Крещение руси в каком веке произошло: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

как Крещение способствовало объединению русских земель — РТ на русском

В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

  • © Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

  • © И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

  • © В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади © Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Крещение Руси: как страна обрела веру

28 июля исполняется 1030 лет со дня крещения Руси. В этот день «Газета.Ru» вспоминает, почему князя Владимира не прельстили 70 жен, как японец Николай посетил Соловки, кто разрешил верующим вступать в гражданский брак и зачем каменщик заживо похоронил 25 человек.

Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.

Как Перуна жезлами колотили

Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.

Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.

Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.

Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.

Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.

«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».

И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.

Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «…идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».

«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме… но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.

Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.

После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.

Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей…

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,

— так описывает это «Повесть временных лет».

О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».

Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.

«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».

Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.

«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.

Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.

Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.

Как японец Московию посетил

В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.

Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.

«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.

Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.

В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.

Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.

Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.

К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.

Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.

Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.

При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.

В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.

При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.

Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.

Как каменщик нашел свой последний заказ

До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.

Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.

Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.

Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».

В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.

В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.

Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.

По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.

При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.

Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.

Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.

В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.

Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,

поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.

Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.

Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.

Путин использует Крещение Руси как ложный предлог для российского империализма

Источник: The Wall Street Journal

Джордж Вайгель

Памятник князю Владимиру Великому на Боровицкой площади в Москве, 5 января ПРЕСС

В то время как Владимир Путин преисполнен решимости восстановить старый Советский Союз в качестве сферы неоспоримого влияния России, у российского империализма есть история, которая задолго до г-на Путина. Царская Россия была экспансивной имперской державой, простиравшей свою гегемонию на Евразию до Тихого океана. Ленин, Сталин и их эпигоны, несмотря на их идеологическое неприятие царизма, фактически действовали как великорусские империалисты, собирая Советский Союз и удерживая его грубой силой. Оплакивая кончину этой тюрьмы народов как величайшую геополитическую катастрофу 20-го века, г-н Путин отчасти оплакивал провал имперского проекта, начатого Петром Великим. Тем не менее, российский империализм имеет еще более глубокие культурные корни, которые влияют на сегодняшние нападки г-на Путина на украинский суверенитет.

Переломным моментом в длительном процессе христианизации восточнославянских народов стало Крещение Руси в 988 году. Тогда крещеный киевский князь Владимир вернулся в свою столицу после военной победы в Крыму и призвал свой народ следовать за ним. Например, массовое крещение в Днепре. Они это сделали, и за ними последовали другие в регионе. Спустя более чем тысячелетие значение Крещения Руси для христианства в этой части мира по-прежнему остро оспаривается — и актуально для современной геополитики.

Утверждение Русской православной церкви о том, что она является единственной наследницей Крещения Руси, является неотъемлемой частью давнего заявления России, которое сейчас использует г-н Путин, о том, что Украина не является настоящей нацией со своей собственной культурой и историей. В лучшем случае Украина — «младший брат» российского гегемона. Тем не менее, различные украинские православные церкви и Украинская греко-католическая церковь претендуют на наследие 988 года не менее сильно, чем русские. Ведь Крещение Руси происходило в Киеве и его окрестностях, когда Москва была густым лесом, населенным волками и медведями.

Хотя этнографическая, культурная и церковная история, развернувшаяся между 988 годом и сегодня, сложна, один современный случай иллюстрирует взаимосвязь российского империализма, советской власти, притязаний Русской церкви на Крещение Руси и политики г-на Путина в отношении Украины.

Во время натиска Гитлера на Советский Союз Сталин цинично решил, что русское православие, духовенство которого он убивал десятками тысяч, может быть полезным орудием в «Великой Отечественной войне» против его бывших немецких союзников. Сталин восстановил Московский православный патриархат, а русская церковь дала легитимность советскому режиму, благословив жертвы жизнью, свободой и сокровищами во имя Родины. Однако имперский инстинкт остался, как и решимость контролируемой государством русской церкви владеть и контролировать наследие 9 в.88.

Таким образом, в 1946 году руководство Русского Православия, работая с советской тайной полицией, НКВД, организовало надуманный Собор, или церковный совет, для ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви, которая стала сейфом для хранения украинских культурных ценностей. идентичность и национальное стремление.

