Когда родился ленин и когда он умирал: 150 лет назад родился Владимир Ленин

описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Берлин, остров Шваненвердер, 1924 год. В своем особняке Александр Парвус спускается с лестницы, размахивая зажатой в руке газетой. От кричит по-немецки: умер! Парвус велит своему слуге: Гриша, шампанского тащи! Самое лучшее. А другого у меня и нет. Парвус перечитывает статью о смерти Ленина: радость-то какая – сдох. Григорий интересуется: шампанское в кабинет подавать? Парвус: а куда же еще? И проектор подключи. Парвус устраивается перед экраном и смотрит хронику, предаваясь воспоминаниям.

Берлин, 1916 год, кинотеатр «Moviemento». За сидящим в зрительном зале Парвусом ведет слежку агент русской контрразведки. За ним входят еще двое, устраиваются сзади. Потом появляется куратор Парвуса от немцев Макс Майер, садится на соседнее кресло. Парвус интересуется результатом его переговоров со статс-секретарем Германии Готтлибом фон Яговым: так он отказал? Решил, что это будет самоубийством для Германии? Майер: он согласился и даже одобрил выделение вам первого миллиона марок. Вам нужно подготовить список лиц, которых можно привлечь к реализации вашего плана. Как только его превосходительство увидит, что вы начали работать – деньги будут.

Люди Майера накидывают на шею русского агента удавку, душат его.

Майер: сегодня исторический день, нас с вами запомнят именно благодаря этому дню. Поздравляю! Парвус: вот вам готовый сюжет. В маленьком зале «Moviemento» решалась судьба Российской империи…

Служащий кинотеатра проверяет покинутый зрителями зал, обнаруживает человека, которого принимает за спящего. Он пытается его разбудить и видит, что тот мертв.

Парвус приходит в отель «Бристоль» к своей любовнице Софье Рудневой. После постельных развлечений Парвус говорит, что ему нужна партия, которая полностью возьмет на себя работу в России. Но кто это? Вот Троцкий был бы хорош, если бы не его тупая статья: Парвус больше не существует, Парвус – политический Фальстаф… А ведь я ему деньги давал на его лживый парижский листок. Софья: а анархисты? Парвус: они раздроблены, Кропоткин агитирует за Антанту. Эсеры? Полностью дискредитировали себя, с ними и немцы работать не будут. Парвусу приходит идея: Ленин! А что? Большевики сохранили организацию, у них есть люди и здесь, и в России, сохранились каналы поставки литературы, оружия, денег. Знаешь, как они его называют? Старик. Софья: Ленин – вещь в себе. Никто не знает, что он думает и что сделает в следующий момент. Парвус: он – прагматик, всегда оставляет дверь приоткрытой. И я влезу в эту дверь.

Цюрих, Швейцарская конфедерация, 1916 год. Владимир Ульянов (Ленин) и Надежда Крупская поселяются в районе, который облюбовали дадаисты. Ленин таким соседством доволен: прекрасное будет место для встречи революционеров. Где лучше спрятать дерево? Конечно, в лесу.

В «Кабаре Вольтер» Ленин знакомится с руководителем дадаистов в Цюрихе Тристаном Тцарой. Они разыгрывают шахматную партию, Ленин объявляет шах. Тцара берет короля и выбрасывает его: как вам такой ход? Ленин отвечает: а как вам такой? Он сметает все фигуры с доски на пол. Тцара в восторге: добро пожаловать в «Кабаре Вольтер», герр Ульянов. Торжественно объявляю вас истинным дадаистом.

Восточный фронт. Солдат Парфенов засел в окопе и отстреливается от своих. Ротмистр Алексей Мезенцев кричит ему: сдавайся, Парфенов, и так уже дел наворотил. Прапорщик говорит Мезенцеву: да не сдастся он, гранату туда бросить – и дело с концом. Ротмистр возражает: а ты его живым возьми, умник. Веди с ним разговор. Прапорщик начинает увещевать солдата: Пасха на дворе, а ты вон, что учудил. Ты, Парфенов, хуже немчуры, хоть и наш, православный. Тем временем Мезенцев подкрадывается к Парфенову сзади, обезоруживает его, бьет кулаком по лицу и берет под арест.

Во время допроса ротмистр стыдит арестованного: что ж ты, Парфенов, вроде справный солдат, а антиправительственные газетки своим товарищам вслух читаешь. Против царя, Отечества, веры православной. Тот возражает: против веры и отечества там ничего не написано. Мезенцев: а стрелял-то зачем, дурья ты башка? Тебе ж за это военно-полевой суд светит, присудят расстрел за измену присяге. Парфенов: воля ваша. Только газеток этих, знаете, сколько по всему фронту? Это ж сколько вам солдатов пострелять придется? Мезенцев: а ты, я смотрю, философ. Думай теперь, Сократ, что дальше делать будешь. Уведите его! Капитан интересуется: ну что, назвал он агитаторов? Или сам вызвался? Мезенцев: сам да не сам. Вы, капитан, не заметили, как у вас в батальоне большевик шуровал. Капитан: и что вы теперь собираетесь с этим солдатом делать? В военно-полевой суд отдам. А может, не надо? Ну расстреляете вы его, но газет этих поганых все равно меньше не станет. Согласен, не станет. Прапорщик: а по мне, так даже веселее. Пусть все летит в тартарары. Вот пойдем мы в наступление – нас все равно всех поубивают. Капитан: так господина Мезенцева здесь уже не будет. Вы когда расположение покидаете? Завтра утром. А на счет Парфенова предписание напишете? Да не буду я ничего писать, пускай дальше стреляет, вы только объясните ему – куда. И то правильно. Капитан протягивает ротмистру крашеное яйцо: Христос воскресе! Воистину. Офицеры трижды целуются. Перед уходом Мезенцев дает совет: вы только отныне солдатам спины не подставляйте.

Контрразведывательное отделение главного управления генерального штаба. Мезенцев в парадном мундире входит в кабинет начальника контрразведки, полковника жандармерии князя Василия Туркестанова. Тот говорит: что это вы, Мезенцев, вырядились не ко времени и не к месту? Ко мне, как к невесте заявились. Мезенцев: я к вам не напрашивался. Куда определили, туда и явился. Мне сказали, что у вас кадров не хватает. Туркестанов: да, людей не хватает. Вот только человек человеку рознь. Был у меня Ухтомский – золото, а не агент. Я сам его всему научил, столько труда было вложено. И что же? Удавили в берлинском синематографе, средь бела дня. А еще говорят – нация Бетховена и Гете. Дикари. Ладно, чего уж там… Попробуем работать вместе. Вот блокнот Ухтомского, его последний набросок с натуры. Мезенцев: кто изображен, известно? Парвус. Это по латыни? Кличка его. Маленький незначительный человечек? Ему хотелось бы представить себя таковым, с юмором господин. Настоящее имя Израиль Лазаревич Гельфанд. Революционер, эмигрант, в 1905 году проходил по охранному ведомству. В поле зрения контрразведки не попадал. До сего дня. Чем же теперь он стал интересен? Ухтомский ходил за ним, пока сам себя не выдал, и тут же был убит. Вот вам и маленький незначительный человечек.

