Крещение киевской руси в каком году было: Крещение Руси и Единое древнерусское государство. История России

Крещение Руси как бесконечный юбилей

На Украине началась подготовка к торжествам по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси. В конце недели президент Виктор Янукович проводит совещание с членами Организационного комитета по подготовке празднования. Торжества пройдут в Киеве в конце июля на высшем уровне с участием глав церквей других государств.

Украина, Россия и Белоруссия планируют совместно отметить 1025-летие крещения Киевской Руси. Как заявил глава Администрации украинского президента Сергей Левочкин, широкое празднование этой выдающейся даты усилит гуманитарные и межчеловеческие связи Украины с соседними государствами. Среди основных мероприятий, которые поручено организовать украинскому правительству, – выпуск юбилейных монет и многотомной «Украинской православной энциклопедии», а также создание художественных и документальных фильмов об историческом пути христианства на Украине, проведение фестиваля духовной христианской музыки. Кроме того, уже объявлено, что на берегу Днепра, в районе памятника основателям Киева, летом приступят к строительству крупного православного комплекса в честь князя Владимира. Предполагается, что вблизи храма будут устроены купели, подобные тем, которые существуют на реке Иордан.

Готовиться к юбилейной дате на Украине начали еще при прежнем президенте страны Викторе Ющенко, после того как в 2008-м с размахом отметили 1020-летие крещения Киевской Руси. Тогда основное внимание власти уделили визиту на Украину Патриарха Константинопольского Варфоломея. Ющенко надеялся, что Вселенский патриарх поспособствует предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. Ключевой фигурой ожидаемого в июле празднования станет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. День Крещения Руси, ежегодно отмечаемый 28 июля, глава РПЦ традиционно проводит в Киеве. Его частые визиты на Украину связывают с продвижением концепции «Русского мира». Как заявляют в непризнанной УПЦ Киевского патриархата, перед Русской православной церковью в Кремле поставили задачу: через духовно-религиозную экспансию миллионов верующих республик бывшего Советского Союза вернуть эти народы под имперское влияние России.

О событиях 988 года РС рассказывает доктор исторических наук Андрей Зубов.

– Насколько хорошо документирован период развития Восточной Европы, связанный с крещением славян?

– Источников очень много. Конечно, что касается непосредственно славянских источников, то они более поздние. В конце X века в Киевской Руси не было ни своих хронистов, ни своей письменности. По мнению большинства историков, первый большой славянский исторический памятник – это «Повесть временных лет», но ее эпизоды, связанные с крещением Руси, переписывались. Это произошло при князе Ярославе, когда в 1037 году Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинополя (до этого она была под юрисдикцией Болгарской автокефальной церкви). Есть источники сирийские, антиохийские, на арабском языке. Есть источники латинские, греческие. При этом важно подчеркнуть: 988 год – наименее вероятная из всех возможных дат. По всей видимости, крещение произошло на год или на два позже, а крещение самого князя Владимира – на год раньше, и не в Херсонесе, как предполагают у нас, а где-то в Киеве или в загородной резиденции князя. Но это, в сущности, не так важно для юбилея.

– А что самое важное для юбилея, как вы думаете?

– То, что дата, 1025 лет, – это никакой не юбилей. Даже если мы примем условную дату – 988 год, то одно дело – праздновать тысячу лет, а другое дело – праздновать 1025. Этим занимаются те, кого на церковном языке называют празднолюбцами, – те, кто любят праздники ради самих праздников. Но есть ведь другая дата, намного более важная, которая тоже падает на этот же год и которая намного ближе к нам. В том же 1988 году произошло действительно важное событие в истории Русской церкви – ее освобождение от большевистского, тоталитарного гнета. 29 апреля 1988 года тогдашний патриарх Пимен и митрополит Филарет, ныне белорусский экзарх (а тогда он возглавлял отдел внешних церковных сношений), были приняты Горбачевым. В этот день Горбачев даровал свободу Русской церкви. И вот эту дату как раз хорошо бы отпраздновать. Потому что 25 лет – это круглая дата, и она имеет отношение и к Украине, и к Белоруссии, и к России.

– Празднолюбцы, может быть, будут отмечать обе эти даты, но мне кажется, что значительно большей помпой будут обставлены летние торжества, связанные с крещением Руси в Киеве, и там будут принимать участие и религиозные, и политические руководители трех соседних государств. Насколько корректно с исторической точки зрения делать из этого события праздник восточнославянского единства?

