Содержание
Начало христианства на Руси
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из эфира Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
«Поверх барьеров». Начало христианства на Руси. Впервые в эфире 6 января 1997.
Иван Толстой: К православному Рождеству мы подготовили повторение цикла передач академика Александра Михайловича Панченко «Русская религиозность», который звучал на наших волнах на протяжении 1996 года. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую и вторую передачи, посвященные началу христианства на Руси и выбору князем Владимиром веры. Они сопровождаются древнерусскими распевами и песнопениями в исполнении петербургского хора «Россика», художественный руководитель Валентина Копылова.
(Музыка)
Иван Толстой: Слушайте первое выступление академика Александра Михайловича Панченко из цикла «Русская религиозность».
Александр Панченко: История русской религиозности вовсе не отвлеченная, не академическая и даже не только духовная и не только просветительская тема. Нынешняя Россия, переживающая очередную Смуту после многих десятилетий псевдоатеистического спокойствия, снова взыскует Града небесного, снова ищет Бога. Вспомним ту стародавнюю классическую Смуту, когда престол окровавленной России захватил расстрига Гришка Отрепьев, первый из множества тогдашних самозванцев. В литературе того времени на первом плане тогда оказываются малые жанры, жанры плача и видения. Людям являлись Христос, Богоматерь, святые угодники и нечто прорицали, и люди об этом писали и рассказывали. Ходили слухи и толки о конце света, и все оттого, что тяжко приходилось русской душе. Вспомним и первые революционные десятилетия нашего века. Теперь много говорят и пишут о нашей религиозной философии, забывая, что она прямым образом связана с духовной трагедией нации. Когда жизнь страшна и нестерпима, человек бежит от нее, необязательно в другие страны. Эмиграции, так сказать, телесной всегда сопутствует эмиграция духовная. Так было всегда, так обстоит дело и теперь.
Людям являлись Христос, Богоматерь, святые угодники и нечто прорицали, и люди об этом писали и рассказывали. Ходили слухи и толки о конце света, и все оттого, что тяжко приходилось русской душе
Многие, очень многие ищут прибежища в чем-то потустороннем. Нормально, когда эти поиски оканчиваются в высоких религиях, для российских просторов традиционных — православии и христианском инославии, мусульманстве, иудаизме или буддизме. Порука их почтенности — их древность. Коль скоро они существуют тысячелетия, значит, в них есть добро, есть правда. Опасны душевные судороги, приводящие людей в жизнеотрицающие секты, побуждающие верить в каких-то пришельцев из космоса. Для такой псевдоцивилизационной мимикрии выдумана научная аббревиатура НЛО — неопознанные летающие объекты. Верить во всякую ерунду. Религиозное безобразие, в лучшем случае религиозная растерянность, в которой пребывает ныне значительная часть российского народонаселения — симптом религиозного бескультурья. Всякая церковь, всякая конфессия не только догматы и обряды — это обиход, традиция, культура. Узнать, понять, усвоить — значит обрести душевное спокойствие или, выражаясь по-старинному, духовное веселье, значит жить улыбаясь. Знание лечит, а сейчас нам всем необходимо исцеление. Поэтому в обращении к истории русской религиозности есть не умозрительный, а практический, насущный смысл. Перенесемся на тысячу лет назад во времена князя Владимира Святославича. О том, как восприняла Русь введение христианства в 988 году толкуют по-разному. Многие историки, и необязательно атеистические фундаменталисты, необязательно неоязычники настаивают на драме и даже на трагедии, на том, что решение князя Владимира ввергло большинство населения в пессимизм.
Златник (золотая монета) князя Владимира
В доказательство приводят тот фрагмент «Повести временных лет», согласно которому новую веру вводили принудительно, и Владимир, побуждая киевлян креститься, прибег к угрозе: не явившиеся на реку объявлялись личными врагами князя. Поскольку христианство — книжная религия, то понадобились отроки на ученье книжное, своего рода семинаристы. Князь Владимир употребил силу: он набирал будущих причетников из семейств «нарочито чадий», как тогда именовалась социальная элита. Цитирую «Повесть временных лет»: «Матери же сих чад плакали по ним, ибо еще не утвердились в вере, как по мертвым». Деяния князя Владимира сопоставляются иногда с деяниями царя Петра Первого, также вводившего насильственное европейское обучение. Пушкин, основываясь на фамильном предании, писал: «Жены молодых людей, отправленных за море, надели траур: синие платья». Синее в данном случае — синоним черного. В качестве доказательства привлекается и археологический материал, будто бы подтверждающий позднее всегда считавшееся баснословным известие Иоакимовской летописи о вооруженном сопротивлении крещению жителей Софийской стороны Новгорода. Они расправились с прихожанами Спасского храма, якобы, расправились, которые до 988 или 989 годов мирно уживались с языческим большинством. Известный наш археолог академик Янин, локализовав церковь Спаса в Новгороде на Разваже улице, произвел здесь широкие раскопки и обнаружил «следы пожара 989 года, уничтожившего всю застройку». Все это так, да не так, все это чрезвычайно сомнительно. Матери всегда оплакивают разлуку с детьми. Мы знаем, что никаких общественных потрясений отправка дворянских недорослей в Европу не вызвала. По аналогии можно допустить, что в исходе Х века все обошлось более или менее спокойно. Что до увязки позднелетописного богословия и новгородского пожарища, ее надлежит счесть излишне смелой, поскольку археологическая датировка с точностью до года невероятна, и вообще, и в данной ситуации. Невероятно так же и крещение новгородцев «мечом и огнем», как читается в Иоакимовской летописи, — у князя Владимира и его сподвижников для этого не было никаких возможностей. Ошибочно представлять себе киевского князя самодержцем вроде Петра Великого. Князь очень зависел от народного собрания, от Веча, и народ был вооружен, и народное ополчение по силе превосходило дружину, и это прекрасно показано в работах профессора Троянова. Противоположная точка зрения миссионерская. Согласно этой точке зрения крещение вызвало всеобщий энтузиазм и умиление, как на известном полотне Виктора Михайловича Васнецова: все стоят в воде, благочестиво сложив руки, возведя очи горе, то есть к небу, и вокруг голов нимбы. Гораздо вернее полагать, что Русь отнеслась к акту Владимира с большим спокойствием, частью с любопытством, частью равнодушно, поскольку этот акт не затронул большинства. Вся сумма доступных нам исторических свидетельств подтверждает, что именно так было на самом деле.
