Содержание
С именем какого князя связано принятие христианство на Руси? Почему он выбрал православие? в чем значение принятие христианства?
Культура
Древней Руси — явление уникальное. По
словам исследователя, «древнерусское
искусство — это плод подвига русского
народа, который на краю европейского
мира отстаивал свою независимость, свою
веру и свои идеалы». Ученые отмечают
открытость и синтетичность (от слова
«синтез» — сведение в единое целое)
древнерусской культуры. Взаимодействие
наследия восточных славян с византийскими
и, следовательно, античными традициями
создало самобытный духовный мир. Время
его формирования и первого расцвета —
X — первая половина XIII в. (домонгольский
период). Отметим прежде всего влияние
крещения Руси на историко-культурный
процесс. Христианство стало государственной
религией Киевской Руси в 988г., в княжение
Владимира I Святого (980—1015). Княжеская
власть получила в новой религии и
исповедовавшей ее церкви надежную опору
— духовную и политическую. Государство
укреплялось, а вместе с ним преодолевались
межплеменные различия. Единая вера
давала подданным государства новое
ощущение единства и общности. Постепенно
складывалось общерусское самосознание
— важный элемент единства древнерусской
народности. Христианство с его
единобожием, признанием Бога источником
власти и порядка в обществе внесло
серьезный вклад в закрепление
складывавшихся в Киевской Руси феодальных
отношений. Крещение Руси превратило
ее в равного партнера средневековых
христианских государств и тем самым
усилило внешнеполитическое положение
в тогдашнем мире.
Наконец,
о духовном и культурном значении принятия
христианства. Оно огромно. На Русь из
Болгарии и Византии.пришли богослужебные
книги на славянском языке, возросло
число тех, кто владел славянской
письменностью и грамотой. Непосредственным
следствием крещения Руси стало развитие
живописи, иконописи, каменного и
деревянного зодчества, церковной и
светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней
греко-римской и христианской традиции,
стало вместе с тем одним из факторов,
предопределивших особенности
экономической, социальной, политической,
религиозной, культурной, духовной
истории нашей страны. Языческая древность
сохранилась прежде всего в устном
народном творчестве — фольклоре
(загадки, заговоры, заклинания, пословицы,
сказки, песни). Особое место в исторической
памяти народа занимали былины —
героические сказания о защитниках
родной земли от врагов. Народные сказители
воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни
Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы
Селянино-вича и других былинных богатырей
(всего в былинах действуют более 50
главных героев). К ним обращают они свой
призыв: «Вы постойте-тко за веру, за
отечество, вы постойте-тко за славный
стольный Киев-град!» Интересно, что в
былинах мотив защиты отечества дополнен
мотивом защиты христианской веры.
Крещение Руси было важнейшим событием
в истории древнерусской культуры. С
принятием христианства началось быстрое
развитие письменности. Письменность
была известна на Руси в дохристианские
времена (упоминание о «чертах и резах»,
середина I тыс.; сведения о договорах с
Византией, составленных на русском
языке; находка под Смоленском глиняного
сосуда с надписью, сделанной кириллицей
— азбукой, созданной просветителями
славянства Кириллом и Мефо-дием на
рубеже X—XI вв.). Православие принесло
на Русь богослужебные книги, религиозную
и светскую переводную литературу. До
нас дошли древнейшие рукописные книги
— «Остромирово Евангелие» (1057) и два
«Изборника» (сборника текстов) князя
Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в
XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140
тыс. книг нескольких сот названий:
уровень грамотности в Древней Руси был
по меркам средневековья весьма высок.
Есть и другие доказательства: берестяные
грамоты (их археологи обнаружили в
середине XX в. в Великом Новгороде),
надписи на стенах соборов и ремесленных
изделиях, деятельность монастырских
школ, богатейшие книжные собрания
Ки-ево-Печерской лавры и Софийского
собора в Новгороде и др.
Бытовало
мнение, что древнерусская культура была
«немой» — она, как полагали, не имела
самобытной литературы. Это не так.