Ленин говорит соратникам: черт, это меня дьявол искушает. Карл Радек: если Парвус здесь появится, нужно выслушать его предложение. Григорий Зиновьев: слышал, он сделал состояние в Турции на торговле оружием. Радек: домыслы, и потом – лучше еврей с деньгами, чем еврей без них. Парвус фигура противоречивая, но он был в революции с 1905 года, такого человека нельзя просто так сбросить с корабля современности. Зиновьев: если не сбросить – он всех нас потопит, Парвус дискредитировал себя. Ходят слухи, будто он связан с немцами.

Мезенцев просматривает дело Парвуса, находит служебную записку: бежал из ссылки, объявился в Германии, где приобрел печальную славу среди социал-демократов.

Ленин и Инесса Арманд совершают велосипедную прогулку по лесу. Арманд интересуется: так ты хочешь встретиться с Парвусом?И хочу, и не хочу – такая вот диалектика. Это Троцкий всех запутал: Парвус – политический Фальстаф. Он погрешил хорошей метафорой против истины. Парвус – не Фальстаф, это очень опасный человек. И умный. Арманд: ходят слухи, что он связан с немцами. Ленин: а вот это плохо, нас не поймут. Впрочем, на одной чаше весов мы имеем умного авантюриста, который хочет использовать прозябающего в Швейцарии теоретика, а на другой – мое понимание реальной ситуации и возможность воспользоваться этим умником. Голод, разруха, война, Россия шатается. Что мне предпринять? Арманд: заправить ушки. Давно хотела сказать, Володя, что тебе очень идет эта кепка, нужно только заправить эти смешные ушки. Арманд поправляет головной убор Ленина. Тот бормочет: да, ушки на макушке… Все-таки мне нужен этот Парвус, черт бы его побрал. И что самое гадкое – он мне нужен больше, чем я ему. Хотя иной мерзавец может быть нам полезен именно тем, что он – мерзавец.

Ленин возвращается домой, мурлыкая под нос романс «Нас венчали не в церкви». Крупская интересуется: что у тебя с кепкой? Инесса сказала, что мне так идет. Крупская дуется: я, конечно, ничего не имею против Инессы, она хороший человек. Но уже столько лет… У вас чувства? Ленин раздражен, он упрекает жену в буржуазности: мы с ней просто катались и обсуждали Парвуса. Крупская: а нас как раз венчали в церкви, ты под венцом стоял. Забыл? Вот это – по-буржуазному. Грешен, стоял. Но это все твоя матушка, царство ей небесное, настояла. Странно, но я даже скучаю по ней.

Флешбэк. Село Шушенское, Енисейская губерния, 1898 год. Проходит таинство венчания. Когда священник произносит слова «венчается раб божий Владимир», Ленин недовольно бурчит себе под нос что-то про раба. Теща его одергивает.

Парвус отправляет Софью в сопровождении Григория в банк, куда они должны доставить полученные от немцев деньги. Пару провожает пристальным взглядом Якуб Ганецкий. Парвус спрашивает: вас что больше интересует – девушка или саквояж? Ганецкий: я от Старика, меня зовут Куба.

Ленин встречается с Парвусом. Он говорит: война – лучший хворост для революции. Ленин: война с Германией нам не поможет, нет такого боя, который был не вытерпел русский народ. А если Николашка и правда подпишет сепаратный мир, нам с вами не с кем будет говорить о революции. Парвус соглашается: но подтолкнуть лавину можно только деньгами. А вы сейчас единственный русский социалист, у которого есть силы, темперамент, опыт, чтобы возглавить революцию. Давайте готовить ее прямо сейчас. Я привез вам деньги. Немецкие деньги? Да, немецкие. Я убедил этих идиотов оплатить нам все. От вас потребуется лишь то, что вы сами всеми силами приближали: активировать ячейки большевиков в Петрограде, сказать, где, кому, сколько платить, куда отправлять оружие, кто будет принимать листовки и прокламации, кто будет руководить. Не бойтесь испачкаться, всю грязь я беру на себя. Парвус, вы меня искушаете, словно демон Христа в пустыне. Считаете себя Христом, Владимир Ильич? Ну что вы, Александр Львович! Вы же тоже не дьявол. Так каким будет ваш ответ? Связаться с немецкими деньгами – это похоронить себя как политика. Не надо с ними связываться, я все возьму на себя. Так мы договорились? Скажем так: ваше предложение меня заинтересовало.

Туркестанов и Мезенцев проводят у адвоката Лунца обыск, во время которого полковник подбрасывает карту дислокации частей Юго-Западного фронта. Контрразведчики вынуждают адвоката стать их осведомителем, информировать их о деятельности Парвуса.

Туркестанов и Мезенцев присутствуют при извлечении из проруби тела Григория Распутина, философствуют по этому поводу.

Крупская и Ленин слушают оперу Вагнера. К ним в ложу приходит Парвус. Крупская просит подождать с обсуждением дел: Володя очень любит Вагнера. Ленин говорит: изумительная музыка. Но часто я ее слушать не могу – раздражает. Хочется милые глупости говорить, гладить по головкам людей, которые, живя в этом грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить нельзя – руку откусят по локоть, Надо бы бить по головкам, бить безжалостно. Хотя в идеале мы против всякого насилия. Парвус сообщает: оружие будет отправлено сегодня в Россию кораблем. Ленин: свяжитесь с двумя нашими товарищами, они помогут наладить бесперебойный канал. И нам с вами не обязательно видеться лично, только в самых крайних случаях.

Ганецкий организует поставку оружия.

Туркестанов и Мезенцев приходят к Лунцу: до нас дошли слухи об оружии, которое закупают большевики. Лунц подтверждает, что ожидается крупная партия, которая закуплена на деньги Парвуса. Контрразведчикам этой информации недостаточно, они требуют от осведомителя больше фактов.

Партию оружия удается перехватить. В перестрелке погибают три большевика, двое ранены, трое взяты под арест.

Руководитель ячейки большевиков добивается от Лунца признания, что тот был завербован контрразведкой. Он убивает предателя.

Ленин в «Кабаре Вольтер» играет в шахматы с Тцарой. Зачем вам эта революция? А зачем вам ваша дада? Вы хотите славы, власти? Я хочу мести старому миру, всем тем, кто убил моего брата. Революция из мести? Парадокс! А я люблю парадоксы. Ну, не надо так сильно упрощать. Неужели вы не верите, что я хочу построить новый мир? Но в этом же нет смысла. Если я выиграю у вас партию – мне удастся обыграть Николашку. Не получится, вам шах. Жертвую королеву. Принимаю вашу жертву. Ленин: вам мат, я пожертвовал крупную фигуру, но выиграл партию.

В феврале 1917 года в Петрограде происходит буржуазная революция.