Николай Бодаревский «Святой князь Владимир». Оригинал для мозаики иконостаса храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Русский музей
(Музыка)
У новообращенных народов (имею в виду у обращенных в христианство) можно считать правилом то, что я бы назвал феноменом императора Юлиана Отступника. Некий государь, будь то император, король, князь, становится первым христианином, его преемник пытается реабилитировать и восстановить язычество. Читайте роман Мережковского «Юлиан Отступник». Так было в Болгарии, так было в Польше, так было в Чехии, — вспомним святого Вацлава и его убийцу брата Болеслава, — так было и в Швеции XI века после падения династии Инглингов. Я называю эти страны, потому что они соседи Руси и связаны с княжеским домом родственными отношениями. Но Русь являет собою исключение из этого правила, она не последовала примеру соседей. Вот умирает креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, ему наследует Святополк Окаянный, все его называют окаянным, во всех памятниках он изображен злодеем, никто доброго слова о нем не сказал, он убийца Бориса и Глеба, первых русских канонизированных или, как у нас теперь принято в церкви говорить, канонизованных святых, но все памятники, резко враждебные убийце, не обвинили его в том, что он хотел вернуть язычество. А казалось бы, это так просто, тем более, что на отрицательного персонажа возводят клевету. Дело даже не в том, что для этого не было ни малейших оснований, а дело в том, что это никому не пришло в голову. Значит для крещения Руси была характерна пониженная драматичность, если выразиться фигурально. Задумаемся о ее причинах. Главная из них, по-видимому, коренится в особенностях русского язычества. Мы знаем о нем очень мало, и это неслучайно, не потому что источников мало, а потому что язычество такое. Существующие материалы представляют его весьма аморфным, нестойким, пластичным. У восточных славян не было, кажется, сколько-нибудь постоянного языческого пантеона, сколько-нибудь законченной мифологии в сравнении не только с античной Грецией, античным Римом, но даже с германскими мифами.
Развитое язычество сопровождает развитую цивилизацию, наше же верование — это скромное верование крестьян, живших небольшими деревнями на обширных лесных, лесостепных пространствах Восточноевропейской равнины. Но восточнославянское язычество очень симпатично своей терпимостью
Развитое язычество сопровождает развитую цивилизацию, наше же верование — это скромное верование крестьян, живших небольшими деревнями на обширных лесных, лесостепных пространствах Восточноевропейской равнины. Но восточнославянское язычество очень симпатично своей терпимостью, оно не мешало распространению христианства в Киеве. Из приведенных в «Повести временных лет» договоров с греками видно, что князь Игорь относился к нему сочувственно, часть его дружинников клялась Перуном, а часть церковью святого Илии. Это сочувствие христианству объясняет, почему вдова Игоря княгиня Ольга приняла святое крещение. По летописи это произошло в Царьграде, где Ольга действительно побывала, только не в 955 году, как указывает «Повесть временных лет», а в 957-м, когда ее принимали первый раз 9 сентября императрица Елена и император Константин Багрянородный, описавший эти встречи в сочинении «О церемониях византийского двора». Не исключено, что Ольга прибыла в Византию уже христианкой, впрочем, это дело второстепенное. Ольга — первая христианка в княжеском доме, она святая и равноапостольная. Мы даже не знаем, когда она была канонизована и была ли канонизована вообще, ведь апостолы обошлись без соборной канонизации, они заведомые святые, и Ольга заведомо святая. Вот древнерусский рубежа XVI и XVII веков тропарь княгине Ольге, во святом крещении Елене, в исполнении петербургского хора «Россика».
