Крещение руси какой год: Крещение Руси в 988 году

МИД Украины связал крещение Руси со вступлением в ЕС — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 4 ноября
EUR ЦБ: 60,61

(-0,31)

Инвестиции, 03 ноя, 16:24

Курс доллара на 4 ноября
USD ЦБ: 62,1

(+0,48)

Инвестиции, 03 ноя, 16:24

В аварии с автобусом в Тульской области пострадали 15 человек

Общество, 01:11

Байден сообщил о проблемах с чипами к Javelin для Украины в прошлом

Политика, 00:59

Пушилин сообщил о продвижении в направлениях Майорска и Первомайского

Политика, 00:51

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией

Партнерский проект, 00:33

Пентагон создаст группу по контролю за обучением и оснащением ВСУ

Политика, 00:19

С пола до потолка: как неверие в рецессию сделало американца миллиардером

Pro, 00:01

Сочи под угрозой. Как глобальное потепление влияет на спорт

Спорт, 00:00

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

CNN узнал об отключении 1,3 тыс. терминалов Starlink на Украине

Политика, 04 ноя, 23:54

Карьера смолоду: почему подростки хотят работать

Партнерский проект, 04 ноя, 23:41

Spiegel узнал, что власти ФРГ попросили Меркель сократить траты

Политика, 04 ноя, 23:28

Эрдоган оценил сроки одобрения членства Швеции и Финляндии в НАТО

Политика, 04 ноя, 23:25

В Минобороны России сообщили о планах террористов атаковать базу в Сирии

Политика, 04 ноя, 23:16

Экс-премьер Пакистана рассказал о своих ранениях после покушения

Политика, 04 ноя, 22:59

США призвали Германию поставить танки на Украину

Политика, 04 ноя, 22:58

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Стремление вступить в Евросоюз закреплено в Конституции Украины с 2019 года, в июне 2022 года Киев стал официальным кандидатом на присоединение к ЕС

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

Князь Владимир во время крещения Руси в 988 году решил, что Киеву нужно вступить в Европейский союз, сообщило на своей странице в «Твиттере» Министерство иностранных дел Украины.

«Украина и Европа всегда были друзьями. В 988 году князь Владимир обратил Киевскую Русь в христианство и решил, что нам нужно вступить в ЕС. Мы сегодня стоим за эту идею и защищаем Европу от российской жестокости», — говорится в сообщении ведомства.

Киев не раз заявлял о желании Украины стать членом ЕС, стремление присоединиться к Евросоюзу и НАТО закреплено в Конституции страны с 2019 года.

В конце 2013 года отказ бывшего президента Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации Украины с ЕС привело к массовым протестам, а позже к смене власти на Украине. Соглашение в итоге было подписано новым правительством Украины в марте 2014 года. В июне 2022 года Брюссель предоставил Киеву официальный статус кандидата на вступление в ЕС.

Президент России Владимир Путин заявлял, что Москва никогда не была против вступления Украины в ЕС, но не хотела «военного освоения» украинской территории. Он неоднократно заявлял о рисках для России в случае вступления Украины в НАТО, в том числе говорил об этом перед началом российской военной операции.

Крещение Руси и спецоперация на Украине: что общего?

«Поворотный этап»

По словам президента РФ Владимира Путина, «Крещение Руси — это ключевой, поворотный этап нашей истории, событие цивилизационного масштаба и преображающей духовной силы». Он отметил, что это событие определило дальнейший многовековой путь России, оказало влияние на все мировое развитие. А народы, которые приняли христианские ценности как свои, получили опыт единения, не раз спасавший общую Родину.

Историки считают, что православие стало основой для собирания в единое государство разрозненных русских земель, раздробленность которых усугублялась многобожием и язычеством. Вера в единого бога позволила снять религиозные противоречия между ними и стала основой формирования общей идентичности, которая пришла на смену местечковым особенностям.

Одна из ключевых православных ценностей — терпимость — стала основой национальной политики России на тысячелетия вперед по отношению к малым народам.

Она позволила сохранить их самость после включения в единое русское государство.

По словам заместителя директора Института истории и политики МПГУ, кандидата исторических наук Владимира Шаповалова, Крещение Руси «заложило основы российской государственности, российской цивилизации, российской культуры, с того момента Россия движется развивается в рамках того цивилизационного выбора».

Он считает, что православная идентичность, которая была воспринята Русью от Византийской империи, предопределила «очень многое, практически все» в историческом развитии нашего государства. Прежде всего — полиэтнический состав населения, подчеркивает эксперт.

Очевидно, что сегодня в условиях СВО активно формируется общественное и национальное единство, происходит сплочение общества для помощи армии и населению освобожденных территорий и для поддержки стратегического курса президента по защите национальных интересов и соотечественников.

Россия вновь стала способной к исполнению своей миссии — защищать угнетаемых.

«Мы видим, что в стране растет единство и сплоченность на базе ценностного консенсуса, на основе общих ценностей, восходящих к историческому выбору, сделанному святым Владимиром», — отмечает политолог Александр Рудаков.

Среди них, по его словам, огромное значение играют помощь ближнему, сострадание, милосердие и взаимопомощь.

