Краткое описание куликовской битвы: Куликовская битва. Кратко история Куликовской битвы, краткое содержание, главные события

Александр Журавель





Александр Журавель

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ


Александр Журавель

«Аки молниа в день дождя»


Введение: Зачем об этом писать еще раз?


В истории
каждого народа есть разные страницы: одни дают повод для национальной гордости,
другие повествуют о национальном позоре. О первом вспоминают много и с удовольствием
— этому подробно обучают  в школе; о втором предпочитают не вспоминать или —
если уж совсем умолчать нельзя — стараются объяснить это стечением
обстоятельств и говорят мельком, скороговоркой, со значительными умолчаниями и
искажениями. Очень часто все это очень близко сосуществует во времени. Нередко
одно и то же событие может стать поводом и для того, и для другого:
национальная трагедия часто и порождает героизм. Но, как кем-то верно замечено,
подвиг одного — это сплошь и рядом преступление другого, а порой «герой» и «преступник»
— всего лишь две ипостаси одного и того же лица.


Куликовская
битва — символ русского национального самосознания. Но, много рассказывая о
Куликовской битве, школьные учебники лишь мимоходом упоминают о том, что вскоре
после этой замечательной победы русских над татарами ордынский хан Тохтамыш
сжег Москву и это самое «монголо-татарское иго» продлилось еще 100 лет. А если
так, то чем тут гордиться?


И не может ли
стать чрезмерная гордость за своих предков, победивших на поле Куликовом,
поводом для национальной розни? Ведь потомки бывших врагов — ныне граждане
одной страны, и русские — как бы ни хотелось им — никак не могут заставить
татар гордиться этим событием. Татарам приятнее вспоминать о былом величии
Орды, которой русские платили дань и воевали в составе ее войск против ее
врагов.


И здесь
следует иметь в виду, что тот хрестоматийный образ Куликовской битвы,  хорошо
знакомый каждому жителю нашей страны, складывался постепенно и был как раз одним
из средств самоутверждения возникавшего русского народа. Сформирован этот образ
был идеологами XV—XVI вв., а нынешний облик ему придали историки и публицисты
XIX—XX вв. И самоутверждение это происходило за счет татар!


Поговорка
«как Мамай прошел» выражает это как нельзя лучше: реальный Мамай по Руси не
проходил вовсе; его войска провели несколько набегов на Рязанскую землю — но не
более того. В эпоху средневековья на русские земли были совершены сотни таких
набегов, и русские сами совершали такие набеги — как друг на друга, так и на
окрестные земли, в том числе и на татар.


Догадаться,
почему Мамай, а не Тохтамыш, более того заслуживающий, стал «козлом отпущения»,
несложно: Тохтамыш напоминает о неприятном. Труднее добраться до истины. Как
известно, история учит только тому, что она ничему не учит. А учит (и не может
научить!) она среди прочего тому, что истина людям обычно нужна только тогда,
когда старые мифы и стереотипы не спасают. Проходит минута опасности — и
приятнее вернуться к милой сердцу и с детства привычной полуправде, чем
доискиваться до шершавой и подчас неприятной правды. На сей счет точно сказал
А. С. Пушкин:


«Тьмы низких
истин нам дороже


нас
возвышающий обман».


Сейчас на так
называемом постсоветском пространстве происходит вакханалия таких возвышенных
обманов: появились истории исконной Украины, всегда противостоящей проклятым
москалям, — и истории единой и неделимой во все времена Руси, возникшей десятки
тысяч лет назад, еще до появления Homo sapiens;
появились истории Великого княжества Литовского без литовцев — и аналогичные
истории без русских. Есть свои «татарские истории», в которых «славяне»
арабских источников оказываются на самом деле теми же татарами. 


Но на это еще
раньше один восточный поэт сказал:


«Ты полправды
сказал? 


Открой
половину другую.


И скажут: ты
дважды солгал!»


Восток, как
известно, — дело тонкое, но тонкое дипломатическое искусство двойной полуправды-лжи
живет и побеждает не только на Востоке. Разумным тому выходом кажется
«политическое» средство урегулирования, то есть взаимное забвение «неудобных»
сюжетов, выхолащивание их таким образом, чтобы ни одной из сторон упоминание о
них не вызывало неудобств. С этой точки зрения, для укрепления нерушимого
единства «российского народа» (нынешнего эквивалента бывшего «советского
народа») стоило бы забыть о «монголо-татарском иге» и Куликовской битве — зачем
бередить былые раны «дорогих россиян», т.е. в данном случае русских и татар?


