Кошкин танк т 34: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

Михаил Кошкин, 3 декабря 2021 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

3 декабря 1898 года родился Михаил Кошкин, инженер-конструктор, создатель танка Т-34

 

Личное дело

Михаил Ильич Кошкин (1898–1940) родился в селе Брынчаги Ярославской губернии в бедной малоземельной семье. Вынужденный заниматься отхожими промыслами отец надорвал здоровье на лесозаготовках и скончался в 1905 году, оставив на попечение вдовы, которой пришлось пойти в батрачки, троих малолетних детей.

Окончив церковно-приходскую школу, Михаил с 1909 года работал на кондитерской фабрике в Москве. В феврале 1917-го был призван в армию, в конце года демобилизовался по ранению.

В 1918-м поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии, воевал под Царицыном, затем на Северном фронте. Переболев тифом и оправившись от него, был переброшен на Южный фронт.

С 1919 по 1920 годы занимался политработой; окончив в 1924 году Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, получил назначение в Вятку, где сначала заведовал  кондитерской фабрикой. Некоторое время карьера Кошкина развивалась по партийной линии: он возглавлял агитационно-пропагандистский отдел райкома, заведовал Губсовпартшколой и агитационно-пропагандистским отделoм Губкома ВКП(б).

В 1929 году Кошкин был зачислен в Ленинградский машиностроительный институт. Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе. Окончил вуз в 1934 году и за 2,5 года работы в танковом КБ Ленинградского завода им. С.М. Кирова поднялся с должности рядового конструктора до заместителя начальника бюро. Именно здесь Кошкин и начал заниматься танками.

В декабре 1936 года он  возглавил КБ танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), где в тот момент сложилась сложная кадровая ситуация. Первый созданный здесь под руководством Кошкина проект танка БТ-9 был отклонен осенью 1937 года как несоответствующий требованиям задания. Для работ по новой машине под индексом БТ-20 было создано отдельное КБ, независимое от Кошкина. Под руководством адъюнкта Военной академии механизации и моторизации Адольфа Дика проект был подготовлен, но с полуторамесячным опозданием. Последовал анонимный донос на Дика, который по обвинению в срыве правительственного задания получил 20 лет лагерей. Однако именно ему принадлежали важные технические идеи  установки на борт дополнительного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески, впоследствии реализованные в Т-34.

После реорганизации КБ его руководителем стал Кошкин, и в марте 1938 года проект танка был утвержден. Испытания прошли летом 1939 года в Харькове, и «крещение огнем» не заставило себя ждать: танк А-32 хорошо показал себя в боях на пересеченной местности во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщена до 45 мм броня,  установлена 76-миллиметровая пушка и другое вооружение.

Так на свет появился Т-34. Первые две машины были переданы на ходовые испытания в феврале 1940 года, а начале марта Кошкин отправился с ними из Харькова в Москву «своим ходом»; это позволило набрать половину пробега, необходимого для допуска машин к показу и испытаниям. Из соображений секретности закамуфлированные танки и тягачи сопровождения двигались вне дорог, нередко по пересеченной местности.

После демонстрации в Москве перед представителями правительства и испытаний в Подмосковье и на Карельском перешейке танк был рекомендован к немедленной постановке на производство.

Кошкин не дожил ни до триумфа детища своего КБ, ни до самой войны: конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на Первом городском кладбище.

 

Чем знаменит

Созданный в КБ Кошкина Т-34 стал самым массовым средним танком Второй мировой войны и одним из ее самых известных символов. Конструкторам удалось найти удачный баланс между всеми основными характеристиками танка. Машина абсолютно превосходила современные ей аналоги в маневренности и проходимости; относительно небольшая толщина брони компенсировалась рационально подобранными углами ее наклона, что делало танк сложной мишенью для вражеской артиллерии. Первоначально устанавливаемая на танк пушка калибра 76 мм ближе к концу войны была заменена 85-миллиметровой (модификация Т-34-85), что увеличило огневую мощь танка. Эта модификация до сих пор стоит на вооружении ряда стран. Всего было произведено более 84 тысяч танков Т-34.

 

О чем надо знать

Михаил Кошкин

Т-34 был не единственным детищем Кошкина. Свой первый орден – Красной Звезды – конструктор получил за участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111), работая еще в Ленинграде. Здесь же он участвовал в создании танка Т-29.

Первоначальное задание Народного комиссариата обороны состояло в разработке колесно-гусеничного танка. На совещании НКО в Москве Кошкину удалось добиться разрешения изготовить и испытать два новых танка – колесно-гусеничный А-20 и чисто гусеничный А-32. Руководство страны до последнего момента не было уверено в том, каким  движителем должна быть оснащена новая машина, и оценивавшая их комиссия, отметив в заключении, что по прочности и надежности оба танка «выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», отдать предпочтение одному из них она не смогла. Точки над i расставила только война с Финляндией.

 

Прямая речь

О конструкции Т-34 (который нередко ремонтировался прямо на поле боя): «Сложное – и дурак придумает».

Главный инженер Уралвагонзавода Алексей Забайкин о Михаиле Кошкине: «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая ее надежность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

Уинстон Черчилль о главном оружии Второй мировой: «Английская линейная пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

Хайнц Гудериан о Т-34, начало октября 1941-го: «Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими свое преимущество».

Хайнц Гудериан о Т-34, конец октября 1941-го: «Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привел соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение».

Писательница, создатель музея Т-34 в Подмосковье Лариса Васильева о вкладе Кошкина: «Было бы неправильным считать, что Кошкин – единственный создатель танка Т-34, но и было бы неправильным так не считать».

 

8 фактов о Михаиле Кошкине

  • Во время Гражданской войны Кошкин принимал участие во взятии Архангельска на Северном фронте и участвовал в боях против Врангеля на Южном
  • На учебу Кошкин был направлен по личному распоряжению Сергея Кирова, с которым был знаком и который высоко его ценил
  • Название танка Кошкин придумал в память о годе, когда начал заниматься танками
  • На обратном пути из Москвы в Харьков Кошкин сам помогал возвращать на дорогу провалившийся в воду танк; обострившаяся в результате напряжения и простуды пневмония (конструктору удалили одно легкое) и стала причиной его смерти
  • Могила Кошкина в Харькове была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками
  • Кошкин был посмертно награжден Сталинской премией (1942 год) и званием Героя Социалистического Труда (1990-й)
  • Кошкину посвящен фильм «Главный конструктор» с Борисом Невзоровым в главной роли
  • Памятники Михаилу Кошкину стоят в его родном селе Брынчаги, на повороте к нему с трассы М8 (памятник танку Т-34) и в Харькове, где его именем также названа улица.

 

Материалы о Михаиле Кошкине

Биография Михаила Кошкина на сайте «Герои страны»

Статья о Михаиле Кошкине в Википедии

Военно-технический музей. Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

Михаил Кошкин. Создать «тридцатьчетверку» и умереть

Михаил Кошкин — советский конструктор, разработчик танка Т-34

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, разработчик боевой техники, начальник конструкторского бюро танкостроения Харьковского завода, создавший легендарный Т-34 – один из лучших танков в мире.

Родившись в бедной крестьянской семье, в четырнадцать лет он уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный октябрь»). Позже его призывают на военную службу в царскую армию.

В годы Гражданской войны Михаил Ильич участвовал в боях, был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву, в университет им. Свердлова. В 1929 – 1935 гг. он учится в Ленинградском Индустриальном институте на специальности «Автомобили и тракторы». Во время учебы начинает работать в КБ Ленинградского завода им. Кирова.

По окончании ВУЗа Михаил Ильич уходит в КБ на постоянную работу. А здесь ударно трудятся над разработкой бронетанковой техники, готовятся к войне: на Западе к власти уже пришли нацисты, на Востоке – угроза японского милитаризма.

В 1936 году Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ) был переименован в завод №183. Начальником танкового конструкторского бюро завода №183 был назначен М.И. Кошкин. До этого он уже работал заместителем главного конструктора Ленинградского завода №185 и успел получить орден Красной Звезды за участие в создании первого отечественного «толстобронного» среднего танка Т-46-5.

На харьковском заводе уже выпускались танки БТ-5 и БТ-7, и КБ уже имело наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторов. Кошкин, мало знакомый коллективу завода, без труда нашел общий язык с рабочими. По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина: «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

Менее чем за год под руководством М.И. Кошкина была выполнена модернизация танка БТ-7 – это был первый в мире танк с танковым дизелем. В армию поступило 790 таких танков с 1936 по 1940 гг. А в сентябре 1937 года из Автобронетанкового управления РККА поступило задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка.

Михаил Кошкин сформировал группу самых квалифицированных конструкторов для создания нового танка. В краткие сроки был выполнен проект нового танка А-20, в точном соответствии с заданием заказчика. В процессе работы над проектом возникла дискуссия: нужен ли на танке колёсный ход при наличии гусеничного?

Тогда и была проявлена в Харькове инициатива создания второго варианта танка — чисто гусеничного под индексом А-32. Было решено дать возможность заводу изготовить оба варианта и затем параллельно их испытать.

В июле—августе 1939 года танки испытывались в Харькове. Однако комиссия не отдала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках. Всё решила практика: большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв в Финляндии (осень-зима 1939 года) доказал гусеничный танк. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк — Т-34.

Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Они подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. И 5 марта два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков—Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег.

На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был немедленно поставлен на производство – в Харькове на 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска.

Михаил Кошкин выполнил все требования, отделявшие Т-34 от серийного производства, и добился официального решения о запуске танка в «серию». Но по прибытии в Харьков он оказался в больнице — врачи диагностировали у него пневмонию.

Возможно, болезнь отступила бы, но недолеченный Кошкин сбегал на завод, руководя доработкой танка и началом серийного производства.

В итоге болезнь обострилась настолько, что спасать конструктора прибыли медики из Москвы. Ему пришлось удалить лёгкое, после чего Кошкина отправили на реабилитационный курс в санаторий. Но было уже поздно — 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало.

Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.

Но он успел запустить Т-34 в серийное производство. Пройдёт меньше года, и немецкие танкисты в ужасе будут сообщать о невиданном советском танке, сеющем панику в их рядах.

Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась — она была уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова, причём есть основания считать, что намеренно. Впрочем, спасти их это уже не могло. Михаил Кошкин выиграл свой бой. А лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал его Т-34.


Просмотры: 38

Т-34 (1940 г.) | Танкер Вики

Т-34 (1940)

Т-34 (1940 г.) в гараже/ангаре

Тип танка

Средний танк

Уровень бака

2

Страна

Советский Союз

Опыт

11 500

Кредиты

336 700

Здоровье

400 (DM)

225 (KoTH/LS)

DPM

785 (уровень экипажа 0)

982 (уровень экипажа 20)

Величина проникновения (мм)

62 (46 — 77)

Ср. (Мин. — Макс.)

Броня (мм)

75/45/75 (спереди)

25/15 (борта/сзади)(корпус/башня/маска)

Коэффициент ускорения

75 (уровень экипажа 0)

68 (уровень экипажа 20)

Максимальная скорость

35 км/ч Вперед

8 км/ч Назад

Скорость поворота башни

15°/сек.

360° за 24 сек.

Урон за выстрел

110 (82 — 137)

Средн. (Мин. — Макс.)

Время перезарядки

8,4 сек. (Уровень экипажа 0)

6,7 сек. (Экипаж 20-го уровня)

Т-34/76 — советский средний танк 2 уровня.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Стиль игры
    • 2.1 Плюсы:
    • 2.2 Минусы:

Предыстория

Созданный в 1940 году, Т-34 считался лучшим танком Советского Союза. Его серийный номер приближается к колоссальным 84 000, что делает его самым производимым танком в эпоху Второй мировой войны. Он также считается одним из самых долгоживущих танков, когда-либо построенных Советским Союзом. Многие из них до сих пор хранятся на складах.

Стиль игры

Этот танк имеет приемлемый запас здоровья и приличную броню для 2-го уровня. Урон в минуту хорош, однако значение пробития низкое, что делает его более подходящим для борьбы с танками более низкого уровня.

Время перезарядки этого танка выше, чем у большинства других танков 2-го уровня, что делает его более подходящим для отступления в густых зарослях или укрытиях. Танк демонстрирует исключительную скорость ускорения и приличную максимальную скорость, благодаря чему он может встать и очень быстро двигаться под лучшим углом или отступить в укрытие.

При использовании этого танка рекомендуется избегать нескольких целей или обхода с фланга из-за медленного движения башни, из-за чего танк легко может быть обойден с фланга более быстрыми танками. Чтобы бороться с этим, вы можете использовать скорость ускорения, чтобы избежать выстрелов.

Игровой режим, в котором этот танк будет в основном бороться, — это DM (Deathmatch), потому что он может принести очки вашей команде из-за того, что это хорошо сбалансированный Т2 с высоким уроном в минуту и ​​способом уклоняться от вражеского огня. Причина, по которой этот танк будет плохо играть в KoTH (Царь горы) и LS (Последняя битва), заключается в том, что, хотя у него высокий показатель ускорения, максимальная скорость не так высока, как вы хотели бы, чтобы танк мчался на точку или обходить с фланга.

Плюсы:

  • Относительно приличная бронезащита.
  • Хороший средний урон снаряда.
  • Среднее число оборотов в минуту
  • Низкопрофильный
  • Хорошее здоровье.