«Освобождение Донбасса осуществляется под знаком эти же ценностей», — уверен он.

«Антитеза Западу»

Принятие Русью христианства восточной ветви — православия — отвернуло от нее католические страны и народы. Католики считали и продолжают считать православных «неправильными» христианами. Эта же причина лежит в основе представления Запада о собственной исключительности и неполноценности других народов, поэтому на протяжении всей истории он открыто претендовал на земли и ресурсы России. Спровоцированная этим враждебность по отношению к России стала свойством коллективного Запада.

«После разделения церквей в середине одиннадцатого века коллективный Запад начал воспринимать восточнославянские народы как «еретиков», «схизматиков», религиозные сообщества которых подлежат уничтожению», — рассказал политолог Александр Рудаков.

По его мнению, это наложило свой отпечаток на взаимоотношения католического Запада и славянского Востока, придав им черты цивилизационного конфликта. Именно здесь, считает он, Запад в полной мере проявил присущие ему комплексы превосходства и исключительности.

На протяжении веков Запад, прежде всего, руками Речи Посполитой пытался искоренить и уничтожить православие в Восточной Европе.

Это происходило различными способами: и путем политического давления, и путем создания религиозно-политических проектов, самым масштабным из которых была уния, и путем прямых репрессий, отмечает эксперт.

«Только воссоединение русских земель в середине XVII века положило конец геноциду на религиозной и культурной почве», — сообщил Александр Рудаков.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов подчеркивает, что, выбрав православие, Россия создала антитезу Западу, который «стремился, в отличие от православной России, колонизовать другие народы, насадить свои нормы, и занимается этим вплоть до сегодняшнего дня». Отсюда, по его мнению, конфликт России и Запада, который длится многие сотни лет.

Историк констатирует, что сегодня коллективный Запад представлен США и их сателлитами, объединенными в военный альянс НАТО, расширение которого на восток после распада СССР необходимо рассматривать исключительно как продвижение к границам России. Россия официально в документах НАТО, принятых до начала СВО, была названа главной стратегической угрозой.

Очевидно, что конфликт на Украине был спровоцирован руками западных стран, которые передавали ей вооружение, она должна была стать плацдармом нападения на Россию.

Кроме военной помощи, западные страны сегодня отправляет на Украину наемников из числа собственных граждан. Таким образом, стратегическая цель коллективного Запад на протяжении несколько веков в отношении России не меняется — сдерживание, ослабление, расчленение и полное уничтожение, отмечает эксперт.

«На основе общих ценностей»

Эксперты сходятся во мнении, что православие стало скрепляющим фактором для множества народов вокруг России, принявших религию вслед за русским народом. На протяжении всей истории государства необходимость защиты православной веры объединяла их и сплачивала.

Ценности, проповедуемые православием, близки к другим крупным конфессиям, представленным в России — исламу, иудаизму, буддизму.

Все они проповедуют традиционные ценности и любовь к ближнему, это стирает ментальные и ценностные границы между представителями разных религий и народов.

Владимир Шаповалов подчеркивает важность того, что православие — это религия соборности, единства, сострадания, сочувствия, терпимости, высокогуманная религия по отношению ко всем остальным народам.

«Очень важно не только то, что православие сформировала открытое общество с точки зрения этнической составляющей, но и то, что православие сформировало общество, сориентированное на взаимодействие с другими конфессиями, оно не является закрытым или враждебным по отношению к ним», — отметил он.

По его мнению, это основа того этнического, культурного и конфессионального единения, которое существует в России с момента ее формирование вплоть до сегодняшнего дня.

Участие в специальной военной операции представителей всех народов, проживающих в России, еще больше укрепило межнациональное единство и понимание.

Общество сплотилось вокруг помощи армии и населению освобожденных территорий, реальными делами и акциями поддержки показывая свою сопричастность и единение.

«Сегодня представители многих народов и разных религий участвуют в спецоперации. Наши люди действуют на основе общих ценностей, общих представлений о добре и зле, о справедливости и гуманизме», — считает Александр Рудаков.

По его словам, это воспринимается как исторически значимое большое дело, имеющее духовное измерение, оставляющее свой отпечаток в вечности.

«Борьба с темными идолами»

Крещение Руси — последовательный процесс обращения язычников в православную веру. Многие из язычников были настоящими безбожниками, которые ни во что не верили, считая, что это освобождает их от каких-либо моральных обязательств перед другими людьми. Поэтому убивали, разбойничали и насиловали. Христианские проповедники вели против них особую борьбу, отмечают собеседники «Газета.Ru».

Киевский неонацистский режим восемь лет бомбил мирных жителей Донбасса. Они убили более 14 тысяч человек, в том числе несколько сотен ни в чем неповинных детей. При отступлении боевики ВСУ используют тактику террористов — берут мирных жителей в заложники и отступают, прикрываясь «живым щитом» из женщин и детей. Попавшие в украинский плен российские военнослужащие подвергаются нечеловеческим пыткам и истязаниям.