Ленин возмущается: это не революция, а заговор англо-французских империалистов. Нужно возвращаться сейчас же! Зиновьев: это невозможно! Ленин: мне нужен шведский паспорт. Крупская: но ты же не говоришь по-шведски. Я буду изображать глухонемого шведа. Зиновьев: это несерьезно. Радек: можно перейти границу при помощи контрабандистов. Зиновьев предлагает пересечь границу на самолете. Крупская говорит, что это неприемлемые варианты: Владимир Ильич не может вернуться в Россию один, ему требуется сопровождение. Зиновьев и Радек говорят, что подберут варианты.

Петроград. В контрразведке революционеры разоряют архив. Мезенцев крадет личное дело Парвуса. Появляется депутат Шульгин. Он требует отдать ему дело Парвуса. Мезенцев отказывается. Шульгин ему угрожает:вы еще пожалеете о своем поступке.

Парвус приходит в «Кабаре Вольтер», разговаривает с Лениным. Он обещает отправить его в Россию на поезде через Германию. Ленин ставит свои условия: оплата проезда будет произведена на партийные средства. Кроме того, он поедет не один, с ним будет целый вагон эмигрантов. Парвус соглашается. Ленин интересуется: почему я, а не Троцкий? Парвус: я много думал об этом. Вы – неизбежность для России.

По улице Петрограда идет колонна людей с красными бантами и с транспарантами в руках, они скандируют революционные лозунги. За шествием наблюдает переодетый в штатское Туркестанов. От колонны отстает один человек, он подходит к Туркестанову: вы меня не помните? Нет. А ведь это вы взяли меня с подельником в 1913 году. Причем я получил больше, чем он. Ничего, он потом умер в заключении. Трукестанов: я просто выполнял свою работу. А наказание вам назначил судья. Человек бьет Туркестанова ножом в живот, тот сползает на землю. Человек вытирает лезвие ножа о пальто Туркестанова и догоняет ушедшую вперед колонну.

Станция Дно, 1 марта 1917 года. К Николаю II проходит лейб-хирург императорской семьи Сергей Федоров. Николай: у меня к вам всего один вопрос. Прошу ответить правду. Выживет ли мой сын? Федоров: будет большое чудо, если наследник доживает до своего шестнадцатилетия. Николай подписывает акт об отречении от престола.

Парвус пьет водку, закусывает огурцами. К нему из спальни выходит Софья. Она говорит: наступает ключевой момент в твоей революции, а у тебя нет человека в Петрограде. Отправь тудаменя. Парвус: я не могу так рисковать. Софья: это прагматичнее, чем рисковать твоей революцией. Я хочу сделать это для нас.

Софья приходит в «Кабаре Вольтер» и сообщает Ленину, что хочет поехать с ним в Россию.

Мезенцев пьет водку перед портретом покойного Туркестанова. Он обещает остановить революционеров.

Мезенцев приходит к Шульгину, избивает его, добивается информации о том, где и когда будут транспортировать эмигрантов. Шульгин: на днях будет поезд из Германии.

Политэмигранты в Цюрихе на вокзале стоят на перроне. Звучат крики: предатели! Ленин призывает товарищей не поддаваться на провокации. Крупская указывает Арманд на Софью: говорят, она ушла от Парвуса. Та обещает присмотреть за любовницей Парвуса. Арманд подходит к Софье, знакомится с ней.

В купе сидят Арманд и Софья. Приходит Крупская. Женщины разговаривают о любви. Крупская рассказывает о начале своих отношений с Лениным. Она резюмирует: любовь – это верность. Арманд добавляет: его интересам, а не своим. Софья: а если они не совпадают? Крупская: значит, это не спутник, а попутчик. Софья: в поезде трудно угадать, кто спутник, а кто попутчик.

Мезенцев приходит в приемную к Милюкову, просит предотвратить приезд в Россию Ленина. Милюков отвечает отказом. Мезенцева арестуют приведенные Шульгиным дружинника Петросовета, его помещают в тюрьму, жестоко избивают. Шульгин требует рассказать, куда делось досье на Парвуса.

На границе Швейцарии и Германии немецкие офицеры разъясняют эмигрантам правила проезда в пломбированном вагоне по территории Германии. Им запрещено выходить на станциях. Эмигранты погружаются в вагон.

Вечером Ленин в своем купе работает с Крупской. Арманд организует эмигрантов, те хором исполняют для Старика русскую народную песню.

В Стокгольме встречаются Парвус и Радек. Парвус просит о свидании с Лениным. Радек объясняет, что Ленин теперь не может дискредитировать себя общением с германским агентом. Революцию надо делать только чистыми руками.

Радек говорит соратникам: вы бы видели его лицо! Как у мужа, заставшего жену с любовницей. Ленин: надо поручить «Правде» его отхлестать. Радек: вся ирония в том, что «Правда» сейчас печатается на его деньги. Зиновьев: а еще вы увозите его любовницу. Все смеются. Софья слышит это.

Поезд прибывает в Швецию. Эмигранты пересаживаются в сани и едут на российскую станцию. Софья принимает решение остаться в Швеции.

В 1924 году Парвус просматривает кадры выступления Ленина. Он сокрушается: я – царь Мидас наоборот. Все золото, к которому я прикасаюсь, превращается в дерьмо. А еще у меня ослиные уши. Парвус хватается за сердце. В кабинет входит Григорий: шампанское подавать? Григорий обнаруживает, что Парвус скончался. Слуга вздыхает: эх, хозяин. Это ведь старая газета, его нет уже почти год.

Закадровый текст. После революции Парвус все еще ждал от Ленина приглашения в новую Россию, но о нем забыли. Он считал себя игроком, а оказался разменной фигурой в чужой игре. Парвус умер от сердечного приступа 12 декабря 1924 года. Ленин обыграл всех: победил в революции, стал основателем пролетарского государства, победил в Гражданской войне. В 1922 году на фоне тяжелой болезни стал угасать его блестящий ум. Ленина мучили кошмары. Он умер от атеросклероза 21 января 1924 года.

Финальные титры. Из 32 пассажиров пломбированного вагона 10 были расстреляны или погибли в лагерях.

Ленин и Султан-Галиев: борьба за ислам во время революции

  • Ахмед Рашид
  • Журналист и писатель, для bbcrussian.com

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Представьте себе, что во время революции 1917 года Владимир Ленин принял в центральный комитет большевистской партии мусульман. История СССР и даже всего мира могла бы оказаться совсем иной.

Возможно, сегодняшние мусульмане до сих пор спорили бы о плюсах и минусах марксизма, а экстремистские интерпретации джихада и шариата не были бы настолько тревожной чертой нашего времени.

Недолго в советской коммунистической партии действительно состоял невероятно популярный и харизматичный татарин, представлявший интересы мусульман, к которому прислушивался Ленин.

Мирсаид Султан-Галиев (1882-1940) был идеологом создания независимой Мусульманской коммунистической партии и Мусульманской красной армии — для борьбы с белогвардейцами ради победы революции.