Минусы:

  • Довольно низкая максимальная скорость.
  • Медленный поворот башни.
  • Немного больше времени перезарядки, чем в среднем для уровня 2.
  • Полусреднее проникновение.

Танковый архив: Германия и Т-34

Вермахт застрял под Москвой зимой 1941 года, и у руководства Рейха было время подумать, пока его войска обморожены. Первые встречи с танками Т-34 и КВ-1 показали, что советские инженеры намного лучше реализовали толстую противоснарядную броню и мощные танковые двигатели. 18 ноября 1941 года на фронт прибыла целая комиссия для обследования обстановки. В комиссию вошли глава танковой комиссии Фердинанд Порше, его заместитель и директор компании Steyr Оскар Хакер, начальник отдела № 6 артиллерийского управления полковник Себастьян Фихтнер, гражданский начальник отдела № 6 инженер Генрих Книпкамп и высокопоставленный представители ведущих оружейных компаний: Krupp, Daimler-Benz, Henschel, MAN, Rheinmetall. Они осмотрели советские танки и оценили суровые условия зимы и бездорожья.

Никто не сомневается, что этот экзамен оказал существенное влияние на дальнейшее развитие немецкой танковой школы. Но каковы были их выводы? Как советские танки повлияли на немецкое танкостроение? Есть много разных мнений по этому поводу, вплоть до того, что Пантеру называют плохой копией Т-34. Каковы были реальные изменения в немецком способе строительства танков после осени-зимы 1941 года?

Немецкие дизели и В-2

Миф о том, что Германия благоговела перед советским дизелем В-2, но не в состоянии создать ни копию, ни собственный аналог, родился еще в советское время. Вот почему немецкие танки продолжали использовать бензиновые двигатели до конца войны. Этот миф основан только на том факте, что Германия использовала в своих танках бензиновые двигатели и не основан на каких-либо исследованиях развития немецких двигателей.

Двигатель BMW VI выпускался в СССР под индексом М-17. Его использовали не только в самолетах, но и в танках. Немцы не были в восторге от этого двигателя.

Советские специалисты и историки многого не знали о нацистской Германии. До Вальтера Спилбергера этой темой серьезно никто не занимался, а его работы в СССР не публиковались. При отсутствии конкретных фактов можно отмахнуться от любого аргумента. Почему немцы не смогли создать аналог Фау-2? Потому что они использовали бензиновые двигатели до конца войны. Почему до конца войны использовали бензиновые двигатели? Потому что не смогли создать аналог В-2.

Рассмотрим некоторые конкретные факты. Немцы впервые задумались о создании 30-тонного тяжелого танка с двигателем мощностью 600 л.с. для этой новой весовой категории в 1935 году. Старые авиадвигатели BMW VI для этого не подходили. Они давали максимальную выходную мощность при низких оборотах (1400-1600) и высоком крутящем моменте. Это потребовало использования тяжелых и громоздких трансмиссий. В октябре 1935 года Управление артиллерийского вооружения провело встречу с Maybach и Daimler-Benz. Эта встреча во многом определила направление развития танковых двигателей до конца войны.

В то время Daimler-Benz работал над новым двигателем DB 600 мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин. Он был намного мощнее BMW VI, но имел перевернутую А-образную компоновку. Обслуживание карбюраторов через люк в полу корпуса было слишком даже для немцев, и поэтому инженеры предложили V-образное ответвление двигателя мощностью 600 л.с. Эта идея так и осталась на бумаге, так как немцы решили перейти на танковые двигатели Maybach.

Daimler-Benz не сдался и начал работу над еще более мощными двигателями в 1936. Для самолетов были разработаны два А-образных двигателя: бензиновый ДБ 603 и дизельный ДБ 607. Были также разработаны на их базе V-образные двигатели для танков и моторных лодок: бензиновый МБ 503 и дизельный МБ 507. младший» MB 507 объемом 42,3 л выдавал 850 л.с. при 2350 об/мин, а «старший» MB 507 44,5 л — 1000 л.с. при 2400 об/мин. В 1937 году отдел № 6 Управления артиллерийского вооружения, ответственный за моторизацию вермахта, заказал МБ 503 и МБ 507 для испытаний, которые успешно прошли весной 1919 г.38. Однако интерес быстро угасал. Возможно, Департамент №6 посчитал их слишком большими и мощными.

Дизельный двигатель MB 507 предлагался для использования на танках в конце 1930-х годов, но интереса к нему не было.