– В какой-то степени корректно. Части территорий и Украины, и Белоруссии, и России входили в состав древнерусского государства, которое складывалось в те времена и которое было крещено Владимиром – не важно, в каком точно году. Это наш общий праздник. Мне кажется, что если уж так хотят, то пусть празднуют и 1025 лет, но видит Бог, для историка это явно надуманная, высосанная из пальца, не круглая дата, только чтобы собраться и попраздновать.

– В истории иногда многое зависит от случайностей. Не проиграй тот ли иной король какую-нибудь битву, только из-за отсутствия личных военных талантов, – и ход истории его страны мог бы повернуться совсем по-другому. С этой точки зрения крещение и восточно-христианский обряд для России, Украины и Белоруссии – это безальтернативное историческое решение, или существовали и другие?

– Разумеется, существовали. В это же время, видимо, из-за влияния друг на друга, крестился князь Владимир в Киеве и крестился его близкий родственник – конунг Олаф в Норвегии. Они постоянно обменивались визитами. Естественно, конунг принял крещение западного обряда, из рук римских епископов. Христианская церковь в ту пору еще не была разделена, но между Римом и Константинополем было изрядное соперничество. Несколько делегаций было направлено из Рима к князю Владимиру, с послами и предложением креститься у римских епископов и, соответственно, войти в состав Римского патриархата. Владимир отверг это, и вовсе не потому, что делал какой-то выбор веры. Большинство историков церкви – Голубинский, Шахматов, Карташов – называют историю о выборе веры, в общем, пошлой легендой. Это был достаточно рациональный выбор, и сделан он вовсе не потому, что было очень красиво в храме Святой Софии. Для Владимира, вероятно, крещение было актом внутреннего, личного обращения, на это есть много указаний. Но когда он думал о политическом будущем страны, то захотел связать ее с культурным центром тогдашнего христианского мира. Безусловно, в конце X века культурным центром христианского мира был не Рим, который переживал тогда глубокий упадок, а Византия, Константинополь. И близость к Константинополю очень поддерживала Владимира. Второй момент – это, конечно, брак. Братья Василий и Константин, управлявшие тогда константинопольским престолом, хотели опереться во внутриполитической борьбе на Владимира и обещали ему в жены свою сестру Анну. Для Владимира, конечно, было соблазнительно породниться с самой аристократической ветвью тогдашнего христианского мира.

– Академик Сергей Платонов любопытно пишет о том, что – если верить версии, согласно которой Владимир крестился в Пантикапее, взяв ее у византийцев, – то обращение было для него еще и актом победителя: он пришел и принял веру от побежденных, самого себя утверждая как некоторого Цезаря.

– Все верно. Но, по мнению церковных историков, в том числе Карташова, который писал после уже Платонова и пользовался очень хорошими западными межвоенными исследованиями, совершенно ясно, что Владимир пришел в Пантикапей уже будучи христианином. И именно потому, что его люто обманули братья Анны, соправители Константинополя, – они ему не дали сестру. Не потому, что такие вот гады были, а потому что все-таки сестра – это не товар. Молодая женщина, видимо, была в ужасе от перспективы переезда из культурного Константинополя в дикую, варварскую Русь, да еще к невероятному, простите, бабнику, кровавому убийце (это же все было известно) Владимиру. То, что он обратился в христианство, – неплохо, но всего за три года до этого он убил своего брата (кстати, христианина) Ярополка, отобрал у него беременную жену, греческую монахиню… Поэтому Анна и не стремилась в Киев, потому и пошел Владимир войной на Пантикапей. Он завоевал город и вернул его грекам как вено, как выкуп за принцессу. И воины, видимо, приняли обряд венчания за обряд крещения самого князя Владимира, – рассказал историк Андрей Зубов.

Будущие «торжества крещения» имеют явную политическую окраску. Говоря о них, как в Москве, так и в Киеве акцентируют внимание на необходимости сближения Украины с Россией. По словам одного из организаторов празднования, украинского академика Петра Толочко, его беспокоят заявления некоторых политиков о том, что «вхождением в Европу Украина осуществит свой цивилизационный выбор». Примечательно, что как раз к предстоящему 1025-летию крещения Киевской Руси истекут полгода, которые Москва дала Украине для ее окончательного геополитического выбора – вступать ли Киеву в Таможенный союз.

Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»

Крещение Руси: политика или вера?

Константин МАЦАН

27. 07.2012

28 июля — день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Сегодня, по прошествии тысячелетия, особенно актуально дело великого князя в вопросе духовного единства ныне разделенного Русского мира. Насколько легко далось дело Крещения Руси самому Владимиру? Попробуем разобраться.

«Крещение Руси князем Владимиром в 988 году» — классическое название главы в школьном учебнике истории. И об этом, в общем-то, знает каждый — потому что «проходил». А дальше, как и всегда в случае с великими историческими событиями, на ум приходят разрозненные эпизоды, детали, фрагменты — и складываются в большое «нечто», которое и становится для нас «Крещением Руси». И это «нечто», как правило, представляется событием больше политическим, нежели духовным.

Конечно, есть факты политического характера, которые принимаются большинством историков. Князь Владимир выбрал новую для своей страны религию, словно «по каталогу», из уже имеющихся: ислам, иудаизм и западное христианство — «не устроили». С греческим же православием сложилась особая ситуация. Византийскую империю в 80-х годах X века штормило — мятежные полководцы Варда Склира и Варда Фока уже примеряли царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий и Константин, вынуждены были просить о военной помощи своего врага — «царя русов» Владимира. Тот выставил условие: жениться на их сестре Анне — неслыханная для того времени дерзость. Но делать было нечего, императоры согласились, хотя уговорили Владимира креститься в их веру — отдавать принцессу крови за язычника было чем-то уж совсем немыслимым. В итоге князь отправил на подмогу грекам шесть тысяч варягов — те быстро навели в стране порядок, и Владимир обвенчался с Анной в Херсонесе. Теперь, когда во главе Киевской Руси стоял князь-христианин, само собой разумеющимся было крестить и всю Русь.

Что же получается — крещение Руси не было делом веры? Князь Владимир крестился сам из политических соображений? А остальные люди? Ведь едва ли те, кому просто повелели прийти к Днепру креститься, по-настоящему понимали, что и зачем с ними происходит? А в Новгороде попытки «учредить» новую веру и вовсе встретили сопротивление — там пришлось крестить «огнем и мечом». Так при чем здесь вообще милосердное христианство?

Но все это только часть правды. Ведь даже если согласиться с тем, что крещение князя Владимира было мотивировано только политически, то именно так, с точки зрения верующего человека, и могла проявиться воля Божья — чтобы благодаря борьбе «приземленных» политиков Русь стала частью единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Крещение в 988 году было массовым, но не всеобщим: в первую очередь, крестились правитель и знать. А дальше происходило по Евангелию — закваска помещается в тесто, и постепенно все тесто подходит: князья, принявшие православие, начали в каком-то смысле «соревноваться» друг с другом в строительстве храмов, в обустройстве монастырей, заботились о распространении Священного Писания, богослужебных книг. И так постепенно христианство прорастало в ткань народной жизни. Люди становились православными, но уже не по решению князя. Православным становился сам дух их жизни. Но для этого потребовалось несколько веков. И именно этот процесс — постепенный и длительный — и есть собственно Крещение Руси. А то крещение людей в Киеве и нескольких других городах, которое произошло в 988 году, — лишь старт на очень длинной дистанции. И не страшно, что этот старт был сугубо политическим, его плоды оказались духовными.

Но вот вопрос: а где заканчивается дистанция? Крещение Руси началось в 988 году — а завершилось когда? В каком-то смысле оно продолжается до сих пор, и святой равноапостольный князь Владимир сделал что-то, что касается нас вплоть до сегодняшнего дня. Но как это увидеть? Вспомните своих друзей на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Почему даже оказавшись в разных странах, мы друг для друга по-прежнему «свои»? А в том числе и потому, что у нас есть общая Киевская купель крещения. Именно в ней берет свое начало то, что историки и богословы позже назовут «Святой Русью», — единое духовное пространство России, Украины, Белоруссии и Молдавии.

Это духовное единство не отменяет государственных границ, суверенитета и независимых политических институтов. Но это единство — выше политики. И предстоятель Русской церкви — не патриарх Российской Федерации, а именно «всея Руси». В 2009 году на открытии III ассамблеи фонда «Русский мир» Святейший патриарх Кирилл сформулировал это так: «Для русского человека немыслимо противопоставлять «украинского» равноапостольного князя Владимира «русскому» преподобному Сергию Радонежскому, «русского» благоверного князя Александра Невского «белорусской» преподобной Евфросинии Полоцкой, «молдавского» преподобного Паисия Величковского «российскому» святителю Игнатию (Брянчанинову). Это выглядит просто как анекдот, как шутка. Все это святые Русской земли».