Для укронацистов не существуют морали, они не рассуждают такими категориями и не боятся за свои злодеяния кары божьей. Многие из укронацистов — открытые сатанисты и последователи человеконенавистнических культов, которые приносят жертвы и совершают ритуальные убийства, заключают эксперты.

По мнению политолога Александра Рудакова, с одной стороны, мы видим, что именно современная Россия на ценностном уровне является подлинной наследницей идеалов святого Владимира и принявшей крещение Древней Руси. А с другой — процессы, которые происходили все последние десятилетия на Украине, привели к торжеству духа вражды, ненависти и насилия, то есть всего того, с чем решительно покончил князь Владимир.

«В системе духовных координат нашей цивилизации СВО — это борьба с агрессивным и жестоким мировоззрением тех, кто отверг христианские идеалы. Это борьба с теми темными идолами, которые были низвергнуты Владимиром в дни Крещения Руси», — считает Рудаков.

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов подчеркивает особенную важность этой даты Крещения Руси сейчас, в условиях специальной военной операции на Украине и той гибридной войны, которую Запад ведет против России.

«Россия в конфликте с Западом отстаивает нашу культурно-цивилизационную идентичность, наши традиционные ценности, которые находятся под угрозой, имеющей фундаментальный мировоззренческий характер», — считает он.

Запад, по его мнению, хочет не просто захватить эти территории, уничтожить Россию, расчленить ее, но и стремится к отмене русской культуры, уничтожению российской цивилизации. Поэтому, по его словам, «защищая нашу Землю, защищая народ Донбасса, освобождая народ Украины от нацизма, мы сохраняем наши традиционные ценности».

Дорога к новой вере

ЕСТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК КНЯЗЯУ ВЛАДИМИРУ, ТРАДИЦИОННО СЧИТАЕМОМУ КРЕСТИТЕЛЮ КИЕВСКОЙ РУСЬ. НО БЫЛ ЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВЫМ? / Фото Руслана КАНЮКИ, «День

»
С момента провозглашения независимости украинские политики и СМИ безоговорочно восприняли легенду о посещении святым Андреем киевских холмов в I веке н. -13 вв. С другой стороны, отечественные и зарубежные исторические находки свидетельствуют о том, что холодная скифская земля была согрета огнем христианской веры задолго до крещения Владимира.

Согласно византийским источникам, рано утром 18 июня 860 года русский флот из 360 ладий (лодок) под командованием Аскольда вошел в Золотой Рог в Константинополе. Атака застала греков врасплох, и они не успели растянуть гигантскую цепь, чтобы перекрыть доступ к гавани. Иоанн Диакон писал в своей древнейшей венецианской хронике, известной как «Хроника Сагомини», что русские истребили столько предместий и столько жителей, сколько могли, поэтому был поспешно собран и уплачен большой выкуп. В биографии византийского императора Михаила III кратко говорится, что он установил дружбу и согласие с Русью и убедил ее правителя принять христианство. По словам Михаила Браичевского, крещение Аскольда и его войска произошло сразу после достижения соглашения. Весьма вероятно, что обряд происходил в соборе Святой Софии в конце июня или начале июля 860 г. н.э. Аскольд получил христианское имя Николай и в итоге был канонизирован. Таким образом, его имя фигурирует во всех церковных календарях как Святитель Николай.

Вскоре патриарх Фотий отправил в Киев митрополита Михаила и шестерых епископов. В «Первой летописи» говорится, что первые три года они занимались строительством храмов (в основном в имениях богатых людей) и обучением пресвитеров. Только тогда приступали к крещению [Киевской] Руси. Сейчас трудно сказать, сколько людей было крещено до убийства Аскольда в 882 году, устроенного вероломным варяжским князем Олегом, правившим Ладожской землей. Абу’л Касим Убайд’Аллах ибн Хордадбех, автор самой ранней из сохранившихся арабских книг по административной географии, написал в конце 9 в.века, что купцы из [Киевской] Руси настаивали на том, что они христиане. Есть еще одно доказательство популярности христианской веры. Незадолго до смерти Аскольд вызвал в Киев бригаду византийских архитекторов для проектирования каменного собора. Более того, фактом остается то, что большинство европейских стран, граничащих с Киевской Русью, считали ее христианской страной (как и Ватикан). Густынская летопись гласит: «Славяне [Киевской Руси] крестились третьими [после болгарских и моравских славян]; это была наша Русь, и патриарх Фотий [Фотий I] вступил во владение после кончины патриарха Игнатия при Василии [I] Македонянине». В своем Послании № 35 Фотий был гораздо красноречивее. Он писал: «Не только этот народ [т. обсуждалось; народ, который превосходит других своей крайней жестокостью и осмелился посягнуть на Римскую империю».