Николай Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901
(Музыка)
А теперь четыре ирмоса, канона святой Ольге, ее память празднуется 11 июля старого стиля. «Величие наше и похвала. Яко голубица целомудренная. Ревность Святаго Духа. Дух Божий почи на тебе».
(Музыка)
Так мы чтим Ольгу. На самое любопытное, что она осталась Ольгой, а не святой Еленой, хотя так бы нужно. Но об именослове я скажу когда-нибудь в другой раз. После Ольги и после Игоря наши дела пошли иначе. Игорю наследовал Святослав, суровый и даже жестокий воин, который полагал, что можно прожить без Иисуса Христа.
(Музыка)
2 ЧАСТЬ
Иван Толстой: Мы продолжаем цикл академика Александра Михайловича Панченко «Русская религиозность». Передача вторая «Выбор веры».
(Музыка)
Поскольку языческая реформа Владимира, эта попытка ввести моноверу и монокультуру, натолкнулась на естественное и, по-видимому, очень решительное сопротивление и киевлян, и новгородцев, и вообще того этноса, который называется домонгольским, то есть восточных славян, русичей, как угодно их называйте, то ему предстояло сменить эту систему. И здесь перед Владимиром встала проблема выбора веры. Но уже, естественно, не смена язычества язычеством, а выбора какой-то высокой религии, высокой конфессии. Какие известны высокие религии? Это три — иудаизм, мусульманство и христианство в различном изводе. Самые главные изводы для 986 года — это восточное христианство и западное христианство. Существуют обрядовые различия, еще нет церковной схизмы, то есть официального раскола, еще нет раскола на православие и католичество — это наступит только в 1054 году, но это уже разные конфессии, хотя и Троица, и Иисус Христос, они одинаковы, они свои и для Запада, и для Востока, и для Рима, и для Византии. Итак, летопись как раз и повествует о выборе между этими четырьмя конфессиями. Начинается с иудаизма, будто бы приходят разные философы, то есть учителя веры, и рассказывают о своей вере. Сначала это раввины. Реально ли, что Владимир задумался об иудаизме? Вполне реально, потому что рядом хазаре, еще недавно существовавшие, и поляне, то есть будущие насельники Киева, были данниками хазар, а Хазария после иудейской войны, описанной Иосифом Флавием, после восстания Симона Бар-Кохбы, была единственной европейской страной, где официальной религией был иудаизм. И вот получается такое правопреемство. Владимира в некоторых памятниках, очень ранних, называют каганом, «наш каган Владимир». А каган был хазарский, естественно. Значит, закономерен вопрос и о религиозном правопреемстве. Но Владимир поступает как истый язычник, он спрашивает у этих иудейских, хазарских философов: а где ваша земля? Они говорят, что Господь нас наказал, рассеял нас по земле, своей страны у нас нет. Какой же у вас Господь слабый, выходит, значит, мы не будем вашу веру принимать. Потом приходят магометане — это тоже вполне реальная ситуация. Рядом, где Казань теперь, Волжская Булгария, а волжские булгары стали магометанами, официально приняли мусульманство примерно за полвека до того, как Владимир с ними, якобы, беседовал. И здесь довольно сложный вопрос, почему они нам не подошли, почему их вера нам не подошла. Эта знаменитая фраза «веселье Руси пити есть», даже в одном летописном списке она с рифмой, как мы потом ее любим повторять, точнее говоря, наши писатели любят повторять: «Веселье Руси есть пити, не можем без того быти», или «жити», как хотите — это все равно. Так вот, это все знают, повторяют в застольных особенно беседах, когда питие происходит, что Русь уже тогда пила. На самом деле, конечно, это все не так, Русь пила, но не так пила, как потом. Ибо водки, например, не было, вообще крепких напитков. Что пили? Пиво прежде всего, миром варили, миром и пили. Это был такой религиозный обряд, связанный, кстати, потом с православной церковью. Пили брагу, но не ту отвратительную брагу, из которой теперь гонят самогонку, а брагу малиновую, вишневую, которая «сусляна и пьяна». Это питие, эти пиры, они назывались по-старинному «братчины» или «братовщины». В сущности, слово «братина» сохранилось в сосуде — это еще до сих пор на русском Севере употребляется, скажем, в архангельских пределах, откуда Ломоносов, братина — это такой ковш очень красивый металлический.
