Содержание
Биография Александра Сергеевича Грибоедова – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес
Об авторе
Александр Грибоедов – классик русской литературы XIX века, дипломат, пианист и композитор.
Биография
Александр Сергеевич родился 15 января 1795 года в Москве. Воспитанием молодого дворянина занимались лучшие преподаватели, и уже в одиннадцать лет, окончив пансион, Александр стал студентом Императорского Московского университета. В тринадцать лет Грибоедов получил степень кандидата словесных наук, в пятнадцать окончил нравственно-политическое отделение университета, после чего изучал естественные науки и математику. Александр Сергеевич знал шесть языков.
Во время войны 1812 года Грибоедов служил в Московском гусарском полке, после службы вернулся в Петербург. На это время приходятся его первые литературные опыты: комедия «Молодые супруги», очерк «О кавалерийских резервах». В Петербурге Александр Сергеевич вел светский образ жизни: он посещал балы, состоял в двух масонских ложах, дружил с известными литературами и деятелями искусства. В 1817 году он начал работать в Коллегии иностранных дел, однако ненадолго там задержался: Грибоедов стал секундантом в дуэли своих друзей и чуть было не попал в тюрьму. Его спасла мать, Анастасия Фёдоровна: она смогла устроить сына секретарем в русское посольство в Персии. В 1818 году Александр Сергеевич выехал на службу.
С момента возвращения из полка в Петербург и до времени перевода из Персии в Грузию в 1821 году, Грибоедов написал множество статей, путевых заметок и издал несколько произведений:
- «Лубочный театр»;
- «Притворная неверность»;
- «Студент»;
- «Своя семья, или Замужняя невеста»;
- «Письмо издателю из Тифлиса»;
- «Прости, Отечество»;
- «Рассказ Вáгина»;
- «Ананурский карантин».
Почти все, что Александр Сергеевич публиковал до «Горя от ума», было написано в соавторстве. Он работал в популярном жанре «светской комедии». Грибоедов любил пародировать уже изданные произведения и показывать в ином свете излюбленные литературные приемы.
«Горе от ума»
Работу над своей самой известной комедией Александр Грибоедов начал еще в 1820 году. Некоторые акты с большими цензурными сокращениями были опубликованы в 1825 году, чуть более полная версия была напечатана в 1833 году, но полностью комедия вышла через тридцать с лишним лет после смерти автора – в 1862 году. На протяжении долгого времени пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом – позже по всей стране насчитали более сорока пяти тысяч таких копий. Александр Пушкин во время ссылки в Михайловском прочел рукописный вариант комедии и заявил, что половина текста должна стать пословицами. Так и случилось: «Горе от ума» и сегодня – один из самых цитируемых текстов в русской культуре.
Последние годы жизни
Параллельно с работой над «Горем от ума» и после него Александр Грибоедов написал и другие произведения, например «1812 год», «Давид», «Кто брат, кто сестра», «И сочиняют – врут, и переводят – врут», «Грузинская ночь».
В 1828 году Александр Сергеевич женился на пятнадцатилетней княжне Нине Александровне Чавчавадзе. Они прожили вместе всего несколько недель: вскоре после свадьбы Грибоедов уехал в Тегеран. Спустя несколько месяцев он погиб от рук исламистов-фанатиков, напавших на русское посольство. Вдова писателя Нина Чавчавадзе, поставила на его могиле памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»
Похожие авторы
Антон Чехов
Александр Пушкин
Максим Горький
Михаил Булгаков
Николай Гоголь
О Грибоедове — Фонд им. А.С. Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский
советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода.
Биография
Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым
ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г.
Александр
стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. Уже в одиннадцатилетнем возрасте
он
был студентом Московского университета. Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает
еще
два отделения: нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из
образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен
музыкально.
С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных
действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в
кавалерийском
полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты: комедия «Молодые
супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из
Брест-Литовска к издателю».
В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии
иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы,
вливается в
театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817
г.
А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».
В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию
в
Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича
расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом.
Пребывание в иранском Тебризе действительно было тягостным для начинающего писателя.
Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов,
чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором
Грибоедов
был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя
от
ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в
отпуск
на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к
известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в
рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер
альманаха «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.
Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно
возвратиться
на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости,
после
чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках
находили рукописные копии его комедии. Тем не менее, за отсутствием доказательств следствию пришлось
освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.
В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. За заслуги
талантливому дипломату была пожалована новая должность полномочного министра (посла) России в Персии. В
своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных
творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.
Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его
венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой.
В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые
культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г.
находившееся в
Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал
А. С.
Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на
руке.
Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.
Источник
Памятные места в Санкт-Петербурге
-
доходный дом И. Вальха – набережная Екатерининского канала, 104 -
гостиница «Демут» – набережная реки Мойки, 40 -
квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина – Торговая улица, 5 -
квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова – Николаевская набережная, 13 -
квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова – Исаакиевская площадь, 7 -
квартира А. А. Жандра в доме Егермана – набережная реки Мойки, 82 -
гостиница «Демут» – набережная реки Мойки, 40 -
дом А. И. Косиковского – Невский проспект, 15
Об Александре Грибоедове и Юрии Тынянове
«Судьба забросила меня сюда своей железной рукой и гонит», — писал Александр Грибоедов другу в 1819 году. Молодой русский дипломат направлялся в Персию, получив назначение из министерства иностранных дел. Однако его настоящими увлечениями были поэзия и музыка, и, когда позволяли его секретарские обязанности, он работал над пьесой, которая должна была стать его величайшим произведением. «В своем первом наброске, — сказал он, заканчивая его в 1824 году, — эта сценическая поэма была гораздо больше и обладала гораздо более высоким значением, чем она есть сейчас, появившись в тривиальном платье, которое я был вынужден надеть на нее. ” Тем не менее комедия стала сенсацией, широко читаемой в Петербурге и Москве, хотя и запрещенной к показу.
То, что Горе от ума ( Горе от ума ) взбесило цензоров, неудивительно. Главный герой, Чацкий, молодой человек, недавно вернувшийся в Москву после путешествия, приносит с собой зажигательные идеи. В окружении чудаков всех мастей — помещиков, обращающихся со своими крепостными как с вещами, офицеров, смеющихся над собственными шутками, гремя медалями, врученными им за фиктивные бои, холуев, охотно унижающихся, чтобы развлечь начальство, — он ругает их предрассудки, насмехается над их ура-патриотизм, мещанство и подхалимство. Девиз Чацкого «Служение, а не угодничество: там я провожу черту» (в переводе Бетси Хьюлик) и острый язык отчуждают его от общества, которое процветает на коррупции, и вскоре ходит молва, объявляющая его сумасшедшим.
Спустя почти два столетия эта сатира на общественные нравы остается богатым источником цитат. Ни одно другое литературное произведение не вводило в русский язык столько «крылатых фраз», включая заглавие. Как писал в 1910 году критик Юлий Айхенвальд, «грибоедовский стиль — это стилет». Переводчики уже давно пытаются балансировать на острие этого ножа, начиная со времени прозаической версии Николя де Бенардаки 1857 года, названной просто « Gore ot ouma », до постановки в 1993 году в Лондоне вольного 9 романа Энтони Берджесса.0005 Чацкий, или Как важно быть глупым , который стремится превзойти классику добавлением многоязычных завитушек: «Как ужасны перспективы всякого мудреца — / Горе от ума, или góre ot umá ».
Недавний перевод Бетси Хьюлик, как и оригинал , рифмован и предназначен для сцены. Хорошо зная о статусе комедии в русской культуре, она говорит в предисловии: «Я не могу расправить крылья новым английским пословицам», а в некоторых своих исполнениях — «Что такое любовь? Игра в блеф вслепую», например, или «Лучше практиковаться, девять раз из десяти, / прислушиваться к мнению других людей» — слетает с языка. Даже если среди более устаревшего диалога изредка натыкаться на «не синхронно», «большое если» и тому подобные анахронизмы, плавность текста сохранена с минимальными потерями.
