Содержание
Гений из кондитерской. Конструктор Т-34 не дожил до триумфа своего детища | История | Общество
У этого человека была удивительная судьба. В юности он и не помышлял о том, что впоследствии стало главным делом его жизни. Кошкин прожил недолго, успев построить всего один танк, которому отдал все силы и саму жизнь. Его могила не сохранилась, а имя никогда не гремело по всему миру.
Зато весь мир знает его танк. Т-34 — лучший танк Второй мировой войны, танк, название которого неотделимо от слова «Победа».
Советский средний танк Т-34 (выпуск 1941 года). Фото: Commons.wikimedia.org
«Сладкая» жизнь
Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в крестьянской семье в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Земли у семьи было немного, и отец Михаила, Илья Кошкин, занимался промыслами. Мише не было и семи, когда в 1905 году умер отец, надорвавшись на лесозаготовках. Мать осталась с тремя малолетними детьми на руках, и Михаилу пришлось помогать ей зарабатывать на кусок хлеба.
В четырнадцать лет Миша Кошкин уехал на заработки в Москву, став подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики, ныне известной как «Красный Октябрь».
«Сладкая жизнь» закончилась с началом Первой мировой войны, которая продолжилась гражданской. Бывший рядовой 58-го пехотного полка примкнул к красным, в рядах Красной Армии воевал под Царицыном, под Архангельском, сражался с армией Врангеля.
Смелого, инициативного и решительного бойца сделали политработником. После нескольких ранений и перенесённого тифа отправили в Москву, в Коммунистический университет имени Свердлова. В Кошкине рассмотрели перспективного руководителя.
В 1924 году выпускнику университета Кошкину поручили руководство… кондитерской фабрикой в Вятке. Там он проработал до 1929 года на различных постах, женился.
Казалось бы, как в судьбе этого человека могли появиться танки?
Михаил Кошкин (справа) в Крыму. Начало 1930-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org
Родине нужны танки!
Надо заметить, что до 1929 года в Советском Союзе танковая промышленность являла собой весьма жалкое зрелище. Вернее сказать, её просто не было. Трофейные машины, доставшиеся от Белой армии, незначительное собственное производство, отстававшее от лучших мировых образцов на целую вечность…
В 1929 году правительство страны постановляет — ситуацию надо менять кардинальным образом. Без современных танков обеспечить безопасность страны нельзя.
Кадры, как известно, решают всё. А при отсутствии таковых их нужно готовить. И партийного работника Михаила Кошкина, которому к тому времени уже за 30, отправляют в Ленинградский политехнический институт для обучения на кафедре «Автомобили и тракторы».
Сложно осваивать новое дело практически с нуля, но у Кошкина упрямства и целеустремлённости хватило бы на двоих.
Теория без практики мертва, и ещё студентом Кошкин работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода, изучая модели иностранных танков, закупленные за рубежом. Он вместе с коллегами не только ищет пути совершенствования имеющейся техники, но и вынашивает идеи принципиально нового танка.
После окончания вуза Михаил Кошкин больше двух лет работает в Ленинграде, и его способности начинают раскрываться. Он стремительно проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Кошкин участвовал в создании танка Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111, за что был удостоен ордена Красной Звезды.
Кошкин и другие
Михаил Кошкин (справа) в Вятке. 1930-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org
В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот — его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.
Жена Кошкина уезжать из Ленинграда не хотела, но последовала за мужем.
Назначение Кошкина на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах — прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ещё ряд конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя.
Фирсов успел передать дела Кошкину, и потом это обстоятельство станет поводом для очернения имени конструктора. Мол, Т-34 разработал именно Фирсов, а не Кошкин, который-де был «карьеристом и бездарностью».
Михаилу Кошкину действительно приходилось нелегко. Кадровый состав КБ был слаб, а приходилось заниматься не только перспективными разработками, но и текущим серийным производством. Тем не менее под руководством Кошкина была проведена модернизация танка БТ-7, который был оснащён новым двигателем.
Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдаёт задание Харьковскому заводу на разработку нового колёсно-гусеничного танка. И вот здесь снова возникает конспирология: на заводе, помимо Кошкина, в этот момент работает Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Правда, Адольф Яковлевич пережил и Фирсова, и Кошкина, дожив до 1978 года.
Гусеничный проект
Безусловно, Кошкин опирался и на работы Фирсова, и на работы Дика. Как, собственно, и на весь мировой опыт танкостроения. Однако у него было своё видение танка будущего.
После ареста Дика на начальника КБ Кошкина легла дополнительная ответственность. Он понимал, что ошибки ему никто не простит. Но колёсно-гусеничный А-20 конструктора не устраивал. На его взгляд, стремление к колёсной технике, отлично показывающей себя на шоссе, не слишком оправданно в условиях реальной войны.
Те же скоростные БТ-7, прекрасно летавшие через овраги, но обладавшие только противопульной бронёй, немцы ехидно называли «быстроходными самоварами».
Нужна была машина скоростная, с высокой проходимостью, выдерживающая огонь артиллерии и сама обладающая значительной ударной мощью.
Михаил Кошкин наряду с колёсно-гусеничной моделью А-20 разрабатывает гусеничную модель А-32. Вместе с Кошкиным работают его единомышленники, которые впоследствии продолжат его дело — Александр Морозов, Николай Кучеренко и конструктор двигателей Юрий Максарев.
На Высшем военном Совете в Москве, где были представлены проекты и колёсно-гусеничного А-20, и гусеничного А-32, военные откровенно не в восторге от «самодеятельности» конструкторов. Но в разгар полемики вмешался Сталин — пусть Харьковский завод построит и испытает обе модели. Идеи Кошкина получили право на жизнь.
Конструктор торопился, подгоняя других. Он видел — большая война уже на пороге, танк нужен как можно быстрее. Первые образцы танков были готовы и поступили на испытания осенью 1939 года, когда Вторая мировая уже началась. Эксперты признали: и А-20, и А-32 лучше всех моделей, ранее выпускавшихся в СССР. Но окончательного решения принято не было.
Образцы испытывали и в реальных условиях — во время советско-финской войны 1939–1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд.
