Содержание
Монгольское нашествие на Русь в 13 веке (история, 7 класс)
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1316.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1316.
Татаро-монгольское нашествие на Русь длилось пять лет – с 1237 по 1242 годы и завершилось переходом славянских земель под фактическую власть Золотой Орды. Выделяется два этапа завоевания.
Предпосылки и начало нашествия
Основной предпосылкой, которая обусловила успешность действий армии завоевателей, стала разрозненность княжество. Вместо того, чтобы объединиться в борьбе с общим врагом, князья продолжали противоборствовать. Каждое княжество в отдельности было недостаточно сильным для того, чтобы противостоять набегам.
Впервые с монгольской армией столкнулось войско киевского князя Мстислава, которое в битве на реке Калке (1223 год) было фактически уничтожено. Тогда Чингизхан нападал на земли половцев – именно им на помощь и пришли русские ратники на условиях заключенного с половецкими князьями договора.
Рис. 1. Битва на Калке.
После этого монголы больше 10 лет не возвращались в границам Руси, пока в 1237 году на славянские земли не вторгся хан Батый. Нашествие проходило в два этапа: в 1237-1238 годах был совершен поход на восточные и северные земли, а в 1239-1242 – на южные.
Первое нашествие на Русь
Монгольское нашествие на Русь в 13 веке началось во второй половине 1237 года, когда войско Батыя подошло к границам Рязанского княжества. Движение армии было стремительным: на то, чтобы захватить Рязань, ей понадобилось 6 дней, осада Москвы продлилась 4 дня и закончиласб разгромной битвой под Коломной, где было разбито войско московского князя Юрия Всеволодовича. Владимир пал спустя 8 дней после начала осады, это произошло осенью 1238 года.
Именно взятие Владимира стало переломным моментом в походе Батыя на восточные и северные земли Руси – ему быстро покорялись один город за другим. Однако до Новгорода он не дошел, повернув свои войска в сторону Козельска. И этот город стал неожиданным препятствием на его пути, за что был назван “злым” – гарнизон оборонялся семь недель.
Рис. 2. Оборона Козельска.
Чтобы взять город, понадобилась хитрость: хан объявил, что если жители добровольно откроют ворота, он опустит всех воинов и мирное население. Однако слова он не сдержал и население Козельска было полностью уничтожено.
На этом завершился первый этап нашествия Батыя на Русь.
Второе нашествие на Русь
Нашествие, которое началось в 1239 году, было сосредоточено на Чернигове и Переяславле. Однако в этот раз наступление было вялым из-за того, что параллельно монголы воевали против половцев. И все же к осени 1240 года их войско уже стояло под стенами Киева. В начале декабря того же года он уже был взят, причем завоеватели почти полностью уничтожили город. После этого армия разделилась: одна часть отправилась завоевывать Галич, вторая – Владимир-Волынский. Оба эти города были взяты, и нашествие Батыя на Русь завершилось. Установилось ордынское иго.
Последствия монголо-татарского нашествия
Они были самыми плачевными. Русь фактически оказалась под властью Золотой Орды, что означало экономическую и политическую зависимость: княжества платили дань (причем не только деньгами, но и людьми), а правители получали ярлыки на княжение у хана. Из-за уменьшения численности населения (в частности, ремесленников) и экономических факторов прогресс государства очень замедлился.
Рис. 3. Получение ярлыка на княжение.
Первым князем, который получил ярлык на княжение от Батыя, был Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского.
Что мы узнали?
Каковы были предпосылки для успеха монголо-татарского нашествия на Русь, которое проходило в два этапа. Какие города были захвачены и какие последствия имело для государства установление ига.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Маррна Агиева
9/10
Людмила Соколенко
9/10
Данил Петьков
7/10
Ангелина Старчикова
10/10
Егор Михайлусенко
10/10
Павел Михайлусенко
10/10
Макс Тищенко
10/10
Гриша Сорокин
10/10
Файруза Мударисова
10/10
Влада Суворова
8/10
Оценка доклада
4. 1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1316.
А какая ваша оценка?
Монгольское нашествие на украинские земли
⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття
🚗 МЕГАЗБІР НА 50 БРОНЬОВИКІВ Spartan
🚑 Гуманітарна допомога
План изложения
- Подъем Монгольского государства и его завоевательная политика. Битва на реке Калке
- Поход монголов на юго-западные русские земли
- Оборона Киева
- Поход монгольских орд на Галичину и Волынь
- Золотоордынские иго
- Монгольская превосходство над Галицко-Волынским княжеством.
- Последствия золотоордынского ига
Хронология
1223 |
Поражение русских дружин в битве с монголами на Калке |
1239 |
Разорение монголами Переяславщины и Черниговщины |
1240 |
Осада и разорение Киева войсками хана Батыя |
1241 |
Вторжение монголов в Галицко-Волынское княжество |
1245 |
Поездка в Орду князя Даниила Романовича |
Основные понятия и термины
Монголо-татары Воины Чингисхана называли себя монголами Русские же летописцы называли их татарами, не ведая, что в последнее самим пришлось страдать от монгольских луков и мечей. В 19 в. в исторической науке получил распространение термин «монголо-татары», который, однако, в последнее время в научной литературе почти не употребляется. Правда, в учебниках им пользуются с целью сделать более понятными тогдашние документы, где монгольских завоевателей основном названы татарами
Орда — войско кочевников, а также место, где находилась ставка хана.
