Корнилов к н: Корнилов Константин Николаевич — Психологическая газета

Корнилов Константин Николаевич — Психологическая газета


В 1898 г. окончил Омскую учительскую семинарию, в 1910 г. — Московский университет.


В 1898–1905 гг. был учителем в Сибири.


С 1910 г. — научный сотрудник Психологического института при Московском университете, с 1915 г. — старший ассистент директора института Г.И. Челпанова, с 1916 г. — приват-доцент.


До революции 1917 г. также работал преподавателем педагогики в московских женских гимназиях, читал лекции в МГУ и университете А.Л. Шанявского.


В 1921 г. стал организатором и первым деканом педагогического факультета 2-го МГУ (затем Московский пединститут им. А.С. Бубнова и МГПИ им. Ленина, сейчас МГПУ) и заведующим кафедрой психологии.


В 1921-1925 гг. — профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук МГУ.


В 1923-1930 и в 1938-1941 гг. возглавлял Научно-исследовательский институт психологии (с 1926 г. — Институт экспериментальной психологии РАНИОН, преобразованный из Психологического института Московского университета, сейчас — ПИ РАО).


В 1923 г. был избран студенческими организациями в качестве представителя в Московский городской совет депутатов трудящихся, где трудился до последнего дня жизни.


В 1926-1930 гг. — профессор кафедры психологии этнологического факультета МГУ.


В 1928 г. вместе с А.Б. Залкиндом и И.Н. Шпильрейном учредил журнал «Психология, педология и психотехника», в 1928-1930 гг. был редактором серии А («Психология»).


В 1930-1931 гг. — заведующий кафедрой психологии с психологическим институтом историко-философского факультета МГУ. 


В 1943 г. быз избран действительным членом АПН РСФСР, в 1944-1950 гг. — вице-президент АПН РСФСР (1944–50).


С 1946 г. руководил журналом «Семья и школа», предназначенным для родителей и учителей.


Автор учебников по психологии для педагогических институтов, училищ и школ.


Занимался ключевыми для психологии вопросами: о формировании психического, о воздействии на психику социального окружения, об активности и пр.


В 1910-1912 г. К.Н. Корнилов занимался исследованиями по установленной в Психологическом институте модели, совмещавшей вундтовскую методику с анкетированием участников испытания на тему их настроений и эмоций. Позиция Корнилова по поводу методики интроспекции, предлагаемой вюрцбуржской школой, не совпадала с точкой зрения профессора. Он считал, что активные опросные методы не помогают восстанавливать душевные состояния, вызванные сильными впечатлениями, а напротив, вносят в них разлад, дезорганизуют их.


На основе своих исследований внес в методику экспериментов изменения, разделив испытуемых на две противоположные группы: оперативно реагирующих и медленно откликающихся. Истолковывая психическое как своеобразный вид энергии, которая, подобно физической, способна передаваться, аккумулироваться, проявляться количественно, Корнилов описал выявленные им типы. Сделав вывод, что для корректности эксперимента по изучению скорости реагирования психики необходимо существенное дополнение методического инструментария для установления концептуальной связи и переформулирования теоретических абстрактных понятий в конкретные, К. Н. Корнилов предложил новый метод, ориентированный на анализ подвижности реакции, и помимо скорости реакции, означающей временной показатель, стал фиксировать другие параметры: значение силы реакции, выражающее динамический признак, расстояние, пройденное органом, скорость его движения (моторный момент). Сконстуировал измерительный прибор для исследования динамической и моторной сторон реакций человека (динамоскоп), который должен был определять умственное напряжение (исходя из гипотезы о зависимости сложности интеллектуальной задачи от недостатка силы нажима). 10-летний труд не увенчался успехом: данные не получили научного подтверждения. Элементарная зависимость соотношения силы к скорости была установлена только на чувственных реакциях.


