Содержание
Владимир Возовиков — Поле Куликово читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …176
Владимир Возовиков
Поле Куликово
В романе «Поле Куликово» Владимира Возовикова повествуется о борьбе русского народа во главе с великим Московским князем Дмитрием против золотоордынского ига и об исторической победе русских воинов над полчищами врага в 1380 году.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВРЕМЕННИК», 1982 г.
Читатель! Хотя бы раз в жизни оказавшись в Москве, ты не минуешь Красной площади. Приди сюда на заре, когда еще спит огромный город, и такая тишина покоится на его главной площади, что можно уловить дыхание часовых у Мавзолея. Пройди в этой тишине близ Кремлевской стены, вглядись в старинный литой кирпич, в зубцы и башни крепости, сооруженной не для украшения московского холма, а для противостояния многочисленным и сильным врагам, — быть может, тишина веков, одинаковая во все времена, отзовется на шорох твоих шагов. И тогда в заревом зеркале тихой реки Москвы перед мысленным взором твоим заклубятся багровые дымы пожаров, в узких бойницах и стрельницах Кремлевской стены проглянут суровые лица витязей в остроконечных шлемах и кольчатых рубашках, с луками и мечами в руках; иноземные рати, сменяя одна другую, с воинственными кличами будут биться до кровавой пены о камни русской твердыни; пронесутся серыми тучами бесчисленные орды степных хищников на своих косматых, приземистых лошадях; как рев океанского шторма, нахлынут, смешаются гортанные крики, звон мечей и свист стрел, — нахлынут и откатятся в тишину веков, а несметные рати захватчиков снова станут прахом под молчаливым камнем кремлевских площадей. Бывало и так, что свободная территория Руси вмещалась в московские крепостные стены, и отсюда, собранная в кулак, русская мощь наносила врагу смертельные удары; он уползал, оставляя кровавый след и могильные курганы.
Слава Москвы занималась в страшные, жестокие времена владычества ордынских ханов, покоривших мечом половину мира, истребивших сотни народов и сотни других превративших в рабов. Только поистине великий народ мог уцелеть за многие десятилетия жесточайших насилий, разорительных поборов, постоянных набегов, сопровождающихся массовой резней, пожарами, поголовным уводом в рабство населения целых городов и уделов. Русский народ не только уцелел, но и под железной пятой ордынского террора, вопреки коварной политике ханов, направленной на разобщение русских княжеств, выпестовал свою государственность.
Шесть столетий назад произошло одно из величайших событий мировой истории — Куликовская битва, последствия которой отразились в судьбах европейских и азиатских народов. Почти полтораста лет до нее русским людям светило черное солнце, кровавое иго сгибало плечи, лишало человека надежды на завтрашний день — над всеми и каждым нависал беспощадный аркан. Но золотоордынскому идолу все еще казалось мало той крови, которую пил он из живого тела Руси. Снова из кочевой степи двинулись полчища хищников, чтобы навсегда покончить со строптивым Московским княжеством, как в Батыевы времена, дотла разорить русские земли, проложить себе пути к богатым городам Западной Европы, не знавшей беды за спиной истекающей кровью непокоренной Руси. Казалось, ничто не сможет остановить новую волну кочевников-завоевателей, со времен Чингисхана стремившихся к мировому господству. И снова на кровавой дороге золотоордынского зверя встали русские полки. Это были уже не малочисленные дружины разобщенных князей, которые при самом отчаянном героизме воинов сметались огромными массами вышколенных в битвах степняков, — Москва соединила под своим знаменем силы многих уделов в одну военную силу. Летом 1380 года устами Москвы великий русский народ заявил о своей воле к единству и полному освобождению от ненавистного ига.
