Содержание
Как развивалось христианство после крещения Руси
Комсомольская правда
ЗвездыКультураРелигия: УРОКИ ДУХОВНОСТИКрым — колыбель православия
Анастасия КУРДЮКОВА
2 сентября 2015 10:34
«Комсомолка» запустила цикл материалов «Крым — колыбель православия»
Усыпальница адмиралов
Идеалы любви и милосердия
После того как на Руси было принято христианство, во многих сферах жизни произошли колоссальные изменения. Это касается всего, начиная от духовной сферы и культуры, заканчивая политикой и экономикой.
— Произошла трансформация общественного сознания, — рассказал «КП» доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Андрей Ишин. — Общество стало гораздо гуманнее, одухотвореннее, появился идеал Святой Руси, идеал Царства Небесного. Это была идея, которая вела за собой миллионы людей. Создавалась потрясающая по своей красоте храмовая архитектура, возводились величественные соборы: Десятинная церковь (первая каменная церковь Древней Руси), возведенная в 991 — 996 годах и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный в 1073 -1078 годах и не так давно возрожденный из небытия.
Строились и другие величественные храмы. Например, Софийский собор в центре Киева, заложенный, согласно источникам, благоверным князем Ярославом Мудрым в 1037 году на месте победы над печенегами, а также собор Святой Софии в Новгороде, созданный по его же инициативе в 1045-1050 годах и ставший главным православным храмом русского Севера.
Роспись стен в усыпальнице
Претерпел разрушения и трансформации, но существует и ныне прекрасный Софийский собор в Полоцке. Поражают своей неземной красотой храмы Святой Параскевы Пятницы в Чернигове, Успения Божией Матери во Владимире, Покрова на Нерли. Примечательно, что последние две церкви были построены по инициативе благоверного князя Андрея Боголюбского на Владимирской земле, которую князь видел новым государствообразующим центром Древней Руси.
— Принятие христианства дало небывалый толчок для развития архитектуры, живописи, литературы, — говорит Андрей Ишин. — Былины, эпос и другие произведения проникаются христианскими идеалами. Яркий пример — былины об Илье Муромце. Мы знаем, что это реальный человек, канонизированный церковью, и покоится он в Киево-Печерской лавре в Ближних пещерах. Другое дело, что былины наделяли его небывалыми сверхчеловеческими способностями, объединяя при этом разные времена и эпохи. Но он действительно был силен, служил дружинником, после того как получил сильные ранения, завершал свою земную жизнь монахом. Это пример эпоса и реального человека, служившего Родине, Отечеству, церкви.
Усыпальница адмиралов
Под влиянием христианства формируются такие произведения, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского, святителя Илариона — первого иерарха такого уровня из числа руссов, «Повесть временных лет» преподобного Нестора-летописца, «Завещание детям» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» и другие.
— Основные идеи, которые высказывались в древнерусской литературе — это призыв к любви, милосердию, соборности, — говорит историк. — Тексты были пронизаны чувством взаимной помощи и поддержки, призывами к жертвенности, и прощению. Это было важной составляющей в жизни древних славян.
Храм на месте палатки Суворова
Что касается Крыма, то после крещения полуостров находился под влиянием разных внешнеполитических сил. В 13 веке Феодосия и Судак — под влиянием генуэзцев, Херсонес до 15 века — под византийским. После 1475 года, когда новообразованное Крымское ханство попадает в вассальную зависимость от Османской империи, археология фиксирует упадок христианской жизни. В частности, захвату и известному запустению подверглось славное своей историей и горными монастырями православное княжество Феодоро с центром в Мангуп-Кале. Но все кардинально изменяется с вхождением полуострова в состав России в 1783 году.
— Позиция православия в Крыму начала укрепляться, именно в этот период начинается постепенно возрождение духовной жизни и монастырской, — говорит профессор. — Особенно это было видно в 19 веке в период деятельности архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова).
— Он потрясающе проявил себя в годы Крымской войны, — отмечает доктор исторических наук. — Совершал богослужения в условиях непрерывных обстрелов. Своим мужеством вдохновлял защитников Севастополя. Был пример, когда в блиндаж, где находились святитель Иннокентий и офицеры, попало ядро. Когда офицеры в ужасе попадали и закрыли головы, чтобы их не убило, архиепископ спокойно сидел, даже сказал, мол, господа, как не стыдно? Я же с вами… И действительно, ядро не взорвалось. Он причислен к лику святых. Многое сделал, чтобы возродить монастырскую жизнь в Крыму.