В 1921 г. сформулировал доктрину реактологии, разделив психологию с философией; стержневым положением новой теории стало понятие реакции. Теория К.Н. Корнилова составляла оппозицию рефлексологии, основанной на концепциях И.П. Павлова и В. М. Бехтерева. Корнилов считал, что термин «реакция» по смыслу существенно шире и рефлекс является одной из ее составляющих. Понятие «реакция» основано на утверждении необходимости отзыва на воздействие, реакции возникают не только как ответ на внешние раздражители, но и вызываются эндогенными причинами. В реагировании принимает участие вся совокупность душевных процессов и явлений: интеллектуальная деятельность, проявления эмоций и моторные аспекты. При этом во всех индивидуальных ситуациях подчеркивается один компонент: в сенсорной реакции преобладает чувственное протекание процесса, ассоциативное реагирование связано с памятью, мускульный отзыв – с моторной областью. К.Н. Корнилов занимался изучением трансформации реакций, обусловленной психическим состоянием, отличительными чертами темперамента. Он считал, что природу реагирования нельзя постигнуть, если исчерпывающе не выявить личностные особенности его внутреннего мира.


В январе 1923 г. в Москве на I Всероссийском съезде по психоневрологии выступил с докладом, направленным против рефлексологии Г. И. Челпанова, и потребовал распространения на психологию марксистской теории вследствие того, что психика материальна, и ее постижение невозможно без осознания ее социального характера, а психология должна решать прикладные насущные задачи.


На II Всероссийском съезде психоневрологов в январе 1924 г. К.Н. Корнилов выступал бесспорным лидером новой российской психологии. В его докладе «Диалектический метод в психологии» ключевые принципы диалектического материализма истолковываются в контексте их использования в психологической науке.


К.Н. Корнилов считал, что марксистская психология – это диалектический синтез двух полярных противостоящих направлений: эмпирической и объективной психологии. Первая не учитывает человеческую личность целостно, а рассматривает частные способности, эмоции, эффекты сознания. Вторая занимается изучением взаимодействия человека с внешней средой, то есть биологические факторы, но не учитывает социальную природу поведения. Реактология совмещает два подхода, применяя закон единства и борьбы противоположностей.


Концепция реактологии К.Н. Корнилова была прямо направлена на практическое исследование человеческого поведения. Психологи стали принимать участие в становлении детской психики, а также в разрешении конфликтов и сложностей в учебе и воспитании учащихся. Благодаря распространению учения о реакциях возникли и начали разрабатываться теории характера, темперамента, способностей, психических состояний.


В 1931 г. реактология не получила поддержки на психологической дискуссии и была объявлена «остатком буржуазно-идеалистических» теорий, что заставило Корнилова отказаться от нее.


Основные публикации:


  • Очерк психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1916

  • Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1921

  • Современная психология и марксизм // ПЗМ. 1923, № 1, с. 4–5

  • Современная психология и марксизм. Л., 1924

  • Психология и марксизм // Психология и марксизм. Сб. статей. Л., 1925

  • Современное состояние психологии в СССР // ПЗМ. 1927, № 10–11

  • Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М., 1926, 1929

  • Психология. 2-е изд. М., 1941 (в соавт.).


Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.

ЭС: К.Н.Корнилов | Летопись Московского университета

КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (24.02.(8.03.)1879, Тюмень – 10.07.1957, Москва), философ, психолог.

 

Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). Ученик Г.И. Челпанова.

Доктор педагогических наук (1935, без защиты диссертации). Профессор (1926).

Академик отделения психологии АПН РСФСР (1944, первый состав; вице-президент 1944–1950).

 

Заведующий кафедрой психологии с психологическим институтом историко-философского факультета (1930–1931). Профессор кафедры психологии этнологического факультета (1926–1930). Профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук (1921–1925). Директор Психологического института (1923–1925). Работал в Московском университете с 1910 г.

 

Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов педагогика, психология личности, экспериментальная психология, проблемы воли и характера. Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и до поступления в Московский университет (1905), работал народным учителем в глухих уголках Алтайского края.