В прошлом году было арестовано руководство украинской церкви. Тех, кто не был убит, отправили в лагеря ГУЛАГа. Вынужденный «собор» фактически под дулом пистолета уступил церковному варианту классического империализма, поскольку Русская православная церковь поглотила Украинскую греко-католическую церковь, которая прекратила свое существование юридически. То, что диссиденты среди украинского духовенства и верующих, без приходских церквей или других институтов, поддерживали крупнейшую в мире подпольную религиозную общину в течение следующих 45 лет, было чуть ли не чудом. Сегодня Украинская Греко-Католическая Церковь играет значительную роль в построении религиозно толерантной, демократической Украины.

Можно было бы надеяться, что постсоветская Русская Православная Церковь так же отделится от государственной власти и поможет восстановить гражданское общество, морально подорванное коммунизмом, но Патриарх Московский Кирилл сделал обратное. Патриарх, чья ранняя карьера предполагает сотрудничество с КГБ, еще теснее связал Московский патриархат с Кремлем. Это включает в себя поддержку абсурдных заявлений г-на Путина о том, что он является защитником христианской цивилизации, и поддержку путинской политики восстановления российской гегемонии на постсоветском пространстве, которая теперь именуется Русский мир («Русский мир»).

Если, как настаивают патриарх Кирилл и другие российские церковники, русское православие обладает монополией на наследие Крещения Руси, то Украина является и должна быть частью Русского мира . Таким образом, не будет противодействия российской агрессии в Украине со стороны патриарха Кирилла, который на инаугурации г-на Путина в 2012 году провозгласил Бога божественным источником президентской власти и описал русское православие как гаранта и пастыря личного самодержавия г-на Путина.

Для христианского общения с богатыми духовными и богословскими ресурсами русского православия легитимация тирании и агрессии трагична. Такова, к сожалению, логика искаженной истории крещения восточных славян, совершаемой слишком многими русскими православными лидерами.

Г-н Вайгель — выдающийся старший научный сотрудник Вашингтонского центра этики и государственной политики.

Поделиться.

Твиттер

Фейсбук

Пинтерест

LinkedIn

Тамблер

Электронная почта

Христианизация России

Христианизация Руси

Крещение Руси (988)


 

987 (6495): Владимир созвал своих вассалов и городских старост, и
сказал им: «Вот, булгары предстали передо мной, уговаривая меня принять их
религия. Потом пришли немцы и восхваляли свою веру; а за ними пришли
евреи. Наконец появились греки, критикующие все остальные религии, кроме
командовали своими, и они долго говорили, рассказывая историю всего
мир с самого начала. Их слова были искусны, и было удивительно слушать
и приятно их слышать. Они проповедуют существование другого мира. ‘Кто бы ни
принимает нашу религию, а затем умирает, восстанет и будет жить вечно. Но кто бы ни
принимает другую веру, будет сожжен огнем в следующем мире». Что такое
ваше мнение по этому поводу, и что вы ответите?» Вассалы и
старейшины ответили: «Ты знаешь, о князь, что никто не осуждает своих
имущество, но вместо этого хвалит его. Если вы хотите убедиться, у вас есть
слуги в вашем распоряжении. Отправьте их, чтобы узнать о ритуале каждого и о том, как
он поклоняется Богу. «Совет их понравился князю и всему народу, так что
что они избрали хороших и мудрых людей числом десять и направили их
первым среди булгар и проверить их веру. Эмиссары пошли своим путем,
и когда они прибыли в пункт назначения, они увидели позорные действия
булгар и их поклонение в мечети; потом вернулись к себе
страна. Тогда Владимир велел им идти также к немцам, и
изучить их веру и, наконец, посетить греков. Таким образом, они вошли в
Германии, а после просмотра немецкого церемониала приступили к
Константинополь, где они предстали перед императором. Он поинтересовался, на что
миссии они прибыли, и они сообщили ему обо всем, что произошло.
Император услышал их слова, он обрадовался и оказал им большую честь в тот самый день.
день.