…Вслушайся в шорох времени — ты услышишь, как разойдутся железные ворота в башнях белокаменных стен древнего Московского кремля, загремят цепи, опуская навесные мосты через глубокий водяной ров там, где теперь поблескивают гранитные камни Красной площади, как по одному из тех мостов твердо простучат кованые копыта белоснежного коня под могучим чернобородым всадником в золоченых доспехах. И хлынут из трех ворот крепости по трем мостам конные сотни витязей, блистающих железной броней, двинутся пешие рати бородатых и безусых воинов в холщовых рубашках, с копьями и боевыми топорами на плечах. И сквозь клики народа, сквозь медные голоса боевых труб прорвется плач матери и жены, припадающих головой к стремени воина. Это великий Владимирский и Московский князь Димитрий Иванович, которого скоро назовут Донским, повел русское сердце навстречу врагу. 8 сентября 1380 года в невиданной для тех времен по размаху и ожесточенности битве на поле между Доном и Непрядвой эти воины заявят на весь мир, что Русь жива, что ордынским ханам целым морем пролитой крови не удалось потушить в русском сердце жажду свободы, что окончательная гибель степного чудовища предрешена.
Летописи и былины, сказания и песни немного донесли до нас о тех, кто заступил путь полчищам Мамая на Куликовом поле. Отдельные имена, отдельные скупые портреты князей и воевод, отдельные их слова. Одно несомненно: это были люди необычайного мужества и душевной красоты, чьей жизнью руководили неистребимая любовь к родине и сознание правоты своего дела. Шесть веков не разделяют, а связывают нас с ними, потому что им мы обязаны тем, что есть у нас ныне великая, лучшая на земле страна.
Склоняя голову перед великими предками, перед их подвигом в Куликовской битве, мы и сегодня черпаем в нем мужество, силу духа, любовь к родине и свободе — так же, как черпаем в подвигах всех поколений предшественников, отстоявших в битвах с врагами наше Отечество.
АВТОР
Москва 1980
КНИГА ПЕРВАЯ
НА ГОРБАТОЙ ЗЕМЛЕ
Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Рускую.
«Слово о полку Игореве»
I
Широкая лесная тропа сделала поворот, тенистые кущи дубняка сменились зарослями колючего терна и ломкой бузины, всадники в них едва скрывались. Отступили запахи лесной прели, чуждые степняцкой душе, ветерок донес терпкий запах летних трав и разогретого краснотала, откуда-то просочилась дразнящая струйка влажной прохлады. Кони зафыркали, задергали головами, и передний всадник легонько натянул поводья, умерив рысь длинногривой и плотной мышастой кобылы. Шедший сбоку на короткой привязи заводной жеребец той же мышастой масти посунулся было вперед, дернул повод, недовольно всхрапнул, кося диковатым фиолетовым глазом, — он почуял близость реки или озера, ему мерещилась зеленая вода в зеленых берегах, не та горькая, степная, на которой возрос он в полудиких табунах, а упоительно сладкая лесная влага, он уже чувствовал ее в сухом воспаленном горле и не мог понять, отчего хозяин медлит к водопою. Всадник остерегающе хукнул на жеребца, подтянул повод, любовно коснулся лошадиной шеи жесткой рукой, и конь успокоился. Едущие следом верховые тоже сбавили шаг лошадей, чтобы не нарушать дистанции. Глухой стук копыт по сухой земле вспугивал каких-то мелких зверюшек или птиц, они то и дело мелькали в кустах, перебегали дорогу, похожие на призраки в пестроте полуденных теней. Но вот кони испуганно захрапели, резко остановились, не слушая хозяина, зло прижимая уши. Три больших серых зверя сидели прямо на тропе, ждуще, безбоязненно щуря дремучие холодные глаза и обнажая кипенно-белые ряды зубов в нехорошей звериной улыбке.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …176
Краткое содержание “Задонщина”: пересказ древнерусского произведения
Содержание
- Тезисный пересказ
- Краткое содержание
- Основная идея поэтического сказания
Древнерусское сказание “Задонщина”, содержание которого кратко представлено ниже, датируется приблизительно концом XIV века. Доподлинно автора произведения установить не удалось, но историки склоняются к личности рязанского священника Софония. В самом произведении его имя упоминается несколько раз, но авторство не подтверждено. Ученые апеллируют прямым указанием на монаха-сказителя Софония в “Сказании о Мамаевом побоище”. Но есть и другая версия, по которой авторство принадлежит Софонию Мунье — дальнему родственнику Дмитрия Донского.