Разрабатывал концепцию реактологии, ключевым понятием которой стало понятие реакции, охватывающее любое жизненное проявление. В процессе экспериментальной работы в Психологическом институте обнаружил разделение групп испытуемых на «быстро» и «медленно» реагирующих. Используя понятие «мозговой энергии», К.Н.Корнилов объяснил феномен тем, что у «медленно реагирующих» «мозговая энергия» тратится на сенсорные процессы, что обусловливает возникновение интенсивных ощущений, а у «быстро реагирующих» она сразу переходит в двигающийся орган. Одновременно он пришёл к заключению, что классический эксперимент по исследованию скорости реакции нуждается в существенном дополнении. Новая методология, предложенная им, была ориентирована на изучение «динамических аспектов» реакции.

Выступил на I Всероссийском съезде исследователей поведения с программным докладом «Психология и марксизм» (1923), провозгласив, что психология в новых условиях не может быть оторвана от идеологии. Разработанная им реактология была призвана изучать человеческое поведение как совокупность реакций на био-социальные раздражители.

Считал, что открыл новый закон – «закон однополюсной траты энергии», состоящий в том, что чем больше энергии тратится на мыслительные процессы, тем меньше её остается для проявления движений вовне, то есть, умственные и физические проявления обратно пропорциональны друг другу.

В конце 1930 г. в Психологическом институте развернулась «реактологическая дискуссия», в ходе которой Корнилову было предъявлено обвинение в непонимании им сущности социального обусловливания сознания человека, лежащего, по мнению противоборствующей стороны, «в истории труда».

Отказ от реактологии не затеняет основную научную заслугу К.Н. Корнилова, первым расширившим рамки экспериментальной психологии, замыкавшейся до этого на чисто «схоластических» вопросах о душевной субстанции, психической причинности, мало связанных и с методологией естественнонаучных исследований, и с практикой воспитания. Статьи и выступления учёного побудили научно-психологическую общественность осознать важность вопросов, действительно ключевых для психологии, – о диалектическом характере формирования психического, о роли в этом социального окружения, об активности личности.

Директор Психологического института РАНИОН (1926–1930, 1938–1941). Декан-организатор педагогического факультета, заведующий кафедрой психологии 2-го МГУ/Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина (1921–1957).

 

Государственные награды: ордена – Ленина, Красного Знамени.

 

Основные труды: «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста» (1916), «Конституция республики учащихся» (1918), «Методика исследования ребенка раннего возраста. Руководство для педагогов и врачей» (1921), «Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. “Реактология”» (1922), «Современная психология и марксизм» (1924), «Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма» (1926). Автор учебников и учебных пособий по психологии для общеобразовательной школы.

 

Литература: Кондаков И.М. Константин Николаевич Корнилов – талантливый организатор науки (1879–1957) / Выдающиеся психологи Москвы // под ред. М.Г.Ярошевского, В.В.Рубцова. – М., 1997. С. 109–119.

Дело Корнилова. Семнадцать моментов советской истории

Тексты     Изображения     Видео

 

Тема эссе: Льюис Зигельбаум

Июльские дни не положили конец лету революционного недовольства. С одной стороны, опасения имущих классов перед хаосом и беспорядком снизу, казалось, оправдались; с другой стороны, Временное правительство, теперь возглавляемое Александром Керенским и побужденное к действиям против большевиков, казалось менее чем когда-либо способным смягчить экономическое бедствие и социальное недовольство низших классов. В то время как заводское руководство часто реагировало на рост затрат и потерю контроля над рабочими сокращением или даже прекращением производства, рабочие все чаще прибегали к забастовкам, физическим нападениям на мастеров и других линейных начальников и захвату фабричных территорий. Разрушение систем распределения продовольствия и топлива имело волновые последствия для всей экономики и общества. Преступность и акты насилия резко возросли, когда непокорные банды вооруженных дезертиров бродили по улицам и железнодорожным станциям. В деревне крестьянские захваты земли оставались безнаказанными. Дальше, в некоторых районах проживания национальных меньшинств, набирали обороты сепаратистские движения, а на северо-западе наступала немецкая армия. По мере того как классовая поляризация становилась все более очевидной и распространялись теории заговора, вся страна, казалось, разваливалась на части. «Беспредел в армии, хаос во внешней политике, хаос в промышленности и хаос в национальных вопросах», — так резюмировал ситуацию в конце июля лидер кадетской партии Павел Милюков.