Основной изложение
1. Подъем Монгольского государства и его завоевательная политика. Битва на реке Калке
- В конце 12 в. в степях Центральной Азии образовалась мощная военно-феодальная Монгольская держава.
- Года 1206 ханом всей Монголии было провозглашено Темучина (Чингисхана).
- Он начал осуществлять завоевательную политику, вследствие которой 1221 были покорены Среднюю Азию и Хорезм.
- В 1222 г. монголы через Кавказ вторглись в причерноморских степей и нанесли поражение половцам в битве на Дону.
- Половецкий хан Котян отступил к Днепру и обратился за помощью к русским князьям.
- На съезде князей в Киеве было принято решение выступить вместе с половцами против монголов. В апреле 1223 отправились в поход дружины русских князей, которых возглавили Мстислав Романович Киевский, Мстислав Мстиславович Удалой галицкий и Мстислав Святославич черниговский.
- Битва с основными силами монголов произошла 31 мая 1223 на берегах реки Калки.
- Галицкие и волынские дружины князя Мстислава Удалого и князя Даниила Романовича и половцы перешли Калку и начали сражение, не дожидаясь других князей.
- Половцы бежали с поля боя, вызвав расстройство в армии русичей. Этим воспользовались монголы и разгромили их.
- После этого ордынцы окружили лагерь жены киевского князя Мстислава Романовича, стоявшая на правом берегу реки и не принимало участия в битве.
- После трехдневного штурма, не имея возможности преодолеть сопротивление и захватить лагерь, монголы предложили заключить перемирие. Когда же условия мира были приняты и княжеские дружины покинули лагерь, их ждала смерть
- Потери русского войска были огромными, только каждый десятый руский воин, который принимал участие в походе, вернулся домой.
- А и монголы понесли большие потери. В том году они не решились продолжать поход в глубь Руси, а вернули обратно.
- Поход на Русь возглавил внук Чингисхана Батый
- Батыева орда двинулась на русские земли конце 1237 г.
- течение 1237-1238 гг был разгромлен войска рязанского и владимиро-суздальского князей.
- Монголы получили штурмом и сожгли Рязань, Владимир, Москву, Тверь и другие города. Северо-Восточную Русь была опустошена
2. Поход монголов на юго-западные русские земли
- После успешного похода на северо-восточные русские земли года 1238 истощены монгольские полчища отошли в половецкие степи, чтобы восстановить силы и отдохнуть.
- Весной 1239 они двинулись на юго-запад.
- Первым на пути продвижения Батыевой орды стоял Переяслав . Монголы захватили город, разрушили и сожгли его.
- том же году печальная участь постигла и Чернигов
- конце 1239 монгольская конница ворвалась в Крым, преследуя побежденных им половцев. Завоеватели захватили почти весь полуостров.
- На начале 1240 года другая часть монгольского войска приблизилась к Киеву. Как сообщает летописец, монгольский военачальник Менгухан направил киевского князя — тогда на киевском столе сидел Михаил Всеволодович Черниговский — послов с требованием сдать город.
- Князь Михаил велел убить послов, а сам — то ли испугавшись собственного поступка, то понимая, что не имеет должной поддержки, — направился в Венгрию.
- Однако проявление неповиновения тот раз прошел стольном городу: Менгухан не решился с теми силами, которые имел, брать Киев.
- Захватив добычу и пленных в окрестных поселениях, он пошел на соединение с главными силами Батыя.
- Однако в конце 1240 г. монголы опять подступили к Киеву и окружили город.
- На Киев тогда распространил свою власть Даниил Галицкий. Поэтому обороной города от монгольского нашествия выпало заниматься тысяцкому князя Даниила — воеводе Дмитрию .
- Сам же князь отправился в Польшу и Венгрию, намереваясь организовать соседей на совместные действия против захватчиков
3. Оборона Киева
- По одному летописным списком, взятие Киева монголами произошло на Николая, или 6 декабря 1240
- В другом списке вообще не приводится ни одной даты, а лишь сказано, что город держалось 10 недель и четыре дня.
- Учитывая то, что Киев имел чрезвычайно мощную крепость, ученые склоняются к мысли, что осада была длительной, а штурм — ожесточенным.
- Основной удар Батый направил с юга в районе Лядских ворот.
- Непрерывно, днем и ночью монголы били таранами ворота и стены, пока не захватили участок вала и не ворвались в пределы «города Ярослава».
- Сопротивление киевлян было настолько отчаянным, а потери захватчиков такими большими, что Батый вынужден отдать приказ о прекращении боя и дал передышку своему войску.
- Этим воспользовались защитники Киева. Отойдя в пределы «города Владимира», они за одну ночь укрепились на новых позициях.
- следующий день опять началась битва. Киевляне упорно обороняли каждую улицу, каждый дом, но силы были слишком неравными.
- Монголы прорвали укрепления в районе Софийских ворот — потому их впоследствии стали называть Батыевыми.
- Завоеватели окружили Десятинную церковь и ударили в ее стены муроломнимы машинами.
- Храм рухнул, похоронив под руинами своих героических защитников. Тысячи киевлян погибли в неравной борьбе.
- Почти все жилые и хозяйственные постройки, дворцы и соборы Киева превратились в пепелища.
- Из более 40 каменных храмов, имел Киев до монгольского потопту, по подсчетам ученых осталось, да и то очень поврежденными, каких 5-6.