С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34. Фото: Commons.wikimedia.org
Танкопробег
Два опытных образца гусеничного танка, получившего официальное название Т-34, были готовы в начале 1940 года. Михаил Кошкин безвылазно пропадал в цехах и на испытаниях. Нужно было как можно скорее добиться начала серийного производства Т-34.
Окружающие удивлялись фанатизму Кошкина — у него дома жена, дочки, а он только о танке думает. А конструктор, боровшийся за каждый день, каждый час, сам того не зная, уже вёл войну с фашистами. Не прояви он упорства, рвения, самоотдачи, кто знает, как повернулась бы судьба нашей Родины?
Войсковые испытания танка начались в феврале 1940 года. Но для того, чтобы танк отправили в серийное производство, опытные образцы должны пройти определённое количество километров.
Михаил Кошкин принимает решение — Т-34 наберут эти километры, отправившись из Харькова в Москву своим ходом.
В истории отечественного танкостроения этот пробег стал легендой. Накануне Кошкин сильно простудился, а танк — это не лучшее место для больного человека, тем более, в условиях зимы. Но отговорить его было невозможно — два танка просёлками и лесом отправились в столицу.
Военные говорили: не дойдут, сломаются, придётся гордому Кошкину везти своё детище по железной дороге. 17 марта 1940 года оба танка Т-34 своим ходом прибыли в Москву, в Кремле представ перед глазами высшего советского руководства. Восхищённый Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».
Кажется, всё, Т-34 получил признание, можно и заняться собственным здоровьем. Тем более что ему это настоятельно посоветовали в Кремле — кашель Кошкина звучал просто ужасно.
Однако для серийного производства опытным моделям Т-34 не хватает ещё 3000 километров пробега. И больной конструктор снова лезет в машину, возглавляя колонну, идущую в Харьков.
Скажите, способен на это карьерист, укравший и присвоивший чужие проекты, как говорят о Михаиле Кошкине недоброжелатели?
Личный враг Гитлера
Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает его вытаскивать, стоя в ледяной воде.
Михаил Кошкин выполнил все требования, отделявшие Т-34 от серийного производства, и добился официального решения о запуске танка в «серию». Но по прибытии в Харьков он оказался в больнице — врачи диагностировали у него пневмонию.
Возможно, болезнь отступила бы, но недолеченный Кошкин сбегал на завод, руководя доработкой танка и началом серийного производства.
В итоге болезнь обострилась настолько, что спасать конструктора прибыли медики из Москвы. Ему пришлось удалить лёгкое, после чего Кошкина отправили на реабилитационный курс в санаторий. Но было уже поздно — 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало.
Почтовая марка к 100-летию со дня рождения Кошкина. Фото: Commons.wikimedia.org
Провожать 41-летнего конструктора в последний путь вышел весь завод.
Но он успел запустить Т-34 в серийное производство. Пройдёт меньше года, и немецкие танкисты в ужасе будут сообщать о невиданном русском танке, сеющем панику в их рядах.
Согласно легенде, конструктора танка Т-34 Адольф Гитлер объявил своим личным врагом посмертно. Могила конструктора не сохранилась — она была уничтожена гитлеровцами во время оккупации Харькова, причём есть основания считать, что намеренно. Впрочем, спасти их это уже не могло. Михаил Кошкин выиграл свой бой.
Главная награда
Скептики любят сравнивать технические характеристики Т-34 с другими танками Второй мировой войны, доказывая, что детище Михаила Кошкина уступало многим из них. Но вот что сказал профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»: «Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 был лучшим танком не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике».
10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34. Полвека спустя, в 1990 году, первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв присвоил Михаилу Кошкину звание Героя Социалистического Труда.
Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал его Т-34.
День памяти создателя легендарного танка Т-34
Фото: Знаменитости
26 сентября 1940 года скончался советский конструктор Михаил Кошкин, который известен как создатель легендарного Т-34 — самого массового и лучшего танка Второй мировой войны. Об этом сообщил новостной портал calend.ru.
По информации портала, за участие в создании нового танка Т-46-5 Михаил Ильич получил орден Красной Звезды. Первый самостоятельный проект Кошкина оказался не очень удачным — созданный под его руководством танк БТ-9 был отклонен в 1937 году по причине конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания.
В 1938 году был утвержден проект создания нового советского танка Т-34. По результатам первых испытаний было принято решение изготовить два танка с усиленной броней. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется из Харькова в Москву с двумя танками Т-34 «своим ходом».
Начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. Тем не менее, испытания в Подмосковье завершились успехом. Но сам Кошкин заплатил за этот демонстрационный успех большую цену: простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией.
26 сентября 1940 года Михаил Ильич умер в Харькове. А его детище — танк Т-34 с 76-миллимитровым орудием Л-11 в этом же году поступил на вооружение Красной Армии (впоследствии эту пушку заменят на более удачную «Ф-34» конструкции Василия Грабина). В 1942 году сам создатель легендарной «тридцатьчетвёрки» М.И. Кошкин был уже посмертно удостоен Государственной премии СССР.
От себя добавим, что именно на таком танке воевал всемирно известный житель Ижевска Михаил Калашников. Впервые в бою он оказался в августе 1941 года под Брянском в качестве командира нового танка Т-34 и в звании старшего сержанта. Уже 31 августа машина М.Т. Калашникова попала под огонь немецкого противотанкового орудия, а сам он получил слепое осколочное ранение в области левого плечевого сустава.
В начале Великой Отечественной войны Харьковский завод имени Коминтерна был эвакуирован на Урал и работал на территории Уралвагонзавода в городе Нижнем Тагиле. В 1943-1944 годах украинские и уральские конструкторы совместными усилиями создали обновлённый танк Т-34-85 с 85-миллимтеровым орудием «С-53» всё того же Василия Грабина. К слову, его знаменитую противотанковую пушку «ЗиС-2» можно увидеть в Ижевске в сквере на улице Ленина.
Танк Т-34-85 также выпускали в Горьком и Омске, но головным по производству этих машин являлось предприятие в Нижнем Тагиле. Завод №183 (он же «Уралвагонзавод») выпусти две трети от общего числа этих легендарных танков, оказавших огромное влияние на исход схватки с фашизмом. Добавим также, что большинство военных специалистов называют Т-34-85 лучшим танком Второй мировой войны за его живучесть, проходимость, манёвренность и мощность вооружения.