Пьеса, какой бы остроумной она ни была, обязана своей продолжительной славой не только умным остротам. Его главная тема — конфликт между свободомыслящей личностью и реакционным истеблишментом — не утратила своей актуальности со времен золотого века русской литературы. Советский историк литературы Юрий Тынянов исследовал этот период, время, когда «свобода и любовь […] делали поэзию […] такой соблазнительной и сладострастной», в своих научных работах, прежде чем обратиться к художественной литературе, чтобы заново изобрести исторический роман в модернистском ключе. . Используя тщательные исследования для подпитки своего воображения, он наделил своих персонажей эмоциональной жизнью, редко встречающейся в архивах. Смерть Вазир-Мухтара , впервые опубликованная в 1928 году, является прекрасным образцом этой техники.
Роман охватывает последний год жизни Грибоедова, начавшийся в начале 1828 года, когда он возвращается в Петербург с Туркменчайским мирным договором, результатом его переговоров по окончании войны между Россией и Персией. Сначала его принимают в столице как l’homme du jour . Его комедия до сих пор является притчей во языцех; трагедия, которую он сочиняет, высоко оценена его друзьями. Среди них величайший поэт того времени Александр Пушкин, который говорит о своих отношениях с власть имущими: «Нужно бросить им кость». Что же касается государственных дел, то Грибоедов представляет начальству проект основания торговой компании на Кавказе. Увы, у них на него другие планы, выдвижение его на пост полномочного министра и отправка обратно в Персию для обеспечения полного выполнения условий договора. Хотя он знает, какой опасной будет эта миссия, он соглашается.
По пути в Персию Грибоедов останавливается в Грузии, южном форпосте Российской империи, все еще надеясь найти поддержку своего проекта. Снова безуспешно, он, тем не менее, видит свое будущее на Кавказе и женится на грузинской принцессе. «Павлиний мундир» вазир-мухтара (так называют его посольский чин в Персии) становится все более душным, и Грибоедов подумывает уйти в отставку. Но сначала он должен довести договор до конца, и поэтому он отправляется в Тегеран, чтобы противостоять «своему последнему страху».
Последние главы романа, за исключением их художественной составляющей, представляют факты, которые продолжают вызывать исторические споры. Договор был крайне унизительным для Персии. Один из его пунктов давал проживающим там армянам право вернуться на родину, ныне часть Российской империи. Желая воспользоваться этим, евнух из гарема Фатх-Али-шаха и две жены зятя шаха просили убежища в русской миссии. Шах потребовал вернуть их ему, но Грибоедов отказался. Когда молва об этой дерзости распространилась по городу, фанатичная толпа ворвалась в русскую миссию. Министр и его люди держались до конца и были разорваны на куски. Историки часто задавались вопросом, можно ли было избежать трагедии. Следовало ли Грибоедову быть более осмотрительным в отношениях с персами? Меньше доверяли англичанам, преследовавшим свои интересы на Востоке? Ясно одно: выдача беглецов разрядила бы обстановку, но как человек чести и долга Грибоедов не мог предать соотечественников.
Некоторые комментаторы интерпретируют титул Тынянова как предполагающий, что Грибоедов-писатель умер, закончив свою великую сатиру. Однако роман слишком тонок, чтобы допустить такое прямолинейное прочтение. Текст изобилует отрывочными намеками, ловко сохраненными во всей их двусмысленности переводчиками Анной Куркиной Раш и Кристофером Рашем, которые предоставляют читателю расшифровывать авторские сообщения. «Тяжелая смерть постигла людей двадцатых годов, потому что век умер раньше них», — фраза, появившаяся в прологе, является первой подсказкой. «Время вдруг оборвалось» для этих людей, когда в России после подавления восстания декабристов в 1825 году, попытки реформирования страны, предпринятой группой либерально настроенных аристократов, воцарился реакционный режим.
