Содержание
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала | 1) Боярское правление. Елена Глинская. 2) Личность Ивана IV. 3) Венчание на царство. 4) Московское восстание 1547 г. 5) Избранная рада. 6) Укрепление центральной власти. 7) Военная реформа. 8) Реформы местного управления и налогообложения |
Типы уроков | Изучение нового материала |
Ресурсы уроков | Учебник, § 6. Карта. Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет) |
Основные понятия и термины | Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные. Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовые приказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство. Сословно-представительная монархия |
Основные даты | 1533-1584 гг. — правление Ивана IV. 1538 г. — смерть Елены Глинской. 1547 г. — венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве. 1549 г. — Земский собор. 1550 г. — принятие Судебника (Стоглава). 1551 г. — Церковный собор. 1556 г. — реформа местного управления (отмена кормлений) |
Персоналии | Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские. Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А. Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый |
Домашнее задание | § 6 учебника. *Мини-проект Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Рассмотрите в учебнике и найдите в Интернете иллюстративный ряд, посвящённый жизни и деятельности Ивана IV. Что вы знаете об этом русском царе? Как его прозвали в народе? Почему многие события, произошедшие во время его правления, до сих пор вызывают споры, неоднозначные оценки? | Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на дополнительные сведения. Формулировать выводы, суждения на основе дополнительных сведений, жизненного опыта | Работа с иллюстрациями. Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Покажите на карте территорию, входящую в состав России накануне вступления на престол Ивана IV. Вспомните его современников из других стран — правителей, деятелей культуры. Какие способы управления были известны в то время? Каким образом можно было изменить ситуацию в государстве, в его отдельных сферах? Что такое реформа? Приведите из всеобщей и отечественной истории примеры проводимых реформ. Каков был их результат? | Определять по карте и словесно описывать границы государства. Применять ранее полученные знания в историческом контексте | Работа с картой. Беседа |
Содержательно-операционный | Прочитайте отрывок из «Большой челобитной» И. С. Пересветова. Как характеризуется «боярское правление»? В чём автор видит главный вред подобного правления? Какие последствия оно имело? Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности? Какие черты личности Ивана IV привлекательны для вас, а какие нет? Почему? Иван IV стал первым в истории России «боговенчанным царём». Что это означает? Прочитайте п. 4 § 6. Почему именно народные восстания убедили царя в необходимости реформ? Лаборатория историка: представьте, что вы являетесь научными сотрудниками трёх лабораторий. Прочитайте документы (см. дополнительный материал), проясняя смысл незнакомых слов с помощью словарей, Интернета. Кратко перескажите их. Сделайте вывод: что хотел изменить правитель, принимая то или иное решение? Расскажите об Избранной раде. Какова была роль ближайших советников царя? Как вы оцениваете её деятельность? Опираясь на отрывок из Домостроя, определите, какой позиции придерживался автор | Находить информацию из разных исторических источников. Оценивать влияние различных факторов на становление личности и деятельность правителя, давать оценку его человеческим качествам, выявлять мотивы поступков. Определять причинно-следственные связи. Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности. Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач. Сжато представлять информацию. Высказывать собственное отношение к событиям, позиции. Оценивать мнения и позиции представителей разных групп | Работа с учебником, историческими источниками. Беседа. Рассказ |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Назовите основные направления реформ Избранной рады. Согласны ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России правительством? Все ли были согласны с проводимыми реформами? Почему прервались реформы Избранной рады? Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии? Как в записках о России итальянский иезуит, писатель и дипломат А. Поссевино описывает правление Ивана IV (см. дополнительный материал)? Какие черты этого правления выделяет иностранный автор? Почему? Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в Земских соборах, их роли в истории России. С помощью учителя обсудите основные точки зрения по этому вопросу (см. учебник и др.). Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным. Чем отличались органы сословного представительства России от западноевропейских? Выясните общее и особенное в централизации государства в России и европейских странах. Предположите, как сложилась дальнейшая судьба Избранной рады, её членов. Найдите подтверждение или опровержение своему мнению в дополнительной литературе, интернет-ресурсах | Обобщать информацию по теме урока. Оценивать мнения и позиции представителей разных социальных групп. Формулировать свою точку зрения и аргументировать её с помощью учителя. Приводить примеры для подтверждения вывода, суждения. Находить информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога. Определять информационную ценность исторического источника (под руководством учителя). Участвовать в обсуждении версий и оценок исторических процессов и явлений (под руководством учителя), аргументировать своё мнение. Сравнивать (с помощью учителя) исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков. Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме | Работа с историческим источником. Беседа. Рассказ |
Дополнительный материал
Памятка по работе с историческим источником
- Прочитайте заглавие (если оно есть).
- Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах, когда и кем он был создан? Каковы цели его создания?
- Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.
- Какую новую для вас информацию содержит документ? Кратко изложите её.
Лаборатория историка
УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ, 1556 г.
Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладали, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их, — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование: а хто землю держит, а службы с неё не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто даёт в службу люди лишние перед землёю, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская бозо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 115.
УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА
1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьёвской слободе, а головы у них учинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьей статье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской в сотниках; в четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а у ста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 114.
ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.
Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презрев страх божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша. <…>
О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком…
О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи и всякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша,- не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не платит, на тех на самех имати денги за люди… И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха…
Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М., 1999. — С. 121-122.
А. Поссевино. «Исторические сочинения о России XVI в.» (фрагмент)
Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».
Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.
Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенёс на прославление себя самого.
Он носит тиару, пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их он постоянно меняет, чтобы показать своё богатство; говорят, что они привезены из Византии). Их он или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него жезл, или посох, украшенный довольно большими алмазными зёрнами, как бы узлами. Он носит спускающуюся до пят одежду, почти такую, какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями. Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеим сторонам стоят по два человека, вроде королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны с обоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и внешних покоях сидят люди в златотканой одежде до пят (если они сами не имеют такой одежды, князь имеет обыкновение при приезде послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когда те помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании следят они за выражением лица и движениями головы князя…
Так как князь признаёт и называет себя наследником всех своих владений и того, что в них находится, земли и имущество он передаёт, кому захочет и у кого захочет, в любое время отнимает. По этой причине они не осмеливаются отойти от своей схизмы и каждый идёт на войну, не получая жалованья. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания.
Без его уведомления и разрешения не дозволяется уезжать к иноземцам. Хотя купцы других стран приплывают и приезжают в Московию, однако никто из московитов обычно не ездит в другие страны, если его не пошлют…
По-видимому, с давних пор они привыкли к такому почитанию, никогда, ни при каких обстоятельствах они не забывают о нём, платя дань почтения государю и чуть ли не посвящая ему свои души.
Какими бы влиятельными ни были какие-нибудь люди, если они окажутся замешанными в тяжком преступлении (или таком, которое кажется тяжким), по приказанию и соизволению государя они подвергаются высшей каре: по большей части их топят в воде или запарывают плетьми. Это до такой степени не считается позорным, что даже наказанные плетьми возносят хвалы государю.
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.
Петр Дейниченко — Начало правления Романовых. От Петра I до Елизаветы читать онлайн бесплатно
12 3 4 5 6 7 … 46
Петр Дейниченко
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ РОМАНОВЫХ
От Петра I до Елизаветы
Время Годунова
После смерти Ивана Грозного на престол взошел Федор Иоаннович. Богомольный, рассеянный и как будто не от мира сего, он не питал никакого интереса к государственным делам и легко поддавался чужому влиянию в вопросах, которые его лично не занимали. Правил за него назначенный Иваном Грозным регентский совет. Но рядом с Федором Иоанновичем был еще один человек — его супруга Ирина Годунова. Федор любил свою жену и всецело ей доверял. Перед родственниками Ирины открывались невиданные возможности. Этим не преминул воспользоваться старший брат царицы Борис, сделавший карьеру при опричном дворе Ивана Грозного. Борис и Ирина были обязаны положением своему дяде Дмитрию Годунову, стоявшему во главе Постельного приказа — дворцового ведомства, отвечавшего за быт и безопасность царской семьи. После того как Ирина стала супругой наследника престола, а Борис женился на дочери Малюты Скуратова, Годуновы вошли в ближайшее окружение государя.