- Ижевск
- новости
- история
- Великая Отечественная война
- Михаил Калашников
- День в истории
- Брянск
- Вторая Мировая война
- Государственная премия
- Есть повод
- танки
- василий грабин
- calend. ru
- Т-34
- Харьков
- военная история
- Нижний Тагил
- Михаил Кошкин
34 — Глобальная вики.
Wargaming.net
Saltar a: navegación, buscar
- Эта статья о советском среднем танке. Чтобы узнать об американском тяжелом танке, см. T34.
Totals
356700 Precio |
400 Puntos de impacto |
27.86 / 30 kgPeso |
Crew
- Comandante
Armor
45/45/40Blindaje del chasis(frontal/laterales/trasero, mm) |
45/45/45Blindaje de la torreta(frontal/laterales/trasero, mm) |
Maneuver
480 CVPotencia del motor |
56 km/hLímite de velocidad |
37 grados/sVelocidad de rotación |
Firepower
110 Daño de proyectil estándar |
68 mmPerforación estándar del proyectil |
6 Tiempo en completar carga |
40 grados/sVelocidad de rotación torreta |
Communication
240 mCampo de vista |
325 mAlcance радио |
A-20T-50T-80
T-34
A-43MT-25SU-85T-34-85
33805 vehículos y tres variantes producidos en diferentes fábricas de la Unión Soviética desde 1940 hasta 1944.
Один из самых известных танков Второй мировой войны и духовный праотец почти каждого современного ОБТ, почти мифическая репутация Т-34 наводит некоторых на мысль, что он станет своего рода «чудо-танком» в — игра, что не так. 57-мм орудие ЗИС-4 — отличное орудие для своего уровня с высокой бронепробиваемостью и фантастическим уроном в минуту. Тем не менее, его мобильность не уступает другим средним 5-му уровню, но с гораздо меньшим запасом брони. В целом, Т-34 не является чем-то грубым, и при правильном использовании он может быть смертоносным оружием на поле боя, но он прячется в тени таких танков, как M4 Sherman.
- Т-34
- Т-34 обр.1941 г.
- Т-34 ИСТ
- Т-34 обр.1942 г.
- Т-34М
Нивель | Торрета | Песо (т) | Blindaje de la torreta (фронтальные/латеральные/поперечные, мм) | Velocidad de giro del cañón (gra/s) | Альканс-де-Висион (м) | |
---|---|---|---|---|---|---|
IV | Т-34 обр. 1940 | 3200 | 45/45/45 | 40 | 240 |
Нивель | Каньон | Песо (т) | Проникающая среда (мм) | Старинная каденсия | Рассеивание до 100 м | Время доставки | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
IV | 76 мм L-11 | 660 | 68/75/38 | 110/110/156 | 10 | 0,51 | 2,9 |
Нивель | Двигатель | Песо (т) | Мощность двигателя (л.с.) | Probabilidad de incendio tras disparo | |
---|---|---|---|---|---|
В | В-2 | 750 | 480 | 15 |
Нивель | Подвеска | Песо (т) | Лимит груза | Velocidad de giro (gra/s) | |
---|---|---|---|---|---|
IV | Т-34 обр. 1941 | 8000 | 30 | 37 |
Нивель | Радио | Песо (т) | Альканс де радио (м) | |
---|---|---|---|---|
IV | 9Р | 0 | 325 |
Нивель | Торрета | Песо (т) | Blindaje de la torreta (фронтальные/латеральные/поперечные, мм) | Velocidad de giro del cañón (gra/s) | Альканс-де-Висион (м) | |
---|---|---|---|---|---|---|
IV | Т-34 обр. 1940 | 3200 | 45/45/45 | 40 | 240 |
Нивель | Каньон | Песо (т) | Проникающая среда (мм) | Старинная каденсия | Рассеивание до 100 м | Время доставки | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
IV | 76 мм F-34 | 1155 | 86/102/38 | 110/110/156 | 11,76 | 0,46 | 2,3 |
Нивель | Двигатель | Песо (т) | Мощность двигателя (л. с.) | Probabilidad de incendio tras disparo | |
---|---|---|---|---|---|
В | В-2 | 750 | 480 | 15 |
Нивель | Подвеска | Песо (т) | Лимит груза | Velocidad de giro (gra/s) | |
---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1943 | 8000 | 31,3 | 40 |
Нивель | Радио | Песо (т) | Альканс де радио (м) | |
---|---|---|---|---|
VIII | 9RM | 0 | 525 |
Нивель | Торрета | Песо (т) | Blindaje de la torreta (фронтальные/латеральные/поперечные, мм) | Velocidad de giro del cañón (gra/s) | Альканс-де-Висион (м) | |
---|---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1942 | 3900 | 52/52/45 | 49 | 350 |
Нивель | Каньон | Песо (т) | Проникающая среда (мм) | Старинная каденсия | Рассеивание до 100 м | Время доставки | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В | 57мм ЗиС-4 | 740 | 112/189/29 | 85/85/95 | 26.09 | 0,34 | 2,3 |
Нивель | Двигатель | Песо (т) | Мощность двигателя (л.с.) | Probabilidad de incendio tras disparo | |
---|---|---|---|---|---|
В | В-2 | 750 | 480 | 15 |
Нивель | Подвеска | Песо (т) | Лимит груза | Velocidad de giro (gra/s) | |
---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1943 | 8000 | 31,3 | 40 |
Нивель | Радио | Песо (т) | Альканс де радио (м) | |
---|---|---|---|---|
VIII | 9RM | 0 | 525 |
Нивель | Торрета | Песо (т) | Blindaje de la torreta (фронтальные/латеральные/поперечные, мм) | Velocidad de giro del cañón (gra/s) | Альканс-де-Висион (м) | |
---|---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1942 | 3900 | 52/52/45 | 49 | 350 |
Нивель | Каньон | Песо (т) | Проникающая среда (мм) | Старинная каденсия | Рассеивание до 100 м | Время доставки | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В | 76 мм S-54 | 1390 | 125/156/39 | 115/110/165 | 10,53 | 0,41 | 2,9 |