Но такие
полумеры могут только на время приглушить остроту конфликта и со временем дадут
повторение его в еще более острых формах. Таков уж опыт истории, которую политики,
а также расплодившиеся в последнее время политологи (большей частью бывшие
«научные коммунисты») не знают и знать не хотят, а потому чаще всего наступают
все на те же грабли. Они даже могут это признать («хотели, как лучше, а
получилось, как всегда»), но все равно будут делать именно так.


А между тем
можно, отказавшись от умолчаний и недосказанностей, начать все же поиск истины
как таковой. И она, как правило, оказывается «интернациональной», т.е. не унижает
ничье национальное достоинство. Применительно к нашей теме оказывается, что во
взаимных завоеваниях — Руси татарами и татар Россией — завоеванные повинны не
меньше, чем завоеватели; что русские вправе гордиться победой на Куликовом
поле, но татары вовсе не должны стыдиться этого своего поражения.


Однако начисто
отрешиться от стереотипов трудно, ибо это всегда борьба с самим собой — с тем,
что вложено в нас с детства или даже от природы. Новое отталкивает или притягивает
вовсе не потому, что оно лучше или хуже старого, а просто потому, что оно —
именно непривычное. Становится невмоготу от старого — или люди принимают новое,
толком не зная и не понимая, что это «новое» представляет собой в
действительности. Людей устраивает привычно старое, и они будут цепляться за
него — даже вопреки здравому смыслу, а иногда даже вопреки инстинкту
самосохранения. Логика, умственные соображения здесь всегда вторичны — они лишь
задним числом объясняют людям их же собственные поступки: жить в ладу с самим
собой намного легче. Это обычно называется «женской логикой», но на самом деле
мужчинам она свойственна не меньше: у женщин она всего лишь выражена в более
естественном виде.


То же самое
происходит и в науке: она творится живыми людьми — мужчинами и женщинами,
бывшими детьми, обладающими своими «врожденными» стереотипами и своей
мифологией. И потому формальное требование науки — любое утверждение должно
быть доказано и подтверждено фактами — на самом деле редко соблюдается на
практике: если твой оппонент не захочет тебе поверить, он не поверит — сколь бы
серьезные доводы ты ему ни предъявлял. Он либо отбросит твои доводы напрочь,
либо переиначит их на свой лад. Внешне он это обставит «научными аргументами»,
в основе которых лежит его чисто интуитивное неприятие тебя лично и твоих идей
и существование его собственного априорного взгляда на обсуждаемый вопрос. Но
суть своих взглядов на точку зрения оппонентов ученые обычно точнее излагают не
в научных статьях, а в «кулуарах» и застольях с приятелями: там они выражаются
обычно прямым текстом.


Применительно
к средневековой истории «научно» отбросить мнение оппонента тем более легко,
что дошедшие до нас исторические источники заведомо не полны и зачастую не дают
возможности выстроить строгое формальное доказательство. Почти всегда на любую
точку зрения можно найти контраргумент и подкрепить его какими-то иными (а
часто и теми же!) фактами.


Наличие
огромных информационных пустот заставляет ученых заполнять их гипотезами и
домыслами теоретического происхождения. Например, существует представление о
феодальном общественном строе, и применение его к истории Руси дает возможность
понять некоторые реальные явления древнерусской жизни и такими чисто
теоретическими конструкциями связать воедино отдельные известные по источникам
факты, которые в противном случае будут выглядеть как отдельные, ничем не
связанные обрывки непонятно чего. Однако способность какой-то теории объяснить
некоторые исторические факты сама по себе еще не доказательство ее истинности.
Вполне возможна выработка иной абстракции, которая еще более успешно свяжет эти
и другие факты. Но если какое-то представление устоялось, т.е. было некогда
интуитивно выдвинуто каким-то достаточно авторитетным исследователем, принято
другими, а потом многократно повторено третьими и четвертыми, то возникает иллюзия,
что такая абстракция — тоже достоверный исторический факт, который и не нуждается
в доказательствах. В итоге такого рода общепринятые абстракции и обобщения
вносятся, что называется, не в комментарий, а в основной текст, т. е.
увековеченные традицией домыслы,  смешиваются с собственно фактами.


Обычно ученые
априори принимают такие научные постулаты и работают дальше над уточнением
деталей. Пока речь идет только о деталях, на все это смотрят достаточно спокойно
— это, собственно, и обеспечивает продвижение науки вперед. Однако время от времени
находятся еретики, подвергающие сомнению и сами базовые постулаты. Последствия
предсказуемы: их утверждения объявляются бездоказательными, причем — публично
иногда, а в кулуарах всегда — дело переходит на личности: инакомыслящие
непременно оказываются недоучками, дилетантами, шарлатанами и вообще «темными
личностями». Иногда бывает и такое — когда, например, речь идет о
«ново-хронологических» творениях некоторых математиков или о толкованиях так
называемой «Влесовой книги».  Часто от этого страдали вполне компетентные
исследователи, главный грех которых заключался в их склонности мыслить
самостоятельно — не так, как большинство, и не так, как иные начальники от истории.


