Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях: Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях , предварительно выделив вопросы , которые необходимо изложить.

Trojden | Образование славянских государств: Агибалова Е. В.

Как римляне называли древние славянские племена?

Что вам известно о жизни славян в первые века нашей эры?

1. Расселение славян. С древнейших времён в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе по соседству с германцами жили славяне. Во времена Великого переселения народов, в VI и VII веках, они продвинулись далеко на восток и на юг. Славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Чёрного моря на юге. Позднее многочисленные славянские племена разделились на три ветви: западные, южные и восточные.

Западные славяне — это чехи, поляки, словаки. К ним относились также полабские племена, жившие к востоку от Лабы, и поморские племена, расселившиеся на юго-восточном побережье Балтийского моря.

Некоторые славянские племена заселили часть Балканского полуострова, и здесь образовались южные славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

Восточные славяне — это предки трёх родственных народов: русского, украинского и белорусского.

Три ветви славян.

Определите географическое положение территорий расселения каждой из групп славян. Какие славяне принимали участие во вторжении на Балканский полуостров? Почему?

Ручная мельница, топор, серп, глиняные сосуды славян

2. Занятия и образ жизни славян. Славяне издавна занимались земледелием, разведением скота и ремёслами. В середине первого тысячелетия нашей эры славяне делились на множество племён. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить, объявлять, поучать).

Во главе племён стояли военные вожди — князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племён. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

3. Болгарское государство. Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоёваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению. Предки болгар (или булгар) сначала жили в Западной Сибири, но в первые века нашей эры перекочевали к Средней Волге; отсюда часть их пришла на Балканский полуостров.

Здесь возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоёванных ими славян, переняли их язык, но дали им своё имя. На севере соседями Болгарии были предки современных румын, а на юге Болгария граничила с Византийской империей. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство, но одновременно она вела с Византией войны; временами Византия была вынуждена платить болгарам дань.

Болгарское государство в VII—X вв.

Как увеличилась территория Болгарского государства с VII по IX в. ? Какие земли завоевал царь Симеон?

Чешская королевская корона. XI-XIV вв.

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон (893—927). Образованный, энергичный и честолюбивый, Симеон около 30 лет вёл с Византией войны, не раз осаждал её столицу. Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царём болгар и греков».

Византийский военный трактат VI—VII веков о славянах

(отрывок)

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озёр. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют… Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.

1. На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство? 2. Что может сообщить документ об обществе и управлении славянских племён в то время? 3. Сопоставьте текст документа и учебника, как в дальнейшем сложилась судьба славянских народов и их отношения с Византией?

Страница рукописи на глаголице. Болгария. X в.

Между тем долгие войны истощили страну. После смерти Симеона Болгария ослабела, от неё отделилась Сербия.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно во главе войска совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест. Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослеплённых воинов умер от сердечного приступа.

Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию, лишив её независимости более чем на полтора столетия.

4. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Beликоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией.

Один из моравских князей заключил против неё союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали учёные монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий около 10 лет управлял одной из византийских областей. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

Кирилл и Мефодий

Почему Кирилл и Мефодий изображены с нимбами над головой?

Какие буквы со свитка сохранились в русском алфавите?

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу как миссионеры. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевёл на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали развитию болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть её земель. Великоморавская держава распалась.

5. Образование славянских государств. В последней четверти IX века образовалось государство восточных славян с центром в Киеве, сильное Древнерусское государство. Крестившиеся по византийскому обряду, древние русичи многое переняли из этой страны.

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века князья чешского племени, которое проживало около города Праги, объединили под своей властью другие племена. В 1085 году чешский князь принял титул короля — влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мешко I (960—992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству.

Образование славянских государств в IX—XI вв.

Назовите государства, образовавшиеся на территориях западных, восточных и южных славян. Какие из указанных на карте народов не принадлежат к славянам?

Страница средневековой славянской рукописной книги

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992—1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков — крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу — была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, он ходил походом на Киев, вёл долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашён королём Польши. В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране? 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить. 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запиши те её.

1.Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств? 2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями. 3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства? 4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление истории

Подведём итоги

Вы узнали, что:

• Восточная Римская империя (Византия) не была разорена варварами и сохранила власть императоров, развитую науку и культуру;

• наивысшего развития Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане;

• архитектура Византии прославилась храмами различных типов, самым знаменитым был храм Святой Софии в Константинополе;

• в VII—X веках были образованы первые славянские государства;

• Византия оказала огромное культурное влияние на славянские страны;

• в IX веке у славян появилась собственная письменность, созданная просветителями Кириллом и Мефодием.

Вопросы и задания к главе II

1. Какую роль в истории Византийской империи сыграл император Юстиниан? 2. В чём проявлялось влияние античных традиций на византийское образование и науку? 3. Какие достижения Византии в раннем Средневековье вы считаете самыми важными? 4. В истории каких славянских государств контакты с Византией в эпоху раннего Средневековья занимают особое место и почему? 5. Расположите в хронологической последовательности события истории Византии и славян в VI-XI веках: а) провозглашение Болеслава королем Польши; б) реформы императора Юстиниана; в) создание славянской письменности Кириллом и Мефодием; г) возникновение Восточной Римской империи. 6. Что прославило культуру Византии (выберите правильные ответы): а) Ахенская капелла; б) храм Святой Софии; в) изобретение «греческого огня»; г) «Дворцовая академия»?

Творческие работы и проекты

Творческий проект «Византийская мозаика». Используя художественные альбомы, интернет-ресурсы, найдите образцы византийской мозаики, вылепите особенности этой техники, приёмы, с помощью которых достигался изобразительный эффект. Подготовьте презентацию но данной теме.

Информационный проект «Создание славянской азбуки». С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет-ресурсов соберите информацию о Кирилле и Мефодии, истории создания ими славянской письменности, её родстве с другими алфавитными системами, о двух древних азбуках глаголице и кириллице. Проиллюстрируйте свой текст образцами глаголического и кириллического письма. Логически расположите собранный материал и оформите работу.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница