Содержание
Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический
Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями.
Херсонес Таврический имеет прямое отношение к этой памятной дате. Ведь именно здесь князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной. В дальнейшем христианство стало залогом развития древнерусской культуры, которая восприняла основные ценности византийской цивилизации.
Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города весной/летом 988 г. изменило характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным введение христианства как государственной религии Руси.
В 978 году на киевский престол пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.
В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».
На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).
К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.
Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику.
В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора — невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из теплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и ее свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.
Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.
Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.
Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).
После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.
Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 г., где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.
Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Так начиналась официальная христианизация Руси.
В 988 году в киевской крещальной купели крестились наши предки. Сегодня православная церковь объединяет множество стран и народов. Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!
Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела Византийской истории.
Тайна крещения князя Владимира и Руси
Тайна крещения князя Владимира и Руси
01. 08.2020
ДИВО-ДИВНОЕ
Каждый просвещенный россиянин на сегодня знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, но не каждый догадывается, что этот духовный акт, иначе как чудо, как неизреченный Божий Промысл не назовешь. Почему так? Дело в том, что Крещение Руси, как заметил еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв), не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам князя Владимира. Ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия — язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц. «По всем человеческим расчетам, — отмечал митрополит Иоанн, — приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это — когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков, хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».
Так же поучителен и пример Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 г. ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии. «Ее распад, — пишет митрополит Иоанн, — показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло «естественным образом». Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды. И там, и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и туг — дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше. Тем более примечательно дивны дела твои, Господи! — полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою родину, а хан Узбек свою погубил».
Итак, Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии, это был духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Известен факт, когда в жертву языческим богам был принесен христианин. В «Повести временных лет» об этом говорится следующее: «И сказали старцы и бояре:
— Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам.
Был тогда варяг один…[Федор] Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын [Иоанн], прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные к нему, придя, сказали:
— На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам.
И сказал варяг:
— Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет… Не дам сына своего бесам.
Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим… И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».
Федор Варяг и сын его Иоанн — это христиане, ставшие первыми на Руси мучениками за веру. А ведь убиты они были по решению князя Владимира принести в благодарность языческим богам человеческую жертву после удачного военного похода на ятвагов…
Язычество, буйный характера князя, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, — никак не способствовали принятию Православия — учения, требующего от человека самоограничения во всем. «Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц — вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.
Но тем разительнее была перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина пере¬мен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», — пишет митро¬полит Иоанн.
Да, князь Владимир следовал советам своей бабушки княгини Ольги, которая убеждала его принять христианство, да, прежде чем креститься он исследовал разные веры, пока не выбрал именно христианскую веру, но выбрать веру еще не значило уверовать, как говориться в Евангелии «всем сердцем. .. и всею душею… и всею мыслию» (Мф. 22, 37-40).
О чуде крещения князя Владимира в древнейшем памятнике русской письменности, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона говорится так:
«Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним — как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие.
…Знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился.
Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел [бы] в землю твою и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению приклонил [бы]. Не видел, [как] беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают — всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное!»
ОТКУДА В НАС ВСЕ ЛУЧШЕЕ?
Федор Тютчев в одном из стихотворений о Крещении Руси назвал князя Владимира «блаженным»:
Жизнь без Христа — случайный сон.
Блажен, кому дано два слуха, -
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Есть в этих строках глубокий смысл. Блажен был князь Владимир, который послушал «церковный звон», то есть благовестите Константинопольских священников о том, что христианская вера — правая вера. Но он услышал вещий голос Духа и последовал ему. Он не знал Христа, но уверовал. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29).
Принятие Киевским князем в свое сердце Христа было подобно прозрению гонителя христиан язычника Савла, ставшего апостолом Павлом. Не случайно в посвященном святому равноапостольному князю Владимиру тропаре поется: «…обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную».
Известно, что перед принятием крещения князь заболел глазной болезнью и ослеп. Случилось это после того, как он захватил греческий город Корсунь (впоследствии Херсонес, а ныне Севастополь) и решил взять в жены сестру греческого Императора Анну. При этом он пригрозил Императору, что захватит и разграбит остальные греческие города, если не получит Анну. Но, как об этом писал историк С.М. Соловьев, ответ князь получил следующий:
— Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь.
Князь же Владимир в свою очередь предал, что готов принять святое крещение:
— Я крещусь. Я уже испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи.
Греческий Император обрадовался этим словам и послал Анну в Корсунь, где она была торжественно встречена жителями. Но по прибытии в Корсунь греческая царица узнала, что князь Владимир ослеп и оттого был в сильной печали. Тогда Анна велела передать ему:
— Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то и не вылечишься.
На это известие князь Владимир сказал:
— Если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский.
Об исцелении же князя Соловьев сообщает следующее: «Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал:
— Теперь только я узнал истинного Бога!
Видя это, и из дружины его многие крестились».
Так после совершения Таинства в купели прозрел Великий князь Киевский Владимир. Так спала с него пелена язычества.
Когда же спала пелена с телесного и духовного зрения князя Владимира он сразу увидел ту нравственную нечистоту, в которой пребывал до этого. И с этого времени его жизнь в корне изме¬нилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти — его возницы достав¬ляли продовольствие. Князь Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь гре¬ха, не хотел судить даже преступников. Но тогда епископы сказали ему:
— Разбойники размножились, зачем не казнишь их?
— Греха боюсь, — отвечал князь Владимир
Епископы же возразили:
— Ты поставлен от Бога добрым на милование, злым на казнь.
И князь послушался епископов. Это говорит нам о том, что уже в самом начале устроения на Руси государственности Церковь оказывала свое влияние на власть и на общественный строй. В самом деле — по слову В.М. Соловьева «не о средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагают заботятся о внешней безопасности, и князь соглашается с ними». При этом, как пишет Н.М. Карамзин «Он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих — и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. «Где нищие, недужные?» — спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию Христианского учения. Слова Евангельские: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут… вселили в душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие, которое выходило даже из пределов государственной пользы».
Однако если уж говорить о «государственной пользе», то будет весьма уместно привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею, и морем, и городами, и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами…»
Возвращаясь к вопросу значимости Крещения Руси нельзя отрицать, что именно оно положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. С.Ф. Соловьев отмечал несомненное — вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап. князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…»
Так прозревший духовно князь Владимир, положил начало и духовному прозрению русского народа. И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».
Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов — Номоканона (Кормчая Книга). В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, — пишет известный историк С.Ф. Платонов, — на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа… да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость…».
«Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, — пишет далее Платонов — Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.
Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».
«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир» — утверждал духовный писатель середины 19 века, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов).
Игорь Евсин, Русская народная линия
Статьи
все статьи
10. 10.2022
Все в строй!
У каждого гражданина России есть только два пути: 1. Получить повестку, прибыть в военкомат и приступить к защите Отечества. 2. Готовиться лично и ждать повестку (записаться добровольцем). Тот, кому возраст или здоровье не позволяет стать в ряды Вооруженных Сил, обязан найти свое место в тыл…
29.09.2022
Главная цель любой войны — завоевание будущего
Выпускник Московского суворовского военного училища 1963 года, президент Коллегии военных экспертов России, кандидат политических наук генерал-майор Александр Владимиров, исламовед, публицист, ректор Школы здравого смысла им. А.Н.Назаревского Александр Ибрагимов и тележурналист, обозреватель Борис К. ..
Свято-Владимирский храм-памятник 1000-летия Крещения Руси отмечает свой праздник
В четверг, 28 июля 2022 года, когда Святая Церковь празднует память Крестителя и Просветителя Руси, св. Великий князь Владимир, Преосвященнейший епископ Манхеттенский Николай посетил с архипастырским визитом Свято-Владимирский храм-памятник гор. Джексон, шт. Нью-Джерси, где совершил Божественную литургию в день его престольного праздника.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Лукьянов (благочинный Нью-Джерси) и протоиерей Сергий Ледковский (заместитель настоятеля храма-памятника), игумен Евтихий (Довгань; игумен Свято-Николаевского скита в г. Фрихолд, шт. Нью-Джерси), иерей Николай Костур ( клирик Сербской Православной Церкви) и иерей Антоний Вильямс (клирик Св. Александро-Невского собора гор. Александро-Невского собора).
Богослужение пропел приходской хор.
Несмотря на будний день, в храме молилось множество прихожан и гостей, большинство из которых причащались Святых Христовых Таин.
По окончании Литургии владыка Николай поприветствовал всех с престольным праздником и обратился к присутствующим с проповедью, в которой, в частности, отметил, что храм в Джексоне «является благословением, данным нам наставниками нашими, построившими Это. И наш долг – продолжать их труды, сохраняя в себе образ Божий, являя пример доброго христианина и воспитывая молодежь в Вере.
«Человек может иметь все, но если у нас нет цели в его жизни, стремления ко Христу, то можно сказать, что у нас вообще ничего нет. И князь Владимир дал нам это богатство, этот пример, это благо, эту культуру, которую мы должны сохранить и передать окружающим.