Иллюстрация к сказанию «Задонщина»
Тезисный пересказ
На Русь наступают вражеские полчища татар под предводительством хана Мамая. На Куликовом поле их встречают объединившиеся войска русских князей во главе с Великим князем Дмитрием Ивановичем и его братом-военачальником Владимиром. В первом бою русские воины одерживают победу, но несут большие потери. Татар прогнать не удается. Собирается второе войско, и князья атакуют первыми, заливая вражеской кровью Куликово поле. Мамай поворачивает орду и спешно покидает Русь, пытается добиться помощи у соседних государств, но его прогоняют. Войска русичей одерживают победу ценой огромных потерь. Вся Киевская Русь скорбит о павших воинах.
Краткое содержание
Автор посвящает сказание погибшим на полях сражений русским воинам, сложившим голову за родную землю и веру. Предлагается проститься с умершими, помянуть их память и восславить имена князей, которые сражались на Куликовом поле и принесли победу.
Прошло 160 лет с битвы на реке Калке, где русские воины проиграли бой и потеряли несчетное количество воинов. Молодые князья Дмитрий и Владимир находятся в гостях у главы воинства московского. Приходит известие, что хан Мамай решил захватить русские земли. Он хочет присвоить территорию Залесья и уже приближается с войсками к Дону. Дмитрий призывает помянуть погибших в битве с татарами воинов, что сложили головы за родную землю и веру. Князья собирают войска и, помолившись, устремляются отбивать родную землю во имя предка Владимира Киевского.
Автор призывает всех собраться, окрестить славой дела предводителя Дмитрия и его сподвижников и восхвалить Бояна-гусляра, который пел славу тем князьям, что правили раньше.
Помянув рязанца Софония, автор воспевает дела Великих князей Дмитрия Ивановича и брата его Владимира.
Собрался князь великий, помолившись, на ратный бой. По всей Руси пронеслась весточка о грядущем сражении. Посадники шлют свои войска на помощь братьям. В Москве происходит собрание князей, где становится известно, что Мамай переходит реку Мечу.
Дмитрий Иванович вдохновляет остальных князей на бой, призывает выступить в сторону татарской орды и не отдавать врагам землю русскую. К войскам князя Дмитрия Ивановича примыкают литовские полководцы Андрей Ольгердович с братом Дмитрием и Дмитрий Волынский. Они обещают князю испытать мечи о шлемы татарские. Дмитрий зовёт его выйти в поле и посмотреть войска, коих привёл он с собой 70000 человек. И все остальные княжества Руси присылают своих воинов, которые подобно кречетам летят клевать врагов. Тысячи воинов собрались воевать с погаными захватчиками.
Татары наступают на Русь, реки начинают окрашиваться кровью. Татарские телеги пересекают реки русские, хотят они пойти войной. Войска, собравшиеся под Москвой, рвутся в бой. Братья князья собирают воинов и с молитвой выступают в сторону Дона. Владимир Андреевич идет первым, и Дмитрий Иванович дает ему напутственное слово, что ведет он за собой огромное войско в 300000 латников с лучшими воеводами на Руси, поддержку ему оказывают все города, и все воины, как один, готовы сложить голову за землю русскую. Соколы и кречеты летят клевать гусей да лебедей. Это воины русичи войска татарские разбивать идут.
Русские войска наступают на татарскую орду. Черна земля под копытами, татарскими телами усеяны поля. На речке Непрядве прошел бой, где русские князья одолели супостата. Вой туров пронёсся над полем Куликовым, погибло много славных воинов, дружинников и воевод. И понеслась об этом весточка по всей Руси.