Нивель | Двигатель | Песо (т) | Мощность двигателя (л. с.) | Probabilidad de incendio tras disparo | |
---|---|---|---|---|---|
ВИ | В-2-34 | 750 | 500 | 15 |
Нивель | Подвеска | Песо (т) | Лимит груза | Velocidad de giro (gra/s) | |
---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1943 | 8000 | 31,3 | 40 |
Нивель | Радио | Песо (т) | Альканс де радио (м) | |
---|---|---|---|---|
VIII | 9RM | 0 | 525 |
Нивель | Торрета | Песо (т) | Blindaje de la torreta (фронтальные/латеральные/поперечные, мм) | Velocidad de giro del cañón (gra/s) | Альканс-де-Висион (м) | |
---|---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1942 | 3900 | 52/52/45 | 49 | 350 |
Уровень | Каньон | Песо (т) | Проникающая среда (мм) | Старинная каденсия | Рассеивание до 100 м | Время доставки | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В | 57мм ЗиС-4 | 740 | 112/189/29 | 85/85/95 | 26.09 | 0,34 | 2,3 |
Нивель | Двигатель | Песо (т) | Мощность двигателя (л.с.) | Probabilidad de incendio tras disparo | |
---|---|---|---|---|---|
ВИ | В-2-34 | 750 | 500 | 15 |
Нивель | Подвеска | Песо (т) | Лимит груза | Velocidad de giro (gra/s) | |
---|---|---|---|---|---|
В | Т-34 обр. 1943 | 8000 | 31,3 | 40 |
Нивель | Радио | Песо (т) | Альканс де радио (м) | |
---|---|---|---|---|
VIII | 9RM | 0 | 525 |
Совместимое оборудование
Совместимое расходное оборудование
СССР
Легкие танки | ИМС-1 • ИИБТ-2 • ИИТ-26 • Легкий ИИТ-60 • III-SVT-60 • III-SVT-60 • III-SVT-60 III-SVetrach IIIT-127 • IIIT-46 • IIIT-70 • IVA-20 • IVT-50 • IVT-80 • IVValentine II • VIMT-25 • VIILTTB • VIIIT-54 лт. |
Средние танки | ИВТ-28 • ВМатильда IV • ВТ-34 • ВИА-43 • ВИТ-34-85 • ВИСпектр • ВИТ-34-88 • ВИА-44 • ВИИКВ-13 • ВИИТ-43 • ВИИТ -44-122 • VIIIОбъект 416 • VIIIT-44 • IXОбьето 430 Версия II • IXT-54 • ХОбьето 140 • ХОбьето 430 • ХТ-62А |
Тяжелые танки | VChurchill III • ВКВ-20 • ВКВ-20 -1 • ВИКВ-2 • ВИКВ-85 • ВИТ-150 • VIIIS • ВИКВ-3 • VIIIIS-3 • VIIIIS-6 • VIIIKV-5 • VIIIKV-4 • IXIS-8 • IXST-I • XIS-4 • XIS -7 |
Истребители танков | ИИАТ-1 • ИИИСУ-76 • ИИИСУ-76И • ИВСУ-85Б • ВСУ-85 • ВСУ-85И • ВИСУ-100 • ВИСУ-100Я • ВИСУ-152 • ВИСУ-100М1 • ВИСУ- 122-44 • VIIIISU-152 • VIIISU-101 • IXОбъект 704 • IXSU-122-54 • XОбъект 263 • XОбъект 268 |
Самоходная артиллерийская установка | IISU-18 • IIISU-26 • IVSU-5 • VSU- 122А • ВИСУ-8 • ВИИС-51 • ВИСУ-14-1 • VIIIСУ-14-2 • IX212A • XОбъект 261 |
Средние танки
США | Средний танк IIT2 • Средний танк IIIM2 • IVM3 Lee • VM4A2E4 Sherman • VM4A2E4 Ripper • VM4 Sherman • VM7 • VRam II • VIM4A3E8 Sherman • VISherman Fury • VIM4303E2 Sherman • VII2T3E Persh2 Jumbo VIIIT26E4 SuperPershing • VIIIT26E4 Freedom • VIIIT69 • VIIIT95E2 • IXM46 Patton • IXT54E1 • XM48A1 Patton |
UK | IVickers Medium Mk. I • IIVickers Medium Mk. II • IIIVickers Medium Mk. III • IVMatilda • VMatilda Black Prince • VICromwell • VICromwell Knight • VIIComet • VIIICenturion Mk. I • IXЦентурион Мк. 7/1 • XFV4202 |
Германия | IIIPz.Kpfw. IV Ausf. A • IIIPz.Kpfw. S35 739 (f) • IVPz.Kpfw. III • IVPz.Kpfw. IV Ausf. D • ИВВК 20.01 (D) • VPz.Kpfw. III/IV • VPz.Kpfw. IV • VPz.Kpfw. IV Гидростат • VPz.Kpfw. V/IV • VPz.Kpfw. IV Ausf. H • VT-25 • VIPz.Kpfw. IV Schmalturm • VIVK 30.01 (P) • VIVK 30.01 (D) • VIVK 30.02 (M) • VIIPanther/M10 • VIIPz.Kpfw. V Panther • VIIVK 30.02 (D) • VIIIPanther mit 8,8 cm L/71 • VIIIIndien-Panzer • VIIIPanther II • IXE-50 • IXLeopard prototyp A • XE-50 Ausf. M • XЛеопард 1 |
Франция | IIID2 • IXLorraine 40 т • XBat.-Châtillon 25 т |
СССР | ИВТ-28 • ВМатильда IV • ВТ-34 • ВИТ-38 • ВИТ-38 • ВИТ-43 -34-88 • ВИА-44 • ВИИКВ-13 • ВИИТ-43 • ВИИТ-44-122 • VIIIОбъект 416 • VIIIT-44 • IXОбъект 430 Вариант II • IXT-54 • ХОбьето 140 • ХОбьето 430 • ХТ-62А |
Китай | VТип T-34 • VIТип 58 • VIIT-34-1 • VIIIT-34-2 • VIIIT-34-3 • IXWZ-120 • X121 |
Япония | IIChi-Ni • IIIType 97 Chi-Ha • IVType 1 Chi-He • VType 3 Chi-Nu • VType 3 Chi-Nu Kai • VIType 4 Chi-To • VIIType 5 Chi-Ri • VIIISTA- 1 • IXTYPE 61 • XSTB-1 |
Czechoslovakia | |
Sweden |
Категора:
- Xbox: USSR
DANCAS:
- : USSR TANCSR. Средний танк Т-34-76 — введение и обзор
Средний танк Т-34-76 — Введение и обзор
Разработка
Описание
Боевой отчет
Сравнение
ЗаключениеСредний танк Т-34 на сегодняшний день является самым известным советским оружием Второй мировой войны и стал символом отчаянной борьбы Красной Армии против немцев. В 1941 году это был самый передовой танк, находившийся в серийном производстве, и в начале операции «Барбаросса» на передовой находилось около 1000 танков, но, как и любой другой советский танк, Т-34 был отметен на первом этапе немецких побед. После этого неблагоприятного старта Т-34 стали появляться во все большем количестве на Восточном фронте, а во время решающих сражений под Сталинградом и под Курском были чуть ли не единственным танком, использовавшимся в Красной Армии.