Новая христианская вера была принята на подлинно добровольных началах, иначе толпа, разъяренная убийством Аскольда, зарезала бы митрополита, епископов и пресвитеров. Как бы то ни было, епархия была переведена из Киева в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий). Так христианство, завоевав Киев, пускало глубокие корни и в другие городские местности Руси. Так и должно было быть, учитывая, что свет Его Милости согревал сердца наших предков. Отметим, что это произошло задолго до крещения Аскольда. Общеизвестно, что в первые столетия после рождения Иисуса Христа христианские общины существовали во всех городах Крымского полуострова. Имеются источники о том, что четвертый Папа Климент I (возглавлял Церковь в 89 г.-97 г. н.э.), закончил свою жизнь в каменоломне в окрестностях Херсонеса. В 988 году князь Владимир Великий привез его голову вместе с телом своей ученицы Фивы в специальном ларце из Херсонеса в Киев. С тех пор в Украине появились топонимы Климентово, Климентовичи, Климентьевка, Климовка, Климаны, Клименки, а фамилия Клименко стала популярной.

Поэтому при князе Аскольде [Киевская] Русь давно созрела для массового обращения в новую [христианскую] веру. Именно поэтому древнейшие русские летописи придерживаются нового календаря, известного как Русская эпоха, от 860 года, когда Аскольд крестил Русь. В то время обращение к Иисусу Христу рассматривалось как приобщение к благодати, начало новой, настоящей жизни. Видный русский историк Василий Татищев видел некоторые из этих летописей и описал их в своих произведениях. Все они упоминали Аскольдово (первое) и Владимировское (второе) крещение Руси. Спустя почти 300 лет выводы Татищева были полностью подтверждены академиком Борисом Рыбаковым в «Летописи и былинах Древней Руси» (Москва, 1963). Естественно, эта публикация не прибавила ему друзей среди партийных функционеров и многочисленных коллег, построивших свою карьеру на традиционной [советской] трактовке истории, и поэтому на закате жизни академик с мировым именем не спешил затрагивать предмет. Излишне говорить, что «Повесть временных лет» (часто переводимая на английский язык как «Повесть временных лет») содержит подробное описание крещения Аскольда [Киевской Руси]. Тем не менее, есть все основания предполагать, что около 1118 г. он был «переписан», опустив все разделы, касающиеся этого события. Пятьдесят лет назад Борис Рыбаков с грустью отмечал: «Самые важные вопросы, которые задавал себе каждый историк, — где и как образовалось то или иное государство, когда и как оно приняло христианскую веру, — остались без ответа… Кто-то вычеркнул эти интереснейшие страницы из Первичная хроника». На самом деле Рыбаков идентифицирует это лицо: Мстислав I Киевский (Мстислав I Владимирович Великий). Таким образом, унижая свой народ, этот князь пытался прославить варяжскую династию Рюриковичей вообще и своего отца Владимира Мономаха (Владимира I Всеволодовича) и деда Владимира Великого в частности. Этот миф активно поддерживала династия Романовых.

На самом деле князь Олег [Новгородский], правитель Ладоги и германский царь рюриков, начал в Киеве неверный путь. Он устроил государственный переворот и убил законного правителя, потомка Кия Аскольда, изолировав Киев от остального христианского мира, на столетие сдерживая цивилизационный прогресс Руси. Не случайно его имя никогда не упоминается в византийских и европейских источниках — и это при том, что имя его предшественника, Аскольда, встречается во многих европейских источниках. Есть только один византийский источник под названием «Житие святого Стефана Сугдийского», в котором рассказывается о новгородском князе Бравлине, ограбившем храм в Сугде (Сурож, ныне Судак в Крыму) где-то в 9 в.00. После этого он тяжело заболел. Князь Бравлин выздоровел, как только вернул награбленное, и тогда же крестился. Этот князь не упоминается ни в одной из русских летописей. Арабский географ Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди (известный также как Аль-Масуди) писал, что в 912 году русы на борту 500 ладий напали на персидское побережье Азовского моря. Ряд историков считают, что Олег погиб во время того похода. Иными словами, есть все основания ставить под сомнение все те «великие дела» самозваного князя Олега, воспетые в «Повести временных лет». В первую очередь это относится к его [российско-советской] школьной кампании против Константинополя в 9 г.07. Ни в каких византийских источниках об этом ни слова. Первый сомнительный аспект — количество ладийских лодок: две тысячи! Известно, что Аскольд выставил в походе 860 г. 360 ладий, а в 912 г. — 500 таких лодок на Каспийском море.

Еще менее правдоподобной является история о том, как русские воины поставили эти лодки на колеса/ролики и мчались под развевающимися парусами к Константинополю. Те, кто знаком с фотографиями местности того периода, знают, что это была полупустыня, где трудно было найти горсть хвороста, поэтому древесину и дрова приходилось подвозить за десятки и сотни верст. Это было удобно с военной точки зрения, потому что противник не мог скрытно добраться до стен города среди бела дня. Впрочем, остается только гадать, как там мог вырасти целый лес, из которого якобы агрессор сделал эти колеса/катки. Другая маловероятная возможность состоит в том, что князь Олег и его войска взяли их с собой на всякий случай. Похоже, монах, написавший этот рассказ, видел мысленно густой лес вокруг Киева и никогда не ездил южнее Василькова. То же относится и к рассказу об огромной контрибуции и особых преимуществах, предоставленных русским купцам и посланникам. Фактически договор, заключенный князем Игорем с византийским императором в 9 г.44 таких пунктов нет. Самое удивительное, однако, что эти вздорные истории присутствуют в нынешних школьных учебниках, используются для привития патриотического духа подрастающему поколению именно так, как это делалось триста лет назад. Фактический результат, конечно, прямо противоположный. Кому интересно узнать, что предки его были ни на что не годны и со слезами на глазах умоляли варяга Рюрика, совершенно чужого, прийти и править ими? Борис Рыбаков лаконично характеризует Олега как воеводу и правую руку Рюрика: «…безвестный германский дворянин, захвативший Киев, как обычный разбойник, и встретивший свой конец Бог знает где». Также установлен факт, что он незаконно узурпировал политическую власть в течение тридцати лет. И так