Битва шла долго, много полегло храбрых русичей. Посечены и князья, и бояре, и воеводы. Пересвет-чернец, боярин с брянских земель, высказывает общую мысль, что почетнее пасть в бою, чем попасть в плен к татарам. Тишина стоит над полем, только вороны кричат и горы трупов человеческих. Трава пропитана кровью, и от горя деревья склонились.
Битва на реке Непрядве
Весть об огромных потерях пронеслась по Руси. Птицы запели о гибели славных латников, и жены воинов поднимаются на стены городов плакать о погибших. Просят закрыть границу и повернуть вспять врага, не пускать его больше на землю русскую, чтоб не умирали воины славянские. Погиб московский воевода Микула Васильевич, и жена его, Марья, молит Дон принести тело мужа в родные земли. Остальные жены подхватывают плач, и вот уже вся Русь скорбит о павших воинах, коим нет числа. Коломенские жены просят Великого князя перекрыть Дон и запрудить его телами татарскими. Плачут женщины о погибших, как унесла их река в земли половецкие.
Владимир Андреевич организует новый набег на татар. Князь призывает брата Дмитрия Ивановича не уступать и не прощать врагам пролитой крови. Дмитрий собирает оставшиеся войска и присоединяется к брату, не давая запятнать свою честь. Братские дружины атакуют татарское войско, те поворачивают вспять и бегут с земли русской. Начали бить и резать татар бесчисленное множество. И сами падали с лошадей, но трупами вражескими были все поля усеяны. И реки крови потекли, и сломались войска вражеские. В смятении вражьи войска повернулись вспять, причитая, что не видеть им больше жён своих и детей и на Русь больше в поход не хаживать. И пропала у них охота ходить на Русь, наполнилась земля татарская горем. Земля русская уберегла братьев-князей, оба спаслись и сделались героями. Князья набирают золота, везут добычу в родные города.
Проносится слава о победе русский войск на Куликовом поле. Мамай прибегает к Кафе-городу, где фряги говорят ему, что зря он позарился на русскую землю и до славы Батыя ему еще далеко. Не дают ему поддержки и отправляют восвояси.
Вышел Дмитрий в поле и плачет по погибшим. Но не будет ему позора теперь и не посмеются над ним враги. Братья-князья стоят на поле брани, усыпанном костями, считают потери. Много воинов полегло, но врагов в сече полегло еще больше. Скорбят оставшиеся в живых о павших, таких потерь не было давно на поле брани. Залито кровью поле Куликово, и окрасились реки. Дмитрий Иванович просит прощения у погибших ратников, благодарит за то, что те кровью добыли ему честь и славу.
Основная идея поэтического сказания
Краткий вариант «Задонщины» даёт понять, что произведение несет в себе не только историческую, но и художественную ценность. Написано оно в фольклорных традициях воинских летописных сказаний. Содержание тесно переплетается со “Словом о полку Игореве”, что особенно заметно в начале произведения (строки о Бояне, например) и в месте, где жены воинов плачут на стене о погибших, подобно плачу Ярославны.
«Задонщина» имеет также религиозную направленность, показывает победу истинной христианской веры над враждебной. Великий князь предстает как защитник христианства, идеальный глава государства. Эксперты, подробно изучившие оригинал произведения, сохранившийся до нынешних времен, также предполагают, что автор противопоставляет воюющие стороны, как темную и белую, добро и зло. И победа русского войска трактуется как возмездие, свершенное свыше. Русичи здесь выставляются как благочестивые герои, действующие во славу Христа. На протяжении всего сказания татары и русские противопоставляются именно в таком ключе, примешиваются библейские сюжеты и история христианства.
Автор в кратком пересказе демонстрирует жертвенность русичей для достижения общей цели – разгрома орды. Победный результат — это справедливое торжество, во имя веры и возмездие за прошлые проигранные битвы, когда Русь была повержена ханом Батыем.