- Из более 8 тыс. дворов, по словам Плано Карпини, сохранились около 200. Итак, жителей «матери городов русских» уменьшилось с 50 — 60 до двух тысяч
4. Поход монгольских орд на Галичину и Волынь
- Из Киева основные силы Батыя двинулись на Владимир и Галич, тогда как другие монгольские отряды остались разорять Киевщину.
- С огнем и мечом монголы прошли по Киевской, Волынской и Галицкой землях.
- Раскопки Вышгорода и Белгорода, городищ по Тетереву, Случи, Горыни, Южному Бугу и другим рекам воспроизводят картины героической обороны и гибели этих городов.
- длительной и жестокой была битва за Владимир.
- Враг с большими трудностями взял город.
- Во Галич монгольские орды подошли объединенными силами и после трехдневной осады взяли его штурмом.
- Года 1241 монголы вышли на западные рубежи Руси.
- Часть монгольского войска вторглись на территорию Польши.
- Основные же монгольские силы вступили в пределы Венгрии и двинулись на Чехию.
- Однако уже в 1242 г. Батый прекратил поход на Запад и через Боснию, Сербию, Болгарию и Русь вывел свои войска в низовье Волги.
- Поводом для этого стала смерть главного монгольского хана Угэдэя, и Батый стремился принять самое активное участие в выборах нового.
- Однако причины прекращения похода были более глубокими: Батый не имел сил держать в повиновении все завоеванные страны Восточной и Центральной Европы, слишком большие потери понесло его войско
5. Золотоордынской иго
- Монгольскую империю было переделена на четыре части (улусы).
- Батыю владения составляли самую западную часть — улус Джучи: здесь были созданы государство Золотую Орду
- Под властью того государства, которая охватывала территорию от Урала и Западной Сибири до Черного моря, оказалась вся Русь-Украину.
- Монгольское нашествие неузнаваемо изменила русские земли. Наибольшее опустошение испытали Киевское, Переяславское и Чернигово-Северское княжества.
- После похода Батыя они попали в зависимость от Золотой Орды
- Власть князей в этих землях сохранялась, однако право на княжение подтверждал монгольский хан своим ярлыком — грамотой-разрешением на владение землями в обмен на признание своего превосходства и обязательства предоставлять ему войско и платить дань
- По свидетельству источников, монголы требовали от всего населения уплаты десятой части — как продуктами и имуществом, так и собственно людьми.
- К страшной «человеческой десятины» попадали и те, кто не мог рассчитаться обычно. Забраны люди попадали в рабство, в основном их сдавали в монгольской армии.
- По исчислением и сбором дани следили монгольские чиновники. Наивысшего чиновника на покоренных землях называли баскаком .
- В его распоряжении были военные отряды, постоянно находились в укрепленном поселении — баскацькому городке. Исследователи предполагают, что одно из таких городков располагалось неподалеку от Киева, в урочище Батыевой — откуда и истолковывают сохраненную сих пор название.
- Все завоеванные земли, по монгольскому обычаю, было переделена на части (улусы) между подчиненными Батыю менее влиятельными ханами.
- Так, Поднепровье было переделена между ханами Мауци и Куремсой: первый кочевал в Заднепровье, второй — степями Правобережья.
- Золотоордынские правители постоянно вмешивались во внутренние дела княжеств, раздували усобицы между князьями, не останавливаясь и перед уничтожением князей, прибывавших в ордынской столице.
- Так, когда князь Михаил Всеволодович Черниговский попытался утвердиться в Киеве, ему пришлось обратиться к хану.
- Летописец сообщает, что князь Михаил отправился в Орду за ханским ярлыком , где 20 сентября 1246 за отказ выполнить языческие обряды по приказу Батыя был казнен вместе со своим боярином Федором.
- В 1243 г. первым из князей признал превосходство монголов и получил ярлык на Киев и Владимир Ярослав Всеволодович.
- Однако в разрушенный Киев князь не поехал, а послал туда наместника.
- После смерти князя Ярослава Всеволодовича право «на Киев и всю Русскую землю» получил его сын Александр, названный Невским. Однако и тот отказался от столицы
- Переяславская земля попала в еще большую зависимость от Орды. Во второй половине 40-х гг 13 века здесь не было своего князя.
- Утратило былое величие и Черниговское княжество. С конца 13 — в течение первой половины 14 в. оно распадалось на новые и новые уделы.
6. Монгольская превосходство над Галицко-Волынским княжеством
- сравнению с другими русскими землями меньшего пустынь от монгольского нашествия претерпело Галицко-Волынское княжество.
- Оно не было переделена монголами на административные округа, как другие княжества, не было в нем и наместников-баскаков.
- В Галиче и Волыни правили собственные князья, способные продолжить дело объединения украинских княжеств.
- Не последнюю роль сыграла здесь и выдающаяся фигура правителя Галицко-Волынского государства — князя Даниила Романовича
- Его меры вызвали недовольство Батыя, который поставил перед князем требование посетить Орду.
- В октябре 1245 Даниил уехал в Орду.
- Путешествие было долгим. По свидетельству летописи, Даниил пробыл в Орде 25 дней.
- результате переговоров монголы утвердили его галицко-волынским князем:
- Выплату дани не было предусмотрено, а зависимость Галицко-Волынского княжества от Золотой Орды заключалась в участии княжеского войска в походах монгольской армии.
Итак, хотя Даниил Романович попал в определенную зависимость от Батыя, монгольским властям было еще далеко до полного подчинения галицко-волынских земель.