«Вчера вечером мы служили литию, и молящиеся услышали особый возглас, произнесенный прислуживающим священником, который может понять только крещеный и верующий человек, умеющий применять его слова в своей жизни. Служащий священник сказал: «Услыши нас, Боже, Спаситель наш, Ты уповаешь всех концов земли и дальних на море, и помилуй, помилуй, Владыка, о грехах наших, помилуй нас».
«Услышь нас, Боже, Спаситель наш» — такие слова будет говорить только верующий человек. Если человек не верит в Бога, то они для него бессмысленны. А мы веруем, уповаем на Бога и со священником взываем: «Услышь нас, Боже, Спаситель наш, всех концов земли уповаешь». Наша единственная надежда в этом мире – это, конечно же, Бог. К сожалению, люди сегодня живут для этого мира, для себя, для удовлетворения своей плоти, своих страстей; но где же смысл, где покаяние?
«‘…[А]и из тех, что далеко в море». Эти слова относятся ко всем, кто путешествует. Когда мы путешествуем, мы также молимся.
«‘…И помилуй, помилуй, Владыко, грехи наши, и помилуй нас’. Мы просим у Бога Его милости, прощения и понимания и прославляем Его как Спасителя мира.
«Эти слова придают смысл нашей жизни – жизни во Христе и со Христом. Только такая жизнь есть правильный путь. Между тем жизнь без Христа — это мрак и пустота.
«Сегодня мы благодарим князя Владимира и его бабушку княгиню Ольгу за то, что они дали нам пример крещения и показали нам, как полностью принять Веру Христову».
Епископ Николай призвал верующих стараться в эти трудные времена молиться о спасении мира, о ближних и помнить, что начало мира внутри нас, в нашей вере в Воскресшего Спасителя.
Духовенство отслужило краткий молебен святому князю Владимиру, после чего протодиакон возгласил многолетие за всех владимирцев, именинников в этот день.
Затем духовенство и верующие прошли в церковный зал, где была организована праздничная трапеза, во время которой продолжилось их неформальное общение.
КОРНИ И КРЫЛЬЯ с Борисом Бурдой: Владимир Великий — князь киевский, крестивший Русь (Часть II. Христианская) | Huxleў
Читать Часть I
РЕЛИГИЯ + ПОЛИТИКА
Между тем эти самые греки вступили в очередной политический кризис. Военачальник Варда Фока поднял восстание против занявших престол соправителей Василия II и Константина VII. Поначалу Фоке это удавалось, и императорам требовалась любая помощь.
Владимир согласился оказать эту помощь, но на каких условиях и как они потом осуществлялись — говорят разные вещи. В основном все сходятся во мнении, что одним из поставленных Владимиром условий было женитьба на сестре соправителей Анне, и для этого Владимир обязался креститься.
Далее, некоторые историки утверждают, что князь сначала крестился, потом женился и отправился в поход против Варды Фоки, а некоторые им возражают, говоря, что Владимир уже помог Византии и разгромил мятежников, но они не спешили выполнять эти обязательства.
Факт остается фактом, что Владимир пошел походом на византийский город в Крыму Корсунь (Херсонес) либо для того, чтобы заставить императоров выполнять свои обязательства, либо для того, чтобы завладеть определенными святынями и оказать давление на их партнеров.
Руины Херсонеса. Источник: wikipedia.org
Есть и другая версия – по ней осада Корсуни не была проявлением какого-то конфликта между Русью и Византией. Город просто принял сторону восставших, а его осада и взятие были вкладом Владимира в победу над ними. Могло быть и так…
В конце концов все согласились, Анна приехала к Владимиру и стала его женой, а он крестился. В каком порядке происходили эти события, где крестился Владимир, под Корсунью или под Киевом, в XI веке сведения утеряны. Но он женился на Анне и уехал из Корсуни.
О времени крещения Владимира тоже спорят, но дата, с которой все более-менее сошлись, — 987 год. Крестильное имя он выбрал, скорее всего, в честь одного из императоров Византии — Василия. А на следующий год – 988 год – считается официальной датой крещения Руси.
«Крещение князя Владимира». Фреска Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Источник: wikipedia.org.
Владимир решал, креститься ему или нет. Его подданные, несомненно, должны были помочь принять это решение — они привыкли к старой религии и не видели причин отказываться от нее. Это уже была задача Владимира – сделать так, чтобы у них были такие причины.
Он был опытным правителем и примерно понимал, как работают эти механизмы – он связывался сначала с городской знатью, «городскими стариками», людьми с жизненным опытом, которые уже знали, что потом повторял Высоцкий – «шутить нельзя с князьями!» Они не возражали.