И я вполне
отдаю себе отчет в том, что могу подвергнуться той же участи — поскольку намереваюсь
посягнуть на святыню и представить существенно иной взгляд на Куликовскую битву
и на ряд вопросов, с ней связанных. С этим мне на моем творческом пути приходилось
сталкиваться неоднократно, и последнее по времени происшествие произошло на одной
из научных конференций: после того, как я выступил с сообщением, где поделился
своими сомнениями в том, что Куликовская битва действительно произошла в 1380 г., мне был задан сокрушительный вопрос: «Зачем Вам все это надо?». Возможно, этот вопрос был
задан с сочувствием, с желанием уберечь от будущих злоключений, но я в первый
момент растерялся и стал сбивчиво объяснять, что это мне это «не зачем» не надо
— так получается, что этот вывод не зависит от моих хотений.


Поэтому сразу
хочу пояснить то, как я вышел на эту тему и какие цели преследую, обнародуя
свой взгляд на нее. Начну с конца. Говорю — потому, что могу говорить; потому,
что имею, что сказать. Слово, не высказанное вслух, разрушает: трудно жить с
ним. Его надо вовремя выпускать на волю. Но при этом я ничего никому не
стараюсь доказать и навязать, ибо это невозможно и вредно. Несогласие с иными
точками зрения выражает не желание опровергнуть оппонентов, а стремление
пояснить свой взгляд на вещи. Так что желающий услышать да услышит — и
соотнесет со своим опытом, и что-то воспримет. Спасибо ему и за это.


На тему
Куликовской битвы я вышел, занявшись сначала вроде бы весьма далеким от нее
вопросом — древнерусской хронологией. Изучая особенности датирования
исторических событий в русских летописях, я постепенно «доплыл» до XIV-XV вв. и заинтересовался ее
датировкой и ее хронологией, а уже затем и всем остальным. Сплошное чтение
летописей с «посторонней» с точки зрения их основного содержания целью
позволило взглянуть на них с несколько иной стороны и во многом повторить путь
средневековых летописцев — я читал тексты от корки до корки, не ставя перед
собой цели что-то специально вычитать, найти нечто для подтверждения какой-то
внешней, априори поставленной из каких-то научных соображений задачи. Иными
словами, подавляющее большинство историков является «кладоискателями» в то
время, как я был «летописцем»: историки обычно берутся за изучение каких-то
конкретных сюжетов, исходя из каких-то историографических (разработать некую
научную проблему) и практических (написать диссертацию) целей, и потому
выискивают из источников только им потребное. Я же имел только практическую
цель — подготовить книгу (летописный свод «Время русской истории»), задача
которой — представить факты, а не концепции. Поэтому я вникал в историографию
конкретных сюжетов уже потом, по прочтении текстов, и потому читал не только
потребное, но и вообще все подряд, то есть и много «лишнего» — и потому замечал
порой то, что не замечали другие.


Результаты
собственно хронологических изысканий будут представлены в Очерке III.2. Пока же поясню строение книги: ее необычная и, может
быть, не совсем удобная читателям форма концентрических кругов, центром которых
оказывается подробно описанный день битвы, позволяет более свободно переходить
от сюжета к сюжету: обычное линейное выстраивание материала делало бы
невозможным подробное «выписывание» хронологически далеких от Куликовской битвы
тем, а требовало бы их усреднения по форме и содержанию.


Такой способ
подачи материала и более удобен для понимания сути вещей:  очень часто одни и
те же свидетельства источников «содержат» в себе разные исторические факты, и
потому такие тексты приходится использовать для обсуждения разных тем. Это
неизбежно создает при рассказе некоторые повторения, но зато делает отдельные
очерки и сюжеты более законченными и самодостаточными.  



+ + +


Прежде всего
следует четко отделить друг от друга две основные темы — собственно Куликовскую
битву и позднейшие представления о ней. Последние в свою очередь включают в
себя два по сути разных сюжета — представления о битве, сложившиеся в
средневековую эпоху, закрепленные в так называемых памятниках Куликовского
цикла (краткой и пространной Летописной повестях, «Сказании о Мамаевом
побоище», «Задонщине») и научные представления, основанные на изучении
вышеназванных памятников.