По инициативе святителя Иннокентия вернули к жизни Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь.
Возводились и другие замечательные храмы и соборы. Например, в 1842 году, в преддверии Крымской войны, началось строительство Свято-Владимирского собора — будущей усыпальницы адмиралов в центре Севастополя на Городском холме.
— В 1854-1855 годах, во время героической обороны Севастополя, его строительство было прервано, — говорит Андрей Ишин. — Храм превратился в усыпальницу. В склепах у основания недостроенного собора были похоронены выдающиеся адмиралы Михаил Лазарев (он также был инициатором строительства этого собора), Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.
— В 1932 году Свято-Владимирский собор использовался в хозяйственных целях, — говорит историк. — Сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в нем возобновились лишь в 1991 году.
Строительство Петро-Павловского кафедрального собора, который находится в Симферополе, было связано с образованием в 1859 году самостоятельной Таврической епархии Русской православной церкви. По территории она была больше, чем нынешняя Симферопольская и Крымская епархия, и доходила почти до Запорожья.
Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе построили на месте палатки полководца Суворова
— Собор был и остается ныне одной из главных святынь епархии, по преданию он возводился на месте, где ранее размещалась палатка полководца Александра Суворова, — рассказывает Андрей Ишин. — Нынешний облик собор приобрел во времена архипастырской деятельности выдающегося миссионера, богослова и дипломата архиепископа Таврического Гурия (Карпова), также канонизированного церковью. До революции там находились духовные училища, причем не только для мужчин, но и для женщин. В годы советской власти богослужения были прекращены, в соборе размещался склад.
КСТАТИ
Важной вехой в истории христианства в нашей стране стало введение в 1589 году патриаршества. Первым патриархом на Руси стал святитель Иов. Но уже через несколько лет началось Смутное время — бояре и дворяне, купцы и крестьяне были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и другие отнюдь не государственные интересы, выдвигая то и дело вместо одного, якобы не настоящего царя (все зависело от предпочтений того или иного лидера), другого. На патриарший престол тогда взошел священномученик Гермоген, проявивший самые высокие духовно-нравственные качества во время польско-литовской интервенции и захвата Москвы поляками. Он до последних своих дней призывал народ к духовному возрождению, объединению и освобождению Отчизны. Патриарх умер мученической смертью, его заморили голодом в темнице Чудова монастыря в 1612 году.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Отдельная страница в истории христианства связана с миссионерством и просвещением большого количества народов Севера и Дальнего Востока. Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий Карпов достиг потрясающих результатов в Китае, святитель Николай Японский — в Японии, святитель Иннокентий Московский — на Алеутских островах и полуострове Аляска (ныне территория США). Везде они оставили о себе добрую память. Если западные миссионеры — германцы, англичане — зачастую действовали «огнем и мечом», то наши любовью и милосердием привлекали к себе большое количество людей.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
Адрес: 127015, МОСКВА, НОВОДМИТРОВСКАЯ Д. 2Б
Контакты рекламной службы: +7 (3652) 788-132, +7 978 109 32 07; [email protected], [email protected]
Контакты редакции: +7 978 907 52 50; [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Причины принятия христианства на Руси – кратко по пунктам и значение (6 класс)
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 195.
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 195.
Христианство, по меркам Средневековой Европы, на Русь пришло поздно, в конце X века, а христианизация населения заняла несколько десятилетий. Выбор в сторону новой религии языческими князьями был сделан не просто так. Причины принятия христианства на Руси можно поделить на четыре группы.
Политические и международные
В X веке Византию вполне можно было считать самым развитым государством Европы. Несмотря на постоянные и разорительные войны с соседями на западе и на востоке, ее богатствам мог позавидовать любой славянский правитель.
Рис. 1. Крещение Руси картина.
Византийцы воевали со славянами-язычниками. Обращение в христианство было стандартной практикой с целью примирения, так как у единоверцев повода для войн меньше. Первые попытки крещения восточных славян относятся к 860 году, к деятельности патриарха Фотия. В 957 году христианство по византийскому обряду приняла княгиня Ольга, которая в середине X века была регентом при своем малолетнем сыне – Святославе. В крещении она получила имя Елена. Вероятно, в третьей четверти X века небольшие христианские общины появились в Чернигове, Ярославле, Смоленске и других городах. Об этом свидетельствуют археологические находки – кресты, монеты, свечи.