Как видите, немецкие инженеры рассматривали возможность использования мощных двигателей V-12 с водяным охлаждением еще в 1930-х годах. Изучив Т-34, компания Daimler-Benz снова предложила MB 503 и MB 507, особенно теперь, когда они зарекомендовали себя в САУ Karl Gerat. Танки становились все тяжелее и тяжелее, так что 44,5-литровый MB 507 уже не был таким уж лишним. Немцы начали работать над унифицированной линейкой дизелей с воздушным охлаждением летом 1942. Это привело к разработке X-образного 16-цилиндрового дизельного двигателя Sla 16. Даже после изучения немецкого двигателя V-2 развитие все же пошло своим путем.

Была ли Daimler-Benz Panther клоном Т-34?

Некоторые до сих пор придерживаются мнения, что немцы решили заменить Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV только после знакомства с советскими танками. На самом деле работы по замене этих средних танков начались задолго до этого. Первоначально Pz.Kpfw.III предполагалось заменить вариантом Z.W.38, но ранние Pz. Kpfw.III Ausf.E и Ausf.F были сложны в производстве и ненадежны из-за ряда технических новинок Отдел №6 настоял на. В октябре 1938 Daimler-Benz было разрешено разработать средний танк VK 20.01 (D) по своему усмотрению.

Макет корпуса и башни ВК 20.01(Д). Обратите внимание на углубления по бокам для поддержки рессорной подвески. Нечто подобное было и у Pz.Kpfw.III Ausf.B/C/D.

Новый средний танк имел колеса, сгруппированные в тележки, на рессорной подвеске, как у Pz.Kpfw.III Ausf.D. Опорные катки диаметром 700 мм накладывались друг на друга. Вместо двигателя Maybach Daimler-Benz использовал собственный MB 809.. Как и у MB 507, было несколько вариантов этого двигателя.

Использовался «младший» вариант 17,5 л, который выдавал 360 л.с. при 2400 об/мин. Он был легче, мощнее и эффективнее бензинового HL 120. Проектирование MB 809 было завершено в июне 1940 года. В феврале 1941 года двигатель прошел стендовые испытания и через месяц был установлен на танк. VK 20.01 (D), первый немецкий танк с дизельным двигателем, был закончен до вторжения в СССР. К концу войны испытательные шасси прошли более 6000 км.

Деревянная модель ВК 30.01 (Д).

MAN и Krupp также принимали участие в программе VK 20, но их разработки остались на бумаге. Это было связано с постоянными изменениями требований, от которых конкуренты Daimler-Benz не могли отказаться. Судьба 20-тонных танков была поставлена ​​под сомнение в декабре 1941 года, после осмотра танков Т-34. Некоторые призывали свернуть всю программу и построить танки 30-тонного класса, которые могли бы превзойти по характеристикам советские танки. Другие утверждали, что почти готовый VK 20 должен быть запущен в производство как можно скорее, тем более что 20-тонный танк должен был быть дешевым и простым в производстве.

Как известно, решение о переходе на 30-тонные средние танки победило. Компания Daimler-Benz представила танк VK 30.01(D), на первый взгляд похожий на Т-34. Трансмиссия теперь располагалась сзади, корпус и башня были наклонными, а танк приводился в движение мощным дизельным двигателем. Некоторые называют VK 30.01(D) копией Т-34, но справедливо ли это?

Схема подвески ВК 30.01 (Д). Принципиально не отличается от VK 20.01(D), только добавлено одно дополнительное колесо.

Посмотрите внимательно на Daimler-Benz Panther. Перемежающиеся колеса большого диаметра сгруппированы в тележки на рессорной подвеске, дизельный двигатель имеет водяное охлаждение, имеется 8-ступенчатая коробка передач. Все это было опробовано на ВК 20.01(Д) перед вторжением в СССР.

Что касается трансмиссионного отделения, то VK 30.01(D) сильно отличается ни от MAN Panther, ни от советских Т-34 и КВ-1. Компания Daimler-Benz разработала 8-ступенчатую безвальную коробку передач, в которой передачи включались многодисковыми муфтами. Компоновка представляла собой смесь коробок передач, использовавшихся на Pz.Kpfw.III Ausf.E и Tiger h2. Проблема заключалась в том, что безвальные редукторы сложно установить перпендикулярно, поэтому редуктор устанавливали рядом с двигателем. Аналогичная компоновка использовалась на Grosstraktor. Непонятно, как можно обвинять это решение в копировании Т-34.