Таковы были обстоятельства, при которых генерал Лавр Корнилов, назначенный 18 июля Верховным главнокомандующим русскими вооруженными силами, явился спасителем многим, жаждавшим положить конец революционному «беспределу». Среди тех, кто поддержал его кандидатуру на роль военного диктатора, были несколько ключевых политиков из консервативных и центристских партий, высшие военные, банковские и промышленные лидеры, связанные с Обществом экономического оздоровления России и Республиканским центром. Прославлен как герой после побега из венгерского лагеря для военнопленных и возвращения в Россию в 19 г.16 декабря Корнилов возложил на Петроградский Совет ответственность за нарушение дисциплины в армии. Он также пришел к выводу, что Временному правительству не хватает стержня для роспуска Совета и, следовательно, оно недостойно выживания. 27 августа, после нескольких двусмысленных обменов мнениями с Керенским, который хотел подчинить Совет, но не ликвидировать институт, Корнилов приказал генералу Крымову возглавить «Дикую дивизию» и 3-й кавалерийский корпус для штурма Петрограда.

Эта попытка путча потерпела полный провал, главным образом из-за эффективной мобилизации Советом рабочих и солдат на защиту революции. Ключевыми защитниками были вооруженные рабочие, организованные в Красную гвардию, части Петроградского гарнизона и железнодорожники, которые останавливали эшелоны с корниловскими войсками на пути к столице. К 31 августа Крымов был мертв, покончив жизнь самоубийством, а Корнилов и несколько сообщников находились под арестом. Главным победителем в деле Корнилова стали левые радикалы, в особенности большевики, давно предупреждавшие об опасности контрреволюционного удара. Авторитет Керенского и Временного правительства был сильно скомпрометирован, и теперь открывался путь к реализации ленинского предписания Советам взять на себя «всю власть».

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Первая мировая война.ком — Кто есть кто

Лавр Корнилов (1870-1918) был
Имперский российский генерал, безуспешно пытавшийся свергнуть
Временное правительство, созданное после Февральской революции 1917 г.
заменить его военной диктатурой.

Корнилов родился в г.
Каркаралинск в Западной Сибири 30 августа 1870 г. Окончив
из Михайловского артиллерийского учебного корпуса в 189 г.2 он получил
комиссией в Туркестан, перед дальнейшим обучением в Академии Генерального штаба
с 1892-95 гг.

После этого присвоено
разведывательные обязанности в Иране и Индии, Корнилов служил русским агентом
во время русско-японской войны 1904-05 гг. Он был русским военным
прикрепиться к Пекину в 1907-11 гг.

Назначен командиром
дивизии на Восточном фронте с началом войны в августе 1914 г.
захвачен австро-венграми в Перемышле 19 марта.15. Его
Последующий побег в 1916 году принес ему известность и обеспечил ему быстрое
продвижение и командование XXV корпусом на Юго-Западном фронте.

С февраля 1917 г.
революции Корнилову было поручено критическое командование Петроградом (бывшим Санкт-Петербургом).
Санкт-Петербург) пришедшим к власти Временным правительством. Ему было поручено
восстановление порядка и ученичество среди расквартированных там войск
(что послужило причиной его непопулярности в регионе).

Уход со своего поста в
Петрограде (где он предлагал применить силу для подавления большевистского
агитации) Корнилов вернулся на поле боя и предпринял неудавшуюся
Наступление русских против немцев в Галиции.

Несмотря на свою бурную
репутация премьер-министра
Александр Керенский назначил Корнилова главнокомандующим
Начальник армии 1 августа 1917 г., заменив
Алексей Брусилов
(кому он ранее служил в начале войны).

Быстро развивающийся разлом
между двумя мужчинами (политически и военно) Корнилов приказал войскам
поход на Петроград в конце августа и призвал правительство
подать в отставку и передать управление главнокомандующему. разумно
истолковав это как потенциальный переворот, Керенский уволил Корнилова и
отозвал его в Петроград 27 августа.

Вопреки приказу Керенского
Войска Корнилова (под командованием генерала Крымова) нашли путь к Петрограду
блокированы многочисленными железнодорожниками, которые после переговоров убедили
Войска Корнилова рассредоточены.