К политическим причинам принятия христианства относится стремление князя Владимира Святославича укрепить территориальное единство государства. Христианами было легче управлять, чем язычниками с их разнообразными культами.
На международной арене в X веке язычество по сути означало изоляцию государства, так как почти вся Европа были христианской или мусульманской (Иберийский полуостров).
Другие славянские государства приняли христианство раньше Руси. Например, королевство Польша – в 966 году, а чешские князя перешли в него в середине IX века. Крещение Болгарии началось в 864 году, а Сербии – к концу IX века. Зато в финно-угорской Венгрии крещение короля Иштвана состоялось чуть позже, около 1000 года н.э.
Рис. 2. Князь Владимир Святой.
Социальные и личностные
Относительно язычества христианство является более сложной мировоззренческой системой. По мере роста социальной неоднородности общества и духовных запросов элиты, появилась потребность в переходе от политеизма к монотеизму.
К причинам принятия христианства можно отнести и личное желание князя Владимира жениться на сестре византийского императора Василия II – Анне. В 987 году он осадил город Корсунь в Крыму и там же был крещен, а позже крестил и киевлян в Днепре.
Византийские и арабские источники говорят о том, что князь Владимир
заключил военный альянс с императором Василием II против мятежного полководца Варды Фоки. Одним из условий договора стал брак с сестрой императора.
Рис. 3. Русь при князе Владимире.
Что мы узнали?
Кратко о причинах и значении принятия христианства Русью в 988 году можно узнать из школьного курса 6 класса. Причины лучше всего систематизировать по пунктам: международные, политические, социальные, личные.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.8
Средняя оценка: 4. 8
Всего получено оценок: 195.
А какая ваша оценка?
Познакомьтесь с закоренелыми российскими религиозными деятелями, заставляющими трепетать владельцев кинотеатров
В январе Андрей Алексеев получил письмо от религиозных деятелей с предупреждением, что такие кинотеатры, как его, «могут сгореть», если в них покажут предстоящий фильм о романтической связи русского царя Николая II, канонизированный Русской Православной Церковью.
В письме , подписанном группой, именующей себя Христианское государство-Святая Русь, утверждалось, что члены по всей России готовы пожертвовать своей жизнью за ее «истинный православный путь», и говорилось, что показ фильма под названием «Матильда» может привести к к кровопролитию и «гражданской войне».
Споры вокруг фильма, повествующего о романе между неженатым цесаревичем и балериной Матильдой Кшесинской, разгорелись в последующие месяцы, отчасти благодаря разоблачениям проекта скандальным федеральным депутатом.
Но предостережения о насилии в письме, которое получили и другие российские владельцы кинотеатров, теперь кажутся зловеще пророческими.
За последние две недели неизвестные забросали коктейлями Молотова петербургскую студию режиссера «Матильды» Алексея Учителя и подожгли две машины возле московского офиса его адвоката, оставив после себя листовки «Сжечь за Матильду».
Власти также сообщили, что человек, выступавший против фильма, поставленного для всероссийского показа 26 октября, 4 сентября поджег автомобиль у входа в кинотеатр в городе Екатеринбурге, а небольшой огонь перекинулся на здание кинотеатра. вход.
Крупнейшая сеть кинотеатров России 12 сентября объявила, что не будет показывать «Матильду», сославшись на соображения безопасности зрителей.
Алексей Учитель, режиссер Матильды
Алексеев, основатель кинотеатра «Киноклуб нефть» в городе Ярославле, сказал, что письмо «Христианского государства» «вызвало волну опасений вокруг Матильды» среди владельцев кинотеатров.
«Затем эти так называемые активисты перешли от слов к делу», — сказал он Азаттыку.
Насилие привлекло внимание к ранее малоизвестному христианскому государству. Вот пять вещей, которые вам нужно знать о группе, которая отрицает какие-либо связи с инцидентами.
Что такое «Христианское государство-Святая Русь»?
Точное время появления группы остается неясным, хотя ее предполагаемый лидер Александр Калинин сообщил в телефонном интервью Радио Свобода 14 сентября, что она была сформирована в 2010 году. 33-летний Калинин утверждает, что группа насчитывает около 350 «активных членов». в 240 городах почти всех регионов России. Его первое явное упоминание в СМИ было в январе после писем в кинотеатры.