Древнерусская литература представлена
различными жанрами (летописание, жития
святых, публицистика, поучения и путевые
заметки, замечательное «Слово о полку
Игореве», не принадлежащее ни к одному
из известных жанров), она отличается
богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей
— «Повесть временных лет» — создана
около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры
Нестором. Знаменитые вопросы, которыми
открывается «Повесть временных лет»:
«Откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити и как Русская
земля стала есть», — уже говорят о
масштабе личности создателя летописи,
его литературных способностях. После
распада Киевской Руси возникли
самостоятельные летописные школы в
обособившихся землях, но все они, как к
образцу, обращались к «Повести временных
лет». Из произведений
ораторско-публицистического жанра
выделяется «Слово о Законе и Благодати»,
созданное Иларионом, первым русским по
происхождению митрополитом, в середине
XI в. Это размышления о власти, о месте
Руси в Европе. Замечательно «Поучение»
Владимира Мономаха, написанное для
сыновей. Князь должен быть мудр,
милосерден, справедлив, образован,
снисходителен и тверд в защите слабых.
Силы и доблести, верного служения стране
требовал от князя Даниил Заточник, автор
блестящего по языку и литературной
форме «Моления». К согласию и примирению
князей призывал и неизвестный автор
величайшего произведения древнерусской
литературы «Слово о полку Игореве»
(конец XII в.). Реальное событие — поражение
северского князя Игоря от половцев
(1185—1187) — стало лишь поводом к созданию
«Слова», изумляющего богатством языка,
стройностью композиции, силой образного
строя. Автор видит Русскую землю с
огромной высоты, охватывает мысленным
взором огромные пространства, как бы
«летит умом под облаками», «рыщет через
поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность
угрожает Руси, и князья должны забыть
распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси — это в первую
очередь архитектура и живопись.
Византийские традиции каменного
зодчества пришли с христианством.
Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая
в 1240 г. Десятинная церковь, соборы,
посвященные Святой Софии, в Киеве,
Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали
византийским традициям. На четырех
массивных столбах в центре здания,
соединенных арками, покоится цилиндрический
барабан. На нем прочно стоит полусфера
купола. Следуя четырем ветвям креста,
к ним примыкают остальные части храма,
завершающиеся сводами, иногда — куполами.
В алтарной части — полукруглые выступы,
апсиды. Это и есть разработанная
византийцами крестово-купольная
композиция церковного здания. Внутренние,
нередко и внешние стены храма расписаны
фресками (живопись по сырой штукатурке)
или покрыты мозаикой. Особое место
занимают иконы — живописные образы
Христа, Богоматери, святых. Первые иконы
пришли на Русь из Византии, но русские
мастера быстро овладели строгими
законами иконописи. Почитая традиции
и старательно учась у византийских
учителей, русские зодчие и живописцы
проявляли удивительную творческую
свободу: древнерусская архитектура и
иконопись более открыты миру, жизнерадостны,
декоративны, чем византийские. К середине
XII в. стали очевидны и различия
художественных школ Влади-миро-Суздальской,
Новгородской, южнорусских земель.
Радостные, легкие, пышно украшенные
владимирские храмы (Успенский собор во
Владимире, церковь Покрова на Нерли и
др.) контрастируют с приземистыми,
основательными, массивными церквями
Новгорода (церкви Спаса на Нередице,
Параскевы Пятницы на Торгу и др.).
Новгородские иконы «Ангел Златые Власы»,
«Знамение» отличаются от написанных
владимиро-суздальскими мастерами икон
«Дмитрий Солунский» или «Боголюб-ская
Божья Матерь».
К
числу величайших достижений древнерусской
культуры относится и художественное
ремесло, или узорочье, как его называли
на Руси. Золотые украшения, покрытые
эмалью, изделия из серебра, выполненные
в техниках скани, зерни или черни,
узорчатый декор оружия — все это
свидетельствует о высоком мастерстве
и вкусе древнерусских ремесленников.