Вскоре после смерти Ивана Грозного опекуны перессорились. Многие хотели отстранить вчерашних опричников от власти и вернуть Боярской думе былое влияние. Предчувствуя угрозу, Бельский предпринял попытку переворота. Он укрылся в Кремле, расставив на стенах стрельцов, и уговаривал царя Федора не отменять опричных порядков. Другие опекуны попытались прорваться в Кремль. Началась стрельба. На Красной площади, где собралась толпа противников опричнины, было убито несколько десятков человек. Чтобы успокоить народ, Федору Иоанновичу пришлось отправить Бельского в ссылку.
Опекуны постарались оградить Федора Иоанновича от всех возможных случайностей. Самого вероятного претендента на престол, малолетнего царевича Дмитрия, отправили вместе с матерью в Углич, который Иван Грозный выделил им в удел. Проводы были устроены «по царскому достоянию», но Мария Нагая чувствовала себя униженной — ведь ей не позволили присутствовать на коронации Федора Иоанновича.
Царь Федор Иоаннович. Портрет из «Титулярника». XVII в.
Через неделю, 31 мая 1584 года Федор Иоаннович венчался на царство. Торжественная церемония утомила его, и он, не задумываясь, отдал державу — тяжелый золотой шар — стоявшему рядом Борису Годунову. Позже современники истолковали это событие как символическое, но в тот момент Годуновы, наряду с другими боярскими партиями, еще только боролись за влияние на царя.
Борису Годунову помогла политическая изворотливость. Он сблизился с одним из опекунов, дядей царя Никитой Романовым, и быстро занял главенствующее место в правительстве Федора Иоанновича. Первым шагом новой власти стала всеобщая амнистия. На свободу вышли все, кто оказался в тюрьмах в годы опричнины. Пострадавшим вернули чины и поместья, отобрав их у новых владельцев. За взяточничество и произвол было смещено немало чиновников и судей. Разумеется, появилось много недовольных, и противники Годуновых умело этим воспользовались.
Летом 1584 года атмосфера накалилась до предела. В столице участились поджоги, по улицам ходили вооруженные патрули. В правительстве шла борьба вокруг главного финансового ведомства — Казенного приказа. Вопреки мнению многих влиятельных бояр, Борис Годунов смог настоять на ревизии государственной казны, которая обнаружила огромные хищения, и боярский суд вынужден был приговорить главного казначея (и опасного соперника Годунова) Петра Головина к смерти. (В последний момент Годунов заменил казнь ссылкой.) Вскоре после этого Годунов и Романов угрозами и уговорами заставили удалиться в монастырь еще одного своего соперника — князя Мстиславского. Но Борис Годунов прекрасно понимал, что может сохранить свое положение лишь до тех пор, покуда жив и здоров царь Федор Иоаннович. А тот, как назло, тяжело заболел уже 1585 году.
Болезнь государя едва не стоила Годунову власти, а может быть, свободы и жизни. Опасаясь за свою судьбу, он вступил в тайные переговоры с Австрией и Англией. Об этом стало известно. Выяснилось, что Борис Годунов не только готовил себе в Англии политическое убежище, но и собирался в случае смерти Федора Иоанновича выдать свою сестру, царицу Ирину, замуж за австрийского наследника престола. По Москве пустили слух, что Годунов хочет возвести на московский престол немца-католика… Бунт разразился в мае 1586 года. Восставшие москвичи ворвались в Кремль, угрожая «побить без милости всех Годуновых». Бояре не выдали Бориса и его родственников только из страха, что одних Годуновых толпе будет мало. Регент Иван Шуйский заявил, что больше «на Бориса нет гнева», и уговорил народ уйти из Кремля. Противники Годунова думали, что как с политическим деятелем с ним уже покончено.
Однако чтобы окончательно уничтожить Годуновых, нужно было развести Федора Иоанновича с Ириной. Предлог для этого нашли самый серьезный — бездетность царицы. Бояре подали Федору прошение об удалении Ирины «во иноческий чин». Его подписали Иван Шуйский, члены Боярской думы, митрополит Дионисий, епископы и городская верхушка. Они забыли, что даже Иван Грозный не смог заставить Федора расстаться с женой, — и поплатились за это. Митрополит был лишен сана и заточен в монастырь, такая же судьба постигла и других деятелей церкви. Несколько позже Шуйских обвинили в измене, подстрекательстве к мятежу и тайных связях с Речью Посполитой. В конце 1586 года в Москве и в самом деле вспыхнул бунт посадских людей. По официальной версии, «князь Ондрей Шуйский с братьею учали перед государем измену делать… и на всякое лихо умышлять с торговыми мужики…» Обвинение было очень серьезным — как раз тогда польский король Стефан Баторий готовил вторжение в Россию. «Мужики» поплатились ссылкой, шестеро купцов были казнены. Но с Шуйскими тогда поступили мягко, повелев им удалиться из Москвы.