Калинин, проживающий в Липецке, с 2012 года публикует на YouTube видеоролики на религиозную тематику. В самом раннем видео, размещенном на его канале YouTube, он рассказывает о религиозной трансформации, которая произошла с ним после того, что, по его словам, было на грани смерти. опыт:
Другим высокопоставленным членом группы является активист, известный как Мирон Кравченко, который, как ни странно, был основателем группы в Украине, выступавшей против президента России Владимира Путина. Калинина цитирует одна независимая газета , заявив в феврале, что Кравченко хотел воевать на «обеих сторонах» конфликта между Киевом и Москвой из-за захвата Россией украинской территории в Крыму и предполагаемой поддержки вооруженных сепаратистов на востоке Украины.
Что не так с Матильдой?
Как и другие консервативные противники Матильды, «Христианское государство» считает фильм оскорблением Русской православной церкви и Николая, чей роман с Кшесинской хорошо задокументирован, но активисты это отрицают. Роман закончился в 1884 году, когда Николай женился на немецкой принцессе, ставшей императрицей Александрой.
СМОТРЕТЬ: Трейлер (на русском языке) Матильды
«Это не просто фильм. Это начало широкой программы по разрушению духовной основы нашей страны», — сказал Калинин Радио Свобода.
Что сказали российские чиновники?
Критики Путина обвиняют его в том, что он способствует созданию чувства безнаказанности среди воинствующих религиозных и националистических активистов, в том числе с помощью закона 2013 года, поддержанного консерваторами, который запрещает распространение гей-пропаганды среди детей. Правозащитники называют закон дискриминационным.
Однако в противостоянии с «Матильдой» Кремль публично критиковал «Христианское государство», обвиняя его в нападках на Учителя, режиссера фильма.
«Мы специально консультировались с Минюстом. Такой зарегистрированной организации нет», — заявил пресс-секретарь в Кремле Дмитрий Песков в феврале , добавив, что директор преследуется «анонимными экстремистами».
Двое российских депутатов обратились в МВД и ФСБ с просьбой расследовать возможную экстремистскую деятельность группировки, адвокату Учителя было 9 лет0005 со ссылкой на Интерфакс от 13 сентября.
Что говорит Русская Православная Церковь?
Церковь дистанцировалась от группы в феврале после того, как Христианское государство разослало письмо в российские кинотеатры, в котором представитель церкви заявил, что группа не имеет права выступать от имени церкви и не представляет русскую православную общину.
Реакция на фильм «не должна выходить за рамки закона и сопровождаться какими-либо угрозами или экстремистским поведением», заявил официальный представитель Синода Русской Церкви Вахтанг Кипшидзе.
На вопрос о связях группы с церковью Калинин сказал Азаттыку, что у его группы хорошие отношения с православным духовенством по всей России. Он заявил, что «Христианское государство» работает с «десятками» «довольно серьезных организаций», которые он отказался назвать.
Что дальше?
14 сентября Калинин сообщил Радио Свобода и другим новостным агентствам, что, по его мнению, волна анонимных угроз о заложенных бомбах по всей России, вызвавшая массовые эвакуации в последние дни, связана с активистами, выступающими против Матильды.
Группа утверждала, что получила анонимное электронное письмо 10 сентября, незадолго до начала угроз, с предупреждением об «информационной атаке на кинотеатры и российскую инфраструктуру» в рамках православной кампании против фильма. Никакой информации, подтверждающей это утверждение, не поступало.
Как и в случае с недавними насильственными нападениями, связанными с Матильдой, Калинин отрицал причастность своей группы к угрозам заложить бомбу. Взрывчатых веществ ни в одном из происшествий обнаружено не было.
Александр Верховский, уважаемый российский исследователь экстремизма, сказал, что он никогда не слышал о Христианском государстве до скандала с Матильдой и что «настоящее насилие — очень редкое явление среди ортодоксальных фундаменталистов и ультраконсерваторов».
Верховский, руководитель московского центра «Сова», добавил, что «воинствующими православными активистами раньше двигали в основном националистические настроения, а не религиозные».
«Акты насилия на религиозной почве имели место, но мы не можем говорить о стабильных насильственных группах такого рода — в отличие от националистических групп», — сказал он Азаттыку. «Может быть, сейчас что-то изменится».