Сын Рюрика Игорь, объявленный киевским князем в 19 лет, фактически мог начать управлять своим государством в 39 лет. Олег также нашел Ольгу себе в жены. Логично предположить, что князь Олег якобы погиб из-за своего коня. Народная легенда гласит, что лошадь, амулет в виде лошадиной головы или череп лошади всегда защищают хороших людей от злых и наказывают плохих. По-видимому, за время его долгого и грубого правления все подданные Олега-Вещего — в первую очередь простой народ — устали от него. Вот почему волхвы пророчили ему мифическую смерть из-за его коня, а церковные летописцы зафиксировали это на бумаге.

Смерть окаянного опекуна [Олега-Вещего] отнюдь не была концом проблем, выпавших на долю князя Игоря как законного правителя [Киевской Руси]. После убийства Аскольда древляне отказались признать Олега и перестали платить дань Киеву. Самозваный князь так и не смог решить эту проблему. Игорю пришлось исправлять ошибки, возникшие в результате бездействия Олега, и поплатиться за них своей жизнью (945 г. н.э.). Михаил Браичевский полагает, что некоторые из языческих варягов в его отряде вполне могли быть замешаны, и по вполне ощутимым причинам. Люди Игоря должны были узнать, что крещение князя было главным пунктом 9-го44 джентльменское соглашение с Константинополем. В ходе своего первого неудачного похода на Византийскую империю в 941 году греки использовали порох для уничтожения русской флотилии. В 944 году до военных действий дело так и не дошло. Как бы то ни было, князь Игорь не мог ожидать каких-либо весомых уступок от византийского императора Романа I Лакапина, а договор был выгоден для [Киевской] Руси тем, что был практически точной копией того, что был заключен Аскольдом еще в 874 г. Единственным отличием было то, что договор Аскольда показывал Русь как прочное христианское государство, а договор Игоря 944 — как единое целое со многими религиями. Плата за заключение этого взаимовыгодного договора была только одна: обещание [Князя Игоря] обратить [Киевскую] Русь в христианство и собственное крещение. Ему оставалось сделать всего один шаг. При папе Льве VI (886-918) Киевская епархия была 6-й по количеству приверженцев за пределами Византийской империи. В «Первой летописи» содержится текст русско-византийского договора 944 года: «Будучи христианами, настоящим клянемся Церковью Святого Ильи и Святого Креста… [что] никогда не будем действовать вопреки интересам нашей страны… это применимо как христианам, так и нехристианам…» Браичевский полагает, что князь Игорь, вернувшись домой с женой Ольгой, совершил чин крещения тайно, в Киеве, где-то в сентябре-октябре 944. Он умер в следующем году. Тем временем в Константинополе власть переходила из рук в руки, а Романа I Лакапина сослали в монастырь и обвинили в предательстве национальных интересов, в частности, в подписании договора с [Киевской] Русью. Чтобы подтвердить этот договор, княгиня Ольга немедленно отплыла в Константинополь в 946 году. Новый византийский император Константин VII (исторически известный как Багрянородный) не торопился приветствовать ее, и Ольга занялась посещением местных храмов, в сопровождении своего личного пресвитера. Ее деятельность не осталась незамеченной и, наконец, она достигла своей цели. Со временем возникнет красивая легенда, воспевающая русскую царевну с мужским характером, крещенную византийским императором. [Русская] Православная Церковь также превозносит ее и числит в своих святых.

К большому огорчению Ольги, копией Олега оказался ее сын Святослав. Летописцы Киевской Руси того времени всячески прославляли его многочисленные разбойничьи походы и набеги, порицая его за пренебрежение княжеским долгом защиты Руси — и Киева, матери всех русских городов, — от кочевников.

Сегодня российские и украинские историки обвиняют Святослава в опрометчивом разгроме Хазарского каганата в 965 году н.э., который к тому времени заметно пришел в упадок и не представлял военной угрозы для [Киевской] Руси. Эта мощная ханская инфраструктура могла обеспечить безопасный доступ русских купцов к Поволжью, Северному Кавказу, Персии и Средней Азии. Прочный союз между этими сильнейшими государствами Европы мог бы обеспечить стабильность на всем протяжении от Урала до Карпат. Если бы это было так, то Золотая Орда не смогла бы перейти Волгу. Большую часть ордынского войска составляли кочевники из Поволжья, Северного Кавказа и приазовских земель. Именно поэтому штаб Золотой Орды находился в Сарае (известном историкам также как Сарай-Бату, один из крупнейших городов средневекового мира, расположенный в низовьях Волги, с населением 500 000 человек, согласно Британской энциклопедии). Это непрошенное истребление хазар открыло путь печенегам к захвату земель на юге Руси. Археологи указывают на массовое разорение помещичьего имущества в этом регионе [в то время]. В европейских источниках говорится, что земли в верховьях Днестра (Верхнее Поднестровье) тогда превращались в Сильва Печингарум, Печенежскую пущу. Неудачные походы Святослава против булгар превратили Византийскую империю из формального союзника в заклятого врага [Киевской] Руси.