7. Последствия золотоордынского ига
- Чтобы полностью оценить последствия монгольского нашествия на украинские земли, стоит помнить, что речь идет не только о разрушительные походы 1238-1242 гг, но и — и то главным образом! — О столетнее пребывание под властью монгольских ханов.
- Огромные человеческие и материальные потери, понесенные украинским княжества во время первого — самый мощный удар, с годами росли, ведь монгольские орды периодически волнами накатывались на завоеванные земли грабительскими походами.
- Исследователи отмечают, что во время таких набегов украинские земли теряли князей, священников, ремесленников, воинов, а это наносило большой ущерб поступательному развитию народа, тормозило хозяйственное и культурная жизнь.
- Потеря политической независимости, выполнение князьями роли послушных исполнителей воли золотоордынских князей притлумлювалы государственнические традиции, что сказалось на протяжении последующих веков.
- Ведь ослаблением Руси в результате монгольского нашествия поторопились воспользоваться западные соседи, прежде всего Польша, Венгрия, Литва, Тевтонский орден, а обескровленные украинские земли не имели силы в должного сопротивления
Это, наконец, привело к распределению украинских земель между несколькими государствами — и в этом трагический следствие золотоордынского лихолетья
- ← Создание Галицко-Волынского государства
- Галицко-Волынское государство во время князя Даниила Романовича и его преемников →
Киевская Русь и монголы
Сергей Присекин, Куликовская битва, 1980, холст, масло
В 1237 году монгольские захватчики напали на город Суздаль.
Разграбили церковь Пресвятой Богородицы и сожгли княжеский двор, сожгли Дмитриев монастырь и другие разграбили. Старых иноков и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных убили, а молодых иноков, и монахинь, и попов, и поповских жен, и дьяконов, и дьяконов, и дочерей их, и сыновей – всех увели в плен. .
Подобные образы веками не давали покоя россиянам. Они были воспроизведены на памяти живых во время немецкого вторжения в 1941 году. Чего бы они ни хотели, русские всегда стремились к безопасности от ужасающих и смертоносных нападений через плоские открытые границы на восток и запад. Однако у них не могло быть такой безопасности, если бы они не сдерживали вражду своих собственных внутренних сильных мира сего. Именно эта потребность мотивировала создание первого Русского государства более чем на три столетия раньше. «Первая летопись», первое восточнославянское повествование об основании, сообщает о 9 в.славянские племена
не было у них закона, а восставало племя на племя.
Возникли раздоры, и они начали войну против одного
против другого. . . . Соответственно они ушли за море к варягам-русам.
[И они] сказали народу Руси: «Вся наша земля велика и
богата, но порядка в ней нет». Приходи править и царствовать над нами».
Вероятно, это было не единичное событие, а постепенный процесс, посредством которого разрозненные племена приняли власть варягов или викингов в интересах мира, безопасности и стабильной торговли. Варяги основывали укрепленные городские поселения на торговом пути из Скандинавии в Византию по рекам Волхову, Двине и Днепру. В самом южном из этих поселений, Киеве, они основали столицу, откуда их каган (впоследствии великий князь) мог усилить свою власть над непокорными племенами. Он является родиной двух сегодняшних суверенных государств, России и Украины. Вокруг Киева построили полукольцо крепостей для защиты его от набегов кочевников. Они легко смешались со своими подданными и переняли их язык, так что возникли общий восточнославянский язык и культура, хотя и с ярко выраженной социальной иерархией: князь и его дружина (вооруженные приспешники) составляли элиту.
Такое закрепление власти и культуры сделало жизнь более безопасной и благополучной: развилась оживленная торговля и оседлое земледелие. Родство как основной принцип социальной организации исчезло, из летописей исчезли названия племен, уступив место городским и сельским общинам. Князья наградили своих воинов правом кормления, то есть на содержание (буквально: кормление) местными общинами в обмен на гарантию защиты. Это был вариант «даровой экономики»; это дало местным сообществам возможность узнать своих хозяев, оценить их реакцию и установить — а иногда и нет — некоторое взаимное доверие и взаимовыгодные отношения с ними.
Для регулирования своих дел сельские общины имели свои собрания, для обозначения которых постепенно вошел в обиход термин мир, означающий мир или согласие. Городские сходы назывались вече: только их поддержка или «одобрение» делали власть князя вполне законной. Все граждане мужского пола были членами вече, и они имели как право, так и обязанность взяться за оружие в защиту общины.
Однако создание единого королевства оказалось более сложной задачей. Различные сыновья киевского великого князя регулярно боролись друг с другом за престолонаследие. Усилия по обузданию этих междоусобиц напоминали усилия преемников Карла Великого, которые также пытались подавить меньших князей и непокорные племена. Лучший способ установить закон и порядок и создать взаимную солидарность — это принять монотеистическую религию. Вот что князь Владимир (р. 978–1015) сделал это в 988 году, приняв византийскую форму христианства. Он предлагал привлекательные активы князю, стремящемуся укрепить свою власть: он осуждал кровную месть и оправдывал княжеское установление закона, порядка и мира. Говорят, что двое из его первых святых, Борис и Глеб, сыновья Владимира, были убиты соперниками за то, что отказались участвовать в династических распрях. Расширяя свою сеть приходов, церковь также обеспечивала наиболее эффективный способ распространения как нравственных понятий, так и соблюдения закона.
