпиче его постамента был выбит трезубец, и Владимир пожертвовал на его строительство десятую часть золотых и серебряных монет, на которых тоже был трезубец. И, как и сто лет назад, как и тысячу лет назад, трезубец – наш Государственный Герб.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена ханом Батыем. А после реставрации, в 1928 году, был вторично разрушен советскими властями.

Церковь Спаса на Берестове также была разрушена ханом Батыем в 1240 г.

Все пристройки к Пятницкой церкви были уничтожены фашистской бомбой в 1941 году.

Это тоже часть нашей истории. Можно сказать «прискорбно», но важно сделать правильный вывод.

Мы всегда что-то строим. Иногда кто-то очарован им, иногда кто-то его захватывает. Но мы всегда возвращаемся и всегда получаем его обратно.

И сегодня мы должны вместе стремиться к одному: не потерять построенное, восстановить разрушенное, вернуть захваченное. И сохранить все это навсегда вместе.

А посему — спасти себя и государство.

Давайте помнить прошлое, действовать сегодня и думать о будущем.

С Днем Крещения Киевской Руси — Украины!

Путин защищает Православную Церковь в фильме, посвященном празднованию годовщины Киевской Руси

Global

Как последние документальные фильмы показывают склонность России к евразийству и византинизму.

Петр Ельцов

После боя Игоря Святославича с половцами (1880 г.) экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. (Wikimedia Commons)

На этой неделе Украина, Россия и Беларусь отмечают 1025-летие христианизации Киевской Руси, средневекового государства, существовавшего между 9 и 13 веками, которое, в зависимости от исторической и политической позиции, как предшественник этих трех народов. В России к празднованию этого важного юбилея был выпущен документальный фильм под названием «9».0005 Второе Крещение Руси . Этот фильм, наряду с другими недавними событиями, показывает, как политическая культура современной России склоняется в сторону византизма и евразийства, политических течений, противопоставляющих Россию и Запад и подчеркивающих роль Восточной Православной Церкви в построении российской идентичности. В то время как византизм изображает Россию как политическую и культурную наследницу Византийской империи, евразийство отводит России мессианскую роль в соединении Востока и Запада. Обе школы мысли изолируют Россию от мира.

Произведено митрополитом Волоколамским, председателем Отдела внешних церковных связей Иларионом Алфеевым, Вторая христианизация Руси была показана на прошлой неделе на государственном телеканале Россия-1. Название говорит само за себя: годы после распада Советского Союза изображаются как время великого религиозного возрождения в России, то есть возвращения русской православной веры. Президент России Владимир Путин на протяжении всего фильма говорит о значении Восточной Православной Церкви для построения новой духовной идентичности России. Путин говорит, что в детстве его крестила мать втайне от отца и что это событие повлияло на него на всю оставшуюся жизнь. «После распада Советского Союза возник духовный вакуум… истинные ценности — это религиозные ценности… возвращение к религии знаменует собой естественное возрождение русского народа», — говорит он в фильме.

Патриарх Кирилл, который также выступает на протяжении всего фильма, изображается как духовный лидер русского народа. И Путин, и Кирилл явно отказываются от принципа отделения церкви от государства, предлагая сотрудничество между Русской православной церковью и Российским государством. Предполагаемая религиозность России противопоставляется упадку религии на Западе. Патриарх предлагает построить в Москве еще 200 церквей. Ни слова о том, что Москва сегодня является крупнейшим мусульманским городом Европы после Стамбула.

Как это ни парадоксально, но несмотря на понятную критику советского периода (когда религия жестоко подавлялась коммунистической властью), фильм напоминает советскую пропаганду. Ни одного критического комментария о роли Русской Православной Церкви в истории не делается. Поддержка крепостного права, сожжение книг, участие в погромах и отлучение Льва Толстого от церкви должны были быть незначительными событиями. Патриарх много говорит о важности строительства русских православных церквей в Сибири, не упоминая о постсоветском возрождении коренных религий и самобытности в этой части страны. И, конечно же, попытки Киева пересмотреть свои отношения с Московским Патриархатом изображаются как предательство.