  • Таджикистан после революции 1917 года в фотографиях
  • Революция — 100: все материалы проекта
  • Статьи-комментарии на bbcrussian.com

Султан-Галиев родился в семье директора школы в татарской деревне недалеко от Казани и рос в бедности с 11 братьями и сестрами. Однако когда он поступал в Татарскую учительскую школу в Казани, Султан-Галиев уже читал по-татарски, по-русски и по-арабски и даже перевел на татарский романы Толстого.

К тому моменту, когда в 1911 году Султан-Галиев закончил учебу, он читал революционные тексты, работал журналистом и интересовался мусульманской националистической политикой. В 1917 году он стал лидером Мусульманского социалистического комитета Казани и присоединился к большевикам. Вскоре Султан-Галиев оказался ключевой фигурой в этой организации, заняв сразу несколько важных постов.

Ленин назначил его членом Центрального мусульманского комиссариата и председателем мусульманской военной коллегии. В 1918 году Султан-Галиев руководил одним из отрядов во время обороны Казани и убеждал мусульман вступить в ряды революционеров. Ленин и Сталин часто посылали его на Восточный фронт, чтобы поднимать боевой дух мусульманских дивизий Красной армии, воюющих против белых. Всю свою жизнь Султан-Галиев был очень популярной фигурой у мусульманских коммунистов.

Лекарство против шовинизма

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Султан-Галиев стал архитектором так называемого «Мусульманского национального коммунизма». Он доказывал, что единственным «лекарством» против усугубления русского шовинизма в рядах большевистской коммунистической партии было создание отдельной Мусульманской коммунистической партии.

Он убеждал Ленина, что в Восточной Азии националистическое противостояние важнее классового, потому что все мусульманские колонизированные народы были пролетариатом и чувствовали себя угнетенными либо Европой, либо царским правительством.

Ленин горячо верил в тезис Маркса о том, что мировая революция может победить только при поддержке европейского пролетариата, а отсталые мусульманские массы были для него вторичны. Султан-Галиев же убеждал его, что этот порядок приоритетов необходимо изменить: пусть сначала революция произойдет на Востоке, это пошатнет основы капитализма на Западе, тогда уже и там революция станет возможна.

И все-таки Ленин настаивал на главенстве пролетарской революции в Европе. При этом Ленин относился к Султан-Галиеву терпимо, тогда как Сталин — нет.

Обвинение в измене

Когда большевики в 1920 году провели в Баку первый Съезд народов Востока, целью которого было добиться поддержки мусульманского мира, Султан-Галиеву отказали в возможности на нем присутствовать. Послание же Ленина на этом съезде заключалось в том, что конечной победы революции может добиться только пролетариат прогрессивных стран мира.

Самой сильной идеей Султан-Галиева было предложение создать отдельную Мусульманскую красную армию, формирующую свои ряды на основе популистской левой идеологии, а не коммунизма. При этом армия соблюдала бы исламские традиции, что, несомненно, помогло бы привлечь большинство мусульман к революционной борьбе. Султан-Галиев также предупреждал, что если большевики этого не сделают, мусульмане пойдут воевать на стороне белых.

Хотя Султан-Галиев сам был атеистом, он верил, что марксизм и ислам могут сосуществовать. Он подчеркивал, что задача партии — постепенно просвещать мусульманские массы, увлекая их коммунистической идеологией. Ленин отказывался разбавлять марксистскую мантру, но все-таки во время гражданской войны ему нужно было влияние Султан-Галиева.

В 1923 году, когда Ленин серьезно болел, Сталин обвинил Султан-Галиева в измене и заговоре. Султан-Галиева исключили из партии и арестовали, как и всех коммунистов, поддерживавших «султангалиевщину «.

Он был ненадолго освобожден в 1924 году, но затем снова арестован в 1928-м и приговорен к смертной казни за «национал-уклонизм». Приговор был заменен на 10 лет лагерей, но в результате Султан-Галиева расстреляли 28 января 1940 года в ходе сталинских репрессий. Большая часть его письменных работ, речей и эссе была уничтожена.

Джихад против коммунизма

Будь призывы Султан-Галиева к дальнейшей децентрализации коммунистической партии и восприимчивости к исламу услышаны, это могло изменить отношение миллионов мусульман к революции, особенно в Центральной Азии. Его идеи сыграли бы еще большую роль в мобилизации сил на защиту Советского Союза от нападения Гитлера.

Интересно, что идеи Султан-Галиева о популистской, а не коммунистической идеологии в основе вооруженной борьбы впоследствии применили Мао Цзэдун в Китае (особенно во время знаменитого Великого похода коммунистов) и Хо Ши Мин во Вьетнаме.

Султан-Галиев остается малоизвестной фигурой — даже среди российских и центрально-азиатских мусульман. Во время своих регулярных поездок в Центральную Азию с 1988-го года я рассказываю о Султан-Галиеве многочисленным заинтересованным слушателям, и его имя им, как правило, едва знакомо.

Сегодня ему не благоволят автократичные лидеры Средней Азии, а на Западе наиболее подробные исследования о нем были опубликованы почти 40 лет назад Александром Беннигсеном и Эндерсом Уимбушем.

Как Султан-Галиев и предупреждал, Советам не удалось заручиться поддержкой мусульман в Центральной Азии. В результате в регионе развернулось массовое антисоветское сопротивление — джихад против коммунизма, который продолжался до 1930-х.

По мере того как Красная армия продвигалась в Центральную Азию, джихадистские движения под руководством мусульманских общинных и религиозных лидеров, землевладельцев и интеллектуалов распространялись по территории современных Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизстана и Казахстана. Как во время, так и после 1917 года народы этих земель понесли огромные потери.

Сопротивление в Ферганской долине

В 1916-м вся Центральная Азия поднялась на восстание против принудительного призыва в царские войска во время Первой мировой войны. Против населения, отказывавшегося вступать в армию, предпринимались жестокие ответные меры. Гражданская война после 1917 года и голод 1923 года ударили по народу еще сильнее. Позднее миллионы людей погибли в ходе принудительной коллективизации кочевников и крестьян-фермеров в 1930-е.

Ферганская долина была эпицентром антисоветского сопротивления джихадистов, которых в России называли басмачами, то есть бандитами. В этой узкой межгорной впадине, проходящей через нынешние Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан, повстанческие движения вербовали бойцов. В течение года вся Центральная Азия оказалась в огне, и Сталин усугубил ситуацию тем, что казнил местных членов партии, заменяя их на русских.

В Таджикистане землевладелец Иргаш Бег набрал 20 тысяч бойцов, воевавших в партизанских группах по всей Ферганской долине. Это продолжалось вплоть до 1931 года, когда оставшиеся повстанцы бежали в Афганистан, а Бег был пойман и казнен Красной армией.

Между 1917-1920 годами казахские кочевники основали собственное националистическое правительство под названием Алаш-Орда, которое возглавил Алихан Букейканов, прямой потомок Чингисхана. Несмотря на поражение от рук Красной армии, казахское сопротивление продолжалось даже во время принудительной коллективизации в 1930-е. По данным исследователей, казахи потеряли 1,5 млн человек (треть всего населения) между 1917-1930 годами.