Разработка
Т-34 появился в результате трех лет часто путаных опытно-конструкторских работ и представлял собой машину, сильно отличавшуюся от той, которая первоначально требовалась в 1937 году.
А-20
В 1937 году большую часть советских танковых войск составляли устаревшие быстроходные танки БТ. Главное командование Бронетанковых и Моторизованных войск Красной Армии (АБТВ или Авто-Бронетанковые Войска) хотело заменить танки БТ новым быстроходным танком и 15 августа 1937 г. издало Постановление № 9.4. Требовался танк с колесно-гусеничной подвеской, как на серии БТ, с броней 20–25 мм, пушкой калибра 45–75 мм и дизельным двигателем мощностью 400 л.с.
Эта спецификация поступила на завод №183 в Харькове как раз во время реорганизации его конструкторского коллектива. Было создано новое конструкторское бюро КБ-24, куда въехал 21 инженер из Харькова и 46 инженеров из Москвы. М.И. Вскоре Кошкин стал главным конструктором этого нового бюро и сыграет важную роль в разработке Т-34.
В октябре 1937 года новая конструкторская группа получила официальное техническое задание на новый быстроходный танк. Они были аналогичны тем, что были в августе 1937 года, но требовали наклонной брони. Последовала серия трехсторонних споров о конструкции нового танка между харьковскими конструкторами, военными и Коммунистической партией. Точные детали этих аргументов сейчас трудно восстановить, но основное внимание, похоже, было уделено приостановке. Колесно-гусеничная система, примененная на танках БТ, позволяла снимать гусеницы, превращая машину в бронеавтомобиль. Это позволяло двигаться по дорогам гораздо быстрее и не повреждать ненадежные гусеницы, но значительно усложняло подвеску. Хотя военные все еще хотели получить эту систему, конструкторы танков начали считать ее устаревшей.
В марте 1938 года харьковские конструкторы представили первый проект так называемого БТ-20. Он нес 20-мм наклонную броню, использовал дизельный двигатель В-2 и имел 4 пары опорных катков.
4 мая 1939 года в Кремле собрался Комитет Обороны, на котором КБ-24 было разрешено разработать два прототипа А-20 — один с гусеничной подвеской, другой без. Проекты были готовы к февралю 1939 г., а 27 февраля Комитет обороны одобрил постройку обоих прототипов.
А-32
А-32 развился из А-20 после совещания в Кремле в мае 1938 года. Харьковская конструкторская группа получила разрешение на постройку второго прототипа А-20 без колесно-гусеничной подвески. Первоначально он обозначался как А-20Г ( Гусеничный, или гусеничный), но в конечном итоге стал А-32, отражая увеличенную толщину брони за счет удаления колесно-гусеничной системы.
А-20 против А-32
Оба прототипа были готовы в мае-июне 1939 года. А-20 приступил к госиспытаниям 15 июля, А-32 — двумя днями позже. Оба показали себя хорошо: А-20 развил максимальную скорость 85 км/ч, а А-32 — 70 км/ч.
А-34
Успех А-32 подтолкнул к созданию еще более тяжелой версии. В сентябре 1939 года нарком обороны дал согласие на изготовление десяти прототипов А-32 с 45-мм лобовой броней. 19 декабря, после изготовления нового комплекта заводских чертежей, Комитет обороны утвердил новый проект и заказал изготовление двух опытных образцов.
Т-34Т-34 обр.1940 г. в камуфляже
Этот приказ был оформлен в виде Постановления 443 Комитета Обороны, в котором новый танк именовался Т-34. Говорят, что новое название было выбрано в ознаменование указа 1934 года о массовом расширении танковых войск.
Первый прототип был построен 16 января 1940 года, второй — в начале февраля. Эти две машины были произведены в соответствии с очень высокими стандартами, с точными размерами каждой детали, чего не было бы в серийном танке. Они были построены с использованием значительного количества импортных деталей, особенно в ключевых частях трансмиссии, и оказались более надежными, чем серийная версия. Позже в 1940 представителей Красной Армии официально раскритиковали эту практику.
Два опытных образца прошли заводские и государственные испытания в Харькове, завершившиеся 3 марта 1940 года. Новый танк оказался настолько маневренным, насколько надеялись его конструкторы, и более маневренным, чем быстроходные танки БТ. Однако некоторые из проблем, которые будут мешать Т-34, уже были ясны — наклонные борта башни и наличие пружин подвески внутри и без того узкого корпуса означали, что внутри было очень тесно, а обзор был плохим, опять же отчасти из-за ограниченного пространства для движения внутри транспортного средства. Один из дизелей В-2 вышел из строя через 25 часов работы.
Следующим этапом испытания стала поездка в Москву. Танки вышли из Харькова в ночь с 5 на 6 марта, на борту одного танка был Кошкин, а экипажи предоставили конструкторские бригады. После десятидневного пути оба танка прибыли в Москву, где их осмотрели Сталин и Политбюро. Затем танки отправили на Кубинский полигон. В ходе одного из проведенных здесь испытаний второй прототип подвергся четырем попаданиям с близкого расстояния из британской 37-мм противотанковой пушки и советской 45-мм пушки, не получив при этом значительных повреждений.