Этот фильм связан с другим документальным фильмом, показанным на том же телеканале несколько лет назад. Под названием «Падение империи: урок Византии » он проводит параллели между Византией и Россией. Автор фильма, архимандрит Тихон Шевкунов, якобы является священником, к которому приходит исповедоваться Владимир Путин. Шевкунов, рассказчик фильма, постулирует, что Византия превосходила Запад как в культуре, так и в экономике. «Варварский» Запад, по его словам, стал «цивилизованным и капиталистическим» только после планомерного разграбления Константинополя. Утверждают, что русские захватили главное сокровище Византии: православную веру. Таким образом, для процветания, утверждает Шевкунов, Россия не должна доверять ни Западу, ни Востоку. Утверждается, что Запад унаследовал ненависть к ценностям России. Шевкунов даже неявно намекает на институт президентства США, высмеивая тех византийских императоров, которые пробыли у власти всего четыре года. Неразумно, по его мнению, и вступать в крупные международные организации. Аналогию, которую он приводит, является разрешение, данное императором Алексеем Комненом венецианским купцам на ведение свободной торговли в Византии: Шевкунов утверждает, что это привело к разрушению производства и земледелия в империи.

Оставляя в стороне вопрос исторической достоверности, нельзя не поразиться тому, насколько непосредственны и многочисленны исторические аналогии этого фильма. Отделение сербов и болгар от Византии преподносится как спровоцированное Западом с целью ослабления империи (очевидный намек на независимость Косово и вступление в НАТО ряда славянских народов). Ренессанс изображается как странное явление (имплицитная критика влияния западной массовой культуры на русские эстетические ценности). Императора, сдерживавшего власть олигархов, превозносят как великого патриота (четкая параллель с крестовым походом Путина против олигархов: Михаила Ходорковского, Владимира Гусинского и Бориса Березовского). В конце фильма Шевкунов делает самое показательное заявление: он утверждает, что именно Иосиф Сталин в разгар Великой Отечественной войны отдал личное распоряжение возродить в СССР научное изучение Византии (после большевистская революция 1917). «Бывший семинарист, — заключает Шевкунов, — наконец понял, из каких исторических периодов Россия должна извлечь уроки.

Учитывая, что ни один из этих фильмов не был бы показан на подконтрольном государству телеканале без политической поддержки на высоком уровне, заявление Путина о том, что «Россия — неотъемлемая и органическая часть Большой Европы и европейской цивилизации» является наглым лицемерием . За европеизм русской культуры выступали многие русские интеллектуалы, в том числе патриарх русской интеллигенции, покойный академик Дмитрий Лихачев, идеи которого разделяли Горбачев и Ельцин. Сегодня Россия рассматривается ее лидерами как великая и уникальная империя с обширными геополитическими интересами. У него нет ни настоящих союзников, ни друзей: и Восток, и Запад якобы жаждут получить контроль над его огромными территориями и природными ресурсами.

В связи с этим неудивительно, что в последние годы в России наблюдается рост интереса к идеям историка Льва Гумилева, называвшего себя «последним евразийцем». В прошлом году широко отмечалось и отмечалось 100-летие со дня рождения Гумилева. Сын двух известных русских поэтов, Гумилев сильно пострадал от советского гнета. 18 лет (1938-1956) — большую часть юности — провел в ГУЛАГе. Однако его концепции, в том числе модная идея «пассионарности» (термин, который он придумал для обозначения критической способности нации к выживанию и процветанию), были развенчаны многими профессиональными историками. Гумилев называет славянские и тюркские народы «сверхэтносом», а европейцы, по его словам, веками находились в состоянии «инерции и затемнения» (термины, которые Гумилев употребляет для обозначения исторически «незначительных» наций). Жизнеспособный этнос, по Гумилеву, определяется через его исконные земли. Следовательно, «паразитный этнос» или «паразитарное государство» либо лишены, либо теряют свои корни. По этому сценарию и Французская, и Американская революции — возможно, два наиболее решительных политических переворота в современной истории Запада — привели к созданию государств-паразитов: Французской Республики и Соединенных Штатов Америки. По Гумилеву, такие государства могли выжить только за счет эксплуатации чужих ресурсов — биологических, интеллектуальных, территориальных, природных. Парадоксально, но человек, проведший значительную часть своей жизни в тюрьме, не оценил ни призыв к « liberté, égalité, fraternité », ни декларация «все люди созданы равными».

При этом печальная реальность такова, что все большее число национальность» — знаменитый политический лозунг графа Сергея Уварова (1786–1855) — мог бы работать и сегодня. Интересно, заботит ли их вообще то, что Николай I (1796–1855), при котором Уваров был министром культуры, наиболее известен за жестокое обращение с декабристами — русскими аристократами-революционерами, пытавшимися в 1825 году ввести в России либо республику, либо конституционную монархию.