Корпус ВК 20.02 разработки MAN после осмотра Т-34. Позже он будет использоваться в качестве отправной точки для VK 30.02 (M) и VK 16.02.

ВК 30.01 (Д) можно охарактеризовать как дальнейшее развитие идей, впервые использованных в ВК 20.01 (Д), модернизированных до 30-тонного класса со значительным влиянием Т-34 и требованиями, установленными Отделом № 6. У MAN Panther та же история: дальнейшее развитие VK 20.02 с советскими характеристиками. Корпус с наклонным бронированием впервые был использован на VK 20.02(M) и это была оригинальная конструкция. Т-34 оказал влияние на развитие Пантеры, но не следует его преувеличивать.

Наклонная броня

Читатель может видеть, что немецкие танковые двигатели развивались по-своему даже после осмотра Фау-2, а Daimler-Benz Panther была чем угодно, только не копией советского танка. Однако влияние Т-34 на защиту странным образом недооценивается. Редуктор, спрятанный внутри танка, это одно, а корпус и башня определяют форму танка. Однако не будем забегать вперед.

Немцы наверняка знали о наклонной броне еще до осмотра Т-34. Ряд корпусов броневиков и полугусениц с наклонным бронированием был разработан в 19 в.30 с. В качестве примера можно привести подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252. Другим хорошим примером является 7,5-см проект истребителя танков Selbstfarlafette L/40,8, начатый еще в 1934 году. Обратный наклон листов корпуса чем-то напоминает поздние советские тяжелые танки.

7,5-см корпус и башня Selbstfarlafette L/40,8 говорят сами за себя.

Впрочем, немецкие танки той эпохи описывают как «коробку на коробке». Долгое время немцы экономили на броне, чтобы минимизировать вес и сохранить высокую подвижность. Танки были защищены только от пуль и осколков. Не было причин экспериментировать с геометрией. Инженерам было легко раскладывать свои компоненты и использовать внутреннее пространство своих танков.

Ранние корпуса немецких танков состояли из нескольких частей: бака (Wanne) и надстройки (Aufbau), а также надстройки моторного отсека. Это упростило сборку танка, а также его ремонт. Возьмем в качестве примера производство Panzer III. Подвеска, двигатель, трансмиссия и другие узлы устанавливались в баке корпуса, а затем устанавливались надстройка и башня. Это гораздо проще, чем продевать трансмиссию через погон башни, и для превращения танка в самоходную установку требуется несколько изменений: достаточно заменить надстройку на каземат. Такая компоновка не сработала бы с Т-34, так как уязвимый стык попадал прямо в верхнюю наклонную броню.

Сборка Pz.Kpfw.III Ausf.G на заводе Daimler-Benz

Немцы постепенно перешли на цельнокорпусные. VK 30.01 (H) и VK 36.01 имели надстройку и бак как единое целое, хотя форма оставалась прежней. В них использовались приборы наблюдения и пулеметные установки, уже разработанные для наклонной под небольшим углом брони. Лишь осмотр Т-34 заставил немцев пересмотреть этот подход. Несправедливо говорить, что немцы не знали о наклонной броне, а если бы знали, то применили бы. Есть много случаев, когда хорошая реализация послужила источником вдохновения. Например, сборку корпусов танков с помощью сварки в СССР начали после изучения немецких разработок. Значит ли это, что никто в СССР не умел соединить электродом два куска металла? Конечно нет. Здесь мы видим аналогичный случай.

Т-34 по-разному влиял на разные компании. Компания MAN построила для VK 20.02 корпус с наклонной броней, но использовала оригинальный дизайн. Корпус Daimler-Benz Panther был похож на корпус Т-34, но с рядом заметных отличий. Крупп, с другой стороны, находился под гораздо более сильным влиянием. У первых танков Т-34 лобовая часть корпуса была выполнена из одного криволинейного листа. Эта функция была быстро исключена, но Крупп все еще был заинтересован. Передний корпус Tiger H2 состоял из четырех листов, передний корпус Tiger P — из шести. Изготовление всего переднего корпуса из одной детали было бы намного проще и уменьшило бы количество сварки до минимума.

Pz. Kpfw.Lowe спереди. Обратите внимание, что весь передний корпус сделан из одной пластины, согнутой в двух местах.