Наутро император отправил патриарху послание, чтобы сообщить ему, что
прибыла русская делегация для ознакомления с греческой верой и направила его к
уготовь церковь и клир и облачись в свои священнические одежды,
чтобы русские видели славу Бога греков. Когда
патриарх получил эти повеления, он велел собраться духовенству, и они
совершал обычные обряды. Курили благовония, хоры пели гимны.
Император проводил русских до церкви и разместил их в широком
пространство, привлекая их внимание к красоте здания, пению и
должности протоиерея и служения диаконов, в то время как он
объяснил им поклонение своему Богу. Русские были поражены, и в
их удивление восхваляло греческий церемониал. Затем императоры Василий и
Константин пригласил к себе послов и сказал: «Идите отсюда в
вашей родной стране», и, таким образом, отпустил их с ценными подарками и
большая честь. Так они вернулись в свою страну, и князь позвал
вместе его вассалов и старейшин. Затем Владимир объявил о возвращении
разосланных посланников и предложил выслушать их доклад. Таким образом, он
приказал им выступить перед своими вассалами. Посланники сообщали: «Когда
мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме,
называется мечетью, пока они стоят распоясавшись. Болгарин кланяется, садится, смотрит
туда и сюда, как одержимые, и нет среди них счастья, но
вместо этого только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Тогда мы
ходил среди немцев и видел, как они совершали множество церемоний в своих
храмы; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки
привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали,
были на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия или такого
красота, и мы в недоумении, как ее описать. Мы знаем только, что Бог обитает
там среди людей, и их служба прекраснее, чем церемонии других
нации. Ибо мы не можем забыть эту красоту. Каждый человек, попробовав что-то
сладкое, потом не хочет принимать горькое, и поэтому мы
не может больше оставаться здесь». Тогда заговорили вассалы и сказали: «Если
Греческая вера была злая, не приняла бы ее бабка твоя Ольга,
который был мудрее всех людей.» Владимир тогда спросил, где они должны
все принимают крещение, и они ответили, что решение остается за ним.

По прошествии года, в 988 (6496) г., Владимир выступил с войском
против Херсона, греческого города, и херсонцы забаррикадировались
в нем. Владимир остановился на дальнем конце города у залива,
выстрелом из города, и жители энергично сопротивлялись, пока Владимир
осадил город. В конце концов, однако, они устали, и Владимир
предупредил их, что если они не сдадутся, он останется на месте еще
три года. Когда они не прислушались к этой угрозе, Владимир выстроил свою
войск и приказал построить земляной вал в направлении р.
город. Пока шли эти работы, жители прорыли туннель под
городскую стену, украл насыпанную землю и отнес ее в город, где
они сложили его в центре города. Но солдаты продолжали строить,
и Владимир упорствовал. Тогда херсонец по имени Анастасий выстрелил в
Русский стан стрелу, на которой он написал: «Вот родники позади
вас на восток, откуда по трубам течет вода. Выкопайте и вырежьте их
Узнав об этом, Владимир поднял глаза к небу.
и поклялся, что если эта надежда осуществится, он примет крещение. Он отдавал приказы
сразу же копать выше труб, и, таким образом, подача воды была отключена.
Соответственно, жители были охвачены жаждой и сдались.

Владимир и его свита вошли в город, и он отправил послания в
Императоры Василий и Константин, говоря: «Вот, я захватил твой
славный город. Я также слышал, что у вас есть незамужняя сестра. Если вы не дадите
ее мне в жены, я с твоим городом поступлю, как с Херсоном».
Когда императоры услышали это известие, они встревожились и ответили: «Это
не годится христианам выдавать замуж за язычников. Если ты крестишься,
ты возьмешь ее в жены, унаследуешь Царство Божье и будешь нашим спутником в
Вера. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру в
брака». Когда Владимир узнал их ответ, он направил послов
императоры сообщить последнему, что он готов принять крещение,
уже изучили свою религию, и что греческая вера и
Ритуал, описанный посланными для его изучения эмиссарами, ему очень понравился.
Когда императоры услышали это известие, они обрадовались и убедили свою сестру
Анне дать согласие на матч. Затем они просили Владимира подчиниться крещению.
прежде чем прислать к нему свою сестру, но Владимир желал, чтобы
княгиня должна сама привести священников, чтобы крестить его. Императоры выполнили
его просьбу, и послали свою сестру в сопровождении некоторых сановников и
священники. Анна, однако, ушла с неохотой. «Это как если бы я был
отправляясь в плен, — сокрушалась она, — лучше бы мне было
умереть здесь». Но ее братья возражали: «Через вашу свободу
землю русскую к покаянию, и избавишь Грецию от опасности
жестокая война. Разве ты не видишь, сколько зла уже принесли русские
на греков? Если вы не отправитесь, они могут навлечь на нас то же самое
несчастья.» Таким образом, они преодолели ее колебания только с большим
трудность. Принцесса села на корабль и, обняв ее со слезами на глазах,
родня, она отправилась за море и прибыла в Херсон. Туземцы пришли
вышли поприветствовать ее и отвели в город, где поселили в
дворец.