После того, как князь был убит в стычке с печенегами, где-то в 972 г., вниз по порогам Днепра власть принял его старший сын Ярополк. Он представлял новое поколение, учитывая, что его [восточная] православная мать (дочь венгерского короля) и бабушка Ольга приложили все усилия, чтобы воспитать мальчика в истинно христианском духе. Князю Ярополку за восемь лет правления не удалось отразить ни одного набега печенегов — орды печенегов стояли лагерем у Стуги, в 30 километрах от Киева. С этой точки зрения его убийство по приказу Владимира/Владимира, его сводного брата и правителя Новгорода, было шагом, который просто необходимо было предпринять. Новый князь пошел по стопам Олега, нанял варяжских наемников и захватил Киев. Тем не менее Владимиру удалось сделать то, чего не делал ни один из Рюриков.

Языческий путь Владимира к Иисусу Христу был драматично извилистым и тернистым. Наши хроники гласят, что он в первые годы своего царствования приказал преследовать христианских приверженцев и духовенство. Киевский митрополит вполне мог обрушиться на князя Владимира в одной из проповедей в Ильинской церкви, осудив его за убийство Ярополка. Это вполне могло стать причиной того, что Владимир сорвался с катушек, учитывая, что митрополиту пришлось бежать, спасая свою жизнь, от Киева до Переяслава. Князь Владимир, однако, не удовлетворился, повелев восстановить на Старокиевской горе языческую скинию с языческим божеством Перуном во главе (она была разрушена по приказу Аскольда). В первые годы своего правления Владимир удивил своих подхалимов, приняв ислам, который передали посланники хорезмийской династии.

Ахмад ибн Абдаллах Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази, известный персидский астроном, географ и математик, писал: «Именно так они воспитывались и получали образование, пока не стали христианами в том месяце трехсотого года. После того, как они приняли христианскую веру, их новая религия притупила острие их мечей, лишила их привычных повседневных занятий и заставила вернуться к суровым реалиям жизни, сводившимся к нищете… Потом они сказали, что хотят принять ислам, чтобы они могли совершать набеги, вести джихад и возвращаться к старым обычаям».

Интересна эта цитата тем, что она подтверждает факт крещения [Киевской] Руси при Аскольде. В таких условиях у ислама не было шансов стать господствующей религией в Приднепровье, землях, прилегающих к Днепру.

О противостоянии князя и киевского митрополита знали все в коридорах власти, в том числе сыновья и внуки Владимира. Последний вполне мог вычеркнуть имя несогласного митрополита из всех русских летописей XI века. Браичевский изучил Historia Ecclesiastica Никифора Каллистоса Ксантопулоса и определил диссентера: митрополита Феофилакта.

Тем временем восставшие булгары в 986 году разгромили войска Василия II, и император выжил по чистой случайности. Северо-восточные провинции Булгара стремились к протекторату киевского князя, чтобы избежать братоубийственной кровавой бойни. Василий II не возражал по причинам, хорошо известным ему самому. Он слишком хорошо знал, что военная поддержка [Киевской] Руси была единственным способом предотвратить его [иначе] неизбежное фиаско. Владимир знал это, поэтому согласился оказать необходимую военную помощь в обмен на женитьбу на греческой принцессе. Этот брак был единственным способом, которым Владимир мог положить конец изоляции Руси от международного сообщества, а также нарастающим слухам о его сомнительном отцовстве. Василий II, конечно, не торопился с окончательным решением. Тем временем его главнокомандующий Вардас Фокас провозгласил себя императором и захватил Хрисополис (в настоящее время Ускюдар, большой и густонаселенный муниципалитет Стамбула, Турция, на анатолийском берегу Босфора). «Опустошительные мятежи, акты агрессии, совершаемые целыми народами, вражда, переселение городов и стран, голод, чума, ужасные землетрясения и почти полное крушение Византийской империи…» — так видел известный византийский историк Лев Диакон. ситуация.

Узнав о восстании Варды Фоки, князь Владимир повел свои войска в Крым и осенью 987 г. достиг Херсонеса. Осада длилась шесть месяцев, и в марте 988 г. город был взят. Затем Владимир поставил перед Василием II ультиматум: княгиня как его жена или осада Константинополя. У византийского императора не было другого выбора, и он подчинился при условии, что Владимир примет христианскую веру через крещение. [Князь Владимир согласился.] В большинстве исторических источников указано, что оба события произошли 9 апреля.88, в храме во имя преподобного Иакова в Херсонесе. Только тогда Владимир отправил в Константинополь шеститысячный отряд русских воинов. Войска самозванца Варды Фоки вскоре потерпели поражение, и Византия быстро оправилась от шокирующего опыта. Этот факт подтверждается несколькими византийскими источниками, в том числе Иоанном Скилицем (также известным как Иоанн Скилиц), который отмечал, что у Василия II еще до битвы между людьми [Киевской] Руси и повстанцами при Херсонесе была сестра Анна выходит замуж за князя Владимира. Поэтому общеизвестный рассказ об обмане Владимира греками был выдуман переписчиками, которые впоследствии переписали [Повесть].