Третий Рим | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено 23 мая 2018
Третий Рим относится к учению о том, что Россия или, в частности, Москва сменила Рим и Византию Рим как высший центр истинного христианства и Римской империи. Это наиболее часто неправильно понимаемое и злоупотребляемое из нескольких выражений нового места России в мире, появившихся в результате внутренних и международных событий 1430-х и 1520-х годов. Преподобный Филофей из Псково-Елиазарова монастыря сформулировал ее в одном или двух посланиях, написанных между 1523 и 1526 годами, которые затем были переработаны в течение XVI и XVII веков.
Ни послания в первоначальном виде, ни рукописи, несомненно, времен Филофея не сохранилось. Первый, написанный, вероятно, в 1523–1524 годах статс-секретарю-администратору Пскова Михаилу Мисюр-Мунехину, нападает на астрологию, Римско-католическую церковь и притязания Священной Римской империи и в связи с этим утверждает, что Россия вместе с Москвой Успенский собор в ее центре, согласно пророческим книгам, является третьей и последней Римской империей. Неназванным противником Филофея был немецкий врач Василия III Николас Бюлев, продвигавший астрологию и церковный союз с Римом. Второе послание, адресованное неназванному царю — возможно, Василию III (1524–1526) или, возможно, Ивану IV (1533–1584) — и, возможно, вовсе не Филофею, призывает адресата обеспечить надлежащее применение знака пересекают его подданные; защищать церковное богатство; подавлять гомосексуальность; будь этичным, справедливым и благочестивым правителем; и, в косой форме, заполнить иерархические вакансии.
Мышление Третьего Рима служило возвышению представлений России о своем месте в православном мире и необходимости сохранения веры и ее обрядов в неискаженном виде. Если эта потенциально мессианская доктрина сыграла роль в установлении русского патриаршества в 1589 году и, возможно, помогла русским обрести чувство ответственности по отношению к православным, а затем и к униатским подданным Польши, Литвы и Османской империи, то она никогда не фигурировала. в агрессивной политике по отношению к неправославным или неуниатским народам. Современные попытки закрепить его как неотъемлемый элемент русского сознания с начала 1500-х годов не имеют под собой никаких оснований.
Христианское представление о переселении священного восходит к основанию Константинополя как Нового Рима (до сих пор в официальном титуле Константинопольского патриарха) и его последующим заявлениям о том, что он является Новым Иерусалимом, центром мессианского царства. В ходе соперничества с Византией, еще до разделения Восточной и Западной Церквей (в период с 860-х по 1054 г.), германские (Священноримские) императоры также претендовали на то, чтобы представлять истинный Рим. Точно так же, когда Византийская империя все еще существовала, среди православных славян болгары утверждали, что их столицей, в данном случае Трново, был Новый Имперский Город (Константинополь) в 1300-х годах.
Русские серьезно не оспаривали притязания Византии до Феррерско-Флорентийского собора с 1438 по 1439 год, когда фракции греческой и русской православной церкви приняли союз с Римом. Защищая православие от католицизма, московские митрополиты относились сначала к Василию II, а затем к Ивану III как к новому Константину. С падением Константинополя османами в 1453 году Московия/Россия стала православной монархией. Поскольку Иван III отбросил правовые и церемониальные остатки подчинения кыпчакским (золотоордынским) ханам в период с 1476 по 1480 год, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло доказывал абсурдность нерушимой присяги подлинного царя ложному царю разбойничьего происхождения. . Представляя новые восточные таблицы за годы после 149 г.2 в. н.э., который православные календари считают 7000-м тысячелетием от Творения, митрополит Зосима объявил Москву новым Константинополем, который сам был Новым Римом в одном раннем списке и Новым Иерусалимом в нескольких других. Дипломатия Ивана по отношению к претензиям имперской Германии в 1480–1490-х годах и церемония коронации его внука Дмитрия в 1498 году подчеркнули историческое равенство правителей России и Византии. В 1510-х годах Иосиф Волоцкий, утверждая, что православный Царь находится в силе, как и Бог, утверждал, что любое отклонение от Православия приведет к падению России, как и другие православные царства прекратили свое существование из-за отступничества. Исторические труды, созданные в 1520-х годах этой школой мысли ( Русский хронограф, Никоновская летопись ) подчеркивали превосходство России среди православных владений, а генеалогические изобретения, используемые в государственной дипломатии, утверждали римско-династическое происхождение правящего дома России.
Филофей был не единственным русским церковником своего времени, выступавшим против идей Бюлева; так же поступали митрополит Даниил и Максим Грек. Другие также выдвигали новые всемирно-исторические претензии на Россию.
См.