Тесные отношения с Византией были особенно выгодны людям, которые уже торговали с ней. Православие имело и другие преимущества: оно допускало партнерство со светской властью, а его литургия совершалась на языке, родственном просторечию, так что оно было ближе к народу, чем латинское христианство. С другой стороны, после разделения Византийской и Римской церквей в XI веке Православие утратило свои экуменические связи с большей частью Центральной и Западной Европы.
Чтобы координировать действия власти, Владимир рассредоточил своих сыновей по различным региональным базам в пределах своего королевства. У каждого была дружина, имевшая право на кормление от местных общин. Работа Владимира по консолидации была продолжена его сыном Ярославом (годы правления 1019–1054), который перестроил Киев как внушительную столицу с каменными укреплениями, собственным Софийским собором, названным в честь главной церкви Византии, и Золотыми воротами для торжественный въезд. Киево-Печерский монастырь стал центром христианской учености и культуры, а в течение нескольких десятилетий в XI и начале XII вв. из него вышла «Первая летопись», в которой Киевское царство определялось как совместное предприятие владимирской династии Рюриковичей (названной по имени первого варяжского князь, Рюрик). Ярослав издал первый русский свод законов, Русскую Правду. «Правда» — ключевое слово для понимания русской культуры: она означает не только правду, но и справедливость и то, что правильно по закону Божию. Основной вклад кодекса состоял в том, чтобы строго ограничить кровную месть и заменить ее тщательно выверенной схемой штрафов за убийство, ранение, оскорбление или посягательство на собственность. Способность налагать такие штрафы предполагала как сильную центральную власть, так и стабильную денежную систему.
На северном конце торгового пути из Скандинавии в Византию город Новгород развивался как крупный экономический центр. Он получил контроль над огромными территориями крайнего севера и востока и обложил данью местные балтийские и финно-угорские народы. Из огромных лесов новгородцы могли продавать лес, меха, воск и мед как на юг в Киев и Византию, так и на запад в Прибалтику и Германию через Ганзейский союз. У него был свой Софийский собор и свой архиепископ, уступавший только Киевскому митрополиту. Его вече было особенно влиятельным и часто подтверждало свое право избирать собственного князя, какими бы ни были династические договоренности, установленные Киевом.
Ярослав сделал все возможное, чтобы обеспечить сильное коллективное руководство, упорядочив наследование княжеских престолов не по прямой преемственности от отца к сыну, а через младших братьев по старшинству. Это должно было установить принцип, согласно которому королевство было своего рода федерацией, принадлежащей княжеской семье в целом, а также устранить основания для междоусобиц внутри этой семьи. Старшему живому брату надлежало следить за всем устроением.
Коллективное правление в принципе уважалось, но на практике оказалось слишком сложным. После смерти Ярослава его братья и двоюродные братья периодически воевали друг с другом из-за наследства, но иногда им приходилось сворачивать свои распри, чтобы противостоять общей угрозе со стороны степных кочевников. Во время особо тревожных набегов кипчаков (или половцев) в 109 г.0-х годов князья встретились и возобновили династический договор. Он успешно справился с непосредственной опасностью и подарил Киевской Руси еще одно поколение мира, но он не оказался прочным.
В 1113 году киевляне пригласили Владимира Переяславского, наиболее успешного полководца против половцев, княжить над ними как великий князь. После своих побед он получил от Византии меховую корону, «корону Мономаха», как символ своей богоданной власти. Он был вдумчивым и благочестивым, но также и практичным правителем, верившим в личную ответственность за все основные тяготы княжеской власти: войну, династию и ее хозяйство, справедливость, благотворительность и покровительство, соблюдение правды. Свои наставления он изложил в письменном Увещании (Pouchenie) своим сыновьям, призывая их править не только военными средствами, но и «покаянием, слезами и милостыней». Это сочетание физической силы с христианской моралью продолжало оставаться идеалом для правителей Руси/России.
После смерти Владимира возобновился раздробление Киевской Руси. Это произошло отчасти потому, что он рос в размерах и процветании. Торговля приносила экономическую активность в новые районы, особенно на север и восток, где было много древесины, меха и рыбы, а лесной покров обеспечивал лучшую защиту от степных набегов. Были основаны новые города, и младшие князья использовали их как базы для укрепления своей власти; в частности, Владимир, Суздаль и Ростов стали богатыми торговыми центрами, хотя еще не стали серьезными соперниками Киева и Новгорода. Строились новые храмы и создавались новые епархии под эгидой Киевского митрополита. В то же время вражда князей из-за земель и прав наследования неоднократно подрывала эти многообещающие события.
Монгольское владычество
В начале 13 века возникла другая, гораздо более серьезная опасность. При монгольском племени создавалась степная федерация нового типа с центром между Байкалом и Великой Китайской стеной. Он создал большие, чрезвычайно мобильные и опытные кавалерийские армии, которые завоевали Китай при Чингисхане. Затем они двинулись на запад, объединив разрозненные кочевые племена Центральной Евразии, в том числе кипчаков. Здесь разобщенность русских князей оказалась фатальной. Когда войско Батыя, внука Чингисхана, подошло к Рязани в 1237 году, князья вели ожесточенные бои за Киев и не откликнулись на призыв Рязани о помощи. В течение следующих трех лет конница Батыя могла атаковать города в одиночку, ни разу не сталкиваясь с объединенной армией русских, устроив резню, которую мы видели выше.
В каждом случае его люди безжалостно грабили, разрушали и убивали. Многие города потеряли большую часть своего населения; оставшиеся в живых трудоспособные были сосланы в рабство или на службу в армию Батыя.