Тогда было проще — остальные могли просто заявить, что мы все, мол, христианами становимся. Чтобы никто не хотел спорить, Владимир приказал разрушить недавно построенное святилище Перуна — пусть все поймут его могущество… Никто не посмел возразить.
Княжеским слугам приказали бросить статую Перуна на землю, привязать к хвосту коня и тащить с «горы» на берег Днепра, заколачивая поверженного идола жезлами. Бросив идола в воду, слуги сопроводили его к днепровским порогам, а там пустили вниз по течению.
Е. Штыров. «Попрание древнерусских богов»
Заметных возражений это не вызывало — в Новгороде было сложнее. Там дело дошло до настоящей битвы, с убийствами и поджогами, чего на деревянной Руси всегда боялись и считали крайней мерой. Мост через Волхов раскидали, на берегу поставили камнеметы — как на войне…
Тем не менее, воевода Добрыня и Тысяцкий Путята одержали победу, разрушили святилища и силой потащили новгородцев креститься – «тяни и крести, мужчины над мостом, а бабы под мостом». Потом долго говорили: «Мечом Путята крестил, а огнем Добрыню».
РАЗВОД И ФАМИЛИЯ ДЕВУШКИ
Крещение Владимира принесло ему вполне ожидаемые трудности. Если крестится язычник с 800 женами, это, между прочим, означает и не менее 799 разводов. Конечно, статус этих жен был очень разным, но у некоторых из них он был очень высоким.
Например, Рогнеда, несмотря на все ужасные обстоятельства ее отношений с Владимиром, тем не менее является матерью человека, унаследовавшего от него страну, которой он правил. У нее семеро детей от Владимира, и они достаточно заметны в истории. И как вы с ней расстались?
Конечно, их отношения оставляли желать лучшего — как иначе на таком фоне? Около 987, она даже пыталась убить Владимира ножом, но он очнулся и успел отразить удар. Все закончилось бы очень плохо, если бы за Рогнеду не вступился их первенец Изяслав.
Покушение Рогнеды на Владимира. Источник: wikipedia.org
В тверской летописи говорится, что перед принятием христианства Владимир предложил Рогнеде развод и брак с кем-либо из своих бояр (просить их он явно не собирался). Но она ответила: «Я была царицей и не хочу быть рабыней», и приняла монашеский постриг под именем Анастасия.
Кстати, Анна оказалась не единственной женой-христианкой Владимира – она умерла в 1011 году, и, по некоторым летописям, он успел жениться еще раз. Ему было не привыкать — там, где 800 жен, еще есть место для дюжины или около того…
ВОТ КАКИМ ОН СТАЛ ХОРОШИМ
Распускание гарема — дело формальное, как и полагается христианину. Какие еще изменения были? Летописцы отвечают, что они были притом настолько хороши, что в это даже трудно поверить. Но поверить в это сложно или просто невозможно – решайте сами. Я не хочу навязывать свое мнение…
Согласно летописи, услышав евангельские слова «Блаженны милостивы, ибо помилованы будут», он повелел всем нищим и убогим прийти на княжеский двор и взять там все необходимое: питье, пищу и деньги из казны. Если верить, что это было, то читаем дальше…
Вот еще одна почти точная цитата – «Сказав, что «слабым ко двору моему не пройти», он приказал снарядить телеги и, положив на них всякую еду и пить, носить их по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить? «И раздали все, что нужно». Тоже веришь?
Тогда слушайте дальше. Грабежи сильно умножились, и архиереи сказали Владимиру: «Вот, умножились разбойники; почему бы вам не казнить их?» Он ответил: «Я боюсь греха». Ему сказали: «Вы должны казнить грабителей, но после расследования». Ну, в общем, было так…
Далее говорится, что Владимир отверг виру и стал разбойников казнить, а епископы и старцы сказали: «Много у нас войн; если бы у нас была вира, она бы пошла на оружие и на лошадей». И Владимир сказал: «Да будет так» — то есть позволил заменить казнь казнью. Тому есть подтверждение.
Скорее всего, действительно были раздачи милостыни и законодательные изменения. Но, очевидно, не всех кормили бесплатно, и явно не всегда. Просто летописцы всегда писали о князьях, как латиняне велели писать о мертвых — либо хорошо, либо ничего.
Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство
Вступи в клуб друзей
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬ
Бабушка Владимира Ольга уже начала процесс строительства из своих владений нормально функционирующего государства. Святослав особо не прилагал к этому никаких усилий – ходил в походы и воевал. Но Владимир продолжил дело бабушки, и не без успеха.
Начал чеканить собственные деньги – золотые и серебряные, обычно с надписью «Владимир на столе» (то есть на троне). Их было отчеканено не так уж и мало – они есть во многих коллекциях, и портрет Владимира на них с бородкой и длинными усами вполне узнаваем.