Той земли, которая ведет отсчет от 988 года.

Украина и Россия, Церковь и государство и надежда, молитва и действие

в четверг, 10 марта 2022 г., в 17:30 Дагмар Винтер
отнесен к категории просто думающих

Дагмар Винтер — епископ Хантингдонский в епархии Эли. Это отредактированная версия ее Послания Президента на Элийском епархиальном синоде 5 марта 2022 года. II.

Российское вторжение в Украину имеет религиозный аспект, который в некоторых кругах может породить старый каштан, что религия является причиной всех войн. (Джон Леннон: «Представьте себе… и никакой религии тоже».) Религия тесно связана с выражением идентичности и с тем, что мы считаем самым ценным. Учитывая человеческую природу с ее жаждой власти, устранение институциональной религии не положит конец всем войнам.

Центральный вопрос нынешней войны: являются ли церковь и народ Украины частью церкви и народа России или нет. Немного истории поможет.

Крещение Руси

В десятом веке на территории современной России, Белоруссии и Украины жил языческий славянский народ, известный как Киевская Русь. В 988 году святой Владимир, правитель Руси, принявший христианство, принял крещение и привел к крещению и остальной народ. Это событие известно как «Крещение Руси» и произошло в Киеве или недалеко от него. Это и по сей день рассматривается как переломный момент в истории России, который, по мнению некоторых, объединяет народы России, Белоруссии и Украины как правопреемников Киевской Руси и как единый православный русский народ. . Такова важность Владимира, что ему дан эпитет «Равноапостольный». (Обратите внимание на христианское имя Путина!) Кроме того, поскольку Киев был центром земель Руси, он имеет особый статус в русской самоидентификации.

В течение следующих нескольких сотен лет империи возникали и исчезали, народы перемещались, границы менялись. В шестнадцатом веке часть церкви на территории современной западной Украины вступила в общение с Римом.

Восстание Москвы и османов

Следующая важная дата — 1686 год, и есть два разных понимания и интерпретации того, что произошло. (Споры о том, что произошло в это время, легли в основу споров 2018 года о независимости Украинской Православной Церкви.)

Одна сторона дела в том, что с расширением Османской империи Вселенский Патриарх не смог приехать в Киев для хиротонии нового митрополита и попросил Московского Патриархата (Московскому Патриархату была дарована автокефалия — то есть самоуправление — в 1589 г.) сделать так, но без предположения, что церковь на Украине попадет в зависимость от Москвы. Другая сторона дела заключается в том, что по какой-то причине Вселенский Патриарх в 1689 году передал власть над Украинской Церковью Москве. Практически Киев стал церковно смотреть на Россию, и сложность сообщения с Константинополем в османские времена в какой-то мере вынудила к этому.

Современная Украина и Указ об автокефалии

В более поздней истории территория, в настоящее время покрываемая Украиной, как и большая часть Центральной и Восточной Европы, контролировалась различными державами, не в последнюю очередь Советским Союзом, при котором церковь была угнетенный. В начале 1990-х были попытки создать на Украине независимую православную церковь (Киевский патриархат), что привело к единому расколу с Москвой.

После аннексии Крыма в 2014 году президент Украины Порошенко сыграл важную роль в продвижении решительного разрыва с Москвой и создании самоуправляемой (автокефальной) Православной церкви Украины. Это произошло в 2018 году, когда Священный Синод Константинополя постановил, что Вселенский Патриарх должен даровать томос (указ) об автокефалии и возводить новый храм под руководством митрополита Киевского Епифания. Этот шаг вызвал новый раскол между Москвой и Константинополем.

Украина и Россия — Церковь и государство

Мы видим в Украине и России столкновение двух мировоззрений, в котором объединяются государственность, нация и церковь.

В российской точке зрения, выраженной (почти прямо) Президентом Путиным и Патриархом Кириллом, Россия рассматривается как включающая в себя Украину как один народ в одной церкви и, по сути, как один народ, потомков Руси, которые, естественно, смотрят на Москву для гражданского и религиозного руководства.