В конце концов Батый отступил, решив, что прямое занятие такой незнакомой лесистой территории ему не по силам. Он основал столицу своего владения (улуса), обычно называемого историками Золотой Ордой, в Сарае на низовьях Волги. Оттуда он и его преемники создали систему владычества над русскими княжествами. Они наградили каждого правящего князя ярлыком (правом на власть) после символической церемонии подчинения. При выборе преемника для каждого княжества Золотая Орда по возможности следовала установленным киевским принципам, но оставляла окончательное решение в своих руках. Они назначили к каждому князю монгольского сборщика дани и наместника, которые производили перепись местного населения — показатель высокоразвитой административной системы — для того, чтобы люди платили дань Сараю и отправляли рекрутов в ополчение или в армию. принудительно-трудовая бригада.
Традиционно русские считали господство монголов непреодолимым бедствием. Недавние исследования показывают, однако, что после первоначальных потрясений и разрушений оно имело компенсации, хотя на протяжении нескольких поколений ложилось тяжелым бременем на русское население, против которого горожане периодически восставали. Монголы сдерживали княжеские междоусобицы. Они построили и поддерживали сеть связи вместе с почтовыми ретрансляционными станциями, превосходившую все, что существовало в Киеве. Через него они подключили Русь к центральной азиатской торговой сети, которая простиралась до Китая, самой богатой цивилизации мира. Эта торговля заложила основу для экономического подъема, который набирал обороты в 14 веке. Князья, которые сотрудничали с монголами, особенно преуспели: их власть была гарантирована, и они получили монгольскую поддержку против любого восстания на своих территориях.
Для Православной Церкви монгольское владычество было чуть ли не золотым веком. Монголы были принципиально толерантны в религиозных вопросах, а позже и сами стали мусульманами. Они даровали церкви иммунитет от дани и от обязанности сдавать рекрутов на военную и трудовую повинность. Он смог накопить обширные земельные владения и вассалов. Большая часть работы по освоению новых территорий была проделана монастырями, которые, таким образом, стали рассадниками как духовной, так и экономической мощи. Более того, при раздробленности и подчинении светской власти церковь была единственным институтом, способным говорить за Русь в целом. Киевский митрополит считал себя хранителем ее целостности: он принял титул митрополита всея Руси и много времени проводил в разъездах по епархиям.
Тем временем Новгород шел своим путем. Его далекое расположение в лесу на северо-западе удерживало монголов от нападения на него. Его князь Александр (годы правления 1236–1263) умело вел с ними переговоры и в обмен на уплату обильной дани получил особую грамоту, гарантирующую право города на самоуправление. У него была веская причина смягчить монголов, поскольку его западной границе угрожали шведы; он победил их в 1240 году в битве на Неве — отсюда его прозвище Невский. Кроме того, тевтонские рыцари пытались перекрыть прибыльные торговые пути Новгорода на Балтике. Когда они подошли к самому городу в 1242 году, Александр одолел их в бою на замерзшем Чудском озере. Масштабы битвы могли быть преувеличены позднейшими летописцами, но ее значение быть не может. Он установил реку Нарву и Чудское озеро в качестве постоянной границы между восточным и западным христианством.
Младший сын Александра Даниил стал правителем нового Московского княжества. В начале 14 века ему и его преемникам удалось зарекомендовать себя как привилегированных получателей ярлыка великого князя, хотя, как потомки кадетской линии Рюриковичей, они не подпадали под киевские правила престолонаследия. Сын Даниила, Иван I (Иван Калита, или «денежный мешок», годы правления 1325–41), получил ярлык в 1328 г., проводив соперника из Твери. Он практиковал непоколебимую верность Золотой Орде и использовал свою функцию сборщика дани для обогащения своего собственного княжества. Субсидируя соседним князьям, он смог заручиться их поддержкой и поддержкой их торговых городов, а в некоторых случаях фактически интегрировать их территории в свои. Постепенно Москва перестала соблюдать киевские династические правила и перешла к прямому вотчинному наследованию, от отца к старшему сыну. Важность этого была подчеркнута, когда в 1425 году, после смерти Василия I, его брат оспорил престолонаследие своего сына и вверг Московию в гражданскую войну, которая длилась почти тридцать лет. Более поздние князья и их бояре (главные воины) были полны решимости не допустить повторения этой катастрофы.
Восстановление Руси происходило не только на севере и востоке. Юго-западные княжества, особенно Галиция и Волынь, объединились с Литвой, которая победила Золотую Орду в битве у Синих Вод в 1362 году и смогла установить свою власть над Киевом и большей частью первоначального центра Руси. С конца 14 века Литва для собственной защиты стремилась к союзу с Польшей, чтобы сформировать то, что в то время было самым большим королевством в Европе. Литовские князья приняли католическую религию, хотя многие из их народа остались православными. Таким образом, западные и юго-западные княжества Киевской Руси переняли элитарную латинскую польскую культуру, которая отличала их от культур севера и востока. Язык, на котором говорят на западе, первоначально известный как русинский (русинский), превратился в современный белорусский и украинский. Со временем их территории стали современной Белоруссией и значительной частью Украины.
Поскольку Митрополия была важнейшим «всерусским» институтом, ее расположение и полномочия были жизненно важны для развития государств-правопреемников Киевской Руси. Сам Киев потерял свое господство, потому что был особенно уязвим для набегов степняков. В 1325 г. митрополия переехала в Москву; Совершивший переезд митрополит Петр впоследствии был канонизирован при поддержке Ивана Калиты, а его могила стала местом паломничества. Это был решающий момент: с тех пор Москва стала центром русского православия, хотя время от времени оспаривалась киевскими митрополитами при поддержке Литвы.
