Конструктор танка т 34 кошкин: Краткий курс истории. Отец танка Т-34

знаменитый Т-34 – дело всей его жизни

В этот день, 3 декабря 1898 года, в селе Брынчаги Ярославской губернии родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34, внесшего неоценимый вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. В истории нет более знаменитого танка. Им одинаково восхищались по обе стороны фронта. И каждый лестный отзыв о танке – это похвала его создателю.

Михаил Кошкин появился на свет в бедной многодетной семье. После окончания церковно-приходской школы, с 1909 года, Михаил работал на кондитерской фабрике в Москве. В феврале 1917-го был призван в армию и в конце года демобилизован по ранению.

В 1918-м М. Кошкин пошёл добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Воевал под Царицыном, затем на Северном фронте. После перенесённого тифа был отправлен на Южный фронт.

С 1919 по 1920 год Михаил Ильич занимался политработой. В 1924-м он окончил Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова и получил назначение в Вятку, где заведовал кондитерской фабрикой. В 1929 году Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский машиностроительный институт, производственную практику проходил на Горьковском автозаводе. В 1934 году, после окончания вуза, был принят на работу в танковое конструкторское бюро (КБ) Ленинградского завода им. С.М. Кирова. За 2,5 года работы в КБ Михаил Ильич прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника бюро. Здесь Михаил Кошкин навсегда связал свою жизнь с танками.

После реорганизации конструкторского бюро Михаила Ильича Кошкина назначили его руководителем. В марте 1938 года был утвержден проект танка А-32, испытания боевой машины прошли летом 1939-го в Харькове. Первое боевое применение нового танка произошло во время Советско-финской войны 1939–1940 годов. Машина хорошо показала себя в боях на пересеченной местности, однако потребовалась некоторая доработка танка. Её проведели в сжатые сроки: броню танка утолщили до 45 мм и установили на нём 76-миллиметрую пушку и другое вооружение. Так появилась на свет знаменитая Т-тридцатьчетвёрка.

Первые две машины были готовы и переданы на ходовые испытания уже в феврале 1940 года, а в начале марта конструктор отправился с ними «своим ходом» из Харькова в Москву. Из-за секретности, замаскированные танки двигались вне дорог, по пересечённой местности. После демонстрации технического потенциала машины представителям правительства в Москве, танк прошёл суровые испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке, после чего был рекомендован к немедленной постановке на производство.

К сожалению, Михаил Кошкин не дожил до триумфа детища своего КБ. На обратном пути из Москвы в Харьков конструктор помогал вытаскивать на дорогу провалившийся в воду танк. В результате напряжения и простуды у Михаила Ильича обострилась пневмония, которая и стала причиной его смерти. Он посмертно награжден Сталинской премией (1942 г.) и званием Герой Социалистического Труда (1990 г.).

Созданный нашим знаменитым земляком Т-34 стал самым массовым средним танком Второй мировой войны и одним из её самых известных символов. Боевая машина превосходила современные ей аналоги в маневренности и проходимости. Относительно небольшая толщина брони компенсировалась рационально подобранными углами ее наклона, что делало танк сложной мишенью для вражеской артиллерии. Ближе к концу войны пушка калибра 76 мм была заменена 85-миллиметровой (модификация Т-34-85), что существенно увеличило огневую мощь. Эта модификация до сих пор стоит на вооружении некоторых стран. Всего было произведено более 84 тысяч танков Т-34.

В 1980 году состоялась премьера фильма «Главный конструктор», который посвящён Михаилу Кошкину. Его роль исполнил советский и российский актёр театра и кино Борис Невзоров.

Михаил Ильич Кошкин прожил на свете 41 год, и значительную часть этих лет проработал кондитером. Он был хорошим семьянином и перспективным партийным работником. Но истинно великим делом его жизни стал танк, который стоил ему жизни. Имя его никогда не было широко известно, но детище знали и знают все.

03 Декабря 2020 09:38

Просмотров: 856

26 сентября 1940 скончался конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин

21 ноября 1898 — 26 сентября 1940.
26 сентября 1940 скончался конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин. За 9 месяцев до начала войны, через 6 месяцев после испытательного пробега, во время которого он заболел воспалением легких.

Первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Герой Социалистического Труда.

10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода.
Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией.

26 сентября 1940 года в санатории «Занки», проходя реабилитационный курс лечения, легендарный конструктор умер
За гробом главного конструктора шел весь завод. Похоронили Михаила Ильича на тогдашнем центральном харьковском кладбище — Первом городском, располагавшемся на Пушкинской улице за студенческим городком «Гигант». Но просуществовать могиле суждено было недолго. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена.

Путь бессмертия

«Работать не вдогонку, а на обгон» — этот девиз Кошкина в сочетании с его методом ра­ботать рывками, вскакивая, как говорится, «в последний вагон», был типичным яааением для всего советского периода XX века. Вырабатывался авральный стиль производственной жизни.
И был результат. 5 марта 1940 года ранним утром из ворот харьковского завода в сторону Москвы начался очередной рывок: ушли два танка А-34. Много романтического написано об этом танковом походе. Фильм в 1960-х годах сняли «Главный конструктор» с плакатным красавцем — актёром в роли Кошкина. Вся страна «на ура» приняла фильм о первых при­ключениях «тридцатьчетвёрки». Она в войну стала народной героиней, ею восхищались, всему хорошему о ней верили. А тогда, в начале сорокового, вслед уходящим в Москву тан­кам полз злопыхательский шепоток:

  • Сырые машины пошли. Более тысячи километров — переход нешуточный. He дой­дут. Опозорится КБ.
  • Неймётся Кошкину. Орлена хочет. Уж и немолод, должен понимать — пахнет прова­лом. Собирался поставить танки на платформы, и за одну ночь доехали бы они до Москвы. Почему передумат? Приказ партии был идти вместе с танками.

Ешё был слух, что сам Сталин в Кремле ждёт два танка, которые должны прийти сами.
Среди легенд о «тридцатьчетвёрке» есть и сущая правда: Кошкин сам решил идти сво­им ходом, чтобы в пути проверить возможности новой модификации танка. Он был не­здоров, простужен, но Михаил Ильич никогда не обращал внимания на «такие пустяки».
Для пробега предусмотрели автомобильное сопровождение с ремонтной бригадой. He обходилось без приключений. В пути, под посёлком Яковлево, там, где через три года «тридцатьчетвёрка» будет в кровь биться с новыми немецкими танками, случилась серьёз­ная поломка. Из Москвы к месту поломки приезжал зам. наркома Горегляд. Починились, дошли до столицы. И два танка-путешественника прошли в Подмосковье незабываемые испытания. О них тоже есть легенда, как танк взял брод на реке Наре.
Ешё легенда: после испытаний в полночь один из танков пришёл в Кремль и стал на Ивановской площади. Вышел Сталин. Ему помогли взобраться на танк. Он исчез в люке, вскоре появился и произнес:

  • Это будет ласточка в танковых войсках.

Фраза про ласточку обошла все средства массовой информации.
Кто-то. уже в наши дни. неизвестно с чьих слов, описывал, как Сталин той ночью на Ивановской площади морщился, слыша беспрерывный кашель больного Кошкина. Было такое или нет, неизвестно, но есть одна историческая подробность, обнаруженная в архивах Желтовым и даюшая основание думать, что Сталин хорошо помнил самого Кошкина, что помогло восстановить историческую справедливость. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Вернувшийся из Москвы Кошкин буквально рухнул в болезнь. Его старательно лечи­ли, подняли на ноги, отправили в санаторий «Занки», куда не зарастала конструкторская тропа. Коллеги возили ему только позитивную информацию, он хотел правды, сердился, уверен был. что встанет и вернётся в КБ.
Перед смертью Михаил Ильич чувствовал себя хорошо. Все ждаш его возвращения, поэтому горькая весть была принята с особой болью.
Заводская многотиражка, посвящённая памяти Михаила Ильича, напечатала среди других отдельно строки Николая Алексеевича. Вот они.
«…С первых дней прихода в конструкторское бюро Михаил Ильич проявил себя как опытный конструктор и прекрасный организатор.
Сразу же определилась тематика, и мы принялись за дело. Тов. Кошкин, руководя ра­ботой бюро, одновременно занимался созданием опытного цеха и внедрением новой про­дукции в серийное производство.
Своей энергией и решением он зажигал. Тов. Кошкин всегда давал нам правильное на­правление в работе и был очень требовательным. Если в срок не выполнишь задание — не налейся ни на что. Ни дружба, ни хорошие взаимоотношения не спасут. Требовательный к себе, он требовал и от товарищей точного выполнения порученного дела.
Знающий конструктор, Михаил Ильич Кошкин никогда не отказывался учиться у опытников. Он прислушивался к их голосу, учился сам и учил других. Такие товарищи, как Вишневский, Захаров и Перельштейн. встречали у тов. Кошкина поддержку, чуткое и вни­мательное отношение.
Я помню, как сейчас, было получено срочное задание на установку важного механизма. Михаил Ильич сам продвигал этот вопрос и за полтора месяца ( по тогдашнему времени ре­кордный срок) проделал огромную работу вместе с тт. Молоштановым и Таршиновым.

Отрывок из книги  Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР

Конфетный человечек, изменивший дизайн танков

Самый массовый танк Второй мировой войны был быстрым, мощным и хорошо защищенным наклонной броней, и его сделал кондитер, который устал от кондитерских изделий и решил сделать революционный вместо танка.

Вилли Вонка, съешь свое сердце.


Проекты танков Christie в конечном итоге потерпели неудачу в США, но элементы разработок компании стали частью десятков проектов танков в западных и российских вооруженных силах.

(Харрис Юинг)

Михаил Кошкин работал на кондитерской фабрике, пока не решил, что хочет изучать инженерное дело. Благодаря серии чисток Иосифа Сталина, Кошкин быстро оказался во главе программы усовершенствования танка БТ. Серия танков BT была основана на американской конструкции Christie и патентах, которые были проданы за границу после того, как армия отказалась от Christie.

Сталин, желая убедиться, что его бронетанковые войска стоят своей цены, хотел испытать новые танки в бою и получил свой шанс в гражданской войне в Испании. Танки БТ оказались полезными, но далеко не идеальными. Несмотря на толстую броню, противотанковая пехота все еще имела преимущество перед ними, и двигатели машин загорались от легких попаданий, а иногда и просто от напряжения при движении танка.

Танки БТ были отправлены обратно в Россию по железной дороге для анализа, и Кошкин и его команда быстро нашли недостатки в конструкции. Программа усовершенствований быстро превратилась в программу замены, и в 1934 году Кошкин начал работу над новой конструкцией, которую он назвал в этом году Т-34.

Он включает в себя ряд конструктивных изменений, с которыми флиртуют по всему миру. Это был не первый танк с наклонной броней, не первый с дизельным двигателем и не первый с большой пушкой во вращающейся башне, но он был , солидный дизайн, вобравший в себя все эти изменения в дизайне. В то же время, когда он работал над Т-34, Кошкин должен был работать над новой конструкцией танка БТ: А20.

Михаил Кошкин работал на кондитерской фабрике, но перед Великой Отечественной войной решил стать инженером. Его вдохновленный дизайн танка Т-34 станет самым массовым танком Второй мировой войны.

(Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова)

Позже А20 станет БТ-20. Он также имел ряд улучшений, в том числе наклонную броню и улучшенный двигатель, но у него по-прежнему было относительно мало брони для экипажа или двигателя — всего 20 мм в некоторых местах.

Обе конструкции, Т-34 и БТ-20, были представлены советскому руководству в 1939 году. Там офицеры отказались от Т-34 в пользу БТ-20, отчасти потому, что предложенная конструкция Т-34 потребовала бы гораздо больше стали для производства и гораздо больше топлива для запуска. Был создан опытный образец БТ-20.

Но вместо того, чтобы смириться с поражением своей конструкции, Кошкин написал письмо Сталину и продолжил доработки, прежде чем создать полноценный прототип. Сталин попросил показать танк, и Кошкин проехал на нем 800 миль в Москву, чтобы показать его. Танк показал себя быстрым, эффективным и хорошо защищенным, поэтому Сталин отправил его в серию вместо БТ-20.

Кошкин вскоре умер от пневмонии, но его конструкция танка стала самым массовым танком Второй мировой войны. Россия принимала участие во вторжении в Польшу, но позже, в июне 1941 года, подверглась нападению нацистской Германии.

Как показывает история, вскоре Советский Союз оказался в состоянии борьбы за свое выживание во время Второй мировой войны. Танки и другое оружие будут импортировать из Америки, но лучшим отечественным вариантом, который был у Советского Союза, по-прежнему был Т-34.

Окончательный проект, запущенный в производство, представлял собой 76-мм орудие, способное уничтожить все, что могла предложить Германия, его толстая и наклонная броня могла выдержать попадания большинства немецких танков того времени, и его было легко обслуживать в полевых условиях, то есть T -34 почти все были доступны для боя.

Танк Т-34 во время реконструкции боя.

(Cezary Piwowarski CC BY-SA 4.0)

Когда впервые произошло столкновение между немецкими танками и Т-34, советский экипаж удивил немцев, пробив немецкий танк одним выстрелом. Немецкие танкисты убеждали себя, что они почти непобедимы, пока не столкнулись с Т-34.

Но немцы хорошо подготовились к вторжению, и они атаковали на восток, вглубь России, захватив первоначальный завод Т-34 и почти прорвав оборону Москвы, прежде чем они были остановлены на последней линии обороны, когда наступила настоящая русская зима.

Перебазированные производственные линии Т-34 успели выпустить сотни экземпляров до весенней распутицы, и эти танки стали ключевыми участниками сражений на ближайшие годы. Но конструкции немецких танков также развивались, и гонка вооружений потребовала модернизации Т-34.

Во время войны было построено более 35 000 Т-34, а более поздние модели оснащены модернизированными 85-мм орудиями в качестве места для дополнительного члена экипажа, что позволяет командиру танка отказаться от своих обязанностей стрелка, чтобы лучше следить за тем, что происходит вокруг машины. .

Немецкий солдат осматривает подбитый в бою российский Т-34. Т-34 были сверхмощными на момент своего дебюта, но немецкие бомбардировщики и артиллерия всегда представляли для них угрозу, а более поздние немецкие танки, такие как «Тигр», могли уничтожить Т-34.

(Bundesarchiv Bild)

В конце концов Советскому Союзу удалось вытеснить немцев из России и вернуть их в Берлин. Этот успех был частично связан с тем, что Америка отправила так много оборудования на восток в рамках ленд-лиза, частично благодаря тому, что США, Великобритания и Канада открыли новый фронт во время вторжений в день «Д», а частично благодаря сладкоежке, который решил сделать оружие мирового класса вместо сладостей.

Признайтесь: вы бы посмотрели продолжение Вилли Вонки в таком виде.

(Часть информации в этой статье взята из второго эпизода Age of Tanks на Netflix. Если у вас есть подписка, вы можете посмотреть эпизод здесь.)

Советский конструктор танков, создавший «Т- 34 легенда» Михаил Кошкин

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

▲ Т-34 в World of Tanks написал Кошкин

Игрокам World of Tanks имя Т-34 хорошо известно, и этот средний танк, который своим нелегким трудом строился в антифашистской войне Советского Союза, чрезвычайно выдающийся. Его влияние на дизайн очень далеко идущее, и он имеет большое количество модифицированных и деформированных моделей, и не будет преувеличением сказать, что это самый известный танк. Главный конструктор Т-34 — Михаил Ильич Кошкин, и сегодня мы поговорим о его легендарной жизни.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

Кошкин, юноша из Крыма (первый справа)

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября 1898 года в селе Бринчаки Российской империи (ныне Перезрелский район Ярославской области). Семья Кошкиных жила бедно, потому что сельхозугодий было мало, и отец тоже занимался рукоделием, чтобы пополнить семью. В 1905 году отец Кошкина скоропостижно скончался от переутомления при рубке деревьев на лесоповале, оставив жену и троих малолетних детей. После окончания третьего класса церковной школы Кошкин в 10 лет уехал работать в Москву, где Кошкин поступил на кондитерскую фабрику и на следующие 8 лет увлекся машиностроением.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