В пустынях Туркменистана долгим и ожесточенным было сопротивление Туркменской кочевничьей кавалерии на знаменитых ахалтекинских лошадях.

Туркмены боролись против наступления русских на свои территории с 1880-х годов. В 1917-м племена объединились во главе с харизматичным лидером Мохаммедом-Курбаном Джунаидханом, состоятельным землевладельцем и шариатским судьей. Свой последний поход против Красной армии в 1927 году Джунаидхан возглавил в возрасте 70 лет.

От Мао до Фиделя

Депопуляции Средней Азии можно было избежать, если бы Ленин и Сталин услышали, что пытался им объяснить Султан-Галиев. Что миллионы мусульман были рады окончанию царского гнета и сражались бы за большевистский лозунг «Мир, хлеб и земля». Но что они не могли сиюминутно поддержать негибкую марксистскую идеологию, которая не давала им оставаться мусульманами.

В будущем революционные лидеры от Мао до Фиделя Кастро стали намного более гибко интерпретировать марксизм. Успех всякого последовавшего революционного движения зависел именно от интерпретации и инноваций, вместо неотступного следования догме. Но некоторые коммунисты до сих пор не готовы хотя бы временно допустить соседство идеологии и религии. Нынешнее отношение к мусульманам-уйгурам в Китае и Центральной Азии, а также автократические ограничения для мусульманского населения в ряде стран тому пример.

Султан-Галиев был героической фигурой, предвосхитившей свое время. Если бы революционные лидеры услышали его, сегодняшние мусульмане, возможно, спорили бы о будущем сосуществования ислама и социализма, а не о мировом джихаде и терроризме.

Подпись к фото,

Ахмед Рашид

Ахмед Рашид — журналист и писатель, автор пяти книг о Центральной Азии и Афганистане, в частности, книги «Возрождение Центральной Азии, ислам или национализм?».

Уродливое ленинское наследие политики идентичности – PowerBlog Института Актона

«Я резко порвал со всеми вопросами религии», – сказал Владимир Ленин с типичной бранью. «Я снял свой крест и выбросил его в мусорное ведро».

Такова была метафора темного поворота Владимира Ильича Ульянова, ставшего известным под псевдонимом «Ленин». Он родился 22 апреля 1870 года в Симбирске, городке на Волге к востоку от Москвы. Его родители были порядочными, гражданскими людьми. Его отец, Илья, был набожным и даже консервативным человеком. Он умер от кровоизлияния в мозг в январе 1886 года, когда его сыну было всего 15 лет.

Второй крупной потерей в жизни Ленина, всего через год после смерти отца, стала казнь через повешение его политически радикально настроенного брата Александра. Александр был революционным террористом и политическим агитатором, сыгравшим центральную роль (как подрывник) в заговоре с целью убийства царя России Александра II. Большинство заговорщиков были помилованы, но не Александр, учитывая его уникальную роль лидера. Защитники Ленина часто называют казнь Александра причиной превращения Ленина в крайне левого революционера. На самом деле Ленин уже был левым революционером.

После сложного воспитания Ленин стал преданным последователем учения Карла Маркса, от взглядов Маркса на собственность до ненависти Маркса и насмешек над религией. «Нет ничего отвратительнее религии, — ворчал Ленин Максиму Горькому. «Всякое поклонение божеству есть некрофилия. … Всякая религиозная идея, любая идея вообще о каком-либо боге, любое заигрывание даже с богом есть самая невыразимая мерзость».

В этом отвращении к религии Ленин и Маркс были родственными душами. Ленин цитировал своего идейного кумира: «Религия — опиум для народа. Религия — это своего рода духовная выпивка». Он часто повторял мантру Маркса, отмечая по другому поводу: «Религия — опиум для народа, это изречение Маркса — краеугольный камень всего марксистского взгляда на религию».

Это действительно так. Таким образом, настаивал Ленин, «каждый должен быть абсолютно свободен… быть атеистом, каковым, как правило, является каждый социалист».

Ленин применил это правило к своим большевикам, возникшим в 1903 году. Это было на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии, начавшемся в Брюсселе и закончившемся в Лондоне, в течение трех недель с июля по август. В 1903 году Ленин изменил название своей партии, партии Троцкого и Сталина с Российской социал-демократической рабочей партии на то, что впоследствии стало Коммунистической партией Советского Союза. Именно там Ленин и его кадры стали большевиками (в конечном итоге разделившись на большевиков и меньшевиков).

Ленин, не теряя времени, организовал своих ребят против религии. Он объявил то, что Михаил Горбачев позже назвал «тотальной войной с религией». В 1905 году Ленин сказал о своих большевиках: «Мы основали наше объединение, Российскую социал-демократическую рабочую партию, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачивания рабочих». Общество должно быть «очищено от средневековой плесени» и «религиозного обмана человечества».

Что же касается сегодняшних демократических социалистов и религиозных левых социал-демократов, утверждающих, что социализм дружелюбен и счастливо совместим с христианством, то Ленин подробно осудил саму эту мысль, заявив 19 мая09:

Абсолютный долг социал-демократов публично заявить о своем отношении к религии. Социал-демократия строит все свое миросозерцание на научном социализме, т. е. на марксизме. Философской основой марксизма, как неоднократно заявляли Маркс и Энгельс, является диалектический материализм — материализм абсолютно атеистический и положительно враждебный всякой религии. … Марксизм всегда рассматривал все современные религии и церкви, и все без исключения религиозные организации как орудия буржуазной реакции.

Марксизм есть материализм. Как таковая, она столь же безжалостно враждебна религии… Мы должны бороться с религией.

Социализм: ступенька к коммунизму

Высокомерие Ленина распространялось не только на его интерпретацию религии, но и на светское евангелие марксизма. Он считал, что только он один по-настоящему понял Карла Маркса. Он был самозваным привратником. Единственным лучшим изложением ленинской интерпретации Маркса и Энгельса является его 1917 classic, Государство и революция , где он попытался объяснить миру, «чему на самом деле учил Маркс».

Из этого трактата выделяются несколько утверждений, особенно важных сегодня, когда мало кто знает различия между коммунизмом, социализмом и «демократическим социализмом». В главе «Переход от капитализма к коммунизму» Ленин разъяснил:

И это подводит нас к вопросу о научном различии социализма и коммунизма. … То, что обычно называют социализмом, Маркс называл «первой», или низшей, фазой коммунистического общества. Поскольку средства производства переходят в общую собственность, постольку и здесь применимо слово «коммунизм», если не забывать, что это не полный коммунизм.

Сегодня существует много неосведомленной чепухи о том, что такое социализм, поскольку левые в больших технологиях и в других местах пытаются переопределить и переупаковать этот термин. А по марксистско-ленинской теории все просто: социализм ведет к коммунизму. Как отмечал Ленин, Маркс считал «социализм» решающим последним шагом на пути к коммунизму. Социализм был предшествующим этапом коммунизма, необходимым, но лишь временным этапом на пути к полному коммунизму.