Братина 17 века
Название нам напоминает о том, что это были общинные пиры. Та пресловутая русская соборность, о которой столько говорят, не зная, к сожалению, дела, я бы предпочел название «общинность», свойственная деревенской культуре, она в этом слове вся и проявляется. Потому что варили по престольным праздникам в христианские времена, по каким-то паямтным событиям. Скажем, было моровое поветрие, какая-то нахожая повальная болезнь, и вот наконец избавились от нее, вот вспомнили. Если помнили дни основания деревни какой-то и так далее. И тогда все обязаны были варить пиво и участвовать в этих братчинах и братовщинах, и пить из этих братин. А если кто отказывался, то его и поколотят, более того, из деревни выгонят, потому что когда люди вместе пируют — это к истории русского гостеприимства, это не просто какая-то душевная предрасположенность, люди тогда не держат камень за пазухой. Когда они смеются, не держат камень за пазухой, и тут они пируют, угощают друг друга, и они как бы братья и сестры. И потом, это крайне интересно, чрезвычайно важно для того, чтобы понять отказ Владимира от магометанства, потом уже за очень тяжелые грехи человека отлучали от церкви и за эти же грехи его автоматически отлучали от участия в общинных пирах, ты изгой. Так что русское пьянство, об этом можно было бы много говорить, может быть когда-нибудь поговорим, оно началось гораздо позднее. Во-первых, для этого западным алхимикам, которые все хотели найти философский камень, превратить все что угодно в золото, это им не удалось, конечно, но что им всяко удалось — это то, что они изобрели спиртное. Водка к нам пришла с Запада, и слово об этом свидетельствует — «вудка», это полонизм чистый, по-нашему это было бы «водица» или «водичка». Так что это мы получили от Запада. И конечно, кабаки. Потому что когда появился кабак, тогда появилось и пьянство, тогда появилась борьба с пьянством, неприятие пьянства. Потому что кабацкий завсегдатай — это отщепенец, как навозный жук. Так прямо и сказано в одном древнерусском памятнике, и в поздних редакциях былин Илья Муромец, наш богатырь без страха и упрека, громит кабаки, а потом выкатывает бочки с вином — это уже, конечно, водка, и все пьют. Что за странность, кабак разгромить, а потом пьянствовать? Это разбой? Нет, не разбой. В кабаке все отщепенцы, а он на братчины, на братовщины выкатывает, чтобы как бы восстановить то идеальное состояние, которое и в «Повести временных лет» описано, пиры князя Владимира, и «Руслана и Людмилу» почитайте, все-таки «Повесть временных лет» труднее читать, да и труднее достать, в «Руслане и Людмиле» как былинный Владимир задает пиры.
(Музыка)
Теперь третье предложение — это западное христианство, западный обряд, Рим, то, что потом станет католичеством. Владимир здесь сказал что-то не очень ясное. Он сказал, что «отцы наши сего не прияли, и мы не примем». Почему? Это не так сложно объяснить. Во-первых, там был один Папа незадолго до нашего крещения, который превратил Ватикан в Лупанарий, служил черную мессу, то есть служил Сатане и так далее, там всякие бывали. Но дело не в этом, если мы посмотрим Византию, там тоже найдем материал для обвинительного заключения. Дело в другом, дело в том, что западное христианство было для нас и осталось для нас слишком резким, слишком нетерпимым и слишком экзальтированным. Знаменитые стигматы, которые и сейчас есть на Западе у экзальтированных верующих, у монахов прежде всего, то есть такие язвы, которые появляются на местах, где были нанесены Христу раны. Это же абсолютно невозможно в России, мы не знаем ни одного случая стигматизации. А почему не знаем? Потому что не было стремления к этому, потому что этого не было. В «Повести временных лет» есть такая прелестная легенда об апостоле Андрее Первозванном, более или менее она известна всем. Апостол Андрей — это вообще наш небесный покровитель, особенно в культе апостола Андрея сыграл большую роль Петр Великий, который установил орден — это первый русский орден, орден Андрея Первозванного, еще до наступления нового столетия, 1700 года — столетия, которое сам Петр и установил. Потому что 1 января он приказал, чтобы люди поздравляли друг друга, москвичи прежде всего, столица была еще в Москве, Петербурга не было, с новым годом и со столетним веком. Вот тогда появилась идея столетия, теперь мы говорим: начало столетия, конец столетия, такое-то столетие. Это появилось только с 1 января 1700 года. Одновременно, чуть раньше, орден Андрея Первозванного. По гримасе исторической одним из первых его кавалеров был гетман Иван Степанович Мазепа, один из первых двух. Вот он патрон России. Это, конечно, восходит к «Повести временных лет». Андрей Первозванный, о нем очень немного известно по Библии, известно, что он был старший брат первоверховного апостола Петра, и Первозванный, потому что на Иордане Иисус Христос первым его призвал, первым он признал, что это мессия. А так вообще ничего. Зато апокрифов, то есть таких вольнодумных сочинений о нем сколько угодно. Он якобы жил в Синопе, потом и совершал путешествия на север, в Колхиду, всего четыре путешествия, видимо, по числу путешествий апостола Павла, доходил до Крыма, до Херсонеса Таврического, этой пресловутой Корсуни. Затем по апокрифам греческим, латинским, сирийским, грузинским он опять вернулся в Синоп и отправился на юг, по дороге крестил Византию, он просветитель Византии, Константинополя потом. И был распят на косом кресте. Вот отсюда Андреевский флаг — это косой крест, он распят на косом кресте.