▲ Кошкин, молодой человек на Вятке (первый справа)

Перед Февральской революцией в начале 1917 года Кошкин был призван в Императорскую Российскую Армию и отправлен на фронт, где воевал на Западном фронте в составе 58-го стрелкового полка. В августе того же года Кошкин был ранен в бою и отправлен на лечение в Москву, после чего в конце 19-го года демобилизован.17. 15 апреля 1918 г. Кошкин выступил с инициативой вступить в железнодорожный отряд Красной Армии и ведет боевые действия против иностранных интервентов. В 1919 году Кошкин был переведен в 3-ю железнодорожную казарму в Петрограде и принял участие во взятии Архангельска. Вполне возможно, что именно там Кошкин впервые увидел бронетехнику и танки. Летом 1921 года Железнодорожный корпус был расформирован, а Кошкин официально уволен из армии.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

Кошкин в российском фильме «Танк»

Кошкин вступил в партию советских большевиков на линии огня в 1919 году, с отличием окончил Военно-политические курсы в Харькове в 1921 году и был направлен на учебу в Коммунистический университет. Во время учебы он лично познакомился с Кировым и Орджоникидзе. Будущее Кошкина как политического деятеля в КПСС было почти безграничным, но в 1929 году он был принят в Ленинградский технологический институт, где в 1919 году защитил дипломную работу.34 было «Конструкция коробки передач для средних танков».

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

Кошкин с другими конструкторами (второй слева)

После окончания учебы Кошкин поступил на Кировский завод в Ленинграде, и через два с половиной года получил повышение из рядового конструктора до заместителя главного конструктора, в это время он отвечал за танки Т-29 и Т-46-1, хотя характеристики у них были хорошие, но стоимость была выше, конструкция сложнее, и в конце концов решил не производить. В конце 19 декабря36, Нарком тяжелой промышленности СССР Орджоникидзе лично обратился к Кошкину и решил направить его на Харьковский завод для проектирования быстроходного среднего танка, пригодного для серийного производства.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

Кошкин в пробной пробке танка (правая стойка)

В январе 1937 года Кошкин впервые появился в КБ-190 без окружение. Он был очень просто одет, встретился с главными конструкторами, осмотрел танковый полигон. В последующие дни Кошкин ознакомился с каждым дизайнером и работой, которую они выполняли. Сверхбыстроходные быстроходные танки серии БТ стали важной частью бронетанковых войск Красной Армии и дают прекрасный экспериментальный материал для теории стратегии на большую глубину. Однако броня и огневая мощь БТ-7 уже к концу 19 века устарели.30-х годов, а Кошкин предложил для БТ-7 и А-20, и А-32.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

▲БТ-7, А-20, А-32, Т-34

5 июня 1939 года Кошкин участвовал в первых испытаниях танка А -20 и 16 июля участвовал в первых испытаниях А-32. В ходе испытаний оба танка «превзошли все ранее выпускавшиеся прототипы по прочности и надежности». Кошкин намеревался заменить средний танк Т-28 на А-32, а начало советско-финляндской войны выявило проблемы Т-28.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Кошкин Михаил

▲ 100-летие Кошкина Памятные марки введены в обращение в 1998 г. СССР призвал увеличить толщину брони А-32 до 45 мм и официально подготовить Т-34 к серийному производству для поступления в Красную Армию. Видя, что вот-вот появится поколение знаменитых машин, но некоторые «большие люди» предпочитают тяжелый танк КВ, Кошкин полон решимости доказать надежность Т-34.

Советский конструктор танков, создавший «легенду Т-34» Михаил Кошкин

▲ Мемориальная доска Кошкину

В январе 1940 года Харьковский завод изготовил два опытных образца Т-34, которые прошли полные испытания в феврале и середине марта. С 5 по 12 марта Кошкин отправился в путь на прототипе автомобиля Т-34 №1, который своим ходом проехал 750 километров от Харькова до Москвы, а 17 марта показал на Красной площади нескольких советских деятелей, а Сталину утвердили Т-34 на месте.