Чтобы дойти до этого, по Марксу и Ленину, само государство должно «отмереть». И все же у Владимира и друзей не хватило терпения на любой «длительный процесс» отмирания. Чтобы достичь этого, должна быть диктатура. Ведь Маркс и Энгельс открыто признавали в XIX в. 0022 Манифест о том, что «конечно, вначале потребуются деспотические вторжения» для реализации их плана.

Конечно. Люди никогда добровольно не подчинятся драконовским требованиям коммунистической программы.

В 1902 году Ленин опубликовал разоблачительный труд «Что делать?». Там он призывал к авангарду или «партии нового типа», способной организовать и наполнить рабочий класс «революционным сознанием». Требовалась элита кадров образованных революционеров, чтобы информировать немытый, невежественный пролетариат о своем угнетении и своих угнетателях. Их нужно было перевоспитать, чтобы они знали, кто они и их класс, кто их класс угнетателей и почему им нужно подняться. С тех пор каждый марксист, занимающийся теорией культуры/гендера или критической расовой теорией, брался за одну и ту же задачу «повышения самосознания» угнетенной группы.

Ленин-демократ

Для современных глаз и ушей удивительным аспектом ленинизма была его защита того, что он называл «демократией», что на самом деле не так уж сильно отличается от того, как современные левые определяют демократию. Они не имеют в виду это так, как большинство людей.

Ленин использовал его как расплывчатую метафору «равенства», которое, по его мнению, было формой классового равенства экономического богатства, в то время как американские левые используют этот термин с опрометчивой самоотверженностью ко всем видам только что родившихся форм «равенства». ”: от равенства доходов до равенства трансгендеров, климатического равенства, «брачного равенства» и любых других социально-культурных средств, которые они готовят, чтобы коренным образом изменить страну.

Ленин писал прямо: «Демократия есть равенство».

И все же для Ленина демократия имела свои пределы. Это было лишь средство для достижения цели: «Демократия имеет огромное значение для рабочего класса в его борьбе против капиталистов за свое освобождение», — говорил Ленин. «Но демократия вовсе не та граница, которую нельзя переступать, это лишь одна из стадий на пути от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму».

Точно так же, когда левые сегодня в Соединенных Штатах ссылаются на необходимость свободы слова (при этом требуя «речевых кодов» против высказываний, противоречащих их идеологическим нарративам) и восхваляют такие слова, как «разнообразие» и «толерантность» (при этом не терпя различных мнения, которые они отвергают), они действуют в духе того, как Ленин видел «демократию» — как троянского коня для более широких трансформационных целей культуры.

Ленин говорил о демократии и даже о всенародно избранном собрании, но это было быстро отправлено на свалку истории. Как и каждый коммунист с тех пор, он быстро понял, что население не избирает свободно коммунистическое большинство.

Ленин и рождение идентичности Политика

Россия и весь мир скоро узнают, что Ленин и его большевики не верили в права, которые Запад и американские основатели утверждали как естественные и данные Богом. В течение первых 10 недель после начала их революции в России, в конце октября 1917 года большевики уже отменяли все виды прав — от свободы слова до собраний и газет, от религиозного образования до религиозных обрядов, от шуб до банковского кредита и многого другого. Ленин сделал это серией около дюжины чрезвычайных указов. К концу 1917 года ярость национализации, централизации, коллективизации, массовой монополии на связь, террора, отмены собственности и самых элементарных прав человека уже шла полным ходом.

Это распространенное заблуждение, давно укоренившееся в университетах, что если бы Ленин не умер преждевременной смертью 19 января24, тем самым проложив путь Иосифу Сталину, чтобы он стал его преемником, кровопролития и тирании, охвативших Россию, никогда не было бы. СССР был бы добрее и нежнее. Этот миф, известный как «хороший Ленин, плохой Сталин», в корне ошибочен. Сталин не извратил какую-то возвышенную ленинскую идеологию. По правде говоря, Ленин создал советскую тоталитарную систему, от изгнания основных свобод до создания концентрационных лагерей, которые впоследствии стали известны как печально известная система ГУЛАГа.

У. Г. Чемберлен, журналист, ставший, вероятно, первым историком русской революции, сообщил, что к 1920 году ленинская тайная полиция, ЧК, уже провела 50 000 казней. К 1918–1919 годам ЧК проводила в среднем 1000 казней в месяц только за политические преступления без суда и следствия. Историк Роберт Конквест, опираясь исключительно на советские источники, подсчитывает 200 000 казней большевиков при Ленине с 1917 по 1923 год и 500 000, если объединить количество смертей от казней, тюремного заключения и восстания.

По всем направлениям ведущие большевики с самого начала проповедовали необходимость «массового террора», от самого Ленина до страниц Правды и Известий . Все это было до кровожадного Сталина. Ленин издавал леденящие кровь директивы, предписывавшие вешать или расстреливать различные группы и народы, от кулаков и попов до прочих «вредных насекомых».

Особенно он поносил кулаков, зажиточных крестьян, которые сопротивлялись воровству режима, насильственной конфискации и коллективизации земли и ферм. Ленин утверждал:

Кулаки — самые зверские, самые грубые, самые свирепые эксплуататоры. … Эти кровопийцы разбогатели во время войны на народной нужде. …Эти пауки разжирели за счет крестьян. …Эти пиявки напились крови трудящихся. …Эти вампиры собрали и продолжают собирать в своих руках земли помещиков. … Беспощадная война с этими кулаками! Смерть им.

Суть ленинского раннего «красного террора» описал Мартин «М. Ю.” Лацис, свирепый человек, которого Ленин назначил начальником своей машины убийства. С убийственной прямотой Лацис утверждал, что большевики находятся в процессе «уничтожения» целых классов людей:

Мы уничтожаем буржуазию как класс. Не ищите в своих расследованиях документов и свидетельств того, что сделал подсудимый, ни делом, ни словом, ни действием против Советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему задать, это из какого он класса, каковы его корни, его образование, его обучение и его род занятий. Эти вопросы определяют судьбу обвиняемого.

Это была политика идентичности до предела. Каждый человек был вбит в определенную идентичность, основанную на экономике и классе. Ваш класс определял вас либо как угнетаемого, либо как угнетателя. Вас стереотипизировали, втискивали в личность и соответственно относились не как к личности, а как к члену группы. Современные коммунисты и критические теоретики делают то же самое, основываясь на других типах идентичности, от пола до расы, хотя (к счастью) без ленинского насилия.

Для Ленина это была «коммунистическая этика».

Как он объяснял в октябре 1920 г. в своем выступлении перед Российским коммунистическим союзом молодежи: «Есть ли такая вещь, как коммунистическая этика? Существует ли такая вещь, как коммунистическая мораль? Есть конечно. … Мы отвергаем любую мораль, основанную на внечеловеческих и внеклассовых понятиях». Он добавил: «Мы не верим в вечную мораль. … Коммунистическая мораль основана на борьбе за упрочение и завершение коммунизма».