Златник Владимир из собрания Эрмитажа. Источник: wikipedia.org
Монет в России было достаточно — и арабские дирхемы, прозванные «долларом Средневековья» за их повсеместное употребление и конвертируемость, вместе с византийскими солидами и миллисариями, прекрасно принимались к оплате. Но как символ государственности им нужны были собственные деньги.
Также хорошо известен по монетам княжеский знак Владимира – трезубец, почти такой же, как на современном гербе Украины. Этот знак известен давно, его можно увидеть, например, на монетах царя Митридата Евпатора, и не только на них.
Сребреник великого киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики. Источник: wikipedia.org
Владимир также вел активную международную политику – время шло энергичное и непростое. Он заключил договоры и со Стефаном I Венгерским, и с Болеславом I Польским, и с Болеславом II Богемским, и с папой Сильвестром II, а о византийском императоре Василии II мы уже говорили.
С кочевыми печенегами, привыкшими жить разбоем, договориться было невозможно – Владимир отгораживался от них построенными им крепостями, земляными траншеями и заставами. В целом царь Владимир был довольно энергичным и деятельным, всегда в работе.
НАСЛЕДИЕ
Последние годы жизни Владимира не могла не быть омрачена проблемой, которая в те времена не регулировалась законами и мало помогала решать обычаи – кому достанется принадлежащий ему престол? Напомню, что ему самому пришлось с оружием в руках завоевывать наследство.
Даже не ясно, были ли у него дети от замужней жены Анны. Некоторые историки считают, что да, и это Борис и Глеб. Но ряд их коллег считают Бориса и Глеба детьми болгарской (или булгарской — это существенная разница) княжны Милолики, и точно выяснить пока не удалось.
«Великий князь Владимир Святославич с сыновьями». Роспись восточной стены Грановитой палаты. 1882 г. Источник: wikipedia.org
Его старший сын Вышеслав был направлен им на княжение в Новгород, но умер до смерти отца, и его место занял Ярослав, сын Рогнеды. Не старшей – ее первенец Изяслав уже стал князем полоцким. Получил местное правление под покровительством своего отца и других своих сыновей.
Наибольшую заботу о нем доставлял Святополк, непонятно чей сын — то ли он сам, то ли Ярополк, об этом уже упоминалось выше. Он даже устроил заговор, а после его раскрытия был посажен в тюрьму. Было ясно, что он попытается захватить власть после смерти Владимира.
Ярослав, не уверенный в своем будущем, тоже взбунтовался, отказавшись присылать в Киев дань и церковную десятину. Владимир хотел было свергнуть его, но не успел, ибо умер внезапно. Смерть его скрыли, так как боялись, что Святополк попытается узурпировать престол.
Об увлекательных событиях между смертью Владимира и воцарением его преемника я, наверное, расскажу позже, когда буду писать о Ярославе — это тоже очень значимая фигура и заслуживает отдельного рассказа о его непростой и интересной жизни.
ВЛАДИМИР НАШ СОВРЕМЕННИК
Владимир до сих пор остается одним из самых популярных правителей Руси. И Россия, и Украина считают его одним из основателей своей государственности — оба правы, но нынешнее состояние российско-украинских отношений мешает им с этим согласиться, и напрасно.
Для верующих Владимир не только выдающаяся историческая личность, но и почитаемый равноапостольный святой. Более того, следует знать, что для католиков он тоже святой – ведь он успел умереть примерно за полвека до разделения церквей на православную и католическую.
И в Украине, и в России день крещения Киевской Руси является государственной памятной датой, отмечаемой по юлианскому календарю 15 июля, а по григорианскому календарю – 28 июля. соборы и владимирские часовни мира – всего не перечислишь.
Первый памятник князю Владимиру был открыт в 1853 году в Киеве, а в 21 веке их было установлено много, и не только в Украине и России – украинские общины устанавливали ему памятники в Гданьске, Лондоне, Эдинбурге, Торонто, даже в австралийском Брисбене.
Старейший памятник Владимиру Великому установлен в Киеве в 1853 году. Источник: wikipedia.org
Его именем названо более тридцати улиц, четыре школы – одна уже в Бишкеке, назван город Владимир-Волынский в его честь (русский Владимир — скорее всего в честь Владимира Мономаха), его имя залив Японского моря, подводная лодка и модель автомобиля «Москвич»…
Ну и не забывают изображать монеты на деньгах чеканка первой на территории Руси – есть и памятная советская сотня, и украинские монеты в 1 и 10 гривен, и четыре разные украинские банкноты номиналом в одну гривну.