Билет
№5
28 июля – какой сегодня день?
- Главная
- Общество
28/07/2020 00:22
28 июля в России отмечается День крещения Руси. Этот день был установлен в качестве памятной даты Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 июля 2010 года.
Руси приняла христианство в 988 году. Это событие связано с именем князя Владимиром, которого историки назвали великим, народ прозвал Владимиром Красное Солнышко, а церковь – святым равноапостольным.
Креститель Руси был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши. Мама князя Владимира приняла христианство вместе с княгиней Ольгой в Константинополе.
Владимир с 17 лет взошел на престол, первые шесть лет провел в военных походах. Как гласит предание, в эти годы будущий креститель Руси был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Согласно летописному «Сказанию об испытании или выборе вер», в 986 году к Владимиру приходили посольства от разных народов. Они призывали князя обратиться в их веру. Так, сначала к Владимиру пришли мусульмане – волжские болгары. Они хвалили Магомета, затем князя посетили представители католической церкви из Рима – они призывали Владимира присоединиться к латинской вере. Последним, согласно летописи, прибыл проповедник из Византии – он и рассказал Владимиру о православии.
Чтобы понять, чья вера лучше, Владимир отправляет девять посланников в те страны, откуда прибыли проповедники. Послы, вернувшись из странствий, рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих странах. Наибольшее впечатление на них произвела византийская вера (православие).
В 987 году, согласно событиям, описанным в «Повести временных лет», князь Владимир на совете бояр принимает решение о крещении Руси «по закону греческому».
В 988 году Владимир не сразу принял христианство. Сначала князь захватил византийский город Корсунь (ныне территория Севастополя), и потребовал в жены сестру византийских императоров Анну, угрожая в случае отказа пойти на Константинополь. Соправители Василий II и Константин VIII согласились на условия Владимира, однако потребовали от него креститься, чтобы Анна смогла выйти замуж за единоверца. Получив согласие князя, императоры прислали в Корсунь Анну. Здесь же, в Корсуни, князь Владимир вместе с дружиной принимает крещение от епископа корсунского, а затем совершает церемонию бракосочетания. После смены веры Владимир взял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Вернувшись в Киев в сопровождении византийских священников, Владимир крестит своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Затем новую веру принимают бояре.
Князь Владимир приказывает разгромить капище идолов. Деревянные статуи были изрублены в щепки, а затем сожжены. После князь велел собрать всех киевлян на берегу Днепра. Накануне Владимир объявил: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг».
Из Киева христианство распространилось в другие города – Чернигов, Полоцк, Туров, Волынский. Однако не везде сразу приняли новую веру, из-за чего крещение Руси в целом затянулось на несколько веков. В 1024 году Ярослав Мудрый подавляет восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.
Крещение Руси стало не только мощным толчком к объединению русских земель, но и обусловило цивилизационный выбор России, что впоследствии помогло нашей стране стать мощной евразийской державой.