Когда Николай I громил революционеров, Грибоедов, близкий ко многим из них, был арестован и допрошен, но вскоре отпущен. Не было обнаружено никаких доказательств его принадлежности к двум тайным обществам, стоявшим за заговором, хотя фактом остается то, что он в значительной степени разделял убеждения декабристов. Горе от Вита несомненно повлияло на движение, проистекающее из того же противостояния между старым и новым. Однако при всем своем родстве с декабристами у Грибоедова были сомнения относительно их перспектив. «Куча прапорщиков, — сказал он о восстании, — вздумали изменить уклад русского государства». Его скептицизм был оправдан. Как бы они ни хотели освободить крепостных, у повстанцев не было ни программы, ни практических средств для претворения в жизнь своих идеалистических планов. Решающая сцена в В Смерть Вазир-Мухтара Грибоедов разговаривает со ссыльным декабристом, который критикует его экономический проект как средство колониальной эксплуатации. В свою очередь, Грибоедов бросает вызов утопизму революционеров: «А вы бы сказали бедному русскому мужику: «братья наши меньшие […] не хотите ли вы работать даром — временно, только временно, конечно?»» Россия окончательно упразднилась. крепостное право в 1861 году. Горе от ума впервые опубликовано без купюр в 1862 году.
Как и декабристы, Грибоедов родился не в ту эпоху. Зная, что господство старого изжило себя как в политике, так и в искусстве, прогрессисты не могли изменить имперский порядок. Главная причина этого бессилия, пропасть, отделяющая аристократию от народа, запечатлена Тыняновым в памятной сцене на ярмарке, где Грибоедов останавливает толпу от избиения вора. «Дела решались не в тех конторах с акварельками, — понимает он, — а прямо здесь, в жидкой грязи, здесь, на улице». Простолюдины подчиняются его авторитету, но сам его вид вызывает смешки: «Кем он себя считает, его светлость?»
Кто на самом деле? Его комедия запрещена, его проект отвергнут, его друзья сосланы, в 34 года Грибоедов озлоблен и истощен, охвачен скукой. Он отвергает свою трагедию как «второсортную» и страшится того дня, когда его таланты выродятся в «причудливый маленький кашель и язвительное старческое остроумие». В Горе от ума судьба оказывается еще более искусной в насмешках, чем Чацкий, и поэтому критический ум именуется нездоровым. В романе Грибоедов предвидит себе такое же будущее, когда публика, насытившись его «язвительными остротами», будет воспринимать его как «чудака […] нереализованного человека: автора гнусной комедии и известный проект». Последние часы он проводит, сводя счеты с совестью, упрекая себя: «Ты хвастался, что произведешь революцию в литературе, вернешь ее к народным корням». Когда ему в голову закрадываются мысли о побеге, Грибоедов отмахивается от них, сжигает бумаги и готовится встретить свою судьбу.
Тынянов умер в 1943 году, оставив незаконченным то, что должно было стать его следующим крупным произведением, романом о Пушкине. При всем своем увлечении Грибоедовым, в г. Смерть Вазир-Мухтара г. он позволяет последнему слову сказать большему из двух поэтов. Роман заканчивается сценой, заимствованной из произведений Пушкина. Отправляясь на прогулку по Кавказским горам, поэт натыкается на телегу с волами, спрашивает путников, что они везут, и отвечает: «Грибоед». «Больше ему нечего было делать», — размышляет Пушкин. «Он оставил свой след: он оставил нас Горе от ума ».
Смерть друга, «мгновенная и великолепная», выявляет в Пушкине фаталиста. «Отдадимся на волю провидению», — заключает он, как бы приглашая нас задуматься над проблемой свободы воли. Героем Тынянова движет фатализм и честь в равной мере, и это доказывается так сильно, что мы не можем не приписать те же мотивы Грибоедову-исторической фигуре. Какой бы ни был счет в игре, которую он играл с судьбой, в конечном счете восторжествовала поэтическая справедливость. Грибоедов совершил революцию: не вернув русскую литературу к ее старым корням, а придав ей новый импульс. Его шедевр выразил идеалы свободы и прогресса в словах «и осмысленных, и беспощадных», которые расправили крылья и воспарили высоко над веками, движимые остроумием своего создателя.