Боевые доспехи русских воинов. XVI–VII вв.
Итак, Борис Годунов и его союзники удержали власть. Но проблемы, стоящие перед Россией, не были решены. Страна испытывала жесточайший кризис, казна была пуста, поля зарастали мелколесьем, войско сократилось более чем вдвое. Год за годом Россию терзали стихийные бедствия, разорявшие и крестьян, и служилых людей. Народ голодал и нищенствовал. Доходило до того, что служилые люди бросали разоренные поместья, шли в кабалу к боярам или питались подаянием.
Русский воин. XVII в.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …46
Проект MUSE — Иван Грозный: бесплатно вознаграждать и бесплатно наказывать Чарльза Дж. Гальперина (рецензия)
Чарльз Дж. Гальперин завершает свою новую книгу об Иване IV (р. 1530; годы правления 1533–1584), признавая, что «написать «окончательное» исследование Ивана и его царствования остается невозможным» (263), но не может быть сомнения в том, что его книга способствовала нашему пониманию Грозного царя и его царствования, несмотря на уже существующую библиотеку книг. посвященный им. В то время как Гальперин скромно заявляет о том, чего он хочет достичь — «самое большее, что может сделать любой историк, — это заняться этими проблемами» (262) — на самом деле книга Гальперина является амбициозной. Иван Грозный: бесплатно наградить и бесплатно наказать — это кульминация десятилетий работы над опубликованными источниками и вторичной литературой. Этому предшествовала его публикация более 50 статей и глав в книгах, относящихся к 1974 году, об Иване, его дворе, религиозной и политической культуре Московии в 16 веке, на которые больше всего ссылается в примечаниях к книге (но, увы, только примечания, потому что в книге нет библиографии). Структура Free to Reward and Free to Punish представляет собой смесь хронологических и тематических глав, отводя место, соответственно, в начале сложному детству Ивана, а в конце — последним годам жизни Ивана и оставленной им Московии. В промежутках Гальперин затрагивает основные темы и дебаты о жизни и царствовании Ивана: жестокие ранние годы Ивана, его коронация и первая свадьба, его захватнические войны на Востоке (Казань и Астрахань) и поражение на Западе (Лифляндия), его реформы, экономика Московии, ее дипломатические отношения, поздние царские браки (всего семь) и, прежде всего, тема опричнина — семилетний (1564–1572) опыт Ивана в области «массового террора». Это важный и тщательный обзор, но, как и во всех амбициозных книгах, он ставит столько же вопросов, сколько и разрешает.
Гальперин пытается внести ясность в ряд почтенных представлений об Иване и его царствовании. Во-первых, это стремление историков разделить царствование на «хорошего» Ивана (до смерти его первой жены Анастасии в 1560 г.) и «плохого» Ивана (годы опричнины 9).0004 и позже). Гальперин возводит эту «двойную периодизацию» к Николаю Карамзину (хотя, кажется, сам Карамзин мог заимствовать ее у Джерома Хорси или из малоизвестной «Повесть о гонении» начала XVII века , как убедительно показал Брайан Бек) (39). . Более распространенное сегодня деление царствования учеными состоит в том, чтобы разделить его на четыре части: меньшинство Ивана (до 1547 г.), период реформ (долгие 1550-е гг.), опричнина г., г. (1565–1572 гг.) царствование Ивана» (8–9). Гальперин, кажется, нетерпелив со всеми этими попытками. По его словам, «поведение Ивана слишком сложно, чтобы его можно было свести к одной всеобъемлющей теории, «волшебной пуле», которая «объяснит» Ивана» (10). Ни одна интерпретирующая модель не объясняет всю жизнь и царствование Ивана в целом: одна модель могла бы помочь объяснить [End Page 303] лет юности Ивана и опричнины лет, но не годится для 1550-х годов; другой может объяснить его нападения на бояр, но не объясняет его отношения с собственной семьей. «Иван не был ни весь «хороший», ни весь «плохой», — пишет он, — и не переходил от всего одного ко всему другому. Во все времена Иван был человеком, правда, парадоксальным человеком, а не просто легендарным чудовищем» (10). Когда дело доходит до Ивана, «всеохватывающие теории» — это игра в Whac-A-Mole.