Читайте
«Орловские новости» в:
Комментируйте новости в нашем Telegram-канале или ВКонтакте
Новости СМИ2
Главные новости
02/12/2022 16:03
«Все, мам, я уплываю. Не знаю, куда». История орловского морпеха Владислава Панасова, погибшего на СВО
02/12/2022 14:13
«В чем тут разногласия?». Депутаты почти единогласно призвали Клычкова не забирать выплаты у мобилизованных. Видео
30/11/2022 13:38
Прокурор области уверен, что мэр Орла должен предстать перед судом
29/11/2022 12:34
Областной совет предложит Клычкову не забирать выплаты у мобилизованных
26/11/2022 13:02
Поддержим Клычкова и установим бюст Сталина. Как прошел пленум обкома КПРФ в Орле
Новости компаний
02/12 17:00
Банк Уралсиб предлагает новую инвестиционную стратегию «Российские лидеры» от СК Уралсиб Жизнь
02/12 16:00
Шифр праздника: киноновинки декабря в видеосервисе Wink
30/11 13:00
«Ростелеком» и ПФР объявили победителей VIII Всероссийского конкурса «Спасибо интернету — 2022»
29/11 17:45
Рейтинг привлекательности работодателя Банка Уралсиб подтвержден на уровне А. hr
Бизнес
01/12 17:55
Завершилась официальная церемония награждения лауреатов премии «Орловский бизнес-2022»
01/12 17:46
ВТБ получил награду премии «Орловский бизнес-2022» в номинации «Клиентоориентированный банк»
01/12 17:34
Промышленной компанией года по версии премии «Орловский бизнес-2022» стало ООО «Фригогласс Евразия»
01/12 17:31
Инженерная компания «Аквилон» получила статуэтку премии «Орловский бизнес-2022» за высокое качество и сервис
Топ 5
03/12 16:03
«В вашем окружении сейчас не та ситуация, чтобы говорить о потере доверия»: фельдшер Серегин ответил Клычкову на обвинения в фейках
03/12 13:00
Клычков совершил вояж на одном из новых автобусов ТТП
03/12 11:00
«100 самых влиятельных людей в Орловской области-2022»: Ольга Фефелова – 90
02/12 20:22
«Некто господин Серегин». Главное из вечернего эфира Клычкова
02/12 18:00
В Орле запретили капитальное строительство на территории памятника Ленину
Аналитика
03/03 23:00
Рейтинг орловских электронных СМИ. Февраль
10/02 13:02
Кто правит Орловщиной: кому пора на пенсию, а кто годится во внуки своим коллегам?
04/02 15:30
Орловцы смогут оформить больничный по телефону. Как это сделать? Карточки «ОН»
11/01 14:00
Клычков увеличил взнос на капремонт на 27%, заверив, что он все равно меньше, чем у соседей. Мы проверили
Расследования
28/10 19:13
Помните Genesis у губернатора Орловской области? Мы нашли еще один, и он тоже своего рода подарок
20/10 15:49
«Орелстрой» — трест, который лопнет. Часть вторая
19/10 15:45
«Орелстрой» — трест, который лопнет. Часть первая
27/12 09:14
Путеводитель по Ленинской. Кто зарабатывает на коммерческой недвижимости «орловского Арбата»
Интервью
20/10 08:04
«Совесть и честь для меня и моей семьи не пустые слова». Интервью с орловским участником СВО
12/10 10:45
«Риска продуктового дефицита не ожидается». Интервью с зампредом правительства Орловской области по АПК Сергеем Борзенковым
19/08 12:00
«Реальность и иллюзии в театре». Интервью с художественным руководителем «Свободного пространства» Сергеем Пузыревым
19/07 09:00
«Исправработы за убийство живого существа – это неправильно»: Виталия Румянцева о наказании для живодеров
Путин Грозный автора Дина Хапаева
Longer Reads содержат глубокий анализ идей и сил, формирующих политику, экономику, международные отношения и многое другое.
Подписывайся
на английском
Дина Хапаева
Во всем мире кризис демократии и расцвет неосредневековой политики памяти идут рука об руку. Фальсифицируя и превознося наследие Александра Невского, Ивана Грозного и других канонических фигур, Владимир Путин надеется оправдать собственный авторитаризм и неоимперские агрессивные войны.
АТЛАНТА — В начале августа российские оккупанты порта Мариуполь снесли памятник украинским защитникам города. Вскоре после этого было объявлено о планах заменить ее статуей Александра Невского, средневекового русского военачальника тринадцатого века, известного своими военными подвигами против шведов и тевтонских рыцарей.
Незадолго до этого на российском националистическом сайте Regnum была опубликована статья «Новый штурм Руси: что объединяет битву на Неве и спецоперацию на Украине», в которой президент России Владимир Путин выгодно сравнивался с Невским. Изображая путинскую «спецоперацию на Украине» как часть войны, которую Запад вел против России со времен Средневековья, статья предупреждала, что «Отечество в опасности», и описывала и Невского, и Путина как «национальных лидеров», вокруг которых русский народ должен сплотиться.