¤
Анна Асланян, журналист и переводчик. Она участвует в The Times Literary Supplement , The Guardian и других британских изданиях, пишет о книгах и искусстве. Ее популярная история переводов, Танцы на веревках: переводчики и баланс истории , выходит в профиле в мае.
Тони Вуд, Горе победителю, NLR 14, март–апрель 2002 г.
14
Рецензии
Лоуренс Келли, Дипломатия и убийство в Тегеране: Александр Грибоедов и миссия имперской России к шаху
И. Б. Таурус: Лондон 2001
Тони Вуд
В замешательстве междуцарствия после смерти царя
Александра I в декабре 1825 года группа заговорщиков, посвященная
введение либеральной конституции решило, что их время пришло. Члены
«Северного общества» — в основном офицеры из элиты Имперской Армии.
полки — убедили подчиненных им отказаться от принятия присяги
верности будущему Николаю I, а на
Сенатская площадь в Петербурге. Затем последовал трагический разгром того, что произошло
известно как восстание декабристов, которое после нескольких его лидеров
потерял самообладание или скрылся с места происшествия, был быстро и сильно раздавлен
новый царь; две недели спустя восстание, организованное «Южным обществом» в
Украина, в запоздалой и неосведомленной поддержке восстания в столице,
так же был отправлен. Пятеро зачинщиков были казнены; более ста
части заговорщиков были приговорены к каторжным работам или ссылке в Сибирь; Все еще
другие, знавшие одного или нескольких декабристов по офицерским клубам, литературным
салоны и театры Петербурга, Москвы или Киева привлекались для
допрос в сырых камерах Петропавловской крепости на Неве.
Если царствование Николая I пришло к воплощению глубины
самодержавного мракобесия, декабристы, со своей стороны, стали отстаивать
прогрессивной (либеральной) России, какой она могла бы быть. Родившиеся в последние годы
восемнадцатого века и воспитанный в традициях Просвещения,
они достигли совершеннолетия во время наполеоновских кампаний 1812–1815 годов. Как они
шли в Париж, они с восхищением наблюдали за конституционным порядком
Западная Европа и череда активизировавшихся национальных движений Grande
Арме уходил следом. Действительно, по возвращении русские офицеры были
встряхнуло к признанию недостатков их собственной системы
правительство. Рационализм их школьного обучения в сочетании с новой привязанностью
романтики нации, которую офицеры, которым предстояло возглавить движение,
декабря 1825 г. были полны решимости служить преобразованию самодержавного государства в
современное государство на службе народа. Настроение среди них было одним из
суровая, гражданская добродетель — Константин Рылеев провозгласил: «Я гражданин, а не
поэт» — и идеи (полу-), сформированные из широкого круга источников: от Бенджамина
Константа до Адама Смита, от английского парламента до якобинцев. Но
какой бы расплывчатой ни была их программа, декабристы приобрели мифологическую
статус квинтэссенции надежд поколения и их социальных
положение означало, что не осталось части политической и культурной элиты
не затронуты их арестом, казнью или изгнанием.
Среди множества деятелей на периферии движения был
Александр Грибоедов, наиболее известный по пьесе Горе от ума (обычно
переводится как Горе от ума или Несчастье бытия
Умник ), высмеивающий московские нравы и социальный конформизм, является
самый цитируемый художественный текст на русском языке. Грибоедов родился в 1795 году.
того же поколения, что и Пушкин и большинство декабристов, и образовалась
сходным сочетанием вольтеровских идеалов и зарождающегося русского патриотизма.
Он появляется в одном из рисунков Пушкина на полях рукописи для
Евгений Онегин , в очках, с заостренными птичьими чертами лица.
Очарованный сочетанием «его меланхолического характера, его язвительного остроумия,
его добродушие», Пушкин даже задумал роман, основанный на его жизни. Александр
Блок, напротив, видел в Грибоедове двойственность, описывая его как
недружелюбный человек, с холодным и нежным лицом, ядовитый насмешник и скептик»,
но, тем не менее, человек многих друзей и автор остроумного и всеми любимого
играть в. Есть и другие напряжения: Гор от ума , который так и не прошел
цензоров при его жизни, может показаться, что он указывает на оппозиционную позицию, однако
Грибоедов был образцовым в своей карьере империалистического дипломата, играя
важную роль в русской экспансии на Кавказе. Лоуренс Келли
биография — примечательно, первая на английском языке — затрагивает некоторые из этих противоречий в
богато иллюстрированный отчет, который представляет собой достойное повествование, несмотря на
путаница запутанных нот.
Грибоедов родился в аристократической семье в период упадка.
в Москве, и начал там учебу в университете в немолодом возрасте
из 11 — его современников, в том числе философа Петра Чаадаева и будущего
Декабристы Артамон Муравьев и Сергей Трубецкой. В 1812 году, как Наполеон
двинулся на Москву, Грибоедов пошел добровольцем в армию, но в боях не участвовал,
ждал в резерве, пока многие его ровесники сражались под Бородино. Его
военная карьера продлилась лишь до 1816 г. , и большую часть времени он проводил на больничных
уходят с жалобами от ревматизма до «постоянной простуды».
Отличившись лишь парой статей, подхалимски воспевающих
похвалы своего командира, Грибоедов ушел из армии в Иностранную
Министерство.
Он прослужил всего несколько месяцев в совместном домене
Нессельроде и Каподистрия, прежде чем он оказался вовлеченным в четырехсторонний поединок —
party carrée — в результате которой погиб один из участников.
Хотя он не получил официального наказания, Грибоедов был вынужден уйти.
столице, а в 1818 году должным образом принял должность атташе при первом
постоянная русская миссия в Персии. Экспансия России на юг.
империя после аннексии Грузии в 1801 году вновь набрала обороты,
а война с Персией с 1804 по 1812 год добавила череду ханств к
царские земли. Тбилиси стал одновременно и штабом жестокой расправы генерала Ермолова.
военное подчинение Северного Кавказа и взаимосвязь все более неравномерного
торговля между русским сердцем и Персией. Задача Грибоедова в
Персидская дипломатическая столица Тебриз должна была обеспечить соблюдение условий Договора о
Гюлистан 1813 г., главным из которых было возвращение русских дезертиров, образовавших
800-тысячный батальон армии Аббаса Мирзы, наследника шаха. какая
Следующее остается спорным и туманным эпизодом в карьере Грибоедова:
от 70 до 150 дезертиров были возвращены неизвестной судьбе после того, как он
весьма вероятно, обещал им некоторую форму амнистии. Что он знал, что такой
обещание, возможно, не будет выполнено, предполагает фраза, обремененная чувством вины, в письме к
его начальник Мазарович: « me voici dupe et trompeur ’.
Следующие несколько лет Грибоедов делил между Тебризом и
Тбилиси, а между следованием примирительной линии Мазаровича и Иностранным
министерство и, когда это возможно, выражать свою поддержку воинственной позиции
от Ермолова. Когда Грибоедов прибыл в Тбилиси, последний только что основал
гарнизон города Грозный, утверждая, что в разгар геноцидных карательных операций,
что «из чистой человечности я неумолимо суров». Грибоедов нашел его
обладают «наполеоновским даром ораторского искусства» — впрочем, и другие представители либеральной молодежи России
очень тянулись к Ермолову: Пушкин восхвалял его в «Узнике
Кавказа», а в его штабе было несколько будущих декабристов,
в том числе писатель и близкий друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер.
Кавказ был имперским полигоном для русских jeunesse dorée
чем-то вроде того, как Индия стала для британцев, помогая сформировать ряд
писатели-аристократы — Лермонтов и Толстой, а также Грибоедов, чьи высшие
социальному и воинскому званию соответствовали литературные дарования на голову выше, чем у
их более поздние британские колониальные коллеги, журналист Киплинг или полицейский
Оруэлл. Несомненно, присутствовал также элемент конфликта поколений в
тяготение Грибоедова и других к генералу-индивидуальному выбору
чванство фронтира над застоем бюрократии. Их
разочарование и нетерпение применить свои таланты были ранними проявлениями
настроение, выкристаллизовавшееся в движении декабря 1825 г.