В течение 14 и 15 веков монастыри множились и приобретали обширные новые земли в северных и восточных лесах. Их мотив был как духовным, так и экономическим. Когда молодые монахи становились недовольны дисциплиной в своих родных устоях, они отрывались, чтобы устроить свой собственный скит (скит) дальше в лесу, где для достижения духовной концентрации они могли бы побыть в одиночестве или разделить богослужение с несколькими себе подобными. мыслящие коллеги. Со временем к ним присоединятся другие преданные, построят поблизости свои хижины или убежища, и так появится совершенно новый монастырь. Наиболее искусные и опытные монахи становились почитаемыми старцами (старцами), к которым за духовным советом обращались верующие из всех слоев общества. Достоевский изобразил одного из них как отца Зосиму в «Братьях Карамазовых».
Такова была биография преподобного Сергия Радонежского, который ушел с братом из дома и построил часовню в глубине леса. Он приобрел репутацию человека, обладающего духовной проницательностью, и постепенно к нему присоединились другие монахи и искатели. В конце концов, они основали полноценный монастырь, и пригласили его стать настоятелем. С неохотой и только по настоянию местного епископа он согласился. Его основанием позже стала Лавра Святой Троицы и Сергия, будущая резиденция Московского Патриархата и центр русского православия.
Поиски душевного покоя и сосредоточенности вдохновляли и иконописцев, связанных с Московским княжеским двором и Троицкой Лаврой. Феофан Грек и его ученик Андрей Рублев разработали византийские иконические модели, сделав их фигуры менее монументальными, более изящными и выразительными в жестах и внешнем виде. Троица Рублева, пожалуй, самая известная из всех православных икон: ее светло-голубой колорит, кроткое и доверительное отношение трех ангельских фигур друг к другу, выражение духовного мира и взаимного общения (позже известного как соборность), которые остались идеалом для русские верующие.
Упадок Золотой Орды и подъем Московии
Само богатство Золотой Орды, основанное на евразийской торговле, побуждало подчиненных правителей использовать свои улусы как центры оседлого процветания и независимой власти. В 1370-х годах один из таких военачальников, Тимур (или Тамерлан), создал Центральноазиатскую империю, последнюю из великих кочевых сверхдержав. Один из его полководцев, Мамай, основал собственное независимое ханство к западу от Волги и объявил всю Русь своим улусом. Князья Руси столкнулись с двумя наборами требований в отношении дани, но также и с возможностью воспользоваться конфликтами своих повелителей. Чтобы преодолеть растущую мощь Москвы, Мамай вступил в союз с Литвой. Москва всегда сознательно избегала вооруженного конфликта с Ордой. Однако в 1380 г., когда Мамай двинулся на Москву, князь Дмитрий, укрепленный (по преданию) формальным благословением Сергия, решил бросить ему вызов на Куликовом поле, в верховьях Дона. Армии Дмитрия удалось отразить атаки монгольской конницы до прибытия литовских союзников Мамая. Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской в честь своей победы.
Иго монголов было поколеблено, но не свергнуто. Они решили продемонстрировать, кто здесь хозяин, и через два года совершили набег на Москву. Дмитрий снова смиренно принял ярлык. Тем не менее, безоговорочное принятие монгольского господства пошатнулось. Москва стала несомненным лидером среди северо-восточных княжеств. В течение следующих двух поколений ряд авторов хроник и повествовательных поэм начали превозносить Москву как лидера сил христианского мира против мусульман. В этом повествовании Куликово и Сергийское благословение занимали центральное место; Дмитрий Донской стал святым князем, с Божией помощью принесшим победу над неверными. Тем самым «земля Русская» стала отождествляться с властью московского великого князя. Это было началом слияния в Москве сильной государственной власти с религиозной миссией.
Вопреки легенде, Москва укрепила свою мощь и авторитет не противостоянием монголам, а установив с ними хорошие отношения, зарекомендовав себя надежными плательщиками дани и блюстителями порядка. В ходе этого опыта они многое узнали об искусстве управления: как проводить перепись и использовать ее для целей налогообложения, как собрать армию, поддерживать быструю связь на обширной территории и использовать торговлю, в то же время получая от нее дань. . Степные ханы правили, периодически советуясь со своими ведущими воинами, когда нужно было принимать важные решения. Московский великий князь также созывал своих бояр на периодические собрания, которые историки называют Боярской думой. Он издавал большие указы с формулировкой «бояре посоветовали, а великий князь постановил». . . ’.
Концентрация власти и достижение согласия младших князей и бояр стали первостепенной задачей великих князей, особенно после того, как гражданская война середины 15 века показала, насколько опасна разобщенность. Их успех позволил Москве стать самым большим и процветающим из посткиевских княжеств, за единственным исключением Новгорода. Между 1462 и 1533 годами Московия увеличилась примерно в три раза по размеру и населению. Уговорами, брачным соглашением и случайной угрозой войны Москва подчинила себе несколько княжеств севера и востока. Самым большим призом был сам Новгород, который пытался заключить союз с Литвой, чтобы сохранить свою независимость и торговые связи с Балтикой. В 1478 г. Иван III (годы правления 1462–1505) вошел в город, закрыл вече и снял с него призывной колокол, символ его независимости. Он выслал многих новгородских помещиков и передал их обширные земли в качестве поместий (служебных поместий) своим последователям. В последующие десятилетия изготовление таких пожалований из новоприобретенных земель позволило московскому великому князю создать собственную армию с подотчетными ему командирами. Младшие князья должны были занять свое место в боярской иерархии.