Последовали несколько месяцев дискуссий, прежде чем 7 июня 1940 года Совет Народных Комиссаров (СНК) приказал заводу № 183 подготовиться к серийному производству Т-34. Военные прекрасно знали о недостатках Т-34 и рассчитывали на скорейшее изготовление улучшенной версии (на этой работе был создан Т-34М, более совершенный танк, так и не поступивший в серию).
Описание
Подвеска
На Т-34 использовался вариант стандартной подвески Christie. В обычной системе подвески Christie каждое колесо устанавливалось на L-образный коленчатый рычаг. Колесо будет прикреплено к длинному концу L, рукоятка будет прижата к корпусу танка на изгибе, а короткая ножка будет прикреплена к горизонтально установленной пружине. У этой системы было два преимущества: пружины, установленные сбоку, можно было сделать длиннее, чем пружины, установленные вертикально, а разная длина двух сторон кривошипа превращала большое вертикальное движение в гораздо меньшее горизонтальное движение.
На Т-34 все пять опорных катков устанавливались по отдельности, а рессоры все устанавливались вертикально. Фотографические свидетельства показывают, что в первом опорном катке использовалась небольшая модификация системы Кристи: более короткая ветвь кривошипа, расположенная внутри бака, шла назад параллельно более длинной опоре колеса и соединялась с сильной пружиной. Несмотря на вертикальную установку пружины, эта система по-прежнему производила эффект рычага коленчатого вала, позволяя более жесткой и сильной пружине внутри танка противостоять довольно большим движениям переднего опорного колеса. Остальные четыре колеса использовали довольно простую систему. За каждым колесом в борту корпуса имелся изогнутый паз, прямо за которым находилась пружина подвески. Колесо устанавливалось на рычаге подвески, который соединялся с танком прочной осью как раз перед колесом, а также соединялся непосредственно с рессорой. Рычаг подвески заставлял любое вертикальное движение колеса следовать по изогнутой траектории, соответствующей зазору в боковой части корпуса. Единственный элемент, сохранившийся от стандартной подвески Christie, заключался в том, что эта система позволяла устанавливать пружины подвески внутри бака.
Двигатель V-2
Т-34 оснащался дизельным двигателем В-2. Он имел теоретическую мощность 500 л.с., но обычно использовался при 1700-1750 об/мин и выдавал 400-450 л. с. На этом уровне мощности Т-34 мог развивать максимальную скорость 48 км/ч (30 миль в час). При перевозке 460 литров дизельного топлива Т-34 имел запас хода 188 миль по дорогам с твердым покрытием или 114 миль по грунтовым дорогам. На протяжении большей части войны срок службы двигателя В-2 составлял около 100 часов, что намного ниже заводской гарантии в 150 часов. Качество упало после того, как немецкое вторжение вынудило эвакуировать дизельные заводы на восток, при этом охлаждение двигателей было неудовлетворительным до 1943.
Работа над В-2 началась на Заводе дизелей (ХДЗ или Харьковский дизельный завод). Завод уже занимался выпуском по лицензии немецких дизелей (выпуск этих двигателей закончился только в 1939 г.), но в 1931 г. коллектив недавних выпускников под руководством К.Ф. Челпан начал разработку собственного двигателя БД-2 (высокоскоростной дизель). Хотя первый прототип был готов в 1933 году, прогресс шел медленно, и даже к 1937 году ни один двигатель не работал более 80 часов.
В апреле 1937 г. в Харьков для ускорения работ была направлена группа специалистов из Москвы, которая к лету 1938 г. изготовила более надежный ДБ-2. Весной 1939 г. были готовы шесть прототипов В-2, каждый из которых наработал на испытаниях 250 часов. Как и сам Т-34, эти двигатели были намного лучше, чем двигатели более позднего производства, но они продемонстрировали, что базовая конструкция была хорошей. Двигатель был запущен в производство на заводе № 75 в июне 1940 года, как раз к Т-34.
Пистолет L-11
Первоначальным орудием, использовавшимся на Т-34, была 7,62-сантиметровая Л-11 длиной 25 калибров. Это орудие имело начальную скорость всего 555 м/с и по меркам 1940 года было сильно маломощным. К тому же это была ненадежная конструкция.
Пушка F-34
Уже разрабатывалась лучшая пушка. КВ-1 был вооружен более длинной 76,2-мм пушкой с лучшей начальной скоростью и, следовательно, лучшей бронебойностью. Затем той же группе конструкторов было приказано изготовить еще одно новое орудие, возможно, на базе дивизионной противотанковой пушки F-22 L/41,6, испытания которой должны были начаться 19 сентября. 40. Новая пушка была испытана на БТ-7 в октябре 1940 г., затем на втором прототипе А-34. Затем Комитет обороны решил запустить новую пушку в производство с 1 января 1941 года. Официально F-34 поступила на вооружение Красной Армии в июне 1941 года, хотя к тому времени она уже использовалась в танках.
F-34 представлял собой 76,2-мм орудие L/41,2 с длиной ствола 3 м 16,9 см и начальной скоростью 680 м/с. Она могла пробить 92-мм вертикальную стальную броню на 500 м или 60-мм на 1000 м, что делало ее эквивалентом американской 75-мм пушки М3 и немного менее эффективной, чем немецкая 7,5-мм пушка KwK 40 L/43.
Башня
Малый погон башни был основным ограничивающим фактором Т-34. Стремление придать танку как можно меньший лобовой профиль привело к созданию башни с крутыми наклонными бортами, что еще больше уменьшило внутреннее пространство. Единственной хорошей особенностью башни был электродвигатель МБ-20, который позволял башне совершать полный оборот чуть более чем за 10 секунд. Двухместная башня значительно снижала полезность Т-34, вынуждая командира действовать как собственный наводчик, и в более поздних Т-34-85 от нее отказались.