Первая из тем
является главной в этой книге. Дать описание самой Куликовской битвы — это
прежде всего ответить на три вечных вопроса: что? где? когда? При этом первый вопрос
многопланов: надо не просто описать ход событий, но и определить количество
участвующих в битве войск, разобраться с трудным вопросом об именах участников
битвы. Все это требует уходить далеко в сторону от дня и места битвы — как
пространственно, так и хронологически.


Второй вопрос,
напротив, неотделим от описания самой битвы, поскольку одно можно определить
только относительно другого.


Третий вопрос
также связан с описанием битвы — в рамках дня 8 сентября, однако для того,
чтобы найти год, когда произошло сражение, надо проанализировать весь смежный
хронологический материал всех имеющихся в нашем распоряжении исторических
источников.


И, разумеется,
нельзя не сказать о событиях, предшествующих и следующих за битвой. Без этого
нельзя понять, из-за чего, собственно, произошла битва и каковы были ее реальные
последствия.






Далее читайте:




Александр Журавель (авторская
страница). 

Куликовская битва
(краткое описание события).

«Задонщина».

Сказание о Мамаевом побоище.

О «Сказании».

Повесть о Куликовской
битве
(подлинный текст с миниатюрами).

Дмитрий Иванович
Донской
(биографические материалы).

Журавель А.В.
К вопросу о
датировке Куликовской битвы

Журавель А.В.
«Бренки» на Куликовом поле

 


 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Какое значение Куликовской битвы для последующей истории России

Переоценить значение Куликовской битвы очень сложно. Это основополагающее событие истории Древней Руси. После битвы на Куликовом поле Русь, можно сказать, перешла в новый этап развития, который для нее стал эпохой расцвета.

В данной статье предметом исследования станет Куликовская битва. И ее значение для государства и для всего мира сложно переоценить. К тому же данное исторической событие имело неоспоримые последствия, повлиявшие на историю России.

Разумеется, после Куликовской битвы Русь не получила самостоятельность от орды. Зато государство обрело значительную свободу действий. Полное освобождение Руси от ига произойдет лишь в 1480 году и будет связано с именем великого московского князя Ивана III.

В данной статье рассмотрению подвергнется вопрос о том, почему была выиграна Куликовская битва? Значение этого события для истории страны также будет осмыслено.

Однако, почему Русь все-таки победила тогда на Куликовом поле? С чем была связана подобная успешность?

1) Место.

Многие исследователи указывают на то, что именно место, выбранное русскими князьями и военачальниками, сыграло решающее значение в деле победы Руси над татаро-монголами. Доподлинно известно, что Донской вдоль и поперек изъездил всю местность в поисках идеального места для битвы. Данное поле было им выбрано не случайно, а из сугубо стратегических целей. Русские прибыли на место битвы первыми, поэтому заняли важную и более выгодную позицию. Войску Дмитрия Донского было видно все, что происходит на поле сражения. Татары подобной роскошью похвастаться не могли. Дело в том, что их позиция была абсолютно невыгодной, а устлавший поле утренний туман полностью затруднял обзор места битвы.

2) Народный дух.

Русь давно тяготела татарским владычеством. Бесконечные поборы и налоги угнетали простой народ. На эту битву русские шли с особой подготовкой, с особенным ожесточением, мечтая о сладкой и такой близкой победе.

3) Просчеты монголов.

Противники были глубоко уверены в том, что тактика и сила монгольского войска намного превосходит те же показатели русского войска. Летописи свидетельствуют о том, что на поле брани татары прибыли будто уже победителями, совершенно расслабленными и не настроенными на внушительное сопротивление.

Однако битва русскими была выиграна. Каково же было значение Куликовской битвы для истории? Постараемся ответить на данный вопрос не только с позиции Руси, но и с позиции ига, ведь для монголов Куликовская битва также имела свои последствия.

Значение Куликовской битвы для Руси.

1) Произошло общее укрепление военного духа страны. Наконец, Русь могла вздохнуть спокойно. Теперь всем было понятно, что монголы не непобедимы, в их защите также есть свои бреши. Это была важная победа в плане поднятия морального духа.

2) После Куликовской битвы давление со стороны монголов сильно ослабилось, что было на руку русским князьям. Теперь они могли подробно подумать над планом свержения ига.

3) Победа на Куликовом поле показала всему миру мощь и величие Руси в плане военной подготовки. После Куликовской битвы и Англия, и Франция стали рассматривать Русь, как серьезного соперника на мировой арене.

4) Победа на Куликовом поле имела значение для экономического, политического и социального развития страны.