Несмотря на его протесты о том, что «невозможно написать обычную биографию Ивана», Гальперин, кажется, хочет подобраться к ней как можно ближе. И, несмотря на его утверждение, что «[мы] не понимаем характер Ивана» (7), Гальперин строит профиль Ивана, который является в основе своей психологическим. Чаще всего мы видим это…
Иван IV
Сначала термин самодержец означал только буквальное значение независимого правителя, но в царствование Ивана IV (годы правления 1533-84) он стал обозначать неограниченное правление. Иван IV был коронован на царство и таким образом был признан, по крайней мере Православной церковью, императором. Православный монах утверждал, что после того, как Константинополь пал в Османской империи в 1453 году, московский царь был единственным законным православным правителем и что Москва была Третьим Римом, потому что она была последней преемницей Рима и Константинополя, центров христианства в более ранние периоды. Эта концепция должна была найти отклик в самовосприятии россиян в грядущие века.
Роль и характер Ивана IV очень по-разному оценивались и до сих пор оцениваются русскими историками. Карамзин, никогда не представлявший своих счетов и своих документов достаточно суровой критике, видит в нем князя, который, по натуре порочный и жестокий, дал, под ограничением двум добродетельным министрам, несколько лет спокойствия России; и который впоследствии, предаваясь ярости своих страстей, потряс Европу, а также империю тем, что историк называет «семью эпохами массовых убийств». Костомаров перекликается с мнением Карамзина.
Другая школа, представленная Соловьевым и Забелиным, демонстрировала большее неповиновение предвзятым заявлениям Курбского, вождя олигархической партии; к Гуаньини, придворному короля Польши; к Танбе и Крузе, предателям государя, взявшего их к себе на службу. Прежде всего они учитывали время и общество, в среде которого жил Иван Грозный. Их интересует не столько его нравы как личности, сколько его роль как орудия исторического развития России. Не истолковывали ли французские историки в течение долгих лет огромные заслуги Людовика XI в великом деле объединения Франции и создания современного государства? Его оправдание было наконец достигнуто после более тщательного изучения документов и обстоятельств.
Развитие самодержавной власти царя достигло пика в царствование Ивана IV, и он стал известен как Грозный (его русский эпитет грозный означает угрожающий или страшный). Иван небывало укрепил позиции царя, продемонстрировав риски необузданной власти в руках психически неуравновешенной личности. Несмотря на то, что Иван казался умным и энергичным, он страдал от приступов паранойи и депрессии, а его правление сопровождалось актами крайней жестокости.
Иван IV стал великим князем Московским в 1533 году в возрасте трех лет. Под неблагоприятным покровительством молодой Иван, наследник консолидированной империи, вырос до зрелого возраста. Его нрав, от природы свирепый, упрямый и мстительный, самым коварным образом превратился в свирепость окружавшими его искусными советниками. Его первыми развлечениями были пытки диких животных, позорный подвиг верховой езды над стариками и женщинами, бросание камней из засады в прохожих и бросание собак и еды с вершины своего дворца. Подобные развлечения, игра детства, к сожалению, слишком точно предсказывали предстоящую ему роковую карьеру. Различные фракции бояр боролись за контроль над регентством, пока Иван не вступил на престол в 1547 году. Отражая новые имперские притязания Московии, коронация Ивана как царя была тщательно продуманным ритуалом, созданным по образцу ритуалов византийских императоров. При постоянной помощи группы бояр Иван начал свое правление с ряда полезных реформ. В 1550-х годах он обнародовал новый свод законов, модернизировал армию и реорганизовал местное самоуправление. Эти реформы, несомненно, были направлены на укрепление государства перед лицом непрекращающихся войн.