Андреевский флаг
Вот какой-то русский книжник выдумал еще один апокриф, уже наш, русский, как он, будучи в Корсуне, узнал о том, что недалеко есть устье «Днепрьскее», и пошел вверх по Днепру. Тут «по приключию», то есть совершенно случайно, он остановился на ночлег у гор киевских, Киева, конечно, еще никакого нет, туда зашел утром, водрузил там крест, сказал, что здесь будет великий город, процветет благочестие, а потом пошел к Новгороду. Это, конечно, добавка про Киев, он в Новгород должен был пойти, посмотреть, что такое наши русские парные бани. И посмотрел. Увидел: вот они распалят все это, обольют все щелоком, бьются прутьями, хвощутся, потом выскочат, обольются водой, «оле живы» — едва живые. «И это им не мученье, но омовенье». И потом пошел в Рим кружным путем через Европу, видимо, чтобы отчитаться перед апостолом Петром, перед своим братом, который был римским первосвященником, главой церкви в то время. И вот он сказал: это они себя не истязают, просто они так моются. Очень интересно, что к этому есть параллель, одним из наших немецких коллег довольно давно уже указанная. Есть такая Ливонская хроника Дионисия Фабрициуса, написанная примерно в XVI веке, там анекдот, к 1204 году приуроченный, про такой монастырек Фалькенау — это близ нынешнего Тарту. Там были монахи, а бани что у них, что у нас были одинаковые. И вот монахи жили бедно, они решили вызвать одного папского легата из Рима. Он пришел. Представляю этого итальянца, еще, видимо, одетого, в парной бане, вот они там хвощутся, парятся веником. Он был так потрясен, что пришел и сказал Папе наоборот, чем сказал Андрей Первозванный апостолу Петру, сказал, что они такие постники, так самоистязают плоть, удручают ее, святые прямо, вживе святые. И тогда Папа прибавил им что-то на содержание. Что это все значит? Значит очень просто: было такое движение самоистязательное действительно, называется оно «флагеллантство», от латинского «флагеллари» — бить, сечь, мучить, вот оно особенно в XII веке развито, и гораздо раньше, еще в Х, били себя, мучили святой Вильгельм, герцог Аквитанский, есть целые трактаты об этом западных теологов, скажем, Петра Дамиани «Похвала бичам», как хорошо это, целые процессии ходили по Европе. Потом Папа, конечно, запретил, боролись с этим. Англия осталась в стороне и мы. А нам не хочется самоистязаться, поэтому отказались, естественно. Значит остается только одно — греческое христианство, Византия, то, что потом и доныне, и вечно пребудет под названием православие.
…вот эту надо принять веру, там было так хорошо, горели свечи, благоухал ладан, мерцали иконы, мерцающий свет, иконы и фрески. И мы не знали, на небе мы или на земле. И Владимир соглашается. Иначе говоря, мы принимаем восточное православие за красоту
Вот они едут, наши послы, якобы были посольства во всех странах, реально, конечно, какие-то посольства были, сейчас это уже трудно проверить. Едут туда, на службе в святой Софии Цареградской. И вот они говорят, возвращаясь к Владимиру, вот эту надо принять веру, там было так хорошо, — горели свечи, благоухал ладан, мерцали иконы, мерцающий свет, иконы и фрески. И мы не знали, на небе мы или на земле, такая там была красота. И Владимир соглашается. Иначе говоря, мы принимаем восточное православие за красоту. А красота — это ведь большая проблема. По ветхозаветным предсказаниям Иисус Христос, мессия будет «рабьего зрака» — невзрачен, возможно хром. «Последний станет первым» — вечная идея, доныне она существует и всегда будет существовать. Он последний и внешне, он некрасив. И понадобилось несколько веков, чтобы христианство примирилось с красотой. Как раз оно примирилось на Востоке благодаря отцам каппадокийцам, богословам IV века, нашим любимым авторам и в Древней Руси, надеюсь, для многих и сейчас, то есть святым Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Нисскому, которые примирили красоту души, духа и красоту плоти. И с тех пор Иисус Христос на фресках, на иконах — это красивый молодой человек тридцати трех лет, на картинах, фресках и иконах может быть тридцати с лишним лет, с каштановыми длинными волосами, в котором и объединились небо и земля, красота души и духа, и красота телесная. И это друг другу не противоречит. Вот за красоту мы и приняли православие. Об этом и поется в шестопсалмии «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
(Музыка)
Принятие христианства на Руси: кратко
Принятие христианства на Руси — это исторический процесс, который начался со второй религиозной реформы Владимира Святого в 988 году, направленный на распростренение на Руси христианства византийского толка, а также на искоренение язычества.
Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации. Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации. Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.
Предпосылки принятия Христианства
Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.
Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.
В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.
В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.
В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью.
Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.
Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.
Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.
Как это было
Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».
К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».
28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.
И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.
Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.
Расцвет культуры и письменности
Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.
На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.
Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.
Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.
Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.
Заключение
Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства. Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.
И дальше у Вас встанет вопрос: «Как же всё это выучить-то?»
Все рассказал в бесплатном курсе «Древняя Русь: подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов»
Также могу рекомендовать подборку статей по Древней Руси — тут=>>
А вот ключевые события и процессы из Древней Руси=>>
Поделиться в соц. сетях
Роль религии в войне России с Украиной
Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.