Krupp уже имел опыт работы с гнутыми броневыми листами. VK 30.01 (P) имел цилиндрическую башню, в которой борта и корма были сделаны из одной пластины подковообразной формы. Неудивительно, что увиденную идею решили реализовать на Т-34. В январе 1942 года Фердинанд Порше предложил переделать корпус Tiger P для использования наклонной брони. В ответ Крупп изготовил корпус VK 45.02 (P) с единственной изогнутой лобовой плитой, расположенной под углом 55 градусов. Это решение должно было быть использовано после постройки 101-го танка, но с тех пор, как Tiger P был списан, этого так и не произошло. В сверхтяжелом танке Lowe были внесены аналогичные изменения, и его лобовая часть корпуса была выполнена из одного гнутого листа.

Значительное влияние Т-34 на танки, разработанные в Krupp, по большей части игнорируется. До сих пор можно увидеть чертежи и макеты танков VK 45. 02(P) и Lowe с отдельными верхним и нижним лобовыми листами, соединенными сваркой. В действительности на чертежах не было сварных швов. Передняя часть корпуса была выполнена из одного гнутого листа.

Башни: до и после

Ранний Т-34 повлиял на немецкое танкостроение не только формой корпуса, но и формой башни. Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Немцы давно подошли к строительству башен довольно простым способом. Погон башни был окружен броней со всех сторон, создавая при взгляде сверху квадратную или круглую форму с широкими лобовыми частями.

Ранний танк Т-34. Передняя часть корпуса и передняя часть башни выполнены из одинарных криволинейных листов.

Башня Т-34 была другой. У него был узкий лоб, небольшая маска орудия и турель башни. Эти решения были важны для немцев, которые широко использовали плиты разной толщины. Очевидно, что вес плиты пропорционален ее площади, поэтому, если сделать самые толстые броневые плиты меньше, то и танк можно сделать легче. Самая толстая броня обычно находится спереди, поэтому узкая передняя часть башни Т-34 была интересным решением. Немаловажное значение имела и турельная суета. Его можно было использовать для балансировки орудия танка, которое становилось все тяжелее и мощнее, а также давало хорошее место для установки готовой стойки.

Изучив первые Т-34, инженеры Krupp пришли к небольшому озарению и радикально пересмотрели их башни. В результате в башне VK 45.02(P) сочетались лучшие советские и немецкие идеи: наклонная броня, узкая дугообразная передняя часть, компактная маска орудия, большая турель башни с боеукладкой и командирская башенка с перископами вместо наблюдательных. щели. Несмотря на более толстую броню, более мощное орудие и боеукладку, новая башня была всего на две тонны тяжелее старой башни Tiger P и h2. В этом сила хорошо продуманной геометрии! Krupp также разработал аналогичную башню для первых танков Maus. Даже в окончательном варианте лоб башни был выполнен из одного изогнутого куска брони, как на ранних танках Т-34.

Ранний чертеж башни ВК 45.03. Она аналогична башне VK 45.02 (P), но имеет гидравлическую траверсу вместо электрической.

Не все было идеально. Восемь из пятнадцати лобовых листов башни VK 45.02 (P) треснули при сборке. Их контуры выглядели красиво на бумаге, но простота производства была другим вопросом. Между тем требования к защите постоянно возрастали, поэтому Крупп утолщил лоб башни до 180 мм и отказался от идеи изогнутой формы. Так родилась башня King Tiger, старые башни с толщиной лобовой части 100 мм использовались только на первых 50 танках.

Daimler-Benz также разработал башню, подобную Т-34, для своего VK 30.01 (D) с узкой передней башней и небольшой маской орудия. В отличие от Krupp, он избавился от некоторых проблем и изначально использовал плоскую переднюю часть башни. В целом башня Daimler-Benz была более прогрессивной, чем у Rheinmetall, но и с опозданием на 3-4 месяца. Несовместимы были и погона башни (1600 мм против 1650 мм). От этой конструкции отказались, и серийные «Пантеры» использовали башни Rheinmetall с широким лобом.

Новая башня для Panther II. Как видите, маска орудия совершенно иная, чем на танке «Пантера». Передняя часть башни Schmalturm была еще уже.

Победил новый подход. Компания Rheinmetall переработала башню Panther II, сделав переднюю часть намного уже и используя новую маску орудия. Эта башня известна как Turm-Panther (Schmale Blende) или «башня с узкой маской». Когда работа над новым танком зашла в тупик, проекты были переданы Daimler-Benz.

Компания развила свои старые идеи и разработала Schmalturm или «узкую башню». Она была дешевле и проще в сборке, чем старая башня Panther, весила на 100 кг меньше, имела лучшую защиту (лоб на 20 мм толще, борта и корма на 15 мм), а также мог нести дальномер. Работы начались слишком поздно, поэтому производство Panther Ausf.F с новой башней так и не состоялось.