Украина, конечно же, видит себя суверенным государством с территорией, границами и ярко выраженной национальной идентичностью и взглядом на историю. Например, Москва даже не была основана почти через два столетия после Крещения Руси. Независимость Православной церкви Украины от Москвы является частью свидетельства этой более широкой и естественной независимости, учитывая, что большинство (если не все) суверенных наций на традиционных православных территориях имеют свои автокефальные церкви.

Тем временем Московский Патриархат нагнетает конфликт со Вселенским Патриархатом. Игнорируя правило о том, что вы не должны посягать на чужую юрисдикцию, Москва устраивается в Африке и предлагает материальные вознаграждения церквам Александрийского Патриархата (который входит в состав Константинопольского Патриархата), если они присоединятся к Москве. Это значительное наращивание и расширение российских мускулов, экклезиологическое эхо вторжения в Украину.

Русская Церковь не имеет традиции говорить правду власти. Особенно неприятным аспектом является то, что Московский Патриарх Кирилл, похоже, буквально находится на содержании у Путина. Его, Кирилла, цитируют, призывая российских солдат к бою, использовать более высокотехнологичное оборудование для защиты Отечества, в то время как он сам демонстрировал, а затем пытался скрыть ношение очень дорогих предметов роскоши.

Вот что происходит, когда церковь теряет критическое расстояние от государственности и нации и смешивает их с церковью и верой. Здесь буквально безнадежный клубок: веры и исторической этнонационалистической идентичности, богословско-экклезиологических вопросов и корыстного стремления к влиянию, земле, ресурсам и людям.

Мы должны аплодировать тем смелым православным священникам, которые выразили свой протест против войны и поддержки ее своей Церковью.

Социально-политическая миссия церкви — немецкие христиане

Исторические сравнения всегда проблематичны и обязательно будут ошибочными на каком-то уровне, тем не менее, на ум приходит пример немецких христиан, которые при Гитлере полностью поддались идее нового рассвета под немецким христианством, гнусной религиозной версией фашизма.

Были сделаны различные важные богословские заявления, в том числе знаменитая Барменская декларация 1934 года, но сегодня я хотел бы процитировать Дармштадтерское сусло, изданное в 1919 году.47 в послевоенных руинах. Несмотря на некоторые из его недостатков, я считаю, что он по-прежнему несет в себе острое послание о социальной и политической миссии церкви, не в последнюю очередь для наших дней, когда общество страдает как от политической апатии, так и от значительной поляризации.

Через Иисуса Христа нас постигает радостное освобождение, освобождение от безбожных уз мира сего, чтобы освободить нас для безвозмездного и благодарного служения его созданиям.
Не позволяйте отчаянию захлестнуть вас, ибо Христос есть Господь.
Попрощайтесь со всяким неверным равнодушием, не дайте себя соблазнить мечтами о лучшем прошлом…, но в своей свободе и в великой трезвости осознайте свою ответственность, которую все мы несем за построение лучшего государства, которое служит верховенству права, благосостоянию, миру и примирению народов.
Ищите прежде Царства Божия. 2

Наши тревоги и наше внимание в этот Великий пост

Ситуация в Украине заставляет нас чувствовать себя такими беспомощными. Что мы можем сделать?

Вокруг столько беспокойства: пандемия, изменение климата, миграция, экономика, а теперь и кошмар в Украине.

Приветствуя и высоко оценивая поток информации и работу смелых журналистов, которые сообщают нам новости, я не думаю, что нам или даже нашим детям полезно подвергать себя бесконечным мучительным картинам стены-к— покрытие стены. Это либо сделает нас менее чувствительными, либо засосет в какую-то черную ментальную дыру, либо и то, и другое. Я обеспокоен тем, что это делает с психическим здоровьем нашего сообщества, в том числе особенно детей, многие из которых уже пострадали от самоизоляции и страха перед пандемией.
Ищите прежде Царства Божьего.

Следуя постулатам христианской веры, мы придерживаемся истины крайней слабости проявления агрессии.

Я думаю, что это не отвлечение, а необходимость, чтобы мы сосредотачивались и снова сосредотачивались на учении христианской веры (Мф. достоинство, уважение, веру, надежду и любовь.

Этот Великий пост, я бы посоветовал вам, является временем, в течение которого можно открыть или заново открыть для себя, как церковь может быть школой ученичества или школой добродетели.

И этот Великий пост может бросить нам вызов, насколько серьезно мы относимся к плодам нашей веры и даже к ее достоинствам.

Хотя Украина находится довольно далеко, конфликт, несомненно, затронет нас в ближайшие несколько лет, даже если война будет локализована в текущем регионе. Мы взаимосвязаны через международные рынки товаров, от энергии до пахотных земель, и, по оценкам УВКБ ООН, беженцев может быть 4 миллиона, а может и больше. Мы не можем позволить соседям Украины взять на себя это в одиночку.

Будем ли мы делиться припасами, мириться с ограничениями и потерями, предлагать гостеприимство прямо или косвенно, будем ли мы поддерживать наших политиков в том, что мы готовы к этому — без того, чтобы бремя ложилось только на самых слабых среди нас, уже потрепанных текущий экономический кризис?

Воспитание надежды

Мы чувствуем себя бессильными, но с бессилия начинается христианская история. Помните историю о страсти, о жестоких пытках?

И поскольку у нас есть Господь, который был вовлечен в кипящий и часто жестокий конфликт между своим народом и оккупационными силами, мы знаем, что надежда — это в основном не победный марш, а маленькая, прошептанная аллилуйя. Поддерживаемые божественной любовью, которую мы встречаем во Христе, любовью, которая не колеблется. Путешествие от Великого поста до Пасхи.

Надежда означает верить вопреки доказательствам, а затем ждать и работать над тем, чтобы доказательства изменились.
Это включает в себя прислушивание к голосам надежды среди нас и их поощрение, верную преданную работу людей, происходящую в приходах и проектах, сетях и сообществах.

Когда мы молимся о том, чтобы быть щедрыми и видимыми людьми Иисуса Христа, можем ли мы молиться в этот Великий пост, чтобы научиться быть беззаботным и полным надежд присутствием в этом неспокойном мире, потому что мы знаем, что то, что нам дорого, истина, свобода, справедливость , сострадание, человеческое достоинство, уважение, вера, надежда и любовь, обладают вечным качеством, которого никогда не будет иметь такое зло, как жестокие вторжения и неизбирательные бомбардировки?

Конечно, мы должны быть в курсе того, что происходит. Но наше внимание должно быть сосредоточено на:

«Что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что приятно, что похвально, что есть добродетель и что похвально, о том помышляйте». эти вещи.» (Флп. 4:8)

Наша работа состоит в том, чтобы продвигать это во всем, что мы делаем и говорим, часто неявно, а иногда явно.

Так что мы можем сделать?

Молитесь — следите за сайтом Епархии в Европе.

Как я понимаю, самый эффективный способ на данный момент поддержать беженцев и вынужденных переселенцев из Украины — это пожертвовать деньги одному из опытных агентств по оказанию помощи.

Местные возможности для эффективной логистики достигли своего предела в сложных обстоятельствах, и прибытие большого количества нескоординированных грузовиков не так полезно, как нам может показаться.

Мы все хотим помочь лично и ощутимо, но на данный момент лучшая и наиболее эффективная помощь, которую мы можем оказать, — это пожертвование в Комитет по чрезвычайным ситуациям (обратите внимание, что именно так Красный Крест просит пожертвования) или в Объединенный Обращение о чрезвычайной ситуации Европейской епархии англиканской церкви и USPG.
Обратите внимание, что правительство Великобритании заявило, что оно будет выделять общественные пожертвования (до 20 миллионов фунтов за фунт) Комитету по чрезвычайным ситуациям.

Вы также можете поддержать Крайст-Черч-Киев через Just Giving (название Крайст-Черч-Киев). И вы можете отправлять им сообщения поддержки в социальных сетях.

Напишите своему члену парламента о гибких визах для беженцев.

Наконец, нам стоит помнить о невыразимых страданиях стольких народов, в Йемене или Судане, уйгуров в Китае, сирийцев — список, к сожалению, очень длинный.

Помолимся за себя, как и за всех тех, кто захвачен ужасным насилием и войной по всему миру:

О Боже, от Которого исходят все святые желания, все добрые советы и все праведные дела: Дай Твоему слуги того мира, который мир не может дать; чтобы оба наших сердца были настроены повиноваться Твоим заповедям, а также чтобы мы, защищенные Тобой от страха перед нашими врагами, могли проводить время в покое и тишине; благодаря заслугам Иисуса Христа, нашего Спасителя.