Кто же тогда на самом деле крестил киевлян после возвращения Владимира? В «Первой летописи» говорится: «После этого Владимир взял княгиню и Анастасия и херсонских священников [то есть херсонесских] вместе с мощами святого Климента и Феба…» и возвратился в Киев. Браичевский полагает, что Анастасий был тем херсонесским священником, который отправил Владимиру послание, прикрепленное к стреле, выпущенной из лука, с указанием киевскому князю перекрыть подачу воды в осажденный город. Неудивительно, что Анастасий стал личным духовным наставником князя Владимира. Также велика вероятность того, что этот священник возглавит крестильную кампанию в Киеве. Дело в том, что Первичная летопись не упоминает митрополита Киевского и/или его Новгородскую, Ростовскую, Белгородскую, Черниговскую и Владимиро-Волынскую епархии как участников этого знаменательного события. Не следует также игнорировать энтузиазм киевлян, поскольку летопись гласит, что они были счастливы, их радость достигала небес. Ну и должны, учитывая, что впервые за сто лет бездарного правления Рюриковичей у народа Киевской Руси появился реальный шанс стать гражданами мощного цивилизованного государства во главе с способным государственным деятелем, великим политическим деятелем. который защищал их от печенегов и с которым Василий II обручил свою сестру. Теперь христианам не нужно было скрывать свою религиозную принадлежность. Благодаря крещению князя Киевской Руси они вскоре вознесут молитвы Иисусу Христу в величественном каменном храме. А так Владимир быстро построил Десятинную церковь (9 г.96), где Анастасий совершал богослужения. Конфликт между князем Владимиром и митрополитом Феофилактом закончился только с кончиной последнего в 990 году, когда власть принял митрополит Иоанн [Иоанн] I.

Ко всеобщему удивлению князь Владимир умер 28 июля 1015 года. В то время в Киеве было около 400 [восточно-православных] храмов, несколько католических и ирландская церковь. Это доказательство того, что Киевская Русь при князе Владимире держала двери открытыми для всей Европы. После его кончины священники всех христианских конфессий Киева вознесли молитвы за его душу. За 27 лет своего правления, будучи христианином, князь Владимир совершил чудо, превратив Киев из языческого города разбойников в христианскую столицу Восточной Европы. Это, вероятно, беспокоило Константинополь: они хорошо помнили гонения на Феофилакта и необоснованное превознесение раскольнического священника Анастасия. Последний бежит из Киева, осажденного войсками под командованием Болеслава I Храброго, первого короля Польши, в 1018 г., встает на его сторону и кончает жизнь где-то в Польше. Ярослав Мудрый и его сыновья неоднократно посылали послания в Константинополь с просьбой к Патриарху канонизировать Владимира, но безрезультатно. Окончательно он был канонизирован Московской епархией. В русских народных балладах и легендах он упоминается как Красно Солнышко, Красное Солнышко.

Какие выводы следует сделать из всего вышеизложенного? Сердце наших предков согревало пламя христианской веры, и что они не были последними, кто принял эту религию (как гордо утверждают наши школьные учебники), а принял новую религию одновременно с большинством европейских народов. Это то, что восточно-православные иерархи слишком хорошо знали, включая имена всех тех, кто крестил Киевскую Русь: князя Аскольда, княгини Ольги, князя Владимира Великого. Также, по-видимому, Киевская Русь могла стать христианской только при своих князьях Аскольде и Владимире, а не при чужих, вроде династии Рюриковичей, и на равных влиться в европейское сообщество народов.

Уже в сотый раз Украина стоит перед выбором: остаться в захолустье или стать полноправным членом единой Европы. Большинство украинцев предпочитают второй вариант, поэтому нам нужен лидер, способный воплотить эту давнюю мечту в реальность.

Валентин Моисеенко, историк и журналист

Валентин МОСЕЙЕНКО

Бесконечная конкуренция: Православные торжества в Украине

Несколько жарких июльских дней 2008 года Украина находилась в центре внимания православного мира. Церковные и государственные деятели отправились в Киев на празднование 1020-летия христианизации Киевской Руси. Несколько необычный юбилей должен был показать, как изменилась религиозная жизнь после падения коммунизма. Президент Украины и многие церковные деятели надеялись, что торжества помогут соперничающим православным общинам страны объединиться в украинскую национальную церковь. Но этого не произошло. И с тех пор ежегодно 27–28 июля отмечают празднование Крещения Руси, ознаменовавшее приход христианства в 9 г. 88, высветили раскол в религиозном ландшафте страны.