Плохая видимость из башни. Немецкие танки были оснащены башенкой с рядом перископов, что давало командиру круговой обзор, в то время как многие командиры танков вступали в бой, высунув голову из башни, обменивая защиту на обзор. В отличие от Т-34 у командира был один подвижный перископ с узким полем зрения и обзорной щелью слева от него (видна снаружи башни). Плохая обзорность помогает объяснить, почему Т-34 часто так плохо себя вели в бою — командир танка просто не мог видеть, что делают его противники.
Броня
Самой впечатляющей особенностью Т-34 была его толстая наклонная броня. При толщине 45 мм это было на 15 мм толще брони Panzer IV Ausf D даже без учета наклона. Большинство сравнений бронепробития предполагают попадание под углом 30 градусов, что дает угол попадания в 18 градусов по лобовой броне Panzer IV или 30 градусов по Т-34.
Под этими углами броня Panzer IV имела эффективную толщину 31 градус, в то время как броня Т-34 имела эффективную толщину 51 мм, а 50-мм броня Panzer IV Ausf F2 имела эффективную толщину 52 мм. Чем меньше угол попадания входящего снаряда, тем эффективнее броня Т-34, а броня танков становилась менее эффективной. При попадании снаряда, летящего на уровне земли, 45-мм броня Т-34 фактически удваивалась. Лишь после появления Panzer IV Ausf G с 80-мм лобовой броней оба танка оказались в равных условиях.
Т-34 был разработан для использования цельной лобовой пластины, изогнутой в форме массивным прессом. Эта система определенно использовалась только в прототипе, от которой быстро отказались для серийного танка в пользу трехсекционного гласиса. У него были отдельные верхняя и нижняя лобовые плиты, приваренные или приклепленные к соединительной балке в самой передней части танка.
Боевой рекорд
На протяжении большей части войны боевой послужной список Т-34 в основном совпадает с послужным списком Красной Армии. В 1942 половину всех произведенных советских танков составляли Т-34, и эта доля выросла почти до 80% в 1943 г. и до 86% в 1944 г. Здесь мы сосредоточимся на боевых действиях 1941 г., когда Т-34 составляли гораздо меньшую долю Таким образом, танковые силы и их характеристики можно отделить от общей картины.
К июню 1941 г. на фронт было поставлено 967 Т-34, из них 627 — в шесть мехкорпусов Особого Западного военного округа. Там они будут сражаться вместе с 313 тяжелыми танками КВ и большим количеством старых серий БТ и танков Т-26. Оба новых советских танка технически превосходили лучшее, что немцы могли предложить летом 19-го года.41, но нужно было решить серьезные проблемы, прежде чем у Красной Армии появились боеспособные танковые силы. Сталинские чистки уволили подавляющее большинство высших армейских офицеров. На всех уровнях Красная Армия страдала от неопытности офицеров и от присутствия на ключевых постах приспешников Сталина.
Мало того, что Т-34 был новым в 1941 году, так еще и его экипажи зачастую были очень неопытными. Многие из них были новобранцами весеннего курса 1941 года, имевшими в лучшем случае три-четыре часа опыта вождения Т-34. Многие более опытные командиры должны были провести обучение после начала боевых действий! В подразделениях также отсутствовали бронебойные снаряды, а плохой обзор из двухместной башни Т-34 снижал точность при наличии снарядов. Сами мехкорпуса были только что воссозданы после того, как были упразднены после оккупации Польши в 19 г.39. Ранние Т-34 оказались не более механически надежными, чем более старые танки Т-26 или БТ — все они имели ресурс двигателя около 100 часов, хотя у Т-34, по крайней мере, было преимущество в том, что более новые двигатели были ближе к начало их жизненного цикла.
Когда начались бои, немцы очень быстро уничтожили первые встречные советские армии. Войска Особого Западного военного округа ушли к 8 июля 1941 года, потерпев катастрофические поражения под Белостоком и Минском. Малоподвижные советские танковые войска часто просто обходили танки, когда они глубоко врезались в советскую территорию, оставляя немецкой пехоте многие из первых столкновений с танками Т-34 и КВ. Не всегда удается распутать характеристики двух новых советских танков. Немецкие отчеты того периода часто ссылаются на советские тяжелые танки — Т-34 был значительно больше, чем Panzer III или Panzer IV — в то время как послевоенные мемуары, как правило, объединяют все советские танки как Т-34, что неудивительно по прошествии четырех лет. борьбы немного больше.
Что можно сказать, так это то, что штатная 37-мм противотанковая пушка немецкой пехоты не могла пробить броню Т-34, но неопытные артиллеристы Т-34 часто сталкивались с трудностями при попадании в немецкие орудия, и поэтому бежали их вместо этого! Немецкие 88-мм орудия могли справиться с Т-34, но в 1941 году их не хватало. Механическая ненадежность сыграла главную роль в советской катастрофе, составив около половины общих потерь Т-34.
Когда немецкие и советские танки столкнулись, Т-34 стал настоящей проблемой для танковых войск. Прямое попадание из пушки F-34 могло пробить лобовую броню как Panzer III, так и Panzer IV, также сообщалось, что командирская башенка была очень уязвима. Напротив, короткое 5-сантиметровое орудие Panzer III было немногим более эффективным, чем 37-мм пехотное орудие, в то время как 75-мм орудие Panzer IV было разработано для стрельбы осколочно-фугасными снарядами с малой скоростью. Только после появления длинной 5см пушки в Panzer III Ausf J у немцев появилось орудие, способное на равных бороться с Т-34, и на это орудие приходится половина всех потерь, где причина известна до сентября 1942.
Т-34 лучше, чем любой другой танк, продемонстрировал, как мало может иметь значение техническое превосходство в бронетанковой войне. В 1941 году Т-34 был лучше немецких танков и имел такое же количество, что и главный немецкий боевой танк того времени, Panzer III, но Советы понесли огромные потери. В 1943 году в Курской битве Т-34 присутствовали в огромном количестве, но уступали Tiger I и более поздним версиям Panzer IV, которые к тому времени могли сравниться с ним по бронированию и имели более эффективную пушку. Несмотря на это, под Курском именно немцы потерпели крупное поражение. Красная Армия научилась превращать свое численное преимущество в тяжелые, но решающие победы.