Расширенный поиск
Поиск USIP.org
Тип контента
Публикация в блогеЦентрКурсЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияGC — Academy LandingGC — Продвижение курсаGC — EventGlossary TermGrantINPROL PublicationLanding PageNewsOnline CoursePagePersonProjectsPublicationPublic Education PageLibrary ResourceSite Notification
страны
Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Фиджи-Индия-Индонезия-Япония-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан Стан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Микронезия-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри-Ланка-Суринам- Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия-Дания-Эстония- Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория-Нидерланды-Норвегия -Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и Палестинские территории -Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен
Области проблем
Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь
Сортировать
Актуальность
Дата
Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.
Дом
▶ Публикации
Битва за духовную независимость Украины имеет глубокие корни в религиозной истории региона.
Четверг, 17 марта 2022 г.
/
Автор:
Эйдан Хьюстон; Питер Мандавиль, доктор философии.
Тип публикации:
Анализ и комментарии
Поделиться
Распечатать страницу
6 марта Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл произнес проповедь, которая традиционно знаменует собой начало православного поста. Однако самая заметная тема его проповеди имела мало общего с ежегодным периодом христианского поста. Вместо этого патриарх решил обратиться к теме, которая волнует всех: российское вторжение в Украину.
Женщина зажигает свечу в Спасо-Преображенском соборе в Виннице, Украина. 12 марта 2022 г. (Айвор Прикетт/The New York Times)
Духовный конфликт
В своей проповеди патриарх Кирилл изобразил войну в резко духовных терминах: «Мы вступили в борьбу, имеющую не физическое, а метафизическое значение». Он изображал войну как борьбу «за вечное спасение» этнических русских.
Выступление доверенного советника президента Владимира Путина патриарха Кирилла значительно отличалось от высказываний других международных религиозных лидеров. Вселенский православный патриарх Константинополя Варфоломей I открыто осудил войну в интервью турецким СМИ, заявив, что «весь мир против России». А перед толпой на площади Святого Петра в Ватикане Папа Франциск умолял: «Именем Бога я прошу вас: остановите эту бойню», назвав вторжение актом «неприемлемой вооруженной агрессии».
По всей Украине и среди украинской диаспоры лидеры Украинской православной церкви выступили с пламенным осуждением российского вторжения. Ясно, что в одном ограниченном смысле Патриарх Кирилл прав: конфликт в Украине — это не только вопрос ужасного насилия, но и конфликт с глубоко укоренившимся религиозным значением.
Роль религии в украинской идентичности
В длинной речи президента Путина перед вторжением он упомянул религиозные нарративы, лежащие в основе битвы вокруг украинской национальной идентичности. Путин заявил, что Украина является «неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
Утверждение Путина отражает общепринятую интерпретацию истории православия в России. Согласно этой точке зрения, русские и украинцы — один народ, происходящий из одного и того же христианского царства, возникшего в X веке. Согласно национальным историям обеих стран, князь Владимир I Киевский принял христианство в 988 году и основал набожное царство, которое стало предшественником современных государств Украины и России.
Этот факт не оспаривается. Но украинцы не согласны с утверждениями, подобными тому, что сделал патриарх Кирилл в письме Всемирному совету церквей, где он заявил, что украинцы и русские «происходят из одной киевской купели… и разделяют общую историческую судьбу».
По мнению большинства украинцев, заявления Путина и Кирилла игнорируют долгую историю независимости Украины, которая является фундаментальной для их национальной идентичности.
Он также игнорирует тот факт, что религиозный ландшафт Украины гораздо более разнообразен, чем принято считать. В то время как почти 80 процентов украинцев исповедуют православную конфессию, около 10 процентов населения — особенно на западе Украины — принадлежат к Украинской греко-католической церкви. Мусульмане, в основном крымскотатарского происхождения, составляют около одного процента населения Украины, наряду с исторически значимой еврейской общиной, насчитывающей около 200 000 человек, и небольшими группами христиан-протестантов.
Украина как поле религиозной битвы
Когда в XV веке Константинополь пал под османскими захватчиками, Православная церковь в Москве заявила о себе как о прямой наследнице единственной оставшейся «истинной» христианской церкви в мире, передав православные приходы на Украине под свою полную юрисдикцию.
Но с тех пор Украина стала полем битвы православных за власть, которая проистекает из этих первоначальных притязаний на власть России. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины некоторые голоса начали выступать за независимую Украинскую Православную Церковь. В то время эти крики остались неуслышанными.
Затем, после революции Евромайдана в Киеве в 2014 году, снова всплыл тот же разговор. Киевский патриарх Филарет обратился к Русской православной церкви с просьбой предоставить Украине автокефалию, но получил отказ. В знак неповиновения он решил основать независимую Православную церковь Украины без согласия Москвы и начал обращаться к приходам по всей стране с просьбой изменить свою лояльность. В ответ Москва отлучила Филарета от церкви и назначила своего Патриарха Украины в Харькове на востоке.