Вплоть до конца 15 века, тем не менее, у Москвы все еще был номинальный сюзерен, хан Большой Орды, один из остатков прекратившей свое существование Золотой Орды. На практике Иван III, хотя и продолжал платить дань, игнорировал свое теоретическое обязательство добиваться согласия на свою политику от хана. В 1480 году хан Ахмет предпринял последнюю попытку выполнить это обязательство, двинул свои войска на Москву. Иван преградил ему путь на реке Угре, и после долгого противостояния Ахмет отступил. Это было молчаливое признание того, что монгольский сюзеренитет больше не имел силы, хотя Москва продолжала платить дань еще несколько лет.
Примерно в то же время из-под сени Византии выходит и церковь. По мере того как Византийская империя становилась все слабее, все больше ее мирских обязанностей перекладывалось на патриарха, который отреагировал попыткой воссоединения с Римом. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439 гг.) православные приняли требования Ватикана по всем существенным доктринальным вопросам. Митрополит Исидор, присутствовавший от имени Московии, подписал итоговый документ и вернулся домой римским кардиналом. Он вошел в город торжественной процессией, держа в руках распятие, но, к своему ужасу, был арестован и заключен в монастырь за отступничество. Отныне Московская церковь больше не подчинялась автоматически византийскому патриарху. Вскоре после этого, в 1453 г., Византия окончательно перешла к Османской империи – событие, потрясшее московских церковников, но также оправдавшее их суждение и освободившее их.
Таким образом, к концу 15 века Московия была бесспорно доминирующей державой на севере и востоке бывшей Киевской Руси и стала независимой от монголов. Это было достигнуто за счет интеграции большей части того, что было династической федерацией, в единое вотчину, управляемое путем адаптации некоторых монгольских практик.
Его церковь освободилась от Византии и полагала, что имеет экуменическую миссию как оплот единой истинной христианской веры. Сочетание радикальной централизации с чувством универсального религиозного призвания должно было оставаться наиболее характерной чертой Московии, а затем и России.
Однако на этом этапе было несколько вариантов будущего. Оно могло стать зачаточным восточнославянским национальным государством, но западные ветви этой потенциальной нации уже находились под властью другой. Он мог бы стать центром восточно-христианской ойкумены, сменившей Византию, но, как мы увидим, разбавил эту миссию ассимиляцией многих неправославных, да и нехристианских, народов. Или она могла бы стать северо-евразийской многоэтнической и многоконфессиональной империей, фактически преемницей Золотой Орды, но в этом случае церковь с ее настойчивым пониманием миссии и ее светскими богатствами оказалась бы проблематичным союзником.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Советский Союз — Монгольское нашествие
Советский Союз — Монгольское нашествие
Список стран
Советский Союз Содержание
Монгольское нашествие
В период своего раздробленности Киевская Русь столкнулась с величайшей угрозой
от нашествия монголов. Армия Киевской Руси вместе с
Тюркские половцы встретили монгольский набег в 1223 г. на Калке.
Река. Армия Киевской Руси и ее половецкие союзники были
сокрушительно побежден. Гораздо более крупная монгольская армия захватила большую часть Киева.
Русь зимой 1237-1238 гг. В 1240 году город Киев был разграблен.
а монголы двинулись дальше в Польшу и Венгрию. Принадлежащий
княжества Киевской Руси, только Новгородская республика
избежал вторжения; однако он платил дань монголам.
Одна ветвь монголов отошла к Сараю на низовьях Волги.
реке и установил
Золотая Орда (см. Глоссарий). Из Сарая
Золотоордынские монголы контролировали Киевскую Русь, правя косвенно
через своих князей и мытарей.
Воздействие монгольского нашествия было неравномерным. Некоторые центры,
Киев, например, так и не оправился от разорения
начальная атака. Новгородская республика продолжала процветать
невредимым, и новый субъект, город Москва, процветал под
монголы. Хотя русская армия разгромила Золотую Орду при
Куликово в 1380 г., монгольское господство над территориями, заселенными
русскими, и требования дани с русских князей продолжались
примерно до 1480 года. Однако в начале четырнадцатого века
Литва вытеснила монголов с территорий, населенных
украинцы и белорусы и претендовали на эти земли.
Литовцы приняли русинский язык (украинско-белорусский)
в качестве государственного языка и сохранял судебную и
Административная практика Киевской Руси. Великий князь
Литва стала претендентом на политическое и культурное
наследие Киевской Руси. В конце концов, традиции Киевской Руси
были вытеснены польским влиянием в Литве.
Историки спорят о долгосрочном влиянии монгольского правления на
Российское и советское общество. В этом обвиняют монголов.
разрушение Киевской Руси; расставание со старым «русским»
национальность на украинскую, белорусскую и русскую составляющие;
и введение в России «восточной деспотии». Но большинство
историки сошлись во мнении, что Киевская Русь не была однородной
политической, культурной или этнической общности и что монголы просто
ускорил ее распад, начавшийся еще до вторжения.
Тем не менее, современные историки склонны приписывать монголам
режима, сыгравшего очень важную роль в развитии Московии как
Штат. Московия, например, переняла свою сеть почтовых дорог,
перепись, фискальная система и военная организация от монголов.