Сравнения
Качество Т-34-76 часто преувеличивают. В 1941 году у него было реальное преимущество перед использовавшимися тогда немецкими танками, но механическая ненадежность сильно его подвела, в то время как во многих ранних немецких боевых отчетах часто говорилось, что речь идет о Т-34, на самом деле речь шла о серии тяжелых танков КВ. Немцы добились своих наибольших побед в России как раз в тот год, когда Т-34 имел наибольшее преимущество.
В начале операции «Барбаросса» самыми современными немецкими танками были Panzer III Ausf J и Panzer IV Ausf F. Оба были на 8 тонн легче Т-34, а также были короче и уже обоих немецких танков. И Panzer III, и IV имели лобовую броню толщиной 50 мм, толще, чем у Т-34, но почти без наклона. Panzer III имел двухметровую 5-сантиметровую пушку, Panzer IV — 1,8-метровую 7,5-сантиметровую пушку, которая обычно использовалась для стрельбы осколочно-фугасными снарядами. Даже ранняя пушка Л-11 в Т-34 была длиннее любой из них, а длина Ф-34 превышала три метра. Во время боев 1941 Т-34, несомненно, был лучшим танком, чем все, что было у немцев.
Летом 1941 года в Красной Армии было почти столько же Т-34 и тяжелых танков КВ, сколько у немцев было Panzer III и IV. Передовым частям было доставлено чуть менее 1000 Т-34, что почти точно соответствует 960 танкам Panzer III, использовавшимся в операции «Барбаросса». У немцев было еще 428 Panzer IV, но они не предназначались для борьбы с другими танками, в то время как у Советов было 500 КВ-1 и КВ-2. Ключевое различие между двумя сторонами заключалось в том, что немецкие танковые войска были опытными, уверенными в себе и хорошо организованными, а советские танковые войска не имели ничего подобного.
После 1941 года картина меняется в пользу немцев. С появлением летом 1942 года длинноствольных Panzer IV Ausf F2 и StuG III Ausf F у немцев появились бронемашины, способные пробивать броню Т-34 на дальних дистанциях и с высокой точностью поражать их. целей на этих дистанциях. Т-34 еще больше уступил свое место после появления Тигра I в 1942 году и Пантеры в 1943 году. В то время как немцы производили все более мощные танки, Т-34-76 практически не изменился после установки пушки Ф-34. в 1941.
Это немецкое техническое превосходство отражено в цифрах потерь танков. В большинстве книг о советских танках упоминается огромное количество устаревших довоенных танков, уничтоженных в ходе боевых действий в 1941 году — не менее 20 000 было потеряно за первые шесть месяцев войны. Убрав эти старые танки, Красная Армия была перевооружена танками нового производства, большинство из которых были Т-34. Несмотря на это, тяжелые потери продолжались и в 1942 году, когда Красная Армия потеряла около 15 000 танков, что в шесть раз больше, чем у Германии. Даже через почти 25 000 танков было произведено в Советском Союзе в течение 1942 в ноябре 1942 года чуть менее 5000 имелось в распоряжении Красной Армии.
Эти огромные производственные показатели стали ключом к успеху Т-34-76. В каждый год Второй мировой войны на него приходилось не менее половины всего советского производства танков и штурмовых орудий. Пик развития Т-34-76 пришелся на 1943 год, когда было выпущено более 15 500 танков из чуть менее 20 000 танков и 4 000 штурмовых орудий. В 1942 и 1943 годах советская промышленность производила почти три Т-34 на каждый произведенный немецкий танк!
Несмотря на это впечатляющее достижение, 1942 год был единственным годом, когда советская танковая промышленность произвела больше танков, чем было потеряно (24 000 произведено, 15 000 потеряно), что, по крайней мере, частично объясняется производством более 9 000 легких танков. Эта цифра помогает объяснить, почему различные танки, разработанные для замены Т-34, так и не были запущены в производство — несмотря на представление об огромных советских полчищах, значительно превосходящих по численности немцев, Красная Армия всегда действовала на грани катастрофы. Сокращение производства при переходе с Т-34 на Т-34М или Т-43 могло иметь катастрофические последствия. В конечном итоге Т-34-76 был заменен Т-34-85 с усиленным вооружением, причем замена произошла в 1919 г.44, шаг, который можно было сделать без особых сбоев на производственных линиях.
Заключение
Хотя Т-34 не был чудо-оружием советской пропаганды, он по-прежнему заслуживает своего места в качестве одного из самых известных видов оружия Второй мировой войны. Когда он был представлен, это был лучший средний танк в мире, более тяжелый, лучше бронированный и лучше вооруженный, чем все, что было у немцев. Очень мало в конструкции было особенно новаторского — японцы могут претендовать на первый серийный танк с дизельным двигателем. Наклонная броня не была новой — она была у французского пехотного танка FCM-36, как и у ряда довоенных американских образцов. Т-34 может претендовать на звание первого крупного серийного танка с наклонной броней. Длинное орудие F-34 было первым, которое нависало над передней частью танка с таким впечатляющим отрывом, и спровоцировало начало гонки танковых вооружений на Восточном фронте, в результате которой британцы и американцы остались далеко позади к 19 годам. 44.
Пожалуй, главным достоинством Т-34 была скорость, с которой его в итоге удалось произвести. Он играл ту же роль на Восточном фронте, что и M4 Sherman на западе, используя численность, чтобы сокрушить технически превосходящие немецкие танки 1942-45 годов. Заслуга в данном случае должна принадлежать не столько конструкторам Т-34, сколько заводчанам, изготовившим десятки тысяч Т-34 в примитивных условиях к востоку от Урала, и танкистам, воевавшим и погибшим в таком большом количестве в Т-34.
Т-34 Обзор — Т-34 Варианты — Т-34 Производство — Т-34-85 — Огнеметный танк ОТ-34 — истребитель танков СУ-85 — штурмовая пушка СУ-100 — истребитель танков СУ-122
Русские танки Второй мировой войны – 1939-1945 гг., Стивен Харт.
Посмотрите на танки, использовавшиеся Советским Союзом во время Второй мировой войны, от устаревших легких танков 1930-х годов до превосходных Т-34 и их все более мощных тяжелых танков, а также их самоходных орудий и даже многих типов.
- : USSR TANCSR. Средний танк Т-34-76 — введение и обзор