Сказитель не ограничивается художественным и литургическим описанием происходящих событий. Довольно точно представлены цифры, которые несут историческую ценность “Задонщины”, которую все же следует читать и как военную летопись. На протяжении всего повествования сочетаются радостные и печальные события. Описание включает в себя участие природы, ее действие на стороне русичей. Так автор доносит мысль о правоте и славной победе русского войска над погаными захватчиками. Весь мир восстает против орды и с позором прогоняет его с христианских земель. Так татары оплачивают годы позора и реки крови, пролитые после поражения на реке Калке.
Кулик Элизабет Бишоп – The Culture Club
Кулик Элизабет Бишоп занимается частностями. Контролируемым стягиванием фокуса, подобно повороту линзы телескопа, Бишоп приближает наше внимание к мелочам существования, которые птица осознает исключительно: от воды, блестящей на ее ногах, до пальцев ног, до промежутки между его пальцами, песчинки и, наконец, саму природу каждой песчинки, их точный цвет, а также камни и минералы, из которых они состоят.
Но в то время как это касается конкретного, стихотворение заставляет нас очень хорошо осознавать более крупные вещи, которые находятся за пределами этого фокуса. Море упоминается таким образом, что мы, в отличие от кулика, не можем полностью его игнорировать. Его рев — первое, о чем возвещает стихотворение, наряду с тем, что «время от времени мир должен сотрясаться». Рев и тряска не тривиальные события. И это не просто вода или даже море, а тот гигантский океан «Атлантика», который течет между его пальцами.
Обращая внимание на то, что игнорируется, поэт выдвигает на первый план кажущуюся странность сознания, которое может отгородиться от чего-то такого огромного и внушительного, как океан. На протяжении всей поэмы присутствует своего рода ирония в том, что помимо чего-то всеобъемлющего можно сосредоточиться на чем-то столь незначительном.
Он также подчеркивает «особенность» на другом уровне, на уровне языка. Кулик игнорирует море, но поэт называет его; это не какое-то море, это конкретное море, известное как «Атлантическое». Точно так же птица — это не просто птица, это кулик. Или просто «кулик», как сказано в названии стихотворения, без определяющего артикля.
В литературной критике доходит до клише утверждение, что стихотворение посвящено самой поэзии, но здесь этот вывод нельзя игнорировать, поскольку мы, несомненно, призваны видеть тип «поэта» в качествах кулика. Ссылка на Блейка является частью этой характеристики, причем и художник-романтик, и птица разделяют оксюмороническое качество «контролируемой паники». Связь между ними продолжается через акцент на песчинках, что перекликается со строками Блейка из «Прорицаний невинности»: «Увидеть мир в песчинке». Это также улавливает еще один оксюморон Блейка; что мир одновременно «огромен и мал». Именно это напряжение мысли предполагает, что прилив может быть выше и ниже в одно и то же время, или, по крайней мере, разница больше не имеет значения.
Но цель этого стихотворения, конечно же, не в том, чтобы привлечь наше внимание к сходству между куликом и Уильямом Блейком. Тот факт, что средством передачи этого послания является поэзия, может лишь подчеркнуть связь между всеми поэтами, и особенно с поэтессой по имени Элизабет Бишоп, о предмете которой она пишет. Это впечатление дополняется слегка комичными отсылками к суетливости птицы, бегущей по пескам, «привередливой, неуклюжей». Тон Бишоп здесь предполагает, что она слишком хорошо знакома с этими личностными чертами не только из-за знания идиосинкразии Уильяма Блейка, но и из-за осознания своего собственного характера. Прочитав таким образом, в тоне стихотворения есть что-то слегка самодовольное, фальшивое самоуничижение в строке «Бедная птица, он одержим!» Это то, что можно услышать от определенного типа леди из среднего класса, которая говорит: «Посмотрите на меня, я такая взбалмошная», тогда как на самом деле она говорит: «Посмотрите на меня, я такая творческая»9.0003
Центральный смысл стихотворения ясен. Бишоп говорит, что чувствительность к мельчайшим деталям составляет особый взгляд поэта на мир. Или, говоря другим литературным клише, поэт находит общее в частностях.