По воле Божией Владимир страдал в этот момент болезнью
глаза, и ничего не мог видеть, будучи в сильном стеснении. Принцесса объявила
ему, что, если он желает избавиться от этой болезни, он должен креститься
со всей скоростью, иначе не вылечить. Когда Владимир услышал ее
послание, сказал он: «Если это окажется правдой, то, несомненно, Бог
великие христиане», и приказал крестить его. Епископ
Херсон вместе со священниками княгини, объявив весть,
крестил Владимира, и как епископ возложил на него руку, тотчас
прозрел. Испытав это чудесное исцеление, Владимир прославил
Бога, говоря: «Теперь я постиг единого истинного Бога». Когда его
последователи видели это чудо, многие из них также крестились.

Владимир крестился в храме Василия Блаженного, что стоит на Херсоне
на площади в центре города, где торгуют херсонцы. Дворец
Владимира стоит рядом с этой церковью и по сей день, а дворец
принцесса за алтарем. После своего крещения Владимир взял княжну в
свадьба. Не знающие истины говорят, что он крестился в Киеве, а
другие утверждают, что это событие произошло в Васильеве, а третьи упоминают
другие места.

Тогда взял Владимир княгиню и Анастасия и херсонских попов,
вместе с мощами святого Климента и Феба, его ученика, и
выбирали также священные сосуды и изображения для службы. В Херсоне он так
основал церковь на кургане, насыпанном посреди города
с удаленной землей с его насыпи; эта церковь стоит на
сегодняшний день. Владимир также нашел и присвоил себе две бронзовые статуи и четыре
бронзовых коней, которые теперь стоят за церковью Пресвятой Богородицы и которые
невежды думают, что сделаны из мрамора. В качестве свадебного подарка принцессе он
снова отдал Херсон грекам, а затем ушел в Киев.

Когда принц прибыл в свою столицу, он приказал, чтобы идолы были
свергнуты и что одних следует разрубить на куски, а других сжечь огнем. Он
таким образом приказал, чтобы Перуна привязали к хвосту лошади и тащили
Боричев к реке. Он назначил двенадцать человек бить идола палками, а не
потому что он думал, что дерево чувствительно, но чтобы оскорбить демона, который
обманутого человека под этим видом, чтобы принять наказание от рук
люди. Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои! Вчера он был
почитается людьми, но сегодня подвергается насмешкам. Пока идола тащили
по течению к Днепру, над ним плакали неверные, ибо не
но принял святое крещение. После того, как они таким образом протащили идола, они бросили
его в Днепр. Но Владимир дал такое указание: «Если остановится
в любом месте, затем вытолкните его из берега, пока он не упадет. Тогда пусть
Он освободился». Его приказ был должным образом подчинён. Когда люди отпустили идола, и
он прошел через водопад, ветер выбросил его на берег, который с тех пор
время было названо Берегом Перуна, имя, которое оно носит и по сей день.

После этого Владимир разослал глашатаев по всему городу возвестить, что
если бы какой-нибудь житель, богатый или бедный, не бросился бы к реке, он бы
рисковать недовольством принца. Мужчины люди услышали эти слова, они оплакивали
радость, и воскликнули в своем энтузиазме: «Если бы это было нехорошо, князь
и его бояре не приняли бы его. » На другой день князь пошел
вперед к Днепру со священниками княгини и херсонцами, и
собралось бесчисленное множество. Все они вошли в воду: некоторые встали на
на шею, другие на грудь, младшие у берега, некоторые из них
держа детей на руках, а взрослые ушли дальше. Священники
стояли и возносили молитвы. Была радость на небе и на земле, чтобы созерцать
столько душ спасено. Но черт стонал, причитая: «Горе мне! как я
изгнаны отсюда! Ибо я думал иметь свое жилище здесь, так как
апостольские учения не пребывают в этой земле. И этот народ не знал Бога, но
Я радовался услуге, которую они оказали мне. Но теперь я побежден
невеждами, а не апостолами и мучениками, и мое царствование в этих краях
конец.»

Когда люди крестились, они возвращались каждый в свою обитель. Владимир,
радуясь, что он и его подданные теперь познали самого Бога, взглянули на небо и
сказал: «Боже, сотворивший небо и землю, посмотри вниз, умоляю Тебя,
на этом Твоем новом народе, и даруй им, Господи, познать Тебя как истинного Бога,
как знали тебя и другие христианские народы.