Подобные средневековые аналогии сегодня слишком типичны для путинской России. В другой недавней статье, опубликованной FederalPress , жестокое обращение Путина с Украиной сравнивается с обращением России в христианство в десятом веке при другом средневековом русском военачальнике, Владимире Святом. Опять же, Запад — и особенно Украина — считается представителем «язычников» и «сатанистов», которые угрожают традиционным ценностям России.
Чтобы продолжить чтение, зарегистрируйтесь сейчас.
Подпишитесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ ко всему, что может предложить PS.
Подписывайся
Как зарегистрированный пользователь, вы можете наслаждаться новым контентом для PS каждый месяц — бесплатно .
регистр
У вас уже есть аккаунт?
Авторизоваться
Пишу для PS с 2017
7 Комментарии
Дина Хапаева — профессор русского языка в Технологическом институте Джорджии. Второе издание Crimes sans châtiment (Преступления без наказания, Éditions de l’Aube, 2012 г.) ожидается в январе 2023 г.
https://prosyn. org/ZREruS7
Подробнее
PS OnPoint
Московские и украинские православные лидеры призывают к миру, но определяют его по-разному
Новости
Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл в Храме Христа Спасителя в Москве, 6 января 2022 г. (AP Photo/Александр Земляниченко)
24 февраля 2022 г.
ВАТИКАН (RNS) — Обращаясь к верующим в четверг (24 февраля), прелаты, связанные с подгруппой православия, связанной с Москвой, выступили с заявлениями, в которых оплакивали страдания, вызванные продолжающимся нападением российских войск на Украину, и призывали к миру.
Выступая перед членами Украинской Православной Церкви, подотчетными Московскому Патриархату, митрополит Киевский Онуфрий назвал вторжение в Украину «катастрофой», говорится в переводе его заявления с православного.
В своем выступлении он обратился напрямую к президенту России Владимиру Путину.
«Защищая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим его немедленно прекратить братоубийственную войну», — сказал он. «Украинский и русский народы вышли из Днепровской Крещенской купели, и война между этими народами есть повторение греха Каина, убившего из зависти родного брата. Такая война не имеет оправдания ни от Бога, ни от людей».
Религиозный раскол накладывается на политический конфликт в Украине. В конце 2018 — начале 2019 года православные верующие Украины провозгласили независимость или автокефалию от Православного Патриархата в России. Православная церковь в Константинополе быстро признала независимую Украинскую православную церковь, но Русская православная отреагировала негативно и продолжает отказываться ее признавать.
ПОЯСНИТЕЛЬ: Как российско-украинская война связана с религией?
Тем не менее, заявление Онуфрия, который верен Московской церкви, продемонстрировало относительное единство с митрополитом Украины Епифанием I из Киевского патриархата, который ранее на этой неделе призвал лидеров связанной с Москвой православной общины высказаться. в пользу мира немедленно и не дожидаясь, пока их руководство сделает это первым.
«Агрессор должен услышать и увидеть, что вы его не ждете, вам не нужны его войска и его сила», — гласил автоматический перевод реплик Епифания. «Это гражданский и христианский долг каждого из вас лично».
Православный патриарх Московский Кирилл также обратился в четверг к верующим России, призвав все стороны конфликта в Украине «не допускать жертв среди гражданского населения» и подчеркнув необходимость «преодоления разногласий» между русским и украинским народами.
«С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные разворачивающимися событиями, — обратился Кирилл к православным священнослужителям и верующим. «Я глубоко сочувствую всем, кого коснулась беда» в Украине, России и других странах, добавил он.
«Призываю все стороны конфликта сделать все возможное, чтобы избежать жертв среди мирного населения», — сказал Кирилл.
ПО ТЕМЕ: ‘Религиозный политик’: Глава Украинской Православной Церкви США критикует Московского Патриарха Кирилла и Путина Киев, известный как святой Владимир, обращенный из язычества в 10 ом веке.