Это, конечно, чистый нравственный релятивизм. Для Ленина это было основой коммунизма. Это стало поводом для системы бойни марксистско-ленинского общества.

Революция Владимира Ленина шла полным ходом. Только смерть остановит его, но не она. Когда смерть постучала в дверь Ленина в 1924 году, Иосиф Сталин был готов сменить его. Вся система уже построена и ждет его.

Какое наследие Ленина? Это смерть, диктатура и ненависть. Для Владимира Ленина особи не состоят из imago Dei . Они определяются не как дети Божьи, а как члены групп. Ваша групповая идентичность определяла вас, иногда вплоть до физической ликвидации. Это ужасное наследие для человечества.

Дом с привидениями на Красной площади [1]

Шивон Каттаго, PhD, Новая школа социальных исследований Тартуского университета фон Собор Василия Блаженного и Кремль. март 1925 г. | Бундесархив через Wikimedia Deutschland

«Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»

Владимир Маяковский

Многое изменилось после распада Советского Союза в 1991. Империя исчезла с карт, а экономические и социальные изменения протекали быстро, но неравномерно. Тем не менее, несмотря на такую ​​турбулентность, одно из самых знаковых мест советской памяти все еще остается. Владимир Ленин, первый руководитель Советского Союза, умер в 1924 году и уже более девяноста лет лежит в открытом гробу в центре Москвы. Больше, чем советская диковинка для случайного туриста; Мавзолей Ленина, как буквальное воплощение государственного суверенитета, демонстрирует неоднородность моделей памяти и обращения с советским прошлым в современной России.

Перед смертью Ленин попросил похоронить его на кладбище рядом с матерью в Петрограде. Сразу после его смерти мнения о том, где и как его похоронить, разделились. Хотя вдова Ленина была против бальзамирования и публичного показа на Красной площади, Сталин победил. Тело Ленина было забальзамировано и подготовлено к его необычной загробной жизни. Идея временного мавзолея изменилась беспрецедентным образом, когда Похоронная комиссия была переименована в Комиссию по увековечиванию памяти Владимира Ульянова-Ленина. С этим бюрократическим изменением 19 июля24 января тело Ленина из подготовленного к погребению превратилось в место, где его останки были сохранены для увековечения, памяти и почитания. Мавзолей обрел собственную жизнь в вакууме власти, который сразу же последовал за его смертью. После смерти Сталина в 1953 году его тело также было забальзамировано и предано земле рядом с телом Ленина. Однако после выступления Хрущева в 1956 году с осуждением Сталина его выгравированное имя было удалено с мраморного фасада Мавзолея, и он был похоронен на могиле перед Кремлевской стеной в 1919 году.61.

Удивительно прочные останки Ленина пережили различные перестановки советской империи и ее последующий крах. За исключением его вывоза на хранение во время Великой Отечественной войны и регулярных периодов повторного бальзамирования, законсервированное тело Ленина постоянно находилось в Мавзолее после его смерти. На протяжении двадцатого века и в двадцать первом живет Ленин. Хотя забальзамированные останки Сталина можно было захоронить в 1961 году, похоронить Ленина оказалось труднее, потому что его удаление с Красной площади влечет за собой переосмысление Октябрьской революции 19-го века. 17, Ленинизм, роль Коммунистической партии и создание Советского Союза. Как место памяти и давний артефакт на некрополе Красной площади, он является знаковой частью мемориального ландшафта столицы.

Извращенная скорбь по жертвам коммунизма

Александр Эткинд утверждает, что для людей в постсоветской России характерен особый тип «искаженной скорби». Государственное признание коммунистических преступлений хотя и не отсутствует в современной России, но остается глубоко искаженным. Подавление гражданских инициатив, таких как общество «Мемориал» и музей «Пермь-36», посвященных жертвам коммунистического гнета, в сочетании с продолжающимся почитанием могилы Ленина указывают на сложность примирения с советским прошлым в современной России. Если переход Германии от фашизма к демократии повлек за собой поражение, раскол, оккупацию и уголовные процессы, то переход России к демократии пошел разными путями, включая крах, взрыв, народное восстание и переизобретение суверенного государства.

  • Мавзолей Ленина из ГУМ галереи | Grebol9 via Wikimedia Commons
  • Мавзолей Ленина у стен Кремля в Москве (2011 г.) | CaritasUbi через Wikimedia Commons

Взяв за основу исследование Мичерлиха и Мичерлиха (1975) о неспособности оплакивать нацистское прошлое в послевоенной Германии, Эткинд прослеживает постсоветскую «неспособность оплакивать», аналогичную той, что была в Западной Германии во времена 1960-е годы. (2013: 207). Память о Ленине как отце русской революции и основателе Советского Союза отличается от памяти о Сталине, связанной с террором, ГУЛАГом, модернизацией и Великой Отечественной войной. Действительно, в то время как официальное признание Германией нацистского прошлого началось с военного поражения, советская победа в Великой Отечественной войне (1941-1945) продолжает влиять на то, как вспоминают о коммунистическом наследии в современной России.

Поддержание забальзамированного тела Ленина во временном состоянии ожидания погребения иллюстрирует концепцию Эткинда об искаженном трауре. Искусственное бальзамирование и телесные адаптации создали гибридное тело, которое не является ни полностью человеческим, ни искусственным, а является чем-то средним. Более того, затянувшийся период государственного траура по первому руководителю СССР перерос в театрализованную постановку поминальных ритуалов. В почитании сакрального образа Ленина как квазибогоподобного государя затемняется преступная природа основанной им советской власти. Вместо этого длительный период государственного траура подвешивает тело Ленина между революционным временем и временем постсоветской России. В настоящее время Ленин ожидает погребения, но выглядит как бы погребенным в открытом гробу. Лежащее в состоянии, после более чем девяноста лет, его тело имеет призрачное лиминальное присутствие.

Могила как священное и посещаемое место памяти 

Если могила знаменует собой переход от жизни к смерти, что может означать тело, вечно ожидающее погребения? Более того, если режима, который основал лидер, больше нет, то почему его до сих пор почитают как реликвию современности? Ведь Владимир Ильич Ульянов был не просто политическим деятелем, а первым руководителем СССР и отцом русской революции.

Могилы — одно из самых главных мест памяти, связывающее поколения и усиливающее общественную потребность почтить память умерших (Руины 2019 г.). Хотя многие статуи Ленину были снесены, Мавзолей Ленина отличается. Как и могилу с человеческими останками, ее непросто разобрать или переместить.

Внимание Жака Деррида к непреднамеренным способам, которыми прошлое преследует настоящее, важно для понимания того, как увековечение роли Ленина в Советском Союзе представляет собой сложную смесь восстановления, заимствования, разрыва и преемственности. Дополняя работу Эткинда и Ушакина, Деррида размышляет о призрачном наследии Карла Маркса и отношениях между прошлым и нынешним поколениями. Особое значение имеет аргумент Деррида о том, что жить в настоящем означает жить с наследием прошлого. «И это бытие-с-призраками тоже было бы не только, но и политика памяти, наследства и поколений» (1994: xviii xix ). Размышляя о сложном наследии Маркса, Деррида предполагает, что существует другой вид отношения к прошлому. Если онтология занимается присутствием и существованием, то хонтология сосредотачивается на присутствии того, чего нет.