В конце 1550-х годов у Ивана возникла неприязнь к своим советникам, правительству и боярам. Историки так и не определили, что вызвало его гнев политические разногласия, личная неприязнь или умственная неуравновешенность. В 1565 г. он разделил Московию на две части: свою частную и государственную. Для своих частных владений Иван выбрал одни из самых процветающих и важных районов Московии. В этих районах агенты Ивана нападали на бояр, купцов и даже на простолюдинов, некоторых казнили без суда и следствия, конфисковывая земли и владения. Так началось десятилетие террора в Московии. В результате этой политики, называемой опричниной, Иван сломил экономическую и политическую власть передовых боярских родов, уничтожив тем самым именно тех лиц, которые построили Московию и были наиболее способны управлять ею. Торговля уменьшилась, и крестьяне, столкнувшись с растущими налогами и угрозами насилия, начали покидать Московию. Попытки ограничить подвижность крестьян путем привязки их к своей земле приблизили Московию к законному крепостному праву. В 1572 г. Иван окончательно отказался от практики опричнины.
Несмотря на внутренние неурядицы позднего периода правления Ивана, Московия продолжала вести войны и расширяться. Иван победил и аннексировал Казанское ханство на средней Волге в 1552 году, а затем Астраханское ханство, где Волга впадает в Каспийское море. Эти победы открыли Московии доступ ко всей Волге и Средней Азии. Экспансия Московии на восток встретила относительно небольшое сопротивление. В 1581 году купеческая семья Строгановых, заинтересованная в торговле пушниной, наняла предводителя казаков (см. Глоссарий) Ермака для руководства экспедицией в Западную Сибирь. Ермак разгромил Сибирское ханство и объявил территории к западу от Оби и Иртыша Московией.
Расширение на северо-запад в сторону Балтийского моря оказалось гораздо более трудным. В 1558 году Иван вторгся в Ливонию, в конце концов втянув его в двадцатипятилетнюю войну против Польши, Литвы, Швеции и Дании. Несмотря на случайные успехи, армия Ивана была отброшена, и Московии не удалось закрепить заветную позицию на Балтийском море. Война опустошила Московию. Некоторые историки считают, что Иван инициировал опричнину, чтобы мобилизовать ресурсы для войны и подавить оппозицию ей. Независимо от причины, внутренняя и внешняя политика Ивана оказала разрушительное воздействие на Московию и привела к периоду социальной борьбы и гражданской войны, так называемому Смутному времени («Смутное время», 159).8-1613).
Иван обладал вспыльчивым характером, обладал циничным чувством юмора и был очень жесток к своим врагам. Скорее всего, своим посохом он убил своего сына Ивана. Но исторические источники показывают, что это не было его намерением, потому что, к сожалению, в то время у русского отца было принято бить сына столько раз и так сильно, как он хотел, дисциплинируя ребенка. Между тем, другие источники также предполагают, что вся история об убийстве является вымышленной, а Иван умер от болезни.
Многие историки говорят, что у Ивана была жажда крови, ссылаясь на большое количество людей, казненных, репрессированных и убитых во время его правления. Но в то же время большинству царей и королей пришлось вести ожесточенную и ожесточенную политическую борьбу за власть, особенно Ивану, который сделал Великое княжество Московское царством, расширил его территорию, основал правовые и государственные институты средневековой Руси; и в то же время сокрушив мощную боярскую оппозицию, развязав свою опричнину. Это было определенно кроваво.
Ходят легенды, что Иван убил или отравил нескольких своих невест, но это полная чепуха. У Ивана было четыре жены, и только последняя его пережила. Как показали последующие эксгумации, первые трое были отравлены. Важно понимать исторический контекст: родственники жены царя обычно занимали важные посты при царском дворе, поэтому аристократические семьи соперничали за то, чтобы приблизить своих женщин к царю, но только после того, как предыдущая жена была удалена. Учитывая политический кризис при дворе, эти смерти являются лишь печальными приметами времени и не были совершены рукой безумного царя.
С другой стороны, Иван был одним из самых образованных людей своей эпохи. У него была невероятная память, и он хорошо знал христианские православные тексты. Он написал много писем и официальных обращений, основал в Москве музыкальную и гимназию. Книгопечатание началось в России при нем. Иван наверняка был злопамятен, и он помнил, как бояре пинали и шлепали его, когда он был мальчиком, как они ненавидели и притесняли его мать.