Сегодня в Украине бок о бок действуют два больших православных храма. У них одна и та же теология, но они апеллируют к разным национальным и культурным чувствам. Крупнейшая по приходам Украинская православная церковь (УПЦ) остается в ведении Московского патриархата. Многие находят это тревожным во время конфликта с Россией и обвиняют эту церковь в пророссийской пропаганде. Православная церковь Украины (ПЦУ) с меньшим количеством приходов, но большим числом последователей, была основана почти два года назад и до сих пор признана немногими другими церквями мира.

Единство и предполагаемые гонения

Представители УПЦ называют Крещение Руси одним из любимых праздников своих прихожан. В 2008 году именно УПЦ выступила за широкомасштабное празднование 1020-летия события. Для тогдашнего лидера церкви митрополита Владимира это был первый шаг к независимости от Москвы. Но он умер в 2014 году, а его преемник Онуфрий никогда не проявлял интереса к этой затее.

При Онуфрии церковь стала гораздо более пророссийской и, как следствие, более маргинальной. Во время конфликта Украины с Россией его церковь поддерживали только пророссийские политики и СМИ. Вскоре Онуфрий и его подчиненные воспользовались Крещением Руси, чтобы говорить о братоубийстве на истерзанной войной восточной Украине, повторяя заявления российских официальных лиц.

Но настоящая тема, которую УПЦ продвигает последние пару лет, это так называемые гонения. В 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко начал кампанию за Томос , указ о предоставлении независимости от Русской православной церкви в Москве. В рамках этого украинский парламент принял два закона: один требовал от УПЦ добавить слово «Россия» к своему официальному названию, а другой регулировал процесс смены юрисдикции приходов, что позволило более 500 приходам выйти из состава УПЦ. Онуфрий назвал эти шаги гонениями.

В ответ УПЦ использовала Крещение Руси, чтобы продемонстрировать свою силу, выведя на улицы тысячи людей. Церковь также стремится представить верующим образцы сопротивления, создавая новых святых, особенно тех, кто был казнен государственными властями. «Мы — церковь мучеников», — неоднократно повторяет Онуфрий. «Почитание этих святых побудит наших верующих быть такими же твердыми в своем православии, как и в предыдущие годы», — добавил представитель церкви.

ПЦУ как открытая церковь

Праздники ПЦУ, тем временем, обычно освещаются в украинских СМИ. В отличие от УПЦ, на этих торжествах гуляки размахивают украинскими флагами и выкрикивают «Слава Украине». Присоединиться к крестному ходу выходят видные общественные деятели и многие проевропейские политики.

Но из-за пандемии Covid-19 ПЦУ провела всего одно очное богослужение в 2019 году, которое состоялось на фоне огромного кризиса, который переживала новая церковь. Порошенко, активный сторонник ПЦУ, проиграл в 2019 годувыборы президента религиозно индифферентному Владимиру Зеленскому. Бывшие приходы УПЦ перестали переходить в ПЦУ — и как будто этого мало, один из отцов-основателей церкви, патриарх Филарет, обвинил ПЦУ и Порошенко в заговоре против него. Не говоря уже об ущербе, нанесенном Порошенко использованием имени церкви в своей политической кампании.

Поэтому глава ПЦУ митрополит Епифаний увидел в Крещении Руси шанс продемонстрировать, что его церковь может быть объединяющим национальным институтом, открытым для всех, хранителем украинских национальных традиций. Он продвигал идею православного единства вокруг «Святого Престола Киева» и призывал всех «знать наше прошлое», чтобы строить будущее.

Соревнование без конца

С 2008 года Крещение Руси представляет собой соревнование — между различными взглядами на историю и между двумя церквями в плане того, сколько участников каждая может привести на свои торжества. Празднества 2018 и 2019 годов были типичными для этого нескончаемого противостояния, когда соперничающие СМИ и политики усиливали взаимные обвинения в национализме или отсутствии патриотизма. На мгновение в 2020 году казалось, что соревнование окончено: церкви отменили свои шествия и перешли в онлайн, чтобы молиться против эпидемии Covid-19. пандемия. В этом году ПЦУ также решила не проводить крестный ход и призвала верующих праздновать в своих приходах.

Но потом УПЦ выступила с заявлением, что организует традиционные торжества в Киеве. Несмотря на смену президента и парламента в 2019 году и новую политику в отношении религии, УПЦ по-прежнему мобилизует своих последователей вокруг нарратива о гонениях. Церковь отказывается признать переход 500 приходов в ПЦУ, ссылаясь на то, что они были «захвачены» «рейдерами», и требует отмены закона, позволяющего приходам менять юрисдикцию. УПЦ подает иски и организует молитвенные собрания перед парламентом и офисом президента. Крещение Руси было бы прекрасным поводом для церкви еще раз продемонстрировать свою силу и оказать давление на власть.

В 2008 году лидеры УПЦ предложили вступить в диалог с двумя другими Украинскими православными церквями, которые впоследствии объединились в Православную церковь Украины. Тринадцать лет спустя, на фоне войны на востоке Украины и признания православным миром новой украинской церкви, кажется, никто не готов к диалогу.