Башня ВК 16.02 создана по образцу башни Т-34. Это наиболее очевидно, если смотреть сверху.

Кроме того, Daimler-Benz изготовил башню типа Т-34 для легкого танка VK 16. 02. Позже его предполагалось использовать на разведывательном танке «Лучс», но планы так и остались на бумаге. Облегченный вариант башни использовался на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234. Вывод очевиден: влияние Т-34 на развитие немецкой башни было значительным.

Тигры спешат

Тема немецких тяжелых танков обросла мифами. Мы даже не будем серьезно рассматривать идею о том, что Германия не работала над тяжелыми танками до вторжения в СССР, поскольку она противоречит слишком многим известным фактам. Однако если иметь в виду, что немцы работали над тяжелыми танками с 1937, можно задать новый вопрос: что они делали все это время? Некоторые говорят, что тяжелые танки были несовместимы с концепцией блицкрига и работа над ними была малоприоритетной. Как только немцы увязли в оборонительных боях, они придумали тяжелый и неповоротливый Тигр. Этот вопрос можно перефразировать: как советское танкостроение повлияло на немецкие тяжелые танки?

Для начала скажем, что немцы не намеренно тормозили разработку собственного тяжелого танка. Д.В. тяжелый танк разрабатывался параллельно с Z.W. шасси для Pz.Kpfw.III. Проектные работы выполнены в 1937 опытные образцы прошли испытания в 1938 году. Примерно такими же темпами шли работы над легкими танками. Дело в том, что D.W. был очень сырым и плохо продуманным. Необходимые изменения означали, что массовое производство пришлось отложить. К тому времени, когда VK 30.01 (H) превратился в жизнеспособную конструкцию, он уже безнадежно устарел. Отговорки о низком приоритете и блицкриге напоминают басню о лисе и виноградной лозе. Если не было результата, это должно означать, что результат был ненужным.

Так выглядел VK 30.01(P) в мае 1941 года. Последний шаг отделял его от Тигра.

Давайте посмотрим, как немцы изменили свое отношение к тяжелым танкам после вторжения в СССР. Известно, что Tiger h2 появился в результате замены корпуса VK 36.01 на башню с 88-мм пушкой, изначально предназначенную для VK 30.01(P). Крупп и Порше активно обсуждали вооружение будущего танка с февраля по май 1941 года. Рассматривались длинные 88- и 105-мм орудия. В итоге выбор был сделан в пользу 88-мм орудия L/56. Концепция тяжелого танка с 88-мм пушкой была доработана еще до вторжения в СССР. Тогда же было принято решение об утолщении брони до 100 мм.

Эволюция VK 36.01 и VK 30.01 (P) в Tiger H2 и Tiger P началась в июле 1941 года. Немцы планировали завершить разработку и запустить серийное производство в течение года. 28 мая Henschel получил заказ на VK 45.01 (H), и к 28 июля был закончен проект новой системы охлаждения, так что новый корпус к тому времени уже был готов. Тем временем Porsche был занят разработкой новых 15-литровых двигателей для Tiger P. В документах стоял штамп, указывающий, что работа над Geraet 4501 P строго следовала установленному графику. Вывод — работы по «Тиграм» шли полным ходом до того, как немцы увязли под Москвой и появление Т-34 и КВ-1 никак не сказалось на их характеристиках.

Схема системы охлаждения Тигра Н2 от 28 июля 1941 года.

Что касается «Королевского Тигра», то утверждение, что он был разработан в ответ на ИС-2, абсурдно. Тема установки 88-мм пушки L/71 на «Тигр» всплыла в сентябре 1941 года. Этот проект во многом заимствован из советской школы танкостроения, как и при разработке VK 45.02(P) с новым 88-мм L/71. Корпус и башню орудия Крупп разработал, вдохновившись Т-34. VK 45.03 или King Tiger появился так поздно не потому, что он был ответом на ИС-2, а потому, что он стал жертвой еще одной попытки рационализировать две конструкции, на этот раз Panther II.

Выводы

Подведем итоги. Влияние советского двигателя В-2 на немецкое танкостроение преувеличено, как и утверждения о том, что немцы не смогли разработать дизельный двигатель. Немецкие конструкторы двигателей пошли своим путем и до, и после осмотра В-2. Немцы умели создавать дизельные двигатели для своих танков, хотя и плохо их применяли.

Влияние Т-34 на развитие немецкого танкостроения было значительным. Именно после того, как немцы осмотрели новые советские танки, они перешли на новую 30-тонную весовую категорию. Однако не переоценивайте это влияние.