К 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко осознал политическое значение этого раскола между церквями. Он организовал петицию к Вселенскому Патриарху Варфоломею I, тем самым возродив многовековую борьбу между Москвой и Константинополем за верховную власть над мировым Православием. Варфоломей одобрил просьбу об автокефалии в Украине, благословив создание независимой Православной церкви Украины. В результате Русская Православная Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом.
Вторжение ослабляет авторитет Московской Патриархии
Несмотря на это, Московский Патриархат остается наиболее распространенным объединением православных приходов в Украине, насчитывая примерно 11 000 приходов по сравнению с 7 000 независимой Православной церкви Украины. Таким образом, Московские Патриархии функционировали как важный механизм для осуществления жесткой власти России в стране в годы, предшествовавшие нынешнему вторжению.
Но нашествие буквально за несколько недель быстро подорвало позиции Московской Патриархии. Со дня вторжения в приходах по всей Украине имя Патриарха Кирилла не упоминалось в литургии. А священники решили развевать украинские флаги и читать проповеди, осуждающие насилие со стороны России, во всех регионах страны.
Некоторые Русские Православные Церкви в Европе объявили о разрыве связей с Московским Патриархатом. Даже митрополит Онуфрий, глава Московского Патриархата в Украине, обратился к Путину с призывом «немедленно прекратить братоубийственную войну» и обвинил его в «повторении греха Каина, который из зависти убил собственного брата». Позиция Русской православной церкви на Украине сегодня пошатнулась из-за продолжающегося российского насилия.
Тем временем, пока бушует война, мирные жители укрылись в церквях, поскольку международное право запрещает нападения на религиозные объекты. Но зданиям православных церквей и другим объектам, связанным с религией, наносится прямой ущерб по всей Украине. 1 марта российская ракета нанесла удар по Киеву недалеко от места проведения 1941 Резня в Бабьем Яру, где около 33 000 евреев были убиты нацистскими войсками за два дня. Затем 13 марта почитаемый монастырь XVI века в Донецке подвергся артиллерийскому обстрелу, оставив его поврежденным от неоднократных обстрелов. Здания были заняты беженцами и монахами во время нападений, некоторые из которых были ранены.
Подобные инциденты ставят под вопрос будущее православия в Украине. Если Украине в конечном итоге удастся дать отпор российским войскам, будущее российского патриархата кажется туманным. Однако, если Украина падет перед российскими оккупантами, независимая Православная церковь Украины, вероятно, столкнется с такой же неопределенностью. Таким образом, роль религиозных акторов в поддержании солидарности между экуменическими линиями имеет решающее значение для сохранения социальной ткани единой Украины и станет ключевым фактором миростроительства, если и когда замолкнут пушки.
Эйдан Хьюстон — научный сотрудник отдела религии и инклюзивного общества в USIP.
Связанные публикации
Прошедшая неделя подчеркивает растущую угрозу в Европе от жестокого нападения России на Украину: параллельная дестабилизация Кремлем крошечной Молдавии между Украиной и Румынией. Кремль наращивает гибридную подрывную кампанию против усилий Молдовы построить стабильную демократию и присоединиться к Европейскому союзу. Она перекрывает жизненно важные поставки газа для поддержки экономики, спонсирует массовые антиправительственные протесты и помогает беглому молдавскому олигарху создать одну из последних пророссийских политических партий. Европейские политики говорят, что Молдова, частично оккупированная российскими войсками, является одной из стран, наиболее уязвимых перед распространением войны на Украине.
Тип:
Анализ и комментарии
Глобальная политика
За несколько дней до эскалации российских бомбардировок Украины в начале октября министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба посетил Африку, пытаясь заручиться поддержкой и противостоять пропаганде Москвы о войне. В то время как большая часть западного мира сплотилась вокруг Украины, африканские государства по большей части избегают принимать чью-либо сторону. Со своей стороны, Россия ведет дипломатическое наступление на большей части Глобального Юга, лоббируя страны Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, чтобы они не присоединялись к международным санкциям и осуждению Москвы. Действительно, борьба Украины с Россией происходит не только на поле боя, но и посредством амбициозных и необходимых усилий международной дипломатии, которые простираются от Европы до глобального Юга.
Тип:
Анализ и комментарии
Глобальная политика
Президент России Владимир Путин сослался на религию как часть своего оправдания нападения России на Украину, полагая, что их общая православная история придаст убедительности его амбициям. «Конечно, украинцы не согласны, — говорит Нокс Темз из USIP. «Фактически это усиливает украинское сопротивление агрессивным действиям [Путина]».
Тип:
Подкаст
Религия
Всего через три дня после того, как Россия начала свою агрессивную войну против Украины, Европейский Союз объявил, что предоставит оружие Украине через новый финансовый инструмент, Европейский фонд мира (EPF), что стало первым случаем в истории ЕС, когда блок предоставил смертоносное вооружение. За последние шесть месяцев ЕС предоставил Украине 2,5 миллиарда евро через EPF на вооружение и оборудование, что свидетельствует о более жесткой внешней политике ЕС, включающей беспрецедентное предоставление прямой военной помощи.