«Все вопросы о бытии или о том, что должно быть (или не быть) — это вопросы наследства… То, что мы наследники , не означает, что мы иметь или что мы получаем то или иное, какое-то наследство, которое однажды обогащает нас тем или этим, но что есть того, чем мы являемся , это прежде всего наследство, хотим мы этого или знаем об этом или нет’

(Там же: 54)

Особое значение имеет аргумент Деррида о том, что жить в настоящем означает жить с наследием прошлого. Поскольку мы наследники прошлого, способ, которым воспринимается прошлое, очень открыт для интерпретации. Мы не выбираем, когда нам рождаться. Наше самоощущение — это, прежде всего, наследственность. Традиционно открытый гроб — это последний случай, когда скорбящие прощаются перед погребением или кремацией. Однако посетители Мавзолея Ленина уже более девяноста лет находятся в состоянии искаженного траура. Вместо погребения его искусственно сохраненное тело стало живым памятником-гибридом, чистым знаком и символом.

Могила Иосифа Сталина в Кремлевском некрополе | aydenSoloviev via Wikimedia Commons

Политическая теология советского и постсоветского государства

Сразу после его смерти Мавзолей Ленина функционировал как своего рода «место паломничества ленинского культа» и быстро стал ассоциироваться с суверенитетом (Тумаркин 1997: 267 ). Решение Никиты Хрущева вернуться к чистоте Ленина в период десталинизации вызвало в воображении дух Ленина против сталинских излишеств. Сталин отошел от основополагающей доктрины ленинизма и духа революции. Ленин был выше Сталина; следовательно, его физическое присутствие предполагало преемственность государственного суверенитета и коммунистической партии, независимо от изменений в политическом руководстве.

Как место памяти трибуна Мавзолея Ленина была важнейшим местом, где партийные руководители собирались на революционных праздниках, чтобы отметить Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Мавзолей был культовым местом для просмотра парадов, особенно тех, которые проводились в День Победы, так что призрачное присутствие Ленина сопровождало советских лидеров, когда они стояли над его сохранившимся суверенным телом. Как утверждает Алексей Юрчак, Ленин «буквально превосходил все отдельные члены партии, руководителей и даже самого Ленина; это было, по сути, бессмертное тело государя» (2015: 147).

Ученые Лаборатории Мавзолея (Центр научных исследований и методов обучения биохимическим технологиям) сохраняют физические останки тела Ленина. В то время как зрителю видны только его лицо, руки и темный костюм, группа Мавзолей сохраняет гибкость и реалистичность тела Ленина. Раз в восемнадцать месяцев его тело подвергается длительным процедурам повторного бальзамирования продолжительностью до двух месяцев, при этом лечение включает в себя внимание к суставам, волосам и костной системе. На протяжении десятилетий врачи разрабатывали новые методы сохранения его тела, требующие регулярного повторного бальзамирования, ванн и замены органических материалов искусственными (Юрчак 2015).

В то время как современное светское государство продолжает освящать реликвии с захоронением останков неизвестного солдата, культ почитания вокруг Мавзолея Ленина иной. Если культы Сталина, Мао Чжэдуна и Тито были «культами живого лидера», то культ Ленина укоренен в его суверенных мертвых останках. (Тумаркин 1997: 3). В русской православной религии человек считается святым, если его тело не разлагается и не разлагается. Тот факт, что тело Ленина не разлагается, предполагает его своеобразную связь со святостью.

Культ ленинизма помог укрепить преемственность Советского государства. Ленин не только почитается как первый лидер Советского Союза, но и символически связан с Октябрьской революцией 1917 года и преемственностью Российского государства с Советским Союзом. Он связан с революционным временем, а также родословной государства от Ивана Грозного, Петра Великого, через Сталина и нынешнего Владимира Путина. Более того, чрезвычайные обстоятельства его загробной жизни связывают его с религиозными реликвиями и бессмертным присутствием государя. Его сохранившееся тело стало освященной государством реликвией, связанной с легитимацией Советского Союза и его извращенным трауром по коммунистическим репрессиям.

Распад Советского Союза, государственный переворот и переход к демократии оставили вакуум власти в 1991 году. После того, как городу Ленинграду было возвращено его первоначальное название Санкт-Петербург, Борис Ельцин убрал почетный караул у Мавзолея в 1993 году. Он также предложил похоронить Ленина и снова поднял этот вопрос в 1997 году; однако политические силы были против его захоронения ради традиции и преемственности.

В 2001 году Путин выступил против удаления Ленина, заявив, что, поскольку многие люди старшего поколения продолжают отождествлять себя с Лениным и коммунизмом, его похороны могут лишить их чувства стабильности. Мавзолей, как советская мелодия к гимну России, поддерживает национальную преемственность и социальную стабильность во времена утраты, трудного перехода и политических перемен. В современной России, узаконенной Великой Отечественной войной и антифашизмом, мало политической воли похоронить Ленина. В 2010 году Путин снова выступил против переноса тела Ленина с Красной площади. Во время своей президентской кампании в 2012 году он связал сохранение тела Ленина с традициями внутри православной церкви (Бирнбаум 2013, Пономарева 2012). В своем выступлении Путин повторил мнение лидера Коммунистической партии России Геннадия Зюганова, который утверждал, что сохранение тела Ленина «соответствует православным канонам и традициям». Путин призвал вернуться «к нашим историческим корням» (цитата Путина по Пономаревой).

Почитаемые останки Ленина поддерживают преемственность Российского государства во всех его различных формах, таких как царская, советская и суверенная демократия. Его открытый гроб, как место траура, является напоминанием о его политическом присутствии и мифической роли в русской революции. Мавзолей Ленина сочетает в себе функции могилы, места памяти и символа советской государственной власти. Хотя официальное признание репрессий в Советском Союзе действительно существует, пока его Мавзолей остается открытым, роль Ленина в этом спонсируемом государством насилии преуменьшается. Его физическое и призрачное присутствие рядом с Кремлем свидетельствует о благоговении, а не о критических размышлениях. Мавзолей Ленина демонстрирует, что прошлое вовсе не прошлое, а перестроено в соответствии с современными политическими интересами. Если бы советские руководители смогли похоронить Сталина в 1961, они не могли похоронить Ленина из-за его основополагающей роли в революции 1917 года и канонизации ленинизма как учения. У первого лидера Советского Союза необычная загробная жизнь. Он нежить.

[1] Это сокращенная версия книги «Дом с привидениями: память, призраки и политическая теология в Мавзолее Ленина», опубликованной в Constellations: A Journal of Critical and Democracy Theory , Vol 24, No 4, December 2017, 555-569.

Каталожные номера

Бирнбаум, Майкл (2013). «Могила Ленина должна оставаться на Красной площади, говорит Путин», Washington Post ,

, 12 января 2013 г. https://www.washingtonpost.