Формально стих красиво оформлен. Случайное акцентирование первых двух строк создает ощущение застоя: «Рев рядом он считает само собой разумеющимся, и что время от времени мир должен сотрясаться». Это контрастирует с топотным пятистопием «Он бежит, он бежит, на юг, конченый, неуклюжий», и в его ритме мы чувствуем стремительные движения птицы.
Другие аспекты формы, такие как схема рифмовки и регулярное количество слогов в каждой строке, обеспечивают дополнительный контраст с разрозненными образцами стресса, драматизируя состояние кулика — организованный хаос стихотворения, отражающий «контролируемую панику» птицы.
В конце концов, это очень эффектная поэма, тщательно контролируемая и ярко реализованная. Только образ пляжа, который «шипит, как жир», неуместен, метафора, не имеющая отношения к остальной части стихотворения и поэтому выделяющаяся по неправильным причинам.
Наконец, больше всего нас поражает двусмысленность действий кулика; чувство тайны, которое мы все можем испытать, «поиска чего-то, чего-то, чего-то». Хорейный размер этой строки создает достойный контраст с ямбом, доминирующим в стихотворении. Поэма заканчивается созерцанием мельчайших деталей сцены, как бы намекая, что мы можем найти красоту и истину в мельчайших частицах, в созерцании «зерен кварца, розы и аметиста».
План восстановления штата Вашингтон для Upland Sandpiper
Ограничения перевода и отказ от ответственности
Вашингтон Департамент
рыбы и дикой природы
Нагорный кулик гнездится на широком географическом ареале в Северной Америке, но редко встречается к западу от Скалистых гор. Сообщалось о гнездовании в разбросанных районах западной Монтаны, южной части Британской Колумбии, Вашингтона, Айдахо и Орегона. Нагорные кулики зимуют в Южной Америке, преимущественно в Аргентине. Общая численность в Северной Америке увеличилась с тех пор, как в начале этого века была запрещена рыночная охота, хотя популяции все еще далеки от дорыночного уровня охоты.
Нагорные кулики обитают на пастбищах. Хотя исторически они связаны с прериями и лугами, они прижились во многих сельскохозяйственных районах, где преобладают зерновые культуры, люцерна и пастбища. На востоке США аэропорты часто являются подходящей средой обитания. Гнездование происходит в местах, где травы или травы и разнотравье обеспечивают укрытие в среднем от 10 до 40 см (4-16 дюймов) в высоту. Места кормления, выращивания расплода и бездельничания обычно имеют более скудную растительность, включая пастбища с интенсивным выпасом, недавно скошенные поля люцерны или кукурузы и открытые прерии.
В Вашингтоне горные кулики были редкостью на протяжении всего этого столетия. С конца 1950-х годов и по настоящее время наибольшее внимание уделялось восточной части долины Спокан, поскольку в течение большинства лет было обнаружено присутствие птиц. Ежегодно здесь наблюдали небольшое количество куликов, и кулики гнездились здесь как минимум дважды. Однако численность сократилась. В течение 1989 г. были замечены только три особи. Два кулика присутствовали во время сентябрьской миграции 1993 г. Опросы, проведенные в течение 1994 куликов обнаружить не удалось. Районы в восточной части долины Спокан, когда-то посещаемые куликами, постоянно менялись за счет жилищной застройки, гравийных карьеров и изменений в растительном покрове. Эта деградация среды обитания может быть причиной потери гнездящихся птиц. Однако снижение численности также очевидно в Орегоне, где изменение среды обитания менее серьезно. Это говорит о том, что внешние факторы могут способствовать спаду в масштабах всего региона.
Восстановление численности куликов на суше до уровня, при котором этот вид можно считать безопасным, потребует управления средой обитания на широком ландшафтном уровне и создания гнездящихся птиц в ландшафтах, где они в настоящее время отсутствуют. Необходимо определить подходящие участки для содержания куликов на суше. В ближайшем будущем предлагается улучшение среды обитания и исследования в качестве средства проверки эффективности методов улучшения среды обитания для привлечения колонизаторов в штат Вашингтон.