Тип:
Анализ и комментарии
Правосудие, безопасность и верховенство права
Просмотреть все публикации
Владимир Путин: чудо-защитник христианства или самый злой человек? | Тим Костелло
В связи с вторжением России в Украину ее президента Владимира Путина многие в западных СМИ называют самым злым человеком в мире.
Комментаторы утверждают, что это преднамеренное действие есть зло. Я не согласен. Увидеть войну в Европе спустя почти 80 лет после окончания Второй мировой войны немыслимо. Какие другие слова описывают такое насилие и человека, единолично санкционировавшего это нападение? Теперь, когда Путин дважды выдвинул пугающее предложение о ядерном оружии, назвав Россию «одной из самых могущественных ядерных держав», а затем отдав приказ привести ядерные силы в «особую боевую готовность», глобальные образы растяжки к ядерному армагеддону нарушают нашу невозмутимость. Каким другим словом, кроме зла, можно описать это? Размышляя над этим, я думаю, что в названии путинских мессианских и религиозных притязаний упущено измерение. И мне, как служителю Евангелия, такая перспектива причиняла глубокую душевную боль.
На личном уровне мне пришлось задуматься о своих воспоминаниях об этом человеке и о том, чувствовал ли я, что нахожусь в присутствии зла. Еще в 2013 году я встречался с Путиным на его даче в двух часах езды от Москвы. Шли больше полутора часов. Он был вежлив и любознателен и даже соглашался на некоторые наши просьбы. Я и делегация из трех человек ушли, думая, что он может быть разумным. Никто из нас не считал его злым. Но теперь интересно?
Поводом тогда стала G20, когда Россия председательствовала, а Путин был первым лидером, пригласившим лидеров гражданского общества встретиться и принять участие на самом высоком уровне и получить равный доступ и платформу с деловой G20. Я возглавлял делегацию Австралии, и мы призвали его прекратить избиение российских НПО и расширить пространство для разногласий и дискуссий гражданского общества. Удивительно, но он не возражал.
Насколько я помню, было несколько интересных подсказок. Мы ждали встречи в прихожей под картиной первой Крымской войны. Все, что я знал об этом, была история Флоренс Найтингейл, а не то, почему она боролась и даже кто победил. Помощник Путина сказал нам, что война 1853–1856 годов была личной для Путина, и россияне помнили ее так, как будто это было только вчера. Христианская Россия была потрясена тем, что христианский Запад встал на сторону турок-мусульман и победил их. Я думал об этом позже, когда в 2014 году Путин аннексировал Крым и вторгся в суверенную украинскую территорию.
На нашей встрече с Путиным он сказал, что настаивает на том, чтобы молодые русские снова начали ходить в церковь. Он носил крест на шее, и позже я узнал, что его мать тайно крестила его, так как его отец был атеистом. Он казался очарованным тем, что я был преподобным, и расспрашивал меня о вере. Я толкнул конверт и поднял, почему он осудил Pussy Riot за пение в Храме Христа Спасителя в Москве, и он сказал, что церковь была глубоко оскорблена. Я сказал, но церковь, несмотря на ее оскорбление, верит в первенство прощения, а не наказания за богохульство, и он посмотрел на меня с недоумением, моргая, как бы говоря, почему они должны прощать? Но чувствовал ли я, что нахожусь в присутствии зла? №
Он плохо понимает Иисуса, сказавшего «блаженны миротворцы». русские. Это все пропаганда и бред. Что было упущено, так это религиозное измерение в мышлении Путина, хотя, делегитимируя Украину, он ссылался на нее как на неотъемлемую часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства.
Это духовное пространство — важная подсказка, которую часто упускают из виду. В 988 году Владимир царь Руси был первым обращенным христианином. В Киеве он созвал весь город на берега Днепра для массового крещения. Родилась Святая Мать Россия. В 2019 году Украинская церковь порвала с Русской церковью и объявила о своей независимости. Но Путин и русская церковь этого не примут, потому что это место воображаемой материнской церкви для всей Руси.
Я с воодушевлением прочитал, что около 176 православных священников несколько дней назад подписали открытое письмо с осуждением войны. Это небольшая трещина в путинском полном захвате церкви в России. Такие признаки инакомыслия указывают на восстановление Евангелия мира и трансцендентности религиозного племени русов.
Несмотря на большевистские годы, это чувство святой судьбы Киева и России-матушки никогда не покидало, и Путин является его защитником. При Путине православная церковь хвасталась, что строит и открывает по три храма в день, и церковь праздновала возвращение Крыма. Неудивительно, что православный патриарх Кирилл десять лет назад назвал Путина «чудом Божьим».
И в мыслях Путина дело идет дальше.
Расспрашивая меня о христианстве на Западе, он, как сообщается, сказал в своей речи в 2013 году: «Мы видим, что многие евроатлантические страны фактически отвергают свои корни, в том числе христианские ценности, составляющие основу западной цивилизации.